Заседание № 234

12.09.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 568534-7 "О внесении изменения в статью 407 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц родителей в многодетных семьях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2726 по 3358 из 4351
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 407          
Налогового кодекса Российской Федерации". Приоритетный законопроект фракции     
КПРФ. Доклад Тамары Васильевны Плетнёвой.                                       
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы много говорим о           
промышленности, о сельском хозяйстве, и это правильно, потому что, если они     
не будут работать, не будет никаких льгот, так как на это денег не будет. Но    
сегодня я хотела поговорить о многодетной семье, и мы всё ждём законопроект о   
многодетной семье: по просьбе президента Совет Федерации работает над ним, но   
пока ничего. Я считаю, что это очень сложный проект закона и его сложно         
составить.                                                                      
                                                                                
У многодетных семей есть довольно много льгот, но они не такие существенные:    
бесплатный проезд на транспорте для школьников, бесплатные обеды в школе и      
так далее. Сегодня я предлагаю - уже во второй раз, в прошлом году я вносила    
этот законопроект - внести в статью 407 Налогового кодекса поправки,            
дополнения о том, что многодетная семья не должна платить налог на имущество.   
Тем более, что сейчас имущество у нас оценивается по кадастровой стоимости,     
получаются довольно большие суммы, особенно если в доме живут.                  
                                                                                
Когда наш президент выступал и говорил на эту тему, я очень порадовалась,       
подумала: в первый раз мой законопроект не прошёл, может быть, теперь пройдёт   
- в связи с объявлением Десятилетия детства, в связи с принятием                
национального проекта "Демография" и в связи с тем, что сегодня                 
демографическая ситуация действительно заслуживает большего внимания. Вчера     
на заседании Совета Думы мы слушали представителя Росстата, он нам докладывал   
- тема демографии действительно очень важная. Кто будет рожать детей, если,     
например, у людей не хватает денег на жизнь? Мы уже пробуем по-всякому, а       
хорошую зарплату дать бы, да и всё, и ничего не надо придумывать! Но мы не      
делаем ни то, ни это, поэтому, когда президент сказал, что необходимо           
освободить многодетную семью от уплаты налога на имущество, я подумала: ну      
всё, теперь вношу свой законопроект. Однако правительство внесло другой: если   
многодетная семья проживает в квартире, то они не платят за часть площади в     
расчёте 5 квадратных метров на человека, если проживают в доме, то в расчёте    
за 7 квадратных метров на человека не платят. Это, конечно, помощь, но это      
помощь очень маленькая - я разговаривала с представителями многодетных семей,   
с родителями, те говорили: "Да это всё ерунда".                                 
                                                                                
Поэтому моим законопроектом предусматривается, что они вообще не уплачивают     
этот налог. Да, это будет ложиться на плечи регионов, поэтому, конечно, из      
бюджета нужно будет добавлять средства регионам, но там не такая большая        
сумма, я вас уверяю, не 200 миллиардов, а всего-навсего... Вот посмотрите, по   
данным статистики, у нас 1 миллион 566 тысяч 863 многодетных семьи, а детей в   
них 5 миллионов 185 тысяч. Так вот, они не будут платить налог за одно жильё,   
и, если подсчитать, приблизительно это составит всего-навсего от 3 миллиардов   
до 6 миллиардов. Это очень маленькие деньги, тем более что бюджет у нас будет   
с профицитом. Я считаю, что всё-таки такой законопроект нам надо принять.       
                                                                                
Я вас ознакомлю с информацией, какие категории граждан имеют льготы по уплате   
налога на имущество, я специально выписала: Герои Советского Союза и России,    
лица, награждённые орденом Славы трёх степеней, инвалиды первой и второй        
группы, инвалиды с детства, участники Гражданской войны (их уж нет), Великой    
Отечественной войны (их осталось чуть-чуть), военнослужащие, служившие в        
воинских частях и штабах, бывшие партизаны и так далее (это уже совсем малое    
количество), лица вольнонаёмного состава Советской Армии и Военно-Морского      
Флота, органов внутренних дел, занимавшие штатные должности в воинских          
частях, лица, имеющие право на получение социальной поддержки в связи с         
законами о социальной защите граждан (это "чернобыльцы", "маяковцы",            
"афганцы"), военнослужащие, а также граждане, уволенные с воинской службы по    
достижении предельного возраста, по состоянию здоровья, родители, чьи дети      
погибли на службе, ну и ещё ряд других лиц. Про детей - ничего, кроме           
детей-инвалидов! Вот я сейчас слушала - лучше бы депутат Терентьев Михаил       
Борисович... не докладывал по этой теме, потому что даже странно было           
слушать. Мы должны защищать и инвалидов, и детей, и особенно многодетные        
семьи!                                                                          
                                                                                
Я очень переживаю, я знаю, что вы это принимать не будете, потому что мы же     
не думаем... Мы никто, мы нули! Я уже четыре дня записываюсь на приём к         
Кудрину, - четыре дня! - звонила туда раз двадцать, чтобы приняли меня, а       
ответа нет - он очень занят. Слушайте, мы с вами никто, мы с вами сидим...      
балласт, который должен нажимать кнопки, как скажут, - вот это самое обидное!   
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, а вы к Кудрину как записывались?       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам   
Надежда Сергеевна Максимова.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, Тамара Васильевна на такой печальной ноте закончила своё     
выступление, поэтому я хочу вам сказать, что мы рассматривали этот              
законопроект в мае на заседании нашего комитета и до сих пор мы под             
впечатлением, сколько было добрых слов сказано и в адрес Комитета по вопросам   
семьи, женщин и детей, и в адрес конкретно Тамары Васильевны, поскольку она     
так настойчиво пробивала тему оказания поддержки многодетным семьям.            
Действительно, она достучалась до всех органов власти, достучалась, дошла до    
президента, и мы с вами помним, что в послании Федеральному Собранию            
президент дал поручение правительству именно по этой теме разработать           
законопроект, и мы уже в апреле его приняли. Да, закон был согласован вот в     
тех размерах, о которых Тамара Васильевна нам сказала: было принято решение,    
что в части налога на имущество физических лиц освобождаются от                 
налогообложения по кадастровой стоимости 5 квадратных метров на каждого         
несовершеннолетнего в семье, если это квартира, и 7 квадратных метров, если     
это жилой дом или часть жилого дома, тоже на каждого несовершеннолетнего. Но    
мы тогда добавили другую норму: освободили от земельного налога 600             
квадратных метров общего земельного участка, дали ещё такую налоговую льготу.   
Более того, мы придали обратную силу этому закону, и вот сейчас налоги,         
которые будут уплачиваться за 2018 год, и земельный, и имущественный, уже       
будут уплачиваться с учётом дополнительных льгот. Тамара Васильевна правильно   
сказала, что порядка 1,3 миллиона объектов подпадает под эти льготы по          
имущественному налогу.                                                          
                                                                                
Что касается конкретного законопроекта, мы его рассматривали после того, как    
в апреле уже был принят закон, поэтому, конечно, и правительство, и Счётная     
палата, и комитеты тогда решили, что, поскольку частично эти нормы              
реализованы, и реализованы в пределах и в рамках, которые одобрил и подписал    
президент, ещё раз возвращаться в этом году, наверное, всё-таки                 
нецелесообразно. Мы предложили законопроект к отклонению.                       
                                                                                
И ещё хочу сказать о том, что здесь ещё играет роль. И налог на имущество       
физических лиц, и земельный налог - это налоги местных бюджетов, а мы в своё    
время, в позапрошлом году, включили в Налоговый кодекс норму, согласно          
которой представительный орган местного самоуправления имеет право принять      
решение о предоставлении налоговой льготы многодетной семье сверх норм,         
которые установлены федеральным налоговым законодательством, если сочтёт        
возможным. Более того, ещё хочу сказать, что в наших регионах очень разная и    
социально-экономическая, и тем более демографическая ситуация, и у нас нет на   
федеральном уровне - вот о чём Тамара Васильевна как раз говорила - понятия     
"многодетная семья". У нас ещё указом президента от 1992 года № 431 было        
установлено право субъектов самим определять для конкретной территории, какая   
семья является многодетной, и исходя из этого принимать уже адресные меры по    
их поддержке. То есть практически если местный бюджет определяет, что это       
многодетная семья, если у него есть возможность, есть доходы, то он может       
оказать дополнительную поддержку. Сейчас это всё, чем мы можем поддержать       
именно с точки зрения налогообложения такие семьи, мы констатируем всё это.     
                                                                                
Тем не менее, к большому сожалению, конечно, комитет предлагает отклонить       
указанный законопроект.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Вопросы есть. Надежда Сергеевна, задержитесь, пожалуйста.                       
                                                                                
Коллеги, прошу записаться на вопросы.                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня вопрос к докладчику от комитета.                              
                                                                                
Вы не находите, что в свете того, что, во-первых, налог на имущество начинает   
взыскиваться по кадастровой стоимости, во-вторых, из года в год у нас           
уменьшается переходный период, вначале вводилось 0,2 ставки, потом 0,4, 0,6,    
соответственно, мы стоим на пороге пятикратного повышения налога на             
имущество, в этих условиях надо давать преференции не только многодетным        
семьям, но и вообще всем семьям, у которых в настоящее время рождаются дети?    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Вы знаете, мы постепенно идём по пути поддержки семей, но не    
только через налоговые льготы, а и другими способами. Вы знаете, мы в этом      
году приняли нормы: мы помогаем многодетным семьям - выделяем по 450 тысяч      
рублей на погашение ипотеки, которую они брали; мы увеличили размер пособия     
на детей в возрасте от полутора до трёх лет до 10 тысяч рублей. То есть         
практически нужно искать и другие способы, прежде всего, как Тамара             
Васильевна правильно говорит, это увеличение заработной платы, увеличение       
заработка для тех семей, которые имеют такое количество детей, потому что на    
самом деле, на мой взгляд, всё-таки налоговые льготы - это достаточно, так      
сказать, ущербная, что ли, я сказала бы, мера. Из 85 наших регионов только 10   
профицитные, остальные - дефицитные, дотационные, и получается, что вот это     
всё - выпадающие доходы, налоговые льготы - это выпадающие доходы регионов и    
муниципальных образований, и чем больше мы будем принимать таких налоговых      
льгот, тем больше будет выпадающих доходов. То есть получается, что мы решаем   
одну проблему в ущерб решению других проблем. Поэтому, на мой взгляд,           
всё-таки мы должны идти другим путём - не путём предоставления налоговых        
льгот, а вот именно улучшением обеспеченности семей через повышение             
заработной платы и других пособий.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Надежда Сергеевна, вы правильно сказали, что у          
субъектов Федерации нет денег, при этом вы, когда выступали от комитета,        
сказали, что у субъектов Федерации есть полномочия, они могут такие льготы      
давать, если захотят, ситуация разная. Ну, как бы у двух ваших выступлений      
абсолютно разная логика, но нам же всем очевидно... И с последним вашим         
высказыванием я согласен, что не у всех субъектов Федерации есть возможность    
поддерживать многодетные семьи, но для нас же не важно, где дети рождаются, в   
каком субъекте Российской Федерации, главное, что все они граждане Российской   
Федерации, нам же это важно, поэтому нужно условия для всех регионов            
создавать!                                                                      
                                                                                
Если мы на федеральном уровне установим федеральные льготы, то будем обязаны    
помогать субъектам Федерации в финансировании этих обязательств - это           
очевидная вещь, очевидная! Именно с этим и связана логика внесения в            
федеральный закон этих норм - почему вы это не поддерживаете? Тем более, что    
деньги в федеральном бюджете есть, а в субъектах Федерации их нет, вы сами об   
этом сказали.                                                                   
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Я не считаю, что есть противоречия в том, что я говорила. На    
самом деле, если регион захочет принять такое решение, у него такое право       
есть. А то, о чём вы говорите... Вы знаете, что у нас проблема межбюджетных     
отношений очень остра, и не случайно вчера председатель, открывая нашу          
сессию, обратил внимание на то, что мы должны провести парламентские слушания   
на эту тему - тему выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.              
Действительно, очень остро сейчас стоит этот вопрос, слишком разные условия и   
возможности у регионов в зависимости от того, в каких географических,           
социально-экономических и других условиях они находятся. Это очень важная       
тема, мы должны её рассматривать, мы должны в этом русле двигаться, с тем       
чтобы принимать меры и искать варианты постепенного выравнивания                
обеспеченности всех наших регионов, чтобы каждый гражданин, где бы он ни        
проживал, имел равный доступ к услугам, которые в принципе у нас обозначены     
Конституцией. Совершенно верный вопрос, и мы должны в этом плане двигаться и    
работать.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Сергеевна, ну вы, как никто здесь, в зале,   
знаете, что долги муниципалитетов и регионов порождены в этом зале, когда       
одним законом передали 187 полномочий, но только треть из них обеспечена        
финансовыми мандатами. В связи с этим я хочу вам напомнить, вот есть данные     
Национального рейтингового агентства, что по итогам 2018 года 97 публичных      
компаний с основным бизнесом в России, акции которых котируются на российских   
и зарубежных фондовых биржах, выплачивают своим акционерам дивиденды в          
размере 3,2 триллиона рублей, из них три наших достояния: "Газпром", Сбербанк   
и "Роснефть" - 393,2 миллиарда, 361,4 миллиарда и 274,6 миллиарда               
соответственно. Может, нам, вообще-то, не апеллировать к долгам регионов, а     
подумать, как сделать так, чтобы дивиденды, которые в бюджет должны             
поступать?.. (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Николай Васильевич, вы этот вопрос задавали, когда    
был отчёт правительства, Дмитрию Анатольевичу Медведеву, вы слышали его ответ   
по этому поводу Я в данном случае комментировать по-другому не могу.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна, присаживайтесь.               
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бикбаев Ильдар Зинурович - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект        
преследует своей целью благие намерения по поддержке многодетных семей, но      
давайте всё-таки не забывать, что мы с вами руководствуемся нормами закона и    
работаем в рамках правового поля, мы должны это учитывать. Налог, который мы    
рассматриваем, налог на имущество физических лиц, отнесён к местным налогам,    
о чём сказала Надежда Сергеевна, соответственно, вопрос применения налоговых    
льгот решается на местном уровне, путём принятием нормативного акта местного    
уровня. Достаточно большой объём адресной работы наглядно показывают принятые   
в этом году законы, которые направлены в том числе на поддержку многодетных     
семей. Вопросы, затронутые в данном законопроекте, могут быть урегулированы     
на местном уровне. Кроме того, не учитываются и иные неблагоприятные            
обстоятельства и последствия, которые могут возникнуть в случае принятия        
этого законопроекта.                                                            
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает законопроект №     
568534-7 "О внесении изменения в статью 407 Налогового кодекса Российской       
Федерации" и выступает за его отклонение.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. От фракции ЛДПР.                        
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Ильдар Зинурович! Дело в том, что у    
нас в Рязанской области нет нефти в отличие от других субъектов Российской      
Федерации. Это я к тому, что вы каждый раз говорите, что каждый регион должен   
самостоятельно решать вот эти вопросы.                                          
                                                                                
Вы знаете, меня позиция представителей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и                
Правительства Российской Федерации удивляет вот чем: когда кто-то вносит        
инициативу, чтобы поддерживать материнство и детство, многодетные семьи, они    
говорят, что, мол, у нас уже полно льгот для многодетных семей, и тут же        
добавляют, мол, вы знаете, у нас не установлена категория "многодетная          
семья". Вы тогда определитесь! Я сегодня жене своей скажу, чтобы она            
удостоверение, наверное, проверила или выкинула, потому что ей подложный        
документ выдали: там написано, что она многодетная мать, а у нас,               
оказывается, в стране нет такого термина. Или как, каждый субъект должен        
по-своему определять?                                                           
                                                                                
А Вооружённые Силы Российской Федерации, я надеюсь, у нас общие, в которые      
призывают тех детей, которых рожают наши женщины? Вы представляете, какая это   
героическая женщина, которая посвящает себя рождению детей, потому что ведь     
это наносит существенный ущерб здоровью. Вот бывшая чиновница из Свердловской   
области честно сказала, выразила позицию, о которой нельзя было вслух           
говорить: "Вас государство не просило рожать!" Действительно, посыла-то нет,    
ведь никто не просит рожать детей - если бы стояла такая задача, дорогие мои    
коллеги, то эту инициативу внесла бы, ну, если не фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", то   
Правительство Российской Федерации. Вы представляете, какой ущерб стране        
будет нанесён, если многодетные семьи получат льготу по уплате налога на        
имущество?! Это не то, о чём мы с вами вчера приняли закон, освободив от        
пошлин на вывоз нефти из страны (господи, да мы же тут недавно и перевозчиков   
региональных освободили от уплаты НДС - ну это разве ущерб стране, так, 15      
миллиардов рублей!), это же многодетные семьи! Я вот до этой минуты думал,      
что семьи, где от трёх до бесконечности детей, получат право на освобождение    
от уплаты налога не так, как региональные власти решат, а получат от своей      
страны, для которой эти дети рождаются, которые в этой стране будут работать,   
платить налоги, с которых, я надеюсь, будут содержаться не только чиновники,    
депутаты, но и Вооружённые Силы, и дороги, а наша страна - на секундочку! -     
ежегодно сокращается по численности населения. Напомню, что в соседней          
Японии, которой очень хочется получить от нас какие-то острова, которые они     
считают своими, численность населения составляет 128 миллионов (ну, вы          
видели), а в нашей стране - 142 миллиона. Ну, вы знаете, расстояние от Москвы   
до Хабаровска, к счастью, не меняется, и вот эту дорогу нужно будет             
содержать, и чем больше будет людей в нашей стране, тем меньше на каждого       
нагрузка по содержанию имущества нашего государства, госорганов, а чем меньше   
будет граждан в нашей стране, тем выше будут налоги - вот и всё!                
                                                                                
Я недавно из средств массовой информации услышал официальную информацию о       
том, что у нас теперь молодёжи 17 миллионов, а пенсионеров 32 миллиона, то      
есть практически в два раза больше пенсионеров, чем молодёжи, которая будет     
расти, работать, платить налоги. Значит, какой сигнал-то, какой посыл, с чего   
вдруг в стране должна увеличиваться численность населения? Президент в          
открытую сказал, что три ребёнка в семье - это правильно, это хорошо. Ну        
президент же сказал, то есть это стандарт, я так считаю.                        
                                                                                
Спасибо, у моей семьи есть льгота - мы бесплатно посещаем Московский зоопарк.   
У меня, как у ветерана боевых действий, тоже есть льгота, но если и в           
субъекте Российской Федерации решат мне дать льготу по уплате налога,           
например транспортного, то она будет. Вот в Тульской области она есть, в        
Рязанской области нет, правда, мы с этими ребятами в одном подразделении        
служили, но вот так решили субъекты Российской Федерации, и так каждый раз,     
когда вы на субъекты Российской Федерации ссылаетесь. Понятно, что налог        
остаётся в местных бюджетах. Знаете, что они сделают? Они просто проголосуют    
и повысят кадастровую стоимость имущества - и всё, и никакой льготы за эти      
шесть соток, за 5 квадратных метров!                                            
                                                                                
Знаете, у нас, у ветеранов боевых действий, есть замечательная льгота по        
оплате коммунальных услуг. Некоторые, видимо неопытные, рассчитывают получить   
эту льготу, но, оказывается, ветеран боевых действий имеет льготу на оплату     
не всей квартиры, а только той части, которая у него в собственности, и то от   
18 квадратных метров! И ветераны боевых действий плюют на это дело, чтобы не    
бегать, не собирать эти бумажки, не вычленять долю, и пишут заявление:          
давайте мне деньгами - и Родина родная выдаёт 2850 рублей в месяц.              
                                                                                
Что касается многодетных семей, я не жалуюсь, я депутат Государственной Думы    
и пока, к счастью, получаю заработную плату, я говорю про другие многодетные    
семьи. Моя семья прописана в Рязани (это я вам про регионы), живёт она со       
мной в Москве, потому что здесь Госдума находится; переносите Госдуму в         
Рязань - будем по-другому общаться. Так вот, мы здесь ходим в школу, в          
детский сад ходили, и я вам говорю, что в Москве многодетные семьи всех льгот   
лишились: нет теперь льготы по оплате коммунальных услуг, нет теперь льготы     
по оплате обучения при нашем бесплатном образовании, нет никаких больше         
льгот! Вы про какие регионы говорите? Вам говорят: давайте в стране сделаем     
единый стандарт, чтобы многодетные семьи получили льготы.                       
                                                                                
Уважаемые представители кавказских регионов и республик! Самое большое          
количество многодетных семей, по статистике, которую я запрашивал, находится    
как раз в национальных регионах нашей страны, и этот законопроект в лучшую      
сторону изменит жизнь именно в республиках, от которых вы избраны, поэтому,     
если сегодня вы, представители всех фракций и в частности "ЕДИНОЙ РОССИИ",      
поддержите эту инициативу, вам многодетные семьи только спасибо скажут.         
                                                                                
А теперь про обеспеченность субъектов Российской Федерации. Я не буду           
называть регионы Северного Кавказа, чтобы никого опять не обижать, не           
раздражать, но давайте мы посмотрим субъект, который по площади территории и    
по численности населения приблизительно равен Рязанской области, и сравним те   
денежки, которые из федерального бюджета поступают, допустим, в Рязанскую,      
Липецкую, Тамбовскую области и в этот субъект, в эти регионы, если уж           
говорить про равенство регионов. Поэтому нельзя решение этого вопроса           
оставлять регионам - вопросы поддержки материнства и детства, поддержки         
многодетных семей надо решать на федеральном уровне!                            
                                                                                
И ещё раз повторю: если нужно определить, дать определение - пожалуйста,        
внесите инициативу. Если кому-то ещё непонятно, что многодетная семья - это     
семья с тремя и более детьми, ну давайте для особо одарённых это пропишем.      
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Друзья мои, если численность населения нашей страны будет расти, то   
придётся нефть реализовывать на внутреннем рынке, рыбу реализовать на           
внутреннем рынке, продукты питания реализовывать на внутреннем рынке, газ       
надо будет побольше реализовывать на внутреннем рынке, но, видимо, кому-то      
это неинтересно, видимо, кому-то хочется, чтобы потребителей было больше за     
периметром Российской Федерации. Скорее всего, нашей стране уготован удел       
сырьевого придатка, так назначили, а мы тут с вами ещё хотим размножаться,      
чтобы у нас детей было много, чтобы деньги тратились внутри страны! Видимо,     
этот вариант не проходит, и вот это первый сигнал. Не денег просим, не          
повышения детских пособий (я инициативу внёс, её отклонили), не выделения       
жилья для многодетных семей (внёс инициативу - отклонили), просим освободить    
от налога на имущество, которое есть у многодетной семьи, - вы и тут не         
хотите! Значит, нефтяники пусть вывозят за границу без налогов нефть, а для     
многодетной семьи льготу на домик не хотите принимать!.. (Микрофон отключён.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович. Выступление от фракции КПРФ.                          
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи и коллеги! Сегодня    
при рассмотрении данного законопроекта мы затрагиваем две масштабные            
социальные проблемы: во-первых, проблему бедности, во-вторых, проблему с        
тревожной демографической ситуацией. Их связь очевидна, по крайней мере для     
меня, для членов нашей фракции, и хотелось бы, чтобы эту взаимосвязь видели,    
понимали и в других структурах.                                                 
                                                                                
Посмотрите, какая демографическая ситуация, я ещё раз напомню: в текущем году   
за семь месяцев естественная убыль составила 200 тысяч (на 200 тысяч больше     
умерло, чем родилось в Российской Федерации), если брать последние три года -   
естественная убыль составила 560 тысяч. Очевидно, что в последние три года -    
2017-й, 2018-й и текущий, 2019 год - рождаемость снижается, а смертность по     
меньшей мере остаётся на прежнем уровне, на высоком уровне.                     
                                                                                
Ряд мер был предложен правительством и президентом, мы их поддержали, они       
реализуются, но мы считаем, что их недостаточно, потому что негативные          
демографические процессы возникают в результате целого комплекса причин и       
факторов, и среди них не только демографическая яма 90-х, не только следствие   
"русского креста" 90-х годов, но и разбалансированность производительных сил    
в стране, разбалансированность в развитии регионов - о чём сегодня мы весь      
день говорим, обсуждая различные законопроекты.                                 
                                                                                
Кардинально ситуацию можно изменить только путём социально-экономического       
поворота и изменения курса развития страны, о чём мы постоянно говорим в        
течение многих лет. Сегодня, рассматривая предложенный законопроект, мы берём   
только одну из конкретных мер, конечно, это не полное решение тех проблем, о    
которых идёт речь, - помощь многодетным семьям, чтобы они не попадали за        
черту бедности, чтобы выбирались из разряда, из категории бедных. Ну,           
посмотрите, что получается: вот в Краснодарский край приезжает огромное         
количество людей из разных регионов в летний период, родители с детьми, в том   
числе многодетные семьи, и сколько раз приходилось видеть такие сцены           
где-нибудь в районе пляжа, детского санатория или дома отдыха родителей с       
детьми, когда родители своим детям говорят, когда отец говорит, что либо        
мороженое, либо карусели, потому что на всё денег нет, не хватит. Это же        
детский отдых, если дети приехали на летний период с северов, из холодных       
регионов на юг, им хочется по-нормальному отдохнуть, да и родители хотели бы    
это сделать, но, оказывается, не всё возможно!                                  
                                                                                
Оппоненты вновь и вновь сегодня говорят: все эти меры - это полномочия          
регионов, и можно было бы на уровне регионов это решать. Мы только что          
говорили о дополнительных мерах поддержки для педагогических работников -       
этот аргумент звучал, теперь по многодетным семьям такой же аргумент: пусть,    
мол, они сами вносят эти изменения и льготы дают по налогам. Но ведь на самом   
деле демография - дело общенациональное, а не узкорегиональное или какое-то     
местное. Мы же одна большая страна, речь идёт о гражданах одной большой,        
огромной страны, которая, мы считаем, и должна быть великой державой, и она,    
конечно, будет ею, если мы будем шаг за шагом ситуацию улучшать.                
                                                                                
Мы уже неоднократно указывали источники, за счёт которых можно не перегружать   
регионы. Не надо на них всё сваливать, чтобы они решали, - есть возможности     
увеличить и доходы, и расходы на федеральном уровне, в федеральном бюджете и    
доходная, и расходная части могли бы быть увеличены. Например, можно            
пересмотреть подход к формированию, расходованию и использованию средств        
Фонда национального благосостояния, в котором триллионы рублей лежат, а их      
можно было бы направить на решение самых острых сегодня проблем - это           
здоровье народа и демографическая ситуация - дополнительно к тому, что есть в   
нацпроектах, где, конечно же, средств недостаточно для решения проблем. Можно   
пересмотреть политику, скажем, в отношении ряда государственных компаний -      
вот только что Николай Васильевич приводил пример по дивидендам, получаемым     
"Газпромом", Сбербанком, "Роснефтью". И не забывайте, что, помимо всего         
прочего, те огромные средства, миллиарды, которые идут на дивиденды небольшой   
группе лиц, к тому же ещё и не гражданам России распределяются, они             
распределяются гражданам иных иностранных государств, в том числе наших самых   
больших "друзей".                                                               
                                                                                
Наша фракция категорически в данном случае, как и когда мы говорили о           
поддержке педагогических работников, настаивает на необходимости принятия       
такого закона. Мы поддерживаем его и призываем всех, кто находится в этом       
зале, также поддержать.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. С места.                                      
                                                                                
ШЕИН О. В. Первое, о чём, наверное, мы должны говорить, - это о                 
демографических тенденциях. За последние пять лет рождаемость в Российской      
Федерации сократилась на 18 процентов, а в абсолютных цифрах это минус 360      
тысяч человек по сравнению с тем, что было в 2014 году. Тенденция, очевидно,    
является негативной, мы фактически ушли в демографический провал 90-х годов,    
и он очень сильно аукнется через два-три поколения россиян, уже во второй       
половине этого века. Совершенно понятно, что безответственно эти вещи не        
видеть и не принимать каких-то мер.                                             
                                                                                
Второе. Данный законопроект, по сути, носит компенсационный характер, речь не   
идёт о том, чтобы вводить содержательно какие-то новые льготы. Мы должны        
понимать, что до недавнего времени ставка налога на имущество, именно на        
жильё, носила совершенно символический характер, но в настоящее время эта       
ставка качественно повышается, повторяю, речь идёт об очень быстром             
завершении переходного периода, по итогам которого ставка увеличивается в       
пять раз, поэтому сегодня многодетные семьи, как, впрочем, и другие,            
сталкиваются с ситуацией увеличения фискального бремени и налоговых поборов.    
И смысл рассматриваемого законопроекта заключается в том, чтобы их,             
многодетные семьи, от этого увеличения налогового бремени избавить.             
                                                                                
Третье. Можем ли мы говорить о том, что мы вмешиваемся в полномочия субъектов   
Российской Федерации? Нет, не можем, потому что речь идёт о внесении            
изменений в нормы Налогового кодекса, где уже сегодня федеральная власть        
определяет параметры налоговых льгот и вычетов для большой категории граждан,   
включая, к примеру, предпенсионеров. Если можно принять такое решение по        
одним группам, почему нельзя принять по другим? Сумма выпадающих доходов,       
которую можно через понимаемые всеми специалистами методики расчётов между      
Минфином и субъектами учесть в рамках федеральных трансфертов, достаточно       
небольшая, является довольно символической.                                     
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает данный законопроект     
как отвечающий национальным интересам Российской Федерации.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово - Тамара Васильевна Плетнёва. Пожалуйста.                  
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, я специально вышла ещё раз, чтобы на вас      
посмотреть, а вы на меня посмотрите.                                            
                                                                                
Вы знаете, мне вспоминается детская книжка, рассказ Валентины Осеевой "Синие    
листья", мы в начальной школе, в советской, его читали. Две девочки сидели      
рядом - одна из семьи побогаче, другая из семьи победнее, - и им дали задание   
нарисовать дерево и домик. И вот у одной девочки не было зелёного карандаша,    
она не могла раскрасить листья на дереве и попросила у второй: "Дай мне         
карандаш". А та говорит: "Хорошо, я спрошу у мамы завтра". На другой день       
опять: "Дай мне карандаш". - "Я спрошу у папы". Потом: "Я спрошу у бабушки".    
В итоге девочка раскрасила синим карандашом листья и показала учительнице, а    
та посмотрела и говорит: "Ты почему синим-то покрасила?". - "Да у меня          
карандаша зелёного нет", - и слезы потекли. А учительница спрашивает вторую     
девочку: "А ты чего же, Таня, не дала-то ей?" - "Я давала, но она не взяла".    
Вот можно по-всякому это рассматривать... Этот маленький рассказ имел           
огромное воспитательное значение.                                               
                                                                                
Я к чему это сейчас вам говорю? Хочу сказать большое спасибо Надежде            
Сергеевне: она же ведь против выступила, а мне не было больно, она так          
культурно сказала, почему и как. А ведь некоторые придут... вот Сергей          
Вострецов рядышком со мною сидит, всегда кричит, и я ему всегда говорю:         
"Серёжа, ну ты что так кричишь?" Вот в этом зале нет врагов, вообще нет, мы     
все жители одной страны, мы все её очень любим, и мы все хотим, чтобы она       
была лучше. И я дружу со всеми - с ребятами и из ЛДПР, и из своей фракции,      
естественно, и из "ЕДИНОЙ РОССИИ", и из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", - и я никогда    
не сказала бы: что ты там пиаришься, вот для чего, это ты специально? Мы все    
думаем, как сделать лучше, но вот, ребята, как хотите, а я сегодня не понимаю   
вас! У нас так много умных людей здесь сидит - вы что, думаете, там, в          
правительстве умнее вас? Сколько заставляем мы их: дайте нам заключение,        
дайте нам заключение - никак не можем добиться! А здесь быстро всё решается,    
поэтому мы должны иметь свою точку зрения, мы должны заставлять правительство   
думать, как сделать лучше, как найти деньги. Вот вы сегодня отклонили опять     
очень нужный социальный закон, ну, я не очень сильно расстроилась, потому что   
мне отказали очень мягко.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Надежда Сергеевна, будете выступать?                                            
                                                                                
Надежде Сергеевне Максимовой включите микрофон.                                 
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемая Тамара Васильевна, я помню, когда мы в апреле         
принимали закон в отношении этих льгот, о которых мы с вами сегодня говорили,   
вы тоже выходили на трибуну и говорили спасибо за то, что всё-таки мы           
сдвинулись с нулевой точки и приняли вот такие решения, которые сегодня уже     
фактически работают, вот начиная с этого года.                                  
                                                                                
А вообще, коллеги, конечно, обсуждение получилось очень острое, и это           
понятно, потому что тема животрепещущая, она волнует всех нас. Демография -     
это одна из самых, можно сказать, провальных позиций в настоящее время, но не   
могу согласиться с тем, что вы говорите: федеральный бюджет не помогает,        
федеральный бюджет не обращает внимания и так далее. Да в том числе благодаря   
и нашим с вами усилиям 25 с лишним триллионов рублей выделено на национальные   
проекты! Мы сегодня говорим о том, чтобы ресурсы доводились своевременно, о     
том, чтобы программы были составлены на шесть лет, чтобы были заключены         
соответствующие соглашения с министерствами и у нас ни копейки не пропало,      
чтобы все они были эффективно использованы, и в том числе на такие проекты,     
как "Демография", "Здравоохранение", "Образование". Это ресурсы, которые        
дополнительно направляются в каждый субъект, которые дают возможность           
улучшать качество жизни каждого человека. У нас с вами есть программы,          
которые помогают социально выравнивать ситуацию и в семьях, и среди наших       
работников, и в части безработных в том числе. Главное, чтобы они сработали     
таким образом, как нужно, и мы эту задачу сейчас ставим и перед субъектами, и   
перед муниципалами, и перед собой, главное, чтобы каждая копейка сработала      
так, как ей положено, и в этом случае у нас тогда, конечно, пойдёт улучшение    
демографической ситуации, улучшение качества жизни населения, увеличение        
доходов нашего населения. Кстати говоря, одна из программ -                     
"Производительность труда..." - сегодня исполняется на самом низком уровне, а   
без этого, к сожалению, мы с вами тоже не двинемся в направлении увеличения     
нашей экономики и повышения уровня социально-экономического развития.           
                                                                                
Коллеги, что касается конкретного закона. Если вы ещё раз посмотрите, то        
увидите, что законопроект состоит из одного-единственного абзаца: родители в    
семьях, отнесённых законодательством соответствующего субъекта Российской       
Федерации к многодетным, что действительно в соответствии с указом              
написано... Поэтому, Александр Николаевич, пусть ваша супруга посмотрит своё    
удостоверение, кем оно подписано, - оно наверняка подписано руководителем       
того субъекта, где вы прописаны.                                                
                                                                                
Коллеги, да, мы сегодня отклоняем законопроект, но это не значит, что мы        
заканчиваем эту работу. Нам с вами предстоит большая работа по улучшению        
роста нашей экономики, по улучшению качества жизни населения, и от нас с        
вами, как законодателей, очень многое будет зависеть - какие законы мы будем    
принимать и как мы будем отслеживать их исполнение. В данном случае, к          
сожалению - да, к сожалению, - закон мы отклоняем.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в        
статью 407 Налогового кодекса Российской Федерации".                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за               93 чел.20,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.79,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
По ведению - Шерин Александр Николаевич.                                        
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Вы меня правильно поняли, я как раз об этом и сказал: когда семья   
прописана в одном месте, а проживает в другом... Нужно, чтобы льготы            
действовали на всей территории России, я как раз об этом и говорил.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.