Заседание № 230

24.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 574348-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (в части уточнения порядка предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3007 по 3045 из 5821
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и      
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении       
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования     
межбюджетных отношений".                                                        
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот проект мы рассмотрели   
во втором чтении 23 июля, он подготовлен к принятию в третьем чтении.           
Законопроект касается совершенствования межбюджетных отношений, в частности     
введения так называемых горизонтальных трансфертов. Замечаний                   
юридико-технического, лингвистического и правового характера от нашего          
Правового управления не поступило. Просьба принять законопроект в третьем       
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.               
                                                                                
Ставится на голосование проект закона.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 229

23.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 574348-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (в части уточнения порядка предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; принят в первом чтении 23 января 2019 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4720 по 4809 из 7039
51-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных               
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации       
местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с принятием             
Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений". Докладывает        
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный во     
втором чтении проект закона мы рассмотрели в первом чтении 23 января текущего   
года. В ходе его доработки во втором чтении в комитет поступило 11 поправок,    
они сгруппированы в две таблицы поправок: в таблице № 1 десять поправок         
(девять правительственных, одна депутатская) и одна поправка рекомендована к    
отклонению, она в таблице № 2.                                                  
                                                                                
Нужно сказать, что поправки правительства носят содержательный характер:        
предлагается ввести институт аккредитации финансового органа, который           
уполномочен в субъектах Российской Федерации заниматься вопросами               
межбюджетных трансфертов, в том числе горизонтальных, порядок прохождения       
этой аккредитации, также уточняются иные нормы бюджетного законодательства.     
Депутатская поправка, рекомендованная к принятию, носит юридико-технический     
характер. В таблице поправок № 2 одна поправка: она не в полной мере            
согласуется с текстом закона-сателлита и именно поэтому была включена в         
таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению.                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет просит поддержать таблицы поправок, а также          
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
В случае принятия проекта закона во втором чтении просили бы включить его для   
рассмотрения в третьем чтении в порядок работы на 24 июля, на завтра.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              320 чел.71,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Прошу учесть, что третье чтение будет завтра.                                   
                                                                                

Заседание № 181

23.01.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 574348-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (в части уточнения порядка предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3637 по 4395 из 4725
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и          
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования   
межбюджетных отношений". Докладывает официальный представитель правительства    
первый заместитель министра финансов Леонид Владимирович Горнин.                
                                                                                
ГОРНИН Л. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
первый заместитель министра финансов Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, уважаемые коллеги! Законопроект    
предлагается в связи с подготовкой проекта закона, которым также вносятся       
поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, и он уже был рассмотрен       
Государственной Думой 12 декабря 2018 года. Данным законопроектом               
предлагается внести изменения в два базовых федеральных закона: Федеральный     
закон № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных                  
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах          
организации местного самоуправления в Российской Федерации". Какие цели? Цели   
- это в первую очередь приведение положений вышеупомянутых федеральных          
законов в соответствие с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской   
Федерации, то есть мы их синхронизируем.                                        
                                                                                
Две основные новации. Первая новация - вводится возможность предоставления      
горизонтальных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации, а       
также, как уже здесь говорилось, возможность предоставления горизонтальных      
субсидий между бюджетами органов местного самоуправления, то есть между         
местными бюджетами. Вторая новация - вводится в целях учёта возможности         
предоставления дотаций на обеспечение сбалансированности понятие иных           
трансфертов и дотаций, которые будут предусматривать возможность                
предоставления дополнительно к дотациям на выравнивание бюджетной               
обеспеченности (они традиционно предоставляются субъектами Российской           
Федерации, по аналогии с федеральным центром) дотаций на обеспечение            
сбалансированности бюджетов.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать данный законопроект в первом чтении.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Владимирович, присаживайтесь.             
                                                                                
С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по     
федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.                    
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик изложил     
суть проекта закона, и я коротко повторю, а затем перейду к замечаниям и        
отзывам субъектов, которые поступили в комитет накануне рассмотрения его        
палатой в первом чтении.                                                        
                                                                                
Как справедливо было сказано, проектом закона вводится новый вид межбюджетных   
трансфертов, так называемые горизонтальные субсидии, когда одно                 
публично-правовое образование субъектового уровня может осуществлять            
межбюджетные трансферты в бюджет другого публично-правового образования по      
горизонтали, то есть "субъект - субъект", на основании законов субъектов        
Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Федерации в форме    
соглашений. И вот здесь первое критическое замечание, которое в ходе            
обсуждения в комитете появилось, оно связано с тем, что в законе необходимо     
чётко прописать, в каких случаях и в каком порядке предоставляются              
горизонтальные субсидии на основании законов субъектов Российской Федерации,    
а в каких случаях они предоставляются на основании иных нормативных правовых    
актов субъектов Федерации. К сожалению, приходится констатировать, что норма    
сформулирована весьма абстрактно, не детализированы конкретные случаи, цели,    
порядок предоставления соответствующих горизонтальных субсидий на уровне        
федерального законодательства, и всё это переносится в субъектовое              
законодательство. В связи с этим возникает риск неоднородного и                 
неединообразного применения данной нормы в субъектах Российской Федерации, а    
также неопределённости при заключении соответствующих соглашений между          
высшими органами исполнительной власти субъектов Федерации.                     
                                                                                
Следующей новацией проекта закона является введение нового типа межбюджетного   
трансферта в добавление к существующим субсидиям и иным межбюджетным            
трансфертам, а также дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности - это    
дотации местным бюджетам, предлагаемая общая формулировка также не              
раскрывается. Предлагается указать такой общий вид помощи, как дотации          
местным бюджетам в данной формулировке, с учётом того - об этом справедливо     
было сказано при защите законопроекта на заседании комитета - что и сегодня у   
нас предусмотрены иные виды дотаций, в том числе на поддержку мер по            
обеспечению сбалансированности и в целях поощрения за достижение наилучших      
показателей социально-экономического развития муниципальных образований, это    
даёт нам основание вводить общую формулировку для дотаций. Однако в данном      
случае также необходимо детализировать в федеральном законе - и внести          
корреспондирующие изменения в Бюджетный кодекс - цели, условия и порядок        
предоставления подобных дотаций, в связи с тем что сегодня, как уже при         
обсуждении предыдущего вопроса было не один раз сказано, муниципальные          
бюджеты наименее обеспечены финансовыми ресурсами, у них довольно большой       
уровень муниципального долга, и сегодня прозрачный и понятный механизм          
данного вида помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации позволит им      
вести более взвешенную и понятную бюджетную политику в ходе формирования        
своих бюджетов.                                                                 
                                                                                
Ну и третьей новеллой проекта закона является введение по аналогии с            
субсидиями субъектов Российской Федерации такого же вида межбюджетных           
трансфертов - горизонтальных субсидий, когда одно публичное образование         
муниципального уровня может осуществлять межбюджетные трансферты в бюджеты      
других муниципальных образований подобного уровня или иного типа. Здесь         
высказывалось то же самое замечание: в федеральном законе и в Бюджетном         
кодексе, конечно же, нужно чётко определить порядок, цели и условия             
предоставления этих субсидий, с тем чтобы муниципалитеты могли прозрачно и      
целенаправленно эту деятельность осуществлять.                                  
                                                                                
Ну и хотелось бы, чтобы правительство в ходе подготовки ко второму чтению       
указало какие-то примерные случаи применения подобного вида межбюджетных        
трансфертов, поскольку, я уверен, у депутатов в ходе дальнейшего обсуждения     
справедливо возникнут вопросы, на каких основаниях, в каких случаях, на каких   
условиях один субъект может или должен предоставлять помощь другому субъекту    
или одно муниципальное образование - другому муниципальному образованию.        
Очевидно, будет получен ответ, что речь о взаимовыгодной деятельности,          
которая будет осуществляться на основе достигнутого соглашения, однако мы с     
вами прекрасно знаем, что, когда деятельность, связанная с муниципалитетами,    
координируется на уровне субъекта, не всегда полноценно и всесторонне           
учитывается мнение муниципалов.                                                 
                                                                                
На законопроект поступили отзывы из регионов, довольно много, я лишь скажу,     
что консолидированно высказалось всего семь субъектов, все семь                 
консолидированных отзывов из субъектов положительные.                           
                                                                                
Комитет просит поддержать законопроект.                                         
                                                                                
Фракция выскажется в ходе обсуждения.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня два вопроса.                                               
                                                                                
Первый - Алексею Николаевичу.                                                   
                                                                                
Выслушав внимательно ваше выступление, я так и не понял: вы за то, чтобы        
более детально прописать процедуру принятия решений о межбюджетных              
трансфертах из одного субъекта другому и в муниципалитет? Вы говорили об        
этом, но я хотел бы уточнить вашу позицию и позицию комитета.                   
                                                                                
И вопрос представителю правительства.                                           
                                                                                
Не считаете ли вы, что проблема, которую вы пытаетесь решить таким образом,     
вызвана тем, что субъекты Федерации оставляют себе меньше денег, скажем так,    
от доходов, которые зарабатываются в этих субъектах? Может быть, нам в этом     
направлении посмотреть и увеличить количество средств, направляемых в           
субъекты Российской Федерации и, соответственно, из субъектов - в               
муниципалитеты?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сначала микрофон на трибуне включите.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Николаевич.                                                 
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за вопрос. Я в первой части своего выступления этой       
темы коснулся, может быть, не углублялся. С точки зрения техники проект         
закона очень простой, но в его простоте заложены очень большие риски, потому    
что в отношении субъектов Федерации текст законопроекта дословно звучит так:    
"В случаях и порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации и     
(или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа              
государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с           
требованиями Бюджетного кодекса... из бюджета субъекта Российской Федерации     
могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации".        
Норма чрезвычайно понятная и простая, но, повторю, за этой абстракцией          
кроются очень серьёзные риски: на субъектовом уровне при принятии               
соответствующих законов в субъектах и при заключении этих соглашений с одним    
или несколькими субъектами Российской Федерации будут либо существенные         
злоупотребления, либо нарушения бюджетных прав одних субъектов в пользу         
бюджетных прав других субъектов. Именно поэтому с учётом специфики предметов    
ведения в Российской Федерации и отнесения бюджетного законодательства к        
предметам совместного ведения хотелось бы всё-таки определить на федеральном    
уровне общие принципы. На наш взгляд, подобная формулировка весьма              
абстрактна, и хотелось бы, чтобы были перечислены в первую очередь цели,        
потом случаи, когда эти договоры и соглашения могут заключаться, а также        
конкретизирован порядок заключения соответствующих соглашений. К сожалению,     
та норма, которую я дословно воспроизвёл, на эти вопросы ответить не может.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонид Владимирович, пожалуйста, ответьте на вашу часть вопроса.                
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Уважаемый Валерий Карлович, как и 12 декабря, я ещё раз хочу       
подчеркнуть, что данные поправки в первую очередь вызваны пожеланиями и         
рекомендациями субъектов Российской Федерации и органов местного                
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Конкретно по вашему вопросу. Вы предлагаете не расширять правоспособность в     
части межбюджетных трансфертов между субъектом Российской Федерации и           
органами местного самоуправления, а сфокусировать внимание на передаче          
дополнительных доходных источников. Безусловно, такие права есть, они уже       
сейчас существуют у субъектов Российской Федерации, но сразу же хочу сказать,   
что действовать здесь необходимо, в том числе и субъектам, крайне осторожно,    
поскольку сильнейшая дифференциация социально-экономического развития каждого   
муниципального образования не всегда даёт положительный эффект, поскольку,      
закрепляя дополнительные источники дохода, мы можем усилить и без того          
сильную дифференциацию в части бюджетной обеспеченности. И как раз этот         
инструмент повышает бюджетную правоспособность каждого субъекта Российской      
Федерации определять свой инструментарий, свои подходы, свои методики по        
доведению межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Я всё-таки немножко уточню предыдущий вопрос Леониду             
Владимировичу.                                                                  
                                                                                
Леонид Владимирович, о защите от злоупотреблений. Представляете, субъект        
Российской Федерации, два находящихся рядом муниципальных образования, и        
губернатор звонит и говорит: значит, ты перечислишь тому соответствующую        
субсидию, и мы это оформим неким соглашением - выгодно тебе это или             
невыгодно, тебя не спрашивают. В общем, в рамках построенной на сегодня         
модели "местного самоуправления" подобные шаги вполне возможны, так же как на   
межрегиональном уровне. Что будет защищать от подобного рода внешнего влияния   
как регионы, так и муниципальные образования?                                   
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Данные проявления действительно могут быть, на это нельзя          
закрывать глаза, такие перекосы могут быть в любом субъекте Российской          
Федерации. Но, коллеги, мы должны понимать, что в последнее время мы идём       
всё-таки по пути, в общем-то, самостоятельности, бюджетной самостоятельности    
субъектов Российской Федерации, а те предложения, которые связаны с             
уточнением подходов, определением порядка, целей, условий предоставления        
субсидий на федеральном уровне, по-моему, вносят излишнюю зарегулированность.   
На мой взгляд, мы должны доверять субъектам, губернатору и законодательной      
власти, органам представительной власти субъектов Российской Федерации, они     
могут определяться самостоятельно с этими подходами в каждом субъекте с         
учётом его особенностей и особенностей всех муниципальных образований. Здесь    
мы, в общем-то, должны идти по пути большего доверия региональной власти,       
именно региональным органам государственной власти.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, как-то вот так складывается, что этот закон      
даст преимущества всё-таки именно федеральному центру, потому что именно        
федеральный центр уменьшит собственные риски. Другое дело, что он даст          
регионам и муниципальным образованиям?                                          
                                                                                
Вот вопрос такой: кто и как будет проводить мониторинг соглашений между этими   
субъектами - регионами, муниципальными образованиями и так далее, всех этих     
обоснованностей, всех остальных позиций? Это первое.                            
                                                                                
Второе. Не дадим ли мы право губернаторам бесконтрольно изымать средства из     
бюджетов крупных городов на нужды муниципальных образований, у которых          
проблем сегодня гораздо больше, чем дотаций? При возможностях Минфина - не      
знаю, как вы это расцените, как комплимент или наоборот, - так вот, при         
возможностях Минфина убеждать регионы отдать налоги или субсидии что будет      
после принятия этого закона? Вообще, мне даже хотелось бы спросить, сколько     
регионов-доноров у нас может остаться?                                          
                                                                                
ГОРНИН Л. В. В обратной последовательности буду отвечать.                       
                                                                                
Это никак не повлияет на дотационность субъектов Российской Федерации,          
регионы-доноры останутся в том же количестве независимо от принятия либо        
непринятия соответствующих новаций и представленных мною новелл.                
                                                                                
Ещё раз хочу подчеркнуть: на мой взгляд, всё-таки политика межбюджетного        
регулирования нацелена в первую очередь на большее доверие и предоставление     
расширенного спектра бюджетных полномочий именно региональной власти в лице     
губернаторов и в лице наших коллег - депутатов законодательных собраний,        
органов представительной власти. По крайней мере, такая стратегия, в            
общем-то, зафиксирована на уровне Правительства Российской Федерации.           
                                                                                
Я убеждён, что регион не будет обижать в том числе города-миллионники,          
которые, безусловно, являются донорами во многих субъектах Российской           
Федерации, в результате принятых решений. Все эти решения абсолютно точно       
можно регламентно, процессно отрегулировать на законодательном уровне, на       
уровне законов субъектов Российской Федерации, здесь я не вижу никаких          
сомнений. Дополнительное регулирование процессов, которые относятся к           
исключительной компетенции субъектов Российской Федерации, осуществляется на    
уровне федеральной власти, а обязанность выравнивания муниципальных бюджетов    
лежит исключительно на субъекте Российской Федерации, и дополнительной          
регуляторики, на мой взгляд, не требуется. Если необходимо, если мы найдём      
компромисс и, опять же, это будет продиктовано позицией субъектов Российской    
Федерации, то ко второму чтению мы можем установить какие-то рамки, в том       
числе какие-то переходные периоды.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кудрявцев Максим Георгиевич.                                                    
                                                                                
КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, вопрос вам, как докладчику. Рассматриваемый      
законопроект будет дисциплинировать те регионы, которые избыточно опирались     
на федеральную поддержку, но не будет ли теперь сложнее договариваться по       
горизонтали регионам, которым федеральная поддержка действительно нужна,        
например для реализации крупных инфраструктурных проектов?                      
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Я думаю, что такие риски, наверное, могут быть, но, коллеги, они   
не будут иметь широкого распространения в первую очередь в части                
горизонтальных субсидий. Довольно много примеров, когда субъекты Российской     
Федерации между собой, особенно на пограничных территориях, имеют проблемы с    
бюджетным финансированием мостовых переходов. Мы же понимаем, что подрядчик,    
выполняющий работы в отношении мостового перехода, должен быть один, но,        
естественно, финансироваться из бюджетов двух субъектов Российской Федерации    
одновременно его работа не может. Это как раз проблема, которая решается        
данными поправками. Уверен, они положительно повлияют в том числе на развитие   
таких инфраструктурных проектов, в реализации которых заинтересованы два, а     
может быть, и три субъекта Российской Федерации. Данные поправки, в общем-то,   
как раз позволят расшить эту проблему.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику.                                 
                                                                                
Как следует из текста этого законопроекта, а также предыдущего, который         
принимался ранее на данную тему, соглашение о передаче горизонтальных           
субсидий прежде всего будет заключаться и вопрос о нём будет решаться высшими   
исполнительными органами власти. Какова в этой ситуации конкретно роль          
представительных органов местного самоуправления, законодательных               
(представительных) органов государственной власти в субъектах Российской        
Федерации? Она состоит только в том, чтобы принять закон о порядке              
предоставления таких субсидий, или по конкретным субсидиям тоже могут быть      
приняты решения?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала докладчик.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Леонид Владимирович.                                                
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Конструкция законопроекта говорит о том, что как раз порядок,      
условия будут полностью определяться законом субъекта Российской Федерации, а   
также решениями губернатора, то есть органов исполнительной власти, если это    
будет прописано в соответствующем законе субъекта Российской Федерации. Я       
думаю, что компетенции и ответственности - относительно в том числе и           
отдельных муниципальных образований - у наших коллег, у депутатов областного    
уровня, областных заксобраний, в том числе и у губернаторов, достаточно.        
Ответ простой: регулируется законом субъекта Российской Федерации.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич, пожалуйста, если есть что добавить.   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Да, есть что добавить. В предыдущих вопросах говорили про         
мнение субъектов. Я лишь добавлю, что исполнительный орган власти Республики    
Алтай высказался против и законодательный (представительный) орган власти       
Сахалинской области, остальные субъекты демонстрируют довольно явное            
единообразие, они высказывались в пользу данной инициативы.                     
                                                                                
Что касается основного вопроса. Ну, распределение полномочий в рамках           
бюджетного процесса - это, безусловно, бюджетные вещи, предоставление           
горизонтальных субсидий в рамках заключения соглашений, равно как и иных        
видов дотаций, также относится к бюджетным полномочиям публичной власти.        
Система сдержек и противовесов в принципе распределила баланс полномочий на     
федеральном и региональном уровнях представительной и исполнительной власти.    
Насколько этот баланс выдержан, нет ли здесь перекоса - конечно, это предмет    
отдельного обсуждения, но традиционно нормативные правовые акты в области       
бюджетного процесса принимаются представительным органом, как Бюджетный         
кодекс, Налоговый кодекс и соответствующие законы о бюджетах на плановый        
период. Полномочия же исполнительных органов связаны с разработкой политики,    
бюджетной политики, с разработкой проектов соответствующих программ и           
проектов бюджетов и с исполнением и внесением отчётов об их исполнении.         
                                                                                
В заключении комитета мы также обратили внимание на то, что относительно        
горизонтальных субсидий отмечается большая доля усмотрения высших               
исполнительных органов субъектов Федерации, притом что депутаты участвуют       
лишь в формате принятия соответствующего закона. В своих рекомендациях мы       
дали предложения расписать конкретные полномочия законодателей, то есть         
перечень случаев и порядок предоставления горизонтальных субсидий посредством   
принятия закона, и отдельно предусмотреть полномочия, условия и порядок         
заключения уже высшими исполнительными органами на основании своих              
нормативных правовых актов соответствующих соглашений. То есть чётко            
прописать разделение полномочий представительной и исполнительной власти.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. У меня вопрос к докладчику.                           
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, что касается порядка предоставления субсидий,    
уточните, пожалуйста, каковы критерии оценки возможности предоставления         
субсидий из бюджета одного субъекта бюджетам других субъектов? И просчитана     
ли их эффективность в случае принятия проекта федерального закона на            
практике?                                                                       
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Анатолий Борисович, данным законопроектом, как мы говорили,        
критерии, условия и порядок не определяются. Принятым в первом чтении           
законопроектом все эти вопросы, в общем-то, зафиксированы, отдаются на          
уровень и в компетенцию субъекта Российской Федерации. То есть                  
непосредственно эти подходы, критерии, порядки будут определяться именно        
законом о бюджетном устройстве, бюджетном процессе, соответствующими            
специальными законами субъекта Российской Федерации.                            
                                                                                
А про эффективность я могу абсолютно точно ещё раз подтвердить -                
эффективность здесь, безусловно, будет, потому что на сегодняшний день          
правовых механизмов, конструкций в части финансирования, софинансирования       
между двумя-тремя субъектами Российской Федерации объектов, к примеру,          
инфраструктуры (я уже приводил пример, мостовые переходы) не существует, и      
как раз эти новации и направлены на урегулирование данных вопросов.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович. Добавить хотели? Секундочку.                       
                                                                                
Сначала микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Анатолий Борисович, спасибо за ваш вопрос и такое острое          
внимание к обсуждаемому проекту. Собственно говоря, все опасения вызваны тем,   
что на сегодняшний момент, как справедливо докладчиком было сказано, ни         
критериев, ни условий, ни целей, ни порядка на федеральном уровне не            
предусмотрено. Дать оценку эффективности подобного инструмента весьма           
затруднительно, поскольку в таком виде инструмент новый и пока на практике мы   
эффектов не видим.                                                              
                                                                                
Справедливо отмечалось, что у нас есть опыт финансирования совместных           
проектов. Собственно говоря, проблему нужно разделить на два уровня. Вот что    
касается субъектового уровня и горизонтальных субсидий между субъектами         
Федерации, я убеждён, что здесь эффективность будет, потому что никогда ты не   
будешь исполнять обязательства и платить более внимательно, чем как по          
договору. Это с одной стороны. С другой стороны, когда мы говорим о             
муниципальных образованиях, то здесь высок риск давления (к сожалению, это      
может быть) со следующего уровня публичной власти - с уровня субъектов          
Федерации. Мы прекрасно знаем состояние бюджетов и размер совокупного           
муниципального долга, и, конечно, соблазны перенести расходы одного             
муниципалитета косвенно, в рамках правовых процедур на основе закона на         
другой муниципалитет весьма велики. Однако и в приграничных муниципальных       
образованиях тоже могут быть совместные инфраструктурные проекты. Много         
говорим об агломерационных эффектах. Вот сегодня прилегающий к центру           
субъекта муниципальный район, например, остро нуждается в таком инструменте,    
как горизонтальная субсидия, когда город субсидирует район в плане              
финансирования каких-то дорожных вещей, инфраструктурных вещей, совместных      
проектов. Опять же, повторю, высок риск усмотрения субъектов. Посмотрим, как    
это себя проявит.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Катасонову Сергею Михайловичу включите микрофон.                       
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Леонид Владимирович, ну, про горизонтальные субсидии            
продолжим рассуждения. Вы сейчас говорите о каких-то межсубъектовых проектах,   
которые наверняка всё равно регулируются, утверждаются, контролируются на       
федеральном уровне. Вот мне сложно представить, что один субъект может дать     
другому субсидию, скажем так, договорившись между собой или по другим           
каким-то причинам, ведь на это моментально будет реакция Министерства           
финансов, на предмет выделения каких-то дополнительных средств с федерального   
уровня. Понятно же, что, если у вас есть лишние деньги, никто больше денег не   
даст, поэтому идея двух субъектов, которые договорились сами, без участия       
Федерации, она вообще... я этого не представляю. Может быть, вы видите такую    
ситуацию, может быть, у вас возникли эти мысли исходя из какой-то практики? А   
если это федеральный уровень, то, мне кажется, надо решать это не через         
горизонтальные субсидии, а из федерального финансирования.                      
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Спасибо за вопрос, Сергей Михайлович. Хочу ещё раз подчеркнуть,    
что каких-либо рисков я здесь не вижу. Закон субъекта Российской Федерации      
может защитить регламентно, процедурно: при заключении данных соглашений        
заручаться поддержкой в обязательном порядке, как пример привожу,               
соответствующих органов представительной власти, депутатов муниципального       
уровня. Здесь можно, в общем-то, это отрегулировать обычным регламентом,        
который будет принят соответствующим субъектом Российской Федерации.            
                                                                                
Если мы говорим о характере предоставления субсидий, то скажу, что также        
можно, даже и ко второму чтению - это, считаю, тоже разумно, - записать, что    
субсидии не могут предоставляться в целях выравнивания бюджетной                
обеспеченности муниципального образования в рамках этого соглашения, ведь       
речь идёт о предоставлении субсидий на инфраструктурные объекты. Давайте,       
действительно, уточним направления, чтобы не было желания, не было каких-то     
мыслей у органов государственной власти субъектов Российской Федерации за       
счёт одного муниципального образования, к примеру города-миллионника,           
поправлять положение в части сбалансированности бюджета другого                 
муниципального образования. И здесь, я считаю, действительно, может быть,       
разумно исключить направления, исключить цели, на которые недопустимо           
предоставлять соответствующие трансферты, - это можно зафиксировать и в         
федеральном законодательстве, на федеральном уровне.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Коллеги, мы все понимаем, что России нужны сильные, самодостаточные регионы и   
муниципалитеты, но данный законопроект больше относится, к сожалению, к теме    
бедных регионов и муниципалитетов. Мы понимаем, что сейчас одна из проблем -    
это большая закредитованность как российских регионов, так и муниципалитетов,   
и есть серьёзные проблемы с наполнением доходной базы (низкая                   
налогооблагаемая база), и, конечно, речь идёт о том, что опять будем            
раскулачивать богатых и передавать средства тем регионам, которые               
действительно сегодня нуждаются в них.                                          
                                                                                
Вопрос у меня к вам, Леонид Владимирович, следующий: а сколько сегодня          
российских регионов являются самодостаточными? И просьба: назовите их,          
пожалуйста, а также скажите, сколько муниципалитетов в Российской Федерации     
сегодня являются самодостаточными и пользуются минимальной поддержкой из        
бюджетов вышестоящих уровней?                                                   
                                                                                
Алексей Николаевич, если можно, вопрос будет и вам. Поясните, пожалуйста,       
какие российские регионы поддержали данный законопроект?                        
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Спасибо за вопрос. Если говорить о термине "самодостаточность",    
то нужно сказать, что его можно применить и к дотационным, и к бездотационным   
субъектам Российской Федерации. На сегодняшний момент у нас 73 субъекта         
Российской Федерации получают дотации на выравнивание бюджетной                 
обеспеченности. Я не говорю о тех дотациях, которые носят грантовый характер,   
которые, в общем-то, направляются в качестве дополнительного бюджетного         
финансирования так называемым крепким субъектам Российской Федерации, у         
которых уровень бюджетной обеспеченности выше соответствующего показателя.      
                                                                                
Относительно государственного долга (много раз звучал этот термин), я думаю,    
отчёт будет чуть позже, но хочу сразу же заверить, что в 2018 году благодаря    
ответственной бюджетной политике региональной власти по большинству субъектов   
Российской Федерации, в том числе и по муниципальным образованиям, нам          
удалось сохранить на уровне 2017 года долг муниципальных бюджетов и сократить   
более чем на 100 миллиардов рублей государственный долг субъектов Российской    
Федерации. Это действительно заслуга субъектов Российской Федерации, это        
получилось благодаря их взвешенной, ответственной бюджетной политике.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич, у вас всё, можем присаживаться? Нет?                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Владимир Владимирович Сысоев спросил, какие субъекты поддержали   
инициативу. Я сказал о мнениях двух органов, из Республики Алтай и из           
Сахалинской области. Как вы знаете, в соответствии с 184-м законом              
законопроекты по предметам совместного ведения направляются в субъекты для      
получения отзывов, а отзыв субъекта считается выраженным, если получена         
консолидированная позиция и законодательного, и исполнительного органа          
субъекта Федерации. С вашего позволения, я в рабочем порядке передам            
документ, а назову лишь субъекты, которые консолидированно высказались.         
Консолидированные позиции в пользу принятия законопроекта:                      
Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Калининградская область,      
Новгородская область, Орловская область, Саратовская область, Тульская          
область - вот семь субъектов Российской Федерации. А в остальных субъектах      
Федерации либо законодательный, либо исполнительный орган по отдельности        
также высказались в поддержку данной инициативы.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич, присаживайтесь.              
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.                                     
                                                                                
Я прошу выступающих учесть, что сейчас 13.52 и у нас ещё один законопроект по   
сокращённой процедуре и проект поручения.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Марков Андрей Павлович.                                                         
                                                                                
МАРКОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Иван Иванович, можно с места?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАРКОВ А. П. Уважаемые коллеги, тема межбюджетных отношений - одна из самых     
острых сейчас: идут большие дискуссии среди экспертов, есть поручения           
президента на эту тему, и есть конкретные шаги, в том числе законодательные,    
которые направлены на совершенствование и на решение конкретных проблем.        
Проблем действительно много, об этом сегодня все говорили, - это проблемы,      
связанные с малой самостоятельностью местных и региональных бюджетов, с их      
дотационностью, с их закредитованностью и так далее. Но надо понимать, что      
сразу все проблемы мы тоже не решим и сразу всех ответов на существующие        
вопросы в сфере межбюджетных отношений не получим, но можно идти шаг за         
шагом.                                                                          
                                                                                
Сегодняшний законопроект - один из таких, он создаёт возможность, прежде        
всего для региональной и местной власти, упрочить межрегиональные и             
межмуниципальные связи. Да, наверное, это пока только возможность - об этом     
мы сегодня тоже говорили, - но само появление новой терминологии                
свидетельствует о многом. Ведь что такое горизонтальное субсидирование на       
практике? Это возможность более тесной кооперации между регионами и даже        
между отдельными муниципальными образованиями, это возможность, сложив          
усилия, самостоятельно решить задачу, не согласовывая их в бесконечной          
бумажной переписке с вышестоящими инстанциями, и так далее. Горизонтальное      
субсидирование было бы очень кстати, например, в период лесных пожаров 2010     
года: наша Воронежская область пострадала от пожаров, и тогда многие регионы    
нам помогали... хотели оказать помощь - были бы такие механизмы уже             
отработаны, всё было бы гораздо проще, было бы быстрее, а значит, было бы       
качественнее. И таких примеров можно приводить много, и уважаемый докладчик     
сегодня приводил примеры, где это могло бы применяться. У нас местная или       
региональная власть, главы муниципальных образований, главы регионов знают      
что делать и умеют решать самые сложные задачи, поэтому проще не рыбой          
пытаться накормить, а дать удочку, и это как раз та самая удочка - пусть и не   
на самую крупную рыбу, но тем не менее, - которая тоже необходима.              
                                                                                
И знаете, что удивительно, сегодня представитель Министерства финансов          
больше, чем депутаты, говорил о необходимости доверия к регионалам и            
муниципалам, о самостоятельности, о необходимости самодостаточных бюджетов,     
решений. Так вот, мне кажется, и это движение Министерства финансов надо        
поддержать, и в целом этот законопроект. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за     
принятие законопроекта в первом чтении.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
Валерий Карлович, три минуты достаточно?                                        
                                                                                
Пока три минуты поставьте, а там видно будет.                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я постараюсь уложиться, на самом деле всё очень просто. Просто    
такая дискуссия была, много разных тем поднималось, а законопроект очень        
простой. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" его поддержит, и вот почему.             
                                                                                
Действительно, возникают ситуации, когда нужно дать право субъектам             
договариваться между собой. Возьмём Москву и Московскую область: люди живут в   
спальном районе в Московской области, а работают в Москве - надо каким-то       
образом решать социальные проблемы, которые возникают на территории, где        
живут люди, а налоги, НДФЛ, платятся в другом субъекте, потому что              
предприятие, где люди работают, находится там. Ленинградская область и          
Санкт-Петербург - вот вам второй пример. Ну, депутаты от этих территорий вам    
приведут массу примеров, я даже останавливаться на этом не буду.                
                                                                                
Дальше - взаимодействие внутри субъектов между муниципальными образованиями.    
Возьмём город-миллионник Челябинск и город-спутник Копейск. В Копейске люди     
живут - посмотрите, какие идут потоки: утром все едут в Челябинск на работу,    
а вечером обратно, то есть социальные проблемы должны финансироваться в         
Копейске, а налоговая база вся в Челябинске. Могут они между собой              
договориться, дать им такую возможность? Надо дать такую возможность. Другое    
дело, что, конечно же, всех проблем не решить, потому что и у того же           
Челябинска свои проблемы и, естественно, прежде чем отдавать деньги             
муниципальному образованию, он подумает о решении своих проблем, так и между    
субъектами Российской Федерации.                                                
                                                                                
Я хотел заострить внимание - я председателю комитета вопрос задал, но он,       
скажем так, на него не ответил - на том, какие же могут быть проблемы в связи   
с реализацией этого законопроекта? Я скажу, что я вижу. Здесь написано: "В      
случаях и порядке, установленных законом субъекта Российской Федерации и        
(или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа              
государственной власти..." - но, наверное, такого рода решения должны           
приниматься региональным законом, и слово "или" я, наверное, убрал бы.          
Подумайте - ну, это уже ко второму чтению.                                      
                                                                                
И самое главное, о чём я хочу сказать. Я задал вопрос заместителю министра      
финансов: а не проще ли увеличить финансирование субъектов за счёт              
федерального бюджета? Он очень подробно отвечал на мой вопрос, но говорил о     
субъектах Российской Федерации, ни слова не сказав о федеральном центре:        
собирается он помогать субъектам или нет. Я его понимаю: можно, конечно,        
заботиться о субъектах Российской Федерации, давать им больше полномочий, при   
этом не давать ни копейки, это очень удобная позиция Минфина, я это понимаю.    
Но я хотел бы сказать, что такого рода проблемы и законы не возникали бы,       
если бы у нас было иное распределение средств, нежели сейчас, когда львиная     
доля денег в федеральный центр направляется, а субъектам остаются крохи, -      
вот это, я думаю, тоже нужно менять.                                            
                                                                                
Ну и, как я сказал, фракция, конечно же, поддерживает эту позицию.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна, с места выступление.                                  
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.                                             
                                                                                
Я хочу сказать вот о чём. В моём округе 91 поселение и более 400 населённых     
пунктов, и, естественно, все хотят жить хорошо - нужно обеспечивать воду,       
нужно делать дороги, нужно газифицировать населённые пункты, но если бюджет     
будет формироваться так, как он формируется... У них зачастую не хватает даже   
на то, чтобы выплатить заработную плату! Я считаю, уже нужно менять само        
формирование бюджета. Предприятия, которые там находятся, должны... Платежи     
должны поступать в местный бюджет, потому что те, кто там живёт, должны         
пользоваться всеми этими благами. А у нас получается, что все налоги уходят в   
головное предприятие, а головное предприятие в Москве, поэтому в Москве могут   
устанавливать приличную доплату к заработной плате учителей, врачей и так       
далее, а мы на селе остаёмся без этих категорий.                                
                                                                                
Моё предложение: надо уже работать над совершенствованием бюджета.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Щапов Михаил Викторович.                                                        
                                                                                
Выступление от фракции, но пока три минуты поставьте.                           
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленная инициатива -         
законопроект-спутник к правительственному законопроекту, которым предлагается   
внести масштабные изменения в правила межбюджетных отношений. В базовом         
законопроекте есть положения, которые можно и даже нужно поддержать, но есть    
такие пункты, которые вызывают массу вопросов, и как раз к последним можно      
отнести инициативу, которую мы обсуждаем сегодня, - введение так называемых     
горизонтальных субсидий между регионами. Правительство так и не смогло          
объяснить, зачем это делается и как это положение должно применяться на         
практике; нет примеров, когда у регионов возникает реальная потребность в       
таком механизме и проблему нельзя решить иным способом. Если другие             
предложения по изменениям правил межбюджетных отношений можно поддержать, так   
как они родились в практике бюджетного процесса, то эта новация не была         
опробована и цель её непонятна.                                                 
                                                                                
Формально под горизонтальным субсидированием понимаются субсидии из бюджетов    
одних регионов в бюджеты других, минуя федеральный бюджет, в качестве целей     
обозначается софинансирование расходных обязательств, возникающих при           
выполнении полномочий органов государственной власти регионов. Можно            
предположить, что таким образом субъекты с развитой экономикой получают         
механизм для помощи слабым соседям при реализации совместных проектов, но       
давайте будем объективными: в реальной жизни ни один регион не будет помогать   
соседнему из своих средств, если это невыгодно ему самому. У всех есть свои     
задачи, денег всегда не хватает, и отдавать в этой ситуации средства соседям    
будет очень странным решением - либо это решение будет принято под давлением    
федерального центра. Более того, сейчас достаточно механизмов для реализации    
совместных проектов при посредничестве федерального бюджета. Новация о          
горизонтальных субсидиях выглядит как попытка федерального правительства        
перекинуть на регионы ответственность по финансированию крупных совместных      
инфраструктурных проектов, и это позиция из разряда "вам надо - вот вы сами     
деньги и ищите".                                                                
                                                                                
Возможно, это не вызвало бы вопросов, если бы федеральный бюджет не изымал у    
регионов 80 процентов доходов на свои нужды, - у регионов и так не хватает      
денег, чтобы финансировать свои собственные обязательства. Я хочу напомнить,    
что в 2019 году трансферт из федерального бюджета регионам существенно          
увеличился, почти в полтора раза. С одной стороны, это повод радоваться за      
региональные бюджеты, которые получают дополнительные средства, с другой        
стороны, это показатель того, что сами субъекты Федерации всё меньше            
справляются со своими расходными обязательствами и вынуждены всё больше         
полагаться на помощь федерального центра. Если в 2018 году доля трансфертов     
из федерального бюджета составляла почти 15 процентов совокупных доходов, то    
в 2019 году она составляет уже более 18 процентов. Недостаток средств в         
регионах восполняется за счёт роста госдолга, который растёт темпами,           
значительно опережающими рост их доходов. Такую систему сложно назвать          
справедливой и эффективной, скорее всего, она будет порождать массу             
конфликтов между субъектами Федерации, их жителями.                             
                                                                                
С подобными предложениями мы согласиться не можем. Фракция КПРФ за данный       
законопроект голосовать не будет.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович.                               
                                                                                
Леонид Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.      
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я ещё раз хочу        
подчеркнуть, что просил бы поддержать законопроект в первом чтении. Ну и        
безусловно, при подготовке его к рассмотрению во втором чтении предложения,     
которые звучали в зале, - об установлении коридора ответственности и            
регламентных процедур, о защите органов местного самоуправления - готовы        
уточнить.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Владимирович.                             
                                                                                
Алексей Николаевич? Не будет содокладчик выступать.                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.