Заседание № 270

21.01.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 573711-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населённых пунктах, признанных закрывающимися).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2869 по 2926 из 6444
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс    
Российской Федерации". Доклад Виктора Филипповича Шрейдера.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был      
принят в первом чтении 19 июня 2019 года. Законопроектом предлагается           
установить механизм возврата выплаченных средств на капитальный ремонт по       
закрывающимся населённым пунктам. К законопроекту поступило пять поправок,      
все они включены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию. Прошу          
рассмотреть данную таблицу.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы по таблице поправок? Нет.                                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование: принять проект закона во втором чтении.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
ШРЕЙДЕР В. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект   
готов к рассмотрению в третьем чтении - прошу поставить его в проект порядка    
работы на 23-е число.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Включаем.                            
                                                                                

Заседание № 219

19.06.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 573711-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населённых пунктах, признанных закрывающимися).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4118 по 4438 из 5253
24-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный     
кодекс Российской Федерации". Докладывает Оксана Андреевна Бондарь.             
                                                                                
БОНДАРЬ О. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается    
предоставить субъектам Российской Федерации право не включать в региональную    
программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в            
населённых пунктах, в отношении которых принято решение о закрытии на           
основании решений органов государственной власти субъектов Российской           
Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Данная норма   
важна в первую очередь для дальневосточных субъектов, и мы получили из          
Якутии, с Чукотки, из Коми отзывы на данный законопроект. В случае принятия     
указанного решения средства фонда капитального ремонта будут распределяться     
между собственниками помещений в многоквартирных домах пропорционально          
размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт в порядке, установленном   
нормативным правовым актом субъекта.                                            
                                                                                
Законопроект поддержан ГПУ Президента Российской Федерации, Правительством      
Российской Федерации, субъектами, которые я перечислила. Вместе с тем ко        
второму чтению предлагается проработать механизм поддержания таких              
многоквартирных домов в надлежащем состоянии. Также поступали другие            
предложения, мы их рассмотрим очень внимательно вместе с правительством,        
вместе с депутатами при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором       
чтении.                                                                         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Качкаева Павла Рюриковича.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очевидный законопроект,      
Оксана Андреевна достаточно подробно рассказала о нём. Я хотел бы просто вам    
напомнить, что мы в 168-ю статью Жилищного кодекса, которая регулирует          
вопросы создания региональных программ капитального ремонта общего имущества    
в многоквартирных домах, уже вносили подобные изменения: в 2015 году 176-м      
федеральным законом и в конце 2018 года - 434-м. Мы уже дали право регионам     
исключать из региональных программ капитального ремонта при ежегодной           
актуализации многоквартирные дома, у которых износ более 70 процентов или       
стоимость капитального ремонта 1 квадратного метра превышает принятый в         
регионе норматив. Включение позиции по закрывающимся территориям и              
муниципалитетам тоже актуально: нет большого смысла ремонтировать               
многоквартирные дома, которые через некоторое время будут расселены и из        
которых граждане будут вынуждены уехать на другое место жительства.             
                                                                                
Комитет поддерживает законопроект. Комитет по делам Севера также поддерживает   
законопроект. Правда, имеется ряд замечаний: необходимо будет уточнять          
порядок распределения средств регионального оператора, вносить дополнительные   
изменения или уточнения в 184-ю статью Жилищного кодекса. Но в целом особых     
замечаний у комитета по законопроекту нет.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Павел Рюрикович, я правильно понимаю, что люди, которые платили    
взносы на капитальный ремонт в этих населённых пунктах, потом будут             
переселены уже в капитально отремонтированные дома?                             
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Сергей Владимирович, законопроектом предусматривается возврат.    
Если населённый пункт признаётся закрывающимся и говорится о том, что через     
год, допустим, жители этого населённого пункта будут переселены в другие        
места, в другие населённые пункты Российской Федерации, то этим жителям         
вернут всю сумму взносов на капитальный ремонт, которая была ими уплачена, -    
об этом Оксана Андреевна уже говорила. Я просто на этом внимание не заострял,   
потому что Бондарь сказала об этом.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Оксане Андреевне.                                
                                                                                
Оксана Андреевна, как будут синхронизироваться два процесса: первый - процесс   
переселения, и второй - неуплата взносов на капитальный ремонт? У нас есть      
опыт, к сожалению, по аварийным домам, когда дом признаётся аварийным, а люди   
в нем ещё десятки лет вынуждены жить, и отсутствие платы за капитальный         
ремонт не позволяет там даже какие-то элементарные вещи ремонтировать,          
приводить в порядок, чтобы дождаться вот этого самого переселения. Будут ли     
жёстко сцеплены эти два процесса - процесс переселения и процесс прекращения    
платы за капитальный ремонт, ну и, соответственно, потом возвращения этих       
самых взносов?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бондарь включите микрофон.                                
                                                                                
БОНДАРЬ О. А. После принятия постановления правительства о том, что посёлки     
признаны закрывающимися, предусматривается финансирование переселения.          
Например, сейчас в отношении трёх посёлков в Магаданской области мы ждём        
решения о финансировании на 2020 год, и в течение года, пока будет поступать    
финансирование, жители будут проживать в этих посёлках. Изучив этот вопрос в    
нашем регионе, могу сказать: предусматривается, что эти дома будут              
поддерживаться в надлежащем состоянии за счёт текущих взносов на капремонт. В   
любом случае право освобождения от уплаты взносов на капремонт в                
закрывающихся посёлках предоставлено субъекту, и они уже будут анализировать    
эту ситуацию: следует принимать такое решение или не следует.                   
                                                                                
Что касается синхронизации... Вот таким образом будет происходить процесс,      
пока не будут выделены средства на переселение в другие районы региона или      
нашей страны, поддерживаться эти дома будут силами субъекта.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаеву включите микрофон.                               
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. В порядке уточнения, очень коротко: до тех пор пока не будет      
построено жильё и не будет принято решение, что люди уже могут начинать         
переезжать, средства, выплачиваемые на капитальный ремонт, будут направляться   
на поддерживающий ремонт, чтобы не допустить угрозу населению, а вот после      
этого уже будет подводиться итог - и средства, которые не потрачены, будут      
делиться пропорционально взносам жителей данного дома.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Совершенно рациональный законопроект, при этом затрагивающий очень              
содержательные вещи, и не случайно здесь задавали вопросы, касающиеся           
предоставления жилья взамен аварийного.                                         
                                                                                
Если мы говорим про северные посёлки, то должны учитывать, что там работают     
отдельные правила: при сносе такого посёлка люди взамен получают иное жильё и   
не испытывают каких-то сложностей, связанных с выкупными ценами и прочим. Но    
почему-то такое правило не работает во всех остальных городах и населённых      
пунктах Российской Федерации, то есть если какой-то дом, объект признаётся      
аварийным, а там живёт семья, доход которой чуть выше 10 тысяч рублей на        
члена семьи и которая поэтому не признана малообеспеченной, не может встать     
на очередь на предоставление жилья, то эта семья жилья взамен не получает, а    
получает выкупную цену. И в моей практике были случаи, когда выкупная цена в    
полумиллионном городе рассматривалась на отметке 400-500 тысяч рублей, мы по    
судам поднимали её в два-три раза. Вот в чём серьёзная, содержательная          
проблема! На самом деле обсуждение этого законопроекта выводит нас на           
ситуации, когда при сносе аварийного фонда люди далеко не всегда получают       
жильё, а вместо этого очень часто получают кусок денег, которого ни на что не   
хватит.                                                                         
                                                                                
Данный законопроект, конечно, рационален, и я не вижу оснований ему             
оппонировать, но нам надо очень содержательно поработать над действующей        
редакцией 32-й и 57-й статей Жилищного кодекса, с тем чтобы избежать            
двусмысленностей, которые эти нормы права формируют.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна.                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, я хочу обратить внимание на то, что в данном случае    
жильё не обязательно должно быть аварийным и даже в большинстве случаев не      
является аварийным, речь идёт о закрывающихся населённых пунктах. И здесь       
нужно уделить особое внимание вот чему: не на уровне субъекта должна            
определяться компенсация и возврат средств должен осуществляться за вычетом     
затрат не на текущий ремонт, а на ремонт капитального характера, затраты на     
работы по ремонту капитального характера должны вычитаться из этой суммы, и     
мы должны именно на федеральном уровне это прописать. А на уровне субъекта      
для регоператора должен быть установлен только порядок возврата этих средств.   
Мы слишком много доверяем и по просьбе регионов передаём им права, а потом      
наблюдаем, что они этими правами не пользуются, и, к великому сожалению,        
такая ситуация не единична, мы знаем много таких примеров. Так что здесь        
должно быть чёткое указание: на федеральном уровне. Но фракция наша будет       
поддерживать эту инициативу.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осипов Илья Владимирович.                                 
                                                                                
ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно занимается           
анализом правоприменения закона о капитальном ремонте, мы считаем, что по       
сути своей деньги, которые аккумулируются на специализированных счетах, или     
же средства региональных операторов, - это прежде всего деньги граждан, и,      
соответственно, их использование, которое регламентирует закон, должно быть     
продиктовано именно идеей рационального применения в целях улучшения качества   
жизни в этих многоквартирных домах. А ремонтировать, поддерживать то, что       
завтра закрывается и не будет использоваться, мы считаем нерациональным.        
Поэтому фракция однозначно будет этот законопроект поддерживать, считаем, что   
и дальше нужно эту работу продолжать.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович.                              
                                                                                
ИОНИН Д. А. Коллеги, мы достаточно лихо занимаемся всем, что касается           
исключения домов из программы капитального ремонта. В данном случае логика      
есть, это правильное решение, но проблема в том, что программа капитального     
ремонта реализуется уже пятый год и до этого в таких закрывающихся посёлках     
вполне себе тратились деньги из общего котла, то есть деньги всех жителей       
региона, на ремонт конкретных домов, которые сегодня люди будут покидать, так   
что это достаточно запоздалое решение, но правильное. Это что касается          
исключения из программы капитального ремонта.                                   
                                                                                
Вместе с тем надо поднимать вопрос - он как-то замалчивается - о домах,         
которые в программе капитального ремонта остаются, а конкретно о памятниках     
культуры, памятниках истории, памятниках архитектуры. В большинстве регионов,   
по крайней мере на примере своей Свердловской области я могу это сказать,       
срок ремонта этих домов сдвинули в самый конец программы, на начало 40-х        
годов. Почему это сделали? Да просто потому, что их ремонтировать значительно   
дороже, чем любые другие дома, и, соответственно, понятно нежелание             
региональных властей, властей на местах и фондов капитального ремонта,          
региональных операторов, тратить существенные деньги на ремонт малого           
количества домов, когда есть большое количество домов, которые требуют          
ремонта. Но дальше-то что мы с ними будем делать? Большинство из этих           
памятников не доживут до 40-х годов, они в принципе развалятся, потому что      
уже находятся в ужасном состоянии. Вначале в программах капремонта они стояли   
первыми, потом их сдвигали, сдвигали, сдвигали... В регионах все говорят,       
кричат: нам нужна федеральная поддержка, для нас это очень дорого, нам нужно,   
чтобы в регион пришли федеральные деньги, на которые мы смогли бы эти дома      
отремонтировать. Мы начинаем разговаривать с федеральными ведомствами.          
Проблема в том, что ведомств здесь два - Минстрой и Минкультуры, - и            
начинается в определённой степени пинг-понг от одного ведомства к другому. В    
итоге недавно от министра культуры Мединского пришёл очередной ответ по         
конкретному памятнику архитектуры, Городку чекистов в Екатеринбурге: просто     
ссылка на 178-ю статью Жилищного кодекса об ответственности субъекта            
Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств              
регионального оператора - всё. То есть, я так понимаю, денег в регионы не       
дадут. Мы чего дожидаемся, чтобы регионы изыскали деньги? В регионах дырявые    
бюджеты, мы это прекрасно знаем, без федеральной поддержки федеральные, прошу   
заметить, памятники отремонтировать будет невозможно.                           
                                                                                
У нас была ситуация два года назад в этом самом Городке чекистов, когда         
сгорела крыша в доме и даже сделать текущий ремонт, отремонтировать крышу       
пять месяцев не могли, всё лето подъезд заливало, лифт перестал работать -      
закоротило, на людей просто лило. Мы во все кабинеты ходили, нам говорили: вы   
представляете, как это дорого, вы представляете, каков порядок ремонта          
памятника архитектуры? В итоге нам пришлось... Ну как нам пришлось? Какие-то    
тимуровцы появились и сделали ремонт, что называется, на арапа - вот просто     
сделали! Я не могу заявлять, что это было сделано по моей инициативе, потому    
что это подсудное дело, но, в общем, какие-то добрые люди отремонтировали эту   
крышу - и людей перестало заливать. Но это же бред!                             
                                                                                
То есть нам надо говорить: ребята, Федерация, дайте регионам на это деньги,     
не хотите давать на это деньги, хорошо, - я скажу непопулярную вещь - снимите   
на время статус памятника, дайте отремонтировать по программе капремонта и      
верните обратно, потому что иначе нам надо выбирать между тем, как будут люди   
жить реально...                                                                 
                                                                                
Добавьте, пожалуйста, время - выступление от фракции.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ИОНИН Д. А. ...надо выбирать между безопасностью жизни людей и какими-то        
обсуждениями между федеральными ведомствами, региональными ведомствами          
вопроса, кто должен платить за капитальный ремонт этого имущества.              
                                                                                
Коллеги, это очень важно. Я предлагаю объединить усилия и всё-таки              
постараться нам с Правительством Российской Федерации это проработать. Я        
абсолютно уверен, что в каждом из ваших регионов такая же ситуация с            
памятниками культуры, памятниками истории и так далее.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик?        
                                                                                
Включите микрофон депутату Бондарь.                                             
                                                                                
БОНДАРЬ О. А. Уважаемые коллеги, хочу ещё раз напомнить, что этот               
законопроект - о закрывающихся посёлках. Посёлки закрываются в связи с          
ликвидацией градообразующих предприятий, и диверсификация экономики в этих      
посёлках практически невозможна. Законопроект для нас очень важен. Все          
предложения, которые прозвучали сегодня, обязательно проработаем ко второму     
чтению. Прошу поддержать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?                                              
                                                                                
Качкаеву включите микрофон.                                                     
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Коллеги, прошу прощения, я очень коротко.                         
                                                                                
Тема сегодняшнего законопроекта - это всё-таки не расселение аварийного жилья   
и не ремонт исторических памятников, а посёлки, которые закрываются. Но, к      
сведению, могу сказать, что при нашем Комитете по культуре Минстроем и          
Минкультуры рассматривается вопрос о ремонте исторических памятников            
культуры. Капитальный ремонт там не делается по той простой причине, что        
стоимость капитального ремонта памятника минимум вдвое дороже, чем обычного     
многоквартирного дома - соответствующая статистика уже собрана, все материалы   
есть. На ремонт всех выявленных памятников культуры - федерального значения,    
регионального значения, - нужно дополнительно примерно 156 миллиардов рублей,   
это ровно годовой объём средств нашего фонда капитального ремонта, и на         
спецсчетах, и у региональных операторов, это то, что мы собираем за год.        
                                                                                
Всем спасибо за обсуждение, и всё-таки я призываю, поскольку тема очень         
актуальная, голосовать за.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Жилищный кодекс Российской Федерации", пункт 24.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято в первом чтении.