Заседание № 290
О проекте федерального закона № 565355-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления повышенной административной ответственности за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, 6-й вопрос, законопроект из повестки приоритетных, связан с борьбой с коронавирусом и созданием условий для интернет-торговли, о чём я говорил ранее, речь идёт о наказании за контрафактную продукцию. 6-й и 7-й вопросы взаимосвязаны, просто 6-й - о внесении изменений в Уголовный кодекс, 7-й - о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, поэтому, Даниил Владимирович, если возможно, доложите тему одним докладом по двум вопросам, пожалуйста. 6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 238-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об усилении ответственности за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок в сети Интернет), третье чтение; 7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Даниил Владимирович. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, только вчера мы приняли эти законопроекты во втором чтении, а уже сегодня Комитет по государственному строительству и законодательству готов их представить на ваше рассмотрение в третьем чтении. Такая оперативность продиктована актуальностью этих законопроектов и, как справедливо отметил Вячеслав Викторович, позицией нашего президента в отношении того, что повышение уровня защищённости граждан Российской Федерации от оборота фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских препаратов - это приоритет, тем более в условиях появления новых технологий и распространённости этих явлений в сети Интернет. Просим поддержать оба названных законопроекта - о внесении изменений и в Уголовный кодекс, и в Кодекс об административных правонарушениях - в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть необходимость выступить по мотивам от фракций по 6-му и по 7-му вопросам? Есть. Объединим выступления, нет возражений? Нет. Пожалуйста, запишитесь, кто хотел бы выступить по мотивам от фракций. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Шеин Олег Васильевич, Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Предельно лаконично. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" приветствует принятие данных законов. Понятно, что они готовились в других условиях, но они очень органично ложатся на те вызовы, которые сегодня мы имеем. Вместе с тем я должен обратить внимание на то, что сейчас перед парламентом стоят очень большие задачи и вызовы, потому что нам потребуется крайне динамично доналаживать и донастраивать существующую законодательную базу. Мы видим на примере той же истории с госзакупками, что сегодняшнего законодательства недостаточно для быстрой реакции, которая необходима в условиях чрезвычайной ситуации. Мы видим, что необходимо введение ответственности - и я здесь признателен коллегам, которые об этом сегодня говорили, - в отношении лиц, которые нарушают карантинный режим. Мы должны понимать, что нам придётся, нравится это кому-то или нет, дать на местах губернаторам, регионам право на изъятие у спекулянтов медицинских изделий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, потому что истории, когда медицинская маска стоимостью 1,5-2 рубля продаётся в Интернете за 60 рублей, в современных ситуациях совершенно недопустимы. Очевидно, что к моменту возвращения депутатов в палату спустя десять дней нужно будет иметь достаточно широкий набор понимаемого инструментария. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в этом направлении готова работать, и мы призываем к этому всех коллег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Отдельное спасибо за лаконичность. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, дело в том, что этот законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения при применении информационных технологий, в частности за распространение информации или попытку продажи (покупки) фальсифицированных и контрафактных лекарств, но есть одно маленькое "но". Я говорю о не зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратах, которые, к сожалению, сегодня нужны тысячам, а может быть, и десяткам тысяч наших граждан. Я вчера внёс соответствующие поправки - комитет их, к сожалению, отверг, но проблема с незарегистрированными препаратами и их оборотом на территории Российской Федерации не решена до сих пор. Я напомню вам: совсем недавно, три месяца назад стояли пикеты около Министерства здравоохранения - больные, граждане с одним из заболеваний (не буду называть его), требовали обеспечить их препаратами, которые в Российской Федерации не зарегистрированы. К сожалению, до сих пор громоздкая государственная машина этими препаратами людей не обеспечила. Для того чтобы выполнить приказ 2005 года, который допускает по жизненным показаниям по решению комиссий федеральных учреждений выписывать эти препараты, нужно заказывать их, потом получать отдельное разрешение Правительства Российской Федерации, потом завозить их отдельно в Российскую Федерацию - это очень тяжёлый, громоздкий механизм. Многие пытались его обойти, пытались абсолютно из благих намерений ввозить препараты для больных детей и передавать их, некоторые люди ничего не выигрывали при продаже этих препаратов, ввезённых из-за рубежа, но для них наступала ответственность, причём достаточно суровая, я напомню, лишение свободы на срок до восьми лет, в то время как они просто выполняли простейшую функцию: ввозили препараты, необходимые больным, в том числе больным детишкам, но не зарегистрированные в Российской Федерации. Мы поддержим этот законопроект, но в ближайшее время внесём законопроект, который выведет всё-таки из-под уголовной ответственности ввоз на территорию Российской Федерации и распространение незарегистрированных лекарственных препаратов, если это делается для оказания помощи больным по жизненным показаниям, а таких случаев сегодня огромное множество, и ужесточать по ним ответственность, привлекать к уголовной ответственности неверно. Такие случаи есть, вроде бы их пока аккуратно в рамках реализации закона, правоприменительной практики до уголовных дел и до конкретных сроков не доводят, но сам факт, что называется, остаётся. Необходимо убрать из Уголовного кодекса уголовную ответственность - причём она ведь достаточно мощная - за ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных препаратов, если они выписаны специалистами, повторю, по жизненным показаниям и необходимы для продолжения жизни и сохранения здоровья наших пациентов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, вы врач, когда к вам обращается больной, вы ему назначаете незарегистрированные препараты? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Вы несёте ответственность в том случае, если вы назначаете незарегистрированный препарат? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Консилиум несёт. Вот когда мы с этой трибуны берём и такие предложения высказываем, десять раз надо подумать, кто возьмёт на себя ответственность за то, что сейчас в сети Интернет развернётся торговля, продажа незарегистрированных лекарств. Понимаем, о чём речь идёт? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Знаете, вот задумайтесь: что предлагается? Мы говорим, что за оборот контрафакта надо наказывать, но при этом не надо за оборот незарегистрированных препаратов. А каких? А каково их действие? А каково побочное действие? Коллеги, особенно представители профессионального сообщества, мы же вам доверяем жизни, ну давайте разделять популизм, политику и профессию! У нас эффективность системы здравоохранения и её отличие от знахарок и шарлатанов заключаются в том, что у вас там есть протоколы, регламенты, препараты, которые прошли сертификацию, и так далее. И вот на пороге самых разных панических состояний берут и говорят: давайте запустим это через сеть Интернет. Да там будет такая реклама развёрнута, что это якобы панацея от всего! А потом погибнет больше людей, чем от вируса. Так или нет? А что молчим? Ну задумайтесь, разве так можно? Мы скажем, что у нас иммунитет против таких заявлений, такими заявлениями дорогу в ад стелют. Ну уж не надо здесь об этом! Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 238-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об усилении ответственности за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок в сети Интернет), третье чтение, 6-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 17 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления повышенной административной ответственности за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и за оборот фальсифицированных биологически активных добавок с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет), третье чтение, 7-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 15 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 289
О проекте федерального закона № 565355-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления повышенной административной ответственности за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления повышенной административной ответственности за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и за оборот фальсифицированных биологически активных добавок с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет), второе чтение. Пожалуйста, Даниил Владимирович. БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Схожий с предыдущим законопроект, направленный на повышение административной ответственности в указанных случаях. Ко второму чтению поступило десять поправок, семь из них представлены в таблице № 1 и три поправки - в таблице № 2, рекомендованы к отклонению. Содержательно поправки, в том числе дополняющая законопроект примечанием, схожи с положениями, которые мы только что рассматривали при принятии поправок в Уголовный кодекс, и я просил бы поддержать их, как и предыдущий законопроект, во втором чтении. Вячеслав Викторович, аналогичная просьба: если будет поддержка во втором чтении, просили бы в третьем чтении рассмотреть законопроект завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по таблице поправок № 1. В этой таблице семь поправок, комитет предлагает принять таблицу, поправки принять. Нет замечаний? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 12 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1 единогласно. Коллеги, по таблице поправок № 2. В этой таблице три поправки, комитет предлагает их отклонить. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, комитет предлагает её принять. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 51 сек.) Проголосовало за 265 чел.58,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел.41,1 % Результат: принято Принимается единогласно таблица поправок № 2. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение, 8-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 34 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается единогласно законопроект под пунктом 8. Докладчик предложил его рассмотреть в приоритетном порядке завтра в рамках третьего чтения. Нет возражений, коллеги? Нет. Поддерживается ваше предложение, Даниил Владимирович. Спасибо.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 565355-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления повышенной административной ответственности за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 238-1 Уголовного кодекса Российской Федерации", и одновременно пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Ирины Анатольевны Яровой. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, защита жизни и здоровья граждан напрямую связана с качеством медицинских услуг и препаратов, которые реализуются на рынке, поэтому защита граждан от фальсифицированных лекарственных препаратов - это прямое действие, направленное на сохранение жизни. В 2014 году мною и моими коллегами был разработан и стал законом - впервые в Российской Федерации - порядок установления уголовной и административной ответственности за производство, оборот, сбыт фальсифицированных лекарственных препаратов и медицинских средств. До этого на самом деле даже не существовали надлежащая квалификация и ответственность за подобные преступления, которые расценивались только как неудавшаяся предпринимательская деятельность. Однако данные преступления имеют двойственную направленность: это не только преступления экономического характера, направленные на извлечение преступной прибыли, но это преступления против жизни и здоровья неограниченного круга лиц, потому что лицо, совершающее такие деяния, не только имеет корыстный умысел, но и безразлично относится к любым последствиям, которые могут наступить для жизни и здоровья граждан. Фальсифицированные лекарственные препараты имеют две вариации: первый вид - это препараты-пустышки, и лицо, принимающее такой препарат, надеясь на излечение, теряет время без своевременного оказания медицинской помощи, и наступают негативные последствия для здоровья, которые никогда ни одна экспертиза потом не докажет, потому что последствия будут по экспертизе от основного заболевания; второй вид фальсифицированных лекарственных препаратов - это препараты, содержащие фальшивую субстанцию, которая может причинять вред, и фактически в таком случае для установления последствий необходимы длительные исследования и установление сложной причинно-следственной связи. И поэтому изначально, ещё в 2014 году, ответственность за данное деяние была установлена как за формальный состав преступления, то есть само деяние означает его высокую общественную опасность. Вы знаете, что Российская Федерация принимает самое активное участие в обеспечении защиты международного рынка лекарственных препаратов. Именно по инициативе России была принята международная Конвенция "Медикрим". Более того, Россия - один из главных субъектов, который активно участвует вместе с Интерполом в проведении международных операций по выявлению и пресечению преступного сбыта фальсифицированных лекарственных препаратов, это проблема не российская, это проблема международная. В настоящее время мы предлагаем дополнить уже действующие формы административной и уголовной ответственности дополнительным квалифицирующим составом, отягчающим вину при совершении этих преступлений, а именно: в случаях, когда производство, оборот, сбыт фальсифицированных препаратов осуществляются с использованием средств массовой информации, электронных средств, в том числе и сети Интернет, деяния, безусловно, носят повышенную общественную опасность, это признано и на международном уровне, так как современные технологии позволяют охватить единовременно преступным намерением и преступным воздействием с целью осуществления преступного сбыта масштабно, не только в конкретном регионе, но и в целом в стране, и в разных странах, следовательно, и уровень общественной опасности таких деяний значительно выше. Поэтому, дополняя квалифицирующим признаком, мы предлагаем фактически установить ответственность по уголовным составам в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет - это как по квалифицирующим признакам, которые сегодня уже существуют и связаны с совершением тяжкого преступления. Что касается административной ответственности, вы знаете, сегодня существуют штрафы, их уровень будет повышен за такие деяния: для физических лиц - от 75 до 200 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - до 800 тысяч и для юридических лиц - от 2 до 5 миллионов рублей. Почему устанавливаются и финансовая ответственность, и уголовная? Вообще, различие в квалификации этих деяний изначально связано с суммой оборота фальсифицированных лекарственных препаратов. Наличие ответственности, в том числе финансовой, сопряжено ещё и с тем, что есть желание правоохранителя и законодателя сделать заведомо максимально невыгодной эту преступную деятельность, поэтому в любом случае наличие двух форм ответственности - и об этом сегодня уже свидетельствует следственная практика - даёт хорошие результаты. Должна вам сказать, что только в 2017 году было изъято из оборота более 200 фальсифицированных лекарственных субстанций, из которых была приготовлена 61 серия фальсифицированных лекарственных средств. То есть, к сожалению, масштабы производства фальсифицированных препаратов в глобальном измерении достаточно велики. Напомню, что в Ростовской области в своё время - до 2014 года, и это стало тогда толчком для разработки закона - фальсифицированные лекарственные препараты вводились онкобольным детям, и дети, которые и так страдали тяжелейшим заболеванием, фактически теряли драгоценное время, не получали квалифицированную медицинскую помощь. Данная законодательная инициатива является приоритетной в пакете инициатив фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но я думаю, что здесь даже не важен вопрос фракционной принадлежности, потому что этот законопроект связан с самым дорогим, что есть у каждого человека, - со здоровьем и жизнью. Прошу поддержать данную законодательную инициативу, которая также поддержана всеми профильными ведомствами, в том числе правоохранителями. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Евгения Евгеньевича Марченко. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитетом рассмотрены эти два законопроекта, они комитетом, безусловно, поддерживаются. Действительно, Ирина Анатольевна всё правильно сказала: здесь на кону жизнь и здоровье наших граждан, тем более когда вопрос касается детей. К сожалению, так получилось, что Интернет стал основной площадкой для продажи таких фальсифицированных препаратов. Ну, это объяснимо, потому что в аптеке всё-таки контроля больше, чем в Интернете, там Росздравнадзор работает, проверяют, контролируют, а в Интернете более свободно, проще это всё продавать. Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, правоохранительными органами Российской Федерации было выявлено около 700 ресурсов в сети Интернет, на которых предлагались к продаже рецептурные лекарственные средства, сильнодействующие психотропные, наркотические. Кроме того, как уже отмечала Ирина Анатольевна, принятие проекта федерального закона будет способствовать выполнению международных обязательств Российской Федерации в части соблюдения требований Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенции "Медикрим"). С юридической точки зрения оба законопроекта выверены, можно сказать, отшлифованы. Единственный вопрос - ну, это даже, я скажу, не мнение комитета, а больше вот лично мой взгляд на эту проблему - это отличительный признак для разграничения уголовной ответственности и административной. По моему мнению, - я к вам обращаюсь, Ирина Анатольевна, - всё-таки надо посмотреть на степень вредности фальсификата. О чём идёт речь? К примеру, можно продать фальсификата на миллион рублей, за это наступает уголовная ответственность, но вреда для здоровья от него будет намного меньше, чем, например, от какого-то другого фальсификата, яда какого-нибудь, которого продали на 20 тысяч рублей, понимаете? То есть вот у меня такое предложение: посмотреть на разграничение уголовной и административной ответственности, так сказать, с учётом причинения вреда здоровью наших граждан, мне кажется, именно здесь кроется главная общественная опасность. Кроме того, эксперты могут изучать эти препараты и в принципе видеть, где, в каком фальсификате больше вредных веществ, в каком - меньше, что наносит больший вред, так сказать, что меньший. То есть предлагаю сделать вот этот признак главной отличительной особенностью. Но и то, что вы предлагаете, - что касается гражданского оборота, в случае продажи на сумму до 100 тысяч рублей будет административная ответственность, если сумма выше, будет уголовная ответственность, - с юридической точки зрения, по мнению комитета, абсолютно правильно и верно, то есть никаких вопросов здесь в принципе не возникает. Это ко второму чтению в плане лично моего предложения, так скажем. Данные законопроекты прошли согласование во всех профильных комитетах, были направлены в регионы. Всеми эти законопроекты поддерживаются, поэтому комитет рекомендует принять их в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шилков Данил Евгеньевич, пожалуйста. ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Ирине Анатольевне. Скажите, пожалуйста, как действие административных штрафов будет распространяться на владельцев иностранных сайтов, то есть на тех, кто осуществляет свою деятельность в странах, не являющихся участниками Конвенции "Медикрим", но при этом через Интернет рекламирует свои поддельные БАДы на территории Российской Федерации? ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос. Я не случайно обозначила, что Российская Федерация является одним из важных и активных субъектов в организации международной борьбы и противодействия обороту фальсифицированных лекарственных препаратов. Мы не просто являемся участниками международной Конвенции "Медикрим", мы инициировали принятие этой конвенции. Я уже упомянула, что в настоящее время мы являемся участниками проведения большой международной операции, которая реализуется Интерполом, по выявлению, пресечению организованного производства и сбыта фальсифицированных лекарственных препаратов. Интернет - это канал реализации фальсифицированных лекарственных препаратов, где, собственно говоря, с одной стороны, имеется возможность установления тех субъектов, которые осуществляют преступную деятельность, в другой стороны, этот канал позволяет расширять оборот и сбыт фальсифицированных лекарственных препаратов. Именно поэтому существует две формы ответственности, административная и уголовная, и ограничение и разбивка по сумме оборота в 100 тысяч рублей - порог отсечения - означает, что при сбыте с использованием Интернета речь идёт, как правило, об уголовной ответственности. И нами, как субъектами международного права, во взаимодействии с другими государствами применяются формы совместного проведения оперативных и следственных действий, поскольку есть соглашение в этом вопросе. Таким образом, в данной части никаких проблем возникать не будет, поскольку процессуальные решения, которые могут и должны приниматься по данным квалифицирующим признакам, уже предполагают проведение более масштабных оперативно-розыскных мероприятий и возбуждение уголовных дел. Кроме того, я сразу хотела бы дать комментарий по поводу прозвучавшего предложения в части перенесения состава из формального в материальный. Это предложение абсолютно неприемлемо, потому что степень тяжести этих преступлений определена изначально, независимо от того, к каким последствиям они приведут. Как я уже сказала, принятие фальсифицированного лекарственного препарата, даже если это пустышка и человек просто теряет время, иногда приводит в индивидуальном прочтении к необратимым последствиям. Если же будет установлена прямая причинно-следственная связь, если будет установлено, что лицо пострадало или погибло в результате принятия конкретного медицинского препарата, осуществляется дополнительная квалификация деяний, наступает повышенная уголовная ответственность как за убийство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите. МАРЧЕНКО Е. Е. Ирина Анатольевна, речь идёт абсолютно не об этом. Мы говорим не о формальном и материальном составах, мы говорим о том, как разграничить уголовный состав и административный, только об этом идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемая Ирина Анатольевна, конечно, законопроект мы поддерживаем, но здесь самый главный вопрос возникнет при правоприменении. Понятно, что для лекарственных средств и медицинских изделий Росздравнадзор обеспечит соответствующий контроль, будет соответствующая квалификация, а вот что относительно БАДов? В связи с этим два вопроса. Первый: как будет осуществляться проверка БАДов - будет сплошная проверка по всем 700 источникам? И второй вопрос: если распространением занимаются почтовые службы, то есть на зарубежном сайте товар рекламируется, но непосредственно его вручает почта, то кто будет наказан - почта или тот, кто продаёт? ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Федот Семёнович, спасибо за вопрос. Прежде всего, хотела бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что речь идёт не о формировании новых статей в уголовном и административном законодательстве, а о дополнении норм, которые были приняты в 2014 году и которые уже реализуются, по ним уже есть и судебная практика, и следственная практика, и административная практика, то есть мы дополняем квалифицирующие признаки. В данном случае перед нами не стоит задача изменения процессуальных норм, изменения уполномоченных органов, изменения порядка контроля и выявления правонарушений, речь идёт об уточнении ответственности за уже существующие административные правонарушения и уголовные преступления по дополнительному квалифицирующему признаку, который сегодня в международном масштабе отнесён к отягчающим вину обстоятельствам, а именно: с использованием средств массовой информации, интернет-коммуникаций, что расширяет оборот фальсифицированных препаратов. Ваша обеспокоенность в данном случае не связана с новеллой, которую мы обсуждаем. Что касается практики, наверное, вы задаёте вопрос о том, как сегодня уже действуют эти нормы. Составлением протоколов об административной ответственности занимается не только Роспотребнадзор, но в том числе и таможенные органы, потому что, как я уже сказала, рынок международный, и в этой части никаких вопросов пока не возникало. Более того, скажу как автор первичного закона (я постоянно осуществляю мониторинг разработанных законодательных инициатив, чтобы понимать, как они работают): практика себя оправдала. И новый шаг, который, я надеюсь, мы сейчас сделаем, как раз позволит дополнительно включить механизмы невыгодности занятия этой преступной деятельностью. И хотелось бы сказать содокладчику: мне думается, когда докладывает представитель комитета, всё-таки должна излагаться позиция комитета. Но в любом случае, уважая ваше мнение, могу ещё раз вам сказать, что ваше предложение совершенно неприемлемо, потому что оно улучшит положение преступников, ведь введение дополнительного требования о доказывании изначально вреда для здоровья по факту производства фальсифицированных препаратов означает уход от ответственности. Коллега, я не знаю, кто вы по образованию, поэтому скажу, что существует в международном праве и в уголовном праве понятие формального и материального состава преступления, и вот здесь может быть только формальный состав исходя из высокой степени общественной опасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ирина Анатольевна, каково ваше мнение по поводу ответственности СМИ, сайтов, рекламирующих подобные препараты - незарегистрированные и так далее? Понятно, что производится та или иная продукция фальсифицированная, незарегистрированная и так далее, идёт реклама, люди на эту рекламу реагируют - вот скажите, есть ли у нас или будет ли в дальнейшем прописана ответственность СМИ и владельцев сайтов за рекламу подобных препаратов? ЯРОВАЯ И. А. Вообще, с учётом вопросов рекламного рынка, того, что мы сейчас видим в информационном поле, мы, законодатели, и вводим ограничения. Вы знаете, ранее для защиты детей от вредной и опасной информации мы уже приняли целый ряд таких решений. Появление дополнительных требований к распространению информации о лекарственных препаратах, на мой взгляд, запустит новую практику и новую процедуру анализа и оценки, в том числе и информационного поля, на предмет наличия таких противоправных, преступных предложений на рынке. Полагаю, наша инициатива в полной мере будет способствовать очищению, я так сказала бы, информационного пространства, что обеспечит невозможность предложения фальсифицированных лекарственных препаратов. Хотя вы абсолютно правы в том, что - и коллеги об этом уже говорили - современные средства коммуникации, как ни странно, а может быть, и вполне закономерно, очень активно начали использовать в первую очередь с целью совершения преступлений. И те, кто изначально придумал теорию виртуального пространства, заложили, собственно говоря, психологическую ловушку для общества, в которую общество и попало: мы столкнулись с ситуацией, что такие средства коммуникации (как ранее и телефон, и транспортные средства) упрощают взаимодействие людей, но всё же они не могут находиться вне правового регулирования. И то, что сейчас такие преступления совершаются в самых разных сферах, доказывает только одно: мы, как законодатели, принимая любое решение, должны понимать, что могут быть разные формы взаимодействия людей, но жизнь, здоровье и безопасность человека всегда должны быть законодательно защищены на государственном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Ирина Анатольевна, вы внесли важные и своевременные законопроекты, и наша фракция, безусловно, их поддержит. А вопрос следующий: в своём выступлении вы убедительно доказали высокую общественную опасность данного деяния - с этой точки зрения адекватны ли санкции, которые предусмотрены в законопроекте? В других странах санкции за подобные преступления очень серьёзные: в Соединённых Штатах, насколько я знаю, предусмотрено наказание в виде пожизненного заключения, в Турции - на 50 лет. Может быть, и нам подумать об ужесточении санкций? ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое за вопрос. Санкция, которая предлагается по данному составу, - лишение свободы на срок до восьми лет. Должна вам сказать, что изначально (мы ведём речь о дополнении действующего состава дополнительным квалифицирующим признаком), когда мною разрабатывался закон в 2013-2014 годах... Это вообще был первый опыт установления уголовной ответственности за подобные преступления - я не случайно сказала, не оговорилась, я специально подчеркнула, - тогда был взгляд на этот вид преступления как на неудавшуюся предпринимательскую деятельность, хотя, как мы с вами понимаем, как любой человек, даже не будучи юристом, понимает, что это не только корыстное преступление, но и преступление против жизни и здоровья человека, а значит, имеет максимальную степень общественной опасности. Тогда мы смогли убедить - вы знаете, какова процедура принятия решений о внесении новых статей в уголовное законодательство, - в необходимости такой максимальной санкции, и единственный вариант дополнительного увеличения ответственности в случае наступления действительно необратимых последствий - это дополнительная квалификация, как я уже сказала, но это не лишает нас, как законодателей, права в будущем рассмотреть вопрос о возможности увеличения санкций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хочу сказать спасибо Ирине Анатольевне за такие законы, они, наверное, уже давно должны были быть приняты. А вопрос у меня к Евгению Евгеньевичу, к представителю комитета: скажите, пожалуйста, кто будет определять, что это именно фальсификат, и какова ответственность проверяющих, чтобы не получилось так, что будет нечестная конкурентная борьба? МАРЧЕНКО Е. Е. Вы задаёте вопрос в контексте моего предложения, в контексте того, что я сказал? Если это касается того, о чём я говорю, то это как был формальный состав, так он и остаётся, ничего не меняется, в материальный состав это никоим образом не переходит. Просто идея в чём? Моё предложение: если, условно говоря, в таблетке больше ядовитых веществ, значит, это состав уголовного преступления, если меньше - административного, а решает это экспертиза. При этом это всё незаконная деятельность, то есть как был формальный состав, так и остаётся, с этим я согласен, а заниматься этим будут, безусловно, правоохранительные органы, полиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, на самом деле мы с вами рассматриваем очень важные законопроекты. Речь идёт об использовании средств массовой информации, социальных сетей и в целом сети Интернет при реализации фальсифицированных лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов. Вот я хочу рассказать, с чем я сам, лично столкнулся. Значит, в сети "Фейсбук" я увидел рекламу лекарства, которое обладает чудодейственными свойствами, просто сказочными свойствами, и говорилось о том, что это изобретение китайского учёного, который получил за него Нобелевскую премию, там была его фотография, ну, и так далее. Я обратился к специалистам по Китаю и спросил, правда это или фейк, - они изучили этот вопрос и сказали, что такого лекарства в Китае нет, а вот на фотографии представлен действительно лауреат Нобелевской премии, но не в области медицины, а в области другой науки. То есть фальсификат подсовывается нашим людям, и это наносит огромный вред здоровью граждан Российской Федерации. Закон очень нужен, он необходим, но, конечно, возникают вопросы, касающиеся правоприменительной практики: каким образом это будет выявляться, как это будет делаться? Я уже задавал вопрос: если сайт находится за рубежом, реклама идёт оттуда, аккаунт тоже за рубежом, продукция реализуется через почтовую сеть, кто будет отвечать - тот, кто использовал средства массовой информации или сеть Интернет, или почта? Ну, я думаю, что правоохранительные органы имеют огромный опыт, и, как авторы уже сказали, такой вопрос отработан, и это реально будет работать, и будут наказаны реально виновные люди. И самое главное - этими законами ставится заслон, создаётся потенциальная угроза того, что такого рода деятельность будет абсолютно экономически невыгодна. Законопроекты очень важны, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данные законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу ещё раз обратить внимание, что целью проектов федеральных законов является повышение уровня защищённости граждан Российской Федерации от оборота фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок с использованием средств массовой информации либо электронных и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Докладчиком была представлена соответствующая статистика за 2017 год, в целом в пояснительной записке изложено - ещё раз хочу обратить внимание на это, - что по результатам мониторинга в сети Интернет правоохранительными органами было выявлено около 700 интернет-ресурсов, на которых предлагались к продаже рецептурные лекарственные средства, сильнодействующие психотропные, наркотические средства. Именно эта тенденция делает актуальным усиление противодействия обращению таких товаров - фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок, которые распространяются с использованием в том числе сети Интернет. Включение в проекты федеральных законов отягчающих обстоятельств в виде использования средств широкого распространения, таких как информационные системы, сеть Интернет, при назначении санкций в связи с правонарушениями, как и было обозначено, будет способствовать выполнению требований Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения. Что касается той дискуссии, которая у нас состоялась по положениям проектируемых изменений, необходимо обратить внимание на то, что в качестве дополнения вносятся квалифицирующие признаки, не затрагивается в целом концептуальный подход об изменении формального или материального состава. Никаких сложностей не должно возникать и не возникнет с точки зрения квалификации того, является ли это деяние административным правонарушением или уголовным преступлением: согласно статье 238-1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовным преступлением соответствующее деяние признаётся в случае, если совершено в крупном размере (в качестве отграничения от административного правонарушения), но при этом соответствующее изменение второй части, дополнение квалифицирующим признаком, необходимо в связи с развитием нашего технологического процесса, распространением и использованием сети Интернет, информационно-телекоммуникационных сетей и средств массовой информации. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие законопроектов в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддержит два законопроекта, которыми предлагается внести дополнительные квалифицирующие признаки, мы полностью разделяем ту обеспокоенность, которая высказывалась в зале. Действительно, сегодня в Интернете можно приобрести всё что угодно, и то, что зарегистрировано в Российской Федерации, но должно продаваться исключительно по рецепту, можно приобрести без рецепта, можно приобрести и то, что не зарегистрировано и даже запрещено. Вот на Дальнем Востоке проблема... Здесь несколько лет назад Елена Борисовна Мизулина поднимала вопрос, вносила законопроект о запрете продажи специальных медицинских препаратов для медикаментозного прерывания беременности, так называемых таблеток "беби-капут", которыми завалили Дальний Восток, - они запрещены у нас, но через Интернет из Китая их свободно можно заказать. Мы знаем, что процветает мошенничество в этой сфере, особенно процветает так называемое социальное мошенничество, когда пытаются навязать всевозможные препараты, понимая, что люди находятся в опасной для жизни ситуации, - и препараты-пустышки, и препараты, которые не выполняют те функции, которые заявлены, - из людей вытягивают последние деньги, а люди надеются, что им эти препараты помогут. Конечно, мы эти законопроекты всячески поддержим, при этом надо иметь в виду следующее: хорошо, если, например, задержали партию на миллион рублей, привлекли к ответственности за это, а ведь могут и один препарат, единичный препарат доставить, продать, пусть даже за не очень большие деньги, но последствия будут самые серьёзные. И с такими ситуациями мы часто сталкиваемся, неоднократно по телевизору видели разоблачительные передачи о том, как работают различные структуры, которые завлекают граждан, особенно пенсионного возраста, предпенсионного возраста, в свои учреждения, навязывают им различные биологически активные добавки, другие медицинские препараты, вытягивают последние деньги. И хорошо, если нет никаких негативных последствий, а порой бывают и негативные последствия от их употребления. В связи с этим мы, понимая, что реклама - двигатель торговли, некоторое время назад от фракции ЛДПР внесли законопроект, которым вообще запрещается реклама лекарственных препаратов на радио, на телевидении, за исключением отдельных специализированных каналов или изданий. Мы считаем, что именно агрессивная реклама сегодня позволяет расширяться рынку фальсифицированной продукции и навязывать гражданам ту продукцию, которая вообще им не нужна, при этом страдают наши отечественные производители. Не так давно в Государственной Думе состоялось совещание с отечественными фармпроизводителями, проводил его Сергей Иванович Неверов, и они говорили, что не в состоянии выдерживать конкуренцию, которая существует на этом рынке, прежде всего потому, что огромные бюджеты тратятся иностранными производителями. И страдают... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нужно добавить? Добавьте время. НИЛОВ Я. Е. ...И страдают наши производители, страдают наши граждане, которые переплачивают за импортные препараты, которые содержат те же самые действующие вещества, что и наши, но, поскольку во всех аптеках можно найти разрекламированные препараты, граждане покупают то, что им навязала реклама. Мы поддерживаем законопроект Ирины Анатольевны Яровой, но призываем всё-таки подумать и запретить рекламу лекарственных препаратов на радио, на телевидении и в прессе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич. Евгений Евгеньевич не совсем правильно понял мой вопрос. Ирина Анатольевна, я хотела бы, чтобы всё-таки внесли такой пункт, что... Качество, наверное, проверяют какие-то лаборатории, эксперты дают заключения - так вот тут должна быть предусмотрена ответственность этих экспертов, чтобы не было возможности для недобросовестной конкуренции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Ирине Анатольевне Яровой включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, прежде всего, позвольте вас поблагодарить за активное, неравнодушное обсуждение. Действительно, тема очень злободневная. И также очень злободневна тема, которую затронула Наталья Дмитриевна. Должна вам сказать, что в настоящее время я анализирую действующее законодательство даже не в связи с экспертизой лекарственных препаратов, а вообще в части ответственности за проведение экспертных исследований, в результате которых наступают правовые последствия, являющиеся основанием к принятию юридического факта, к установлению ответственности или к даче разрешения, и это очень серьёзный вопрос. Должна вам сказать, что когда я начала системно изучать действующее законодательство, подзаконные и нормативные акты по различным видам экспертиз, то поняла: вот где есть над чем поработать. Я этим вопросом сейчас занимаюсь, если есть у кого-то ещё желание подключиться к этой работе - приглашаю к взаимодействию. Это вопрос, на который мы ещё будем давать ответы, более системные ответы, потому что здесь должна вестись речь вообще о понятии экспертизы, о понятии исследования, о понятии правовых последствий и ответственности. Это очень большой вопрос. Уважаемые коллеги, если сегодня мы примем решение, которое предложено, то во втором чтении у нас будет возможность ещё поработать над какими-то предложениями, которые от вас поступят. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. По ведению - Гильмутдинов Ильдар Ирекович. Ошибка? Понятно. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 238-1 Уголовного кодекса Российской Федерации", пункт 5 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 12 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 6 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 43 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.