Заседание № 282

03.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 573725-7 "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (принят в первом чтении 29 мая 2019 года с наименованием "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1684 по 1766 из 5965
12-й вопрос, проект федерального закона "Об уполномоченных по правам человека   
в субъектах Российской Федерации". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов.     
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассмотрением во     
втором чтении мы, по сути дела, завершаем принципиальное рассмотрение           
важнейшего как для страны, так и для наших регионов закона, обеспечивающего     
целостную систему защиты прав человека в Российской Федерации. С его            
принятием наши граждане будут иметь полноценный доступ, а самое главное -       
равный доступ к уполномоченным по правам человека независимо от места           
жительства.                                                                     
                                                                                
У нас сегодня, при рассмотрении законопроекта во втором чтении, присутствует    
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна     
Москалькова. Законопроект доработан при её активном участии и содействии. Мы    
надеемся, что после принятия закона, в случае вашего положительного решения,    
ситуация с защитой прав как граждан России в мире, так и наших сограждан        
внутри страны резко улучшится.                                                  
                                                                                
Прошу принять законопроект во втором чтении. К рассмотрению предлагаются        
таблицы поправок, рекомендованных к принятию и к отклонению.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1, там 24 поправки? Нет.         
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    347 чел.                                          
Не голосовало                 103 чел.22,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, там 29 поправок? Нет.                  
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "Об         
уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении. Спасибо.                                          
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
подготовлен к третьему чтению, просим включить его в порядок работы Госдумы     
на 5 марта текущего года.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.               

Заседание № 216

29.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 573725-7 "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3390 по 4108 из 4981
9-й вопрос, о проекте федерального закона "Об общих принципах организации       
деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской           
Федерации". Докладывает член Совета Федерации Людмила Николаевна Бокова.        
                                                                                
БОКОВА Л. Н., член Совета Федерации.                                            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Основные положения, которые         
регламентируют деятельность региональных уполномоченных, содержатся в статье    
16-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных        
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Законопроект с этими положениями был внесён в своё       
время, в 2015 году, президентом страны. Закон закрепил на федеральном уровне    
основы правового статуса региональных уполномоченных, повысил их возможности    
и способствовал распространению этого института во всех субъектах Российской    
Федерации. Вместе с тем разные подходы к правовому обеспечению деятельности     
региональных уполномоченных в разных субъектах ставят жителей регионов,         
нуждающихся в полноценной помощи по защите либо восстановлению нарушенных       
прав, в неравные условия. Проблема заключается в том, что у уполномоченных по   
правам человека в субъектах недостаточно юридических, организационных           
возможностей для защиты прав и свобод граждан. Рассматриваемый законопроект     
был подготовлен рабочей группой с учётом мнений всех региональных               
уполномоченных, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации       
Татьяны Николаевны Москальковой, законопроект неоднократно обсуждался на        
заседаниях Координационного совета российских уполномоченных по правам          
человека.                                                                       
                                                                                
Если говорить по сути, законопроектом устанавливаются единые принципы           
организации деятельности региональных уполномоченных, а также закрепляется      
общая основа их взаимодействия с органами публичной власти и институтами        
гражданского общества. В законопроект включены положения, которые               
действительно восполняют обнаруженные пробелы правовой регламентации и          
усиливают гарантии независимости уполномоченных по правам человека в            
субъектах Российской Федерации. Остановлюсь на наиболее важных положениях       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Так, установлено, что порядок взаимодействия всех территориальных органов       
федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правам человека   
в субъекте Российской Федерации, в том числе порядок оказания содействия        
уполномоченному, определяется нормативными правовыми актами федеральных         
органов исполнительной власти, то есть каждое федеральное ведомство             
действительно должно чётко прописать правила взаимодействия, которые будут      
распространяться на всю территорию Российской Федерации. Сейчас этот порядок    
в отдельных случаях регламентируется соглашениями, которые в большинстве        
своём не решают проблемы взаимодействия.                                        
                                                                                
Регламентирован порядок рассмотрения уполномоченным жалоб в отношении           
организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными        
полномочиями, - например, это государственные и муниципальные учреждения,       
больницы, школы, управляющие компании. Законопроект очень чётко                 
регламентирует формы обращения к региональному уполномоченному и меры его       
реагирования. Жалобы уполномоченному рассматриваются в особом порядке, права    
и обязанности уполномоченного при их рассмотрении также достаточно чётко        
прописаны в законодательстве.                                                   
                                                                                
Определено, что требования, ограничения и запреты для уполномоченного могут     
быть установлены только федеральным законом. Также установлены гарантии         
деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской           
Федерации в части обязанности должностных лиц представлять запрашиваемую        
информацию региональному уполномоченному. В законопроекте закреплено право      
уполномоченного лично представлять доклад на рассмотрение законодательного      
органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Предусмотрено      
право регионального уполномоченного использовать правовые средства защиты,      
принимать меры, предусмотренные законом, не только при рассмотрении жалоб, но   
и при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод         
человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение      
или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных               
самостоятельно использовать правовые средства защиты.                           
                                                                                
Установлено также право уполномоченного иметь помощников, которые               
осуществляют деятельность на общественных началах, и создавать общественные     
приёмные на территориях субъектов Российской Федерации.                         
                                                                                
Ну и конечно же, следует отметить, что нами подготовлены дополнительно в        
развитие этого закона четыре проекта федеральных законов - они уже внесены в    
Государственную Думу, находятся на рассмотрении комитетов, - которые            
действительно представляют полную картину комплексного регулирования и          
создают единые принципы работы уполномоченных в субъектах Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, на основании изложенного и с учётом тех замечаний, тех       
пожеланий, которые были высказаны вами в ходе рассмотрения этого                
законопроекта на площадке комитетов, я прошу поддержать данный законопроект в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Николаевна. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я обращаю ваше внимание на то, что у нас при рассмотрении    
этого вопроса присутствует Уполномоченный по правам человека в Российской       
Федерации Татьяна Николаевна Москалькова.                                       
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию          
гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,         
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, очень важный         
законопроект сегодня представлен для рассмотрения. Более того, скажу, что он    
довольно сложный для обсуждения и в нашей среде, и с регионами. Почти год       
разные варианты этого закона обсуждались в нашем комитете, в том числе с        
вашим участием, на международных слушаниях в конце прошлого года, и перед       
нами ставилась следующая задача. Прежде всего мы хотели бы, чтобы в регионах    
были созданы эффективные именно государственные органы в лице уполномоченных    
по правам человека и их аппаратов с достаточными полномочиями по рассмотрению   
жалоб людей, чьи интересы, чьи права были нарушены различными органами          
федеральной власти на местах, органами местного самоуправления, региональными   
предприятиями с госучастием. В том числе нам хотелось бы, чтобы права наших     
граждан во всех регионах были, по сути дела, в одинаковом статусе, одинаково    
защищены. Для этого необходимо, конечно, понятным образом, жёстко прописать     
единообразие всей правозащитной системы в Российской Федерации.                 
                                                                                
И кроме того, нам хотелось бы, чтобы всё-таки в результате решений, которые,    
я надеюсь, будут приняты сегодня, была создана система - не вертикаль, а с      
учётом федеративного устройства нашей страны именно система - уполномоченных    
по правам человека, с тем чтобы ситуация вышла из нынешнего положения, когда    
львиная доля обращений наших граждан, чьи права нарушены, идёт в Москву, на     
федеральный уровень, хотя это вполне могло бы решаться и в регионах. В этих     
целях мы предусмотрели механизм взаимодействия между регионами и федеральным    
уровнем, механизм распределения ответственности и полномочий. На наш взгляд,    
вполне корректно прописаны полномочия федерального уполномоченного по правам    
человека в отношении согласования кандидатур региональных уполномоченных. На    
наш взгляд, то, что мы сейчас примем, - это завершение создания в России        
полноценной и органичной системы защиты прав человека.                          
                                                                                
Напомню, что на региональном уровне у нас уже почти десять лет существует       
этот институт, он в разной степени финансируется, в разной степени              
признаётся. После принятия законодательного акта, который сегодня               
рассматривается, я считаю, вопрос будет в значительной части, во многом решён   
окончательно. И я хочу сказать, что качество законодательного обеспечения       
защиты прав человека на федеральном уровне и в регионах позволяет заявить,      
что наша законодательная система является во многом примером в том числе для    
тех стран, которые уже более 40 лет, со времён Хельсинского акта, упрекают,     
обвиняют Россию (в прошлом Советский Союз) в нарушении прав человека, при       
этом не замечая массовых нарушений прав человека в соседних с нами странах -    
в Прибалтике, на Украине.                                                       
                                                                                
Более 50 регионов, 50 законодательных собраний выразили одобрение и поддержку   
нашего предложения. И я думаю, что законопроект может быть доработан ко         
второму чтению, как предлагали депутаты, в части уточнения механизма            
выдвижения кандидатов на эту должность и характера голосования. Наши коллеги    
- депутаты всех фракций полагают, что решающая роль региональных                
законодателей, в том числе в рамках тайного голосования, существенным образом   
укрепила бы авторитет и полномочия, влияние этого института на региональном     
уровне.                                                                         
                                                                                
Прошу от имени комитета поддержать данный законопроект в первом чтении.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Задержитесь - я уже вижу,    
что есть вопросы.                                                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Людмила Николаевна, у нас норма есть в действующем законе и в данном проекте    
закона - полномочие уполномоченного обращаться в суд с административным иском   
в защиту неопределённого круга лиц. Подскажите, пожалуйста, вот в рамках        
подготовки данного законопроекта у вас есть информация (если нет, может быть,   
Татьяна Николаевна поможет?), есть статистика, насколько эффективно             
пользовались этим уполномоченные по правам человека в регионах - вот именно     
обращались в суды с исковыми заявлениями, - насколько эффективно они            
пользовались и какие решения принимались? Или есть какая-то проблема здесь?     
Мы же прекрасно понимаем, почему уполномоченные не идут в суды, - потому что,   
ну, боятся испортить отношения с региональной властью, например.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Николаевна.                           
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос. Не готова сказать, какая статистика по          
стране, но, на мой взгляд, как раз сейчас создаётся правовая возможность,       
даётся уполномоченному такое право - выступить в защиту с административным      
иском, это позволит более целенаправленно защитить права там, где гражданину,   
который обратился за защитой своих прав, требуется не только консультация, но   
и реальная помощь. Мы прекрасно понимаем, что сегодня не все граждане владеют   
навыками составления исковых требований, и мы знаем, что административные       
иски - это самый большой блок исков, которые рассматриваются в судах. И роль    
регионального уполномоченного как раз не только проконсультировать,             
рассказать о возможности обращения в суд, но и реально помочь - подготовить     
исковое заявление и выступить вместе с обратившимся гражданином, на его         
стороне, в защиту нарушенных прав либо для восстановления его права.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тихомиров Анатолий Фёдорович.                                                   
                                                                                
ТИХОМИРОВ А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемая Людмила Николаевна, в ходе выступления сегодня говорили о том, что    
многие субъекты поддержали законопроект, вместе с тем есть субъекты, которые    
не поддерживают его, в связи с тем что законопроект предусматривает создание    
аппарата уполномоченного по правам человека в субъекте с правами юридического   
лица. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает         
возможность создания единого аппарата для уполномоченных и по правам            
человека, и по правам ребёнка, и по правам предпринимателей. Соответственно,    
создание вот такого органа повлечёт дополнительные расходы субъектов. Вот       
какова ваша позиция по этому вопросу: всё-таки нужно создавать, или не нужно    
создавать, или можно объединить действительно всё это?                          
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Анатолий Фёдорович, спасибо большое за вопрос. Ну, норма,          
касающаяся аппарата уполномоченного по правам человека в субъекте Российской    
Федерации в той редакции законопроекта, которая повторно внесена, убрана.       
Действительно, это был спорный момент, и мы посчитали необходимым услышать      
субъекты и сделать таким образом, чтобы традиционные меры работы, которые       
были в аппаратах в наших субъектах, остались в неизменном виде и на             
усмотрение самого субъекта Российской Федерации.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Анатольевич, хотели добавить?                      
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Я хотел бы просто добавить, что у нас государственной            
должностью является только должность уполномоченного по правам человека. И      
кроме того, мы предусматриваем возможность уполномоченного по правам человека   
решать в том числе вопросы защиты прав и детей, и предпринимателей. В то же     
время мы считаем, что эта норма необходима, для того чтобы - это первый         
вопрос, который сегодня задавали, - обеспечивались независимость и              
достаточные полномочия уполномоченного по правам человека в регионах. Мы        
считаем, что это вполне разумный компромисс.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Людмила Николаевна, мой вопрос связан с тем, что в настоящее время    
институт регионального уполномоченного по правам человека действует во всех     
субъектах Российской Федерации, есть ли у вас оценка того, какие правовые       
последствия могут быть в случае принятия данного законопроекта? Придётся        
вносить изменения в региональные законы или нет, в какой срок, что будет с      
полномочиями действующих уполномоченных по правам человека и так далее? Может   
быть, следовало бы эти вещи как-то оговорить в дополнительной статье в          
законе, переходные положения или что-то в этом роде?                            
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос.                              
                                                                                
Коллеги, если помните, у нас есть аналогичный закон - "Об общих принципах       
организации и деятельности общественных палат субъектов Российской              
Федерации", приблизительно в такой же парадигме мы работаем и в отношении       
уполномоченных в субъектах Российской Федерации. То есть, естественно,          
какие-то изменения потребуется внести в региональные законы, но при этом        
после этих изменений уже те уполномоченные, которые будут назначаться на        
новые сроки, как раз пойдут по новым правилам, которые уже прописаны здесь.     
                                                                                
Ну и в отношении позиций, связанных, например, с работой с обращениями          
граждан, в частности, мы прописали достаточно чёткий порядок - конечно же,      
после вступления данного закона в силу он будет взят на вооружение              
уполномоченными, так как они очень давно ждали этой нормы. Ну и конечно же,     
уполномоченные субъектов Российской Федерации - мы также с ними обсуждали       
этот момент - не видят рисков для субъектов Российской Федерации вот как раз    
в новых позициях, потому что они носят общий, но принципиальный характер.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Людмила Николаевна, ну, очередной институт, который    
сейчас вы пытаетесь систематизировать, имеет смысл только в случае, если        
уполномоченный действительно будет независим - независим от органов             
исполнительной власти прежде всего, независим от губернатора. И тот механизм,   
который вы предлагаете: губернатор предлагает законодательному собранию         
утвердить или, там, группа депутатов предлагает утвердить без привлечения       
общественных организаций даже, скажем так, для вида, - он, на мой взгляд,       
этот институт превратит в очередную чиновничью структуру, которая будет         
только отчёты плодить. Как вы считаете, необходимо ли всё-таки ввести другие    
механизмы альтернативного отбора, такие, которые позволят действительно         
неравнодушным и активным людям пройти на эту должность и не создавать ещё       
одного чиновника?                                                               
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Ну вот сегодня и          
существует в некоторых субъектах такая ситуация, когда уполномоченный - он же   
и чиновник. Мы как раз не сторонники такого подхода и максимально стремимся к   
тому, чтобы создать этот институт в субъектах Российской Федерации              
полноценным, независимым и полноформатно защищающим либо восстанавливающим      
права граждан. Поэтому, конечно же, право субъекта Российской Федерации -       
своим региональным законом устанавливать какие-то дополнительные меры. Если у   
вас есть какие-то конкретные предложения, мы точно так же готовы их выслушать   
и принять в ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении. Они звучали, и     
мне кажется, вполне уместно вместе поработать над усовершенствованием этого     
института.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синяговский Владимир Ильич.                                                     
                                                                                
СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Сергей Анатольевич, требования при назначении и работе уполномоченного по       
правам человека высокие - это человеческие качества, это коммуникабельность,    
это умение выстраивать отношения в регионе, это умение соблюдать сроки          
выполнения. Не рассматривались ли вопросы о разработке оценочных показателей    
уполномоченных и о постоянном, ежемесячном информировании населения региона,    
в котором он работает? Таким образом, будет контакт, люди будут видеть, чем     
же он занимается.                                                               
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо, Владимир Ильич, за ваш, мне кажется, очень              
принципиальный вопрос. Я думаю, здесь нам надо так поступить: может быть, ко    
второму чтению вместе с вами продумаем этот вопрос, но мы должны делать всё,    
чтобы, с одной стороны, деятельность его была максимально прозрачна для         
народа, поэтому может быть не только ежегодный отчёт законодательному           
собранию, с другой стороны, мы хотели бы, чтобы такие категории, как            
"порядочность", "опыт работы", "безупречная репутация", всё-таки                
доминировали. Мы считаем, что в части ответственности нужно подумать - и наш    
коллега Куринный об этом задавал вопрос, - чтобы и общественные организации     
контролировали.                                                                 
                                                                                
Главное для нас в принятии этого закона заключается в том, что это серьёзное    
предложение всем законодательным собраниям регионов внимательно оценить, с      
помощью общественности, насколько эффективно в их регионах вообще работает      
уполномоченный: в некоторых регионах работает, в некоторых вообще его никто     
не знает. Для того чтобы человек, которого мы рекомендуем на должность          
государственного служащего, отвечающего за права населения, был эффективным и   
известным, нам нужно, конечно, принять этот закон, а также, возможно, внести    
изменения в региональные законодательства, чтобы всё-таки оценить итоги         
работы и при необходимости - я думаю, это же всё-таки не пожизненное            
назначение, мы прописываем возможность второго срока - предложить другую        
кандидатуру, кандидатуру человека, который пользовался бы абсолютным доверием   
населения, был известен, был понятен на федеральном уровне и мог строить        
отношения в том числе и с федеральным органом, с федеральным уполномоченным     
по правам человека. Мне кажется, это очень важная задача, и я думаю, что для    
всех регионалов это серьёзное предложение.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич.                                                        
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Людмила Николаевна, в финансово-экономическом обосновании к данному   
проекту федерального закона отмечается, что новых расходных обязательств нет    
и не потребуются дополнительные ассигнования из федерального бюджета, но в      
пояснительной записке указано, что очень много обращений из субъектов в части   
недостаточности штатной численности, которую устанавливают субъекты. Так        
всё-таки будут дополнительные расходы, нет ли необходимости всё-таки поменять   
финансово-экономическое обоснование к данному проекту федерального закона?      
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос. Ну опять же мы говорим, что предмет данного     
законопроекта - это как раз создание общих принципов организации деятельности   
уполномоченных в субъектах Российской Федерации, это прежде всего некие         
правовые моменты, связанные с назначением на должность, с рассмотрением жалоб   
и так далее. Что касается расходных обязательств, это всё-таки право            
субъектов Российской Федерации, они исходят уже из своей ситуации. То есть у    
нас разные субъекты - где-то нужен действительно очень серьёзный                
уполномоченный, серьёзный штат для его работы, серьёзная общественная           
приёмная, потому что количество населения и плотность населения высокие, а      
где-то достаточно совместить два аппарата уполномоченного, мы тоже такие        
примеры видели в субъектах Российской Федерации, и этого достаточно, чтобы      
полноценно осуществлять деятельность. Поэтому наш принципиальный подход         
состоит в том, что это всё-таки право субъекта Российской Федерации,            
учитывая, что они действительно разные.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к авторам.                                          
                                                                                
Уважаемая Людмила Николаевна, известно, что впервые такой законопроект был      
разработан рабочей группой под руководством Татьяны Николаевны Москальковой,    
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, и этот               
законопроект обсуждался во всех регионах страны с уполномоченными по правам     
человека в субъектах, даже губернаторы принимали участие в обсуждении этого     
законопроекта. Вы в своём докладе сказали, что многие предложения регионов -    
я так по крайней мере понял - учтены в вашем законопроекте. Вот у меня такой    
необычный вопрос: а что из тех предложений, которые поступили из регионов,      
субъектов Российской Федерации, вы не включили?                                 
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Действительно, Федот Семёнович, необычный вопрос. Ну, наверное,    
мы всё-таки при обсуждении этого законопроекта ориентировались на практику,     
которая уже сложилась в субъектах Российской Федерации, и попытки обсудить      
предложения, что нужно принять лучшую практику или какую-то иную, вызывали      
какие-то сомнения и споры, поэтому мы пришли, на мой взгляд, к очень удачному   
решению: прописали в законопроекте норму о том, чтобы всё-таки дать больше      
полномочий и прав субъектам Российской Федерации включить какие-то позиции      
именно в регионах и оставить те традиционные вещи, которые у них изначально     
работали. Поэтому какие-то новые веяния и тенденции, возможно, остались за      
бортом, но это коммуникация не последняя, конечно. Мы очень тесно работаем с    
аппаратом уполномоченного, с Татьяной Николаевной Москальковой, очень           
внимательно относимся к докладу, замечаем, видим те позиции, которые в том      
числе относятся к усовершенствованию института региональных уполномоченных,     
и, соответственно, готовы в данном случае принять и включить их в действующее   
законодательство. Сегодня мы делаем первый шаг, по сути говоря, но, надеюсь,    
не последний по пути развития этого института.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Людмила Николаевна, я буду голосовать за этот            
законопроект, но он, как и большинство законов последнего времени, очень        
рамочный, я сказал бы. В частности, вы назвали две конкретные позиции - это     
право региональных уполномоченных представлять доклады и иметь общественных     
помощников. Насколько я понимаю, эти права в большинстве регионов сейчас и      
так реализуются. Вопросы: какие ещё новые права и гарантии получат              
региональные уполномоченные? Изменится ли взаимодействие между федеральным и    
региональными уполномоченными, в частности, будет ли происходить согласование   
кандидатур с федеральным уполномоченным? И, может быть, самое главное - что     
конкретно в случае принятия даст этот закон гражданам Российской Федерации?     
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос, Олег Николаевич. Начну с последнего. Самое      
принципиальное в этом проекте закона - это всё-таки установление единых         
правил оказания поддержки гражданам, единых правил защиты и восстановления      
прав граждан, вот это, на мой взгляд, самое важное, что заложено в              
законопроекте. Ведь мы прекрасно понимаем, что если уполномоченный в регионе    
- сильная личность, то люди идут к нему с обращениями, и теперь он получает     
дополнительные гарантии в части защиты прав, в частности возможность            
обращаться с административными исковыми заявлениями в суд, то есть он сможет    
не просто проконсультировать и направить туда гражданина, а ещё и оказать       
реальную помощь. Поэтому уполномоченному действительно нужен в том числе штат   
профессиональных общественных помощников, которые в этом отношении будут        
оказывать содействие.                                                           
                                                                                
Есть новые положения о рассмотрении жалоб, в законопроекте этот механизм        
очень чётко прописан, он правомерный и позволяет не подменять действия по       
защите прав граждан, которые уже производятся нашими должностными лицами, но    
тем не менее создаёт возможности для уполномоченного независимо работать с      
теми людьми, которые к нему обращаются, в том числе обращаются в массовом       
порядке, скажем, мы с вами знаем примеры вопиющих ситуаций с нашими             
дольщиками, которые в массовом порядке обращаются за защитой прав.              
Соответствующие механизмы защиты прав принципиально правильно прописаны в       
этом законопроекте, и мы, конечно, настаиваем, чтобы они были приняты в том     
формате, в котором легли в основу проекта закона.                               
                                                                                
И конечно, мы рады другим идеям, они звучат на площадке, в том числе от вас,    
Олег Николаевич, это действительно очень важно: услышать, что ещё не            
прописано в законопроекте, и дополнить его, с учётом того что вы очень часто    
общаетесь, работаете в регионах, в том числе с институтом уполномоченных.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Анатольевич, спасибо, присаживайтесь.                                    
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, смысл в принятии очередного                   
систематизирующего закона есть только в одном случае - я уже об этом говорил    
- в случае, если эта должность, если этот институт будет реально независимым    
и будет работать в интересах людей. Гарантирует ли данный законопроект          
подобную схему? Нет, не гарантирует. Поэтому могу сказать, отвечая на вопрос    
Олега Николаевича Смолина о том, что изменится для людей: в принципе ничего     
не изменится, если на региональном уровне не будут приняты соответствующие      
законы, определяющие порядок назначения или избрания данного должностного       
лица, гарантирующий его независимость, полную независимость от губернатора,     
ну, или от структуры власти как таковой. Пока в подавляющем большинстве         
регионов губернатор представляет кандидатуру, а большинство в Законодательном   
Собрании её утверждает.                                                         
                                                                                
Кого представляет губернатор? Губернатор, естественно, представляет удобную     
для него кандидатуру: того, кто не будет задавать лишних вопросов, того, кто    
не будет поднимать какие-то скандалы, того, кто не будет, кстати, и             
обращаться, используя своё право, недавно нами предоставленное, в суд в         
защиту неопределённого круга лиц. Это, на мой взгляд, самый эффективный         
инструмент, которым, по моим данным, пока не воспользовался ни один             
уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Вот право есть,       
есть дети, группа детей, которые не получают лекарств, - и нет ни одного        
обращения с административным исковым заявлением, оспаривающим законность        
отказов им в предоставлении лекарств, законность невыделения необходимых        
средств! Сегодня сказали про дольщиков, но я не слышал ни об одном случае,      
когда уполномоченный по правам человека в регионе обратился бы в защиту прав    
дольщиков как таковых.                                                          
                                                                                
Если уполномоченный работает, его имя известно в регионе. Вот я думаю, не       
каждый из вас вспомнит, кто в его регионе является уполномоченным по правам     
ребёнка или по правам человека, кто он и чем занимается, кроме регулярных       
отчётов, которые здесь тоже предусмотрены. То есть раз в год он просто будет    
отчитываться об итогах своей деятельности, что они приняли, скажем, 600         
обращений, в соответствии с новым порядком их рассмотрели, отправили в          
прокуратуру, поработали почтальонами, а, к сожалению, сегодня, наверное, в 99   
процентах случаев работа с обращениями так и заканчивается - соответствующей    
рассылкой, чаще всего в прокуратуру, может быть, ещё в какие-то органы, и на    
этом всё.                                                                       
                                                                                
Эффекта от создания таких уполномоченных, от формирования их аппаратов, от      
разного рода попыток систематизировать их деятельность не будет абсолютно       
никакого, и мы не достигнем никакой цели. А цель сегодня состоит в том, чтобы   
это лицо стало независимым должностным лицом на территории региона,             
защищающим права граждан, не только в индивидуальном порядке, но и в            
коллективном - повторю, сегодня есть такие группы граждан, которые нуждаются    
в защите. В связи с этим есть предложения.                                      
                                                                                
Предложение первое. Исключить из системы назначения уполномоченного, из         
порядка его назначения губернатора как лицо, представляющее кандидатуру.        
                                                                                
Добавьте, пожалуйста, время, я от фракции.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Соответствующие поправки, я думаю, мы предложим.                 
                                                                                
Второе. Нужно, чтобы общественные организации, которые занимаются на            
территории региона защитой прав человека, тоже участвовали в этом процессе и    
чтобы для этих организаций - самых разных, по защите прав инвалидов, защите     
прав дольщиков, защите прав детей, больных сахарным диабетом, и так далее -     
этот институт стал своеобразным тараном, чтобы они могли его использовать в     
своих целях, точнее, в целях защиты тех социальных групп, которые они           
представляют, а не так, чтобы это был очередной чиновник, который просто        
будет присутствовать на заседаниях и с умным видом рассказывать о каких-то      
теоретических вещах, о международном и межрегиональном сотрудничестве,          
которое в законопроекте предусмотрено.                                          
                                                                                
И ещё одно предложение уже оформлено в виде законопроекта. Я всё-таки           
предлагаю наделить правом обращаться в суд не только уполномоченного, одно      
лицо на весь регион, но и каждого депутата Государственной Думы, который        
здесь сидит. Наделить правом, повторяю, не обязанностью, чтобы каждый из нас    
имел право обратиться в суд в защиту прав неопределённого круга лиц, если мы    
этого хотим, если мы этого желаем, если можем это сделать. Я думаю, это будет   
тоже эффективный и, самое главное, более распространённый системный механизм    
борьбы с нарушением прав граждан.                                               
                                                                                
Фракция КПРФ поддержит данный законопроект, но исключительно как                
потенциальную возможность эффективной работы.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Вяткин Дмитрий Фёдорович.                  
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего надо сказать, что      
институт уполномоченных по правам человека в регионах уже работает, уже         
приняты законы, этот институт работает эффективно. Я могу привести примеры,     
когда благодаря работе уполномоченных по правам человека в субъектах решались   
многие вопросы, многие проблемы, в том числе те, о которых мы сегодня           
рассуждали, заслушав доклад генерального прокурора, - это защита социальных     
прав, трудовых, пенсионных, жилищных, это защита интересов граждан в рамках     
уголовного судопроизводства. Поверьте, те, кто рассуждает о том, что            
уполномоченный по правам человека это должен быть, знаете, некий                
универсальный супермен (извините за, может быть, не очень парламентское         
выражение), который и судья, и адвокат, и прокурор, и политик, и главный        
оппозиционер, и всё в одном лице, и ещё от всех независимый, - так не будет.    
Природа не терпит пустоты: если человек должен быть абсолютно независимый,      
тогда почему он должен получать деньги из бюджета, а если он не будет           
получать деньги из бюджета, простите, у кого он будет эти деньги получать и     
чьи интересы обслуживать, кто ему тогда будет платить? Просто так деньги        
никто платить не будет. Извините меня за эту критику, но мы прекрасно           
понимаем, о чём идёт речь.                                                      
                                                                                
На самом деле всё зависит от личности того человека, который назначен на эту    
должность. Я считаю, что определённой гарантией от попадания на эти должности   
в результате совершения ошибок, если где-то недосмотрели, является              
согласование этих кандидатур с Уполномоченным по правам человека в Российской   
Федерации. Это очень важно - прохождение такого согласования: с одной           
стороны, это не будет приводить к возникновению, созданию единой вертикально    
интегрированной соподчинённой структуры, с другой стороны, эта структура        
будет действовать по единым правилам, с едиными полномочиями, с гарантиями      
финансирования, потому что, поверьте, когда мы говорим о необходимости или      
отсутствии необходимости аппарата у уполномоченного... Татьяна Николаевна,      
здесь присутствующая, не даст соврать: приходят сотни тысяч жалоб и обращений   
- кто их будет разбирать, как отреагировать на все, да как их просто            
обработать, рассортировать? Конечно же, аппарат нужен, и, конечно же, он        
должен получать деньги от государства, потому что в соответствии с              
Конституцией государство гарантирует защиту прав и свобод наших граждан. Если   
из этой сферы уйдёт государство, то в эту сферу, дорогие мои коллеги, придут    
другие: решальщики, выбивальщики и так далее - это буквально то, о чём мы       
говорили при обсуждении предыдущего законопроекта, - ибо природа, ещё раз       
подчеркну, не терпит пустоты. Туда, откуда уходит судебный пристав, приходит    
бандит или коллектор, туда, откуда уходит государство - из сферы защиты прав    
граждан, - перестаёт тратить на это деньги, туда придёт тот же бандит, или      
коллектор, или коммерческая структура, которая будет преследовать совершенно    
иные цели, нежели защита прав и свобод человека. Об этом нужно помнить,         
рассуждая на эти темы.                                                          
                                                                                
Следовательно, когда мы говорим о необходимости единого регулирования основ     
института регионального уполномоченного по правам человека, мы, конечно же,     
должны помнить о том, что региональная составляющая, региональная компетенция   
в этом институте останется, закон это предусматривает, конечно же, мы говорим   
о том, что набор основных полномочий должен устанавливаться федеральным         
законом, как и общее правило назначения на должность уполномоченных по правам   
человека.                                                                       
                                                                                
На мой взгляд и по мнению тех коллег, которые высказывались по этому            
законопроекту, даже при наличии известных замечаний, дополнений, предложений,   
которые в том числе прозвучали и, конечно же, будут рассмотрены нашим           
комитетом ко второму чтению, данный законопроект необходимо поддержать. И       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает всех коллег присоединиться к нам,             
поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. Иван Константинович, от фракции? От    
фракции ЛДПР. Пожалуйста.                                                       
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотелось бы сразу     
отметить, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, считает его           
принятие необходимым, потому что нам необходим всё-таки единый подход к         
правам, обязанностям, полномочиям уполномоченных на местах, в субъектах,        
необходимо привести к единому толкованию их права и обязанности и, конечно,     
потому, что данный закон давно ожидается профессиональным сообществом - мы      
постоянно общаемся на местах с региональными уполномоченными по правам          
человека. Конечно, можно говорить о том, что он рамочный, но в любом случае     
он необходим. Наши замечания будут отражены в наших поправках ко второму        
чтению.                                                                         
                                                                                
Мы считаем, что институт уполномоченного по правам человека - это один из       
важнейших институтов, стоящих на страже прав и свобод наших граждан. В          
настоящее время существует ряд проблем, связанных с действующей                 
нормативно-правовой базой, которая регулирует как раз деятельность института    
уполномоченного по правам человека, в том числе в субъектах, - данный           
законопроект, конечно, возник не на пустом месте. К примеру, законодательство   
ряда субъектов Российской Федерации наделяет уполномоченных правом              
ходатайствовать о возбуждении дисциплинарного или административного             
производства либо уголовного дела, в то время как в других субъектах            
региональные уполномоченные по правам человека такого права не имеют. В 69      
субъектах установлен срок рассмотрения государственными органами заключения     
уполномоченного по правам человека один месяц, в одном субъекте - 15 дней, в    
семи субъектах - 14 дней. Наличие собственных аппаратов, обеспечивающих         
деятельность уполномоченных по правам человека, предусмотрено в 67 субъектах    
Российской Федерации, в то время как в 18 регионах обеспечение их               
деятельности осуществляет аппарат органа исполнительной власти субъекта.        
Где-то есть собственный аппарат у уполномоченного по правам человека, а в       
пяти регионах на них возложены функции обеспечения деятельности                 
уполномоченных по правам ребёнка. Где-то все сотрудники аппарата замещают       
должности государственной гражданской службы, где-то не замещают. Ну вот        
такая, собственно говоря, неразбериха и путаница, что недопустимо. Надо         
ситуацию исправлять, и инструмент исправления этой ситуации - как раз данный    
законопроект.                                                                   
                                                                                
Другая проблема, конечно, заключается в ограниченности полномочий               
региональных уполномоченных, в недостаточности имеющихся у них юридических      
средств для восстановления прав граждан, что приводит к тому, что с             
положительным результатом рассматривается незначительная часть поступающих      
жалоб, невзирая на то что уполномоченные стараются, всё-таки пытаются помочь    
нашим гражданам. И региональные уполномоченные, в свою очередь, вынуждены уже   
обращаться за помощью к Татьяне Николаевне Москальковой, Уполномоченному по     
правам человека в Российской Федерации. Эта проблема, конечно, как раз может    
быть решена принятием данного закона.                                           
                                                                                
В рамках дискуссий, конечно, региональными уполномоченными было высказано       
много предложений, которые, в частности, были поддержаны и депутатами           
Государственной Думы, и уполномоченным по правам человека. У нас тоже есть      
определённые предложения. Всё-таки мы считаем определённым недостатком          
отсутствие в данном законопроекте запрета на замещение должности                
уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, там нет     
никаких ограничений, то есть человек фактически может состоять на учёте как     
алкоголик или наркоман, а это недопустимо: человек, который защищает права и    
свободы наших граждан, наших граждан на местах, не должен страдать от           
какой-либо зависимости.                                                         
                                                                                
Ну и предложения были следующие: об установлении оснований досрочного           
прекращения полномочий регионального уполномоченного только в случаях,          
предусмотренных законом; о закреплении права региональных уполномоченных        
обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и свобод   
человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных       
решениями либо действиями (бездействием) органа государственной власти,         
органа местного самоуправления или иного органа, организаций, наделённых        
отдельными государственными либо иными публичными полномочиями, должностного    
лица, государственного (муниципального) служащего, а также о наделении правом   
лично либо через своего представителя участвовать в процессе по делу в          
установленных законом формах. В некоторых субъектах Российской Федерации        
данное право у региональных уполномоченных есть, в некоторых - нет, а вот       
этим законопроектом мы приводим всё к единому знаменателю.                      
                                                                                
С учётом замечаний, конечно, фракция ЛДПР данный законопроект поддержит.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович.                             
                                                                                
Людмила Николаевна, можете выступить с заключительным словом, если желаете.     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Коллеги, я просто хочу поблагодарить за очень обстоятельное и      
неравнодушное обсуждение закона. Вы владеете информацией о ситуации в своих     
субъектах Российской Федерации и проанализировали очень чётко те меры,          
которые мы предлагаем. Ну и самое главное - большое спасибо за те               
предложения, которые были высказаны в ходе дискуссии, они действительно для     
законотворчества в дальнейшем, на этапе второго чтения весьма важны. Большое    
спасибо ещё раз за те предложения, которые сейчас были высказаны.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Анатольевич, будете выступать с заключительным словом?                   
                                                                                
Депутату Гаврилову включите микрофон.                                           
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, мы внимательно выслушали все вопросы    
и выступления - и Дмитрия Фёдоровича, и Алексея Владимировича, и Ивана          
Константиновича. Новые предложения есть в части участия общественных            
организаций, общества в контроле и в выдвижении кандидатур. Я думаю, что мы     
можем, наверное, обсудить их и, придя к консенсусу, принять во втором чтении    
в каком-то виде. А в целом я полагаю, что законопроект готов к принятию в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.