Заседание № 172
О проекте федерального закона № 573035-7 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка назначения лиц на отдельные должности в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и в Следственном комитете Российской Федерации и порядка освобождения от этих должностей).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации". Пожалуйста, Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, во втором чтении принятый 11 декабря 2018 года, регламентирует порядок временного замещения вакантных должностей в прокуратуре Российской Федерации, Следственном комитете в отношении должностей, на которые назначаются указом Президента Российской Федерации. Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, все процедуры соблюдены. Прошу принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить от фракции по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", 5-й вопрос повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 56 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно, коллеги.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 573035-7 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка назначения лиц на отдельные должности в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и в Следственном комитете Российской Федерации и порядка освобождения от этих должностей).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации". Василий Иванович Пискарёв, пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект внесён Президентом Российской Федерации, в первом чтении принят нами 21 ноября сего года. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило две поправки, которые носят юридико-технический характер. Профильный комитет рекомендует их принять, они включены в таблицу поправок № 1. Поправок к отклонению не имеется. Уважаемые коллеги, прошу вас утвердить таблицу поправок и проголосовать за данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 39 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 03 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу включить его в проект порядка работы Госдумы на 13 декабря сего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 165
О проекте федерального закона № 573035-7 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка назначения лиц на отдельные должности в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и в Следственном комитете Российской Федерации и порядка освобождения от этих должностей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс проект федерального закона, который уже назвал Александр Дмитриевич Жуков. Законопроект вносит достаточно точечные, но значимые корректировки в два федеральных закона, направленные на совершенствование порядка назначения лиц - как в системе прокуратуры, так и в Следственном комитете, - которые исполняют обязанности до осуществления процедуры, предполагающей уже полноценное назначение либо прокурора, либо руководителя следственного подразделения по так называемым генеральским должностям. Хочу вам напомнить, что прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры в соответствии с Конституцией назначаются по предоставлению генерального прокурора по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с действующей редакцией закона предполагается, что в тех случаях, когда происходит освобождение должности, когда она становится вакантной, генеральный прокурор назначает исполняющего обязанности по этой должности с согласия Президента Российской Федерации на период до шести месяцев. Сейчас предлагается делать это не с согласия президента, а только информируя главу государства о том, что такое назначение произошло, ну и дальше уже действовать по полноценной процедуре. Кроме того, предусматривается, что подобное назначение в качестве исполняющего обязанности возможно для одной и той же кандидатуры не более двух раз подряд. Повторяю: максимальный однократный срок исполнения обязанностей - шесть месяцев, и не более двух раз подряд. И кроме того, предполагается также внести корректировку в статьи Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" и предусмотреть, что президент - здесь тоже идёт в большей степени корректировка текста действующего закона - будет утверждать соответствующий перечень так называемых генеральских должностей, то есть тех, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и затем уже на те позиции, которые в этом перечне будут указаны, будут проходить соответствующие назначения. Вот, уважаемые депутаты Государственной Думы, таковы основные новеллы, которые предлагает глава государства. Прошу вас поддержать и проголосовать за принятие этих инициатив в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как доложил Гарри Владимирович, законопроектом предлагается совершенствовать порядок назначения на должность прокурора субъекта Федерации, на приравненные должности и на должности руководителей в Следственном комитете, на генеральские должности исполняющим обязанности. При регламентации порядка назначения прокуроров и руководителей Следственного комитета в действующем законодательстве не был регламентирован порядок назначения на вакантные должности временно исполняющих обязанности - этот пробел устраняется. Мы рассмотрели в комитете законопроект, внесённый президентом, и предлагаем законопроект поддержать. Он соответствует требованиям Конституции и федерального законодательства и совершенствует законодательство в части назначения прокуроров и руководителей Следственного комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, а как вы относитесь к тому, чтобы вообще отказаться от процедуры согласования с главами субъектов прокуроров, которых назначают в субъекты? МИНХ Г. В. Есть два аспекта. Первый аспект условно формальный. К Конституции мы все относимся достаточно уважительно (должны, по крайней мере), а такая норма предусмотрена в Конституции - и в уточнённой редакции этой статьи Конституции, и ранее это было. Раньше была норма, что кандидатуры прокуроров субъектов согласовываются с представительным органом, сейчас - с субъектами Российской Федерации, это более общая формулировка. Это одна часть ответа на ваш вопрос. По сути, я думаю, это достаточно корректная формулировка, она соответствует как природе федеративно устроенного государства России, так и сути тех отношений, той роли и тому месту, которое занимает прокурор субъекта как в системе прокуратуры Российской Федерации, так и в системе органов государственной власти в Российской Федерации. Человек будет выполнять достаточно серьёзные надзорные полномочия в отношении определённых лиц, и они же, по сути дела, согласовывают его назначение - это достаточно важно, потому что позволяет на перспективу снизить конфликтность. Сама должность и сами инструменты реагирования, конечно, достаточно серьёзные и не очень приятные, и вот эта процедура на перспективу позволяет создавать такую, я бы сказал, более благоприятную профессионально-эмоциональную среду. На качество работы это, кстати, не влияет, потому что в плане каких-то негативных последствий для прокурора никаких правовых возможностей у тех, кто дал согласие на его назначение, в дальнейшем уже нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, вопрос такой: по законопроекту получается, что предельный срок исполнения обязанностей достигает 12 месяцев, - зачем нужен такой большой срок? Ведь в прокуратуре и в Следственном комитете хорошо разработан институт резерва, всегда есть люди, готовые для замещения должности; для того чтобы подобрать человека и подготовить соответствующий пакет документов, нужно 10-12 дней, больше не нужно; для того чтобы согласовать в субъекте с властями - ещё максимум полтора месяца. Для чего остальные месяцы? Скажите, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Юрий Петрович, ну, во-первых, давайте сравним редакцию действующую и редакцию, которая предлагается. В соответствии с действующей редакцией никаких ограничений просто нет, поэтому формально вот такая цепочка назначения исполняющим обязанности может быть бесконечной. Мы этот срок ограничиваем: не более двух полугодовых периодов. Это первое. Второе. С практической точки зрения то, что вы говорите, верно отчасти, это не все процедурные нюансы и тонкости. Есть ещё ряд процедур, которые необходимо пройти при подготовке документов, прежде чем они лягут на стол Президенту Российской Федерации, и вот по совокупности этих процедур... Хочу вас проинформировать, что, например, за 2017 год подобный выход за пределы однократного шестимесячного срока был дважды, и в 2018 году - уже он практически заканчивается - тоже дважды исполняющие обязанности осуществляли свои полномочия более шести месяцев. Так что это не только теоретическая, но и практическая задача. Мы её таким образом предлагаем решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите. ВАЛЕЕВ Э. А. Я осмелился бы дополнить: законодательство о государственной службе также предполагает назначение исполняющим обязанности на срок до шести месяцев с возможностью повторного назначения на такой же срок, то есть мы здесь руководствуемся в том числе и законодательством о государственной службе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. РЫЖАК Н. И. Уважаемый президиум, уважаемые депутаты Государственной Думы! Казалось бы, технический вопрос, но как в нём много обязательного, государственно значимого, а в чём-то отражаются и трагические уроки из истории нашей страны. Я позволю себе провести аналогию и сделать экскурс в историю. Вот когда шёл распад нашего государства, так получилось, что теми, кто до конца отстаивал необходимость сохранения целостности нашей страны, оказались органы военной контрразведки. Те национальные комитеты, которые мы пестовали, моментально поддержали сепаратистские настроения в республиках, как раз территориальные органы, находившиеся долгое время под влиянием партийной линии, переметнулись сразу же. Поэтому даже в наших республиках первоначально Владимир Владимирович Путин сделал ставку, назначил начальниками управлений и по Чеченской Республике, и по ряду других республик - подчёркиваю, это было беспрецедентно, это было в редких случаях - представителей военной контрразведки. Почему так получилось? Потому что подбирали людей, опираясь прежде всего на их деловые качества, на их преданность государству, служебному долгу, и партийные установки практически никакой роли не играли. Я хотел бы в связи с этим вспомнить одну работу Владимира Ильича Ленина, эта небольшая работа - о прокурорском надзоре. Вот когда читаешь эту работу... вы понимаете, как будто этот человек прозорливо всматривался, видел на столетие вперёд! Когда его спросили, какой должна быть наша прокуратура, он ответил: она не должна быть ни рязанской, ни брянской, ни калужской, она должна быть исключительно российской. Мы на заседании комитета единогласно поддержали инициативу президента, и, я думаю, это, конечно, правильное решение, но я обращаю внимание, сопрягая это с моим вчерашним выступлением, ещё раз говорю: я за укрепление вертикали власти, строгой вертикали власти. Конечно же, согласование - это корректный политический жест, но всё же жёсткая, чёткая вертикаль власти только укрепляет государственные институты. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает инициативу, но обращает внимание вот на эти нюансы, отстаивая самостоятельную государственную линию представителей прокуратуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как мы видим, данным проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации". Речь идёт о трёх основных новеллах, причём все они направлены на совершенствование кадровой политики как органов прокуратуры, так и Следственного комитета. Суть первой новеллы заключается в том, чтобы изменить порядок назначения (освобождения) лиц, исполняющих обязанности прокуроров субъектов Российской Федерации. Как вы знаете, сегодня такие назначения осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации. В случае принятия федерального закона такой порядок будет изменён: генеральный прокурор будет наделён полномочием самостоятельно назначать (освобождать) от данных должностей, но незамедлительно должен будет сообщать об этом Президенту Российской Федерации. Очевидно, что в таком случае оперативность принятия кадровых решений значительно повышается, ответственность за принимаемые решения возрастает, соответственно, качество работы как органов прокуратуры, так и Следственного комитета повышается. Вторая и третья новеллы касаются кадровой политики Следственного комитета. Вторая новелла, по сути, устанавливает альтернативные, аналогичные правила только в части, касающейся процедуры назначения руководителей следственных комитетов субъектов Российской Федерации. Третья новелла наделяет Президента России правом утверждать перечень должностей в Следственном комитете, замещение которых сопряжено с присвоением высших специальных званий, таких, например, как председатель Следственного комитета Российской Федерации - генерал юстиции Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета по городу Москве - генерал-лейтенант юстиции, а по Республике Адыгея - генерал-майор юстиции. Таким образом, с учётом того что предлагаемые новеллы направлены на совершенствование кадровой политики как органов прокуратуры, так и Следственного комитета Российской Федерации, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный проект федерального закона. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик, заключительное выступление? Нет. Представитель правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 07 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.