Заседание № 324
О проекте федерального закона № 573255-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О рекламе" (в части расширения перечня товаров, реклама которых не допускается).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О рекламе". Доклад Александра Александровича Максимова. Пожалуйста. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Можно с места, Александр Дмитриевич? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно. МАКСИМОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект полностью готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 07 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается единогласно в третьем чтении.
Заседание № 323
О проекте федерального закона № 573255-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О рекламе" (в части расширения перечня товаров, реклама которых не допускается; принят в первом чтении 17 марта 2020 года с наименованием "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, рассматривается 25-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О рекламе". Доклад Александра Александровича Максимова. Пожалуйста, Александр Александрович. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило шесть поправок: три из них комитет рекомендует к принятию, три - к отклонению. Поправками, рекомендованными к принятию, предусматривается запрет на упоминание в рекламе того, что рекламируемый товар может быть использован в целях искажения показаний приборов учёта потребления воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии. Прошу рассмотреть таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. В случае принятия законопроекта во втором чтении просим поставить его на рассмотрение в третьем чтении на 18 ноября. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 23 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается единогласно. Коллеги, по таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Комитет предлагает отклонить эти поправки. Кто за решение комитета? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 59 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается решение по таблице поправок № 2. Ставится на голосование во втором чтении законопроект под пунктом 25 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 34 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Уважаемые коллеги, поступило предложение, изложенное докладчиком, рассмотреть данный законопроект по процедуре третьего чтения завтра. Нет возражений? Принимается.
Заседание № 288
О проекте федерального закона № 573255-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" (в части расширения перечня товаров, реклама которых не допускается).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Борис Михайлович Гладких. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на установление запрета на распространение рекламы товаров, которые позволяют останавливать, замедлять работу устройств, используемых при замере, при учёте коммунальных услуг. На сегодняшний день распространение такой рекламы в Интернете ведётся, и Роскомнадзор может привлекать распространителей к административной ответственности, но вместе с тем наличие именно запрета на распространение этой рекламы способствует тому, что эта реклама появляется вновь. В том числе такую рекламу размещают те владельцы интернет-площадок, которые не знают о таком запрете, о том, что есть административная ответственность, или те, кто таким образом опять же зарабатывает на размещении такой рекламы, соответственно, пользуется этим, а добросовестный потребитель не понимает, что такая реклама ухудшает в первую очередь положение на рынке добросовестных производителей, которые сегодня внедряют те или иные приборы учёта в сфере учёта коммунальных услуг, и что искажение данных на приборах учёта ведёт к тому, что потребитель несёт дополнительное обременение, поскольку общедомовые нужды тоже соответственно начисляются некорректно, - и добросовестный потребитель, как правило, страдает от действий тех потребителей, которые применяют те или иные средства воздействия на приборы учёта. Вот сейчас говорилось об искусственном интеллекте. Искусственный интеллект работает и в отрасли коммунальных услуг: мы недавно приняли закон, который позволяет применять искусственный интеллект в сфере электроэнергетики, и уже есть вполне конкретные параметры, как именно будет внедряться искусственный интеллект в сферу учёта коммунальных услуг. И естественно, средства воздействия на средства измерения сегодня тоже совершенствуются: если в прошлом это были некие магниты, то на сегодняшний день это уже программные комплексы, которые внедряются, вшиваются во вполне обычный на вид прибор учёта. И потребитель опять же не в состоянии отличить, что это за прибор учёта, ему это может преподноситься как устройство, которое может быть использовано якобы на законных основаниях. Но это устройство будет показывать другие показания, отличные от того объёма, который по факту потребил тот или иной потребитель. Прошу поддержать данные изменения, поскольку они будут способствовать тому, что на рынке рекламных услуг мы не увидим в последующем рекламы, распространяющей информацию о товарах, способных влиять на показания приборов учёта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Александрович Максимов. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно рассказал, для чего нужно сегодня принимать этот законопроект. Что хотелось бы отметить? Комитет полностью согласен с концепцией этого законопроекта, но считает, что нужно всё-таки конкретизировать предлагаемую законопроектом формулировку в той части, что реклама подобных товаров не допускается, даже если реклама доводит до сведения потребителя, как бы намекает, косвенно намекает на то, что этот прибор может использоваться и не по назначению, чтобы перекрыть все каналы рекламирования продукции недобросовестных товаропроизводителей. С учётом изложенного комитет по экономической политике предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. У меня вопрос к Борису Михайловичу. Уважаемый Борис Михайлович, не считаете ли вы, что законопроект, который мы обсуждаем, носит, в общем-то, рабочий, ограниченный характер. Если установить нормальные, подъёмные тарифы для большинства населения, то тогда, собственно, отпадёт и необходимость в принятии таких законов. Конечно, он частично выгоден, но, как здесь сказали, искусственный интеллект учится играть в шахматы за два часа, так и в этой сфере также будет искусственный интеллект и он за два часа обойдёт любые наши законодательные инициативы. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гладких включите микрофон. ГЛАДКИХ Б. М. Спасибо за вопрос, Игорь Юрьевич. Хочу сказать, что данная инициатива никаким образом не связана с тарифами, а бороться с недобросовестными производителями таких товаров необходимо. И как раз таки если этот запрет будет действовать, то теоретически возможности таких производителей будут существенно сокращены. Вместе с тем никто не говорит о том, что это полностью решит проблему, поскольку, вы правы, совершенствуются и средства производства, и методы распространения информации. Так что это лишь один из элементов, которые впоследствии будут влиять на добросовестность тех, кто предлагает подобные товары. И хочу сказать, что данный законопроект обсуждался и с Федеральной антимонопольной службой, и с объединениями ресурсоснабжающих организаций, вопрос назревший, его необходимо реализовывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бикбаев Ильдар Зинурович. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые Борис Михайлович, Александр Александрович! Не находите ли вы, что к этому законопроекту должен быть ещё один законопроект-спутник, который запрещал бы разработку, производство, продажу, распространение специальных средств, программного обеспечения, услуг, товаров, влияющих на показания объёма потребления ресурсов? Одно дело, когда мы запрещаем рекламу, но если мы на корню остановим это явление и будет ответственность за разработку таких средств и программного обеспечения, то, естественно, это будет уже совсем другая сторона решения этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борису Михайловичу Гладких включите микрофон. ГЛАДКИХ Б. М. Спасибо за вопрос, Ильдар Зинурович. Я не нашёл информации, которая подтверждала бы наличие производств, легальных и нелегальных, именно таких товаров на территории Российской Федерации, большая часть товаров поступает с территории Китая, но если у вас имеется дополнительная информация, то можно было бы поработать в этом направлении. В части рекламы мною достаточно подробно изучен этот вопрос. Данная инициатива находилась в состоянии проработки более шести месяцев, велась переписка и с Минстроем России, и с профессиональными сообществами, как я уже говорил ранее, поэтому проблема изучена досконально. А по поводу производства, к сожалению, ещё раз подчёркиваю, такой информации у меня нет. Если это будет иметь место в дальнейшем, конечно, необходимо запретить подобные вещи, установив ограничения в законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Борис Михайлович, на ваш взгляд, почему не работает на практике норма статьи 5 закона "О рекламе", устанавливающей требования к рекламе? Ведь есть же прямой запрет рекламы, побуждающей к противоправным действиям, а установка приборов учёта, которые искажают данные, и является противоправным действием согласно тем же самым договорам о потреблении. Для чего необходимо конкретизировать по каждому виду рекламы ещё и товары, реклама которых не допускается? При таком подходе у нас статью 7 можно будет расширять до бесконечности, а всё охватить всё равно не получится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борису Михайловичу Гладких включите микрофон. ГЛАДКИХ Б. М. Павел Валентинович, спасибо за вопрос. Ранее, если вы помните, мы, например, запретили распространение рекламы, связанной с написанием диссертаций. Написание диссертаций за плату тоже было незаконным, вместе с тем, как и в данном случае, мы видели рекламу в Интернете, и мы понимаем, что в своё время приняли правильное решение о её запрете. Здесь аналогичный случай, и я не считаю, что статья 7 не может быть расширена и по каким-то другим направлениям. Если говорить о комплексном подходе, то я считаю, что всё-таки комплексный подход, помимо привлечения к административной ответственности, должен включать ещё и меры, которые имели бы превентивный характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Борис Михайлович, конечно, плохо, когда искажают данные о потреблённых гигакалориях, киловаттах, кубометрах воды, но есть у вас какая-то информация по поводу самих ресурсоснабжающих организаций, вот у них-то как? Ведь они, поскольку занимаются поверкой этих приборов, тоже могут использовать подобные ухищрения, но только уже для того, чтобы увеличивать показания приборов. У вас есть подобная информация? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борису Михайловичу Гладких включите микрофон. ГЛАДКИХ Б. М. Сергей Владимирович, спасибо за вопрос. Да, такая информация есть. Например, в сговоре с компанией, которая ведёт установку приборов учёта, ресурсоснабжающая организация использует в свою пользу даже погрешность, которая, как вы наверняка знаете, есть у каждого прибора и которая может работать либо в плюс, либо в минус. В случае выявления таких ситуаций, которые не относятся никаким образом к данному законопроекту, это уже расценивается совершенно по иным требованиям законодательства - это нанесение в том числе ущерба или хищение коммунальных ресурсов, вмешательство в работу системы учёта. В данном случае это может быть оценено таким образом. А что касается запрета рекламы, то это дополнительная мера, направленная на то, чтобы всё-таки в этой области, в сфере учёта коммунальных услуг, махинаций было как можно меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. Борис Михайлович, запрет рекламы может быть использован в противоборстве или в конкурентной борьбе. Есть или нет механизм сдерживания этого? И как, скажем, устранить это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борису Михайловичу Гладких включите микрофон. ГЛАДКИХ Б. М. Иван Михайлович, законопроект продиктован в первую очередь интересами добросовестных производителей коммунальных услуг и потребителей. В данной области ни о какой конкуренции речи быть не может, поскольку даже здравый смысл подсказывает, что распространение таких товаров, реклама именно таких товаров, ну, не должны вестись. Именно этот повод послужил основанием для подготовки данной законодательной инициативы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. У меня тут коллеги интересуются, где можно такие приборы купить, чтобы на даче установить или ещё где-то. Ну, это, конечно, шутка. Понимаете, в чём дело, уважаемые коллеги, данная статья сформулирована следующим образом: запрещается рекламирование информационных услуг о способах и методах искажения данных приборов учёта потребления коммунальных ресурсов. Мне кажется, только совсем уж отстойный производитель будет рекламировать вот эти вещи напрямую, мол, хотите своровать электроэнергию - купите этот прибор. Понимаете, это же то же самое, что отмычка - вот кто-то будет рекламировать отмычку: "Универсальная отмычка!"? Скажут: универсальный ключ, который поможет вам открыть вашу металлическую дверь, если вы потеряли ключи, - и те, кому надо, разумеется, поймут, о чём идёт речь. Я вот, честно говоря, такую рекламу не встречал. Если у вас будет какая-то информация на эту тему, то дайте, пожалуйста, посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Балыбердин Алексей Владимирович. БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Буду краток. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы живём в век высоких технологий, в век Интернета, и я думаю, что даже сейчас, на заседании Государственной Думы, многие из вас смотрят в телефоны, листают страницы соцсетей и натыкаются так или иначе на ту рекламу, о которой говорится в нашем законопроекте. Это именно та реклама, которую мы сегодня хотим запретить, именно та реклама, которая призывает людей совершить преступление. Вот данным законопроектом мы хотим запретить совершать преступления. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Борис Михайлович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 28 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.