Заседание № 52
О проекте федерального закона № 56909-5 "О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части исключения нормы об опубликовании проекта муниципального правового акта в случае приведения перечня вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; внесён Законодательной Думой Хабаровского края).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Назначенный докладчиком представитель Законодательной Думы Хабаровского края член Совета Федерации Озеров Виктор Алексеевич просит рассмотреть данный законопроект без своего участия. Пункт 12.2, альтернативный вышеназванному проект федерального закона "О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает представитель Государственного Собрания - Эл Курултая Республики Алтай депутат Государственной Думы Сергей Тимурович Пекпеев. Пожалуйста, Сергей Тимурович. ПЕКПЕЕВ С. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроектом предполагается исключить из закона положение об обязательном официальном опубликовании проекта устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за тридцать дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования с одновременным опубликованием установленного представительным органом муниципального образования порядка учёта предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В первоначальной редакции части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны были выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в указанный пункт внесено дополнение, согласно которому публичные слушания не проводятся, если изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. При этом норма об обязательном официальном опубликовании проекта устава, проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, установленная частью 4 статьи 44 федерального закона, осталась без изменений. В результате при обращении органов местного самоуправления в органы юстиции за регистрацией изменений в уставы муниципальных образований они получают отказ в связи с несоблюдением требований части 4 статьи 44 федерального закона об обязательном официальном опубликовании этих изменений в срок не позднее чем за тридцать дней до дня проведения заседания представительного органа местного самоуправления по этому вопросу. Таким образом, действующая редакция федерального закона, хотя и не предусматривает проведения публичных слушаний при внесении изменений в уставы муниципальных образований, при приведении закрепляемых в уставах вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, но сохраняет обязательность процедуры подготовки к ним. С учётом изложенного законопроектом предлагается внести соответствующие дополнения в часть 4 статьи 44 федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по пункту 12.1 и пункту 12.2 сделает председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Степанович Тимченко. Пожалуйста, Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В представленных вашему вниманию законопроектах предлагается внести изменения в статью 44 федерального закона № 131-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления не менее чем за тридцать дней опубликовать проект устава или же проект нормативного акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Предлагается в случае приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией или федеральными законами не соблюдать предписания указанной статьи федерального закона. По мнению автора законопроекта, внесённого Законодательной Думой Хабаровского края, между нормами статей 28 и 44 указанного закона существуют коллизии, противоречия. Авторы законопроекта, внесённого Государственным Собранием Республики Алтай, обосновывают необходимость принятия своего закона тем, что в результате сохранения указанного предписания статьи 44 органы местного самоуправления получают отказ в регистрации устава и в регистрации изменений в устав, если не соблюдают требования о публикации не менее чем за тридцать дней до проведения заседания представительных органов. Однако при этом авторы обоих законопроектов не учитывают, что нормы части 4 статьи 44 федерального закона не связаны с нормой статьи 28 о проведении публичных слушаний. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления полагает, что внесение предлагаемых изменений ограничит право граждан на правотворческую инициативу и право граждан на участие в обсуждении проектов муниципальных нормативных актов о внесении изменений в устав муниципальных образований. Кроме того, авторы законопроекта не учитывают, что изменения в устав в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией и федеральными законами могут быть осуществлены множеством других способов. Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные вопросы, идеи, которые здесь заложены, возможно, в дальнейшем будут реализованы в другом законопроекте, который можно будет принять. Этот законопроект может решить чисто технические вопросы, касающиеся даты внесения изменения либо срока, конкретного срока, а не в целом муниципальных уставов. На основании изложенного комитет Государственной Думы не поддерживает концепцию данных законопроектов и предлагает Государственной Думе отклонить данные законопроекты в первом чтении. Прошу поддержать мнение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику по пункту 12.2 и содокладчику от комитета по двум законопроектам? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Представители правительства и президента? Нет. Законопроекты альтернативные, поэтому в порядке обсуждения ставится на голосование пункт 12.1. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. (Идёт голосование.) Пункт 12.2. Кто за принятие пункта 12.2? Также прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 12.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 32 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9% Четыре - за. По пункту 12.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 00 сек.) Проголосовало за 7 чел.1,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 7 чел. Не голосовало 443 чел.98,4% Семь - за. Таким образом, ни тот ни другой законопроект в первом чтении не принят.
Уважаемые коллеги, и я должна извиниться перед вами. В соответствии с Регламентом мы должны были проголосовать за альтернативный законопроект, набравший наибольшее количество голосов, за пункт 12.2, который набрал семь голосов "за". Прошу вас ещё раз проголосовать за принятие его в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 39 сек.) Проголосовало за 7 чел.1,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 7 чел. Не голосовало 443 чел.98,4% Результат: не принято Не принято.