Заседание № 32
О проекте федерального закона № 572517-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, это тот самый проект закона, который вызвал волну обсуждения, - он посвящён дебоширам на транспорте. По сравнению с первым чтением, я напомню, мы расширили перечень: от авиадебоширов до дебоширов на общественном транспорте, включая автобусные перевозки, на железной дороге, на морском, речном транспорте. Кроме того, предусмотрена ответственность за хулиганство в отношении транспортных средств, когда, например, закидывают камнями либо ослепляют лазерными указками. Правовая и лингвистическая экспертизы проведены, законопроект готов к принятию. Что касается чёрных списков - эта тема тоже довольно широко обсуждается, - есть две точки зрения. Первая точка зрения: авиакомпании должны сами составлять чёрные списки, вторая - чёрные списки могут создаваться только на основании решений судов. Мы придерживаемся второй точки зрения: только на основании решения по уголовному или административному делу можно составлять соответствующий чёрный список, иначе может получиться, на мой взгляд, то, что произошло с известным спортсменом. Или совсем недавно произошла ещё одна история, с одеялом, но она не получила огласку: в конце полёта человек попросил одеяло, а ему сказали вести себя прилично, а то его в список включат (ну, видимо, тоже смотрят телевидение и читают Интернет). По поводу чёрных списков у нас будет следующий законопроект, который готовится к рассмотрению в комитете по транспорту. Мы полагаем, что данный законопроект готов к принятию, поэтому предлагаем его поддержать, принять в третьем чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Данный законопроект фракция ЛДПР поддержит, хотя работать он будет плохо, потому что в каждом самолёте не летает сотрудник полиции, который может возбуждать административное или уголовное дело. Я не стал бы выступать, если бы не была затронута тема чёрных списков пассажиров-дебоширов. Я напомню, что законопроект на эту тему был внесён фракцией ЛДПР ещё в 2012 году. Он был принят в первом чтении, и вот на протяжении уже нескольких лет - спасибо комитету по транспорту - работа над ним продолжается. Если включать дебоширов в чёрные списки только по решению суда, тогда можно вообще остановить работу и ничего не делать. Авиакомпаниям должно быть предоставлено право в одностороннем порядке не продавать билеты тем пассажирам, которые нарушают законные требования командира воздушного судна и тем самым создают угрозу жизни и безопасности других пассажиров во время полёта, и мы предлагаем предоставить такое право авиакомпаниям. Нам говорят, что это нарушение Конституции и гражданских прав, но, посмотрите, тот же Сбербанк отказывает в заключении договора гражданину, если известно, что к нему есть вопросы с точки зрения чистоплотности его действий, и ни о каких нарушениях Конституции или гражданских прав в данном случае речь не идёт. Поэтому если в авиакомпании знают, что человек на борту ведёт себя по-хамски, совершает противоправные действия, хулиганит, но нет возможности привлечь его к административной или уголовной ответственности, тем более если самолет летит, например, за границу, где гражданин может находиться несколько недель, даже может истечь срок давности совершения административного правонарушения, то в этом случае авиакомпания должна иметь право включить этого человека в чёрный список и в одностороннем порядке не продавать ему билеты в течение трёх лет или продавать только в исключительных случаях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Москвичёв Евгений Сергеевич, с места. Включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие данного законопроекта в третьем чтении, потому что мы системно принимаем законы о транспорте. Вы помните, мы в 2011 году приняли в первом чтении законопроект в связи с лазерным хулиганством, когда наши воздушные суда не могли приземлиться - пилотов ослепляли, мы приняли изменения в закон о безопасности дорожного движения, о том, чтобы водители пристёгивались, чтобы как-то наказывались жёстче, пропускали пешеходов, а сегодня впервые предлагается ввести статью об ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации всех видов транспорта, именно уголовной ответственности, где предусмотрены и штрафы - от 150 тысяч до 500 тысяч рублей. Я хочу сказать, что после принятия этого закона мы системно пойдём дальше к принятию закона об изменениях в Воздушный кодекс - вот только что коллега говорил о чёрных списках, - мы там предлагаем наделить командира воздушного судна, должностное лицо, правом составления протокола в двух экземплярах, дальше - показывать пассажиру, который нарушает правила поведения на воздушном судне, а дальше дойдёт вопрос до административной и уголовной ответственности, но это всё по этапам. Уважаемые коллеги, я считаю, что транспорт должен безопасно и быстро перевозить пассажиров - не только россиян, но и граждан, которые к нам прилетают и приезжают, - поэтому это шаги правильные, они постепенные, и я прошу вас поддержать принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 32 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 30
О проекте федерального закона № 572517-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств; принят в первом чтении 19 октября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем проект закона, который называют законом о транспортных дебоширах, он много обсуждался на рабочих, профессиональных встречах. Могу напомнить, что этот вариант законопроекта в первом чтении был принят в 2011 году, и вот только сейчас мы согласовали текст ко второму чтению. Что изменилось? Во-первых, если в первом чтении мы говорили о хулиганских действиях только на воздушных судах, то сейчас, ко второму чтению, мы всё-таки пришли к выводу, что проблема актуальна не только в области авиаперевозок - такая проблема существует и при железнодорожных перевозках, да и вообще на всём транспорте общего пользования, это касается и метро, и морских судов и так далее. Во-вторых, мы также коллегиально пришли к мнению, что наряду с внутренним хулиганством - мы все путешественники в определённом смысле слова, видим это - существует внешнее хулиганство, когда поезда забрасывают камнями, используют лазерные указки. Это тоже во втором чтении мы предлагаем учесть, комитет согласен и призывает вас также поддержать. В итоге всех согласований и совещаний появилось - вы не поверите - всего семь поправок. Эти семь поправок включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, других поправок нет, поэтому, собственно, мы предлагаем проголосовать за первую таблицу, второй таблицы нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, рассматриваем таблицу поправок № 1, рекомендованных ответственным комитетом к принятию. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставится на голосование таблица поправок № 1, рекомендованных ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 59 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", второе чтение, вопрос 7 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 40 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Павел Владимирович, скажите, когда планируется третье чтение данного законопроекта? С учётом того что шесть лет он у нас не рассматривался, не получится ли так, что следующее чтение будет через шесть лет? Пожалуйста, Крашенинникову включите микрофон. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Планируем на следующем заседании комитета рассмотреть вопрос, подготовить законопроект к третьему чтению и внести соответствующее предложение для рассмотрения на заседании Государственной Думы. Спасибо большое всем, кто голосовал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когда будет следующее заседание комитета, Павел Владимирович, если не секрет? КРАШЕНИННИКОВ П. В. В четверг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В четверг? На следующей неделе? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда правильно ли я понимаю, что, скорее всего, он уйдёт уже на апрель? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, мы можем постараться и в марте рассмотреть этот законопроект - как скажете. (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да нет, уж лучше как вы скажете, но постарайтесь, потому что у нас через неделю региональная неделя и всё это может опять затянуться, - шесть лет это всё тянется, тянется... Дебоширы чувствуют себя безнаказанно, а перечень транспортных средств, которые вы сейчас учитываете, расширяется - необходимо, чтобы закон не утратил в том числе актуальности, а то его опять нужно будет переделывать.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 572517-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". С докладом выступит Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представляя данный законопроект, я хотел бы акцентировать ваше внимание на том, что законопроект направлен на побуждение к отказу от действий, негативно влияющих на безопасную эксплуатацию не только воздушных судов, но и других видов транспорта: автомобильного, железнодорожного и других. Кстати, не так давно - мы с вами знаем примеры из средств массовой информации - хулиганами был разгромлен автобус, в котором находились и водители, и пассажиры. А сколько из хулиганских побуждений побито стёкол в поездах и электричках - это отдельный разговор! Мы с вами прекрасно знаем, что транспортное средство в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является ещё и источником повышенной опасности, и долго думать не нужно, что за собой может повлечь, к примеру, даже пакет, брошенный в лобовое стекло автомобиля, ведь даже при разрешённой на дороге скорости автотранспортное средство может проходить и 20, и 30, и более метров в секунду. А поезда вообще уже давно перемещаются со скоростью, приближающейся к авиационной. Скажем, крейсерская скорость вертолёта находится в пределах 200-250 километров в час. Ну а полёту самолётов и вертолётов даже с поверхности земли уже вовсю стали препятствовать. К примеру, в Сочи перемещающийся за катером на буксире парашютист, будучи на курсе посадки, - а в Сочи один курс посадки - заставил отказаться командира воздушного судна от посадки и вынудил уйти его на второй круг. Да и праздничные салютные системы уже таковы, что они мало чем уступают артиллерийским системам с большим объёмом огневого поражения, большой высотой и дальностью поражения. А если ещё поговорить о самолётах и других авиационных средствах, то ведь не исключено, что они могут находиться и на пределе наличия топлива, и, казалось бы, элементарное хулиганство может создать условия для катастрофы. Разрабатывая этот закон, мы главный упор делали не столько на тяжесть наказания, сколько на превентивность, и практика жизни уже показывает, что данный сигнал в обществе услышан. Но при этом мы убеждены, что уже само наличие такого закона будет хорошим сдерживающим фактором, тем более что в отличие от некоторых других составов правонарушений обсуждаемые сегодня действия ни при каких условиях не могут быть совершены как в состоянии необходимой обороны, так и в состоянии крайней необходимости. Поэтому авторы данного законопроекта просят вас, уважаемые депутаты, поддержать его и принять в первом чтении. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад делает Андрей Геннадьевич Назаров. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет предлагает рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", который был внесён в Государственную Думу 1 июля 2011 года. Данным законопроектом устанавливается уголовная ответственность за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, путём дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьёй 213-1. Часть первая проектной статьи предусматривает наказание за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, часть вторая - за те же действия, угрожающие безопасности эксплуатации воздушных судов, а третья - за действия, предусмотренные частями первой и второй проектной статьи, повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Максимальное наказание предусматривается по этой статье до десяти лет лишения свободы. Необходимо отметить, что предлагается установить, что по частям второй и третьей ответственности будут подлежать лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцати лет. В связи с этим предлагается внести изменения в статью 20 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также, дополняя кодекс Российской Федерации новой статьёй 213-1, предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс изменения в части определения подследственности - это дознаватели органов внутренних дел по части первой проектной статьи и следователи Следственного комитета по частям второй и третьей. Подсудность по части первой проектной статьи предлагается установить за мировыми судьями, а по части второй и третьей - за районными судами. При составлении заключения по данному законопроекту комитет наш определил некоторые его положения, нуждающиеся в обязательной доработке ко второму чтению. Верховный Суд в целом концепцию законопроекта поддерживает. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по законопроекту не имеет. На основании изложенного Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять данный проект закона в первом чтении. С учётом замечаний комитета мы предлагаем его доработать ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь. Есть ли вопросы? Иванов Сергей Владимирович, Москалькова. Два вопроса, никого не упустил? Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Андрей Геннадьевич, ну, вот эти лазерные указки уже притчей во языцех стали. Между тем, если вы посмотрите на интернет-форумах, то сообщество, обсуждая эту тему, приходит, так скажем, к неоднозначному выводу о том, что вряд ли подобным приборчиком можно попасть в самолёт, ослепить экипаж, то есть это практически и даже теоретически крайне затруднительно. У вас есть какие-то новые данные по этому составу преступлений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. НАЗАРОВ А. Г. Сергей Владимирович, ваш вопрос понятен. Дело в том, что данный законопроект направлен не только на лазерные указки, он гораздо шире - он направлен на все действия, которые могут привести к проблемам безопасности на транспортных средствах. Дело в том, что степень общественной опасности, когда люди находятся в транспорте, гораздо выше, чем какие-то хулиганские действия обычного порядка. Это раз. Во-вторых, на самом деле статистика проблем, возникающих в первую очередь на воздушных судах в результате использования лазерных указок, высока: есть до десятков таких примеров ежемесячно и здесь, в Москве, и в регионах Российской Федерации. Также есть такая печальная статистика и в других странах, в некоторых странах уже вообще запрещены вот эти лазерные указки и фонарики. Поэтому, нам кажется, идти надо и тем, и другим путём. В данном случае мы просто пытаемся предотвратить те опасные последствия, которые могут возникать на транспорте, и в первую очередь на воздушных судах, и те меры, которые мы предлагаем, на наш взгляд, как раз являются адекватными в сегодняшней ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Андрей Геннадьевич, правильно ли я поняла, что вы восстанавливаете статью "Хулиганство", ограничивая объектный состав лишь посягательством на транспортные средства? И не считаете ли вы возможным расширить объектный состав посягательства, включив объекты транспортной инфраструктуры, объекты особой важности и так далее? НАЗАРОВ А. Г. Спасибо, Татьяна Николаевна. На самом деле статья 213 Уголовного кодекса - это "Хулиганство", 213-1 - это то, о чём я сказал, и это не мы предлагаем, это авторы. Если у вас есть предложения, направляйте в комитет поправки, ко второму чтению готовы рассмотреть и, возможно, их поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев говорит, что я не увидел его руку, поэтому будем считать, что это проблема моего зрения. Коломейцев, пожалуйста, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Нет, это моей нерешительности проблема, я нетвёрдо поднимал руку. Вопрос к автору законодательной инициативы. Александр Петрович, у вас внуки есть? Вот если внуки есть, скажите, пожалуйста, при чём же здесь ваш внук, который пошёл в магазин, официально разрешённый властями, и купил официально завезённые указки? Надо спросить с того, кто позволил продавать указки, которыми можно до Луны добить. Вы понимаете, в чём проблема? Здесь мы, наверное, вместо того чтобы лошадь поменять, телегу пытаемся реконструировать. Мне кажется, что этот законопроект, вообще, не совсем по теме, потому что предотвратить ослепление с помощью норм Уголовного кодекса нельзя. Молодой пацан тринадцати - четырнадцати лет ещё не понимает, он просто увидел красивую яркую игрушку и пытается ею играть, не понимая последствий. Здесь, вообще-то, надо разбираться с теми, во-первых, кто разрешил ввоз, во-вторых, кто разрешил торговать этим. Это надо, мне кажется... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович Москалец. С места. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, ещё по советскому Уголовному кодексу возраст в четырнадцать лет считался вполне достаточным сроком проживания лица, чтобы понять пагубность своих действий за отдельные составы преступлений, то есть применяя вот такое оборудование, а сегодня люди технически подготовлены, они понимают его вредность. Тем более, что даже на танцплощадках, в барах и так далее имели место факты, когда просто светотехническим лазерным оборудованием поражали глаза, зрение, многих десятков людей, которые до сей поры являются инвалидами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Андрей Геннадьевич. Настаивает ли кто-то на выступлении? Коломейцев. Одна рука. Подводим черту. Пожалуйста, включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Не выступал бы, если бы понял, что Александр Петрович понял мой вопрос. Вы понимаете, в чём проблема? Безусловно, требуется наказание за преступление, которым подвергается опасности жизнь многих людей, но я специально вам задал вопрос, чтобы вы посмотрели на проблему иначе, она не совсем там. Если у нас свободно можно приобретать то, что может парализовать даже военные самолёты, то задумайтесь над тем, кому это выгодно и кто эту систему запустил в жизнь. Подумайте о другом: сегодня мы продаём танки, но снаряды к ним не продаём, потому что утратили технологии, - это ведь тоже чьё-то упущение или злой умысел. Поэтому, наверное, законодательство ужесточать надо, но если вы принимаете то законодательство, которое бьёт по хвостам, а не зрит в корень, как учил Козьма Прутков, то оно бессмысленно, это законодательство, потому что его применять невозможно. Ну пригласит там Рамзан ещё одну мать к себе, а другие губернаторы и матерей не приглашают, понимаете, в чём проблема? Мне кажется, что это законодательство надо или во втором чтении расширить для привлечения тех, кто разрешил ввоз и торговлю этими опасными предметами, или хотя бы запросить соответствующее ведомство о том, как получилось, что эти указки имеют столь свободное обращение. В принципе их могут взять и не тринадцати-четырнадцатилетние, могут взять и семилетние, первоклассники. Вы же сами говорите, что на дискотеках обжигают глаза и так далее. Поэтому я всё же считаю, что при необходимости ужесточения законодательства объект наказания должен быть другой: не тот, кто купил и пользуется, а тот, кто продаёт, кто ввёз. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента хотел бы выступить? Нет. Полномочный представитель правительства? Также нет. Докладчик и содокладчик не настаивают на заключительном слове. Выносим на "час голосования". По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Коллеги, у нас скоро будет бюджет обсуждаться, может, тогда мы вообще на ПВО сэкономим? Вооружим их лазерными указками, раз они такие мощные, и зачем нам все эти системы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению.
Пункт 16. Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 18 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается.