Заседание № 258
О проекте федерального закона № 567405-5 "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за правонарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Москалец докладывает. С места. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, данный законопроект вполне доброкачественный, подготовлен в соответствии с Регламентом. Имеется только лишь две поправки в одной таблице. Просим утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две поправки, поддержанные комитетом. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу. Голосуйте. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может-может. До 31 октября он ещё полноценный депутат. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 19 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Таблица принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. По ведению - Москалец. Микрофон включите депутату. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, результаты надо показать, да? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 40 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принято. А теперь - Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, материал полностью подготовлен для рассмотрения в третьем чтении - просим принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы во втором только что проголосовали, да? МОСКАЛЕЦ А. П. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, комитет может предложить. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 34 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принято.
Заседание № 249
О проекте федерального закона № 567405-5 "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за правонарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас 7-й вопрос. "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Андреевича Пучкова. Пожалуйста, Владимир Андреевич. ПУЧКОВ В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые товарищи депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение протокола заседания Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности от 23 марта 2010 года № 1. Законопроект направлен на усиление ответственности должностных лиц и организаций за невыполнение требований, норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нарушение требований и невыполнение мероприятий в области гражданской обороны. Законопроект предусматривает усиление ответственности должностных лиц в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Увеличение санкций за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций связано с тем, что действующие в настоящее время размеры административных штрафов не позволяют достичь основной цели административного воздействия - это предупреждение новых правонарушений - и не стимулируют нарушителей, в том числе экономически, выполнять установленные нормы и требования. Внесение изменений в статью 20.7 кодекса позволяет регламентировать ответственность должностных лиц за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны. В частности, законопроект регламентирует ответственность за невыполнение специальных условий эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения и других мероприятий. Также регламентируется вопрос ответственности за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей. Федеральным законом "О гражданской обороне" определены основные задачи в области гражданской обороны, целью которых является достижение состояния защищённости населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций. Достижение данной цели возможно лишь при комплексном выполнении задач, которые включают в себя как выполнение требований в области гражданской обороны, так и проведение мероприятий гражданской обороны в установленном порядке. Таким образом, принятие законопроекта позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны в стране. Реализация федерального закона не предусматривает расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета. Проект федерального закона рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу одобрить законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Для содоклада я приглашаю на трибуну Александра Петровича. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Не вызывает никаких сомнений тот факт, что мероприятия по вопросам гражданской обороны и защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требуют такого к ним отношения, которое обеспечивает состояние наиболее безопасное для жизни и здоровья людей. Конечно, авторитет министерства по чрезвычайным ситуациям как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решать вопросы гражданской обороны и защиты населения, очень высок, и это обоснованный авторитет, но усиливать гарантии деятельности тех, кто занимается данными вопросами, конечно же, необходимо. Конкретные примеры практической востребованности всей этой системы я приводить даже и не буду. Все мы помним прошлый год с лесными пожарами и чрезвычайные ситуации этого года. И то, что причиной всего этого очень часто служат безответственность, бесхозяйственность и безразличие, хорошо известно. Поэтому и данные предложения Правительства Российской Федерации об усилении административной ответственности, заметьте, должностных и юридических лиц за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны нам представляются вполне обоснованными. Мы предлагаем рассматриваемый проект закона принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь. Есть ли вопросы? Да, пока есть двое желающих задать вопросы, называю: Решульский и Иванов. Никого не забыл? Подвожу черту. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. Включите микрофон. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Вопрос к Александру Петровичу. Ну, наверное, есть смысл рассматривать этот законопроект, который внесло правительство, и принимать его, но только вот в объяснениях вы мне дайте тогда логическую связь. У нас под пунктами 18 и 19 идут подобные законопроекты, где тоже говорится об усилении ответственности в Кодексе об административных правонарушениях. Я так понимаю, выступая, вы будете говорить, что сейчас не время повышать штрафы, не время повышать в три-четыре раза суммы, которые будут взыскиваться по новому закону, и так далее. Вот здесь почти в десять раз повышают, и вы говорите, что время, а когда касается экологии, когда касается вопросов нарушения правил водопользования... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вопросы под номерами 18 и 19 - это совершенно другое направление, это даже совершенно другая глава Кодекса об административных правонарушениях. И если даже сравнивать, там предлагают в сорок, в шестьдесят, в восемьдесят раз повысить штрафы - здесь на сегодня это более разумное предложение. Да и по ущербу мы видим - вот то, что сегодня случается, те же лесные пожары причинили просто миллиардные убытки, а ведь их можно было действительно где-то и предотвратить, а где-то и не допустить. И тем более мы с вами сегодня говорим о вопросах гражданской обороны, а гражданская оборона рассчитана не только на мирное, но и на военное время. То есть мы закладываем своё безопасное состояние и на особый, на военный период. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Поскольку у Александра Петровича не вызывает никаких сомнений необходимость принятия данного законопроекта, вопрос будет к Владимиру Андреевичу. Владимир Андреевич, вот в пояснительной записке написано: "За невыполнение мероприятий..." - я зачитываю дословно - "...по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий..." - ну и так далее: устанавливается ответственность. Вы что, всерьёз полагаете, что можно будет кого-то наказать, если вследствие военных действий в объект культурного наследия попала ракета? ПУЧКОВ В. А. Сергей Владимирович, спасибо, абсолютно правильный вопрос. Целью внесения изменений в законодательство является стимулирование владельцев и должностных лиц выполнять комплекс мероприятий по гражданской обороне, основным принципом которых является их заблаговременность. Поэтому именно при реализации этого законопроекта мы предусматриваем необходимость создания новых условий для повышения качества заблаговременных мероприятий по защите в том числе материальных и культурных ценностей, а также населения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите выступить? Я думал, вы хотите уточнить что-то. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. Секундочку! Я только его почему-то обозначил. Кто ещё хотел бы выступить? Сергей Николаевич Решульский, Зубов и Иванов. Трое, да? Никого не забыл? Подвели черту. Пожалуйста, Иванов первым выступает. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. У меня просто очень короткое замечание. Дело в том, что, понимаете, когда написано "при ведении военных действий", - вот эта формулировка абсолютно некорректна. То есть да, действительно мы понимаем, что можно провести комплекс мероприятий по защите, хотя вообще военные действия подразумевают, что будут обязательно и разрушения, и потери, но при ведении военных действий мы что, возле каждого, извините... возле Эрмитажа будем размещать систему противоракетной обороны или ещё что-то? Такая формулировка, по-моему, абсолютно не годится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, может быть, не надо просто танк ставить во дворе, как памятник архитектуры, к примеру. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо за предоставленное слово. Я не зря задал этот вопрос, хоть уважаемый Александр Петрович мне ответил, что это совсем другая статья - то, на что я ссылался. Наверное, это так, но мы с вами сегодня внимательно слушали Министерство транспорта, министра и других руководящих деятелей из этой отрасли. Если вы обратили внимание, то в каждом выступлении всё сводилось к тому, что, мол, мы уже подготовили предложения, мы внесли в правительство проект закона о том, чтобы все эти административные штрафы, которые сегодня действуют в нынешнем Кодексе об административных правонарушениях, увеличивать если не в пять, то в десять раз обязательно, иначе что-то у нас не получается. Так вот я обращаю ваше внимание, пользуясь тем, что здесь Владимир Николаевич Плигин, председатель комитета, к которому отношусь с большим уважением: у нас складывается, вообще-то, порочная практика. Как только правительство собирается поднимать штрафы, Государственная Дума широко распахивает ворота и говорит: конечно, мы всё это примем, всё это правильно. Как только с законодательной инициативой выступает другой субъект права законодательной инициативы или выступает какой-то регион, который на месте чувствует эту систему и видит, что штрафы сегодня в размере 300 рублей, 500 рублей, даже 1 тысячи рублей уже не действуют на наших, вообще-то, отвязанных предпринимателей (извините за это слово) и что, как говорил министр Левитин, коммерческая составляющая преобладает во всех действиях, в том числе связанных с обеспечением безопасности людей, - тут же выходят наши товарищи из комитета, Владимир Николаевич, зачитывают нам решение комитета и доказывают, что нет анализа, понимаешь ли, нет статистики - вот почему никто нам тут не докажет, что штраф в 300 рублей не действует, - и так далее. Я хотел бы просто обратиться с просьбой, чтобы мы здесь подходили с одним, как говорится, критерием оценки всех этих действий. Действительно, величину этого штрафа надо пересматривать, может быть, даже некоторые позиции переводить в область уголовного права, поскольку та безответственность, которая царит в нашей стране при попустительстве нынешней власти, уже приводит к тому, что мы сталкиваемся с десятками и сотнями жертв чуть ли не ежеквартально. Наверное, закон, который внесло министерство по чрезвычайным ситуациям через Правительство Российской Федерации, необходим. Будем надеяться, что хотя бы такими мерами мы как-то повысим эту ответственность. Но вместе с тем уже год прошёл после тех пожаров, Александр Петрович, а нынешнее лето опять нам показывает, что, как бы ни ужесточали, не развивая при этом материальную базу по-настоящему, не обеспечивая наши сельские поселения необходимым финансированием, всё это остаётся просто большой дубиной в руках того или другого вышестоящего чиновника: либо он закрывает глаза на то, что там не выполняется ничего, либо он просто потом наотмашь бьёт, так доказывая, что те поручения, которые сделаны, они просто проигнорированы, несмотря на то что никакого финансирования под это дело не было. Я просил бы впредь - я думаю, тут Александр Петрович по названным мною пунктам выйдет тоже докладывать, делать содоклад, - чтобы он не ссылался на то, что опять нет статистики и непонятно, почему мы должны увеличивать величину штрафа, или изменять величину штрафа. А в общем, давайте в первом чтении примем данный законопроект или воздержимся, у кого какое настроение в этом плане, но мне кажется, сейчас перекладывать ответственность за бездеятельность высшего руководства страны на плечи директоров или учителей и так далее было бы не совсем правильно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Мне почему-то сейчас вспомнилось, что в начале XX века будущий академик Струмилин проводил исследование, как меняется потребление водки в России в зависимости от цены на неё. Выводы его работы, которая стала известной, и он получил известность как вдумчивый исследователь, сводились к тому, что никак. Буквально фраза звучала следующим образом: потребление водки на Руси не зависит от цены на неё. При ужесточении различных мер я, как экономист, всегда задаюсь вопросом: а есть ли экономическая возможность у человека, когда мы сейчас в силу этого закона повысим норму ответственности и уровень наказания, это исполнить? Вот в экономике не всегда действуют так прямолинейно, в чём основной вывод Струмилина и был: вы цену повышаете, а желаемый результат получить не можете. Сергей Николаевич Решульский прав: чтобы учитель или директор школы мог отвечать за состояние вверенного ему объекта, он должен обладать не своим личным ресурсом, а ресурсами, которые выделены, получены предприятием, выделены из бюджета школе. А сколько мы выделяем? Мы сегодня заслушали министра транспорта, но посмотрите цифры: по авиации износ - 67 процентов, по железным дорогам - 49 процентов. А пару или тройку лет назад выступавший здесь министр регионального развития Яковлев привёл цифру, что на коммунальное хозяйство, чтобы привести его в порядок, требуется два федеральных годовых бюджета, по крайней мере два консолидированных бюджета страны. Вводя эти штрафы, давайте задумаемся, давайте просто перед вторым чтением хотя бы посмотрим на общую картинку. Культура: а сколько мы культуре выделили? По моей информации, львиную долю съедает реконструкция Большого театра, Мариинки, а до тех объектов культуры, которые ниже, просто дело не доходит. У нас есть региональный уровень, но мы же знаем, как перераспределились средства за последние годы в пользу федерального бюджета. Региональному уровню не до массы этих культурных объектов - просто нет таких средств. Поэтому я, не давая общей оценки данному законопроекту, всё-таки предложил бы правительству при рассмотрении подобных законов когда-то показать общую картинку финансовой нагрузки при условии, если все наши законы исполняются, финансовой нагрузки на семейный бюджет, учитывая не только коммунальные платежи, но и различные страховые выплаты; финансовой нагрузки на предприятие, не только налоги, но и вот такие нагрузки, как мы сейчас на отдельных руководителей возлагаем. Представить хотя бы какую-то общую картинку, выполнимы ли вообще наши законы в сложившейся финансовой системе. Да, пожары прошлого года - а что с точки зрения механики предотвращения пожаров изменилось? Что изменилось в управлении лесами за это время? Ну давайте одного, второго, третьего стукнем по голове - это что, действительно мера, которая подействует? Я боюсь, что так же, как в случае со Струмилиным, может получиться следующая картинка: руководитель, отчаявшись выполнять свои прямые обязанности, пойдёт на то, что на некоторое время - пока к нему не пришли ни со штрафом, ни из прокуратуры - решится чего-то здесь хапнуть, а потом как можно быстрее отсюда уйдёт, потому что объективно исправить ситуацию он не в состоянии, так как не обладает необходимыми финансовыми ресурсами. Надо к такого рода законам относиться внимательно, видеть необходимость, но и не забывать о возможности невыполнения того, что мы здесь принимаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства настаивают на участии в дискуссии? Нет. Заключительное слово требуется? Нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 23 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принято.