Заседание № 213
21.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 566540-8 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в целях создания правовых оснований для реализации на территории Российской Федерации климатических проектов в лесах).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4763 по 5100 из 6672
33-й вопрос, о федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра природных ресурсов и экологии Сергей Михайлович Аноприенко. АНОПРИЕНКО С. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! По поручению президента Министерством природных ресурсов и экологии и Рослесхозом подготовлен законопроект, который регулирует общественные отношения, возникающие в рамках реализации лесоклиматических проектов. Законопроект позволяет компаниям, желающим добровольно реализовывать лесоклиматические проекты, генерировать углеродные единицы, тем самым понижая свой углеродный след. Законопроект устанавливает понятие лесоклиматического проекта во взаимосвязи с главным, 296-м Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов", а также определяет открытый перечень дополнительных мероприятий, которые могут быть осуществлены в рамках реализации лесоклиматических проектов. В частности, компании получат возможность проводить дополнительные мероприятия по охране лесов от пожаров, по противопожарному обустройству лесов, по защите лесов от болезней, по воспроизводству лесов, лесовосстановлению и лесоразведению. Реализация лесоклиматических проектов будет осуществляться на основании соглашений. Предполагается наделить Федеральное агентство лесного хозяйства правом подписи соглашения. Реализация закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, из региональных бюджетов и местных бюджетов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Михайлович. С содокладом выступает Евгений Владимирович Марков. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, Сергей Михайлович практически всё сказал, мне нечего добавить. Скажу, единственно, что в комитете данный вопрос был рассмотрен, в своём заключении комитет обращает внимание на необходимость согласования терминологии законопроекта с уже действующим законодательством, но это всё в принципе можно исправить в рамках второго чтения. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, как соисполнитель по законопроекту, также поддержал его принятие, поэтому, заканчивая своё выступление, хочу просить вас, коллеги, поддержать его принятие в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Сергей Михайлович, правильно ли я понимаю, что лесоклиматические проекты могут реализовываться в лесах, но на землях разного назначения? То есть, скажем, когда земли сельхозназначения заросли 25-летним лесом, там тоже могут реализовываться эти проекты, и если проекты пойдут, то вернуть эти земли сельхозназначения для сельхозиспользования будет уже затруднительно? Это реальная ситуация. Скажем, у нас во многих местах идёт, по сути дела, новая Великая распашка, например в Брянской области. И как бы разговоры, что климат меняется под воздействием антропогенного фактора, - доказанное мошенничество. Не будет ли у нас возникать ситуация, когда климатические мошенники будут, по сути дела, блокировать восстановление нашего сельского хозяйства? АНОПРИЕНКО С. М. Михаил Геннадьевич, спасибо за вопрос. В законо чётко прописано: на землях лесного фонда, землях иных категорий, за исключением земель сельхозназначения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Арапов Георгий Константинович. АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Сергей Михайлович, вопрос такой, двойной. Во-первых, как будет осуществляться контроль за реализацией лесоклиматических проектов, есть ли в этой системе контроля учёт мнений граждан? Во-вторых, была ли попытка гармонизации нашей лесоклиматической сферы с международными законами, с международным рынком? АНОПРИЕНКО С. М. Георгий Константинович, спасибо за вопрос. Ну, я начну отвечать с конца. Прежде всего мы ориентируемся на своё национальное законодательство. Что касается практики иных государств, я могу сказать, что мы впереди планеты всей: понятие лесоклиматического проекта было введено только три года назад на климатическом саммите в Глазго. И сегодня законопроект у нас уже дошлифовывает 296-й закон, "Об ограничении выбросов парниковых газов". Повторю, мы ориентируемся на своё национальное законодательство в первую очередь. По поводу мнений граждан. Вы знаете, места, где такие проекты будут реализовываться, - это весьма удалённый лесной фонд; тот лесной фонд, на который государство выделяет бюджетные средства, не подпадает под действие лесоклиматических проектов, так как относится к управляемым землям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Два вопроса докладчику. Уважаемый Сергей Михайлович, скажите, пожалуйста, за чей счёт будут реализовываться лесоклиматические проекты? И второй вопрос. В пояснительной записке сказано, что соглашение в соответствии с положениями большинства международных стандартов может являться достаточным основанием для признания результатов климатического проекта собственностью исполнителя такого проекта. То есть возможны прецеденты, когда через какое-то время участок леса становится собственностью исполнителя проекта, правильно я понимаю? АНОПРИЕНКО С. М. Михаил Сергеевич, спасибо за вопрос. Нет, понимание неверное. Собственностью и результатом будет являться углеродная единица, это действительно будет собственностью того, кто будет проводить лесоклиматический проект. Это не касается земель лесного фонда, все они в государственной собственности, иных возможностей здесь нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. МАРКОВ Е. В. Уважаемые коллеги, всем, кто задавал вопросы, я буквально два комментария хотел бы ещё дать. Ну, первое. Я хочу сказать, что данным законопроектом мы с вами включаемся в большую мировую кампанию по реализации лесоклиматических проектов. Есть достаточно большой запрос, очень большой запрос у наших партнёров из Китая на реализацию, инвестиции в реализацию именно лесоклиматических проектов на территории Российской Федерации, и эту работу мы будем продолжать, но для этого нужна соответствующая база. Это первое, что я хотел сказать. И второе. Вот наш коллега Делягин задал достаточно чувствительный вопрос о землях сельхозназначения, на которых находятся леса. Этот вопрос мы обсуждали в рамках фракции, когда к нам приходил Дмитрий Николаевич Патрушев. Я задавал ему этот вопрос и получил абсолютно прагматичный ответ. В данной работе будет проходить серьёзная ревизия. Те земли сельхозназначения, на которых уже растёт шестидесяти-, восьмидесятилетний лес, скорее всего, не будут подлежать соответствующим мелиоративным мероприятиям и будут переведены, скорее всего, в земли... целесообразнее всего будет перевести их в земли лесного фонда. Но у нас есть достаточно большие площади земель лесного фонда, которые можно переводить и целесообразно переводить в земли сельхозназначения. Это такая большая работа, которая требует ещё соответствующей ревизии, ну, она впереди, и, пользуясь случаем, я хотел бы об этом по крайней мере сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович, пожалуйста. ВАССЕРМАН А. А. Поскольку ещё в 1909 году впервые было экспериментально доказано, что так называемые парниковые газы охлаждают поверхность Земли, а с тех пор это доказано ещё множеством способов, спрашивается, стоит ли официальной целью работы с нашими лесами объявлять продление, пусть даже на считаные минуты, нынешнего очередного глобального потепления? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, это высказывание, да, Анатолий Александрович? ВАССЕРМАН А. А. Нет, это вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, докладчик. АНОПРИЕНКО С. М. Я отвечу на вопрос. Во-первых, думаю, стоит, потому что национальное законодательство... мы уже вместе с Минэкономразвития приняли достаточно законов для того, чтобы дать возможность влиять на климатическую повестку. Во-вторых, как я уже сегодня сказал, то, что мы даём в рамках лесоклиматических проектов, - это добровольная история. И есть всё-таки национальная отчётность у каждой страны, она регулярно подаётся, ежегодно, и там считают KPI государства именно по выбросам и по поглощениям. Это называется "национальный кадастр", у нас его делает подведомственный институт Росгидромета. Это является национальной отчётностью, и от этого никуда не деться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, приятно слышать слова заботы о наших лесах, о том, чтобы климатические вопросы решались с помощью русского леса. "А то русский лес не решает эти климатические мирового масштаба вопросы?" - задаю я вопрос. Что, миллионов гектаров леса - двух третей территории России - мало, надо ещё продолжать засаживать и свободные земли, пусть не сельхозназначения? А другие земли что, больше нечем занять? Уже раздали всем нуждающимся под ИЖС, под садоводство, героям труда, героям войны - всем раздали по гектару, лесами надо засаживать? Это первое. Второе, борьба с лесными пожарами. Сейчас нужно заниматься спасением вот этих вековых лесов, которые в первую очередь и решают все эти замечательные проблемы! У нас десятками миллионов гектаров лес горит, и мы вот разводим руками и говорим: "А что сделать, это вот природное явление, давайте будем высаживать новые леса". Вам не кажется, что это сизифов какой-то труд, уважаемые коллеги в правительстве? Давайте разберёмся, что эффективнее, что правильнее делать - спасать миллионы гектаров леса или высаживать и смотреть, как горят каждый год миллионы гектаров леса? Здесь точно не всё так гладко, как у вас на бумаге написано. И самое главное - угроза вот с таким началом, знаете, вроде как мы пока на сельхозземли не претендуем, мы все остальные земли будем... Засаживайте сельхозпродукцией, если есть такие фермеры, экофермеры, которые хотят России таким образом помочь бороться, не знаю, там, с... Внутри леса проект - пусть решают, если это эксперимент, если это какой-то экспериментальный участок, но правительственного решения, что ли, недостаточно, нужно закон обязательно принимать здесь? Нет, я думаю, это просто первый такой шажок, а потом на основании этого удачного эксперимента правительство будет предлагать нам всё-таки вот такое решение проблемы. Проблема очень большая: у латифундистов, у тех горе-латифундистов, у которых десятки, сотни тысяч гектаров земель разного назначения, вот эту землю нужно изымать вследствие того, что они ею не занимаются, они её превращают вот в леса, в заросли кустов и так далее. Законы наши есть о скором, в ближайшее время, изъятии, конфискации, и, видно, чтобы прикрыть вот эту историю, они и придумывают разные вот такие "экопроекты". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья! Идея-то хорошая, но поддержать не получается. Все мы за лес, все мы за руками и ногами, многие из присутствующих здесь даже сами сажали леса не только в детстве, но и недавно. И в принципе если климатическое мошенничество, на котором уже пробы ставить негде, используется для того, чтобы высадить хотя бы один лишний лесок, то, бог с ним, пусть будет климатическое мошенничество! Но, дорогие друзья, есть несколько нюансов. Первое. Климатическое мошенничество - это вам не Чубайс, это не воровство бюджетных средств, это в значительной степени комплексная, системная мера по ликвидации развития, в том числе промышленного развития, таких стран, как Российская Федерация. И, садясь на эту поляну даже из самых лучших соображений, даже ради леса, мы создаём для себя риски непредсказуемые, поэтому игра с климатическим мошенничеством абсолютно недопустима, тем более для правительства. Второе. Мы здесь услышали замечательные слова! В законе-то написано, что кроме земель сельхозназначения, но тут же выясняется, что никаких проблем: мы сейчас эти земли сельхозназначения, заросшие берёзками и осинками, переведём в другую категорию - и не достанутся они никому. Об уровне компетентности свидетельствует прекрасная фраза, которая здесь прозвучала, - о том, что у нас поля заросли шестидесяти-, восьмидесятилетними лесами. Возьмите калькулятор и посчитайте: 60 лет назад был 1964 год, 80 лет назад был 1944 год, а леса стали расти на полях после ликвидации советской власти - ну вот так случайно совпало, непредсказуемое совпадение, никто не мог себе такое вообразить, понять почему. Ну не было у нас при советской власти в значимых масштабах земель сельхозназначения, заросших лесом, это началось после уничтожения советской власти. Если мы с таким уровнем компетентности и с таким уровнем разумности будем подходить к нашей экономике... Между прочим, Богомаз, губернатор Брянской области, он из "ЕДИНОЙ РОССИИ", долгие годы осуществляет сельскохозяйственную революцию, у него реально идёт новая Великая распашка - и думаю, что не только у него, - за счёт применения современных сельхозтехнологий. И вот придут к нему - ну, сейчас военные действия, понятно, - такие замечательные люди и скажут: вот замечательно, что эти леса вы ещё не вернули в земли сельхозназначения, - будут у нас здесь проекты климатического мошенничества, замечательно! Вот это недопустимо. Не сможем мы поэтому эти угрозы поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коган Александр Борисович, пожалуйста. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Можно с места, Иван Иванович? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. КОГАН А. Б. Спасибо. Уважаемые коллеги, дело в том, что вот и Олег Анатольевич, и Михаил Геннадьевич, выступая, говорили, может быть, правильные вещи, которые заслуживают внимания, но это точно не связано с этим законопроектом, точно не связано с тем, что сегодня предлагается. Давайте вспомним, что у нас на сегодняшний день реализуются программы, в том числе программа "Чистый воздух", и каждая компания получает комплексные экологические разрешения и принимает программы по уменьшению углеводородного следа и снижению выбросов. Но есть крупные, градообразующие предприятия, которые этого сделать не могут. И тогда применяются соответствующие меры, связанные с компенсационными высадками, со специальными мероприятиями, связанными с защитой лесов, в том числе от вредителей, включая санитарные мероприятия. Как раз вот, знаете, очень интересно Олег Анатольевич сказал: спасать лес или высаживать - давайте посмотрим, что выгоднее. Олег Анатольевич, выбора такого вообще нет. Закон как раз предусматривает, что защиту лесов от болезней и защиту лесов от пожаров в том числе могут за свой счёт осуществлять соответствующие компании. Так что вопрос не в выборе, а в последовательности действий, то есть сначала, пожалуйста, защита лесов, а если этого недостаточно - высаживание лесов идёт. И никакого мошенничества здесь. Проследить очень легко: объёмы мероприятий и количество высаженных деревьев - а дальше делается элементарный расчёт. Я не понимаю, против чего здесь можно голосовать. Нужно только голосовать за защиту лесов от болезней, за защиту лесов от пожаров и за высаживание дополнительного леса на территории Российской Федерации на земельных участках - на любых иных, кроме земель сельхозназначения. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович, вы можете выступить с заключительным словом. Нет необходимости. Евгений Владимирович? Тоже нет необходимости. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 13 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.