Заседание № 200

19.03.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 569682-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" (по вопросу привлечения к участию в специальной военной операции лиц, имеющих судимость или осуждённых к отбыванию наказания в виде лишения свободы; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона от 24 июня 2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2016 по 2238 из 5870
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации",      
статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и       
признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях уголовной        
ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".    
Доклад Андрея Валериевича Картаполова.                                          
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне,        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект был        
принят в первом чтении 12 марта. Напомню, законопроект направлен на уточнение   
отдельных положений, регламентирующих вопросы привлечения к участию в           
специальной военной операции лиц, имеющих судимость, в том числе осуждённых к   
отбыванию наказания в виде лишения свободы, а также находящихся под             
следствием.                                                                     
                                                                                
К законопроекту поступило семь поправок. Пять поправок включены в таблицу № 1   
и рекомендуются комитетом к принятию. Основным содержанием этих поправок        
является, во-первых, существенное расширение составов преступлений,             
совершение которых препятствует заключению контракта о прохождении военной      
службы в период мобилизации, военного положения и в военное время. Так, если    
раньше нельзя было заключать контракты с осуждёнными примерно по 30 составам    
преступлений, то ко второму чтению количество этих составов возросло до 50 за   
счёт других преступлений, посягающих на государственную и общественную          
безопасность. Во-вторых, существенно расширена категория граждан, которые       
могут заключать контракт в период нахождения под следствием, но вместе с тем    
перечень преступлений, которые препятствуют заключению таких контрактов,        
возрос с 10 до 42.                                                              
                                                                                
Коллеги, сразу оговорюсь, что аналогичные изменения в закон "О                  
мобилизационной подготовке и мобилизации...", я подчёркиваю, этим               
законопроектом нами умышленно не вносятся, поскольку на сегодняшний день это    
неактуально.                                                                    
                                                                                
Две поправки включены в таблицу поправок № 2 и рекомендуются комитетом к        
отклонению. Поправка 1 из таблицы противоречит поправке 5 из таблицы № 1,       
кроме того, данная поправка не корреспондируется с поправками, вносимыми в      
законопроект, о котором позже нам доложит уважаемый Павел Владимирович. Ну а    
поправка 2 уже погружена в поправку 5 из таблицы поправок № 1.                  
                                                                                
Коллеги, Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний            
правового характера к тексту законопроекта не имеет. Комитет по обороне         
предлагает одобрить таблицы поправок № 1 и № 2 и рекомендует Государственной    
Думе принять указанный законопроект во втором чтении.                           
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2?                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное голосование первый пункт.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первую поправку?                                          
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Первую поправку.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можете мотивировать.                                      
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Могу, да?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, нет, секунду.                                          
                                                                                
Давайте проголосуем сначала, поставим на голосование таблицу, поскольку там     
две поправки.                                                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 1.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.67,8 %                                    
Проголосовало против           13 чел.2,9 %                                     
Воздержалось                   17 чел.3,8 %                                     
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, для обоснования поправки 1 Матвееву включите микрофон.              
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, мы с моим товарищем Вячеславом Михайловичем    
Мархаевым внесли поправку, которая касается категории лиц, совершивших          
преступление против половой неприкосновенности. Здесь было сказано, что она     
не коррелируется со следующим законопроектом, но на самом деле коллега          
Куринный внёс туда поправку, поглощающую наше предложение.                      
                                                                                
В настоящий момент совершение только некоторых преступлений в отношении         
половой неприкосновенности несовершеннолетних не даёт основания лицам,          
находящимся в заключении по этим статьям, заключать контракты с Вооружёнными    
Силами. Мы полагаем, что все преступления против половой неприкосновенности     
вне зависимости от того, совершены они в отношении несовершеннолетних или       
совершеннолетних, не должны давать возможности людям из мест заключения         
уходить в армию, потому что это будет позорить нашу армию. Эти лица даже в      
преступной иерархии - самое низшее звено, до них даже дотрагиваться нельзя, а   
мы им будем давать автомат, и они со своей вот такой психикой будут идти в      
Вооружённые Силы. На мой взгляд, не такая ситуация сейчас у нас в Вооружённых   
Силах, чтобы прибегать к помощи данных лиц. Тем более уже существуют рецидивы   
со стороны насильников, которые были освобождены для участия в специальной      
военной операции. Оказавшись на гражданке, они снова совершают такие            
преступления. Мы полагаем, что статей, которые позволяют людям из мест          
заключения проявить себя, послужив Родине, достаточно. Момента, когда вот уже   
всё, необходимо расширение в том числе и относительно категории лиц,            
совершивших преступления против половой неприкосновенности, не существует.      
                                                                                
Вот вторая поправка, о которой решил не докладывать коллега Леонов, касается    
противоположного. Он хотел предложить расширить перечень, дав возможность       
заключать контракты с лицами, совершившими экономические преступления, ну,      
мошенниками различными, то есть жуликами, аферистами. Они почему-то, значит,    
не востребованы Министерством обороны, а вот насильников, половых               
извращенцев, лиц, которые совершали насильственные преступления, в том числе    
в отношении несовершеннолетних, мы будем для чего-то допускать к службе в       
Вооружённых Силах, тем более что направляются они не в штрафбаты, а в обычные   
воинские части! Я предлагаю коллегам всё-таки взвесить вот эту ситуацию.        
Давайте все статьи, которые касаются половой неприкосновенности, все            
абсолютно, уберём из перечня.                                                   
                                                                                
Спасибо, уважаемые коллеги.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Михаил Николаевич, первое, далеко не все, кто        
осуждён по этой статье, попадают в разряд неприкасаемых, или опущенных, к       
которым прикасаться нельзя, здесь надо поточнее быть. Второе, всё, что по       
экономическим преступлениям предлагал ваш коллега, учтено. Третье, нельзя       
заключать контракты с осуждёнными по трём статьям: это статья 131               
"Изнасилование", статья 132 "Насильственные действия сексуального характера"    
и статья 134 "Половое сношение и иные действия сексуального характера с         
лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста", а также здесь статья 135      
"Развратные действия", поэтому вы не совсем правы, когда вот так говорите. И    
последнее, в любом случае, коллеги, заключение контракта с осуждённым           
является индивидуальным актом и решение принимается персонально по каждому,     
поэтому мы полагаем, что необходимости в полном исключении этих граждан из      
перечня нет, а Министерству обороны они пригодятся.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1 из таблицы    
поправок № 2, которую комитет рекомендует к отклонению. Кто за то, чтобы        
принять эту поправку?                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               56 чел.12,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   18 чел.4,0 %                                     
Голосовало                     74 чел.                                          
Не голосовало                 376 чел.83,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Законопроект прошёл все экспертизы и готов к принятию в третьем чтении,         
соответствующий проект постановления имеется. Прошу поддержать и                
проголосовать за законопроект в третьем чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.74,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 198

12.03.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 569682-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона от 24 июня 2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" (по вопросу привлечения к участию в специальной военной операции лиц, имеющих судимость или осуждённых к отбыванию наказания в виде лишения свободы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2630 по 3130 из 5241
10-й и 11-й вопросы мы рассматриваем одновременно. 10-й вопрос, проект          
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона от 24      
июня 2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц,         
привлекаемых к участию в специальной военной операции". Доклад и содоклад по    
этому законопроекту сделает Андрей Валериевич Картаполов.                       
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект       
направлен на уточнение отдельных положений, регламентирующих вопросы            
привлечения к участию в специальной военной операции лиц, имеющих судимость     
или осуждённых к отбыванию наказания в виде лишения свободы. При этом данный    
законопроект подготовлен во взаимосвязи с законопроектом № 569651-8 "О          
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и                    
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", направленным на           
совершенствование правового регулирования освобождения от уголовной             
ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции.     
Коллеги, в чём смысл?                                                           
                                                                                
Первое. Признаётся утратившим силу Федеральный закон от 24 июня 2023 года №     
270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию   
в специальной военной операции", но предусмотренные им правовые гарантии и      
основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на          
военную службу по мобилизации либо заключивших контракт о прохождении военной   
службы, а также порядок их применения теперь устанавливаются в Уголовном        
кодексе, как этого требует, в общем-то, часть первая статьи 3 Уголовного        
кодекса, и, соответственно, в Уголовно-процессуальном кодексе.                  
                                                                                
Второе. В связи с признанием утратившим силу федерального закона № 270-ФЗ       
предлагается норму о порядке взаимодействия федеральных органов                 
исполнительной власти по вопросам призыва на военную службу по мобилизации      
либо в военное время граждан, имеющих судимость, либо в связи с заключением     
такими гражданами контракта о прохождении военной службы перенести в            
федеральный закон о мобилизации, в проектируемую статью 21-2.                   
                                                                                
И третье. С целью улучшения качественных характеристик граждан, поступающих     
на военную службу, законопроектом предлагается уточнить перечень                
правонарушений, при совершении которых гражданин, в чьём отношении              
приостановлено предварительное расследование, не может поступить на военную     
службу по контракту. Этот перечень дополняется преступлениями, связанными с     
контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов,           
незаконным проникновением на охраняемый объект, нарушением требований           
обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов           
топливно-энергетического комплекса, неправомерным воздействием на критическую   
информационную инфраструктуру Российской Федерации, публичными призывами к      
осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности   
нашей страны, публичными призывами к осуществлению деятельности, направленной   
против безопасности государства, разглашением государственной тайны,            
незаконным получением сведений, составляющих государственную тайну,             
нарушением требований по защите государственной тайны и утратой документов,     
содержащих государственную тайну.                                               
                                                                                
Коллеги, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, сегодня вопрос о   
комплектовании Вооружённых Сил контрактниками является приоритетным, поэтому,   
по нашему мнению, безусловно, данный законопроект заслуживает поддержки.        
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового           
характера не имеет. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе         
принять законопроект в первом чтении. И, коллеги, я от коллектива авторов, от   
имени нашего комитета прошу вас его поддержать.                                 
                                                                                
Что касается второго законопроекта, он, ещё раз повторю, связан с первым, они   
идут одним пакетом. Комитет Государственной Думы по обороне просит поддержать   
и его.                                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич, присаживайтесь.               
                                                                                
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный       
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации". С докладом и содокладом выступит Павел Владимирович                 
Крашенинников.                                                                  
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Андрей Валериевич блестяще          
доложил о сути и концепции двух законопроектов, это действительно один пакет.   
Я хотел бы обратить внимание на изменения норм, которые предлагаются в          
Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.                                    
                                                                                
Коллеги, напомню, что мы с вами в 2023 году приняли закон "Об особенностях      
уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной     
операции". Этим законом была предоставлена возможность гражданам, совершившим   
уголовное преступление, заключить контракт с Вооружёнными Силами для участия    
в специальной военной операции, и он дал им соответствующие гарантии. Этот      
закон действует, он носит временный характер, и, я думаю, очень важно, что мы   
при подготовке вот этого пакета учитывали практику его применения и             
систематизировали нормы, что нам позволило включить эти нормы в кодексы - в     
Уголовный и в Уголовно-процессуальный.                                          
                                                                                
Круг лиц, на которых распространяется действие предлагаемого законопроекта, -   
это подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступлений небольшой или          
средней тяжести, а также распространяется на осуждённых, за исключением         
отдельных тяжких составов. Предусматриваются в Уголовном кодексе даже новые     
статьи, где предлагается закрепить механизм приостановления уголовных дел о     
преступлениях небольшой и средней тяжести и также механизм по поводу тех лиц,   
которые уже отбывают наказание, будучи осуждёнными. Этот механизм               
предполагает, как, в каких случаях и что будет происходить с уголовным делом.   
Предлагается возложить контроль на руководителей военных частей, на             
командиров, и, конечно, говорится о том, когда, в каких случаях это лицо        
освобождается от наказания. Вносятся новые статьи - статья 78-1, статья 80-2,   
- корректируется действующая статья 86, соответственно вносятся                 
корреспондирующие нормы в Уголовно-процессуальный кодекс.                       
                                                                                
Хотел бы обратить внимание на то, что в законопроекте более чётко, чем в        
действующем законе, сформулирован принцип добровольности вступления в ряды      
Вооружённых Сил таких лиц. Важно, чтобы участие таких лиц было осознанным и     
добровольным, а их права и интересы были должным образом защищены.              
                                                                                
Коллеги, мы готовили эти законопроекты ещё с прошлого года и надо сказать,      
что у нас дискуссий было достаточно много, но мы постарались учесть те          
проблемы, которые выявились при применении действующего закона. Ну и также на   
заседании комитета очень много мы обсуждали вопрос про права потерпевших, что   
делать, если был нанесён ущерб. У нас в Гражданском процессуальном кодексе      
есть специальная статья, которая посвящена в том числе возмещению ущерба,       
нанесённого уголовным преступлением, эта статья действует, и она применяется.   
Очень часто гражданское дело рассматривается в рамках уголовного, такая         
практика есть. Но мы вот с Юрием Петровичем обсуждали, что, может быть, во      
втором чтении надо более детально эту норму прописать и прямо указать на        
Гражданский процессуальный кодекс. Мы ко второму чтению этот вопрос будем       
продолжать обсуждать. Закон "Об особенностях уголовной ответственности лиц,     
привлекаемых к участию в специальной военной операции" после вступления в       
силу этого закона синхронно утратит силу.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект, как и предыдущий, прошёл все необходимые       
экспертизы. Наши комитеты поддерживают в первом чтении данные проекты           
законов, и я вас также прошу поддержать данный законопроект.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Коллеги, вопросы есть?                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Просьба называть, кому из докладчиков вопрос.                                   
                                                                                
Аксёненко Александр Сергеевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Вопрос разработчикам.                                                           
                                                                                
Я хотел бы уточнить. Вот во втором законопроекте указано, что контроль за их    
поведением будет возложен на командование воинской части. Вопрос:               
командование будет давать какие-то характеристики по завершению контракта       
бывшим судимым и подследственным, например, что такой контрактник нуждается в   
дальнейшем контроле и административном надзоре?                                 
                                                                                
И ещё, разъясните, пожалуйста, такой момент: предлагаемые сроки контрактов      
могут зависеть или уже зависят от тяжести совершённого ранее преступления?      
Если преступление тяжёлое, может ли заключаться контракт до окончания СВО?      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович.                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, знаете, у нас есть целый перечень статей тяжких, вот    
Андрей Валериевич частично назвал эти составы. Вот вы их назвали "тяжёлыми",    
но они тяжкие, я могу их перечислять, но, мне кажется, это просто по памяти     
делать очень сложно, по ним такой контракт просто невозможен. И конечно, в      
данном случае здесь и... Было сказано и про наличные денежные средства, и про   
педофилов, и про терроризм, и так далее и так далее, и, конечно, с теми, кто    
совершил такие преступления, такой контракт заключаться не будет. Это первое.   
                                                                                
Второе. Что касается расторжения или прекращения данного контракта, прямо в     
законопроекте этот механизм есть: в случае получения государственной награды,   
дальше - из-за возраста, из-за ранения или из-за окончания периода              
мобилизации. Вот здесь этот механизм предусмотрен, поэтому, если все эти        
обстоятельства возникли, человек возвращается, с него снимается, погашается     
судимость, и, соответственно, здесь контроля уже вот такого нет.                
                                                                                
И что касается командиров воинских частей, да, они будут в том числе при        
осуществлении специальной военной операции или просто при дислокации (эти       
слова лучше Андрей Валериевич знает), конечно, осуществлять надзор или          
контроль, как вам будет угодно.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрею Валериевичу Картаполову включите, пожалуйста,      
микрофон.                                                                       
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Безусловно, когда контракт заключается, эти лица попадают в    
подразделения, и в подразделениях за ними осуществляется соответствующий        
контроль по линии командного и военно-политического состава. Этот же            
командный и военно-политический состав по завершении контракта даёт             
характеристику, где указывает, как человек выполнял свои обязанности в ходе     
контракта, достоин он либо не достоин каких бы то ни было дополнительных        
преференций и благ. Это уже у нас отработано на тех лицах, которые заключают    
контракты по вот предыдущему закону, механизм проверенный, рабочий, поэтому     
никаких сомнений там особых нет.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, я надеюсь, что был проведён глубокий     
анализ после событий с ЧВК "Вагнер" и уже есть какая-то аналитика по            
рецидивам вот тех, с кем был заключён контракт в колонии, кто потом уже пошёл   
на службу и с кем после перезаключили контракт, - вот какой процент             
перезаключения контрактов ЧВК "Вагнер"? Это первое.                             
                                                                                
И второе. Я, к моему удивлению, узнал, что у нас хоть по закону ЧВК             
запрещены, но так называемые добровольческие подразделения продолжают           
выполнять задачи в условиях СВО, причём многие из них, как бы вроде являясь     
участниками СВО, на две третьих выполняют совсем другие задачи.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Валериевич Картаполов, пожалуйста.                 
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Значит, Николай Васильевич, что касается рецидивов, там        
процент весьма и весьма незначительный, эта работа ведётся. Ну и смотрите,      
ведь ЧВК "Вагнер" никакого отношения не имеет к Вооружённым Силам. Речь идёт    
сейчас о людях, которые заключают контракт именно с Вооружёнными Силами, -      
подписав этот контракт, они становятся военнослужащими со всеми вытекающими     
обязанностями, правами и социальными гарантиями. У нас уже есть наработанные    
случаи, когда военнослужащие, подписавшие ранее контракт в местах лишения       
свободы, выполнив его, вернувшись и получив амнистию, снова приходят в          
Вооружённые Силы и подписывают новые контракты. Это не единичные случаи, их     
достаточно большое количество. Мы полагаем, что благодаря вот этому             
законопроекту их станет гораздо больше.                                         
                                                                                
Что касается формирований, у нас есть формирования добровольческие. Мы с вами   
принимали закон, он действует, люди выполняют задачи по содействию              
Вооружённым Силам. Ну а какие задачи они выполняют - это, в общем-то,           
прерогатива военного командования, оно определяет эти задачи и несёт за них     
ответственность.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. У меня к обоим докладчикам вопросы.      
Первый - Андрею Валериевичу.                                                    
                                                                                
Андрей Валериевич, какова длительность вот этих контрактов, можно ли их по      
истечении срока соответствующего разорвать? Много вопросов о том, что           
мобилизованным нельзя, а бывшим заключённым можно, - какова ситуация в          
настоящий момент?                                                               
                                                                                
Ну и Павлу Владимировичу вопрос.                                                
                                                                                
Павел Владимирович, напомню, когда мы принимали прошлый закон, было сказано,    
что, чтобы не создавать индульгенцию, это распространяется на всех, кто         
совершил преступление до вступления в силу закона. Но, по моей информации, по   
факту это распространялось и на тех, кто позже совершил преступление, то есть   
и для них этот механизм работал. Сегодня вы опять ту же самую модель            
применяете, то есть сроки немножко, так скажем, отсрочились. Стоит ли это так   
оставлять или всё-таки калитку надо оставить открытой на будущее? Я понимаю,    
что это в определённой степени, может быть, не соответствует правовым нормам,   
но по факту-то всё равно так происходит, то есть преступления будут совершены   
после того, как закон вступит в силу, соответственно, придётся следующий        
закон, видимо, принимать, который будет покрывать уже эти случаи.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала Андрей Валериевич Картаполов. Пожалуйста.         
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Смотрите, у нас       
сейчас для всех лиц, которые заключают контракты с Вооружёнными Силами, срок    
оговорен - это шесть месяцев, он распространяется абсолютно на все категории    
граждан. Досрочное расторжение контракта не предусмотрено - Павел               
Владимирович, кстати, в своём выступлении об этом говорил. Контракт может       
быть завершён - не расторгнут, а завершён, - если человек получает ранение, и   
его состояние здоровья не позволяет ему в дальнейшем выполнять обязанности в    
рамках заключённого контракта, если у человека наступает предельный возраст     
пребывания на военной службе, если человек погибает в конце концов. Так что     
все они будут служить наравне со всеми остальными военнослужащими - с теми,     
кто служит по обычному контракту, с теми, кто служит по контракту               
добровольца, и с теми, кто пришёл в ряды Вооружённых Сил по мобилизации.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста.             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Я хочу сказать, что мы отсечку делали    
в том законе, это совершенно точно, и в этом мы делаем отсечку по специальной   
военной операции.                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да-да, мы учли вот эту историю, по которой... Мы с          
прошлого года, как я уже сказал, хотели вносить в тот закон поправки, мы их     
подготовили, там возникли новые вопросы, мы стали их готовить, стали опять      
обсуждать, согласовывать с правоохранительными органами, с Министерством        
обороны и в итоге - мне кажется, правильно - пришли к тому, что всё             
систематизировали и вносим уже в действующие законодательные акты. Мы вносим    
не в закон переходного периода, а в Уголовный кодекс.                           
                                                                                
Смысл ещё в чём? Ну, пускай там правоохранители говорят, что это для нас        
родные законы, бог с ними, это, как говорится, их проблема. Но также важно,     
что многие общие нормы УК и УПК соответственно распространяются и здесь,        
поэтому, конечно, важно, чтобы это было в теле кодексов. Я вот на это хотел     
бы просто также обратить внимание.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Павел Владимирович, у меня к вам вопрос. Вы сказали, что тщательно              
анализировали, спорили в комитете при внесении этого законопроекта. Я           
посмотрел перечень статей, по которым подразумевается возможность, так          
скажем, освобождения от уголовной ответственности лиц, которые будут            
принимать участие в специальной военной операции: вообще не вижу там статей,    
связанных с преступлениями против половой неприкосновенности, со 131-й по       
135-ю статью. Ну, данные лица в преступном мире, мягко говоря, не пользуются    
уважением, если не сказать больше, сомневаюсь, что они и в армии будут таким    
уважением пользоваться. Почему всё-таки вы допускаете для вот таких людей       
возможность соскочить, скажем так, с уголовной ответственности, получить        
потом?.. Потом они будут ещё защищены законами против дискредитации             
участников Вооружённых Сил и так далее, хотя, на мой взгляд, психика этих       
людей глубоко испорчена, тех, которые... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович.                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, перечни разные, видимо, у нас. Но вот по поводу         
отбывающих наказания, предусмотренные статьями 131 "Изнасилование", 132         
"Насильственные действия сексуального характера", дальше 134 "Половое           
сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим           
шестнадцатилетнего возраста", 135 "Развратные действия" и так далее. Я на это   
хотел бы просто обратить ваше внимание.                                         
                                                                                
По поводу "соскочить с ответственности" - всё-таки люди сознательно... я не     
думаю, что все прямо захотят туда идти, потому что это тяжёлая история, это     
участие в специальной военной операции, это с одной стороны. С другой           
стороны, мы должны объяснять их добровольность, но Министерство обороны не с    
каждым будет заключать такой договор. Это не значит, что у каждого              
заключённого, у которого возникло такое желание, есть "право" - я вот не        
хотел этого слова говорить, ну ладно, - нет, не у всех, поскольку всё-таки      
там нужны конкретные лица, конкретные люди, которые могут помочь стране и       
имеют физические и другие возможности, профессиональные в конце концов.         
Поэтому насчёт "соскочить" я был бы здесь поаккуратнее.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, в продолжение вопроса, но немножко иначе.         
Хотела бы обратить внимание, что установленные в законопроекте ограничения      
коснутся только нескольких статей, связанных с преступлениями против половой    
неприкосновенности несовершеннолетних. Всё это жестокие преступления, но есть   
и другие, не менее тяжкие, например предусмотренные частями второй и третьей    
статьи 133, это понуждение лица к половому сношению, совершённое в отношении    
несовершеннолетнего. То есть педофил, который ранее отбывал наказание за        
преступление по статье 133, часть третья, пункт "в", а потом, например,         
домогался несовершеннолетнего ребёнка под угрозой шантажа, от ответственности   
может как бы освободиться. Мне кажется, что нам здесь, может быть, стоит        
серьёзно отнестись и включить части вторую и третью статьи 133 поправками к     
законопроекту, ведь этот человек может после этого пойти, например, на          
классный час в школу. Вот как вы относитесь к данному предложению?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон.                
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Ну, я ещё раз хочу повторить, что мы     
их не на курорт отпускаем. Конечно, у вас есть право внести соответствующие     
поправки, но мне кажется, что идти воевать за страну - это возможность, в       
общем-то, перед страной искупить свою вину. Будут поправки - соответственно,    
мы вместе будем их рассматривать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Вопрос Картаполову Андрею Валериевичу.                                          
                                                                                
Андрей Валериевич, совершенно понятно, почему под действие закона не будут      
попадать насильники, террористы, убийцы, педофилы и прочие. Но есть люди,       
которые отбывают наказание по экономическим преступлениям, - как вы считаете,   
можно ли дать возможность заключать контракт людям, которые отбывают            
наказание по статьям раздела VIII Уголовного кодекса, это экономические         
преступления, тяжкие составы?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрею Валериевичу Картаполову включите микрофон.         
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Олег Юрьевич, у нас и сейчас уже были случаи, когда люди,      
осуждённые за подобные преступления, в общем-то, получали возможность           
выполнять задачи в Вооружённых Силах. Так что здесь ничего невозможного нет -   
пожалуйста, подготовьте поправку, и мы её рассмотрим, если вы считаете это      
нужным. Всё зависит ведь от самого преступления, а преступление преступлению,   
в том числе экономическое, рознь, большая разница.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
У меня вопрос к Павлу Владимировичу.                                            
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, конечно, иметь возможность защищать Родину -      
это большая честь и ответственность. Тем не менее не секрет, что у нас на       
местах с большой тревогой ждут лиц, которые своей кровью искупили вину, то      
есть осуждённых, которые участвовали в специальной военной операции и будут     
возвращаться.                                                                   
                                                                                
В связи с этим вопрос такой: а вот ЧВК "Вагнер" - это было реально, те, кто     
служил в ЧВК "Вагнер" и освобождался, они по другим нормативным правовым        
документам, основаниям освобождались? А сейчас мы принимаем закон для лиц,      
которые заключат контракт с Министерством обороны, я правильно понимаю, да?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников.             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, спасибо. Смотрите, у нас было три этапа заключения      
таких контрактов. Первый этап - это когда выпускались из пенитенциарной         
системы (сегодня ей 145 лет, между прочим) по индивидуальным актам, то есть     
по актам помилования, и заключались контракты, и они воевали в том числе вот    
в той организации, о которой вы сказали. Всё-таки в прошлом году мы с вами      
изменили ситуацию и сделали специальный закон, где предусмотрели возможности,   
правовые обязанности, процедуру, как это всё будет сделано. С учётом того что   
мы сделали отсечку и с учётом того что у нас накопился всё-таки опыт и          
появилась практика, мы решили внести в кодексы соответствующие поправки.        
Поэтому сейчас мы, если так можно сказать, начинаем третий этап привлечения к   
контрактам тех лиц, у которых есть проблемы с законом.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые Андрей Валериевич, Павел Владимирович! Вообще, в целом насколько      
правильно, когда заключённые, осуждённые по таким тяжким преступлениям против   
личности (речь идёт о насильниках, убийцах), заключив контракт на участие в     
СВО, получают освобождение от такой ответственности, что позволяет им           
продолжать находиться в обществе?                                               
                                                                                
И ещё: есть ли статистика по преступлениям таких лиц после СВО, то есть вновь   
возвращённых в места лишения свободы?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович...                                     
                                                                                
Андрей Валериевич, пожалуйста.                                                  
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Уже Николай Васильевич подобный вопрос задавал, про            
статистику. Она есть, но ещё не очень большая.                                  
                                                                                
Что касается лиц, возвратившихся после СВО. СВО ещё не закончилась, она         
продолжается, эти лица должны там свои задачи выполнять, и мы даём им такую     
возможность. Кстати, они все пойдут по контракту в Вооружённые Силы не          
поварами, не водителями, а пойдут в штурмовые подразделения, где реально        
будут искупать свою вину. И я сейчас по понятным причинам не буду называть      
вам проценты, сколько из них потом возвращается, но этот процент весьма и       
весьма небольшой.                                                               
                                                                                
Поэтому здесь опасаться этого не надо, ведь в конце концов, отбыв положенное    
наказание, этот преступник всё равно же потом возвращается в общество - так     
чего мы боимся-то? А если он выполнит задачу в рядах Вооружённых Сил, он        
вернётся уже другим человеком. Потому что одно дело, если он просто десять      
лет будет сидеть баланду хлебать или что-то шить на швейной машинке, а другое   
дело, когда он будет каждый божий день в атаку ходить, неизвестно сколько       
этих дней у него останется.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич.                               
                                                                                
Павел Владимирович, спасибо, присаживайтесь.                                    
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим      
силу Федерального закона от 24 июня 2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях         
уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной     
операции", 10-й вопрос.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс          
Российской Федерации", 11-й вопрос.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.