Заседание № 261
17.11.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 568897-5 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 22 сентября 2011 года с наименованием "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1740 по 1808 из 7621
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. 10-й вопрос, о проекте федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по безопасности Владимира Абдуалиевича Васильева. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Проект федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был принят в первом чтении 22 сентября с наименованием "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". Законопроект разработан как часть системы мер по реформированию органов внутренних дел и внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. К законопроекту поступило за это время девяносто четыре поправки, восемьдесят две из них включены в таблицу рекомендованных к принятию, двенадцать - в таблицу к отклонению. Наиболее существенные из рекомендованных к принятию поправок - о распространении действия норм законопроекта на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе и Государственной фельдъегерской службе, остальные поправки по отдельным вопросам прохождения службы носят уточняющий и редакционный характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в таблице 1 восемьдесят две поправки. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 29 сек.) Проголосовало за 286 чел.63,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 286 чел. Не голосовало 164 чел.36,4 % Результат: принято Принято. В таблице 2 двенадцать поправок. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 00 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принято. Выносим 10-й вопрос на "час голосования". У комитета, я знаю, будет предложение о принятии и в третьем чтении, но это уже потом.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6022 по 6056 из 7621
Пункт 10. Это мы начали рассматривать законопроекты второго чтения. Во втором чтении сначала голосуем. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 40 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принято. Комитет предлагает и в третьем чтении. Есть замечания? Ставлю на голосование в третьем чтении данный законопроект. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 02 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 251
22.09.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 568897-5 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 890 по 904 из 6428
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня по 16-му вопросу предполагается доклад заместителя министра внутренних дел Сергея Петровича Булавина. Я всё же настаиваю, учитывая, что вы не приняли моё протокольное поручение, попросить заместителя министра, чтобы он проинформировал, когда же сотрудники полиции получат новые удостоверения, как проходила аттестация, если даже начальник полиции не знает закона о статусе, не знает Конституции Российской Федерации, грубо противодействует не одному, а группе депутатов. Это в Заветинском районе Ростовской области. И что же всё-таки будет с ветеранами МВД? Они ведь выброшены на помойку, и нет, скажем, никаких социальных гарантий у них, нет ясности, идей, как они будут получать пенсию. Уточняющие законы надо вносить, надо вернуть все социальные гарантии... (Микрофон отключён.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3818 по 3846 из 6428
По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Вот я сейчас держу в руках распоряжение Президента Российской Федерации, которое касается 16-го вопроса повестки дня: назначить министра внутренних дел Российской Федерации Нургалиева Рашида Гумаровича и статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Булавина Сергея Петровича официальными представителями. Фракция ЛДПР интересуется: Рашид Гумарович присутствует в зале? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас сейчас на фиксированное время стоит вопрос 16, это проект федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". По вопросу, который задал господин Иванов, может дать комментарий представитель правительства, который просит слова. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Нет, по этому вопросу, наверное, даст комментарий представитель президента. Я хотел попросить слова по ведению. Коллеги, у нас сегодня четыре правительственных законопроекта, они идут под пунктами 14, 15, 17 и 18. Мы просили бы после законопроекта, который сейчас будет рассматриваться в фиксированное время, приступить к их рассмотрению.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3886 по 4659 из 6428
Ставлю на голосование предложение представителя правительства рассмотреть после пункта 16 пункты 14, 15, 17 и 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 44 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 28 чел.6,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принято. Рассматриваем 16-й вопрос, я его уже объявил. Доклад официального представителя президента статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Сергея Петровича Булавина. Пожалуйста, Сергей Петрович, на трибуну. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Владимирович, на ваш вопрос я попрошу дать ответ официального представителя президента по данному законопроекту. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я объявил вам... Сергей Владимирович, вы, наверное, сегодня выньте ватку из ушей. Я объявил, что на трибуну приглашается официальный представитель президента, назвал его имя и отчество, назвал фамилию. Вот он на трибуне, официальный представитель президента, и сейчас ответит на ваш вопрос. Пожалуйста, Сергей Петрович. БУЛАВИН С. П., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Прежде чем сделать доклад, я хотел бы ответить на вопрос. Действительно, в соответствии с распоряжением президента имеются два полномочных представителя по данному законопроекту: министр внутренних дел и статс-секретарь. Министр внутренних дел в соответствии с решением президента направлен в командировку, поэтому он не может присутствовать в зале. Это для справки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, докладывайте законопроект. БУЛАВИН С. П. Да, спасибо. Проект федерального закона "О службе в органах внутренних дел..." разработан в рамках проводимой реформы МВД и внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Это третий правовой акт из тех, которые создадут целостную законодательную основу для проведения реформирования системы Министерства внутренних дел. Представленный законопроект сменит одноимённое Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, которое было утверждено в 1992 году ещё Верховным Советом Российской Федерации. Конечно, оно устарело и морально, и юридически, поэтому было принято решение о полном обновлении юридической базы деятельности органов внутренних дел. Законопроект базируется на основных концептуальных положениях о системе госслужбы в Российской Федерации. Хотел бы остановиться на нескольких концептуальных вопросах, которые представляются, на наш взгляд, наиболее важными при рассмотрении данного законопроекта. Первое. Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, связанные с поступлением на службу, прохождением службы, основанием увольнения со службы, а также определяющие правовой статус сотрудников органов внутренних дел. Впервые на законодательном уровне устанавливается контрактная основа правоотношений между Российской Федерацией и гражданином Российской Федерации, поступающим на службу в органы внутренних дел. Контракт заключается при поступлении на службу, при назначении на должность или восстановлении в ней, а также при зачислении в ведомственное образовательное учреждение МВД. В законопроекте определяются форма, содержание, сроки действия контракта, детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел: оно варьируется от двух месяцев до шести, в зависимости от того, в какое подразделение сотрудник поступает. Законопроектом определён исчерпывающий перечень оснований прекращения контракта либо его расторжения, урегулированы вопросы прохождения службы в особых условиях. Вы знаете, что мы осуществляем свою деятельность на территории Северо-Кавказского региона в условиях проведения контртеррористических операций, в других чрезвычайных ситуациях, поэтому данному вопросу посвящён целый раздел. Второй момент, на котором я хотел бы остановить ваше внимание, - это закрепление принципов службы в органах внутренних дел, которые свойственны только нашим силовым ведомствам. Первый серьёзный принцип, который является концептуальным для всех полицейских формирований во всём мире, - это принцип единоначалия и субординации, второй - обязательность профессионального отбора при равном доступе граждан к службе и создание равных возможностей при продвижении по службе, а они не должны зависеть ни от пола, ни от расы, ни от вероисповедания, ни от политических убеждений. Кроме того, одним из принципов является взаимосвязь запретов, ограничений, обязанностей и социальных гарантий. Вот именно в совокупности закон о социальных гарантиях и закон о службе в органах внутренних дел реализуют Декларацию о полиции, принятую Парламентской ассамблеей Совета Европы, аналогично которой закрепляется, что полицейский имеет право на повышенную заработную плату с учётом особых факторов несения службы, таких как повышенный риск и ненормированный рабочий день. Реализация данных принципов осуществляется при соблюдении следующих положений. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника органов внутренних дел, кроме лиц, прямо уполномоченных федеральным законом. Сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям. Обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений начальника, отданных в законном порядке. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудников органов внутренних дел допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц и для обеспечения безопасности государства. Третий момент, на который хотел бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, - это то, что служба в органах внутренних дел впервые отнесена федеральным законом к федеральной государственной службе. Таким образом, был закрыт данный вопрос, который имел продолжительную дискуссию, в том числе с руководителями ряда субъектов Российской Федерации. Детально прописаны основные права и обязанности сотрудника как государственного служащего. Установлены требования и запреты, касающиеся его деятельности, а также введена ответственность. Максимально конкретно урегулированы вопросы служебной дисциплины. Кроме того, законопроект предусматривает, что вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью, будут урегулированы дисциплинарным уставом органов внутренних дел, который будет утверждаться Президентом Российской Федерации. Законопроект закрепляет порядок проведения аттестации. Мы все были свидетелями того, что проходила аттестация в органах внутренних дел, которая завершилась 1 августа. Но на этом процесс не завершается, поскольку законопроект предполагает, что аттестация будет проводиться не реже одного раза в четыре года. Кроме того, допускается и внеочередная аттестация по решению главы государства. Четвёртый момент, значимый, на который хотел бы обратить ваше внимание, - существенно повышаются квалификационные требования к сотрудникам органов внутренних дел. Это касается уровня профессионального образования. Так, для лиц, которые выполняют функции, связанные с возбуждением уголовного дела, административным расследованием, а также для лиц, проводящих антикоррупционную и юридическую экспертизы, предполагается наличие высшего юридического образования. В целях создания гарантий соблюдения защиты конституционных прав сотрудника, связанных с его персональными данными, впервые на законодательном уровне определяется порядок обработки, хранения и передачи персональных данных. Для сотрудников МВД утверждаются специальные звания - сотрудника полиции, сотрудника внутренней службы и сотрудника юстиции. Это три звания, которые будут действовать в системе Министерства внутренних дел. Вводится конкурсный порядок отбора кандидатов на замещение должностей отдельных категорий. В целях дальнейшей реализации требований Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой указом Президента Российской Федерации, а также Федерального закона "О полиции", положений Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах на сотрудников органов внутренних дел предполагается распространить более жёсткие ограничения, обязанности и запреты, нежели к федеральным государственным служащим. К таковым можно отнести осуждение за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной, или прекращение в отношении его уголовного дела, преследования по нереабилитирующим основаниям. Вводятся современные нормы, эффективно регулирующие механизм противодействия коррупции на государственной службе. Детально регламентируется урегулирование конфликтов интересов и разрешение служебных споров. Сотрудники органов внутренних дел обязаны предоставлять декларацию о своих доходах, об имуществе членов семьи, а также несовершеннолетних детей. Непредставление сведений о доходах и имуществе может повлечь за собой наложение дисциплинарного взыскания либо увольнение из органов внутренних дел. В целях усиления антикоррупционной составляющей в соответствии с решениями президента внесена норма, предполагающая ротацию руководителей, сотрудников МВД. По истечении шести лет нахождения в должности он может быть ротирован в этом органе либо переведён в другую местность. Отказ от перевода в другую местность может повлечь за собой увольнение со службы из органов внутренних дел. Следующий момент, на который хотел бы обратить внимание, - это урегулирование вопросов служебного времени и отдыха сотрудников. Вводится понятие ненормированного служебного времени, нормальная продолжительность служебного времени не может превышать сорока часов, для женщин - тридцати шести часов. Для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава, это руководители, по сути дела, устанавливается ненормированный служебный день, он им компенсируется дополнительным отпуском от трёх до десяти дней. Проект предусматривает увеличение предельного возраста пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел. Так, полковник полиции внутренней службы или юстиции теперь может служить без продления контракта до пятидесяти пяти лет, а в соответствии с действующим положением только до пятидесяти лет. С одной стороны, это упростит процедуру продления срока службы, а с другой - сохранит право сотрудников на пенсию после двадцати лет службы. То есть здесь не меняется, сотрудник имеет право после двадцати лет службы выходить на пенсию. Несомненно, позитивным моментом является введение на законодательном уровне многих положений, которые регламентируются в настоящее время ведомственными приказами и подзаконными актами. Тем не менее законопроект содержит тринадцать ссылок на акты президента и тринадцать ссылок на акты правительства. В соответствии с уже установленным порядком мы ведём работу по подготовке данных проектов нормативных актов, и они будут подготовлены в срок, с тем чтобы вступить в действие с 1 января 2011 года одновременно с законом. Кроме того, усиливается общественный контроль за деятельностью сотрудников органов внутренних дел при прохождении службы. Так, будут вводиться в аттестационные комиссии члены Общественного совета, а также иные лица, которые будут осуществлять контроль за прохождением службы сотрудников органов внутренних дел и вмешиваться в случае конфликта, который может возникнуть в процессе служебной деятельности. Мы с вами понимаем, что общество ждёт от органов внутренних дел реального обновления, и я думаю, что с принятием данного закона, третьего уже - таким образом, это триада, которая будет принята с вашей поддержкой, - мы завершим процесс реформирования, создадим прочную нормативную базу, для того чтобы создать полноценный правоохранительный орган, который сможет ответить на все современные вызовы преступности и защитить наших граждан от преступных посягательств. Просьба поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по безопасности Владимира Абдуалиевича Васильева. ВАСИЛЬЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы прослушали развёрнутый доклад, я думаю, он, по сути, даёт ответы на те вопросы, которые могли остаться. Я бы мог добавить к этому только то, что комитет рассмотрел, единогласно принял решение поддержать концепцию и рекомендовать принять законопроект в первом чтении. Предварительно мы прорабатывали эту тему, более восьмидесяти субъектов дали положительные заключения. Проработали мы проект закона и с комитетами-соисполнителями, с нашим аппаратом, с Правовым управлением. Замечаний, которые препятствовали бы принятию законопроекта в первом чтении, нет. Были высказаны соображения о том, что необходимо законопроект дополнить положениями, устанавливающими определённые ограничения для приёма на службу в органы внутренних дел граждан, имеющих судимости, но об этом статс-секретарь, представитель президента, уже сегодня сказал. Так что, я полагаю, мы ко второму чтению реализуем это предложение. Также встал вопрос о том, что необходимо проработать вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, которые прикомандированы сегодня к органам исполнительной власти. Я полагаю, это тоже будет вполне разрешимо ко второму чтению. Я бы хотел поддержать законопроект и обратить внимание, уважаемые коллеги, на то, что то, к чему мы все так стремились, сегодня мы можем принять. И вы видите по докладу статс-секретаря, что создана система, которая в первую очередь ограничивает доступ случайных и нежелательных лиц в систему. Посмотрите, это отработанная система в том плане, что подбор людей осуществляется, включая и использование детектора, предполагается формат контракта, психологическое исследование появилось как обязательное, тесты различного рода, в том числе и на наркозависимость, на алкогольную зависимость, чего нет в других ведомствах. Всё это министерство сегодня использует, и в контракте это предусматривается. Далее. При поступлении человек проходит испытательный срок, стажировку от двух до шести месяцев. Вы знаете, что есть система поручительств, рекомендаций. Раз в четыре года аттестация, раз в пять лет переподготовка, раз в шесть лет для руководителей ротация. То есть выстроена стройная система, которая будет на каждом этапе выявлять тех, кто может принести большую беду людям, находясь в системе, и скомпрометировать власть как таковую, что мы с вами наблюдали в своё время, к сожалению, чаще, чем это можно было допустить. Так что с этой точки зрения, я считаю, законопроект заслуживает одобрения и поддержки. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь. Есть ли вопросы? Давайте запишемся. Много вопросов. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Петрович, скажите, пожалуйста, чем вызвано такое нововведение, что при поступлении на службу в органы внутренних дел люди обязаны проходить испытательный срок, а вот при назначении на руководящие должности можно назначить любого человека со стороны, испытательный срок при этом не требуется? БУЛАВИН С. П. Спасибо за вопрос. Действительно, испытательный срок существует и сейчас. Единственно, мы сократили его рамки: теперь от двух месяцев до шести в зависимости от того, в какое подразделение он направляется. Я думаю, что это нормальная практика, мы не можем брать людей со стороны, чтобы... надо посмотреть на них. Закрепляется сотрудник, который осуществляет за ним шефство, и определённо будет вводиться институт поручительства. Поэтому я думаю, что этой меры достаточно, для того чтобы определить в течение шести месяцев, годен ли он по своим моральным, физическим качествам к службе. Что касается руководителей. Ну, у нас руководители все назначаются из тех, кто уже довольно длительный период проходил службу в органах внутренних дел, поэтому тут вопросов... Во-первых, у нас существует федеральный кадровый резерв, теперь мы не можем назначать людей, которые не входят в кадровый резерв, а кадровый резерв предполагает очень скрупулёзное изучение каждого кандидата. Во-вторых, кандидат проходит переподготовку, мы приглашаем всех сотрудников, которые входят в кадровый резерв, в Академию управления МВД России, они там проходят полугодовую подготовку. Мы смотрим, наблюдаем, определяем, смогут ли они по своим моральным качествам, по уровню образования и квалификации выполнять функцию руководителя, и только после этого мы рекомендуем, вносим кандидатуру для рассмотрения министру внутренних дел, который, соответственно, вносит предложения в администрацию президента, если мы говорим о высшем начсоставе. И там он ещё проходит предельно тщательный отбор. Так что попасть случайным людям на руководящие должности - ну, это сведено к минимуму во всяком случае, закон даёт нам возможность на правовой основе подобрать самых лучших, самых квалифицированных сотрудников органов внутренних дел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. Владимир Абдуалиевич, у меня к вам вопрос. Безусловно, мы поддержим создание целостной законодательной основы для деятельности органов внутренних дел, и понятно, что поставлен жёсткий заслон для нежелательных и непривлекательных лиц. Скажите, пожалуйста, а как вы удержите желательных? Ведь только дополнительным отпуском и повышением зарплаты дело не может ограничиться. А учитывая то, что через двадцать лет вы будете отправлять на пенсию высококвалифицированные, профессиональные кадры, не получится ли так, что уйдут в частные структуры и потом будут противостоять той системе, которая их вырастила, дала образование? Мне кажется, здесь не надо быть скупым, а надо очень щедро позаботиться о тех кадрах, которые вы вырастили, чтобы они работали на результат. ВАСИЛЬЕВ В. А. Вера Александровна, большое вам спасибо за ту заботу о людях, которая звучит в вашем вопросе, это действительно очень важно. Тем более речь идёт о людях, которые отдадут свою молодость и силы важному делу защиты нашего общества, наших граждан. Спасибо. Я так скажу, что сегодня, наверное, эта часть данного закона не является главной, я полагаю, что у нас будет ещё время подумать на эту тему, но то, что сегодня уже сделано, - вот те же пять лет, которые добавили, - это правильный шаг в верном направлении, как мне представляется. И я думаю, коллеги, что это касается не только полиции, и нам или нашим, так сказать, последователям в Думе придётся решать эти вопросы - впереди демографический спад, и нам нужно будет увеличивать предельный возраст нахождения на службе, безусловно. Та проблема, которую вы поднимаете, Вера Александровна, это ещё и проблема тех двухсот тысяч уволенных, из которых сейчас тысяч около двадцати с лишним пока не трудоустроены, из тех, что обратились. Но я слежу за этой работой как представитель нашего комитета и знаю, что ведётся мониторинг, каждый день у министра эта информация лежит на столе, у его заместителя по кадрам тоже. Есть ещё вопросы, не всё решено, но я знаю, что эта проблема находится под контролем, и, конечно, мы все в этом должны принимать участие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Петрович, наша фракция не голосовала за закон "О полиции", прежде всего исходя из тех соображений, что в этом законе не прописаны механизмы защиты самих так называемых полицейских, прежде сотрудников внутренних дел. В этой связи нас чрезвычайно беспокоила тенденция политизации органов внутренних дел, когда, несмотря на их прямые обязанности по защите, охране общественного порядка, людей в погонах втягивали в борьбу прежде всего с оппозицией, на одного пенсионера - трое милицейских, на одного пионера - пятеро и так далее. С принятием закона "О полиции" ничего не изменилось, хотя нас убеждали, что несвойственные ей функции полиция выполнять не будет. Вот этот защитный механизм - положение о том, что теперь уже все сотрудники органов внутренних дел будут считаться федеральными служащими, - с вашей точки зрения, защитит или нет сотрудников органов внутренних дел от вмешательства власти в их деятельность, с одной стороны, а с другой стороны, те представители власти, которые давят на вас, какую ответственность понесут за то, что они?.. (Микрофон отключён.) БУЛАВИН С. П. Спасибо за вопрос. Действительно, законопроект имеет как бы две цели. Первая - создать необходимые гарантии для сотрудников органов внутренних дел, поскольку, как я говорил, не был даже их правовой статус определён: в субъектах Российской Федерации считали, что они являются служащими исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерство считало, что они федеральные государственные служащие, и вот сейчас в этом законе мы как раз определили их статус - это федеральные государственные служащие. Кроме того, правовой основой деятельности сотрудников органов внутренних дел является Конституция, федеральные законы, указы президента, постановления правительства. На субъекты Российской Федерации мы ссылаемся только в части административных правонарушений, там только, а органы местного самоуправления вообще не влияют на деятельность сотрудников органов внутренних дел. Второе - мы этим законом укрепляем дисциплину, предъявляем повышенные требования к сотруднику органов внутренних дел. Таким образом, мы решаем две задачи: во-первых, создаём гарантии для того, чтобы он, как федеральный государственный служащий, выполнял свои обязанности, не опасаясь каких-то незаконных влияний, что прямо в одном из принципов государственной службы и закреплено, там прямо написано, что никто не может вмешиваться в деятельность сотрудников органов внутренних дел; и во-вторых, создаём гарантии для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Выполняя законные приказы своего командира, он будет защищён этим законом. Я вам обещаю, что, если закон будет принят, мы создадим надёжную правовую базу для наших сотрудников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Товарищ генерал, Сергей Петрович, правильно вы говорите всё: не надо вмешиваться. Но я вот хотел перед вами покаяться: я вмешался в работу главка вашего дальневосточного, написал в "Новой газете" статью разгромную про вашего начальника главка Василькова и про бандитов, которых он привёз с собой из Москвы, аж почти тридцать человек, якобы декриминализацию проводить дальневосточной милиции, про то, как он воровал, предавал своих тайных агентов, - всё это я описал. Брал "мерседесы", понимаете, у бандитов, у мафии. Все факты проверила прокуратура, они подтвердились. Сегодня сидят пять человек из тех, кого он привёз с собой, за взятки, сам господин Васильков отозван вами в Москву, он якобы не прошёл эту вашу переаттестацию... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Суть-то вопроса, Борис Львович? Добавьте десять секунд. Задайте вопрос, Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л. Вопрос состоит в следующем: что сегодня вам мешает принципиальность проявлять и по-настоящему руководить вашими органами?.. (Микрофон отключён.) БУЛАВИН С. П. Что касается Василькова. Генерал Васильков, как вы говорите, не какую-то аттестацию не прошёл, а внеочередную аттестацию, которая определена указом президента, он её не прошёл. И наверняка одним из оснований, я считаю, была и ваша публикация, спасибо, что вы вовремя нас проинформировали. И если депутаты будут продолжать такую активную деятельность, мы с вашей помощью очистим наши ряды от негодяев и мздоимцев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Вопрос к представителю министерства. Сергей Петрович, предполагается подчинение только прямому начальнику, никто не может вмешиваться в деятельность сотрудников полиции. Вопрос: а как взаимодействуют сегодня... вообще, как, предполагается, будут взаимодействовать руководители региональных органов полиции с губернатором, с мэром - всё из Москвы или незаконно будут, по понятиям? БУЛАВИН С. П. Да нет, мы, так же как и губернатор, разделяем ответственность за состояние борьбы с преступностью в регионах. Указом президента специально созданы координационные совещания с учётом того, что необходимо это взаимодействие. И губернатор возглавляет это координационное совещание, в которое входят и все силовики. Он еженедельно, насколько я знаю (у меня есть такая информация), собирает их в понедельник и ставит им задачи. Поэтому вопрос об отрыве и дистанцировании губернаторов от этой деятельности не стоит. Наоборот, мы говорим о более тесном взаимодействии. Я считаю, что и закон "О полиции", и закон "О службе в органах внутренних дел..." направлены на то, чтобы укрепить вертикаль... Мы все находимся как бы в одной лодке, поэтому отодвигать губернатора, который сам заинтересован в том, чтобы состояние в субъекте в плане правопорядка было нормальное, мы не можем, тем более что происходит предварительное согласование с губернатором кандидатур для назначения на должности, губернатор участвовал в аттестации наших сотрудников. То есть комплекс вот таких мер, которые закреплены в законе "О полиции" и, надеюсь, будут приняты в этом законе, помогает нам взаимодействовать с губернаторами на законных основаниях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Сергей Петрович, мой вопрос касается правовой подготовки сотрудников МВД, полиции: как это регламентируется сегодня? Почему? Потому что я считаю, что только низкий уровень правовой подготовки приводит к такому печальному факту, что сотрудники МВД участвуют в политических акциях. Докладываю вам, что второй день подряд в городе Новосибирске, который я представляю, задерживаются вашими сотрудниками распространители газеты областного отделения КПРФ. Вчера после вмешательства депутата - я звонил генералу - вроде бы разобрались, отпустили (это Октябрьское управление), а сегодня, вот сейчас, пока мы с вами разговариваем, мне позвонили и сообщили, что задержаны две девушки, в "обезьяннике" сейчас сидят, только за то, что они распространяли коммунистическую газету. Что это такое? Я прошу вас, во-первых, разобраться с данным фактом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БУЛАВИН С. П. Спасибо. Ну как бы основное условие деятельности любых полицейских формирований - это, так скажем, отстранение от политической деятельности. В законе прямо прописано ограничение: сотруднику запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. Поэтому, если такое происходит, давайте вместе это искоренять. Если у вас действительно есть информация об этом, мы обязательно разберёмся и вас проинформируем о принятых мерах. Конечно, они не должны вмешиваться в деятельность политических партий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Сергей Петрович, вот есть две статьи: статья 17 и статья 18, где прописаны условия поступления на службу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он сейчас не услышит вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. Но у меня время-то идёт! Добавьте мне время тогда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, добавьте время, ещё раз включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Сергей Петрович, вот несколько замечаний таких, мне кажется, принципиальных по законопроекту. Первое - это нестыковочка статьи 17 и статьи 18 в части документов, которые представляет человек, поступающий на службу. Тут прописана так называемая рекомендация. Но вот есть большое опасение... Ведь честный, нормальный гражданин, как правило, не очень-то сильно общается с органами полиции, а тут ему надо будет кого-то убедить, чтобы ему продали, видимо, рекомендацию, причём эта рекомендация никакой нагрузки не несёт, потому что сотрудник, давший рекомендацию, ни за что не отвечает. Второе - это перечень документов, который является открытым, и там написано "иные документы", но в то же время есть ссылка на то, что, если гражданин не в полном объёме их представил, он может получить отказ. Всё-таки, наверное, либо список должен быть исчерпывающий и тогда возможен отказ, либо список открытый, но тогда неполный комплект документов не является основанием для отказа. И второй вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд. РОХМИСТРОВ М. С. И второй вопрос, конечно, связан... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второй вопрос не надо. Я думал, вы первый не завершили. Пожалуйста, отвечайте. БУЛАВИН С. П. Второго вопроса не будет, как я понял, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, на первый отвечайте. БУЛАВИН С. П. Хорошо. Что касается рекомендации, как вы сказали, то это не рекомендация, а поручительство. Вы знаете, это впервые вводится в закон. Мы заимствовали этот опыт из опыта спецслужб, эти поручительства хорошо зарекомендовали себя в Комитете государственной безопасности, использовались довольно эффективно. Вы знаете, там работали люди очень серьёзные и как бы претензий к ним не было. Попробуем, посмотрим, как это будет действовать. Я не думаю, что необходимость представления поручительства будет серьёзной преградой для тех, кто хочет служить и может служить. Я думаю, что, наоборот, будет как бы определённая моральная ответственность лиц, которые будут его рекомендовать, будут ему помогать служить. И если мы увидим, что этот момент будет носить какой-то коррупционный, отвлекающий характер, конечно, мы вернёмся к этому вопросу, но пока мы исходим из положительного исторического опыта, существующего в работе спецслужб, и не только у нас, кстати, - за рубежом также это есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Сергей Петрович, за обстоятельный рассказ и информацию по законопроекту. У меня два небольших вопроса в одном. А почему мы так далеко ушли от основ государственной службы, сформулированных у нас в законе "О системе государственной службы...", в котором чётко прописано, что у нас должна быть правоохранительная служба? Вот в рамках закона о правоохранительной службе, собственно, и надо было это положение разрабатывать. Это первый вопрос. И второй вопрос. Муниципальные органы сейчас активно обсуждают необходимость создания полицейских подразделений на муниципальном уровне. Вот это положение будет каким-то образом регулировать создание и деятельность подобных структур? Спасибо. БУЛАВИН С. П. Спасибо за вопрос. Что касается муниципальных органов охраны общественного порядка. Об этом говорил уже Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, и я ещё раз напомню: цель полиции - создать федеральный правоохранительный орган, который будет осуществлять юрисдикцию на территории Российской Федерации. После того как мы создадим полноценный, сильный полицейский орган, мы будем передавать часть полномочий субъектам и органам местного самоуправления. Это нормально, но по мере создания необходимых экономических и организационных условий. Что касается закона о правоохранительной службе. Действительно, в законе о госслужбе есть ссылка на то, что существуют три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская, но главой государства было принято решение о внесении данного законопроекта, поэтому мы, как люди в погонах, подчинились. Будет закон о правоохранительной службе - мы подкорректируем наше положение, но оно соответствует всем принципам, которые... отражает условия организации деятельности, которые свойственны всем правоохранительным службам во всём мире. Поэтому тут, я думаю, проблем больших не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы завершились. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Да. Депутат Куликов, депутат Иванов - две руки. Подводим черту? Полноценный регламент, десятиминутные выступления? До пяти минут - предлагает депутат Куликов. Пожалуйста, Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Олег Викторович. Спасибо, что вы предвосхищаете мои намерения, хотя на самом деле я, собственно, ничего ещё не говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вы закивали. КУЛИКОВ А. Д. Что я хотел бы, уважаемые коллеги, сказать? Первое. Безусловно, фракция КПРФ, так же как и большинство общественных структур, политических организаций, наших правоохранительных институтов, ждала этого положения о прохождении службы, поскольку мы понимаем, что это важнейший документ, без которого невозможна реализация первых двух законов для нормальной организации службы наших органов внутренних дел и личного состава. Вместе с тем, соглашаясь с концепцией этого законопроекта, хотелось бы высказать ряд существенных замечаний, мы хотели бы, чтобы они обязательно были ко второму чтению учтены. Это касается прежде всего статьи, связанной с принципами службы. Особенно абсолютно непонятно, почему опущен принцип законности, изложенный в законе "О системе государственной службы Российской Федерации", обязывающий государственных чиновников, в том числе, конечно, и работников правоохранительных органов, безусловно, соблюдать права и свободы человека, не только защищать, но и самим соблюдать права и свободы человека. Этот принцип полностью опущен в законопроекте, о котором мы сегодня ведём речь. Я полагаю, что совершенно необходимо ко второму чтению основательно заняться разделом, связанным со стажем работы в органах внутренних дел. Глава называется так: "Возникновение и изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел". С восемнадцати лет поступать, не с восемнадцати и так далее - всё это необходимо, вообще говоря, ещё раз внимательно посмотреть. Куда можно с восемнадцати лет поступать, в какие структуры? Способен ли восемнадцатилетний парень нести службу по охране общественного порядка в органах полиции, если завтра от него потребуется решение серьёзнейших вопросов, для которого у него социального опыта практически нет? Нас беспокоит вопрос, связанный и с текстом присяги. Надо внимательно посмотреть, всё ли там, в этом тексте, отвечает насущным требованиям нашего народа по борьбе с преступностью и деятельности правоохранительных органов страны, в частности органов внутренних дел. Нарушения служебной дисциплины. Безусловно, надо соглашаться с тем, что необходимо пресекать любые нарушения, которые дискредитируют деятельность сотрудников и нарушают права человека, но как раз о правах человека там недостаточно чётко прописано. Думается, ко второму чтению здесь нам нужно внимательно поработать совместно. По социальным гарантиям и льготам. В этом отношении этот законопроект должен корреспондировать с принятым нами законопроектом о социальных гарантиях сотрудников полиции, чтобы внутри системы МВД не было расхождений, не было дифференцированного подхода к социальному обеспечению личного состава - в зависимости от того, в какой службе он работает. Декларация о доходах. Правильно, нужно с этим соглашаться, но почему бы нам не рассмотреть вопрос и о расходах сотрудников правоохранительных органов, включая систему МВД? Это бы, честно говоря, позволило гораздо эффективней вести борьбу с коррупцией внутри этой системы, которая сегодня, вообще говоря, для нас является больным вопросом. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу сказать, что, конечно, законопроект требует серьёзной доработки ко второму чтению, об этом можно много говорить, но концептуально сегодня фракция КПРФ его поддерживает. Но нам хотелось бы, нам важно, чтобы ко второму чтению велась активная работа по его доработке и чтобы не было той спешки, которая обычно проявляется при работе над подобного рода законопроектами. Месяц, полтора месяца давайте поработаем, с тем чтобы с 1 января хороший закон вступил в силу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, я, как человек культурный, конечно, никогда в жизни не назову вас "господин Морозов", а также никогда в жизни не посоветую вам вынуть вату из ушей, потому что уважаю ваш возраст. Вам Владимир Вольфович уже сказал, что нужно депутатов называть: депутат Иванов, Петров, Сидоров и так далее, а не так, как вы это делаете, - ведущему это не к лицу. Теперь что касается законопроекта. Уважаемый Сергей Петрович, вы знаете, фракция ЛДПР всегда с огромным уважением относилась к той сфере деятельности, в которой работаете вы и ваши коллеги. Мы выросли на фильмах ещё той, советской эпохи, когда... Ну, наверняка, вы и ваши коллеги смотрели фильм "Сыщик". Когда захватили эту банду, тот сказал: "Это ты вроде нашего коллегу порешил". И он говорит: "Знаешь, между нами какая разница? Я могу тебе дать в морду, а ты мне нет". И начальник сказал: "Он прав, сержант". То есть не может. Вот на таких фильмах мы выросли. И мы очень хотим, чтобы такие коллеги были у вас, в вашем ведомстве, и постараемся сделать всё, что от нас требуется, чтобы это было. Но вот смотрим данный законопроект. Мы, конечно, за то, чтобы все, кто работает в органах внутренних дел, знали российскую Конституцию, законы и так далее. Однако, знаете, смотря как знать. Вот что мы будем спрашивать у гражданина, проходящего тест на знание Конституции и основных законов, - сколько у нас, извините, субъектов Российской Федерации, какими полномочиями обладает Государственная Дума или Совет Федерации? Что мы у него будем спрашивать? У нас, знаете, зачастую доходит до маразма, по большому счёту, я согласен с вами. Я недавно проходил техосмотр. Приезжаю на станцию, где техосмотр проходят, предъявляю документ. Он спрашивает: "Где ваш паспорт?" Я говорю: "У меня нет паспорта, у вас в постановлении написано: документ, удостоверяющий личность. В соответствии с законом о статусе депутата мой документ - удостоверение. Вот, пожалуйста, будьте любезны..." Нет, нужен паспорт. Сбегал за инструкцией, посмотрел, там написано: документ, удостоверяющий личность, перечислены некоторые документы и написано: "...и так далее, и тому подобное", то есть там не была указана справка формы 9 и так далее. Вот для него главное - ваша инструкция. Если будет вот такое знание нормативной базы, то такие сотрудники, к сожалению, нам, наверное, не нужны. Далее. И всё-таки мы не удовлетворены вашим ответом на вопрос. Хотелось бы, конечно, чтобы так и было, но, зная историю вашего ведомства, зная, кто возглавлял в своё время это ведомство, зная их богатейший опыт работы в органах внутренних дел - сами понимаете, в кавычках, эзопов язык, - опыт, которого не было: их ставили, нам не совсем понятно, как можно на руководящую должность поставить человека... Да, я согласен, если всё будет так, как вы говорите, если он пройдёт подготовку от и до по всем параметрам, тогда, конечно, хорошо, но в законе это не прописано, вот этого в законе нет, и никакой гарантии нет, что у нас Министерство внутренних дел не будет возглавлять человек, имеющий к нему очень опосредованное отношение, очень. Уважаемый Сергей Петрович, мы, наша фракция, готовы поддержать данный законопроект, но ко второму чтению мы представим вам все наши замечания, которые, на наш взгляд, абсолютно необходимы. Казалось бы, простой пример, мы даём большие социальные гарантии вашим коллегам - прекрасно! Мы за руками и ногами. Но вы пишете: если он добровольно напился. Как вы установите, добровольно он напился или сидел вместе с преступными элементами по заданию, поддерживал, так сказать, компанию, после чего получил ранение или был убит. И вы что, после этого будете говорить: извините, он был пьян? Так же нельзя! Мы за то, чтобы ваши сотрудники были защищены по полной программе, но и за то также, чтобы это не переходило в произвол. Вот эти вещи мы обязательно, я повторю, представим вам на рассмотрение, чтобы вы учли, и надеемся, что со временем к российскому полицейскому будут обращаться за помощью и поддержкой, а не придумывать ему всякие обидные прозвища. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Поскольку вы сделали замечание мне, как ведущему, я, пользуясь своим боевым возрастом, отреагирую. Первое. Я сейчас попросил принести мне стенограмму, чтобы знать дословно, как я вас представил. Если я представил вас как-то обидно или перепутал вашу фамилию или имя и отчество, я обязательно перед вами извинюсь. Что касается ватки, то я просто сделал мягкое замечание, я могу сказать, конечно, грубее насчёт вашего слуха. Я объявил должность официального представителя президента, а вы мне сделали замечание, поэтому я был вынужден вот так отреагировать. Но, если вам показалось, что я это сделал как-то обидно, я приношу вам свои извинения. А насчёт обращения мы сейчас проверим. Уважаемые депутаты, полномочный представитель президента не настаивает на заключительном слове, полномочный представитель правительства также. Пожалуйста, докладчик, заключительное слово. БУЛАВИН С. П. Я хотел бы поблагодарить всех депутатов, которые участвовали в подготовке, поскольку это третий закон и мы с вами очень конструктивно работаем, это даёт уверенность, что мы и закон "О службе в органах внутренних дел..." также примем, потому что его ждут на местах, ждут сотрудники органов внутренних дел, которые по зову сердца пришли работать в органы внутренних дел. Я совершенно согласен с вами, когда вы говорите, что попадают лица, которые по своим моральным, психологическим качествам не должны служить. Так вот этот закон как раз даст нам возможность от них избавиться на законных основаниях, потому что у нас большие проблемы с лицами, которые постоянно уклоняются от аттестации, уходят на больничные, и это длится годами. Вот этот закон даёт нам правовые основания для того, чтобы избавиться от этих людей. Большое спасибо за конструктивный диалог, надеемся на дальнейшее сотрудничество с Государственной Думой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Абдуалиевич, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5187 по 5203 из 6428
И 16-й пункт, проект федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 13 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принято.