Заседание № 260
О проекте федерального закона № 566836-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Докладчик тот же. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Необходимые экспертизы проведены, замечаний правового и лингвистического характера у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Прошу принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам? Нет. Выносим 4-й вопрос на "час голосования".
Пункт 4, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 45 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 259
О проекте федерального закона № 566836-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Докладчик тот же. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, вам представлен законопроект, подготовленный ко второму чтению. Две таблицы: в таблице 1 восемь поправок, рекомендованных к принятию, в таблице 2 три поправки, рекомендованные к отклонению. Прошу утвердить таблицы и в дальнейшем принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 20 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принято. Таблица 2 - три поправки. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 51 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принято. Выносим 18-й вопрос на "час голосования".
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Голосуйте, коллеги. Второе чтение. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 28 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается. Плигин по ведению. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, просим данный вопрос включить в повестку дня для рассмотрения в третьем чтении завтра, 2 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 566836-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, у нас появилась возможность положительно завершить консультации, которые позволят расширить круг лиц, имеющих возможность получать бесплатную юридическую помощь, включая детей-сирот и несовершеннолетних лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Для завершения этих консультаций нам необходимо ещё какое-то время. Я предлагаю поставить законопроекты из пунктов 4 и 5 на первое пленарное заседание следующей недели - 1 ноября. Это первое.
Плигин Владимир Николаевич просит 4-й и 5-й вопросы перенести на 1 ноября. Комитет просит, обоснование было. Нет возражений? Переносим.
Заседание № 246
О проекте федерального закона № 566836-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
переходим к 14-му и 15-му, потому что у нас есть решение Совета о том, что мы рассматриваем эти два законопроекта с одним докладом. Я приглашаю на трибуну Гарри Владимировича Минха. Проект федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и сопутствующий ему проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Пожалуйста. МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, сейчас я предлагаю перейти к рассмотрению проекта федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и производного от него законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", которые внесены Президентом Российской Федерации. Прежде всего хотел бы обратить внимание на то, что речь идёт о создании правовых механизмов, которые должны обеспечить реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на получение квалифицированной юридической помощи. С другой стороны, формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи будет сопровождаться также и содействием, которое будет оказываться со стороны негосударственной системы бесплатной юридической помощи, и поддержкой этой негосударственной системы со стороны государства. Кроме того, указанные законопроекты направлены на то, чтобы обеспечить защиту законных прав и интересов граждан, на то, чтобы повысить уровень правовой информированности и правовой культуры населения, прежде всего тех слоёв населения, назовём их малоимущими, которые в силу вот этой специфики не могут на рыночных началах получить соответствующую поддержку со стороны квалифицированных юристов. Я думаю, это позволит наладить взаимоотношения граждан и институтов власти в рамках тех юридических конструкций, юридических механизмов, которые закрепляются государством. Законопроектом устанавливаются три вида бесплатной юридической помощи, которую могут оказывать юридические и физические лица, являющиеся участниками системы бесплатной юридической помощи, а также иные лица, имеющие право оказывать бесплатную юридическую помощь. Во-первых, это правовое консультирование в устной и письменной форме, во-вторых, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, и в-третьих, представление интересов граждан в судах и иных государственных и муниципальных органах, организациях. В законопроекте устанавливаются определённые квалификационные требования к лицам, которые оказывают бесплатную юридическую помощь. Все три вида такой бесплатной помощи могут оказывать лица, которые имеют высшее юридическое образование, если нет каких-то иных дополнительных требований, установленных федеральным законом. Бесплатную юридическую помощь первого вида в виде правового консультирования в устной форме могут оказывать лица, имеющие среднее профессиональное образование юридического профиля, либо лица, которые имеют так называемое незаконченное высшее образование, то есть лица, которые получают юридическое высшее профессиональное образование и окончили третий курс таких высших учебных заведений. Проектом закона предусмотрены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную помощь в виде представления интересов граждан в судах, если это определено в федеральном законодательстве. Разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Определяются полномочия Президента Российской Федерации в указанной области, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Законопроектом предусматривается государственная система бесплатной юридической помощи, а также четыре основных категории участников этой государственной системы, к которым относятся федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, государственные внебюджетные фонды, а также государственные юридические бюро, которые будут создаваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти государственные юридические бюро могут оказывать услуги самостоятельно или привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов. Помимо государственной системы, о которой я уже сказал, устанавливается негосударственная система бесплатной юридической помощи. Эту систему составляют юридические клиники, которые создаются образовательными учреждениями высшего профессионального образования и в которых как раз будут проходить практику студенты, кроме того, эти юридические клиники будут оказывать правовое просвещение населения, а также негосударственные центры бесплатной юридической помощи, которые будут создаваться некоммерческими организациями, адвокатскими структурами и нотариальными структурами. Определяются категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Это малоимущие граждане, инвалиды первой и второй групп, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, также это дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, которые содержатся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, кроме того, это граждане, которые имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также те граждане, которые имеют такое же право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании", граждане, которые признаны судом недееспособными, и граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Законопроект определяет случаи оказания бесплатной юридической помощи, категории споров, по которым такая помощь может быть оказана, а также случаи, когда гражданину может быть отказано в предоставлении бесплатной юридической помощи. Законопроект предусматривает информационное обеспечение деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и регулирует отношения финансового обеспечения государственных гарантий и прав граждан на получение бесплатной юридической помощи. Принятие федерального закона "О бесплатной юридической помощи..." требует внесения изменений в ряд законодательных актов. Предлагается внести изменения в следующие законы: в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании", в федеральные законы "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Устанавливается, что в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации государственного юридического бюро оплата труда и компенсация расходов адвокатов в случае их привлечения для оказания юридической помощи гражданам бесплатно в рамках государственной системы является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Предполагается, что указанные федеральные законы будут вступать в силу с 1 января 2012 года. Таким образом, законопроект создаёт стройную систему государственных и негосударственных механизмов оказания бесплатной юридической помощи, что позволит обеспечить правовую защиту прежде всего социально незащищённым слоям населения и позволит более полно реализовать гражданам конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, не будете возражать, если мы и процедуру обсуждения сделаем совмещённой по двум законопроектам? Никто не возражает. Коллеги, пожалуйста, какие будут вопросы? А, прошу прощения. Александр Петрович смотрит на меня укоризненно и думает: что же это такое?.. Александр Петрович, содоклад сразу по двум законам. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Нет сомнений, что законопроект расширяет гарантии статьи 48 Конституции Российской Федерации о праве на получение юридической помощи. И хотя Конституция, как мы с вами знаем, различает права человека и права гражданина, но в рассматриваемом случае мы исходим из универсальности этого права и распространения конституционной обязанности по его соблюдению - заметьте, конституционной обязанности - на все органы публичной власти и должностных лиц, то есть исходим из приоритета прав и свобод человека и гражданина. Из содержательной части внесённого президентом законопроекта следует, что категория прав человека стала выступать в качестве основного звена идеологии как демократического переустройства общества, так и формирования гражданского общества. В законопроекте верно соблюдена линия кодекса поведения юристов, который подчёркивает особое назначение юристов в цивилизованных обществах, основанное на уважении закона и службе интересам правосудия. Важно и то, что право каждого на получение квалифицированной юридической помощи служит гарантией осуществления и других прав и свобод, а это ни много ни мало сорок семь статей главы 2 Конституции Российской Федерации, а также целого ряда требований международного права. И я полагаю, уважаемые коллеги, мы вполне можем представить себе, что внесение рассматриваемого сегодня проекта закона обусловлено как международно-правовыми обязательствами, так и социальным состоянием нашего государства, ибо статья 7 нашей с вами Конституции прямо устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Отсюда и сам законопроект правильно, мы полагаем, акцентирует внимание на предоставлении юридической помощи лицам, находящимся или в бедственном, или в затруднительном положении. И рассматриваемый сегодня вопрос хотя и представляет собой лишь одну из форм практической реализации идеи социального государства, но при этом идёт, по сути, выравнивание уровня правовой защиты социально уязвимого населения с общим уровнем как прав, так и возможностей. И то, что автор законопроекта, Президент Российской Федерации, предлагает путь создания и законодательных, и организационных, и финансовых гарантий оказания бесплатной юридической помощи наиболее уязвимым слоям населения, заслуживает полной поддержки. Да, сегодня некоторые элементы оказания такой помощи, о которой мы сейчас с вами говорим, уже имеются, но всё-таки она ещё носит несистемный характер и не позволяет в полной мере заняться укреплением правовой основы государства. И поэтому с удовлетворением мы отмечаем, что в законопроекте самое серьёзное внимание уделено организации системы государственного регулирования в этом вопросе (и статья 72 Конституции защиту прав и свобод человека и гражданина относит к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов), а также и то, что законопроект допускает возможность расширения круга лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. И вот в связи с тем что и законопроект "О бесплатной юридической помощи...", и законопроект "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи..." формируют новый объём гарантий соблюдения прав человека и гражданина, мы предлагаем оба их принять в первом чтении. Для сведения сообщаю, что и Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, и Комитет по вопросам местного самоуправления, и Верховный Суд Российской Федерации рассматриваемый законопроект поддерживают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь. Есть ли вопросы? Есть. Раз, два, три. Три вопроса. Подводим черту: Останина, Федоткин и Селезнёв. Никого я не забыл? А, Емельянов. Четыре вопроса - подвели черту. Пожалуйста, Останина. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, не сомневаюсь в необходимости принятия этого закона. Правда, возникают серьёзные опасения в части того, что адресная группа, которая указана в этом законе, будет значительно расширена. Сам Александр Петрович сказал, что в основном это люди, которые находятся в бедственном или затруднительном положении. Сегодня практически 90 процентов населения России находится в бедственном или затруднительном положении. Но вопрос следующего характера. В статье 11 предполагается создание некоего уполномоченного федерального органа. Речь идёт о создании нового уполномоченного органа на федеральном уровне или о наделении специальными полномочиями какой-либо из существующих структур? Это первое. Статья 5 предполагает установление принципа равенства, или доступности вот этой бесплатной юридической помощи, но при этом отсутствует принцип территориальной близости. Не считаете ли нужным этот принцип обозначить в этом законе сегодня? И последнее. Это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время для формулировки вопроса. Пожалуйста, Гарри Владимирович, вы поняли вопрос, я так понимаю. МИНХ Г. В. Уважаемая Нина Александровна, единственное, не расслышал последнюю часть вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Финансирование. МИНХ Г. В. Первое. Я называл те категории граждан, которым бесплатная юридическая помощь будет оказываться через механизмы государственной системы. Это не только малоимущие, там порядка десяти категорий граждан. Это по первой части того, о чём вы сказали. Вторая часть. Просто дам информацию для сведения: например, для формулировки уровня доходов в Нидерландах используется два критерия - анализируется годовой доход за два года и те объекты недвижимости и иные активы материального характера, которыми располагает та или иная категория граждан. Вот исходя из этих критериев на бесплатную юридическую помощь в Нидерландах из порядка 17 миллионов населения могут претендовать до 40 процентов. Поэтому, как вы понимаете, даже то, о чём я сказал, позволяет говорить о достаточно широком охвате населения. Далее. Когда мы говорим о специально уполномоченном органе, то речь идёт о Министерстве юстиции Российской Федерации. В настоящее время Минюст является федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится десять созданных начиная с 2005 года государственных юридических бюро. И через Министерство юстиции в настоящее время осуществляется финансирование этих государственных юридических бюро. Теперь о территориальности. Как я уже сказал, создано десять юридических бюро, предполагается, что эти юридические бюро будут переданы в ведение органов государственной власти тех субъектов Российской Федерации, где они созданы. И там, где эти юридические бюро ещё не созданы, сами органы власти субъектов Российской Федерации будут принимать решение о создании соответствующих государственных юридических бюро. И это же ответ на вопрос, который столь энергично задал Николай Васильевич Коломейцев. Деньги будут находиться в рамках бюджетов субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Гарри Владимирович, вот два момента, с которыми мне приходится разбираться. Завод закрылся, человек вынужденно остался без работы. Как безработного его не поставили на учёт, или просто три месяца прошло и его сняли с учёта, а он продолжает искать работу, особенно если он немолодой. Он вынужден временно, полгода быть без работы. Нарастают долги по ЖКХ, его выгоняют из квартиры, а никто юридической помощи ему оказывать не может по закону. И второй момент. Миллион двести учителей в стране, ставка выпускника пединститута (диплом с отличием) - 3 тысячи рублей, 2 тысячи 972 рубля. Учитель - нормальный, молодой, крепкий, а денег нет. Вот эти два случая как-то разрулятся у нас: временно безработные, по полгода, и люди, которые получают, скажем, 3-4 тысячи всего-навсего? Они вроде бы и здоровые, а где им заплатят больше? Некуда идти. А за жильё долги - и их выгоняют. Как быть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Здесь я бы ответил следующим образом. Прежде всего... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, можно я на секундочку вас прерву? Коллеги, я предлагаю завершить вопросы, то есть ещё двум депутатам я дам возможность задать вопросы, а уже обсуждение отнесём на время после обеда, не возражаете? Продлеваем тогда время без голосования. Извините, пожалуйста, Гарри Владимирович, время как раз истекло, 14 часов. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Итак, я уже говорил о том, что те граждане, которые подпадают под категорию малоимущих, являются субъектами, которые могут рассчитывать на бесплатную государственную юридическую помощь. Об уровне дохода, который позволяет им относиться к этой категории, мы с вами уже говорили: так как этот вопрос прежде всего будет отнесён к ведению субъектов Российской Федерации, то и величина прожиточного минимума, как вы знаете, устанавливается в субъекте Российской Федерации. Поэтому здесь будет анализироваться либо семейный доход, либо доход одиноко проживающего физического лица, и вот эта вся конкретика уже будет вытекать из тех решений, которые будут приняты в соответствующем субъекте Российской Федерации. Поэтому мы с вами можем приводить разные примеры, но здесь критерий очень простой: ты либо подпадаешь под категорию малоимущих в соответствии с этими требованиями, либо под иную категорию из тех, которые здесь перечислены. Все критерии здесь изложены. Какие-то иные критерии, о которых вы говорите... Ну, давайте предлагать, но подход очень простой. Я приводил пример Нидерландов, могу привести примеры стран других, в том числе бывших наших союзных республик - Молдавия, Грузия, - везде подход такой: определяется, малоимущий человек или немалоимущий, тогда это как мера дополнительной социальной защиты со стороны государства. Повторюсь: все рассуждения, ну, пусть остаются именно рассуждениями, критерии достаточно чёткие и понятные. И второе. Мы говорим о том, что помимо государственной обязательной бесплатной юридической помощи создаётся и система негосударственных институтов поддержки, которая оказывается населению в виде юридической помощи. И эти институты, о которых я тоже сказал, - это либо так называемые юридические клиники, либо те же юридические бюро, но не государственные, они создаются адвокатскими структурами, нотариальными структурами, и здесь они уже сами определяют, кому они будут оказывать эту помощь, в том числе, может быть, и на не вполне бесплатной основе, потому что здесь - опять же я приводил пример Нидерландов - по целому ряду дел граждане доплачивают. То есть какую-то, львиную часть финансовой нагрузки берёт на себя государство, а по целому ряду дел граждане доплачивают и сами финансируют эту юридическую помощь. Потому что, с одной стороны, это заставляет граждан более аккуратно подходить к тому, участвовать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для завершения ответа. МИНХ Г. В. Спасибо. ...участвовать ли им в дискуссии, или по каждому пустяку... Вы знаете, у нас есть, к сожалению, и не только у нас, категория граждан, так называемые сутяжники профессиональные, и поэтому созданы механизмы защиты от такого злоупотребления своим правом. Поэтому ещё раз повторю: чётко прописаны критерии и категории граждан, которым государство обязано оказывать поддержку, а всё остальное - это уже вопрос усмотрения и конкретной ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Сергеевич Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, ну, я опять про третью группу инвалидности, в этом законопроекте она не учтена, хотя учтены первая и вторая группы инвалидности. А также отдельно я бы предложил вынести категории - это жертвы аварий на ПО "Маяк" и Чернобыльской АЭС. Неужели вы думаете, что у этих людей нет трудностей в жизни, нет юридических проблем, связанных с теми сложными жизненными ситуациями, в которых они оказались, и порой не по своей вине? Может быть, стоит всё-таки эти категории отнести к данному законопроекту? И вопрос у меня к Александру Петровичу. Говорили, в какие действующие законы вносятся изменения, - почему не вносится изменение в закон о соцзащите инвалидов в Российской Федерации в этой части? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Если говорить об инвалидах, - мы эту тему действительно затрагивали, когда обсуждали предыдущий вопрос, - то надо сказать, что логика, по которой указаны инвалиды первой и второй групп, именно такая, о которой мы говорили. Безусловно, если анализировать все три группы инвалидности, то инвалиды третьей группы - это лица, которые в принципе могут участвовать в трудовом процессе, и если это происходит и у них есть доход, который позволяет им достаточно комфортно жить, опять же исходя из тех критериев, о которых я говорю, потому что истина всегда конкретна, и здесь мы тоже исходим из того, что такое хорошо с точки зрения того уровня жизни, который существует в Российской Федерации и в каждом конкретном субъекте Российской Федерации... Поэтому либо через этот механизм, либо тогда иным образом. При этом если говорить о других категориях, о тех, которые связаны с произошедшими авариями, катастрофами в области радиационной безопасности, то здесь нужно вспомнить то, о чём говорил и депутат Рохмистров, - комплексный подход. У нас есть специальный закон, который посвящён мерам социальной защиты этих пострадавших категорий граждан, и я думаю, что уровень социальной защиты, который предложен в рамках тех механизмов, позволяет по сравнению с иными категориями, которые здесь указаны, всё-таки выглядеть на достаточно хорошем уровне с точки зрения финансовой защищённости. Поэтому здесь всё-таки я бы предложил исходить из того баланса, который предусмотрен в этом законопроекте, потому что брать какие-то категории и так абстрактно говорить: да, безусловно, люди пострадали, и с этим никто не спорит, и государство целый ряд мер предприняло для того, чтобы обеспечить их социальную защищённость, так давайте ещё и таким образом поможем... Но это, повторюсь, может быть, будет уже воспринято другими социально незащищёнными категориями как социальная несправедливость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотите добавить? Да, пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Я отвечу, мне задан вопрос. Должен сказать, что мы в комитете рассматривали закон о социальной защите населения, и, я вам скажу, закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мы тоже рассматривали, почему нет бесплатной юридической помощи для лиц, пострадавших в катастрофах, при наводнениях, техногенных катастрофах и в других ситуациях. Но, уважаемые коллеги, сразу вам скажу: даже к первому чтению проект закона обеспечил такое внутреннее взаимодействие заложенных в нём норм, что в принципе ответы и на эти вопросы в нём уже имеются. Если нужны ко второму чтению какие-то уточнения, ждём с удовольствием ваших поправок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Емельянов, пожалуйста, ваш вопрос. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Гарри Владимирович, законопроект, безусловно, хороший, но мы несколько запоздали, я считаю, затянули с его принятием. Некоторые субъекты Федерации приняли гораздо раньше свои законы, и уже сложилась своя система оказания бесплатной юридической помощи, насколько я знаю. Как сочетаются положения нового законопроекта с практикой субъектов? Не получится ли так, что, принимая этот закон, мы заставим их разрушить ту практику хорошую, которая сложилась? Или у них не очень хороший опыт и это надо менять? Вот ваша оценка. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Михаил Васильевич, я думаю, что практика сложилась достаточно унифицированная, потому что, я уже сказал, функционирует десять федеральных государственных юридических бюро и на федеральном уровне создана соответствующая нормативно-правовая база. Она носит подзаконный характер, это в основном урегулировано постановлениями Правительства Российской Федерации, где указаны центры, где утверждено положение о Государственном юридическом бюро, подведомственном Министерству юстиции Российской Федерации, и есть целый ряд ведомственных приказов, которые регулируют эти отношения более детально и подробно, в том числе формы договоров и так далее. И субъекты Российской Федерации во многом свою нормативную базу строили исходя из федерального подзаконного законодательства. Поэтому повторяю: практика унифицированная. Вот эти десять федеральных юридических бюро будут переданы в ведение субъектов Российской Федерации, там, где они созданы территориально. А те бюро, что существуют в субъектах Российской Федерации, я думаю, достаточно легко свою нормативную базу скорректируют с учётом тех новелл, о которых идёт речь: по кругу лиц, прежде всего, потому что здесь категории очень детально расписаны, по видам юридической помощи и по квалификационным требованиям. А всё остальное, я думаю, они и так будут применять. И ещё я Валерия Сергеевича хотел дополнительно проинформировать. Он задавал вопрос Александру Петровичу о том, почему мы не корректируем законодательство об инвалидах. Хочу ещё раз напомнить: вносим изменения в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", поэтому эта категория - инвалиды, о которых мы уже говорили, - упоминается, бесплатная юридическая помощь прописывается в этом законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Я напоминаю, что мы с вами обсуждаем 14-й и 15-й пункты одновременно. И было согласие палаты задавать вопросы сразу по тому и другому законопроекту. Вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Не вижу. А, есть, Емельянов. Пока один, других желающих нет. Значит, никто больше не выступает. Гарри Владимирович, настаиваете ли вы на заключительном слове? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но были вопросы. Не настаивает. Москалец тоже не настаивает. Выносим 14-й и 15-й пункты на "час голосования".
Пункт 14, о проекте федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 58 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Принято. Пункт 15, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 29 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принято.