Заседание № 241
01.07.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 568029-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (о расширении перечня источников официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6059 по 6291 из 9476
Пункт 49, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", первое чтение. Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Законопроект направлен на совершенствование процесса официального опубликования указанных нормативных правовых актов, и прежде всего речь идёт о том, чтобы расширить перечень источников их официального опубликования, дополнив его официальным интернет-порталом правовой информации. В соответствии с действующей редакцией федерального закона официальными источниками сейчас являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Предлагается также считать официальным источником опубликования федеральных законов, федеральных конституционных законов официальный интернет-портал правовой информации, и даётся его доменный адрес. В связи с этим первое по времени опубликование в любом из этих источников и будет считаться официальным опубликованием указанных нормативных правовых актов. Законопроект также предлагает дополнить действующую редакцию федерального закона статьёй 9-1, в которой статье определяются понятие и содержание интернет-портала правовой информации. Функционирование этой государственной системы правовой информации будет обеспечивать федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба охраны, на которую в настоящее время возложены функции по регулированию, контролю и надзору в сфере в том числе различных видов специальной связи, правительственной связи и информации. Официальный интернет-портал правовой информации уже введён в эксплуатацию, работает он с 2010 года, и на нём уже сейчас соответствующая информация, неофициальная естественно, публикуется. Кроме того, предусматривается, что на этом официальном интернет-портале могут быть опубликованы правовые акты правительства, других органов государственной власти, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Опубликование нормативных правовых актов предполагается осуществлять в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. Также планируется опубликование в электронном виде правовых актов, которые подписывает глава государства, - это федеральные законы и акты президента. Всё это будет функционировать с 1 октября 2011 года. Вот основные положения законопроекта. Прошу вас поддержать и проголосовать за принятие его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть письменное обращение комитета с просьбой заменить содокладчика по этому вопросу - вместо Плигина будет Москалец. Есть возражения? Нет. Пожалуйста, Москалец, на трибуну. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект направлен на расширение перечня источников официального опубликования актов и вводит в систему новые технологии распространения информации. Должен отметить, что введение в систему опубликования нормативных актов современных информационно-телекоммуникационных технологий - это продолжение внедрения информационных технологий в деятельность федеральных органов власти, начатого созданием единой системы предоставления государственных услуг в электронном виде и, прямо скажем, фундамент для создания и наполнения государственной правовой информацией всей системы государственной правовой информации. Принятие закона, мы полагаем, позволит повысить оперативность официального опубликования правовых актов, обеспечить свободный доступ государственных и муниципальных органов, организаций, юридических и физических лиц к официальным текстам правовых актов. Соисполнитель по данному законопроекту - Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи - поддерживает концепцию законопроекта, а Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы? Давайте запишемся: я вижу, во фракции ЛДПР аж четверо желающих. Есть предложение - по одному вопросу от фракции. Ставлю на голосование данное предложение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 34 сек.) Проголосовало за 300 чел.98,4 % Проголосовало против 5 чел.1,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Гарри Владимировичу по первому абзацу статьи 4. Всё вроде бы понятно, но здесь есть союз "или": "или в электронном виде на официальном интернет-портале". Не получится ли так, что именно там всегда будут в первую очередь это публиковать? А какой тогда смысл публиковать это в "Российской газете" и "Парламентской газете"? Там повторять не будут, а у нас, к сожалению, Интернет не в каждом доме, да и, вообще-то, не в каждой организации, если уж так посмотреть. Не получится ли так, что из-за этого союза у нас в газетах официального опубликования... вообще опубликования законов не будет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Николаевич, я думаю, что последняя такая пауза, которую вы сделали, задавая вопрос, она, по сути дела, и даёт нам подсказку к ответу на ваш вопрос. У нас есть несколько терминов, они выглядят похожими, их очень часто путают. Есть официальное опубликование, и оно может быть только одно - это первая публикация в любом из четырёх названных в законопроекте официальных источников. Первая публикация идёт, например, в бумажном, назову это так, официальном источнике - в "Российской газете", все последующие - в "Парламентской газете" завтра, в "Собрании законодательства Российской Федерации" послезавтра, на интернет-портале в эти же дни - опубликование неофициальное. Поэтому публиковать будут во всех четырёх источниках, но только первая по времени публикация будет считаться официальным опубликованием нормативных правовых актов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов, фракция ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Гарри Владимирович, ну, Интернет - вещь такая интересная, мы все с вами являемся пользователями... "Российская газета", где официально опубликовали документ, у меня может быть на руках, и что бы там ни случилось, я всегда могу предъявить, показать и сказать: вот так было написано в "Российской газете", запятая стояла вот в этом месте. Даже если я сделаю так называемый скриншот текста документа с этого официального сайта, то, если они там в запятой ошиблись, в течение одной минуты они могут поменять это всё. Где гарантия, что вот этого не будет, что мы от этого застрахованы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, гарантий несколько. Во-первых, если говорить о том, что... В вашем примере речь идёт, по сути дела, о фальсификации. Гарантий, повторюсь, несколько. Первое. Техническое обслуживание, ведение и наполнение этого интернет-портала будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти со специальным правовым статусом и со специальной компетенцией. И уже в настоящее время этот орган нас, и депутатов в том числе, обеспечивает и правительственной связью, и соответствующими механизмами защиты, чтобы та информация, с которой мы сейчас работаем, была доброкачественной, оперативной, своевременной и чтобы никто не смог в эту информацию влезть, грубо говоря. Второе. Абсолютно точно есть технологические возможности для того, чтобы проанализировать и понять, вторгался ли кто-то в текст этого первого и тем самым официального опубликования документа, например федерального закона, и переставил ли кто-либо запятые или ещё что-либо сделал. Если так, то это уже будет уголовно наказуемым деянием со всеми вытекающими отсюда последствиями. Можно говорить о возможности фальсификации и печатной продукции: вы во время выборов - по крайней мере, вы приводили примеры - с этим периодически, неоднократно встречались. Поэтому вопрос о том, как публиковать, в общем-то, не особенно влияет на то, о чём вы сейчас спрашивали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" настаивает кто-то на вопросе? Нет. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"? Нет. Настаивает ли кто-то на выступлении? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё один вопрос? Сергей Николаевич настаивает ещё на одном вопросе. От фракции кто будет задавать? У нас такой практики нет - чтобы один и тот же человек дважды задавал вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы договорились: один вопрос от фракции. Мало того, что хотят задать второй вопрос, да ещё и тот, кто уже задал. Уточнить вы что-то?.. Останина хочет задать вопрос. Это в счёт квоты "ЕДИНОЙ РОССИИ". ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Гарри Владимирович, на самом деле вопрос серьёзный, он касается правоприменительной практики. Первое. Поскольку в наших законах отсутствует термин "интернет-портал", предполагается ли регистрация сайта как средства массовой информации? Где гарантия, что мы убережёмся от клонов этого сайта? Это второе. И третье. Правоприменительная практика. Когда обращаются в суды, ссылаясь на определённый нормативный документ, закон и так далее, то требуется заверение нотариуса. Приходит человек, допустим, с "Российской газетой", обычный селянин, нотариус заверил, что это действительно законодательный акт, который принят парламентом тогда-то. Как быть в данной ситуации с точки зрения правоприменительной практики, ещё раз говорю, когда закон опубликован на данном интернет-портале? И требуется ли внести изменения?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Последнее не услышал до конца, поэтому... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нужны ли изменения в закон о СМИ? МИНХ Г. В. В Закон "О средствах массовой информации", я думаю, вносить изменения не требуется. Если говорить о терминологии, то термин "портал", в том числе и применительно к сети Интернет, в настоящее время уже внесён в действующее законодательство, термин "портал" как информационный ресурс присутствует. В данном законопроекте применяется, скажем, такая комбинаторика: используется понятие интернет-портала для того, чтобы не давать длинное словосочетание, что это портал, который эксплуатируется с использованием сети Интернет. В данном случае, я думаю, всё достаточно понятно, и вряд ли такая буквальная, скажем, терминологическая однообразность необходима. Второе. Вот то, о чём вы говорите... И Сергей Владимирович Иванов уже в принципе сказал, что есть такая техническая возможность. Ну, тут специфическая терминология... Говоря по-простому, это распечатка, он это несколько по-другому назвал, не по-русски - скриншот (у нас иногда члены этой фракции ругают нас за то, что мы в парламенте используем лексику, которая основана не на русском языке). Тем не менее такая техническая возможность есть, и в этом плане у вас будет точно такой же бумажный носитель, на котором будет зафиксировано, что на этом портале было опубликовано. Это будет, по сути, перевод электронного вида официального опубликования на бумажный носитель. Всё остальное - с точки зрения заверения и так далее, - я думаю, ничуть не меняется, поэтому вы будете прикладывать... Ну, я не уверен, что нотариус нотариально должен удостоверять, что "Российская газета" является "Российской газетой". Это не вытекает, по крайней мере, из требований законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, закончили обсуждение. Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7053 по 7068 из 9476
Голосуется законопроект из пункта 49 повестки дня сегодняшнего заседания. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 12 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.