Заседание № 67
О проекте федерального закона № 572971-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (об особенностях эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации; принят в первом чтении 20 сентября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Доклад председателя Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимира Ивановича Кашина. Пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступила двадцать одна поправка, одиннадцать из которых комитет предлагает принять. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 18 сек.) Проголосовало за 259 чел.57,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 259 чел. Не голосовало 191 чел.42,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2 - таблице поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 51 сек.) Проголосовало за 247 чел.54,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 247 чел. Не голосовало 203 чел.45,1 % Результат: принято Принимается. Включите микрофон на центральной трибуне. КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые процедуры, и в случае принятия во втором чтении мы предлагаем сегодня его принять и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносится на "час голосования".
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 54 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Предлагается проголосовать в третьем чтении. Желающие выступить есть? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 20 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 249
О проекте федерального закона № 572971-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (об особенностях эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 6 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Николая Валерьяновича Попова. ПОПОВ Н. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Этот законопроект был подготовлен совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам заседаний Государственного совета в мае прошлого года. Подготовлены поправки, направленные на защиту морей от разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении морского недропользования. В этих целях законопроектом предлагается закрепить за организацией, эксплуатирующей морские установки, обязанности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе предусмотрев одним из условий осуществления таких работ наличие плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Данная норма предлагается с учётом обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству, которая была принята в Лондоне в 1990 году и согласно которой операторам морских установок необходимо иметь планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается эксплуатирующей организацией после получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов исполнительной власти. Законопроектом устанавливаются механизмы финансового обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств, осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и возмещения вреда, причинённого окружающей среде в результате разлива нефти и нефтепродуктов, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. По аналогии с механизмами, предусмотренными Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, заключённой в Брюсселе в 1969 году, законопроектом предусматривается подтверждение финансового обеспечения этих мероприятий. Это финансовое обеспечение выражается в форме наличия либо банковской гарантии выплаты необходимых средств, либо договора страхования, либо документа, подтверждающего создание эксплуатирующей организацией необходимого резервного фонда. При этом величину финансового обеспечения предлагается рассчитывать исходя из наихудшего экологического сценария, а методика её расчёта будет определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, законопроектом предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации иметь в наличии собственные либо привлекаемые на договорной основе силы и средства, необходимые для предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошёл в объёмах, не позволяющих обеспечить его устранение на основе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация обязана незамедлительно обратиться в МЧС России для привлечения дополнительных сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Законопроектом также предусматривается, что в случае если владелец лицензии на пользование недрами привлекает эксплуатирующую организацию для выполнения работ по эксплуатации и использованию искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, буровых работ, то владелец лицензии несёт субсидиарную ответственность за причинение в результате таких работ вреда окружающей морской среде, в том числе водным биологическим ресурсам, а также третьим лицам. Полномочия по координации и контролю действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предлагается закрепить за МЧС России. Уважаемые депутаты, в представленной вашему вниманию поправке с учётом накопившегося опыта и анализа системы планирования предложено осуществление мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и их совершенствование. Принятие этого законопроекта позволит, на наш взгляд, повысить эффективность охраны природных ресурсов морей, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и устранит имеющиеся пробелы правового регулирования. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. От комитета содоклад сделает Валерий Владимирович Прозоровский. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Правительство внесло очень важный и нужный законопроект, который содержит изменения, направленные на совершенствование правового регулирования использования природных ресурсов, а также на осуществление иной деятельности на континентальном шельфе, во внутренних морях и в территориальном море Российской Федерации в целях снижения негативного воздействия на морскую среду в случаях разлива нефти и нефтепродуктов. Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, поскольку нефтяное загрязнение морей представляет собой наибольшую угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения морских био- и экосистем. В заключении комитета на законопроект - я хочу сразу предварить многие вопросы - много замечаний. В комитете создана рабочая группа по этому законопроекту. Список открыт, всем заинтересованным лицам я предлагаю участвовать в этой работе, со следующей недели мы начинаем. В то же время, я ещё раз повторяю, комитет поддерживает концепцию данного законопроекта. Комитет Государственной Думы по транспорту полагает возможным принятие законопроекта в первом чтении. Комитеты Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и по делам Севера и малочисленных народов концепцию законопроекта поддержали с учётом представленных замечаний. В связи с изложенным Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует принять данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович. Вопросы есть. Я вижу, есть четыре вопроса, все от одной фракции. Так, ещё раз поднимите руки. Коломейцев, Кашин, Федоткин, Рябов - четыре вопроса, подвели черту. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Валерьянович, вы, вероятно, знакомы с международным опытом, знаете, что сегодня при изучении проблем закрытых банков выявляется, что аудиторы, оказывается, умышленно подписывались под фиктивными проверками и, в общем-то, выдавали желаемое за действительность за большие деньги. Не считаете ли вы, что ваш закон, с учётом того что нефтяники у нас люди, которые научились скрывать доходы, только будет побуждать к коррупции в контролирующих органах и не даст никаких преференций для окружающей среды? Потому что даже "BP", серьёзнейшая компания, в Мексиканском заливе полгода устраняла последствия течи, нанеся колоссальный ущерб, и до сих пор ещё не поправила там положение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПОПОВ Н. В. Спасибо за вопрос. Да, действительно, мы изучали международный опыт. Если говорить о Соединённых Штатах, в Соединённых Штатах был создан специализированный фонд по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Этот фонд формировался исходя из расчёта 5 центов за каждый баррель нефти, его размер 2,5 миллиарда долларов. Был установлен предел ответственности эксплуатирующих компаний, он равнялся 75 миллионам долларов. Когда произошло несчастье, связанное с разливом нефти в Мексиканском зале, то компания "BP", естественно, отказалась от этого предела и размер ответственности был свыше 11 миллиардов долларов. Естественно, памятуя всё это, мы, разрабатывая законопроект, как раз учитывали то, чтобы не было ограничений возмещения причинённого вреда, чтобы на компании возлагалась эта ответственность. Каких-либо затрат федеральный бюджет в этой части не несёт. Возложение ответственности на компании, если вдруг происходит разлив нефти и нефтепродуктов, на наш взгляд, рационально. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопрос депутата Федоткина. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Николай Валерьянович, согласитесь, что никакими деньгами, рублями и долларами, даже самыми огромными, нельзя ликвидировать экологические последствия - в данном случае от разлива нефти и так далее. Когда мы рассматриваем законопроекты, вы всё время даёте какое-то экономическое обоснование, причину, почему с тем или иным законом выходите на палату. Так скажите, пожалуйста, сколько за время работы этой Думы, за четыре года, уже было в нашей стране подобных случаев и каковы финансовые потери в связи с ликвидацией последствий разлива нефти или каких-то аналогичных продуктов, вот за период нашей работы, за нашу бытность, примерно хотя бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПОПОВ Н. В. Вы знаете, что у нас осваивают шельф всего две компании: "Газпром" и "Роснефть". За последние годы у нас каких-либо случаев, связанных с возмещением значительного вреда, причинённого морской среде, не было. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОПОВ Н. В. У нас не было таких случаев. У нас были случаи загрязнения морской среды судами, которые транспортируют нефть, такие случаи у нас действительно были. И в этом случае Российская Федерация прибегала к необходимости возмещения этих затрат за счёт международного фонда, который был создан. И вот за счёт международного фонда эти затраты покрывались. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Валерьянович, как вы знаете, мы подписали договор с Норвегией, разделили, так скажем, территорию Баренцева моря. И норвежцы уже заявляют о том, что начинают там разработку соответствующих месторождений. В случае аварии в их части Баренцева моря какие компенсации получит наша страна в соответствии с нормами международного права? Потому что разделить море, естественно, невозможно. И второй вопрос в связи с этим. Вот когда Штокман обсуждался, была экологическая экспертиза. Помимо закона и новые, открывшиеся обстоятельства аварии в Мексиканском заливе требуют пересмотра и более глубокого экологического анализа этого проекта, вот что министерство в этом направлении делает? Спасибо. ПОПОВ Н. В. Спасибо за вопрос. Вы знаете, все обстоятельства, связанные с возможным разливом нефти и нефтепродуктов, предотвращением и ликвидацией таких разливов, вызывают необходимость внесения изменений в разные отрасли законодательства. Я начну с ответа на последний вопрос. На наш взгляд, необходимо как внесение изменений в морские законы, так и принятие новых регламентов, которыми устанавливались бы технические требования к этим установкам, подводным трубопроводам и другим средствам, с помощью которых добывается и транспортируется нефть. На первый вопрос, про Норвегию. В случае если причиняется ущерб морской среде при добыче полезных ископаемых, осуществляемой норвежской стороной, безусловно, на норвежскую сторону возлагаются обязанности по устранению разливов нефти и нефтепродуктов. Если при этом вред был бы причинён Российской Федерации, то Российская Федерация вправе обратиться с соответствующими требованиями по возмещению этого вреда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Сначала к Валерию Владимировичу Прозоровскому вопрос: каким регионам отправлены по этому законопроекту запросы и сколько пришло ответов - положительных и отрицательных - по данному законопроекту? И вопрос к Николаю Валерьяновичу, который уже практически ответил, что в Соединённых Штатах Америки создавался национальный фонд, за счёт средств которого устранялись аварии, загрязнения окружающей среды. У нас почему-то в законе вы всё-таки это отвергли, хотя произнесли фразу, что сочли целесообразным оставить так, чтобы убытки несла компания. И вы сказали о 11 миллиардах долларов, которые в Мексиканском заливе были использованы на устранение аварии. Какая компания у нас в состоянии такие деньги компенсировать в случае аварии? ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Спасибо, Николай Фёдорович, за вопрос. Вы знаете, поскольку законопроект охватывает столь большую географию, касается и континентального шельфа, и внутренних морей, он был разослан именно заинтересованным территориям. Ответы приходят, и я не скажу, что все, сто процентов, ответили, но как представитель Астраханской области (а вы знаете, что северная часть российского дна Каспия сейчас активно осваивается) скажу: астраханцы в целом поддерживают концепцию. Но я ещё раз повторяю, Николай Фёдорович, что вопросов и замечаний очень много. В основном, мне кажется, этот закон сейчас пока бьёт по хвостам, а надо всё-таки профилактическую работу вести, поэтому рабочая группа будет рассматривать очень тщательно и подробно этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПОПОВ Н. В. Если можно, я попытаюсь немножко дополнить. Действительно, после аварии, которая произошла в Мексиканском заливе, американское законодательство также подверглось значительным изменениям. Эти изменения в первую очередь направлены на разработку и утверждение новых стандартов безопасности при нефтедобыче, включая независимую сертификацию основного оборудования. Также существенно повышается максимальный размер ответственности за причинённый ущерб либо вводится его отмена и возложение полной финансовой ответственности на эксплуатирующую организацию. Американское законодательство идёт также по пути реформирования федерального надзора за нефтедобычей, то есть службы управления минеральными ресурсами в части ликвидации конфликта интересов и коррупции. Эти изменения также показывают основные направления реформирования законодательства. Они отчасти схожи и с нашими направлениями подготовки законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть, я вижу две руки. Коллеги, у нас девять минут, уложимся? Постарайтесь в четыре минуты уложиться. Кашин Владимир Иванович. Потом Рохмистров. КАШИН В. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, безусловно, закон очень важен. Если сегодня посмотреть всю ситуацию, которую мы имеем в экологическом плане при добыче углеводородов, в частности нефти, даже на суше, мы увидим трагическую составляющую в уничтожении и биологических водных ресурсов, и растительных ресурсов на суше. Каждый год мы теряем 30 тысяч гектаров земли. Сегодня 1 миллиард 200 миллионов тонн водно-нефтяной эмульсии разлилось по нашей российской земле. Мы видим, как не щадятся даже заповедные места, в том числе и при строительстве последних нефтепроводов, которые идут на тот же Ангарск, Дацан, многих других, которые сегодня находятся в разработке. И, видя безответственность наших добывающих компаний на суше, мы сегодня забираемся в морской шельф, во внутреннее море. И здесь тоже у нас много проблем. Сегодня наши службы, в том числе те, кто добывает нефть, те, кто транспортирует нефть, не справляются даже с обычными небольшими авариями, которые происходят при транспортировке. И мы видим, что в законодательном плане, конечно, нужны абсолютно новые подходы, более системные, более правильные, чтобы проводить профилактику и повышать ответственность за подобные безобразия. Данный законопроект, конечно, положил определённое начало в этом плане, но статьи и 9-1 и 16-1, по большому счёту, сегодня, ну, слишком мягко отвечают на то поручение, на ту озабоченность, которая была высказана в том числе и на Государственном совете. Наша фракция проводила соответствующий "круглый стол" по этому вопросу, и не один, потому что экологическая безопасность стала уже на одном уровне с продовольственной безопасностью. А в данном случае мы что видим? Просто формальное написание закона. Мы знаем, что сделали, допустим, те же американцы после трагедии в Мексиканском заливе, каким образом ужесточилась в законодательстве экологическая составляющая и безопасность в этом плане, а также и уголовная, и экономическая, и технологическая составляющие. В нашем случае мы видим, что снова некий орган кем-то определяется, снова отсутствие участия парламента, экологической экспертизы, науки на этих направлениях, всё определяют снова в этом законе те, кто разведывает, кто добывает, кто транспортирует, ну и правительство как-то участвует. Открывается снова брешь в использовании огромных средств: если будет авария, значит, эти средства должно выдавать правительство. Здесь мы видим и коррупционную составляющую, здесь мы видим снова невнимание, и нет той ответственности, которая была определена в том числе в поручении Президента Российской Федерации по этому направлению. Наша фракция считает, что главная задача сегодня - это возвращение государственных контролирующих функций, и не только при добыче, но и во всём, что связано с технологией, что связано с транспортировкой. Здесь должно в большей степени осуществляться государственное системное начало: не допускать к этим вопросам, не выдавать лицензии тем, кто не способен вести эту большую работу, в том числе по добыче и по транспортировке. Ещё раз хочу сказать, что мы должны ужесточить комплексно все вопросы, связанные с выполнением работ, с разведкой, с технологией прокладки, с сертификацией соответствующих материалов, вносить изменения в другие законы, в том числе и в Уголовный кодекс. В конце концов экономическая ответственность должна лежать на тех, кто определяет добычу и кто решает проблему этой добычи и транспортировки. Перекладывать снова ответственность на МЧС, на государство - это, ещё раз хочу сказать, лишь только возвращает коррупционную составляющую на этом направлении. Мы не можем пока поддержать этот закон: он очень лёгок, он несистемен, он неконкретен и, на наш взгляд, имеет коррупционную составляющую. Мы голосовать за него не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, осталось три с половиной минуты. Давайте установим пятиминутный регламент и на это время продлим заседание, никто не возражает? Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Я постараюсь уложиться даже в более короткое время. Важная проблема, но, к сожалению, подход не тот, который нужен в нашей стране. Если мы проанализируем то, что у нас происходит сегодня в этой области, мы увидим, что система государственного мониторинга разрушена практически полностью. Здесь можно проанализировать ситуацию: когда-то был создан совместно с академией наук центр мониторинга за экологией, в том числе в области нефтедобычи на Каспии, - он фактически разрушен. То, что у нас происходит сегодня в тех районах, где производится нефтедобыча, ну, наверное, введёт в шок любого борца за экологию. А система наказания, которая существует, сегодня не работает, мало того, ещё и высочайшая коррупционная составляющая. Если взять вот только последний год, те разливы, которые были в Республике Коми, вы увидите, что максимальное наказание, которое понесли крупнейшие наши нефтедобытчики, - это штраф в 50, 100, 200 тысяч рублей. То есть для гражданина, который живёт в Республике Коми и зарабатывает 20 тысяч, это, наверное, серьёзное наказание, а для такой компании, как "ЛУКОЙЛ", я думаю, это нельзя даже сравнивать с укусом комара для слона. Мы этим законопроектом опять декларируем вроде хорошие вещи, но работать они в нашей стране не будут. Лоббистские возможности нефтяных компаний всем давно известны, и поэтому когда мы в законопроекте напрямую говорим, что, например, планы по ликвидации разливов, мониторинг мы возлагаем на самого нефтедобытчика с последующим уведомлением федеральных органов... Ну вы меня извините, что такое уведомительный порядок, я думаю, все прекрасно знают. Не разрешительный, а уведомительный характер, и потом попробуйте кого-то там... Это всё равно что наркоману сказать: слышь, наркоман, колоться плохо, брось колоться. Всё хорошо, но ни один наркоман, к сожалению, колоться не перестанет только от осознания того, что это плохо, так же как алкоголик не перестанет пить самостоятельно. А мы не предлагаем ни одного способа лечения этой болезни. То есть считаю основным недостатком, концептуальным недостатком данного законопроекта на сегодняшний день то, что фактически им не устанавливается система независимого мониторинга экологической ситуации. Да, за это должны платить нефтяные компании, но если они сами будут своей собственной совестью, умом и честью, то вряд ли получится что-либо хорошее - опять будут изыскиваться всевозможные способы решения этой проблемы, что, собственно говоря, и делается. В сегодняшних условиях настоящий законопроект не изменит ситуацию, которая сложилась у нас. И не дай бог, у нас произойдёт такая трагедия, как произошла в Мексиканском заливе, - все эти вопросы будут решаться исключительно за счёт расходной части федерального бюджета в ущерб нашим пенсионерам и нашим гражданам. Система, которая выстроена так, чтобы возложить ответственность на саму нефтяную компанию, у нас, к сожалению, не работает. Никто, в том числе и в этом зале, за исключением некоторых оппозиционеров, не покушается на сверхдоходы нефтяных компаний: ну не успели модернизировать заводы - ну бог с ними, давайте продлим ещё раз; пускай наши автомобилисты убивают свои машины некачественным топливом - продлим; ну разлилась нефть - ну что же делать, они же бюджет кормят, там у нас же основная составляющая бюджета, ну бог с ними! В этом случае мы не только сегодня людей ставим в такое положение, мы собственных детей обрекаем на то, что наши природные богатства, ресурсы и красоты будут загажены, потому что, к сожалению, в нашей стране бабло побеждает зло, как говорили в одной известной телепередаче. Мы считаем, что в настоящем законопроекте надо концептуально изменить систему мониторинга, систему контроля и ввести серьёзные нормы прямого действия об ответственности нефтяных компаний, потому что есть большие сомнения, что даже суды примут правильное решение, и быстро, самое главное. Пока, к сожалению, практика показывает, что даже и суды у нас... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончился пятиминутный регламент. Уважаемые депутаты, я обращаюсь к представителям президента и правительства: настаиваете вы на выступлении? Нет. Есть ли желание с заключительным словом выступить? Нет - ни у докладчика, ни у содокладчика... А, содокладчик настаивает. Минута, Валерий Владимирович, потому что время уже у нас... Прозоровскому включите микрофон. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Спасибо, Олег Викторович. Я надеюсь, что Владимир Иванович и Максим Станиславович ещё раз услышат приглашение поработать в рабочей группе и не будут искать второго дна в этом нужном законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", также первое чтение. Голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 52 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принято.