Заседание № 204
О проекте федерального закона № 573510-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения отдельных положений закона в соответствие со статьями 83 и 129 Конституции Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Доложит Эрнест Абдулович Валеев. Включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, комитет рекомендует его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 34 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 201
О проекте федерального закона № 573510-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения отдельных положений закона в соответствие со статьями 83 и 129 Конституции Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", второе чтение. Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поступило девятнадцать поправок, которые были сведены в две таблицы, и комитет предлагает семь поправок к принятию и двенадцать - к отклонению. Переходя к утверждению таблиц поправок, попросил бы поправки 3 и 7 из таблицы поправок № 1 вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Из таблицы поправок № 1? ВАЛЕЕВ Э. А. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли иные замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправок 3 и 7. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 39 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Эрнест Абдулович Валеев. Поправка 3. ВАЛЕЕВ Э. А. Поправки 3 и 7 носят лингвистический и юридико-технический характер. В ходе дополнительных консультаций было признано, что они являются излишними, что детализация избыточна, поэтому предлагается эти поправки отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Голосуется поправка 3. Ставлю предложение на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 26 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 0 чел. Не голосовало 450 чел.100,0 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 7. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 48 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8 % Результат: не принято Поправка 7 отклонена. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Просьба вынести на отдельное голосование поправку 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Николаевна Москалькова, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу вынести на отдельное голосование поправки 10, 11 и 12. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2, без поправок 1, 10, 11 и 12. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 58 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Юрий Петрович Синельщиков. Поправка 1. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы полагаем, что в законе должны быть заложены требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность генерального прокурора, по уровню не ниже тех требований, которые существуют в отношении члена Конституционного Суда, то есть это должен быть возраст не моложе сорока лет и стаж работы в области юриспруденции не менее пятнадцати лет. Обращаю внимание на то, что в законопроекте требования, предъявляемые к кандидату на должность генерального прокурора, ниже по уровню, чем требования, которые предъявляются к его заместителям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эрнест Абдулович, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Предложенная поправка обсуждалась на заседании комитета. Мы признали, что предлагаемые законопроектом условия назначения на должность генерального прокурора позволяют выбрать человека, который по своим профессиональным и деловым качествам отвечает предъявляемым требованиям, поэтому эту поправку комитет предлагает отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 1 из данной таблицы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 25 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Поправка отклонена. Татьяна Николаевна Москалькова. Поправка 10. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Все три поправки имеют одно обоснование. Законопроект предусматривает возможность прокурорского надзора только в отношении одного органа, не являющегося федеральным органом исполнительной власти, - Следственного комитета. Поправки направлены на то, чтобы прокурорам предоставить право осуществлять общий прокурорский надзор и в отношении иных органов государственной власти Российской Федерации, куда в том числе подпадают Центризбирком, Счётная палата, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребёнка и другие одиннадцать органов. Это было бы логично и позволило бы прокуратуре повысить, оптимизировать деятельность, связанную с прокурорским надзором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эрнест Абдулович, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Что касается предложения о том, чтобы полномочия Генеральной прокуратуры по общему надзору распространить на Следственный комитет, то это не новелла в законодательстве: в статье 1 действующего закона право прокуратуры осуществлять надзор за органами предварительного следствия прописано. А что касается предложения расширить полномочия прокуратуры и дать ей возможность надзирать за иными органами государственной власти, то это потребовало бы дополнительной штатной численности и соответственно дополнительных серьёзных расходов из федерального бюджета. Финансово-экономическое обоснование к предложениям не поступило, в связи с этим комитет предложил эти поправки отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 10 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 31 сек.) Проголосовало за 121 чел.26,9 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 123 чел. Не голосовало 327 чел.72,7 % Результат: не принято 10-я поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 53 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4 % Результат: не принято 11-я поправка отклонена. И ставлю на голосование 12-ю поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 15 сек.) Проголосовало за 72 чел.16,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8 % Результат: не принято 12-я поправка отклонена. Эрнест Абдулович, у вас всё? Спасибо, присаживайтесь. Выносим законопроект на "час голосования".
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 04 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 193
О проекте федерального закона № 573510-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения отдельных положений закона в соответствие со статьями 83 и 129 Конституции Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем 18-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Докладывает Гарри Владимирович Минх, полномочный представитель президента в Государственной Думе. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Законопроект направлен на приведение текста данного закона в соответствие с теми поправками к Конституции, которые были внесены совсем недавно, - речь идёт о статьях 83 и 129 Конституции Российской Федерации. Прежде всего законопроектом регламентируется порядок назначения и освобождения от должности заместителей генерального прокурора, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов и районов. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлениям Президента Российской Федерации, основанным на представлениях Генерального прокурора Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлениям Генерального прокурора Российской Федерации, согласованным с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном самим субъектом Российской Федерации. Иные прокуроры - а это военные прокуроры и другие специализированные прокуроры, - приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности также Президентом Российской Федерации по представлениям Генерального прокурора Российской Федерации. Прокуроры городов и районов, а также приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. Предлагается установить требование к возрасту и опыту работы кандидатов на прокурорские должности. Предусматривается, что минимальный возраст генерального прокурора должен быть тридцать пять лет, минимальный возраст заместителей генерального прокурора также тридцать пять лет, при этом необходимый стаж службы в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, должен составлять не менее десяти лет. В отношении прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним устанавливается минимальный возраст тридцать лет и стаж службы не менее семи лет. Прокуроры города, района должны быть не моложе двадцати семи лет и иметь минимальный стаж пять лет в органах и учреждениях прокуратуры, при этом в отношении прокурора города, района минимальный возраст и стаж могут быть снижены в порядке исключения. Вводится предельный срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации, города и района - пять лет. В связи с этим устанавливается переходный период. Прокуроры, которые назначены на должность до вступления в силу Закона Российской Федерации "О поправке к Конституции Российской Федерации...", осуществляют свои полномочия до истечения пятилетнего срока со дня назначения. Если пятилетний срок полномочий прокурора истёк до вступления в силу указанного закона "О поправке к Конституции Российской Федерации", то в этом случае прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до назначения на эту должность нового прокурора, но не позднее 1 июля 2015 года. Предусматривается возможность продления срока нахождения на службе. Продление срока в отношении тех прокурорских работников, которые назначены на должность президентом и достигают предельного возраста нахождения на службе, осуществляется Президентом Российской Федерации по представлениям генерального прокурора. Законопроект также определяет особенности наложения дисциплинарных взысканий на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации и прокуроров, которые назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Устанавливается запрет на применение генеральным прокурором такой меры, как увольнение заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также тех прокурорских работников, которые назначаются Президентом Российской Федерации, то есть такие решения должен будет принимать только сам Президент Российской Федерации. Уважаемые депутаты, таково содержание данного законопроекта. Прошу вас поддержать и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. C содокладом выступает Ирина Анатольевна Яровая, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, предлагается к рассмотрению проект федерального закона, внесённый Президентом Российской Федерации В данном проекте закона приводятся в соответствие действующие нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" со статьями Конституции Российской Федерации, о чём очень подробно доложил Гарри Владимирович. И в дополнение к тому, что было сказано, хочу обратить ваше внимание на то, что, на наш взгляд, повышается уровень требований, предъявляемых к лицам, которые претендуют на замещение должностей прокуроров разного уровня. Как вы видите, повышается и возрастной ценз, и ценз стажа в органах прокуратуры, что говорит о том, что профессиональный уровень, уровень подготовки специалистов предполагается значительно выше. Вместе с тем хотелось бы обратить ваше внимание и на тот факт, что более чётко регламентируются процедуры назначения и привлечения к ответственности. Конечно, все мы понимаем, что трудно переоценить роль и значение органов прокуратуры в обеспечении законности и осуществлении надзора за единообразным исполнением законов в нашей стране. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре...", внесённый Президентом Российской Федерации, был рассмотрен в Комитете по безопасности и противодействию коррупции и полностью поддержан. Комитет предлагает вам принять его в первом чтении. Более того, с учётом того что концептуально и по существу заявленных новаций и предложений, отражённых в данном законопроекте, замечаний не имеется, мы полагаем, что палата может рассмотреть его по более сокращённой процедуре во втором и в третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Вопрос докладчику. Гарри Владимирович, вы не сказали об одной новации, которая появилась в законопроекте: в статью 1 закона "О прокуратуре..." в перечень поднадзорных органов предлагается включить ещё и Следственный комитет Российской Федерации. Даже любому студенту известно, что прокуратура осуществляет надзор в отношении всех органов, кроме администрации президента, правительства и Федерального Собрания. А если следовать логике законопроекта, то нам могут потом предложить включить в перечень этих органов ещё и Министерство обороны, ФСБ, органы внешней разведки, Минздрав и не знаю ещё кого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Юрий Петрович, хочу обратить ваше внимание, что ваше предложение уже реализовано: термин "федеральные органы исполнительной власти", если вы посмотрите на структуру федеральных органов исполнительной власти, включает и Министерство обороны, и все те органы исполнительной власти, которые вы назвали. Так что не волнуйтесь, Следственный комитет попадает в хорошую компанию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, я понимаю, что данным законопроектом мы приводим закон "О прокуратуре..." в соответствие с Конституцией, вместе с тем меня волнует вопрос, который прописан в статье 15-1, - что при назначении прокурора области данная кандидатура согласовывается с субъектом в порядке, установленном субъектом. Во-первых, здесь не указывается, каким образом, то есть, может быть, надо было указать - в соответствии с законами. И вообще, насколько такое согласование в настоящий момент является логичным? На наш взгляд, орган, который осуществляет надзор, всё-таки должен быть независим, в том числе и от субъекта, каково ваше мнение? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Михайлович, хочу обратить ваше внимание на то, что норма о необходимости согласования кандидатуры прокурора областного уровня с органом государственной власти субъекта Российской Федерации была даже в первоначальной редакции Конституции 93-го года. И те изменения, те поправки, которые внесены в Конституцию, и первоначальная норма Конституции, хочу ещё раз на это обратить внимание, предполагают процедуру согласования кандидатуры прокурора с субъектом Российской Федерации. Так что в этом плане мы ничего не меняем, мы только воспроизводим эту норму. А порядок согласования, безусловно, зависит от того, как устроена система государственной власти субъекта. Вы знаете, что это компетенция самого субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией, с законом об общих принципах организации органов государственной власти субъекта, поэтому, естественно, и порядок проведения этой процедуры мы полагаем возможным отнести к компетенции субъекта Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Сразу хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект и готова согласиться с той ускоренной процедурой, которая была предложена коллегой Яровой. А вопрос мой - вопрос человека, всю жизнь прожившего в прокурорской семье и имеющего отношение к той номенклатуре должностных лиц, которые в этом законопроекте указаны. В этих нормах сказано о назначении на пять лет, но было бы логичнее здесь что-то сказать о ротации, которая всегда была актуальной, то есть особенно в отношении прокуроров областей, регионов установить: не более двух сроков полномочий подряд. Вот хотелось бы или от докладчика, или от содокладчика услышать, обсуждалось ли такое предложение? Имеет ли смысл именно в этих статьях упомянуть о ротации, что являлось всегда для прокурорской системы крайне важным? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Ну, вопрос был альтернативно поставлен, но давайте я отвечу, как докладчик. Сейчас срок установлен - пять лет, также предусматривается возможность продления срока на пять лет один раз. Тем самым мы как раз и предполагаем необходимость ротации, чтобы люди, говоря бытовым языком, не засиживались на одном месте, потому что происходит процесс привыкания, врастания в систему координат. Естественно, тут есть и плюсы, и минусы. Безусловно, в варианте привыкания к одному месту работы и жизни есть плюсы, но есть и риски. И вот те предложения, о которых мы сегодня говорим, они как раз и подтверждают идею ротации и устанавливают минимальные и предельные сроки нахождения прокурора соответствующего уровня на одном месте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хинштейн Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, поскольку в выступлении это чётко не прозвучало, я хотел бы спросить, правильно ли мы понимаем, что этот закон устраняет существующую сегодня правовую неопределённость, восстанавливает справедливость и что функции общего надзора со стороны прокуратуры теперь будут осуществляться и в отношении Следственного комитета, таким образом, существующий сегодня дисбаланс, когда один конкретный орган не подпадает под общий надзор, то есть под надзор за исполнением законодательства этим органом со стороны прокуратуры, устраняется и теперь в отношении Следственного комитета будет так же, как и в отношении органов исполнительной власти, осуществляться общий надзор органов прокуратуры? МИНХ Г. В. Отвечу кратко: да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Гарри Владимирович, вам вопрос. Ну давайте посчитаем. В двадцать два - двадцать четыре года человек получает высшее юридическое образование в учреждениях правоохранительной системы и идёт на практическую работу. По законопроекту он в двадцать семь лет, всего лишь три или четыре года отработав в системе прокуратуры, может быть назначен прокурором города или района, а в тридцать лет - прокурором области, независимо... Кстати, размеры области не указываются. В нынешних условиях, при тех духовных, культурных, социальных ценностях, которые пропагандируются, человек зреет как минимум до тридцати пяти лет. Зачем мы заранее создаём проблемы для тех прокуроров, которые не смогут выполнять свои обязанности в силу своей молодости, для чего? Давайте ко второму чтению изменим порог, минимальный возраст до тридцати пяти лет. МИНХ Г. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, хочу обратить ваше внимание на то, что сейчас никаких требований ни по стажу, ни по возрасту нет, поэтому то, что мы предлагаем, - это как раз вектор, направленный точно в ту сторону, о которой вы и говорите. Но я не уверен, что тридцать пять лет - это минимальный возраст созревания человека для замещения серьёзных должностей. Вспомните, каков минимальный возраст для того, чтобы быть избранным на должность президента. Как вы понимаете, прокурор района, прокурор города и Президент Российской Федерации - это всё-таки несколько разные объёмы полномочий, ответственности и всего прочего. Я думаю, что вопрос о том, насколько человек опытен и готов к замещению той или иной должности, - это всегда вопрос конкретики. Вы знаете технологию, как предлагаются кандидаты для назначения на должность и кто их назначает (генеральный прокурор либо президент по представлению генерального прокурора), есть соответствующие комиссии, которые анализируют кандидатуры, при этом речь идёт о минимальных требованиях. Ну, я всё-таки не уверен, что в двадцать четыре года люди заканчивают высшие учебные заведения, по крайней мере, мой личный опыт получения диплома о высшем образовании как минимум на три года раньше состоялся, и я думаю, что, если бы я поработал пять лет и было бы мне двадцать шесть, ну, может быть, и мне бы повезло. Я думаю, что этот вопрос действительно нужно решать индивидуально, персонально. Мы с вами устанавливаем минимальные рамки, ну а дальше система подбора и контроля за тем, какие кадры предлагаются и какие готовы к работе или не готовы, должна сработать. Ну а если мы увидим, что есть какая-то реальная проблема - но сначала посмотрим, как новая редакция закона заработает, - давайте тогда ещё раз вернёмся к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Гарри Владимирович, ну вот меня немножко опередили, но тем не менее. Понятно же, что в судебном процессе, по идее, главное лицо - это судья, и если Конституция определяет, что судьёй может стать человек двадцатипятилетний (адвокатом можно стать с двадцати одного года!), то почему мы прокурора делаем таким стареньким? Обвинять, значит, можно только с этих лет? Тем более что вы правильно сказали: это не президент. У нас Конституция только четыре, так скажем, ограничения по возрасту устанавливает: с восемнадцати лет - право избирать и быть избранным, а также для депутата, для судьи, для президента. Вот неясно, кстати, почему именно тридцать пять лет для прокурора? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, вы с Александром Дмитриевичем Куликовым являетесь инициаторами разнонаправленных по векторам вопросов. Ну, я отвечу так. Речь всё-таки идёт о том, что была проанализирована и по возрасту, и по стажу структура прокурорских работников, и это позволило нам предложить такие варианты по возрастным критериям и по стажу работы на соответствующих должностях в органах и в учреждениях прокуратуры. Так что мы попытались найти золотую середину, с одной стороны, между молодостью и энтузиазмом и между определённым жизненным и профессиональным опытом - с другой, для того чтобы, как вы говорите, старенький прокурор в двадцать семь лет возглавил прокуратуру города или района... При этом не забывайте, что прокурор - это достаточно серьёзная, значимая процессуальная фигура, особенно с учётом тех изменений, которые мы сейчас тоже предлагаем в рамках корректировки закона "О прокуратуре...". Поэтому нам кажется, что если здесь появится проблема, мы её увидим только в правоприменительной практике. При этом обратите внимание и на то, что законопроект предлагает возможность снижения требований к возрасту и к стажу работы на соответствующих должностях для кандидатов на должности прокуроров города и района. То есть мы законодательно предусматриваем, учитываем возможность, что, если какой-то человек, не достигший возраста двадцати семи лет и имеющий стаж менее пяти лет, будет готов, такой вариант тоже может быть предложен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Золочевский Виталий Сергеевич. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Гарри Владимирович, ну, за больное просто взяли: мне как раз двадцать семь. Текст части 3 статьи 16 звучит так: "На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации... моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет..." Вот я хотел бы понять, каков порядок определения этих исключений, когда может быть назначен тот или иной гражданин: за какие-то особые заслуги или какие-то другие факторы учитываются? МИНХ Г. В. Уважаемый Виталий Сергеевич, здесь просто нужно ещё раз обратить внимание на технологию подбора и расстановки прокурорских кадров, о которой я уже сказал, существует достаточно серьёзная система анализа, учитывающая профессиональный опыт, возможно, опыт предыдущей работы тех кандидатов, которые предлагаются. Ну, возьмём тот пример, который мы сейчас обсуждаем, когда человек работал по юридической специальности и пятилетний стаж оказался даже превышен, но часть стажа он наработал в адвокатуре - или он мог работать, кстати, представителем президента в Государственной Думе, - а в органах прокуратуры поработал, допустим, три или четыре года. Естественно, всё это будет анализироваться, и решение будет приниматься, повторю, в соответствии с той технологией, по которой достаточно чётко и качественно подбираются соответствующие лица для предложения назначить их на те или иные должности. Но всё-таки, если среди кандидатов будут люди помоложе нас с вами, давайте не будем бояться конкуренции. Вот Сергей Владимирович - он как раз из вашей фракции - сторонник более радикальных подходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Гарри Владимирович, установление каких-то рамок всегда может расцениваться по-разному. Вот какова ваша позиция: всё-таки введение ограничений по возрасту и по опыту работы - это повышение барьера (вот и Ирина Анатольевна об этом сказала) или, наоборот (уже дискуссия по этому поводу разворачивается), это какой-то сигнал к тому, что те или иные должности могут занимать лица значительно моложе тех, кто сегодня находится на этих должностях? А вывод такой можно сделать, только проанализировав эмпирический материал. Сегодня вы не найдёте, наверное, в субъектах прокуроров в возрасте тридцати четырёх - тридцати пяти лет, и также тяжело будет найти в районном центре двадцативосьмилетнего или тридцатилетнего прокурора. Поэтому, на наш взгляд, всё-таки стимулирующую функцию выполняет данная норма. Хотелось бы ваше мнение услышать, потому что у содокладчика другое мнение на этот счёт. МИНХ Г. В. Я не думаю, что у содокладчика другое мнение на этот счёт. Если исходить из простой логики, что не было никаких требований ни по возрасту, ни по стажу, то введение указанных требований означает то, что появляются дополнительные требования или, как вы говорите, барьеры для того, чтобы человек мог быть назначен на ту или иную должность в системе органов и учреждений прокуратуры. Поэтому всё-таки дважды два всегда четыре, и понятно, что четыре иногда получается путём других арифметических действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Будут ли желающие выступить? Есть. Коллеги, может быть, мы договоримся по одному выступлению от фракции, так как вопросов было много и были подробные ответы? Нет возражений? Нет. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, я сначала хотел бы обратить ваше внимание, что Гарри Владимирович не пожелал ответить на мой вопрос, коллега Хинштейн на него частично ответил, поэтому я должен пояснить, что совершенно правильно в статью 1 закона "О прокуратуре..." включают Следственный комитет в перечень органов, в отношении которых прокуратура вправе осуществлять надзор. Дело в том, что руководство Следственного комитета не пускало Генеральную прокуратуру в своё здание для проведения так называемых общенадзорных проверок, хотя прокуроры приходили и в Министерство обороны, и в ФСКН, и в МВД, и куда угодно. Ну, раз не понимают в Следственном комитете, значит, пришлось включать эту норму в закон. Это первое, чтобы всем было понятно. Второй положительный момент: появляется правило о том, что не только назначение, но и освобождение от должности прокуроров субъектов будет осуществляться по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Я напоминаю, когда мы рассматривали поправки в статью 129 Конституции, с этой трибуны мы трижды говорили о том, что это правило должно быть включено обязательно. И вот его наконец предлагают включить в закон "О прокуратуре...", справедливость, что называется, восторжествовала, нас услышали, другое дело, что в силу юридической техники это надо было бы закрепить ещё и в Конституции. Однако поддерживать мы этот законопроект не будем, потому что он направлен прежде всего на реализацию статьи 129 Конституции в новой редакции, а мы её не поддерживали, мы были против изъятия из статьи 129 положения о том, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Принципы единства и централизации применительно к прокуратуре существовали на протяжении всей её истории, именно эти принципы организации деятельности прокуратуры позволяют ей пока что успешно вести борьбу с местничеством, с центробежными силами многонациональной России, и ликвидация этих принципов ведёт к подчинению прокуроров губернаторам и иным местным властям. Предоставление Президенту Российской Федерации права назначать и освобождать прокуроров субъектов от должности существенно усиливает влияние администрации президента, а также органов исполнительной власти субъектов, губернаторов на прокуратуру, которая до некоторых пор всё-таки была относительно самостоятельной. Мы не можем согласиться и с некоторыми требованиями к возрасту и стажу назначаемых работников. Уже говорили тут о том, что маловат всё-таки возраст тридцать пять лет, по достижении которого гражданин может быть назначен на должность генерального прокурора. Я хотел бы обратить внимание ещё на одну новацию, которая осталась незамеченной: по законопроекту, для того чтобы стать генеральным прокурором, не надо иметь никакого стажа. Никакого стажа! Такого, извините, у нас в истории вроде как не было. Ну, был один прокурор, который пять месяцев занимал должность генпрокурора, - Казанник, но мы знаем, как это произошло. При этом, обращаю внимание, заместитель генерального прокурора должен иметь стаж не менее десяти лет, должны иметь стаж и районные прокуроры, а вот генеральным прокурором может быть гражданин без стажа, то есть вполне возможно, что какой-то молодой политик может прийти в ближайшее время на эту должность. Думаю, что и для должности прокурора субъекта тридцать лет - это маловато. На должностях генпрокурора и прокурора субъекта должны быть не решительные и энергичные молодые люди, как некоторые полагают, а мудрые и опытные юристы. Должен заметить, что я за всю свою прокурорскую карьеру всегда стремился иметь нерешительных и сомневающихся заместителей и помощников, потому что только такие люди, которые во всём сомневаются, должны работать в прокуратуре, им ведь не нужно в окопах сидеть и не нужно захватывать преступника где-то. Также я хотел бы обратить внимание на то, что мы обсуждаем вопрос о расширении полномочий президента в отношении прокуратуры, в то время как в этой организации никогда не помышляли о том, чтобы ослушаться президента: там все выстроены по ранжиру и все чётко понимают, что им надо делать. Вместе с тем без внимания законодателей и администрации президента на протяжении многих лет остаются явно нуждающиеся в решении вопросы прокурорского надзора. Ну откройте, пожалуйста, закон "О прокуратуре...", посмотрите, что там творится, какие там безобразия. Ведь там написано, что прокурор опротестовывает судебные решения, вносит протесты, но ни УПК, ни ГПК, ни АПК об этом уже давно ничего не говорят. Десять лет назад написано, что прокуроры опротестовывают судебные решения! Или ещё одна действующая норма. Прокурор независимо от участия в судебном разбирательстве, говорит закон о прокуратуре, вправе истребовать из суда любое дело или даже категорию дел, по которым судебный акт вступил в силу. Но простите, уже свыше десяти лет прокурор не имеет этого права по нашим процессуальным законам, и попробуй истребуй - ничего прокурору не дадут! Надо же эти вопросы решать, надо устранять эти противоречия, вот эту вакханалию. Я уже не говорю о том, о чём много раз говорил, - урезанные полномочия прокурора в досудебном производстве приводят к многочисленным безобразиям на стадии предварительного следствия. Рассматриваемая законодательная инициатива в первую очередь нужна для решения этих и подобных вопросов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Петрович, уважаемые коллеги, сегодня у нас в Государственной Думе начинаются дни Республики Дагестан и пройдёт торжественное открытие выставки "Дагестан многонациональный". Сейчас на гостевом балконе присутствует большая делегация из Республики Дагестан во главе с Рамазаном Гаджимурадовичем Абдулатиповым. Давайте поприветствуем наших коллег! (Аплодисменты.) Следующим выступает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Вначале я хочу сказать, что мы, конечно, поддержим предложенный проект закона, но вот та дискуссия, которая в ходе ответов на вопросы завязалась, да в принципе она велась и до сегодняшнего рассмотрения данного законопроекта, имеет право на существование, поскольку установление любого барьера, тем более возрастного, вызывает споры: кто будет оценивать, много или мало, не слишком ли молодой, не слишком ли старый и так далее. По всем законам, в которых есть требования к возрасту, эти вопросы возникают неизбежно. Гарри Владимирович, отвечая на вопрос, уже сказал, что тридцать пять лет для субъектового прокурора не такой уж и маленький возраст, потому что у нас Президентом Российской Федерации можно избираться с тридцати пяти лет, а губернатором - с тридцати лет. И вообще, если уж проводить аналогию с выборными должностями, то нужно сказать, что законы о прокуратуре, которые принимаются в Государственной Думе Российской Федерации, принимаются депутатами, избираемыми с двадцати одного года. Спор может быть очень интересным, аналогия тоже может быть интересная. Особенно интересны расчёты, связанные с тем, кто во сколько лет заканчивает университет, но при этом не рассматривается, кто как учился, потому что пять лет обучения можно просидеть в кафе или прогулять в парке, прокататься на велосипеде, а можно нормально учиться и использовать время учёбы очень эффективно. Вот, извините, непонятно, насколько эффективно человек эти пять лет использовал и насколько они пошли ему на пользу. Поэтому и даются гибкие рамки, чтобы для низового звена в каждом конкретном случае можно было принимать решение, и хорошо, что данная норма в законе есть. Но вернёмся к возрастному ограничению. Коллеги, у нас активное избирательное право даётся с восемнадцати лет, а фракция ЛДПР считает, что можно уже с шестнадцати лет давать гражданам и право избирать, и право быть избранными, во всяком случае, относительно активного права, права избирать, это совершенно справедливо. Также посмотрите, что у нас в отдельных отраслях права: по трудовому законодательству работать можно с шестнадцати лет; по семейному законодательству в брак можно вступать в редких случаях и до восемнадцати лет, особенно если это предусмотрено культурными особенностями; предпринимательской деятельностью граждане России, могут заниматься с шестнадцати лет, то есть молодые, юные граждане России могут кормить себя, свою семью, своих родителей, но они не вправе избирать власть, особенно местного уровня, принимающую те или иные решения, которые, безусловно, будут затрагивать их интересы. Это не совсем последовательно. Конечно, тридцать пять лет - это возраст достаточно серьёзный, убедительный. Я задавал вопрос Гарри Владимировичу о том, является ли это нововведение дополнительным ограничением. Формально, конечно, вы, Гарри Владимирович, всё правильно сказали: дважды два - четыре, но нужно сравнивать-то это с тем, что мы сейчас имеем! А сейчас у нас нет тридцатилетних субъектовых прокуроров. И много ли у нас было генеральных прокуроров начиная с 17-го года, достигших возраста тридцати пяти лет к моменту назначения? Скорее всего, их всё-таки не было. Сравнивая эмпирический материал, нужно сказать, что это довольно либеральные возрастные рамки. Во фракции ЛДПР считают, что данное ограничение, наоборот, носит такой стимулирующий характер, это сигнал молодым, энергичным, амбициозным юристам, которые должны знать, что в двадцать семь лет они могут стать прокурорами городов, районов. Муниципальные районы и городские округа у нас в стране совершенно разные: есть районы, где 7 тысяч жителей, и города, где 15-20 тысяч жителей, а есть города, как Набережные Челны, то есть крупные городские округа, помимо столиц субъектов, или как Новокузнецк, который больше столицы Кемеровской области - города Кемерово, то есть это будут в принципе равные по значимости прокуроры. И я убеждён, что лица, которые будут представлять данных кандидатов для назначения на те или иные должности, безусловно, будут учитывать и опыт, и принципиальность претендентов. Вот сегодня сказали, что должны быть умудрённые опытом, убелённые сединами юристы и они же должны сомневаться и так далее, но вот опыт ЛДПР подсказывает, что, как правило, самые принципиальные - молодые энергичные юристы, в их сердцах ещё жива такая, знаете, студенческая романтика, которая очень быстро проходит. Потом, понятно, начинается: семья, дети, детские садики, школы... Человек (правильное слово нашли) врастает в эти социальные связи, врастает в регион, он вынужден общаться. Человек - это вообще, так сказать, социальное животное, и здесь ничего не изменилось. Человек вынужден общаться, ему это нужно, это его потребность от природы, у него появляются симпатии, пристрастия... Здесь можно механически действовать - вырвать его из региона и посадить, так сказать, в другую грядку, но это не всегда приносит успех, потому что человек врастёт и в новую систему. Вот здесь возраст как раз и есть "лекарство" - чем моложе человек, тем он принципиальнее. К сожалению, демократические стандарты не позволяют установить верхний возрастной предел для назначения на те или иные должности, но во фракции ЛДПР считают, что чем моложе претендент на ту или иную должность - естественно, он должен быть опытным, он должен быть подготовленным, - тем меньше риск, что он будет замешан в каких-то коррупционных схемах или порочащих связях. Во фракции ЛДПР считают, что можно было бы ещё понизить этот возрастной барьер, но в принципе тенденция и концепция данного законопроекта абсолютно отвечают нашим программным установкам, поэтому мы данный проект закона поддержим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прежде всего хотелось бы отметить, что законопроект устраняет противоречия в правоприменительной практике между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой, когда имеющиеся пробелы в законодательстве позволяли Следственному комитету уклоняться от прокурорских проверок законности его непроцессуальной деятельности, это, безусловно, серьёзный шаг вперёд. Что касается порядка назначения и освобождения прокуроров, то предлагаемые новеллы полностью обеспечивают комплектование прокурорского корпуса квалифицированными кадрами с учётом их профессионального и жизненного опыта, что благотворно отразится на профессионализме прокурорского надзора в целом. Что же касается вопросов ограничения по возрасту и по стажу работы, которые и в прежнем законодательстве о прокуратуре существовали, то изменения по возрасту связаны с тем, что теперь в другом возрасте заканчивают учебные заведения, в частности юридические вузы. Также учитывается именно практика прокурорского надзора, мы считаем, что это будет способствовать повышению профессионализма прокурорского надзора. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать законопроект, и мы призываем все фракции также проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Тарнавский Александр Георгиевич. Включите микрофон. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Я, когда задавал вопрос, уже сказал, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект в первом чтении, то есть мы сегодня будем за него голосовать и выступаем за то, чтобы достаточно быстро этот законопроект доработать. Есть определённые вопросы у членов фракции, но мы готовы пойти по упрощённой, более быстрой процедуре, работая в рамках комитета, который возглавляет Ирина Яровая, с тем чтобы скорее принять этот документ. Ну, раз это выступление от фракции, то в развитие развернувшейся дискуссии также не могу не отметить, что ещё в советское время систему прокуратуры вообще рассматривали как отдельную ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной, и, конечно, она всегда была самостоятельной в централизованной системе, независимой от всех влияний, ведь, как говорил классик, нет калужской законности или какой-то другой, есть единая законность. Но мы идём вперёд, всё реформируется. Я помню, как с опаской некоторые из нас смотрели на реформу по объединению судов, но многое из того, что сейчас происходит, и сама работа Верховного Суда говорит о том, что в значительной мере это было правильное, разумное решение, я не буду приводить примеры, но многое говорит о том, что всё было сделано на пользу дела. Точно так же и с реформой прокуратуры: генпрокурор и руководство прокуратуры назначаются президентом, давайте пройдём по этому пути, я не стал бы сейчас этот вопрос обсуждать, потому что решение уже принято и мы должны дальше двигаться в рамках этой реформы. Что касается нынешнего законопроекта, он максимально сбалансирован, он готов к быстрому принятию, мне кажется, что там всё достаточно верно выдержано. Что касается дискуссии, к примеру, по возрасту - это веление времени, таков расклад сил. Я могу один пример привести: я вырос в прокурорской семье, мой отец занял должность прокурора области в тридцать три года, и могу сказать, что это было началом его успешной и прокурорской, и политической карьеры, это был старт для него. Я здесь с Алексеем Диденко соглашусь: чем человек моложе, тем он, может быть, более принципиально относится ко многим делам, а опыт - это приходящее, поэтому мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", нормально к этим параметрам относимся, но здесь важен вопрос ротации. Всё-таки прокуратура, если говорить простым языком, - это полувоенная система, и поэтому, конечно, в течение последних пятидесяти лет действовало правило о том, что прокурор не должен задерживаться на одном месте более двух сроков подряд, особенно прокурор области. Мне кажется, что это правило и сейчас выдерживается в целом по прокуратуре, хотя перемещение прокуроров требует определённых затрат, расходов из федерального бюджета, но это идёт на пользу дела: посмотрите, в каком состоянии находится сегодня система прокуратуры, руководство Генеральной прокуратуры, - они выглядят очень достойно по сравнению с другими органами власти. И те нормы, которые сейчас регламентируют её деятельность в целом, позволят ей стать ещё более сильной и продолжать быть и в дальнейшем основой для российской государственности, выполняя те функции, которые заложены в законе о прокуратуре. То, что записано в нынешнем законе, поможет ей и дальше успешно функционировать. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит в первом чтении настоящий законопроект. Возможно, мы внесём определённые поправки, у нас есть некоторые предложения, но они не принципиальные, думаю, они будут полезны для того, чтобы доработать настоящий законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Гарри Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Ирине Анатольевне Яровой включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, для того чтобы некоторым образом снять остроту той дискуссии, которая неожиданно возникла, хотела бы проинформировать, что есть действующая редакция закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой к прокурорам субъектов всегда предъявлялось требование по возрасту, и оно не меняется: не менее тридцати лет, единственное, повышается необходимый профессиональный стаж с пяти до семи лет. Что касается прокуроров городов, районов или приравненных к ним прокуроров, то ранее их возраст должен был быть не менее двадцати пяти лет, а предлагаемый теперь возраст - не менее двадцати семи лет. Что касается стажа, ранее было три года, теперь - пять лет. Хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что уникальность прокуратуры как надзирающего органа заключается ещё и в том, что сегодня именно органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности по противодействию коррупции. Здесь пытались цитировать разных классиков, но я напомню, наверное, самое известное высказывание Петра I: прокуратура - это око государево. И на мой взгляд, то, что те полномочия, которые связаны с назначением на должности заместителей генерального прокурора, а в особенности прокуроров субъектов, - это полномочия Президента Российской Федерации, гаранта Конституции, безусловно, говорит о повышении уровня ответственности, и это означает ровно то, что в нашем государстве роль и значение прокуратуры как органа, призванного защищать конституционные права и свободы наших граждан и обеспечивать исполнение закона на территории Российской Федерации, безусловно, высоки. В связи с этим мы поддерживаем законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации, и полагаем, что те новеллы, которые предлагаются, обеспечат не только полное соответствие Конституции Российской Федерации, но и дальнейшее развитие правовой системы Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Выносим законопроект на "час голосования".
18-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 57 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.