Заседание № 266
О проекте федерального закона № 572016-7 "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей экспериментальных воздушных судов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Пожалуйста, Максим Викторович Сураев. СУРАЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект во втором чтении мы рассматривали 10 декабря. Напомню, что этим законопроектом мы наделяем иностранных граждан правом входить в составы экипажей экспериментальных воздушных судов. Все необходимые экспертизы проведены, комитет предлагает принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 10-й вопрос нашей повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 19 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 249
О проекте федерального закона № 572016-7 "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей экспериментальных воздушных судов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра промышленности и торговли Олег Евгеньевич Бочаров. БОЧАРОВ О. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Фактически действующие редакции Воздушного кодекса и федерального закона ограничивают участие иностранных пилотов в работе экспериментальной авиации. Это ограничение по трём важным пунктам: подготовка иностранных пилотов, допуск до демонстрационных полётов, а также участие в испытательных полётах лётчиков-испытателей других государств. Эти ограничения понятны. Нам представляется необходимым внести изменения в статью 14 федерального закона в части допуска иностранных граждан, ну и, соответственно, в Воздушный кодекс, где в статье 56 будет расшифровываться, каким образом формируется экипаж воздушного судна и каким образом он действует. Это приятная новость: наше гражданское авиастроение доросло до того, что иностранные лётчики, иностранные покупатели интересуются нашей техникой и сейчас на демонстрационные полёты мы вынуждены тратить большие средства, когда вывозим технику за рубеж, для того чтобы её могли испытать в действии. Недавно вернулся "Бе-200" из Турции, где он в течение 20 дней совершал пожаротушительные работы, для того чтобы опровергнуть распускаемые нашими конкурентами слухи о том, что эта техника с ними не справляется. Результаты, полученные министерством лесного хозяйства Турецкой Республики, превзошли ожидаемые - вот конкретный пример того, что мы можем увеличить экспорт и доходную часть нашего авиастроения. Прошу принять законопроект в первом чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Евгеньевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Максим Викторович Сураев от Комитета по транспорту и строительству. СУРАЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Олег Евгеньевич в принципе описал сложившуюся ситуацию. Я, как авиатор, могу добавить, наверное, только то, что, пока воздушное судно разрабатывается, проводятся опытно-конструкторские разработки, все эксперименты и испытания, может пройти и год, и два, и три, и пять, и десять лет - пилоты мне не дадут соврать - это общемировая практика. Могу сказать, что все случаи и все цели, когда допускается иностранный гражданин, оговорены. Там три случая - можете посмотреть. Сразу же скажу, что иностранному гражданину запрещено быть командиром воздушного судна, и это ограничение у нас остаётся. Ещё могу добавить от себя, что члены экипажа - это не всегда, как в нашем понимании, те ребята, которые сидят в кабине. Для осуществления тех же самых испытательных полётов членом экипажа может быть и пассажир, который находится в салоне, и инженер, и, не знаю, испытатель, являющийся членом экипажа экспериментального или испытательного полёта. В первую очередь принятие закона повысит конкурентоспособность нашей авиации, поэтому Комитет по транспорту и строительству просит вас поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Викторович. Есть вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Олег Евгеньевич, мы допускаем иностранных граждан в экипажи экспериментальных воздушных судов - скажите, пожалуйста, планируются ли в связи с этим дополнительные, усиленные меры по проверке как самих иностранных граждан с точки зрения минимизации риска возможных правонарушений и других нежелательных последствий, так и на предмет обеспечения безопасности полётов с их участием? БОЧАРОВ О. Е. Ещё раз повторю, что это касается только экспериментальной авиации, мы в данном случае говорим о ней. Безусловно, применяются все режимы, которые обеспечивают безопасность экспериментальных полётов, и допуск лётчиков у нас стандартный, универсальный. Дополнительные меры, на наш взгляд, не нужны, у нас требования и так запредельно высокие по сравнению с другими государствами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савицкая Светлана Евгеньевна. САВИЦКАЯ С. Е., фракция КПРФ. Олег Евгеньевич, вот вы хотите допустить к испытательным полётам зарубежных граждан. Объясните, пожалуйста, это будет касаться только демонстрационных полётов, когда рассматривается возможность закупок? Не приведёт ли это к тому, что наших лётчиков-испытателей, которые, как правило, на голову выше зарубежных, потому что у нас своя школа, лучшая в мире подготовка лётчиков-испытателей... не приведёт ли это к вымыванию наших лётчиков-испытателей из этого процесса и, скажем так, к уменьшению количества тех, кто учится на лётчика-испытателя? Не будет ли им замены? БОЧАРОВ О. Е. Замены ни на кого не предусмотрено. Наши лётчики-испытатели из ГосНИИ ГА регулярно вылетают в другие государства на испытательные полёты иностранной воздушной техники. Напомню, что речь идёт о гражданской авиационной технике. Безусловно, список крайне ограничен - это исключительно демонстрационные полёты и сертификационные полёты, осуществляемые по решению наших властей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон, пожалуйста. СУРАЕВ М. В. Я просто хотел добавить в продолжение этой темы. В законопроекте написано: "В состав экипажа экспериментального воздушного судна могут входить иностранные граждане в случаях: 1) подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена экипажа экспериментального воздушного судна; 2) выполнения демонстрационного полёта экспериментального воздушного судна; 3) выполнения полёта при проведении сертификационных испытаний экспериментального воздушного судна". Это исчерпывающий перечень, только этими случаями он и ограничивается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравец Александр Алексеевич. КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. Олег Евгеньевич, приведите, пожалуйста, примеры того, что наши пилоты летают на экспериментальных машинах компаний "Boeing", "Airbus" и прочих. БОЧАРОВ О. Е. На всех самолётах, которые валидируются Росавиацией, пилоты ГосНИИ ГА совершают те самые демонстрационные полёты и также участвуют в экспериментальных полётах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Максим Викторович, это только экспериментальных воздушных судов касается или и по иным, гражданским судам допускается присутствие иностранцев в составе экипажа? СУРАЕВ М. В. Это касается экспериментальной авиации. Вы знаете, что у нас есть три вида авиации: гражданская авиация, авиация специального назначения и экспериментальная авиация. Соответственно, цели и задачи экспериментальной авиации - это выполнение опытно-конструкторских работ, экспериментальных полётов, научно-исследовательских работ, испытаний и исследований летальных аппаратов, то есть того, что относится к периоду, когда, грубо говоря, мы учим самолёт летать. После того как самолёт передаётся эксплуатанту или передаётся в лизинг, он уже переходит в другую категорию - гражданской авиации. Предложение направлено чисто на то, чтобы привлечь зарубежных покупателей, ведь этот срок может очень сильно отодвинуться, и у нас в истории есть примеры, когда от разработки, от получения самолёта в экспериментальную авиацию до попадания его, допустим, в гражданскую авиацию проходили десятилетия. Если наш потенциальный клиент, потенциальный покупатель заинтересован, мы можем привлечь его в ходе испытаний для того, чтобы он увидел, чтобы он посмотрел... Если специалисты-испытатели из другой страны попадают в сферу нашей экспериментальной авиации, они видят всё изнутри. Они, может быть, изучают те же самые режимы и в любом случае, принимая решение о покупке воздушного судна, будут совершать полёты. То есть всё будет происходить намного раньше, таким образом это повысит нашу конкурентоспособность. Вот так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Олег Евгеньевич, будьте, пожалуйста, повнимательнее, я хочу нескольких тем коснуться. Первое. Вы предлагаете внести изменения в статью 56 Воздушного кодекса, в частности о том, что в состав экипажа экспериментального воздушного судна могут входить иностранные граждане при условии, что командир экипажа экспериментального судна является гражданином Российской Федерации. А статью 14 закона "О правовом положении иностранных граждан...", как вы пишете, нужно дополнить абзацем 3.1 о том, что иностранный гражданин может быть командиром экспериментального воздушного судна и, если иное не установлено федеральным законом, также быть другим членом экипажа. Я не понял: в первой части вы говорите, что он может входить в экипаж, если командиром является гражданин России, а во втором случае вы даёте ему самому такое полномочие. Второе. Всё-таки, пожалуйста, конкретизируйте, при испытании каких новых самолётов, ведь это касается, как в пояснительной записке написано, "МС-21", принимают участие наши пилоты? И третье. Вы тут упомянули "Бе-200", и я очень... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое, Иван Иванович. ...упомянули "Бе-200", и я очень хотел поинтересоваться, почему до сих пор этот самолёт не получил сертификат типа? У нас таганрогские авиастроители постоянно об этом спрашивают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Евгеньевич. БОЧАРОВ О. Е. Отвечу по порядку. Тоже призываю к вниманию. Статья 14 закона "О правовом положении иностранных граждан...", в которую мы предлагаем внести изменения, первая строка: "Иностранный гражданин не имеет права..." - дальше двоеточие, а следовательно, мы дополняем статью пунктом 3.1 о том, что он не имеет права "быть командиром экспериментального воздушного судна и, если иное не установлено федеральным законом, другим членом экипажа экспериментального воздушного судна", то есть это ограничительная статья. А дальше в Воздушном кодексе мы даём конкретный перечень деятельности, когда он имеет право входить в состав экипажа. Как правильно было сказано содокладчиком, это демонстрационный полёт, подготовка к демонстрационному полёту и сертификационный полёт. Это первая часть ответа. Вторая часть касается "МС-21". Как вы знаете, три воздушных судна совершают сейчас практически в ежедневном режиме экспериментальные полёты по согласованному с Росавиацией экспериментальному базису. Безусловно, для нас важно расширять экспортный потенциал, мы понимаем, что самолёт получается современный и экономически выгодный для покупки, поэтому после получения сертификата Росавиацией предусмотрены международные полёты. По "Сухому Суперджету" мы эти международные полёты в дополнение к сертификату делали в Италии, что, безусловно, на мой взгляд, неправильно и дорого. В случае если вы примете представленный проект закона, иностранные лётчики-испытатели, делегированные EASA, приедут в Российскую Федерацию и будут совершать экспериментальные полёты здесь, в Жуковском, что для нас кажется очень важным. Речь идёт о материально-технической базе, всех датчиках, ну и плюс комплексной оценке того, что же коллеги поставят как очередной ограничительный барьер, чтобы не пускать российскую авиационную технику к себе, а мы понимаем, что там идёт конкуренция. Что касается "Бе-200", напомню вам, что со срывом сроков в шесть лет таганрогским предприятием был выполнен государственный оборонный заказ; в 2017 году нам было очень сложно убеждать Министерство финансов и правительство, что предприятие, которое находилось в предбанкротном состоянии, всё-таки выполнит тот самый заказ в тяжелейших для себя условиях (1 миллиард 417 миллионов рублей стоит поставка одного самолёта Министерству обороны). Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что таганрогское предприятие выходит на серийный выпуск двух самолётов. Эти воздушные суда сейчас обеспечены государственным оборонным заказом, нам нужно раскачать эту серию, а экспортная стратегия предусматривает дополнительные работы. Напомню, что, к сожалению, сертификация "Бе-200" тем же самым EASA была ограничена по украинскому двигателю "Д-436". (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. БОЧАРОВ О. Е. Вся эта совокупность вопросов показывает, что по "Бе-200" нужно запускать дополнительную программу. Ещё раз напомню, что мы обращались тогда в Государственную Думу, и вы нас поддержали, мы даже специально создали страховой запас этих двигателей, чтобы самолёт мог эксплуатироваться, ремонтироваться и продаваться в том числе в иностранные государства. Теперь вопрос валидации авиационных работ с украинским двигателем "Д-436" - это работа Росавиации и Турции, подписано соответствующее соглашение, мы обеспечим реализацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Викторович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 11 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.