Заседание № 45

14.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 567807-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о предвыборной агитации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4249 по 4745 из 5969
18-й пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад Олега Леонидовича   
Михеева.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Леонидович, вы дайте комментарий. Вы будете          
докладывать?                                                                    
                                                                                
МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится законопроект,    
который направлен на обеспечение предоставления одинаковых прав во время        
избирательной кампании всем партиям и тем лицам, которые участвуют в            
избирательной кампании.                                                         
                                                                                
Мы с вами столкнулись с тем, что сегодня во время проведения любой              
избирательной кампании, которая проходит в России, нарушаются права в           
основном оппозиционных партий. Это в первую очередь касается злоупотребления    
своим положением чиновников, которые не дают возможности использовать           
рекламные пространства в виде баннеров, даже если собственники этих баннеров    
согласны, то на них оказывается давление, и так далее, то есть то, с чём мы     
сталкиваемся постоянно. Данный законопроект как раз направлен на то, чтобы      
дать возможность всем участникам избирательной кампании в равной степени        
получить эти площади. Именно из-за того, что возникает это неправомерное        
использование административного ресурса, и было принято решение внести данный   
законопроект, благодаря которому на уровне закона будет закреплена              
возможность распределения этих площадей равномерно.                             
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет очень      
внимательно и детально изучил указанную законодательную инициативу. Отмечая в   
целом, что действительно совершенствование избирательного законодательства -    
это тот процесс, который проводится постоянно на основе опыта проведения        
избирательных кампаний и выборов всех уровней, тем не менее комитет считает,    
что указанный законопроект содержит в себе ряд противоречий и недостатков, в    
первую очередь чисто правового характера.                                       
                                                                                
Так, согласно проектируемым нормам положения о предвыборной агитации,           
агитации по вопросам референдума, размещаемой на наружных рекламных             
конструкциях, должны быть выделены в отдельное регулирование. В то же время,    
если мы посмотрим Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных        
прав...", то увидим, что указанные правоотношения уже урегулированы             
действующим законодательством и в дополнительной регламентации, по сути дела,   
не нуждаются, потому что содержащееся в статье 2 закона понятие "агитационные   
материалы" включает в себя все средства агитации, независимо от места их        
размещения, а в статье 48 того же закона предусмотрено, что вопросы агитации    
осуществляются посредством выпуска и распространения печатных,                  
аудиовизуальных и других агитационных материалов. Таким образом, наружные       
рекламные конструкции, на которых размещается агитационная продукция,           
подпадают под действие данных норм и, соответственно, регулируются так же,      
как вся остальная агитационная продукция.                                       
                                                                                
Дело в том, что - как отметил уважаемый докладчик сейчас в своём выступлении,   
сославшись на некий произвол чиновников, - большинство рекламных конструкций,   
особенно если речь идёт о крупных муниципалитетах, в первую очередь о           
городах, находится, конечно же, в частной собственности. Огромное количество    
частных компаний, которые конкурируют, в том числе в рамках одного              
муниципалитета, на одном рынке, вправе проводить самостоятельную ценовую        
политику - и это их право, которое установлено конституционно, -                
конкурировать между собой, предоставлять рекламные площади тем или иным         
рекламодателям.                                                                 
                                                                                
Также следует отметить, что закон "О рекламе" на политическую рекламу не        
распространяется, и, следовательно, отношения, которые урегулированы законом    
"О рекламе", законом именно о коммерческой рекламе, строятся на основе          
принципов свободного рынка, вне всякого сомнения. Есть случаи, когда            
рекламные конструкции - я сам просто с этим сталкивался на практике -           
находятся в муниципальной, к примеру, собственности или государственной, но     
этих случаев очень-очень мало на самом деле.                                    
                                                                                
Если мы посмотрим данный законопроект, то увидим, что предлагается, например,   
установить фиксированную плату, обязанность резервирования определённых         
площадей, что для частных компаний, конечно же, будет являться нарушением       
принципа ценообразования. Ну, мы даже в более серьёзных вещах и сегментах       
рынка не вводим государственное ценообразование, потому что это может           
привести к тем последствиям, о которых мы уже, наверное, забыли за двадцать с   
лишним лет существования рыночных отношений. И тем более введение               
государственного ценообразования на рекламном рынке, с точки зрения комитета,   
да и с точки зрения здравого смысла было бы нецелесообразнным.                  
                                                                                
Есть ещё целый ряд замечаний, которые высказаны в заключении комитета, все      
они носят правовой характер.                                                    
                                                                                
Кроме того, я хотел бы отметить, что официальный отзыв правительства и          
заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы также носят       
отрицательный характер.                                                         
                                                                                
На основании изложенного комитет рекомендует данный законопроект отклонить.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться на вопросы.   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Алексеевич Кравец.                                                    
                                                                                
КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу.                                             
                                                                                
Ну, то, что у нас в стране существует административное давление на              
рекламодателей, - это очевидно. Любой, кто участвовал в избирательной           
кампании, в том числе ваш покорный слуга, сталкивался с ситуацией, когда        
заключали договоры, получали площади, а затем, скажем, провисел билборд или     
баннер день-два, увидела власть, наехала, извините за сленг, на рекламную       
компанию - и всё это снимается. Разговор о том, что в законопроекте есть        
недостатки, справедлив - да, он написан неряшливо, мне тоже так                 
представляется, но вместе с тем, на мой взгляд, вы просто отмахиваетесь или     
комитет в вашем лице отмахивается от очень важной проблемы, от той ситуации,    
которая активно используется и создаёт то напряжение, о котором после выборов   
в Госдуму здесь, в этих стенах, столь долго говорили... (Микрофон отключён.)    
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Алексеевич, собственно говоря, вопрос-то не    
прозвучал, но тем не менее в ответной реплике я могу сказать, что проблема      
вмешательства государственных и муниципальных служащих, чиновников в            
деятельность частных компаний, частного бизнеса присутствует везде, и это       
связано не только с выборами.                                                   
                                                                                
Что касается участников избирательных кампаний - политических партий либо       
отдельных кандидатов, которые столкнулись с тем, что компания, которая по       
заключённому договору должна предоставить рекламные площади, но их не           
предоставила, в одностороннем порядке отказалась от исполнения условий          
договора, то в этом случае необходимо обращаться в суд и требовать взыскания    
убытков, наложения штрафных санкций, которые должны быть предусмотрены          
договором, вне всякого сомнения. Это область гражданско-правовых отношений, и   
урегулировать все вот эти тонкости в избирательном законодательстве... Это не   
предмет регулирования избирательного законодательства, это предмет              
регулирования гражданского законодательства, и там всё чётко и ясно написано.   
                                                                                
Что касается давления чиновников, то в данном случае проблема касается не       
только, как я понимаю, рекламных конструкций, вы имели в виду всё-таки не       
рекламные конструкции, а нечто большее. Там свой предмет регулирования, свои    
особенности привлечения к ответственности и защиты прав участников              
избирательных кампаний, это всё-таки не имеет отношения к данному               
законопроекту.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Ну я тогда спрошу о том, что имеет отношение к данному законопроекту, Дмитрий   
Фёдорович.                                                                      
                                                                                
Вот смотрите, вы прекрасно знаете, что действующим законодательством все        
средства массовой информации, которые приняли решение участвовать в освещении   
избирательной кампании, обязаны предоставлять в комиссию сведения о тех         
объёмах, которые они будут предоставлять, расценках и так далее, для всех       
условия должны быть единые. Вы вот это не считаете неправильным. Вместе с тем   
в своём докладе вы сейчас сказали, что считаете неправильным, если мы           
установим практически те же самые правила для владельцев рекламных              
конструкций, которые, кстати, не подпадают под действие выборного               
законодательства, поскольку не являются средствами массовой информации.         
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Владимирович, я согласен с тем, что               
действительно есть особый порядок участия в предвыборной агитации средств       
массовой информации. При этом никто не ограничивает средства массовой           
информации в выборе - участвовать или не участвовать в предвыборной агитации,   
предоставлять или не предоставлять свои печатные площади, своё эфирное время    
для политической рекламы, расценки им также никто не диктует.                   
                                                                                
Есть ещё целая куча нюансов, даже в этом законопроекте, которые регулирование   
в отношении собственников рекламных конструкций, вот этих площадей, делает      
даже более жёстким, чем в отношении средств массовой информации, что вступает   
в противоречие с другими нормами. Ну, в частности, законопроектом               
предлагается установить, чтобы в ноль часов перед "днём тишины" всё было        
убрано. В то же время в соответствии с законом вся продукция, которая была,     
так скажем, размещена на улицах не ближе 50 метров к избирательному участку,    
должна сохраняться в том числе и в "день тишины", в день голосования, да она    
и дальше сохраняется.                                                           
                                                                                
Совершенно очевидно, что уравнять собственников рекламных конструкций и         
средства массовой информации невозможно, потому что средства массовой           
информации действуют в несколько иных условиях, к ним предъявляются несколько   
иные требования. Деятельность тех компаний, которые предоставляют рекламные     
площади, так скажем, для наглядной рекламы, имеет несколько иной характер.      
Собственно говоря, об этом в заключении комитета и сказано.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос тоже к Дмитрию Фёдоровичу.                                        
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, ну, вы уже ответили на один вопрос, который я хотела         
задать, а именно: почему всё-таки выделяются в отдельный закон вот именно       
такие средства массовой информации, хотя они, строго говоря, к ним не           
относятся, как баннеры. Вы знаете, что они более наглядны, вы знаете, что       
даже те, кто не интересуется политикой, всё время на них смотрят, поэтому       
Прохоров всю нашу страну оклеил своими фотографиями.                            
                                                                                
А задам я вам вопрос следующий. Мне непонятно, если это частные компании - а    
эта сфера действительно вся в частных руках, - то они что, не исполняют         
законы? Что, мы не можем им сказать, что у нас для всех равные возможности? У   
нас есть закон о равных возможностях в отношении использования средств          
массовой информации, так же и здесь надо сказать: равные возможности для всех   
партий. Пусть не диктовать конкретные денежные суммы, но установить, что они    
должны быть равны. Оппозиция с трудом, но всё равно искала бы возможности для   
того, чтобы тоже принять участие, но вы же знаете, что это просто невозможно,   
вы отмахиваетесь от этого и... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Тамара Васильевна, дело не в том, что они не исполняют   
закон, они (имеются в виду собственники рекламных конструкций) не исполняют     
договорные обязательства - вот о чём идёт речь, понимаете? А это предмет        
регулирования совершенно другого законодательства - гражданского. Вот о чём     
идёт речь.                                                                      
                                                                                
Когда мы говорим о взаимоотношениях с политической партией или конкурентом,     
который хочет разместить наглядную агитацию на тех же самых баннерах, то это    
предмет двусторонних взаимоотношений, договорных взаимоотношений, но никак      
не, допустим, административных. Это же совершенно очевидно!                     
                                                                                
Ну а если уж продолжить вашу мысль, то, с моей точки зрения, - а я сам          
неоднократно участвовал на протяжении последних двенадцати лет в предвыборных   
кампаниях, в том числе и как кандидат на самых различных уровнях, - лучше,      
чем живой, честный, открытый разговор с нашими согражданами, ничего на самом    
деле нет, и придавать какое-то гипертрофированное, особое значение наглядной    
агитации на баннерах, как показывает опыт, - это большое-большое заблуждение.   
Можно заклеить своими портретами всю страну и ничего не получить.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович, присаживайтесь.               
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Я коротко и не от фракции, три минуты.                             
                                                                                
Я совершенно не согласен с позицией комитета. Спасибо, Дмитрий Фёдорович, за    
очередную подсказку, как вести избирательную кампанию. У нас свой опыт есть,    
достаточно богатый, мы тоже можем поделиться им и тоже что-то подсказать вам    
в этой части. Но вот такой подход комитета - что вот эта область, сфера         
регулирования относится исключительно к гражданской сфере и никак не касается   
избирательного права, мне кажется, можно было бы пересмотреть. Меня вообще      
удивляет тот факт, что комитет отстаивает позиции и правила рынка: чтобы ни в   
коем случае не вмешивались туда чиновники, чтобы рынок сам всё регулировал. А   
почему тогда комитет, который называется "по конституционному                   
законодательству", в данном случае совершенно не задевает и не волнует          
равенство правил в конкурентной борьбе во время выборов? На самом деле, мне     
кажется, надо как раз пошагово наше законодательство приближать к тому, чтобы   
вот этот провозглашённый принцип равенства соблюдался во всём: и в отношении    
электронных СМИ, и в отношении печатных СМИ, и, безусловно, в отношении         
наглядной агитации.                                                             
                                                                                
Ну, можно очень долго спорить о том, какую роль играет наглядная агитация во    
время избирательной кампании, но тем не менее свою роль она играет. У меня      
было два случая, когда нас, извините за такое слово, кинули, или обманули,      
если, так сказать, по-парламентски говорить. Мы судились, выиграли суд и        
потом ещё два года выбивали деньги, добивались, чтобы нам рекламная компания    
вернула деньги, которые она зажала. Сейчас мы опять судимся, вернее, уже        
выиграли суд по выборам в Государственную Думу. Нас опять обманули: рекламная   
компания отказалась размещать нашу рекламу, взяв деньги. Но выколотить из них   
деньги крайне сложно. Мы здесь много теряем - и финансовые потери несём, и      
имиджевые, безусловно, поэтому, мне кажется, нельзя проходить мимо этой темы    
и комитету следует этим озаботиться. Может быть, данный законопроект и не       
идеал, но проблема существует.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Алексеевич Кравец.                                                    
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Уважаемые коллеги, тема, которая регулируется или регулировалась   
бы данным законопроектом, рождена жизнью - вопрос этот ставится не от хорошей   
жизни.                                                                          
                                                                                
Я хотел бы напомнить представителю комитета простую вещь: да, допустим,         
договоры были заключены, суды мы выиграли, и даже деньги нам своевременно       
вернули, но рекламная кампания играла определённую роль во всей нашей           
избирательной стратегии, а это значит, что мы потеряли определённый фрагмент    
этой работы, и никакие деньги не компенсируют те политические потери, которые   
мы несём.                                                                       
                                                                                
Мне кажется, что данный законопроект направлен прежде всего на защиту тех,      
кто работает в рекламном бизнесе, от произвола чиновников. Может быть,          
поэтому и отрицательные отзыв правительства и решение комитета - чтобы          
оставить их зависимыми, чтобы они не могли быть нейтральными в политической     
борьбе, а выполняли указание администрации, чиновников, ну и, извините,         
партии власти. На мой взгляд, тема чрезвычайно актуальная, необходимо искать    
решение вопроса, и данный законопроект не нужно отвергать, его просто нужно     
очень серьёзно доработать ко второму чтению, поскольку он, подчёркиваю,         
порождён практикой жизни, практикой политической борьбы, практикой выборных     
кампаний.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич.                            
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Сложно спорить с коллегами, но на самом деле практика говорит о   
другом. Конечно, также трудно спорить с тезисом Дмитрия Фёдоровича, что лучше   
живого общения ничего нет, однако наглядная агитация, в том числе и плакаты,    
билборды, любой другой законный наглядный способ донесения своей позиции до     
избирателя, играет свою роль, и вы, ваша партия, этим тоже пользуетесь. Я       
думаю, что в условиях современной агитационной кампании, в условиях             
современной пропаганды от этого способа довольно сложно отказаться, поскольку   
он свою функцию ознакомительную, мобилизационную тоже выполняет. Есть и         
статистика: в тех регионах, где велась наглядная агитация довольно активно,     
порой даже агрессивно, интерес граждан к ходу самой избирательной кампании,     
их явка в день голосования на выборы намного выше. И этот фактор, безусловно,   
нужно учитывать, поскольку практика голосования на летних досрочных выборах     
мэра Омска и мэра Красноярска показала, что явка была катастрофически низка,    
катастрофически! Тяжело назвать власть легитимной, если на выборы приходит      
менее одной пятой населения, да ещё избирает эту власть менее половины от       
этой одной пятой. Поэтому здесь и с точки зрения легитимности есть некоторые    
вопросы.                                                                        
                                                                                
Безусловно, в этой сфере порядок нужно наводить. И наше предложение,            
предложение фракции ЛДПР, довольно разумное, взвешенное: распространить         
существующий в избирательном законодательстве механизм установления расценок,   
подачи заявок фирм соответствующих, предоставляющих эти услуги, в               
обязательном порядке размещать сведения об этих расценках и, так сказать,       
пронумеровывать, как-то обозначать эти площади, которые будут всем участникам   
выборов либо на возмездной, либо на безвозмездной основе предоставляться, и     
желательно ещё, чтобы это было с использованием не субъективных факторов,       
таких как жеребьёвка. И тогда не было бы вообще вопросов и, как вы правильно    
говорите, не было бы административной составляющей.                             
                                                                                
Однако практика процесса такова, что выборы, к сожалению, проходят редко. А     
поскольку обычная, текущая деятельность этих компаний связана с рекламой, с     
рекламной деятельностью (регламентируется она совсем другим законом - законом   
"О рекламе"), и появляется такое административное звено, как соответствующие    
рекламные, рекламно-разрешительные - и как они только не называются - отделы    
при департаментах архитектуры и прочих департаментах, которые занимаются        
поддержанием внешнего облика города и так далее, и тому подобное. Таким         
образом, между периодами избирательных кампаний представители этих фирм всё     
время работают с местной администрацией, то есть с администрацией,              
представляющей уровень местного самоуправления. И вот в тех редких случаях,     
когда партия обращается, безусловно, контакты, которые налажены, используются   
для того, чтобы неправовыми или околоправовыми способами воздействовать на      
представителей фирм, предоставляющих соответствующие рекламные конструкции.     
Поэтому, безусловно, нужны дополнительные гарантии, и это ни у кого не должно   
вызывать сомнений или какого-то раздражения, озабоченности. Наоборот, это       
будет ещё одним шагом к организации демократического выборного процесса.        
                                                                                
Но нас ещё больше удивляют те регионы, где главы субъектов или мэры городов     
заявляют: "Ну, мы тут собрали довольно широкое совещание с представителями      
общественности, рекламных компаний и решили, что вообще никакой партии          
предоставлять рекламные площади не будем", и это в то время, когда в городе     
висят билборды с полуобнажёнными девицами, слоганами не совсем этичными, не     
выдерживающими норм и правил этики. Поэтому непонятна их позиция. Мы же не      
порнографию вывешиваем на этих билбордах. На выборы идут представители          
парламентских партий, они хотят через эти баннеры донести свою позицию, тем     
не менее администрация или глава субъекта принимает решение, что реклама        
нижнего белья напротив памятника Победы будет висеть, а какие-то тезисы         
политической партии, парламентской, не должны висеть, - вот такое они приняли   
взвешенное решение.                                                             
                                                                                
Я думаю, что вот от этого, от этих перегибов, должна быть защита, гарантия, и   
она данным законопроектом предусмотрена. Поэтому, уважаемые коллеги, я          
предлагаю поддержать автора законопроекта и членов нашей фракции, поскольку     
это развитие нашей инициативы, призываю не соглашаться с мнением комитета, а    
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов снимает своё выступление. Представители президента   
и правительства не выступают. Докладчик и содокладчик?                          
                                                                                
Пожалуйста, Олег Леонидович Михеев.                                             
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
МИХЕЕВ О. Л. Уважаемые коллеги, конечно, я благодарен Дмитрию Фёдоровичу за     
то, что он провёл урок о том, как нужно вести избирательную кампанию. И         
попросил бы его ещё провести обучение всей оппозиции в условиях, когда          
отсутствуют телевидение, радио, газеты, да ещё не дают возможности разместить   
рекламу на билбордах, тогда я послушаю и дам оценку его обучению.               
                                                                                
Что касается заключения комитета, я с ним совсем не согласен, потому что        
комитет реально увёл... ушёл от темы, связанной с проблемой, которая            
возникает непосредственно между администрацией, собственниками этих рекламных   
конструкций и партиями, которые участвуют в выборах, или же просто              
независимыми кандидатами. Уйдя в другую плоскость, комитет говорит, что нет     
смысла влезать в коммерческие отношения между партией и собственником. Но       
ведь законопроект говорит совсем о другом - о том, что сегодня очень            
проблематично получить возможность донести информацию до избирателя. Щиты,      
которые используют оппозиционные партии, - на примере Твери и Волгоградской     
области - за одну ночь снимаются, снимается вся реклама партии "СПРАВЕДЛИВАЯ    
РОССИЯ", а вывешиваются баннеры "ЕДИНОЙ РОССИИ", заставляют это сделать         
непосредственно собственника, а сотрудники полиции по десять - двадцать дней    
до выборов сутками охраняют эти щиты, именно рекламу партии "ЕДИНОЙ РОССИИ".    
                                                                                
Так давайте мы всё-таки примем закон, который даст возможность не издеваться    
над собственниками щитов, закон, который не будет заставлять полицию вместо     
того, чтобы нести службу как положено... просто примем закон, который даст      
возможность нормально регулировать отношения во время избирательной кампании.   
                                                                                
Не нужно переводить эту тему в совершенно другое русло, говоря о том, что нам   
нет смысла вмешиваться и что если мы примем данный закон, то произойдёт         
увеличение стоимости за использование данной рекламы. Она и так увеличивается   
во время избирательной кампании в два-три раза, и на это опять же влияют        
сегодня, к большому сожалению, административный ресурс, администрация и, к      
сожалению, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая активно занимается                   
злоупотреблением своим правом.                                                  
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я соглашусь с      
тем, что действительно вмешательство чиновников различного уровня в             
избирательную кампанию носит далеко не всегда положительный характер, этого     
никто не отрицает, но если мы внимательно посмотрим, о чём говорит закон, и     
сравним с теми целями, которые вы заявляете...                                  
                                                                                
Вот вы сейчас говорите, что то милиция там охраняет плакат, то вместо рекламы   
многоуважаемой политической партии была повешена реклама неких товаров. Это     
не имеет никакого отношения к тому, что написано в этом законопроекте. К        
сожалению, мы проблемы не решаем, мы их только создаём этим законопроектом. И   
я смею утверждать, что если бы законопроект в том виде, в котором он написан,   
был принят, то это привело бы к тому, что, скорее всего, большая часть          
собственников рекламных конструкций вообще отказалась бы от участия в           
предвыборной кампании, потому что им было бы гораздо выгоднее заниматься        
только коммерческой рекламой, а не рекламой кандидатов и политических партий,   
поскольку эта сфера будет чрезвычайно зарегулирована. И кстати,                 
государственное регулирование времени, порядка, условий размещения              
политической рекламы на билбордах совершенно никакого отношения, к великому     
сожалению, не имеет к необходимости ограждения, допустим, избирательных         
комиссий, частных лиц и организаций, участвующих в предвыборной кампании, от    
вмешательства муниципальных и государственных служащих.                         
                                                                                
Здесь речь вообще о другом. Вы обозначаете проблематику, которая никаким        
образом не связана с содержанием законопроекта, - вот в чём парадокс-то,        
понимаете? Комитет действительно представил аргументы чисто правового           
характера - вам не нравятся, так сказать, эти аргументы только потому, что      
они не соответствуют заявленным вами политическим целям. Так всё правильно,     
мы-то ведь анализируем не ту проблематику, которую вы сейчас озвучиваете, а     
то, что написано в законопроекте, и мы видим, что те цели, задачи, которые      
заявлены, этим законопроектом не решаются. Именно этим обусловлено              
отрицательное заключение нашего комитета, дело не в том, что мы не признаём     
наличия тех или иных проблем, которые возникают у отдельных партий и            
кандидатов в самых различных предвыборных кампаниях, это действительно так.     
                                                                                
Я могу привести в пример те регионы, в которых я тем или иным образом           
участвовал в предвыборных кампаниях или следил за их ходом. Поверьте, такого    
многообразия рекламных политических плакатов, наглядной агитации, которую я     
наблюдал, допустим, в Уральском федеральном округе... ну, я не знаю, куда уж    
больше-то! Я даже вот просто могу привести пример: в городе Челябинске на       
торцах двух девятиэтажных или десятиэтажных домов висела реклама одной          
многоуважаемой партии, причём она висела там с октября или ноября и вплоть до   
выборов президента, и один и тот же кандидат многоуважаемый там находился, и    
никаких проблем у них не возникало вообще, там в течение дня все могли          
наблюдать его. Ну и что, это помогло, что ли? Никто не чинил каких-либо         
препятствий! Если препятствия возникают, они связаны, ещё раз повторю, со       
взаимоотношениями в первую очередь потенциального кандидата либо партии и       
непосредственно собственника рекламной конструкции, но это абсолютно другие     
взаимоотношения.                                                                
                                                                                
Коллеги, мы согласны с тем, что проблемы, которые возникают, нужно решать, но   
их нужно решать надлежащим способом. И в данном случае комитет открыт для       
всех, мы готовы принимать все предложения, обсуждать их, но только в            
нормальном русле, в конструктивном русле, если можно так сказать.               
                                                                                
Я настаиваю на том, что в данной формулировке, в данном виде законопроект       
должен быть отклонён, потому что он не решает тех проблем, о которых говорят    
наши коллеги.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5464 по 5482 из 5969
18-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Голосуется в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              209 чел.46,4 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    211 чел.                                          
Не голосовало                 239 чел.53,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён.                                                                       
                                                                                

Заседание № 37

03.07.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 567807-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о предвыборной агитации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1710 по 1715 из 6953
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу перенести рассмотрение пунктов 35, 74 и      
101 с 3-го числа на 11-е или на 13-е в связи с отсутствием докладчика - он в    
командировке. Письмо имеется.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1784 по 1785 из 6953
Валерий Карлович Гартунг предлагает перенести вопросы 35, 74 и 101. Нет         
возражений? Нет.