Заседание № 174
О проекте федерального закона № 566321-7 "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части уточнения порядка заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества на новый срок).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 26-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад Альфии Гумаровны Когогиной. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении, замечаний юридико-технического и лингвистического характера нет. Просим принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить по мотивам голосования? Нет желающих. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции", 26-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 10 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 566321-7 "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части уточнения порядка заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества на новый срок).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
60-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Докладывает Альфия Гумаровна Когогина. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят Государственной Думой 11 декабря сего года. Имеется две таблицы поправок к законопроекту: в первой - поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, во второй - к отклонению. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и полностью подготовлен к рассмотрению во втором чтении. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеется. Предлагаю одобрить таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 18 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 44 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 09 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КОГОГИНА А. Г. Комитет предлагает включить данный законопроект в порядок работы на 19 декабря для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альфия Гумаровна.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 566321-7 "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части уточнения порядка заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества на новый срок).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, рассматривается 32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад Рачика Ашотовича Петросяна, официального представителя Правительства Российской Федерации, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы. Пожалуйста, Рачик Ашотович. ПЕТРОСЯН Р. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект устраняет возможность двоякого толкования норм закона "О защите конкуренции", которое приводило в отдельных случаях к невозможности пролонгации договоров без торгов с добросовестными арендаторами. К проблеме особо чувствительны оказались субъекты малого и среднего предпринимательства. Указанный законопроект согласован в установленном порядке. Прошу поддержать. Кроме того, коллеги, в связи с тем что основная стадия перезаключения договоров, пролонгации, начинается с календарного года, с 1 января, прошу рассмотреть возможность предусмотреть в проекте постановления по данному вопросу сокращённый срок представления поправок в профильный комитет Государственной Думы - до трёх дней. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, содоклад Альфии Гумаровны Когогиной. Пожалуйста, Альфия Гумаровна. Редко вас видим на трибуне. Коллеги, мониторить будем. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству отмечает следующее. За период действия закона "О защите конкуренции" в него многократно вносились изменения, расширяющие перечень случаев внеконкурсной аренды государственного и муниципального имущества. В частности, были установлены особенности заключения договоров в отношении госимущества медицинских, образовательных организаций, научных учреждений. Из-под обязательных конкурсных процедур были выведены имущество, представляющее собой технологически взаимосвязанные части инженерно-технических сетей, случаи предоставления помещений в целях реализации контракта, заключённого по результатам конкурса или аукциона. В результате многочисленных правок возможность продления таких договоров для добросовестных арендаторов на новый срок распространилась не на все из перечисленных случаев. К тому же преимущественного права на перезаключение договора аренды на новый срок без проведения конкурса оказались лишены многолетние арендаторы, заключившие договоры в отношении госимущества, муниципального имущества ещё до вступления в силу изменений закона. По мнению разработчиков законопроекта и комитета, в отношении всех арендаторов государственного и муниципального имущества, надлежащим образом исполнявших свои обязанности, должен действовать единый подход к регулированию порядка заключения на новый срок договоров аренды, вне зависимости от того, каким образом они были заключены. Для этого ссылки на отдельные части статьи 17-1 закона, предусматривающие случаи, на которые распространяется право пролонгации договоров аренды, предлагается заменить общим термином "государственное (муниципальное) имущество". В комитет часто обращаются представители малого бизнеса, указывая на негативную практику отказа собственников госимущества от пролонгации договоров аренды и выставления такого имущества на торги, что приводит к фактической ликвидации бизнеса арендаторов. С учётом того что действующий закон "О защите конкуренции" не ущемляет права арендодателей при пролонгации договора, предусматривая возможность как увеличения цены договора по соглашению сторон, так и расторжения договора по объективным причинам, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть вопросы. Включите режим записи. Пожалуйста, покажите список. Яхнюк Сергей Васильевич, пожалуйста. ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Рачик Ашотович, вопрос вам: в случае принятия закона распространится ли право на заключение договора аренды участка земли сельскохозяйственного назначения на добросовестные крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные организации, которые надлежащим образом выполняют принятые на себя обязательства? ПЕТРОСЯН Р. А. Уважаемый Сергей Васильевич, этот законопроект не регулирует отношения, связанные с имущественными правами на землю, поэтому в случае принятия этого закона в имущественных правах на землю никаких изменений не произойдёт. Речь идёт о тех видах имущества, которые не регулируются иными законами, это касается, в частности, государственных объектов недвижимости, движимого имущества казны и так далее. Земельные участки в данный перечень не входят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н. У меня вопрос к разработчикам. Да, действительно, в этот закон вносилось много изменений, но, к сожалению, изменения в законодательство в части, касающейся имущественных отношений, вносятся, как правило, в чьих-то конкретных интересах. Государственное и муниципальное имущество является значимой частью российской экономики, не готовит ли правительство этими изменениями почву для дальнейшей приватизации вслед за приватизацией унитарных предприятий? Буквально только что, перед перерывом мы рассмотрели подобный законопроект. ПЕТРОСЯН Р. А. Уважаемая Ольга Николаевна, это не имеет никакого отношения к приватизации, потому что речь идёт о нормах закона "О защите конкуренции", который регулирует исключительно вопросы передачи во владение либо в пользование. Законодательство о приватизации - совершенно отдельное законодательство, и туда мы никаких изменений не вносим. И в отношении беспокойства, которое вы выразили, - в данном случае об этом речь не идёт, можете не беспокоиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Рачику Ашотовичу. Рачик Ашотович, что касается механизма, скажем так, автоматического продления договоров аренды для тех, кто заключил договор до вступления в силу статьи 17-1. Ну, в отношении тех, кто выиграл эту аренду по результатам конкурса или аукциона, всё понятно, там рыночная цена, но в этом законопроекте предлагается распространить действие положения об автоматическом продлении и на тех, кто заключил договор аренды без конкурса, и порой бывает, что рыночная цена очень сильно отличается от того, что на самом деле будет в итоге платить арендатор. Рассматривали ли вы вопрос о потенциальной потере для муниципальных бюджетов и государственных бюджетов? ПЕТРОСЯН Р. А. Уважаемый Алексей Владимирович, в данном случае речь идёт о пролонгации договоров аренды вне зависимости от того, проводилась процедура торгов при их заключении либо нет. Данный порядок применяется для договоров, которые были заключены как после вступления в силу статьи 17-1, так и до. В случае пролонгации цена в договоре устанавливается на основе оценки оценщика, поэтому и в том и в другом случае цена при пролонгации одинаковая, никаких потерь бюджета быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С. Уважаемый Рачик Ашотович, с одной стороны, мы защищаем предприятия, которые арендуют помещения и хотят пролонгировать договор, с другой стороны, эти предприятия арендуют помещения по низкой цене, соответственно, появляются выпадающие доходы бюджетов, в случае если на эти помещения претендуют более эффективные предприятия, в том числе малые. Скажите, не будет ли этот федеральный закон способствовать развитию такой местечковой коррупции? ПЕТРОСЯН Р. А. Уважаемый Валерий Степанович, дело в том, что пролонгация осуществляется на основе заключения оценочной компании, и там стоимость не может быть занижена или завышена - за это компании несут ответственность. Мы считаем, что порядок пролонгации должен быть одинаковым, это право закреплено за этими организациями в гражданском законодательстве: Гражданский кодекс наделяет добросовестных арендаторов правом претендовать в преимущественном порядке на пролонгацию - данным законопроектом мы просто устраняем возможность двоякого толкования. По сути дела, законопроект носит технический характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово, Рачик Ашотович? Нет. Пожалуйста, Альфия Гумаровна - заключительное слово. КОГОГИНА А. Г. Коллеги, представитель правительства обратился с просьбой установить срок для внесения поправок ко второму чтению - три дня. Комитет рассмотрел это предложение, мы не против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции", 32-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 08 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.
Заседание № 165
О проекте федерального закона № 566321-7 "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части уточнения порядка заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества на новый срок).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Несколько предложений по корректировке проекта порядка работы. Просьба 17, 27 и 28-й вопросы - это правительственные законопроекты первого чтения - перенести на 4 декабря. И по пункту 44 - это депутатский законопроект, также первое чтение, мы предлагаем его перенести тоже на 4 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенос. Спасибо.
Полномочный представитель правительства Александр Юрьевич Синенко также предлагает разгрузить повестку. Но обращаю ваше внимание, Александр Юрьевич: насколько я помню исходя из прежнего опыта работы, обычно правительство настаивало на том, чтобы мы более эффективно работали и рассматривали законопроекты, которые длительное время находились в комитетах и долго не принимались. Сейчас же у нас намечается абсолютно обратная тенденция - уже второе заседание подряд вы предлагаете перенести рассмотрение законопроектов на более позднее время. Не получится ли у нас так, что повестка декабря, учитывая, что у нас там всего три пленарных недели, будет перегружена и снизится качество рассмотрения законопроектов именно из-за того, что переносится на декабрь рассмотрение законопроектов правительства, тем более в первом чтении? Коллеги, нет ли у вас такой озабоченности, учитывая, что мы уже вчера переносили рассмотрение законопроектов на 4 декабря и сегодня переносим рассмотрение законопроектов первого чтения, а законопроекты первого чтения требуют длительного обсуждения? Мы с вами можем просто не успеть рассмотреть их, допустим, 4 декабря. А насколько я понимаю исходя из вашей логики, из того, что вы вчера транслировали, у вас есть желание, чтобы эти законопроекты до конца года были приняты. И вы нам оставляете всё меньше времени... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну понятно, что до 20-го. А как вы понимаете, у нас 20 декабря завершающий день работы Государственной Думы в этом году. Коллеги, мы переносим, идём вам навстречу, но всё-таки, для чистоты отношений, может быть, правительство обсудит в рамках комиссии по законотворчеству вопрос о том, что такие переносы могут существенно снизить качество принимаемых решений? Либо мы не сможем рассмотреть эти законопроекты в декабре, и, соответственно, они перейдут на январь, февраль, для нас же главное - качество. Александр Юрьевич, может быть, вы обоснуете? Мы вчера вас поддержали, единодушно причём, даже по тем законопроектам, которые не были внесены правительством, но сегодня вы увеличили количество предложений о переносе в два раза. СИНЕНКО А. Ю. Вячеслав Викторович, всё верно, но дело в том, что часть из этих переносов - вынужденные. Данные вопросы включались в проект порядка работы неоднократно, мы просто вынуждены просить Государственную Думу корректировать повестку исходя именно из загрузки официальных представителей. Но мы очень индивидуально подходим к каждому законопроекту, рассматриваем его с точки зрения актуальности и будем соответственно ориентировать наших официальных представителей: те законопроекты, которые требуют более оперативного прохождения, мы, конечно же, не будем просить переносить, будем предлагать рассматривать их именно в те сроки, которые определены комитетами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, если мы обратим внимание правительства на данные вопросы, учитывая, что вызывает опасения, как бы не получилось так, что предлагают перенести на 4 декабря, а при этом в планах стоит принятие этих важных законов - допустим, 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)" - до конца декабря? Мы действительно можем некачественно рассмотреть законопроекты из-за спешки, которая возникнет именно по причине того, что один перенос, второй перенос... Вот об этом речь. Тем не менее три законопроекта под пунктами 17, 27 и 28 - это законопроекты правительства, поэтому, в общем-то, как субъект права законодательной инициативы, определив представителей при рассмотрении, правительство имеет право этот вопрос ставить. Может быть, мы тогда обратим внимание, но при этом согласимся с тем, что в будущем нежелательно следовать этой логике, если запланировано принятие законопроекта до конца года? Вот об этом хочу сказать. То есть, если в планах нет принятия законопроекта до конца года, уйдёт на январь-февраль, то пожалуйста. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается, что касается 17, 27, 28-го вопросов.