Заседание № 206
17.12.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 569804-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённых в установленном порядке технических проектов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5729 по 6083 из 7910
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Андрей Иванович Колесник, пожалуйста. КОЛЕСНИК А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект о внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП, чтобы покороче) подготовлен Калининградской областной Думой во исполнение поручения губернатора Калининградской области от 20 марта 2013 года и направлен на усиление административной ответственности за самовольную добычу и сбыт незаконно добытых полезных ископаемых, в том числе общераспространённых полезных ископаемых. На территории Калининградской области на государственном балансе находится 35 месторождений и проявлений песка строительного с запасами 101,6 миллиона кубических метров, из них в разработке находится 15 месторождений; 30 месторождений и проявлений песчано-гравийного материала с запасом 268 миллионов кубических метров, из них в разработке находится 20 месторождений. В Калининградской области набирает обороты строительство объектов различного назначения, в том числе дорожное строительство, в частности, 14 объектов строительства, относящихся к дорожной инфраструктуре и включённых в проект федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года. Кроме того, потребуется значительный объём нерудных строительных материалов при возведении в Калининградской области объектов, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Калининградской области, и должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулярно выявляются факты незаконной добычи песка строительного и песчано-гравийного материала без лицензии. В ряде установленных в 2012-2013 годах случаев незаконной добычи песка строительного без лицензии на право пользования недрами объём незаконно добытых нерудных строительных материалов достигает значительных размеров и носит промышленный характер, при его добыче применяются большегрузные автомобили, экскаваторы и бульдозеры. В Калининградской области органами исполнительной власти осуществляется государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Так, в 2012 году управлением Росприроднадзора по Калининградской области вынесено постановлений на сумму 3 тысячи рублей в отношении физического лица, восемь постановлений на сумму 5 миллионов 473 тысячи рублей в отношении юридических лиц и должностных лиц предприятий и организаций, причём количество выявленных нарушений имеет тенденцию к увеличению, то есть в настоящее время наблюдается, ещё раз повторю, устойчивая тенденция увеличения роста числа совершаемых правонарушений несмотря на применение действующих мер административного наказания. Появлению фактов незаконной добычи песка строительного и песчано-гравийного материала без лицензий на право пользования недрами способствуют в первую очередь незначительные размеры административных штрафов, накладываемых за нарушение законодательства о недрах. Такая принудительная мера, как прекращение права пользования недрами, может применяться только к хозяйствующему субъекту, имеющему право пользования недрами, то есть имеющему лицензию на пользование недрами, и не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие незаконную добычу общераспространённых полезных ископаемых. Задержанная правоохранительными органами техника, участвующая в незаконной добыче песка строительного и песчано-гравийного материала - погрузчики, бульдозеры, большегрузные самосвалы, экскаваторы и так далее, - в настоящее время не подлежит конфискации, она возвращается владельцу и через некоторое время опять используется для незаконной добычи полезных ископаемых, поскольку часть 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации предусматривает наказание только в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - до 30 тысяч рублей, для юридических лиц - до 800 тысяч рублей (это максимальные размеры штрафов, установленные статьёй 3.5 КоАП Российской Федерации) и не предусматривает административного наказания в виде конфискации. Принимаемые правоохранительными и контрольно-надзорными органами меры по предотвращению незаконной добычи полезных ископаемых, в том числе общераспространённых, к сожалению, не дают желаемого результата в виде полного пресечения фактов незаконной добычи полезных ископаемых. В соответствии со статьёй 3.7 КоАП Российской Федерации конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьёй. С учётом изложенного и в целях повышения эффективности борьбы с нелегальной добычей полезных ископаемых и усиления ответственности за самовольную добычу полезных ископаемых, в том числе общераспространённых, и сбыт незаконно добытых полезных ископаемых предлагается внести в часть 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации изменение, устанавливающее в качестве дополнительного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения. Реализация закона позволит усилить административную ответственность за незаконную добычу и сбыт незаконно добытых полезных ископаемых, при этом не повлечёт изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Прежде всего комитет отмечает достаточно целенаправленную, компетентную, настойчивую работу Андрея Ивановича Колесника и его усилия по представлению интересов Калининградской области и её жителей. И мы с Андреем Ивановичем как с представителем Калининградской области очень подробно рассмотрели данный законопроект и вместе прорабатывали те вопросы, которые ставятся в этом законопроекте и в пояснительной записке. Комитет уже рассматривал, и Государственная Дума уже отклоняла подобный законопроект, который предлагали также наши коллеги из Калининградской области. Надо сказать, что в силу невозможности конфискации орудия совершения правонарушения у несобственников в том случае, если собственники орудия совершения правонарушения не совершали этого правонарушения, эффективность такой меры, как административная санкция, существенно снижена. В то же время из статистики, которая приведена в пояснительной записке, видно, что по Калининградской области в 2013 году за нарушения, предусмотренные статьёй 7.3, взыскано более 6 миллионов рублей в виде штрафов, в то время как прямой ущерб от таких правонарушений не дотягивает до 1,5 миллиона рублей, то есть, как мы видим, сумма взысканных штрафов четырёхкратно превышает сумму ущерба. Кроме того, я напоминаю, коллеги, что действует статья 171 Уголовного кодекса, которая в случае превышения суммы ущерба в размере 1,5 миллиона рублей позволяет привлекать правонарушителей к уголовной ответственности. Комитет считает, что тех мер, которые предусмотрены законодательством, достаточно, они эффективны - в частности, это показывает практика по Калининградской области, - и мы рекомендуем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу, он из двух частей состоит. Если, как вы считаете, это законодательство действует, зачем тогда калининградские товарищи такую работу провели, обширную и правильную? Кстати, такая проблема существует не только в Калининградской области, такие факты известны и по Рязанской области. И второй вопрос. Вот мы говорим о том, что недопустимо эвакуировать транспорт наших граждан. Вы не считаете, что в этом случае ситуация такая же? Здесь люди нарушают закон, наносят ущерб бюджетам регионов, но мы не можем конфисковывать орудия преступления, а если гражданин Российской Федерации поставил автомобиль где-то не там, то его эвакуируют, и это фактически является конфискацией: пока он не заплатит деньги, он не может забрать свой автомобиль, и при этом никто не выясняет, является он собственником этого транспортного средства или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо за вопрос. Уважаемый Александр Николаевич, есть, конечно же, - я начну со второго вопроса - существенная разница между эвакуацией транспортного средства и конфискацией орудия совершения административного правонарушения, потому что в случае конфискации право собственности прекращается. Как известно, у нас право собственности охраняется Конституцией, и Конституционный Суд Российской Федерации по этому поводу, в том числе и по вопросу о возможности конфискации у несобственника, высказывался неоднократно: это недопустимо в том случае, если собственник не является правонарушителем. Это ответ на второй вопрос. Ну и первый вопрос. У нас более 700 субъектов права законодательной инициативы, и многие регионы обращаются к нам в Государственную Думу с теми или иными предложениями. Часть из них мы принимаем в виде законов, часть отклоняем, но тем не менее ведётся живой, нормальный диалог в рабочей обстановке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н. У меня вопрос к Андрею Ивановичу. Андрей Иванович, а вы не изучали опыт, причину, почему люди добывают тот же песок, - это же не золото, правильно? Я согласен, что они должны добывать его по закону, должны иметь необходимые документы, лицензии, но, может быть, причина проблемы кроется в том, что их невозможно получить, существуют какие-нибудь административные препоны и люди пытаются таким образом обходить их? Это ведь строительство, житейское дело. Может быть, полномочия по выдаче данных лицензий на добычу песка передать на уровень муниципалитетов, то есть упростить эту процедуру, вот с этой стороны зайти, вместо того чтобы сразу наказывать, повышать штрафы? Ведь когда человек сознательно идёт на нарушение закона, ему неважно, 5 тысяч штраф или 25 тысяч - значит, у него есть причины для совершения этого правонарушения. Вот в этом направлении что сделали вы и Калининградская область? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Иванович Колесник. Включите микрофон. КОЛЕСНИК А. И. Дело в том, что этот вопрос изучался, и причин, каких-то трудностей в том, чтобы получить документы, запретов не выявлено. Собственно, никогда не поступало жалоб на то, что тяжело получить лицензию на добычу песка или песчано-гравийных смесей. Ну, если следовать вашей логике, то, наверное, надо вернуться к этому вопросу, и тогда сумма штрафов превысит сумму ущерба. В таком случае зачем держать охрану в банках? Можно её убрать - и тогда люди просто будут брать там деньги, и никаких проблем: они же им нужны. Мы должны выполнять закон, а не исходить из каких-то... Есть специальные законы, которые призваны охранять государственное имущество, мы должны соблюдать их, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, к вам вопрос, а может быть, и просьба. Как уже прозвучало, в Государственной Думе не раз рассматривались законопроекты, связанные с добычей таких полезных ископаемых, как янтарь и нефрит. Понятно, что населению большей части Российской Федерации данный вопрос не совсем интересен, а там, где имеются месторождения янтаря и нефрита, ситуация с их добычей приобретает очень серьёзный, ярко выраженный критический и криминальный характер. В связи с этим пожелание и просьба профильным комитетам, в том числе комитету по госстроительству, обратить наконец внимание на эту проблему: залежи нефрита в Республике Бурятия составляют более 90 процентов мировых запасов и бюджет теряет серьёзные средства! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Михайлович, это выступление было, не вопрос? Пожелание. Хорошо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данную законодательную инициативу, полагая, что предлагаемое авторами усиление административной ответственности приведёт к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав, интересов привлекаемого к административной ответственности лица, не всегда сопоставимому с тем вредом, который причинён в результате административного правонарушения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, я вспоминаю, как долго длилась эпопея с игорным бизнесом: принимали законы в субъектах, изымали, закрывали, потом вносили изменения в законодательство - всё не знали, как с этой бедой побороться. Теперь возникает следующая ситуация: каким образом нам бороться с тем, что реально происходит нелегальная добыча полезных ископаемых? Люди разбивают дороги, вывозя эти полезные ископаемые, бюджеты недополучают доходы. Мы говорим о том, что необходимо принимать какие-то меры, эти меры якобы принимаются, якобы есть какие-то статьи, но всё-таки субъект бьёт тревогу, направляет нам в Государственную Думу свои предложения, для того чтобы мы приняли реальные меры. Вопрос следующий. Недавно мой коллега по фракции ЛДПР Ярослав Евгеньевич Нилов задавал конкретный вопрос по рассматривавшемуся законопроекту о том, что будет с теми банками, которые будут использовать деньги не по назначению, и ему ответили: у нас есть соответствующие статьи в Уголовном кодексе. Но если есть соответствующие статьи в Уголовном кодексе и по данному вопросу, а калининградские коллеги вносят предложение, то значит нормы не работают! Почему же, когда речь идёт - ещё раз повторю, может быть, неудачный пример - о конкретном гражданине, о человеке, предлагают эвакуировать автомобиль (хотя мы тоже выступали и предлагали более мягкие меры), а когда речь идёт о людях, которые наживаются, воруют из бюджетов, и есть жёсткое предложение конфисковывать орудия преступления, его считают слишком жёстким? Пусть тогда не нарушают закон, и всё будет мягко! Не надо нарушать закон, и никто ни у кого ни в коем случае ничего не конфискует! Последнее и самое главное: мы должны бороться за то, чтобы бюджеты наших субъектов пополняли легальные добытчики полезных ископаемых, поэтому я считаю, что эту инициативу необходимо поддержать, как и все насущные инициативы из регионов! Фракция ЛДПР их поддерживает, они грамотные, толковые и продиктованы жизнью - наши коллеги работают на земле, сталкиваются с реальными проблемами, их нужно в этом поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые друзья, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект по нескольким причинам. Первая - сегодня мы с вами заслушали очень интересный и содержательный доклад, а также содоклады об Отчёте о состоянии российского законодательства в 2014 году. На самом деле очень интересный материал, и, по-моему, впервые вот так всем раздали очень красочные диаграммы и схемы. Если посмотреть статистику по инициаторам, по авторам законопроектов, то можно увидеть, что в абсолютном отношении наши региональные законодательные органы власти стоят на втором месте после уважаемых депутатов Государственной Думы: депутаты внесли 2,5 тысячи законопроектов, законодательные органы власти субъектов - почти 1,3 тысячи законопроектов. Но вот что касается принятия, тут как бы и нашего брата обижают, потому что только 20 процентов депутатов Государственной Думы видят свои инициативы уже в виде принятых законов, но лишь 8,65 процента законопроектов законодательных (представительных) органов власти субъектов, наших коллег из регионов, принимаются Государственной Думой. Вот мною готовится к внесению проект закона о сокращении численности депутатов законодательных (представительных) органов власти, и все почему-то вдруг резко стали выступать против, говоря о том, что эти депутаты очень нужны, они очень важный объём работ выполняют, готовят качественные инициативы, хотя сегодня при обсуждении этого вопроса в рамках отчёта о состоянии действующего законодательства было замечено, что инициативы из регионов не принимаются как раз потому, что они плохо проработаны. Вот если честно, сегодня мы по данному законопроекту услышали очень серьёзное, содержательное и аргументированное обоснование, конкретные статистические данные были приведены, сделан глубокий анализ, и это не первая попытка депутатов Калининградской областной Думы довести данную инициативу до уровня закона. Язык не поворачивается сказать, что данный проект закона непроработан, некачественный, мне кажется, что он вполне достоин того, чтобы быть принятым, но их же коллеги по партии в Государственной Думе почему-то его не поддерживают. Это серьёзнейшая проблема, на мой взгляд, и недостаток, один из немногих, нашего законодательного процесса и законодательного федерализма, поскольку очень часто инициативы бывают действительно своевременные, здравые, продиктованные жизнью, но их не принимают. Понятно, что есть совершенно уникальная специфика и для Калининградской области, и для Республики Бурятия - мы представителей слышали, но по характеру правонарушения это очень схоже с деятельностью по незаконной добыче янтаря и нефрита: тоже карьеры, что-то копают, только ущерб совсем другой. Одно дело - песочек собирать, другое - незаконно добывать нефрит и янтарь, совсем другие суммы! И ущерб у нас почему-то оценивается в 1,5 миллиона рублей, а штрафы накладывают в 6 миллионов рублей. Какой ущерб наносится от незаконной деятельности по добыче тех же общераспространённых полезных ископаемых - песка и песчано-гравийной смеси?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. ДИДЕНКО А. Н. Не буду злоупотреблять, одну минуту. Ведь невозможно в рублях оценить ущерб, который наносится экологии и экосистемам там, где эти ресурсы добываются. Недавно была выставка "Транспортная неделя - 2014", где говорилось о предпринимаемых попытках возродить какие-то серьёзные инфраструктурные проекты по повышению судоходности, по восстановлению судоходности речных артерий, и основной причиной снижения их судоходности специалисты называли изменение русла ввиду добычи той же самой песчано-гравийной смеси. Как правило, эта добыча незаконная и неконтролируемая, ведь люди, которые нелегально эту добычу ведут, ведут её без соответствующих разрешительных, проектных и прочих документов и экспертиз. Огромный ущерб наносится судоходности, транспортной инфраструктуре нашей страны, и нельзя его оценить в 1,5 миллиона рублей, он намного, намного больше, уважаемый Дмитрий Фёдорович, это тоже нужно учитывать, здесь очень много скрытых моментов. Фракция ЛДПР, конечно же, инициативу поддержит и призывает коллег из других фракций тоже это сделать. Мы должны повышать статус наших региональных законодательных органов власти и увеличивать их влияние на законотворческий процесс на федеральном уровне! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Иванович, будете выступать ещё раз? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6795 по 6811 из 7910
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 25 сек.) Проголосовало за 116 чел.25,8 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 123 чел. Не голосовало 327 чел.72,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.