Заседание № 230

24.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 573902-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1687 по 1834 из 5821
Коллеги, переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона   
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях           
совершенствования межбюджетных отношений".                                      
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Сергеевна Максимова.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Изменения, которые            
предлагается внести, можно поделить на три блока. Первый - это                  
совершенствование порядка и условий перечисления межбюджетных трансфертов, в    
том числе исключение права Министерства финансов приостанавливать               
перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности региональным      
бюджетам. Второй блок - это синхронизация с налоговым и отраслевым              
законодательством всех терминов и понятий, применяемых в Бюджетном кодексе. И   
третий - это устранение неточностей юридико-технического характера.             
Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Замечаний             
юридико-технического характера нет. Просьба его принять.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет.         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных    
отношений", 6-й вопрос.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы только что приняли федеральный закон по вопросам          
совершенствования межбюджетных отношений. Пока Андрей Михайлович Макаров не     
ушёл из зала, напомню, что мы давали поручение бюджетному комитету              
проанализировать вопросы, связанные с бюджетной обеспеченностью регионов,       
потому что растёт разрыв между регионами-донорами и регионами-реципиентами в    
части бюджетной обеспеченности.                                                 
                                                                                
Андрей Михайлович, это всех волнует. Было бы правильно затребовать информацию   
у правительства, а может быть, даже подготовить специальное постановление,      
где поставить задачи, которые затем было бы хорошо формализовать через          
алгоритмы и решения, чтобы был понятный временной график работы именно по       
сближению регионов в части бюджетной обеспеченности. Некоторые регионы          
оторвались, у них совсем другие параметры, у них бюджет-донор, а есть           
регионы, где бюджет-реципиент, соответственно, кроме всего прочего ещё и        
низкая бюджетная обеспеченность. Это вопросы в том числе межбюджетных           
отношений, потому что многие регионы, которые в рамках межбюджетных отношений   
средств перечисляют больше, чем оставляют себе, могли бы эту задачу решить.     
Давайте всесторонне рассмотрим вопрос, но не растекаясь, что называется, по     
древу, а вот конкретно. Мы должны ответить на этот вопрос, потому что           
сталкиваемся с обращениями из регионов по поводу того, что нет средств на       
ремонт школ, больниц: за счёт национальных проектов сейчас решаются многие      
стратегические проблемы, а текущие вопросы регионы решить не могут.             
                                                                                
Вот рядом с вами Валентина Владимировна Терешкова, она постоянно поднимает      
вопросы по Ярославской области, а нам нечего ответить на эти вопросы, хотя      
Ярославская область практически выходит на самообеспеченность. Но опять-таки    
что значит - практически выйти на самообеспеченность? Речь идёт о параметрах,   
которые мы заложили, регион перечисляет в федеральную казну больше, чем         
оставляет себе.                                                                 
                                                                                
Коллеги, давайте разберёмся. Разрыв растёт в разы, пока он не сокращается, и    
нам необходимо всё-таки обеспечить единые стандарты в нашей стране в вопросах   
бюджетной обеспеченности. Если вы не возражаете, давайте попросим Андрея        
Михайловича заняться этим конкретно, с тем чтобы мы могли уже к рассмотрению    
бюджета на следующий год быть подготовленными и, возможно, разговор с нашими    
коллегами из правительства, с руководством Министерства финансов в этом году    
сделать приоритетным в части именно межбюджетных отношений. Это волнует         
каждого. Буквально завтра вы поедете в регионы, и эти вопросы будут звучать.    
Или не так? Так. Давайте тогда вот эти темы изучим, потому что есть вопросы.    
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, ваше поручение по этому поводу     
комитет сейчас выполняет. В соответствии с вашим поручением мы предлагали       
весь этот анализ представить при обсуждении бюджетной, налоговой политики во    
время больших парламентских слушаний, которые будут проходить, как вы знаете,   
16 сентября. На самом деле мы думали, что именно по этому вопросу в             
соответствии с вашим поручением могло бы быть сформулировано постановление      
Государственной Думы, которое правительство могло бы учесть уже при             
формировании бюджета, до внесения, и это мы могли бы обсуждать при              
рассмотрении проекта бюджета в Государственной Думе. В соответствии с вашим     
поручением мы готовимся как раз 16 сентября представить эти вопросы.            
Естественно, мы их раньше подготовим и вам доложим.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, а можно предложить построить более     
конкретный разговор? Допустим, между самыми обеспеченными и теми, кто           
обеспечен меньше, - я имею в виду бюджетную обеспеченность на душу населения    
- разрыв до десяти раз. Мы ставим перед собой задачу повышения бюджетной        
обеспеченности тех, кто в рамках опять-таки заданных нами налогов и             
межбюджетных отношений не может обеспечить себя. Давайте продумаем, как         
сделать так, чтобы разрыв был меньше. Мы будем приподнимать уровень бюджетной   
обеспеченности тех, кто сегодня находится в худшем положении, для сближения     
регионов в этой части. Этот разрыв не сокращается, он растёт, это очень         
плохо, это сказывается на качестве здравоохранения, образования, на других      
вопросах, поэтому давайте построим предметный разговор. Ещё раз подчёркиваю,    
у нас ведь многие вопросы регионы сами бы решили. Вот мы приводили пример       
Астраханской области: после принятия закона о консолидированной группе          
налогоплательщиков регион потерял практически 30 процентов доходной базы,       
если не больше, до 50 процентов, потому что основные налогоплательщики ушли в   
консолидированную группу налогоплательщиков и перестали в регионе платить       
средства, которые не были замещены в полном объёме в рамках межбюджетных        
отношений. Вот вам один пример, мы можем и другие примеры привести.             
                                                                                
Было бы правильно всё-таки абсолютно прозрачно построить эту работу - тогда,    
с одной стороны, регионы будут видеть, что мы занимаемся решением этой          
проблемы, а с другой стороны, Министерство финансов повернётся лицом. Вот       
только что мы приняли законопроект, в названии которого есть слова              
"совершенствование межбюджетных отношений", но совершенствование межбюджетных   
отношений не может заключаться в том, что мы дали полномочия Минфину            
расторгать договоры (Надежда Сергеевна об этом говорила), наказывая регионы,    
- это не совершенствование. Об этом речь идёт.                                  
                                                                                
У нас 13 регионов-доноров, остальными регионами нужно заниматься. Причём эти    
регионы - доноры потому, что опять-таки так сформировано налоговое              
законодательство и так выстроены межбюджетные отношения. Мы должны ставить      
задачу: на следующий год должно быть больше тех, кто обеспечивает себя          
самостоятельно, через год их должно быть ещё больше. Если нет средств на        
обеспечение себя ресурсами, значит, нет инвестпроектов, значит, нет             
софинансирования реализации в том числе нацпроектов. Вот мы обсуждали бюджет    
и дополнительные средства направили "ДОМ.РФ", с тем чтобы решить проблему       
обманутых дольщиков, - а там предусмотрено софинансирование. А кто может себе   
позволить софинансирование? Вот повезло Коломейцеву, он представляет            
Ростовскую область, регион богатый.                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, хорошо, но возникнет вопрос: почему   
в течение такого длительного времени вашего представительства регион стал       
нищим?                                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А это тоже вопрос: почему вы потеряли поддержку?          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Рисуют" - это не правовое понятие, это больше к          
Академии живописи...                                                            
                                                                                

Заседание № 229

23.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 573902-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (принят в первом чтении 12 декабря 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3112 по 3197 из 7039
29-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный    
кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных              
отношений". Докладывает Надежда Сергеевна Максимова.                            
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению к законопроекту   
поступило 113 поправок, 39 из них приняты, 47 отклонены, 27 были сняты в        
процессе рассмотрения в комитете. Среди поправок, рекомендованных к принятию,   
- а они все соответствуют концепции законопроекта, принятого в первом чтении,   
- есть такая, которая исключает право Министерства финансов приостанавливать    
перечисление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и,         
соответственно, региональным бюджетам в местные бюджеты. Это очень важная       
норма: мы всё время говорили о том, что несправедливо наказывать население за   
то, что какие-то промахи и огрехи допускают чиновники, служащие,                
государственные и муниципальные, потому что задержка перечисления этих          
трансфертов приводит к задержкам выплаты заработной платы, - так что эта        
норма тоже принята.                                                             
                                                                                
Законопроект подготовлен ко второму чтению, просьба рассмотреть таблицы № 1 и   
№ 2 и принять законопроект во втором чтении.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Все поправки рассмотрены, ставлю законопроект на голосование во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается.                                      
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просьба             
рассмотреть законопроект в третьем чтении завтра, 24 июля.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   
                                                                                

Заседание № 171

12.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 573902-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1877 по 2473 из 5574
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный       
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской         
Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений". Докладывает        
официальный представитель Правительства Российской Федерации первый             
заместитель министра финансов Российской Федерации Леонид Владимирович          
Горнин.                                                                         
                                                                                
ГОРНИН Л. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
первый заместитель министра финансов Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на           
совершенствование предоставления межбюджетных трансфертов, организации          
межбюджетного регулирования на федеральном, региональном и муниципальном        
уровнях. Подчеркну, уважаемые коллеги, что законопроект был подготовлен на      
основании предложений регионов и одобрен соответствующими общественными         
организациями.                                                                  
                                                                                
Основная новация законопроекта: устанавливается порядок предоставления из       
федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению                    
сбалансированности бюджетов, вводится понятие единой субвенции. Подчеркну,      
что на практике данный инструментарий межбюджетного регулирования               
используется уже давно. Конкретизируются случаи и основания предоставления      
иных межбюджетных трансфертов, к примеру при предоставлении средств из          
резервного фонда Правительства Российской Федерации и других источников.        
Вводится понятие горизонтальных субсидий - субсидий, предоставляемых из         
бюджета одного субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления)   
другому; подчеркну, что данная новация также продиктована соответствующими      
обращениями субъектов Российской Федерации. Устанавливается обязательное        
предварительное - до принятия во втором чтении проекта закона о федеральном     
бюджете - согласование с субъектами Российской Федерации, органами              
федерального уровня соответствующих межбюджетных трансфертов. Уточнены          
полномочия Минфина России в части установления единой системы предоставления    
реестров расходных обязательств субъектов Федерации, и это продиктовано тем,    
что Министерство финансов, федеральные органы государственной власти будут      
иметь инструмент более точной оценки бюджетной обеспеченности субъектов         
Российской Федерации и органов местного самоуправления. Также                   
совершенствуются межбюджетные отношения на региональном уровне. Даётся право    
субъектам Федерации, муниципальным районам устанавливать единые нормативы       
отчислений от неналоговых доходов, и это расширит - подчеркну: существенно      
расширит - доходную базу не только субъектов Российской Федерации, но и         
органов местного самоуправления. Уточняются формы, порядок и условия            
предоставления межбюджетных трансфертов на местном уровне. Устанавливаются      
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов,    
как и на федеральном уровне. Вводится понятие единой субвенции в части          
межбюджетного регулирования взаимоотношений субъектов Российской Федерации с    
органами местного самоуправления. Предоставляется возможность создания          
муниципальных дорожных фондов - вносятся изменения, дающие право субъектам      
представлять соответствующие нормативы отчислений по транспортному налогу.      
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать данный законопроект.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Владимирович, присаживайтесь.             
                                                                                
С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова, заместитель председателя    
Комитета по бюджету и налогам.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, представитель правительства Горнин Леонид    
Владимирович подробно изложил суть указанного законопроекта.                    
                                                                                
Депутаты на заседании комитета отметили, что этот законопроект действительно    
очень тщательно прорабатывался, неоднократно проводились совещания,             
обсуждались все эти изменения и на площадке рабочей группы в Министерстве       
финансов Российской Федерации, и на площадке Союза финансистов России и очень   
многие предложения, которые вносили региональные финансисты, в этом             
законопроекте учтены. В частности, мы говорим о том, что субъектам Российской   
Федерации предоставляется право - норма введена - устанавливать нормативы       
отчислений в бюджеты муниципальных образований от неналоговых поступлений. Мы   
говорим о том, что вводятся нормы по так называемым горизонтальным              
трансфертам, когда трасферты могут распределяться между субъектами Российской   
Федерации и между муниципальными образованиями. Мы очень долго добивались       
того, чтобы эта норма была включена в Бюджетный кодекс. Вводится очень важная   
норма о том, что до 20 августа текущего года будет проходить предварительное    
согласование между федеральными органами исполнительной власти и высшими        
исполнительными органами субъектов Российской Федерации по субсидиям, по        
правилам предоставления и распределения субсидий. Это даст возможность и        
субъектам, и муниципальным образованиям уже при составлении своих бюджетов      
располагать информацией, какой объём софинансирования из федерального бюджета   
или из соответствующих региональных бюджетов они будут получать, то есть эти    
суммы уже могут включаться при составлении и утверждении бюджетов на            
очередной год и на плановый период. Ну и предлагается множество других          
изменений, о которых Леонид Владимирович уже сказал.                            
                                                                                
Коллеги, мы в своём заключении отмечаем, что не все предложения, которые были   
внесены, учтены, и мы предполагаем ко второму чтению все эти предложения        
дополнительно проработать с Министерством финансов, с правительством. На        
законопроект получены положительные заключения Счётной палаты, нашего           
комитета-соисполнителя - Комитета по федеративному устройству и вопросам        
местного самоуправления; из всех регионов, за исключением Сахалинской           
областной Думы, поступили положительные заключения на этот законопроект.        
                                                                                
Комитет просит поддержать наше решение о принятии законопроекта в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Литовченко Анатолий Григорьевич.                                                
                                                                                
ЛИТОВЧЕНКО А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, данный закон вступает в силу с 1 января 2019     
года. Законопроект ещё должен быть рассмотрен во втором и в третьем чтениях,    
также потребуется время на внесение изменений в нормативные правовые акты       
субъектов Российской Федерации, поэтому вопрос: нет ли необходимости            
пересмотреть сроки вступления в силу данного закона?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонид Владимирович.                          
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Безусловно, бюджетный процесс уже, в общем-то, распространён на    
2019 год - думаю, во втором чтении можно уточнить соответствующие позиции и     
зафиксировать вступление в силу закона с 1 января 2020 года.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. Уважаемый Леонид Владимирович, прозвучал тезис про горизонтальные    
субсидии - поясните, пожалуйста, что это такое, раскройте это понятие.          
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Спасибо, Олег Васильевич. В действительности это предложение о     
предоставлении трансфертов продиктовано, в общем-то, субъектами Российской      
Федерации. Эти трансферты в основном, безусловно, будут носить инвестиционный   
характер, когда в части межрегионального взаимодействия будут создаваться       
соответствующие инфраструктурные объекты. Я хочу ещё раз подчеркнуть, чтобы     
развеять какие-либо сомнения, что данной новацией субъектам Российской          
Федерации предоставляется право предусматривать соответствующие субсидии,       
если это право зафиксировано в соответствующих законах субъектов Российской     
Федерации, которые регламентируют бюджетный процесс в конкретном субъекте       
Российской Федерации. Это право.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ламейкин Дмитрий Викторович.                                                    
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, будут ли предусмотрены ограничения по объёму     
межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов? По объёму      
будут ограничения?                                                              
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Такие ограничения не предусматриваются.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Корниенко Алексей Викторович.                                                   
                                                                                
КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, законопроектом предусматриваются широкие         
полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в       
вопросах заключения соглашений о горизонтальных субсидиях, определения целей    
и условий их предоставления. Не считаете ли вы, что это ущемляет права          
парламентов регионов, делает расходование бюджетных средств менее               
демократичным и прозрачным? Планируете ли вы поправить это ко второму чтению?   
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Да, безусловно, можно подкорректировать соответствующую новеллу,   
соответствующую позицию, но ещё раз подчеркну: полностью регламент, порядок     
предоставления субсидий будет утверждаться непосредственно специальным          
законом о бюджетном процессе, который принимается парламентом каждого           
субъекта Российской Федерации. Здесь, безусловно, может быть индивидуальная     
настройка в каждом субъекте под свои особенности, под бюджетные возможности.    
Правоспособность парламентов данным федеральным законом не ограничивается.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. У нас есть норма, которой устанавливается, что горизонтальные   
субсидии, если речь идёт о них, могут предоставляться только в случае, если     
это предусмотрено законом о бюджете конкретного субъекта, который               
предоставляет эту горизонтальную субсидию (субсидию или трансферт). Таким       
образом, здесь роль парламента, безусловно, основная.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синяговский Владимир Ильич.                                                     
                                                                                
СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Леонид Владимирович, какая предусмотрена процедура заключения соглашения о      
предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из бюджета        
другого субъекта?                                                               
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Процедура как раз будет определяться тем самым законом, законом    
о бюджетном процессе, о бюджетном устройстве, по-разному эти законы             
называются в каждом субъекте Российской Федерации, и регламент будет прописан   
уже непосредственно в каждом субъекте Российской Федерации и зафиксирован       
соответствующим законом, принятие которого будет проходить, безусловно, в       
каждом парламенте каждого субъекта Российской Федерации.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, конечно, сфера межбюджетных отношений            
исключительно сложная, значимая, многоплановая, её совершенствовать             
необходимо, но не всё понятно в представленном законопроекте, вопросов много,   
некоторые из них уже прозвучали, например о горизонтальных субсидиях, поэтому   
ограничусь одним вопросом.                                                      
                                                                                
Уточните, пожалуйста, как в связи с принятием закона будут формироваться и      
как будут действовать муниципальные дорожные фонды? Уточните условия            
образования, в чём там новизна.                                                 
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Дорожные фонды. Если есть соответствующие полномочия,              
законопроектом предоставляется возможность сформировать дорожные фонды не       
только на уровне муниципальных районов, на уровне городских округов, но в том   
числе и в муниципальных поселениях. Впервые такая норма по дорожным фондам      
фиксируется данным законопроектом.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Коллеги, особенность состоит ещё в том, что сегодня дорожные    
фонды регионального уровня формируются с учётом объёмов средств, которые        
поступают от отчислений, - от акцизов на нефтепродукты, от транспортного        
налога - по консолидированному бюджету. Сейчас мы говорим: нет, региональные    
дорожные фонды будут формироваться исходя из объёмов только тех доходов,        
которые будут поступать в региональный бюджет. Будет право зачисления           
транспортного налога, о чём уже давно говорят местные органы власти, на         
уровень местных бюджетов, где за счёт этого уже будут формироваться свои        
дорожные фонды. Таким образом, это разделяется, региональный дорожный фонд      
будет формироваться за счёт тех средств, которые туда будут поступать, а        
местные - за счёт тех источников, которые за ними будут закреплены, и вот в     
этом состоит отличие от того, что существует сейчас.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Леонид Владимирович, законопроектом предусматриваются дотации для               
сбалансированности бюджетов, а не планируется ли изменение в целом порядка      
зачисления налогов, чтобы налоги хозяйствующих субъектов учитывать по месту     
нахождения самой налогооблагаемой базы? Тогда всё встало бы на свои места и     
не надо было бы, наверное, давать эти дотации.                                  
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Действительно, в законопроекте предполагается введение в           
понятийный аппарат Бюджетного кодекса понятия дотации для сбалансированности.   
Этот инструмент мы используем давно, он, безусловно, предусматривается в        
каждом законе о федеральном бюджете, поэтому мы и добавляем в понятийный        
аппарат это понятие, как уже состоявшийся инструмент межбюджетного              
регулирования.                                                                  
                                                                                
Данный законопроект не регулирует нормативы распределения между субъектами      
Российской Федерации и органами местного самоуправления внутри субъектов        
Российской Федерации налоговых поступлений. Эта тематика не затрагивается в     
данном законопроекте.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Поздняков Владимир Георгиевич.                                                  
                                                                                
ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Я в вашем ответе услышал, что средства на предоставление горизонтальных         
субсидий будут отражаться в бюджетах субъектов Российской Федерации. Вопрос:    
каким образом главы регионов смогут заключать соглашения о горизонтальных       
субсидиях, если соответствующие положения не будут предусмотрены в бюджетах,    
принятых парламентами субъектов?                                                
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Уважаемые коллеги, как любые субсидии, в том числе субсидии        
органам местного самоуправления, горизонтальные субсидии, которые будут         
предоставляться другим субъектам Российской Федерации, безусловно, будут        
иметь отражение в расходной части бюджета субъекта Российской Федерации. Эти    
решения будут проходить через закон, а значит, утверждаться парламентом         
каждого субъекта Российской Федерации. А вот порядок, подходы, более точные     
настройки в части межбюджетного регулирования будут зафиксированы уже           
специальным законом субъекта Российской Федерации, регулирующим бюджетный       
процесс, бюджетные правоотношения в конкретном субъекте Российской Федерации.   
Данный законопроект не ограничивает субъекты Российской Федерации в             
определении порядка предоставления соответствующих субсидий.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, финансовые эксперты утверждают, что на рубеже    
2000-х годов соотношение в распределении денег между Федерацией и субъектами    
Федерации было 50 на 50, сейчас, если верить экспертам, оценки разные: кто-то   
говорит, что 60 на 40, кто-то говорит, что 65 на 35, кто-то говорит, что 70     
на 30. Вопрос: как Минфин оценивает сейчас соотношение в распределении          
средств и как изменится это соотношение после принятия закона?                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Данный законопроект никак не влияет на это, не регулирует          
распределение средств от доходных источников между бюджетами бюджетной          
системы Российской Федерации.                                                   
                                                                                
По поводу соотношения 50 на 50. Эта формула действительно была зафиксирована,   
когда уточнялись расходные полномочия субъектов Российской Федерации в 2005     
году, но, безусловно, это соотношение не может быть стабильным, поскольку с     
2005 года довольно сильно изменились полномочия и на уровне субъектов           
Российской Федерации, и на уровне органов местного самоуправления, а также на   
уровне федеральной власти; изменились полномочия и компетенции, к примеру, в    
области среднего образования, в сфере финансирования медицинских учреждений.    
Безусловно, ежегодно эта формула будет меняться, будет подвижна с учётом        
разграничения расходных полномочий между уровнями государственной и             
муниципальной власти.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна, присаживайтесь.                                              
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
От фракции - поставьте время, пожалуйста.                                       
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы самым внимательным, тщательным   
образом рассмотрели законопроект на заседании Комитета по бюджету и налогам -   
были разные подходы, разные предложения. Безусловно, мы понимаем, что           
Министерство финансов, правительство работают над тем, чтобы навести порядок    
в межбюджетных отношениях и в целом в консолидированном бюджете Российской      
Федерации через механизмы местных, региональных и федеральных аппаратов с       
помощью соответствующих инструкций. Эти инструкции, законы становятся более     
жёсткими, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств.         
Счётная палата тоже поддерживает законопроект и отмечает необходимость          
проведения многих мероприятий.                                                  
                                                                                
Позитивные стороны вопроса заключаются в следующем: предварительное             
согласование перед вторым чтением - это, безусловно, плюс, с субъектами цифры   
нужно согласовывать; также хорошая вещь - это установление постоянных условий   
для почтовых расходов, потому что сейчас каждый год, в общем-то, происходят     
изменения и как бы заново надо решения принимать.                               
                                                                                
А если рассматривать другие направления, то какая получается картина? Почему    
предложен этот законопроект? В начале 2000-х годов Христенко, потом Лавров      
Алексей Михайлович разработали предложения по межбюджетным отношениям,          
механизмы, которые ныне продолжают действовать, с каждым годом становятся всё   
сложнее и сложнее, и в конечном итоге теперь уже обычному финансовому           
работнику разобраться в них, может быть, трудно. А почему так получается? А     
потому так получается, что в течение 2000-х годов все доходы снизу, налоговые   
и неналоговые, вытягивались центром, и в конечном итоге сегодня настолько       
централизована сама налоговая система, что на местном уровне - в                
муниципальных образованиях, муниципальных районах, городских округах -          
практически не остаётся средств. По нашим подсчётам, там где-то 10-15           
процентов, и все муниципалитеты, к примеру в Чувашской Республике, за           
исключением города Чебоксары и Новочебоксарска, живут в условиях субсидий и     
других преференций.                                                             
                                                                                
Мне представляется, что сегодня самая главная задача Министерства финансов -    
не усложнять все эти межбюджетные отношения, а начинать... Я уже, кстати,       
выступал, когда заслушивали отчёт Счётной палаты, и об этом говорил: нам        
нужно, в общем-то, с одной стороны, прийти к новому Бюджетному кодексу,         
который ограничивал бы, обеспечил ответственность на каждом уровне бюджетных    
отношений, с другой стороны, доходную часть муниципалитетов мы обязательно      
должны усилить, потому что они все влачат жалкое существование. И по сути       
дела, опыт по внедрению налога на самообложение в Татарстане - это попытка      
получать дополнительные доходы, но доходы прямо с населения, которое, кроме     
этого, уже уплачивает все налоговые и неналоговые платежи и сборы.              
                                                                                
И самое главное, не решены вопросы, и мы говорили об этом в комитете.           
Смотрите, если субъект не выполняет условия, то субъекту отказывают во всех     
этих субвенциях, вернее, субсидиях - получается так: губернатор ошибся,         
своевременно не рассмотрели вопросы, возникает просроченная задолженность -     
сейчас она установлена на уровне 15 процентов, после чего начинаются            
репрессивные отношения, а в законопроекте это сводится к 10 процентам, то       
есть условия становятся ещё более жёсткими, хотя и условия функционирования     
самой бюджетной и межбюджетной системы, безусловно, усложняются, тем более в    
нынешних условиях экономического кризиса. Мы считаем, что нельзя субъект        
наказывать за ошибки губернатора и других должностных лиц, - это положение из   
законопроекта необходимо изъять, это с одной стороны. С другой стороны,         
нельзя вместо 15 процентов, ужесточив, обозначить 10 процентов, после чего      
начинается ответственность региона, - если просроченная задолженность, по       
сути дела, уже 10 процентов, то дальше, получается, субъект помощи может не     
получить.                                                                       
                                                                                
Насчёт горизонтальных субсидий. Здесь уже говорили, что законодательные         
собрания обязательно должны принимать участие, но там не чётко написано, и мы   
в комитете как раз об этих вещах, собственно, говорили.                         
                                                                                
Самое главное, в законопроекте не прописаны условия. И в заключении комитета    
по бюджету как раз было отражено, что необходимо включить статью о              
компенсации расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской            
Федерации по тем решениям федерального центра, которые, так скажем, налагают    
на эти субъекты дополнительные полномочия.                                      
                                                                                
С учётом всех этих замечаний мнение фракции КПРФ: в первом чтении               
законопроект поддержать не может. Министерство финансов на заседании комитета   
по бюджету взяло на себя обязательства переработать эти и некоторые другие      
положения - давайте посмотрим перед вторым чтением. В первом чтении фракция     
КПРФ законопроект не поддерживает.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
Корниенко Алексей Викторович. Три минуты.                                       
                                                                                
КОРНИЕНКО А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Моё выступление     
касается проектируемой статьи 183-3 Бюджетного кодекса о введении нового вида   
субсидий, а именно субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из          
бюджетов субъекта Российской Федерации. Данное предложение породило             
неоднозначные отзывы и оценки прежде всего потому, что проектируемые нормы      
порождают много вопросов, ответы на которые ни сам законопроект, ни             
пояснительная записка не дают. Пояснительная записка в данной части носит       
описательный характер, там ничего не говорится о целях, о необходимости         
введения нового вида субсидий, о том, какие практические проблемы это           
позволит решить. В самом законопроекте также предусматривается, что цели и      
условия предоставления горизонтальных субсидий устанавливаются соглашениями     
между высшими исполнительными органами соответствующих субъектов,               
заключаемыми в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации и   
(или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта,    
из бюджета которого предоставляются субсидии.                                   
                                                                                
Полагаю, что, во-первых, установление целей и условий заключения таких          
соглашений - это уровень законов, а не подзаконных актов. Общие цели и          
условия целесообразно было бы установить на уровне федерального закона, а в     
субъекте этот вопрос также должен регулироваться законом субъекта. Во-вторых,   
поскольку такое соглашение повлечёт расходы бюджета, на мой взгляд, его         
принятие невозможно без участия законодательного (представительного) органа     
власти. Также вызывает вопрос соотношение данного вида соглашения с бюджетом    
субъекта Российской Федерации, исключительное право принятия которого           
принадлежит региональному парламенту. Таким образом, считаю, что все            
предусмотренные данным соглашением о горизонтальных субсидиях расходы должны    
получать отражение в региональном бюджете и пройти соответствующую процедуру    
одобрения.                                                                      
                                                                                
Отсутствие проработки данных вопросов вызвало нарекания со стороны субъектов    
Российской Федерации, в частности Сахалинской области, являющейся               
субъектом-донором и рассматривающей горизонтальные субсидии как очередной       
инструмент изъятия доходов области, в которой и так достаточно много проблем:   
низкий уровень газификации - всего 13 процентов, высокая аварийность жилья,     
износ инженерных систем, постоянно падающий уровень жизни населения, часть      
региональных энергосетей находится в ветхом состоянии и так далее, и так        
далее. Широкие полномочия органов исполнительной власти и глав регионов в       
данной сфере вызывают у региональных депутатов обоснованные опасения.           
                                                                                
Считаю, что сегодня, в День Конституции Российской Федерации, в день её         
25-летия, мы, как никогда, должны при принятии решений твёрдо придерживаться    
принципов демократизма, парламентаризма и федерализма, заложенных в нашей       
Конституции. Я считаю, что данное положение должно быть тщательно проработано   
с субъектами Российской Федерации.                                              
                                                                                
Наша фракция не поддерживает принятие законопроекта.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гусева Ирина Михайловна. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                
                                                                                
ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" некогда     
посмотреть, когда... не будем мы ждать, когда правительство внесёт поправки,    
услышит наши предложения, - будем вместе работать, и для этого есть несколько   
причин.                                                                         
                                                                                
Первая. Вы знаете, обсуждение этого законопроекта вызвало, скажем так,          
небывалый ажиотаж, потому что все регионы, включая маленькие поселения,         
хутора, аулы, - все прекрасно понимают, что межбюджетные отношения              
несовершенны. И самое большое количество вопросов у нас с вами, депутатов,      
избранных от регионов, как раз возникает в части межбюджетных отношений.        
                                                                                
Можно сколько угодно говорить, что закон несовершенен, что по нему есть         
вопросы, - это правда, но услышьте, пожалуйста, то, о чём сказал Леонид         
Владимирович: в связи с тем что мы принимаем законопроект тогда, когда уже      
приняли бюджет на 2019, 2020 и 2021 годы, когда региональные законодательные    
органы тоже приняли свои бюджеты, мы ведём речь о том, что у нас есть время     
до 2020 года, чтобы рассмотреть детально, отшлифовать все предложения, а не     
топтаться на месте, не отрицать всё. Почему? Ну потому что!.. Мы должны         
детально посмотреть и дать возможность регионам работать в рамках их            
возможностей, полномочий, точек роста собственно доходной части бюджета. В      
зале сидит очень много депутатов - бывших руководителей, и они вам скажут,      
что всё, что сейчас написано в законопроекте, - это уже существующая            
практика, только это делали в обход, и тогда Счётная палата, органы             
прокуратуры всех уровней не только грозили пальчиком в сторону главы            
муниципального образования, губернатора, но и применяли штрафные санкции,       
отстранение от должности. Сейчас мы должны дать возможность региону,            
естественно, высшему должностному лицу, губернатору, вместе с законодателями    
принимать эти решения, продумывать их. И не нужно бояться горизонтального       
финансирования, не нужно! По большому счёту, если мы с вами, как федеральные    
законодатели, не местечковые, встанем над картой Российской Федерации, то       
увидим, что есть очень много регионов нашей страны, где посёлок, разделённый    
железнодорожным полотном, находится на границе: с одной стороны это одна        
область, с другой стороны - другая, но спрашивают-то жители со своих            
руководителей!                                                                  
                                                                                
Второе. Дорожные фонды - да разве это плохо, если дорожный фонд будет в         
сельском поселении? Надежда Сергеевна абсолютно права! Сейчас мы                
консолидированно считаем бюджет, а ведь речь идёт о том, что мы с вами          
заложили в бюджет на 2019, 2020 и 2021 годы средства на региональные дороги,    
на федеральные дороги, - а на муниципальные, а на дороги местного значения, а   
на поселковые? Этот вопрос остаётся на поверхности. Конечно, нам сейчас         
хорошо говорить, что, мол, мы посмотрим, но, когда мы приезжаем в регион,       
особенно депутаты, выигравшие выборы в одномандатных округах, главы поселений   
задают вопрос: полномочий-то вы нам прибавили, а деньги где, где их взять,      
эти деньги?!                                                                    
                                                                                
Хочу обратить внимание, над законопроектами поработали: губернатор              
Костромской области сделал серьёзные предложения в отношении того, чтобы        
посмотреть использование лесов, то, как мы оставляем налоги на территории,      
где используются леса; губернатор Краснодарского края дал целый ряд             
предложений как раз о резервном фонде; губернаторы и законодатели               
Кабардино-Балкарской Республики говорили нам как раз о региональных дорожных    
фондах. Конечно, наши коллеги - депутаты с Сахалина по-своему увидели эту       
проблему, и вот мой коллега говорит: ну отберут у региона... Вы знаете, у       
хорошего хозяина и у депутатов региональных парламентов, которые серьёзно       
занимаются мониторингом ситуации, аналитикой, дружат с головой и с главой       
региона, извините, ну, конечно, ситуация получится прогнозируемая, когда        
задачи и результаты соответствуют, то есть в начале года и в конце              
финансового года люди видят результат и понимают, что бюджет формировали,       
понимая и отдавая себе отчёт, для чего это делают.                              
                                                                                
Я сейчас своим коллегам привела пример: в границах города Волгограда            
находится дотационное сельское поселение, и они никогда не сделали бы           
водовод, если бы не были вложены деньги города. Но это было незаконно, а        
сейчас мы даём возможность, прогнозируя и предвидя ситуацию в регионе, в        
крае, самим губернаторам и депутатам принимать решение. То, что есть риски, -   
это правда, и у нас есть эмоциональная составляющая этого вопроса, есть         
опасения, что губернатор возьмёт на себя ответственность, но не выполнит        
обязательства, но... Леонид Владимирович абсолютно правильно сказал, что в      
Бюджетном кодексе всё прописано и что депутаты региональных, краевых            
парламентов, конечно же, тоже должны отдавать себе отчёт, что это совместная    
сфера влияния, что это совместная их ответственность.                           
                                                                                
Мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", комитет, будем принимать участие в работе над      
законопроектом, будем готовить поправки. Коллеги, выступая с трибуны, в         
очередной раз говорю о том, что очень хочется ко второму чтению видеть          
поправки тех людей, которые говорят, что надо так или как-то ещё, - давайте     
не будем только говорить, а будем действовать в рамках своих полномочий!        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонид Владимирович, у вас есть возможность выступить с заключительным          
словом. Леонид Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет.     
                                                                                
Надежда Сергеевна?                                                              
                                                                                
Депутату Максимовой включите микрофон.                                          
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, коллеги, за обсуждение этого очень важного             
законопроекта.                                                                  
                                                                                
В своём выступлении я не стала говорить, но в заключении комитета есть норма    
о том, что, поскольку на 2019 год уже все бюджеты, и федеральный, и             
региональные, и местные, сформированы, мы обязательно будем давать поправку о   
переносе срока вступления в силу этого закона, предполагается, что это будет    
с 1 января 2020 года. То есть время, чтобы над ним поработать, у нас ещё        
есть, и оно будет в течение ещё 30 дней, комитет просит, чтобы поправки         
подавались в течение 30 дней. Поэтому, уважаемые коллеги, вы имеете             
возможность ещё раз обсудить все эти изменения, которые предложены и которые,   
может быть, ещё будут в качестве поправок предлагаться, выезжая на места, в     
свои регионы, с главами, с финансистами своих субъектов. Мы ждём эти            
поправки, и мы готовы (я уже говорила об этом в своём выступлении) обсуждать    
не только те поправки, которые поступят, но и те, которые ещё не вошли в этот   
законопроект, но раньше уже поступали от регионов. Так что мы готовы к          
дальнейшей работе над этим законопроектом.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.