Заседание № 7

08.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 571369-5 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части сокращения продолжительности рабочего дня (смены) при превышении допустимых нормативных величин температуры окружающей среды на рабочем месте; внесён депутатом Государственной Думы О. Л. Михеевым, а также О. В. Шеиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4731 по 5288 из 6076
Пункт 8 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений и     
дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Доклад депутата             
Государственной Думы Михеева Олега Леонидовича.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Олег Леонидович.                                                    
                                                                                
МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение выносится законопроект, который         
предусматривает внесение изменений в трудовое законодательство, связанных с     
тем, что в последние годы катаклизмы, которые происходят в нашей стране, не     
всегда дают возможность эффективно и в нормальных условиях работать нашим       
гражданам. Что имеется в виду? Жара, лето, в цехах поднимается температура      
порой до 50 градусов, при этом люди не могут оставить своё рабочее место,       
уйти, потому что обязаны работать. И вот данный законопроект как раз            
направлен на то, чтобы внести изменения, дать возможность создавать             
нормальные условия для работы людей. Это подвигнет предпринимателей или же      
кондиционировать помещения, улучшать условия труда, или же за свой счёт         
отпускать людей с рабочего места.                                               
                                                                                
Прошу рассмотреть данный законопроект и поддержать его.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы имеются? Есть вопросы. Давайте запишемся.                               
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
Четыре депутата.                                                                
                                                                                
Коллеги, я прошу прощения, я не дал слово для содоклада депутату Тарасенко      
Михаилу Васильевичу.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!                 
Законопроектом предлагается дополнить статью 219 Трудового кодекса пунктом,     
содержащим положение о сокращении продолжительности рабочего дня (смены) при    
превышении допустимых нормативных величин температуры окружающей среды на       
рабочем месте, установленных федеральным органом исполнительной власти,         
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере                            
санитарно-эпидемиологического благосостояния населения.                         
                                                                                
В законопроекте предусматривается в случае превышения допустимых нормативных    
величин температуры окружающей среды на рабочем месте по выбору работника       
введение сокращённого рабочего дня либо повышение не менее чем на 20            
процентов оплаты труда. Также законопроектом предусматривается оплата           
рабочего времени, когда работа на производстве из-за жары не производится, по   
нормам форс-мажорных обстоятельств, то есть как в случае простоя по причинам,   
не зависящим от работодателя, - в размере двух третьих тарифной ставки либо     
оклада.                                                                         
                                                                                
Комитет в своём заключении обращает внимание на то, что компенсации за          
вредное воздействие на человека производственных и природных факторов в         
процессе труда в полной мере отражены в действующем законодательстве. Особо     
следует подчеркнуть, что выделять в законодательной норме температуру           
окружающей среды неверно. Вредное воздействие температуры среды на              
человеческий организм определяется комплексом факторов, которые могут либо      
демпфировать вредное воздействие жары на человека, либо усугублять его - всё    
это называется температурной нагрузкой среды, которая в соответствии с          
действующими нормами и правилами определяется как сочетанное действие на        
организм человека параметров микроклимата: температуры, влажности, скорости     
движения воздуха, теплового облучения. Всё это в конечном счёте выражается в    
интегрированном показателе, определяемом по специальному уравнению и            
выражающемся в градусах Цельсия. И перерывы в работе, и спецодежда, и           
кондиционирование воздуха, и вентиляция, и дополнительный отпуск - всё это      
урегулировано для различных работ с различными энергозатратами, всего           
тридцать девять вариантных ситуаций. Ещё раз подчёркиваю, что всё это           
урегулировано законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"   
и предполагает ответственность за нарушение санитарных норм, в том числе и      
уголовную. Соответствующие СанПиНы - "Физические факторы производственной       
среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений..."   
- достаточно подробно все эти вопросы регулируют. Соответствующие положения     
достаточно чётко прописаны в Трудовом кодексе, но самое главное заключается в   
том, что, по большому счёту, предлагаемые авторами новации могут ухудшить       
положение работников - не случайно сторона, представляющая работника в          
Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых          
отношений, не поддерживает данный законопроект.                                 
                                                                                
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от законодательных органов      
государственной власти шести субъектов Федерации - три за и три против - и от   
высших исполнительных органов государственной власти тридцати четырёх           
субъектов Федерации - три за и тридцать один против. Таким образом, результат   
рассмотрения законопроекта органами государственной власти может быть           
представлен следующим образом: от органов государственной власти трёх           
субъектов Федерации поступили отрицательные заключения, позиция остальных       
субъектов не выражена.                                                          
                                                                                
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению               
поддерживает концепцию законопроекта. Правительство Российской Федерации в      
официальном отзыве не поддерживает данный законопроект. Правовое управление     
Аппарата Государственной Думы имеет по законопроекту замечания                  
концептуального характера. Сторона Российской трёхсторонней комиссии по         
урегулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские      
объединения работодателей, также законопроект не поддерживает.                  
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной          
политике и делам ветеранов не поддерживает данный законопроект и рекомендует    
Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.            
                                                                                
Доклад окончен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ещё раз прошу прощения за то, что с небольшим опозданием   
предоставил слово для содоклада. Ну, очевидно, что в связи с содокладом у       
депутатов могут появиться дополнительные вопросы, поэтому предлагаю             
перезаписаться на вопросы по докладу и содокладу.                               
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ну, сначала по ведению - Нилов Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня на самом деле кнопка "по        
ведению" горела ещё до начала рассмотрения этого вопроса. Я хотел попросить,    
чтобы мы сегодня всё-таки рассмотрели всю повестку до конца и все               
протокольные поручения вчерашнего дня и сегодняшнего.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Мархаев Вячеслав Михайлович.                                       
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, для стенограммы: по 7-му вопросу депутат Мархаев   
голосовал за.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу секретариат учесть это.                    
                                                                                
Вопросы по докладу и содокладу.                                                 
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Хотелось бы узнать позицию профсоюзов, ведь большинство             
трудящихся как раз через эти органы и должны высказывать свою позицию, в том    
числе по вопросам законотворчества. Известна ли она вам? Предлагали ли вы       
обсудить это в разных профсоюзных коллективах? Ну, если есть независимые, то,   
если от противного, значит, есть и зависимые.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, прошу вас, ответьте.                          
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Я хотел бы сказать, что я сам представляю                       
Горно-металлургический профсоюз России - уж извините меня, более горячую        
работу, наверное, трудно найти. Единая позиция всех профсоюзных структур:       
данный законопроект не улучшает положение дел на производстве, а - я позволю    
себе... я старался избегать таких фраз - является популистским. На самом        
деле, ещё раз подчёркиваю, все эти вопросы урегулированы. Позиция - и я в       
своём докладе об этом говорил - стороны, представляющей работника в             
Российской трёхсторонней комиссии... Там не только профсоюзы и объединённые     
федерации независимых профсоюзов России, но и другие профсоюзные образования,   
которые этот законопроект также единогласно не поддерживают, о чём было         
доложено.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович Бессонов.                               
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, три субъекта Российской Федерации набрались        
храбрости и приняли решение поддержать законопроект, весь Совет Федерации       
поддержал его, а вы говорите - популистский. Может, действительно стоит         
покопать повнимательней и, может, поправки внести после принятия его в первом   
чтении?                                                                         
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Вы меня простите, пожалуйста, но ваш тезис о том, что           
набрались храбрости, я не могу поддержать: пошли по пути поверхностного         
рассмотрения, не вникая в существо законопроекта и существо законодательных     
норм. Тридцать девять позиций в зависимости от комплекса нагрузки, которая      
действует на человека. 27 градусов, с которых начинается показатель, когда      
требуется сокращение рабочего времени - это не температура 27 градусов, это     
выраженная температура, и здесь учитывается влажность, скорость движения        
воздуха и целый ряд других факторов. Поэтому попытаться в Трудовом кодексе      
расписать столь сложное, многогранное явление и дать популистский такой         
тезис, что если температура 27 градусов - значит надо прерывать работу... на    
самом деле это не соответствует действительности. Ещё раз подчёркиваю, это      
сложная норма, это непростая норма, и в данной ситуации там, где есть сильные   
профсоюзы, всё делается в соответствии с СанПиНами. Там, где нет профсоюзов,    
там, безусловно, работодатель делает вид, что он никогда не читал этих          
законов. Я могу назвать многие организации, где нет профсоюзов и где            
работодатели, по-моему, и Трудовой кодекс никогда не читали.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо.                                                            
                                                                                
Ну, я полагаю, что комитет по труду в Госдуме существует для того, чтобы        
защищать интересы людей труда. Это первое. Второе - давать такую оценку,        
говорить, что законопроект популистский, по меньшей мере, наверное,             
некорректно. Вы считаете, что излишнюю норму вводят предлагаемым                
законопроектом, и вы сказали, что будет ухудшено положение работников. Вопрос   
первый: как будет ухудшено положение этих работников? Вопрос второй: что        
делать сотрудникам, когда работодатели в погоне за прибылью просто не           
начисляют нормально заработную плату, а все обращения в прокуратуру и в         
трудовую инспекцию чаще всего спускают вниз, откуда за взятки даются сплошные   
отписки, дело просто спускают на тормозах?                                      
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Тоже вопрос ко мне, да?                                         
                                                                                
Уважаемый господин Нилов, я отвечу вам таким образом. Если вы рассказываете     
про такие ужасы, говорите, что работодатели творят всё, что хотят, неужели вы   
думаете, что несколько строчек, предложенных в Трудовой кодекс, изменят         
ситуацию? Я ещё раз говорю: эти вопросы законодательством урегулированы,        
урегулированы другими нормами, в том числе и Трудовым кодексом. Но самое        
главное заключается в том, что здесь неправильный подход. Кроме температуры,    
есть вредное воздействие алюминия, есть вредное воздействие канцерогенов на     
человека. И если по сбалансированному с учётом мнения нашей медицины            
законодательству за вредное воздействие канцерогенных факторов, свинца и        
всего прочего полагается прибавка к тарифной ставке в размере 5 процентов, то   
20 процентов вводить за повышенную температуру, которая в разных условиях       
действует, - это по меньшей мере безответственно, с моей точки зрения, это      
вызвано всего-навсего желанием понравиться. Тут гораздо более сложные           
процессы.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Михаил Васильевич, известная истина: если не можешь сделать      
хорошее большое дело, сделай хотя бы хорошее маленькое дело. Законы принимаем   
мы одни на всю страну, но мы забыли, что у нас предприятия разные: есть         
государственные и муниципальные, а есть частные. Вот возьмите хлебозаводы,      
которые есть практически в любом районе или городе. Вот там, где                
муниципальный хлебозавод, там учитывают высокие температуры, дают               
определённые льготы, вводят новые режимы труда, а там, где частный, там очень   
просто говорят: "Не нравится тебе работать, пошёл вон, я другого на твоё        
место возьму". Вот и всё. Профсоюзов там никаких нет. Вы были когда-нибудь в    
кабине комбайна летом, когда комбайнёр убирает зерновые? 50 градусов жары:      
хочешь - работай, не хочешь - не работай! Какой там профсоюз у нас в сельском   
хозяйстве?                                                                      
                                                                                
Вот этот законопроект, он не решает всё сразу, но решает одну чёткую,           
конкретную задачу, чтобы хотя бы здесь заставить частника там, где можно,       
всё-таки учитывать... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте.                                     
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Вся металлургия является на сегодняшний день частной, точно     
так же, как хлебозаводы, о которых вы говорите. Я ещё раз подчёркиваю: тот      
работодатель, который игнорирует законодательство Российской Федерации, будет   
игнорировать и эти несколько строчек в Трудовом кодексе. Прозвучит красиво,     
Думу будут приветствовать: позаботились о людях в случае жары... На самом       
деле всё будет ухудшено, будут дезавуированы положения других законодательных   
актов, которые этот частник обязан выполнять. Он обязан СанПиН выполнять, где   
расписано тридцать девять положений в зависимости от целого ряда факторов. И    
поэтому поверьте мне... Для этого существует Рострудинспекция -                 
государственный орган, который имеет право и обязан контролировать как          
работодателя, представляющего акционерное общество с долей государства, так и   
индивидуального частника, обязанного приводить всё в соответствие с             
действующим законодательством.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие, давайте запишемся.              
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Ну, во-первых, мне кажется,     
что, когда представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорит о том, что есть единая         
позиция профсоюзов, - это не совсем корректно. Среди авторов законопроекта -    
Шеин Олег Васильевич, а он как раз и является представителем независимых        
профсоюзов, и это лишь подтверждает, что у профсоюзов нет единой позиции по     
данному вопросу.                                                                
                                                                                
Во-вторых, я, конечно, понимаю, что комитет принял решение отклонить,           
предлагает отклонить данный законопроект, но я всё-таки хотел бы поддержать     
идею этого законопроекта. Сегодня Михеев говорил о том, что многим работникам   
приходится работать при температуре 50 градусов, это действительно так. Наши    
люди работают в совершенно жутких условиях, что приводит очень часто даже к     
летальному исходу. В качестве примера приведу ситуацию в Тольятти, на           
"АвтоВАЗе". Вот Михеев говорил про 50 градусов, а я вам хочу сказать, что       
там, на "АвтоВАЗе", многие сотрудники летом 2010 года, когда была аномальная    
жара, работали при температуре 100 градусов. Вы вдумайтесь: 100 градусов! Это   
фактически в баню ходить не надо! Когда за окном была температура 45            
градусов, когда металл нагревался до 700 градусов, в цехах температура была     
выше 70, даже достигала отметки в 100 градусов. Могу передать вам слова         
простых работников, которые говорили о том, что очень часто люди болеют,        
очень часто случаются инфаркты, люди погибают в результате таких условий        
труда, многие становятся инвалидами, а летом 2010 года некрологи там менялись   
практически каждый день.                                                        
                                                                                
С учётом того что жаловаться в профсоюзы практически бесполезно, потому что     
после жалобы, если ты поднимаешь какой-то шум, тебя сразу увольняют, я          
считаю, что в этих условиях необходимо поддержать законопроект, хотя бы         
потому, что это сегодня единственная возможность заставить частника создать     
нормальные условия труда.                                                       
                                                                                
Поэтому если сегодня коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" собираются отклонить            
законопроект, то я призываю вас хотя бы к тому, чтобы отправить его на          
доработку и устранить те недостатки, о которых сегодня говорил содокладчик.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Михаила Васильевича    
я уважаю за профессионализм, к тому же он ещё и мой земляк, но, Михаил          
Васильевич, дорогой, вот я на прошлой неделе проводил встречи, в том числе на   
вашей исторической родине, где металлурги ваши любимые перестали платить        
заработную плату, и никакая трудинспекция там не помогает. Это по вопросу       
трудинспекции.                                                                  
                                                                                
Второе. Я совершенно согласен с коллегами, которые говорят о том, что, к        
сожалению, профсоюз... Ну, Лисин ещё его держит, живя в Дании, понимая, что     
ему надо с кем-то переговариваться, чтобы бунт не поднялся в работающих         
коллективах, но в подавляющем большинстве средних и тем более малых             
предприятий о профсоюзе не осталось даже воспоминаний, понимаете? И надо        
поддержать предложения коллеги, для того чтобы дать людям хотя бы правовую      
возможность обращаться, когда их поставили работать фактически в горячий цех    
без всяких компенсаций, потому что, понимаете, в данной ситуации ссылки на      
трёхстороннюю комиссию, где соберутся три олигарха и два представителя          
министерства, - это пустое дело.                                                
                                                                                
Поэтому я считаю, что необходимо поддержать эти предложения, тем более что      
сегодня у нас, к сожалению, даже на горячих производствах потеряна              
возможность влияния профсоюза на дополнительные соглашения. На большей части    
заводов, где цеха, связанные с металлургией, являются не основными, а           
вспомогательными (скажем, есть там цеха серого, ковкого чугуна и другие, где    
делают отдельные заготовки), профсоюз уже коллективные соглашения не            
составляет и никто не занимается охраной труда, никакой пятиступенчатой         
системы, которая была раньше, давным-давно нет.                                 
                                                                                
Поэтому давайте мы сделаем первый шажок - поддержим предложения нашего          
коллеги, а ко второму чтению поправим, если вы считаете, что здесь что-то       
лишнее. Хотя это очень короткий конкретный закон: поставил человека работать    
в условиях, где температура воздуха выше нормальной, - значит, будь добр,       
компенсируй потерю здоровья, здесь ничего выдумывать не надо.                   
                                                                                
Мы поддержим этот закон.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Владимировна Афанасьева.                            
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР тоже поддержит данный законопроект.             
                                                                                
Хочу напомнить ситуацию, когда он появился на свет, - это лето - осень 2010     
года, когда в России была аномальная жара и температура воздуха в среднем по    
России доходила до 45,5 градуса, что считается действительно аномальной         
температурой для нашей территории. Последствия этого мы все с вами наблюдали.   
                                                                                
Во-первых, огромное количество пожаров: в Воронежской области без крова         
остались пятьсот пятьдесят шесть человек, в Алтайском крае уничтожено село      
Николаевка, пожары в Нижнем Новгороде, в Ленинградской области. И в пожарах     
погибали не только дома и имущество, погибали люди.                             
                                                                                
Во-вторых, следствием такой жары была сильнейшая засуха - погибло 10            
миллионов гектаров пашен из 48 миллионов и пострадало большое количество        
территорий: Оренбургская область, Саратовская, Самарская, Башкортостан,         
Волгоград, и этот список можно продолжить. В Москве температура воздуха 30      
градусов держалась сорок четыре дня, в результате горели торфяники, Москва      
была задымлена, и, безусловно, это сказалось на здоровье людей.                 
                                                                                
По данным Минздравсоцразвития, значительно увеличилась смертность в июле 2010   
года по сравнению с июлем 2009 года. Для того чтобы понимать масштаб этой       
проблемы, я вам приведу несколько цифр: Владимирская область - на 18,5          
процента увеличилась смертность, Москва и Тула - на 17,5 процента, Ивановская   
область - на 18,5 процента, Татарстан - почти на 17 процентов и Рязань - на     
13,5 процента. Департамент здравоохранения города Москвы давал нам тогда        
следующие цифры: если в день в Москве умирают примерно триста шестьдесят -      
триста восемьдесят человек, то в это лето умирали до семисот человек в день.    
И ещё цифры, которые пока что вот озвучивают: в общей сложности по России       
лето 2010 года унесло жизни пятидесяти шести тысяч человек. Одно лето! То       
есть целый провинциальный город просто вымер из-за этой жары. Ущерб в           
материальном плане составил 15 миллиардов долларов, и это только прямые         
убытки и в краткосрочной перспективе.                                           
                                                                                
Фракция ЛДПР не разделяет позицию комитета по поводу применения термина         
"простой". Мы считаем, что возможно считать уменьшение продолжительности        
рабочего дня в случае превышения допустимых нормальных величин температуры      
окружающей среды на рабочем месте как простой по причинам, которые не зависят   
ни от работника, ни от работодателя. Хочу напомнить, что именно вот это         
понятие - простой - в 2010 году рекомендовало применять Минздравсоцразвития,    
и в журнале "Зарплата" было рекомендовано оплачивать часы простоя в размере     
двух третьих от ставки или оклада.                                              
                                                                                
Конечно, прискорбно осознавать то, что депутаты местных законодательных         
собраний вообще никак не отреагировали на данный законопроект, но если мы       
внимательно посмотрим, кто у нас сидит в законодательных собраниях, то мы с     
вами, наверное, увидим, что 80 процентов представителей народа - это как раз    
работодатели, это директора, это бизнесмены, у которых в принципе одна          
задача: чтобы люди в любую погоду, в любое время суток работали, работали и     
работали. Желательно, чтобы они работали без сна, желательно, чтобы они         
работали без обеда, и ещё желательно, чтобы они работали за маленькие деньги,   
а ещё лучше - бесплатно, тогда прибыль у них будет больше. Политический         
вопрос - он тоже важен при принятии этого закона. Вот поэтому, наверное,        
заксобы и не отреагировали. Это очень прискорбно осознавать.                    
                                                                                
Хочу, скажем так, вернуть вас в реальность. Послушайте внимательно, что         
говорят в наших научных кругах, - в научных кругах говорят, что такая           
аномальная жара скоро, наверное, будет ежегодным явлением, мы ещё не раз с      
ней столкнёмся. Безусловно, в этих условиях нам важно заботиться о здоровье     
наших граждан, а большинство из них - это работники.                            
                                                                                
На юридических форумах обсуждается эта тема, и часто работники задают           
вопросы, как защитить свои права, когда, например, температура воздуха          
превышает норму. Но на этих же юридических форумах я посмотреть решила, что     
работодатели пишут. Вот я вам приведу без корректировок то, что написал один    
работодатель, и многие с ним потом согласились. Он пишет следующее: "Я не       
сотрудник, я работодатель. Сотрудники вечно норовят слинять под разными         
предлогами и ищут законные причины. Вот и хочу сказать: не хочу оплачивать      
время простоя и не буду, а если им не нравится, пусть увольняются, я найду      
других". Думаю, что после этих слов ни у кого из нас не возникнет никаких       
иллюзий, и конечно, никто из работодателей особо не хочет заботиться об         
условиях работы наших людей, наших россиян, тех людей, которые в том числе      
голосуют за нас раз в четыре, теперь будут голосовать раз в пять лет.           
                                                                                
Предлагаю всё-таки поддержать данный законопроект, хотя представитель           
комитета так и не ответил на наш вопрос: какие всё-таки права работников        
будут ущемлены в случае принятия этого закона?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, мне не надо десяти минут, потому что на        
самом деле вопрос простой. Я хочу только сказать, что принятие этого            
законопроекта выгодно прежде всего работодателям, потому что дополнительные     
платежи, связанные с ухудшенными условиями труда, не облагаются страховыми      
платежами - это подтвердят и специалисты, - и на самом деле те                  
предприниматели, те работодатели, которые будут применять эту норму закона на   
практике, если мы её примем, будут поощрены таким образом со стороны            
законодательства. Это прежде всего.                                             
                                                                                
Второе. Надо обратить внимание, что, несмотря на то что большинство             
законодательных собраний проигнорировали отзывы на этот законопроект,           
всё-таки есть положительные отклики, потому что действительно аномальная жара   
2010 года показала, что эта проблема актуальна.                                 
                                                                                
Теперь с другой точки зрения давайте посмотрим. Что теряет государство,         
принимая этот закон? Ничего не теряет, а даёт дополнительно законом             
установленное право работодателям либо давать возможность работникам            
отдыхать, либо компенсировать им тяжёлые условия труда, заботясь и о здоровье   
граждан, и о производительности труда, тем самым повышая валовый внутренний     
продукт. В принципе этот закон работает и на экономику, и на социальную         
справедливость, и никаких причин для его отклонения я вообще не вижу. Зачем     
так упираться? Никакой политической составляющей в нём нет, потому что он не    
затрагивает никакие политические силы.                                          
                                                                                
Мы считаем, что этот законопроект нужно принимать. Я обращаюсь к самой          
крупной фракции, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": поддержите этот законопроект, и вам   
за это скажут только спасибо.                                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот вчера Игорь Владимирович Лебедев поймал меня на          
регламентной норме и не дал возможности продлить на пятнадцать минут            
заседание, для того чтобы мы успели рассмотреть протокольные поручения. Помня   
об этом, я сейчас хочу с вами посоветоваться и получить ваше согласие на        
продление заседания, для того чтобы мы как минимум успели рассмотреть           
протокольные поручения, а потом проголосуем предложение депутата Нилова о       
продлении, для того чтобы рассмотреть все запланированные вопросы. Нет          
возражений?                                                                     
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов по ведению. Пожалуйста.                                
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Сергей Евгеньевич, у нас ещё Сергей Владимирович Иванов.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я предоставлю слово.                                      
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Тогда моё предложение ограничивается только рассмотрением           
протокольных поручений.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отлично, спасибо.                                         
                                                                                
По ведению - Валерий Карлович Гартунг.                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня просьба. Дело в том, что в    
прошлом созыве очень часто продляли заседание, необоснованно сокращали          
перерыв и депутатам планировать свою работу было очень сложно, не говоря уже    
об охране труда, потому что депутаты работали и в перерывы, и после этого.      
Хотелось бы, чтобы у нас на складывалась такого рода практика, а это было       
исключением из правил.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев по ведению.                                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с нашим Регламентом мы, если задерживаемся,   
последний вопрос должны завершать в среду, только в среду, поэтому давайте      
перейдём к протокольным, а потом без разрешения можем продлевать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Продолжаем обсуждение вопроса.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я всё-таки хочу вернуться к тому вопросу, который мы         
только что обсуждали, и, перефразируя классика, скажу следующее: "Не знаю,      
кто и как решил, но я бы лично не спешил в делах такого рода. Ведь речь идёт    
не о труде, а о труде - прикинь в уме - великого народа". Вот мы сейчас тут     
палки и копья ломаем, а между тем надо отдать должное "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ",    
которая открыла целый новый пласт законодательной деятельности. После того      
как нам объявили о наступлении тотального и глобального потепления, нужно       
будет также учесть, что очень многие недовольны, когда их в виде пирожков       
там, гамбургеров, ещё чего-то выставляют на улицу, заставляют раздавать людям   
какие-то рекламки. Им тоже надо обязательно поднять зарплату или, учитывая их   
моральное унижение, сокращать рабочий день. Не каждый сможет выстоять возле     
какой-нибудь "Евросети" в виде мобильного телефона, это надо иметь в виду.      
Чтобы наши, допустим, водители работали в достойных условиях, нужно будет им    
платить компенсацию, если они не работают на хороших автомобилях, на хороших    
автобусах, что в принципе приведёт потом к заботе об их здоровье, к             
необходимости улучшать обслуживание пассажиров и так далее.                     
                                                                                
Вы, коллеги, забываете одну простую вещь: надо подумать об одном - к чему всё   
это приведёт? А приведёт всё это к тотальному удорожанию всего и вся, всех      
абсолютно услуг, потому что жара на всех действует. Ну и самое главное - не     
забывайте, что подобные вещи действительно законодательством урегулированы. А   
если они не соблюдаются, то, как сказал наш уважаемый коллега из КПРФ, ничто    
не заставит работодателя соблюдать закон. Если он захотел выгнать того, кто     
жалуется, что ему жарко работать, так и выгонит, если захотел выгнать того,     
кто будет говорить, что не соблюдается закон о температурном режиме и           
предоставлении дополнительных отгулов, точно так же он с ним и поступит. Ещё    
раз говорю: эта норма урегулирована. Я сам работал в горячих местах и знаю,     
что за это доплачивают. Ещё раз говорю: это от хозяина зависит. Если он         
скотина, - извините за непарламентское выражение - он никогда платить не        
будет, если он нормальный человек, то всё будет по закону.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Гарри Владимирович, Андрей Викторович, вы воспользуетесь правом выступить?      
Докладчики? Нет. Спасибо.                                                       
                                                                                
В рамках объявленного "часа голосования" ставлю законопроект на голосование.    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              216 чел.48,0 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    219 чел.                                          
Не голосовало                 231 чел.51,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.