Заседание № 95
О проекте федерального закона № 573671-6 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка исчисления налога на прибыль садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан; принят в первом чтении 14 октября 2014 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид Яковлевич Симановский. Пожалуйста. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается принятый в первом чтении 14 октября 2014 года законопроект "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Законопроектом предусматривалось дополнение перечня доходов в виде средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налога на прибыль организаций, доходами в виде платы членов дачных некоммерческих объединений граждан за коммунальные услуги, поступающей на счета таких объединений для последующего расчёта с ресурсоснабжающими организациями. Обосновывалась законодательная инициатива тем, что садоводческие товарищества, применяющие упрощённую систему налогообложения, учитывающие доходы в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, при определении налоговой базы должны были учитывать сумму платежей своих членов за коммунальные услуги, что приводило к увеличению налоговой нагрузки на такие некоммерческие объединения. Вместе с тем Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Налоговый кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми при применении упрощённой системы налогообложения доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, садоводческими товариществами, огородническими или дачными некоммерческими товариществами от своих членов в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, не учитываются. Таким образом, вопрос, поставленный авторами законопроекта, полностью урегулирован. Комитет предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. По мотивам представители фракций будут выступать? Тоже нет. Коллеги, ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 09 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 190
О проекте федерального закона № 573671-6 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка исчисления налога на прибыль садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Алексей Юрьевич Русских. Пожалуйста. РУССКИХ А. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на совершенствование порядка налогообложения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Предлагается дополнить перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы при обложении налогом на прибыль, указанных в статье 251 Налогового кодекса, платежами членов садоводческих, огороднических, дачных и других некоммерческих объединений граждан за коммунальные услуги, поступающие на счёт такого объединения для последующего расчёта с организациями коммунального комплекса - поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение в соответствии с договорами, заключаемыми садоводческими, огородническими, дачными и другими некоммерческими объединениями граждан с такими организациями. В настоящее время согласно положениям Налогового кодекса платежи членов указанных объединений за потребление коммунальных ресурсов, поступающих на счёт объединений, признаются налогооблагаемым доходом и должны учитываться при определении налоговой базы как по налогу на прибыль при применении общей системы налогообложения, так и по налогу, оплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Однако указанные средства по своей природе являются целевыми платежами, которые подлежат передаче в полном объёме ресурсоснабжающим организациям по заключённым договорам, следовательно, такие платежи не являются доходами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Предлагаемая поправка будет способствовать снижению финансовой нагрузки, возложенной на граждан - членов указанных объединений. Прошу вас поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладывает Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел указанный законопроект и поддержал инициативу авторов, поскольку они справедливо считают, что платежи, которые аккумулируют огороднические, садоводческие, дачные некоммерческие объединения за ресурсы, поставляемые снабженческими организациями, - за электроэнергию, за газоснабжение, за водоснабжение, за водоотведение и так далее - действительно не могут расцениваться как доходы, а в существующем законодательстве трактуется таким образом, что это доходы, с которых должны уплачиваться налоги в том или ином виде. Поэтому мы считаем, что эту инициативу авторов следует поддержать. Есть поправки к этому законопроекту, в частности в пункт 2 нужно вносить это изменение, поскольку всё-таки это касается конкретно налога на прибыль. Мы во втором чтении поправки внесём. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Андрей Владимирович Туманов, пожалуйста. ТУМАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, принятие данного законопроекта позволит исключить платежи садоводов за потребляемые коммунальные ресурсы из перечня поступлений, учитываемых при определении налоговой базы, и, соответственно, сократит налоговое бремя садоводов, сократит издержки садоводческих некоммерческих товариществ, но самое главное - закон, в случае принятия, уменьшит количество споров с налоговыми органами. Единственно, маленькая ремарка. Когда текст этого законопроекта попал в Интернет, то он вызвал настоящую бурю среди садоводов, потому что написан он таким сложным юридическим языком, что люди поняли его наоборот - как будто их пытаются обложить дополнительными налогами. Поэтому хотелось бы, чтобы законопроекты были более понятны не только юристам и бухгалтерам, но и обычным людям. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, как один из авторов законопроекта, хочу попросить поддержки, потому что даже в этом зале есть люди, которые наверняка являются садоводами и огородниками. Если это актуально для аудитории этого зала, то вы представляете, какой армии людей сегодня мы должны как-то помочь. Я могу привести цифры, они достаточно впечатляющие: на миллион обществ, которые сегодня существуют у нас в стране, количество граждан, задействованных в этой сфере или связанных с ней, - семьдесят миллионов, то есть, повторю, это огромная армия! Мы очень мало обращаем внимания на эту категорию - после принятия в 1998 году закона прошло уже больше пятнадцати лет, и уже назрело огромное количество проблем, которые надо решать. Поэтому я не столько хочу сегодня выступить в поддержку законопроекта, учитывая, что уже есть решение бюджетного комитета о том, что мы будем принимать его в первом чтении, сколько я хотел бы обратиться к депутатам и к бюджетному комитету: нам надо продолжать работу в этом направлении. Я посмотрел статистику по своей территории, по Оренбургской области, и надо сказать, что по очень многим параметрам она является эталоном, то есть можно умножить на восемьдесят пять и мы получим цифры по России, это касается и количества объединений (у нас их около тысячи), и количества граждан (240 тысяч человек), задействованных в этой сфере. Конечно, проблемы, которые существуют сегодня, копились годами - это и отсутствие дорог, и отсутствие нормальных линий электропередачи, водоснабжения и так далее. Но это региональная часть проблем, на решение которых тоже денег нет, и мы тоже должны об этом думать, а вот что касается федерального центра, есть моменты, где мы всё-таки можем нашим огородникам помочь. Вот мы всё время ищем свою собственную, скажем так, тему для России, свой путь, хотим знать, как нам двигаться и что у нас является особенным. Вот я вам хочу сказать, что садоводы и огородники - это как раз явление, которое существует только в нашей стране, если брать развитые страны, то есть в других странах этого нет. Мы всё время ищем, куда нам пойти в условиях изоляции, в условиях санкций. Вот не надо ничего придумывать: у нас уже есть направление, куда мы можем пойти, есть, так сказать, точка приложения. Я вам могу сказать, что, по нашим данным, доля плодоовощной продукции, производимой в области, которая приходится на садоводческие хозяйства, составляет 87 процентов. Если брать ягодную продукцию, то это порядка 90 процентов, а если брать отдельно картофель, то 91 процент. То есть всё, что производится в области, это производится нашими садоводческими хозяйствами. Вот мы сейчас говорим о продовольственной программе. Вы посмотрите, у нас проблема с овощами: у нас израильская картошка, помидоры тоже импортные, мы всё сегодня имеем импортное. Мы рассуждаем о том, как помочь, - да есть сегодня в наших руках такие возможности! Не буду ещё раз говорить о муниципальных дорогах и строительстве логистических центров, - это то, что как раз помогло бы, - но вот то, что мы могли бы сделать на уровне Федерации, я считаю, нужно сделать. С двумя инициативами вы выходили. Первая - разрешить использование материнского капитала для приобретения дачных участков. Я думаю, что всё-таки такую возможность надо дать, её потерять нельзя. И второй момент, раз уж мы говорим о налогах: это должно касаться, кроме налога на прибыль, ещё и налога на доходы физлиц. Вы понимаете, что эти деньги тратятся на содержание: бухгалтер, охрана, какие-то иные функции... Конечно, этот вопрос надо тоже поднимать. Может быть, он лежит не совсем в плоскости нашей налоговой концепции, но ситуация у нас экстраординарная - санкции, и мы должны как-то помогать решать проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Юрьевич, Надежда Сергеевна, будете выступать с заключительным словом? Нет. Выносим на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 23 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.