Заседание № 238
02.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 574853-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования деятельности по организации и проведению азартных игр).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1838 по 2264 из 4925
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Александр Александрович Трембицкий. ТРЕМБИЦКИЙ А. А., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Во исполнение поручения Совета Федерации о проведении мониторинга законодательства и правоприменительной практики в части организации азартных игр на территории страны нами была проведена определённая работа, итогом которой явилось несколько законопроектов, которые я сегодня хотел бы вам представить. Проект федерального закона разработан с целью устранения отдельных пробелов законодательного регулирования организации и проведения азартных игр и предлагает установить запрет на заключение пари в букмекерских конторах и тотализаторах с лицами, не достигшими возраста 18 лет, ограниченными судом в дееспособности, а также в отношении которых возбуждено исполнительное производство в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Кроме того, предложенный вашему вниманию законопроект уточняет отдельные положения законодательных актов с целью совершенствования порядка защиты прав участников азартных игр и посетителей игорных заведений, также уточняются требования к правилам посещения игорного заведения. Уважаемые коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Викторович Алтухов. АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Александр Александрович подробно раскрыл позицию авторов законопроекта, я выскажу позицию Комитета по экономической политике. Предлагается внести изменения в два законодательных акта - в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр..." и в Закон "О защите прав потребителей". Прежде всего предлагаемыми изменениями ограничивается круг лиц, участвующих в соответствующих азартных играх, мы в первую очередь говорим о несовершеннолетних. Да, сейчас, в данный момент законодательством запрещено участие в азартных играх лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, вместе с тем у нас для организаторов азартных игр не установлена ответственность за заключение так называемых пари, и, к сожалению, есть случаи, когда несовершеннолетними на территории соответствующих заведений, букмекерских контор, тотализаторов заключаются пари. В большей части они заключаются в сети "Интернет". Как мы с вами понимаем, там подтверждение возраста проходит достаточно формально - нажатием кнопки, мол, да, мне исполнилось 18 лет. Также внесёнными изменениями предложено ограничить участие в соответствующих пари лиц, судом ограниченных в дееспособности, имеющих, так скажем, азартную зависимость, склонность к злоупотреблению алкогольными и наркотическими веществами, ну и тех лиц, кто имеет задолженность по алиментам. Комитет по экономической политике считает, что ужесточение соответствующих требований к деятельности по организации и проведению азартных игр направлено на борьбу с болезненным пристрастием граждан к азартным играм, но предлагаемые изменения, несомненно, будут способствовать и защите лиц, которые в силу определённых жизненных обстоятельств нуждаются в особой поддержке со стороны государства. Вместе с тем определённые положения законопроекта требуют уточнения. Нам необходимо распространить запрет на участие несовершеннолетних в азартных играх, проводимых не только в букмекерских конторах, но на территории всех игорных заведений. Сейчас в законопроекте не определён порядок получения организатором азартных игр сведений об ограничении дееспособности лица, желающего принять участие в азартных играх, - нам необходимо также доработать соответствующие изменения ко второму чтению. И в законопроекте не прописана ситуация, когда должник погасил задолженность, а соответствующие сведения не были удалены из соответствующих систем. Ну и последнее, мы считаем правильным распространить соответствующие ограничения в части участия в азартных играх на недееспособных лиц, признанных такими по причине в принципе любого психического заболевания. Эти замечания не носят какого-то концептуального характера, они могут быть спокойно учтены ко второму чтению. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике просит поддержать законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Коллеги, есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Александрович, ну, прежде всего скажу, что законопроект крайне важный и нужный. Но вот каким образом организаторы азартных игр будут получать информацию о лице, ограниченном в дееспособности, которое вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками ставит себя в тяжёлое материальное положение? Потребуется ли подключение организаторов азартных игр к системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", а также в случае с должниками, в отношении которых начато исполнительное производство, - к платформам, базе данных ФССП России? Если это так, то каким образом обеспечить конфиденциальность передаваемых данных о таких лицах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Александрович. ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Спасибо за вопрос, уважаемый Владимир Владимирович. Абсолютно правильный вопрос, мы его обсуждали с коллегами на заседании комитета. Будет ко второму чтению предусмотрен переходный период, потому что, да, действительно потребуется подключение к ФГИС в социальной сфере и потребуется уточнение некоторых моделей взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов. Соответственно, все эти вопросы нами будут проработаны, и ко второму чтению уже будет представлен уточнённый документ, в котором полностью проработанный порядок будет уточнён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Александрович, предлагаемый запрет крайне важен даже только потому, что из-за патологического пристрастия к азартным играм лудоманы ставят свои семьи в крайне тяжёлое материальное положение. Поэтому в развитие предыдущего вопроса хотелось бы уточнить: как этот запрет будет работать на практике в целом? Будет ли обязан потенциальный участник предоставлять перед заключением пари свой паспорт, чтобы подтвердить, что ему 18 лет, справку о дееспособности, что он не алкоголик, не наркоман и так далее, справку об отсутствии задолженности и так далее? Как в целом этот механизм будет работать? Или он будет регламентирован подзаконными нормативными актами? А если так, то, может быть, есть смысл пересмотреть вопрос о вступлении закона в силу? ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Уважаемый Анатолий Борисович, обязанностью организатора азартной игры является уточнить возраст лица, которое пришло эту азартную игру провести, осуществить. Соответственно, точно так же будет являться обязанностью уточнить, находится ли он в соответствующем перечне должников либо лиц, ограниченных в дееспособности. Вопрос о переносе срока вступления закона в силу мы не рассматриваем, потому что как раз для этих моментов, как я уже сказал в ответе на предыдущий вопрос, будет предусмотрен переходный период. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пилипенко Ольга Васильевна, пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Александрович, законопроект несомненно важный и направлен на защиту определённой категории граждан, особенно несовершеннолетних детей. Но не могли бы вы ответить на вопрос: это ответственность только организаторов? И какая мера наказания предусмотрена? И предусматривает ли законопроект, может быть в дальнейшем развитии, ответственность самих лиц, которых мы пытаемся защищать этим законом? ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Уважаемая Ольга Васильевна, защищать мы пытаемся не столько, наверное, лиц, которые подвержены вот этой зависимости, сколько их семьи и социум в целом от тех пагубных влияний, которые эта зависимость несёт. И делаем это на данный момент пока поэтапно, пошагово по аналогии с законом о регулировании алкогольного рынка, то есть ответственность на данный момент предусмотрена только для недобросовестных организаторов азартных игр. Пока необходимости вводить ответственность непосредственно для участников азартных игр мы не видим. Ну, понятно, при приобретении алкоголя лицом, не достигшим определённого возраста, ответственность всё-таки наступает у того лица, которое реализовало ему алкоголь, - здесь аналогия прослеживается абсолютно точная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Александр Александрович, вы не ответили всё-таки на вопрос, какая ответственность ждёт организаторов азартных игр, если они нарушат те запреты, которые мы сегодня вводим, достаточно ли её будет, чтобы она работала? Ну и самый главный вопрос, на который вы так и не ответили: технически как это будет осуществляться? То есть букмекеры будут иметь доступ к персональным данным наших граждан, касающимся исполнительного производства, касающимся, скажем так, ограничения их дееспособности? Как это будет работать? Если такого механизма не будет, то, в общем-то, хорошая идея останется хорошей идеей, кроме проверки паспорта, проверки возраста ничего сделать не удастся. ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Уважаемый Алексей Владимирович, что касается ответственности, параллельно будут внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях - штраф для организатора азартной игры предположительно в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Что касается доступа к информационным ресурсам, то есть к ФГИС в социальной сфере, и доступа к базе данных Федеральной службы судебных приставов, я уже сказал: да, букмекеру должна быть предоставлена возможность иметь доступ и к одной, и ко второй системам. Собственно говоря, к системе службы судебных приставов сейчас имеет доступ любое лицо. Любой из нас может зайти на сайт службы и по фамилии, имени, отчеству и дате рождения проверить любого - себя, члена своей семьи или абсолютно любого постороннего, но знакомого нам человека. Именно для этого мы предлагаем предусмотреть переходный период - дабы избежать каких-то неточностей, потому что с одинаковыми ФИО и датой рождения возможно найти далеко не одного человека в нашей стране. Вот порядок доступа к этой системе и к тем данным, которые ещё потребуются букмекеру, будет дополнительно уточняться в переходный период, и за это время букмекеры смогут подключиться к соответствующим системам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Александрович, бесспорно, идея благая. Тем не менее хотелось бы, чтобы вы уточнили, хотелось бы услышать о вашем видении, как мы будем осуществлять контроль за тем, что это несовершеннолетние или, там, недееспособные, если это делается через Интернет в первую очередь? Я считаю, что это слабое звено в этом законопроекте. Хотелось бы услышать ваше мнение. Это первое. Второй момент. Суд может вынести такое решение - определить это лицо. Есть ли у вас статистика, сколько на сегодняшний день таких судебных решений вынесено? И третий момент. Вы сказали, что в ближайшее время будут вноситься поправки в административный кодекс. Насколько я понимаю, закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Хотелось бы всё-таки понять, какой будет крен в части ответственности? Как вы видите, в какой мере будет эта ответственность прописана? И когда мы будем рассматривать следующий шаг - вот именно определение ответственности? ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Уважаемый Андрей Геннадьевич, начну с конца. Что касается крена и ответственности, мы постараемся сделать это в максимально короткие сроки. Опять же буквально вчера с коллегами из комитета мы этот вопрос обсуждали, планируем на следующей неделе собраться и более подробно погрузить всех желающих в этот вопрос, ну и, естественно, принять те решения, которые нам необходимо будет для этого принять. В целом на все предыдущие вопросы я, по-моему, ответил уже. Если необходимы будут какие-то уточнения, я готов лично проинформировать обо всей работе, которая была проведена, и обо всей работе, которая сейчас идёт, не останавливаясь, в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фролова Тамара Ивановна, пожалуйста. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, спасибо большое. Я уже услышала ответ на аналогичный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Вопрос Александру Александровичу, хотя, может быть, и комитету, с учётом того что ко второму чтению, возможно, будет подготовлена поправка. Вчера опубликовали информацию, и журналисты звонили с вопросом относительно тех огромных средств, которые граждане используют для того, чтобы играть, в том числе теряют эти средства, и предложили рассмотреть вопрос - я теперь его адресую вам - о полном запрете рекламы азартных игр. Вот как вы к этому относитесь? По себе знаю, приложение какое-нибудь скачиваешь в телефон, и там обязательно реклама азартных игр: переходи, играй, ставь, определяй ставки и так далее. Явно идёт агрессивное навязывание, и раз это есть, это беспокоит, это способствует потере средств, может быть, имеет смысл ко второму чтению эти вопросы предусмотреть, отрегулировать? ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Ярослав Евгеньевич, ну, откровенно говоря, пока не видим острой необходимости запрета рекламы. Почему? Поясню. Потому что доходы федераций спорта, получаемые от отчислений букмекерских контор, которые осуществляют их в соответствии с действующим законодательством, составляют огромную долю финансирования этих самых федераций спорта. Говоря о рекламе, всё-таки мы должны подразумевать, наверное, недобросовестную рекламу и рекламу каких-то нелегальных букмекерских контор, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в сети "Интернет", это чёрные букмекеры, которые действуют вразрез действующему (извините за тавтологию) российскому законодательству. Вот бороться с ними, наверное, необходимо всё-таки не внесением изменений в законодательство об азартных играх, а, как мне это видится, корректировкой закона "О рекламе", это во-первых, а во-вторых, более тесным взаимодействием с Роскомнадзором и теми структурами, которые должны этот момент контролировать. А когда мы говорим о легальных букмекерах, о добросовестных, добропорядочных федерациях спорта - здесь этот вопрос стоит наименее остро. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. Пожалуйста, Сергей Викторович. АЛТУХОВ С. В. Спасибо большое. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, я дополню. Александр Александрович уже упомянул, я приглашаю всех коллег - действительно, мы договорились, что в ближайшее время проведём такой совместный "круглый стол" по обсуждению этого вопроса, потому что поступают определённые предложения, в том числе и по возрасту, и по рекламе. Давайте вместе с сообществом соберёмся, обсудим эти вопросы в рамках "круглого стола", который в ближайшее время анонсируем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Александрович, вопрос о позиции вашего законопроекта в отношении несовершеннолетних. Сейчас базовый закон уже запрещает вовлечение несовершеннолетних в любые азартные игры, а вы прописываете детально, что речь идёт только о заключении пари, о наказании за заключение пари с несовершеннолетним, тем самым вы сужаете, что называется, круг участия несовершеннолетних. Это первое. И второе, вопрос идентификации участника азартной игры и вовлечения Федеральной службы судебных приставов. Слушайте, учитывая количество сотрудников ФССП, учитывая огромную загруженность, там только алиментные обязательства столько времени занимают, никак разобраться не можем... Вы считаете, что это рабочая норма законопроекта, предлагаемого вами? ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Уважаемая Нина Александровна, что касается сотрудников Федеральной службы судебных приставов, напрямую они не будут задействованы в этой работе никоим образом, потому что та база данных, которая необходима букмекеру для проверки игрока, уже функционирует, она есть, я повторю, я уже об этом говорил, она функционирует, и каждый может воспользоваться этой базой данных прямо сейчас, прямо здесь, прямо онлайн. Так что здесь никоим образом нагрузка на сотрудников, на инспекторов, на состав Федеральной службы судебных приставов не будет увеличиваться. Что касается первой части вашего вопроса, возраста 18 лет. Значит, сейчас закон № 244-ФЗ запрещает только вход и нахождение в помещении букмекера - всё. Нет прямого запрета на заключение пари с лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, что в свою очередь ограничивает органы в том числе внутренних дел в возможности составления соответствующих протоколов и преследования таких лиц по закону. Вот и всё. Это устранение маленького, но очень важного пробела в законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Александрович, данная сфера непроста, и предложенный в такой редакции механизм вряд ли будет работать, и закон в том числе. Ну а вопрос, который хотел задать, по сути, прозвучал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые Александр Александрович и Сергей Викторович, вопрос мой связан вот с чем. В заключении комитета предлагается рассмотреть и такую тему, как ограниченная дееспособность по признанию суда, связанная с психическим расстройством. Не кажется ли вам, что мы здесь вторгаемся в такую тему, как врачебная тайна? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит на вопрос? ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Николай Иванович, этот вопрос не очень связан с врачебной тайной. У нас решение об ограничении дееспособности может принять только суд. Мы с коллегами это обсуждали, да, у нас ещё идёт полемика по этому вопросу, наше предложение - ограничивать возможность участия в азартной игре лицу, ограниченному в дееспособности или признанному недееспособным, независимо от тех причин, которые привели к ограничению дееспособности. Тогда мы не будем уже вдаваться в подробности, что стало причиной ограничения дееспособности - заболевание или ещё какие-то жизненные обстоятельства, - мы просто понимаем, что этот человек, вполне вероятно, может не отдавать отчёт своим действиям, и лучше его не допускать к участию в азартной игре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. АЛТУХОВ С. В. Ну, Александр Александрович ответил уже. Да, действительно, мы в первую очередь говорим о судебных решениях, которые вынесены, о недееспособности. Если, действительно, мы понимаем, что суд признал человека недееспособным, давайте всё-таки его уберегать от подобного рода действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Александрович, данная законодательная инициатива актуальна, но в настоящий момент нет определённого механизма верификации игроков, и поэтому стоит ввести запрет на все онлайн-ресурсы тотализаторов, букмекерских контор и ставок онлайн и оставить только офлайн пункты, где участие игроков будет подтверждаться по предъявлении паспорта. При этом снижения налоговых отчислений не будет, так как данные организации платят налог не с прибыли, как это должно быть, а с процессингового центра, из пункта приёма ставок, а после перехода к физическим площадкам налоговая база только увеличится из-за увеличения количества этих пунктов. Как вы смотрите на это? ТРЕМБИЦКИЙ А. А. Уважаемый Андрей Анатольевич, позиция ваша ясна и неединична. Я не могу сказать, что я её поддерживаю, но и отвергать её не буду. И здесь мы с регулятором находимся... если до этого у нас была полемика с комитетом, я об этом говорил, то сейчас - с регулятором. Регулятор на данный момент всячески сопротивляется этому и предоставляет нам и информацию, и статистику, которая говорит совершенно об обратном. Так что с принятием данного закона работа не будет остановлена ни в коем случае, она идёт уже больше года и идёт довольно активно и интенсивно. И если изменения потребуются, если будет такая необходимость, то в дальнейшем соответствующие изменения в этот закон не заставят себя ждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Викторович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 04 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.