Заседание № 227
О проекте федерального закона № 567438-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части развития государственно-частного партнёрства в промышленности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на расширение проектов импортозамещения и реализацию целей технологического суверенитета, направлен на расширение производства высокотехнологичной продукции на предприятиях Российской Федерации. Учтены ваши поправки, в том числе предложения, высказанные в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении, в том числе известное замечание Нины Александровны Останиной о повышении уровня контроля за целевым назначением государственных средств, - все эти поправки учтены. Всего поступило восемь поправок. Комитет просит принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 34 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 58 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Сергей Анатольевич, вам слово. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет просит вас поддержать данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 39 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 221
О проекте федерального закона № 567438-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части развития государственно-частного партнёрства в промышленности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Алексей Владимирович Синицын. СИНИЦЫН А. В., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги-депутаты! Проект федерального закона подготовлен в рамках поручения Президента Российской Федерации о совершенствовании механизма государственно-частного партнёрства в целях его применения в промышленности. Законопроект - в случае, конечно, вашей поддержки - позволит реализовать проекты в сфере ГЧП путём реконструкции частных промышленных объектов или строительства промышленных объектов на земельных участках, которые принадлежат частным инвесторам. Я напомню, что сейчас возможность реконструкции в рамках ГЧП есть только тогда, когда объект принадлежит публичному партнёру, а строительство объекта предполагается на участке, который принадлежит публичному партнёру. Сразу оговорюсь, эти изменения могут быть реализованы только в отношении тех проектов, где публичным партнёром является Российская Федерация, частным партнёром выступает только российское юридическое лицо, которому принадлежит объект недвижимости (здание, подлежащее реконструкции, или земельный участок), а сам проект направлен на производство продукции, обеспечивающей технологическую независимость России от иностранных компаний. Правительство Российской Федерации после внесения частным партнёром предложения о реализации проекта принимает решение о возможности или невозможности заключения государственно-частного партнёрства. Проект ГЧП должен соответствовать следующим критериям. Во-первых, соответствовать требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, установленным правительством. Во-вторых, объём финансирования строительства или реконструкции не должен быть меньше 10 миллиардов. В-третьих, объём финансирования проекта за счёт собственных средств частного партнёра должен быть не менее 15 процентов и объём финансирования публичным партнёром не должен превышать в совокупности сумму, которая внесена частным партнёром на основе собственных или заёмных средств. В качестве обязательного условия соглашение о ГЧП должно содержать перечень и объём производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках реализации такого соглашения и обязательство частного партнёра по реализации произведённых товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение срока, установленного соглашением, а также требования к качеству этих товаров, работ, услуг. В таком соглашении не допускается замена частного партнёра, и проектом предусмотрена компенсация частным партнёром затрат и убытков публичного партнёра, если промышленный объект остаётся в собственности частного партнёра в случае досрочного расторжения соглашения о ГЧП. Уважаемые коллеги, предлагаю поддержать в первом чтении этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Пётр Олегович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается не только расширить поле действия законодательства о ГЧП, но и сформировать новые формы, новые институты его развития. О чём идёт речь? В связи со сложной ситуацией, прежде всего санкционной, у нас есть ряд крупных, стратегически важных объектов, которые затруднительно достроить, по сути, из-за блокирования внешнего финансирования, из-за высокой ключевой ставки и проблем с привлечением средств для их завершения. Поэтому президент предложил модель, связанную с тем, что государство во многом берёт под контроль подобного рода проекты, это исключительно крупные проекты, это проекты, связанные со стратегическими отраслями, такими как авиастроение, двигателестроение, космонавтика, порты, железные дороги, для того чтобы не просто помочь достроить или построить такие объекты, а установить административный контроль за реализацией этих проектов. Для этого, во-первых, предусматривается значительная планка - 10 миллиардов, во-вторых, предполагается, что, первое, государство будет устанавливать в соглашении, какое оборудование, станочное оборудование, технологии должны быть приобретены в рамках импортозамещения (это должно быть исключительно российским), второе, под соглашения будут устанавливаться конкретные планы, как раньше говорили в Госплане, в здании которого мы сейчас располагаемся, не только в стоимостных показателях, но и в натуральных, как раньше говорили, в штуках, какую продукцию производить, для каких государственных нужд, по какому государственному заказу и в какой срок обеспечивать реализацию, в том числе приобретение государством. Примерно понятно, о каких проектах идёт речь, поэтому крупные российские промышленные, в том числе оборонные, холдинги поддерживают этот законопроект. В то же время у нас возник ряд вопросов, мы считаем, что есть серьёзные темы для доработки, принципиальной доработки. Понятно, что государство будет жёстко отбирать, что такие проекты будут единичны, но всё-таки считаем, что нужно усилить регуляторику с точки зрения целевого расходования средств, очень жёстко контролировать расходование средств, потому что всё-таки это государственные бюджетные средства, и нужно усилить нормы о том, что в случае срыва подобных контрактов - или полноценная компенсация, или передача в собственность государства. Об этом упомянуто в законопроекте. Мы хотим предложить ко второму чтению доработать законопроект. Понятно, что это будет сложный процесс ко второму чтению, нелёгкий, но мы считаем это оправданным. Понятно, что мы с вами вместе, вместе с правительством, с президентской стороной ищем новые пути, новые модели, для того чтобы сформировать современные отрасли, высокотехнологичные отрасли там, где у нас серьёзное отставание, но формы, которые мы принимаем, должны быть достаточно эффективными. В целом комитет поддерживает законопроект. Мы считаем, что есть основания для доработки ко второму чтению. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, насколько обоснованны критерии закрытого перечня, которым должен соответствовать проект государственно-частного партнёрства в области промышленности? Если будет, например, не 10 миллиардов, а 9 миллиардов, не 15 процентов, а 14? И сколько вы прогнозируете заключить договоров государственно-частного партнёрства в предлагаемой сфере? СИНИЦЫН А. В. Спасибо большое за вопрос. Критерии, которые записаны в законе, по нашему мнению, соответствуют той практике, которая будет складываться. Мы считаем, что такие соглашения будут штучными, именно поэтому установлены достаточно высокие критерии и по общему объёму финансирования этих проектов, и по вкладу частного инвестора - не менее 15 процентов. Коллеги, при обсуждении законопроекта ко второму чтению об этих цифрах, безусловно, можно беседовать, но мы полагаем, что это оптимальные цифры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос докладчику. Сергей Анатольевич высказал позицию комитета - серьёзные опасения в части использования бюджетных средств. Создание нового института государственно-, муниципально-частного партнёрства потребует бюджетных расходов. При этом вы сказали, что пропорция составляет... минимальный порог - 10 миллиардов рублей, сумма значительная. Как государство будет контролировать целевой характер, эффективность использования предоставленных частному партнёру бюджетных средств? Мы с этим сталкивались уже не единожды. Бюджет проверить может Счётная палата, а как проверить вот то, как частная компания расходовала эти деньги? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчику? СИНИЦЫН А. В. Нина Александровна, спасибо большое за вопрос. Мне же, да, вопрос, я правильно понимаю? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, докладчику. СИНИЦЫН А. В. Спасибо большое за вопрос. Ваша обеспокоенность, безусловно, абсолютно обоснованна. Законопроект содержит целый ряд механизмов, которые гарантируют вклад публичного инвестора. Во-первых, надо сказать, что это не может быть муниципально-частное партнёрство, речь идёт только о тех государственно-частных проектах, в которых стороной публичной выступает Российская Федерация, а стороной частной - частное российское юридическое лицо, поэтому на МЧП это распространяться не будет. Больше того, процедура, которая предусмотрена, предполагает изначально заявку частного инвестора не меньше чем в Правительство Российской Федерации. Именно Правительство Российской Федерации в итоге будет принимать решение о том, может реализовываться такой проект в той или иной сфере или не может. Такой высокий уровень принятия решений, по нашему мнению, гарантирует, что денежные средства будут расходоваться исключительно по целевому назначению. Надо сказать, что наша страна находится в ситуации беспрецедентных санкций, нам необходимо срочно восстанавливать компетенции в целом ряде отраслей, и такие проекты на самом деле на территории Российской Федерации уже реализуются, когда частные объекты используются для того, чтобы мы получили импортозамещённую продукцию, - необходимо только под это предусмотреть механизм. Но я повторю, что с учётом механизма это будут штучные проекты, это не будет массовым явлением. Ну и более того, не только будет заявка в правительство, но и правительство будет выставлять такую заявку для публичного изучения, и в случае, если будут альтернативные предложения, будет проводиться конкурс на исполнение этого государственно-частного партнёрства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Алексей Владимирович, никто не спорит, конечно, с важностью развития государственно-частного партнёрства, но хотелось бы задать ряд вопросов. В финансово-экономическом обосновании к проекту закона указывается отсутствие необходимости выделения средств федерального бюджета, однако в тексте проекта закона прямо указывается, приводится положение о финансовом участии публичного партнёра, под которым в законодательстве понимается Российская Федерация, что говорит о необходимости выделения бюджетных средств на реализацию проекта закона. Не считаете ли вы необходимым указать в ФЭО возможные расходы бюджетных средств? Кроме этого, хотелось бы всё-таки узнать (в продолжение высказываний моих коллег), какие санкции будут предусмотрены в отношении частного партнёра, который не выполнит по итогу работ требования соглашения, в частности требования по объёму, о которых говорилось, и по качеству продукции? СИНИЦЫН А. В. Спасибо большое за вопрос. Можно я с конца начну? В законопроекте предполагаются либо передача такого объекта - а вы помните, что она может быть только в отношении объектов недвижимости, которые принадлежат частному партнёру, или земельных участков, принадлежащих частному партнёру, если речь идёт о строительстве, - вот либо передача такого объекта в публичную собственность, либо полное возмещение расходов, которые публичный партнёр понёс в связи с исполнением государственно-частного партнёрства в случае, если произошло досрочное расторжение такого договора, о ГЧП. Таким образом, интересы государства, во-первых, в данном случае обеспечены возвратом ему этих объектов, во-вторых, я напомню, доля государственного, ну, публичного партнёра не может быть больше, чем доля частного партнёра. Таким образом, частный партнёр тоже вкладывает денежные средства, которые могут быть возвращены государству либо путём передачи объекта, либо путём возмещения затрат. Это что касается механизма. Что касается отсутствия предусмотренных дополнительных денежных средств. Напомню, что в принципе программа ГЧП у нас имеется в составе бюджета и денежные средства предполагаются в рамках этой программы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые Сергей Анатольевич и Алексей Владимирович, прошу вас уточнить. Значит, правильно ли я понимаю законопроект, что, по существу, речь идёт, как сказано в заключении профильного комитета, по сути дела, не о государственно-частном партнёрстве, а о частно-государственном? То есть в данном случае государство должно отчасти войти с финансированием и, значит, удовлетворить интересы и конкретные коммерческие инициативы бизнеса? Приведите, пожалуйста, пример, вы говорили, что есть конкретный опыт такого взаимодействия, - значит, где это есть, какие объекты, какие отрасли? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит на вопрос? Пожалуйста, докладчик. СИНИЦЫН А. В. Спасибо большое вам за вопрос. Частно-государственное или государственно-частное - это словесная эквилибристика. Что касается необходимости вхождения государства в этот проект, я хочу обратить ваше внимание, что частный инвестор имеет возможность предложить государству такой проект, но правительство будет определять позицию, будет государство в таком проекте в принципе участвовать или государству это не надо. И главная цель такого проекта - не построить объект или, там, реконструировать, а главной целью такого проекта будет выпуск определённого объёма продукции, которая нам жизненно необходима для целей импортозамещения. Такие проекты по импортозамещению жизненно необходимой для нас продукции, безусловно, имеются, но, конечно, я эти примеры не могу в публичной плоскости приводить, ну, так, в общих чертах скажу. У нас в настоящее время активно реализуется импортозамещение в вопросах беспилотных авиационных систем, и в прошлом году Президент Российской Федерации такие объекты посещал. Такие объекты есть в Российской Федерации, которые принадлежали частным инвесторам, и в настоящее время там ведётся выпуск необходимой нам оборонной продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Корниенко Алексей Викторович. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Владимирович, согласно законопроекту в случае досрочного прекращения соглашения о ГЧП единственным механизмом компенсации государству причинённого частным партнёром ущерба от неисполнения взятых обязательств является передача промышленного комплекса и земельного участка в федеральную собственность. Принимая во внимание, что условие отсутствия прав на объект со стороны третьих лиц упоминается в проекте только на стадии заключения соглашения, поясните, что получит государство, если частный партнёр наберёт кредитов, объявит себя банкротом, а промышленный комплекс будет реализован на торгах в счёт погашения задолженности перед кредиторами? СИНИЦЫН А. В. Спасибо большое за вопрос. Во-первых, частный инвестор должен иметь не менее 15 процентов собственных средств (это мы возвращаемся к вопросу, который был задан ранее), или собственных средств имеющихся, или акционерного капитала. То есть мы говорим о том, что это денежные средства, которые уже определяют объём, гарантии возврата. Во-вторых, поскольку вы правильно заметили, что в законопроекте уже указано, что объект должен быть свободным от прав третьих лиц, мы полагаем, что его дальнейшее обременение такими правами будет недопустимо. Но, честно говоря, этот вопрос можно доработать ко второму чтению, чтобы он прозвучал более чётко: что объект не будет обременён в последующем этими правами третьих лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говырин Алексей Борисович. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Владимирович, в заключении профильного комитета выражено сомнение, что конкурсный подход, о чём вы тоже говорили в своём выступлении, который будет использоваться для заключения соглашения о государственно-частном партнёрстве в отношении промышленных объектов, находящихся в частной собственности, ну, позволяет, собственно, снизить риски, о которых мы сегодня говорим, о целевом характере использования. Как вы относитесь к этому предложению нашего профильного комитета, который говорит о том, что необходимо перейти на процедуру заключения подобных соглашений Правительством Российской Федерации? СИНИЦЫН А. В. Спасибо вам большое за вопрос. Может быть, я до этого не очень чётко обозначил позицию авторов законопроекта, но хочу сказать, что в законопроекте прямо предусмотрена конкурсная процедура. Выглядит это так: частный инвестор, когда хочет реализовать такой проект, подаёт соответствующую заявку в правительство; правительство, если видит целесообразность заключения, объявляет о возможности, ну, размещает для публичного обозрения информацию о том, что планируется заключение такого договора; и, если в установленный законом срок есть предложения от других частных инвесторов, которые готовы поучаствовать, законопроектом прямо предусмотрена конкурсная процедура участия с выбором критериев. Может быть, здесь тоже есть что дорабатывать, я думаю, в этом смысле коллеги из профильного комитета говорят, что тут есть над чем поработать, но сейчас в законопроекте эта конкурсная процедура уже заложена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Анатольевич, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 28 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.