Заседание № 259
01.11.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 565119-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1596 по 1992 из 7873
Приступаем к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 14-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В соответствии со статьёй 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вашему вниманию представляется проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал". Сайменский канал представляет собой уникальное гидротехническое сооружение, связывающее сеть внутренних озёр Финляндии с Финским заливом в районе города Выборга. Канал даёт возможность проводки судов из портов внутренних вод в Восточной Финляндии в порты европейского зарубежья, а также во внутренние порты Центральной и Восточной Европы и России, позволяет использовать для перевозки внешнеторговых грузов наиболее экономичный водный вид транспорта. На своей российской части Сайменский канал обеспечивает непосредственно выход на портовые комплексы Выборга и Высоцка. Строительство канала было осуществлено в ХIХ веке, в период, когда финляндская автономия входила в состав Российской Империи. По окончании Второй мировой войны канал оказался разделённым на две части, советскую и финляндскую, и фактически пришёл в упадок. В 50-х годах в условиях увеличения товарооборота между Советским Союзом и Финляндией, а также Финляндией и третьими странами наличие двойного управления над каналом, по технологической сути являющимся единой транспортной инфраструктурой, стало серьёзным препятствием для адекватного развития транспортного сообщения по этому водному пути. Решение было найдено в виде сдачи советской части канала в аренду Финляндии, и 27 сентября 1962 года Советский Союз и Финляндия заключили договор о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала сроком на пятьдесят лет. В период с 62-го по 68-й год финляндская сторона за свой счёт полностью реконструировала канал, и в 68-м году канал начал новую жизнь и массовое судоходство. Без преувеличения можно сказать, что сегодня Сайменский канал - одно из лучших гидротехнических сооружений, и не только Европы. Канал имеет длину более 42 километров, из них более 19 километров составляет его российская часть, и восемь шлюзов, из которых пять находятся в Российской Федерации. Через канал ежегодно проходят свыше 2,5 миллиона тонн грузов, почти три тысячи судов, из этих судов почти половина идут под российским флагом. Срок действия договора истекает 1 января 2013 года. Полувековой период эксплуатации российской части Сайменского канала отмечен ростом грузооборота, повышением уровня развития гидротехнических сооружений, эффективной текущей эксплуатацией и внедрением современных систем управления на канале. Учитывая высокую значимость данной коммуникации для развития региона и поддерживая тесные внешнеэкономические связи и добрососедские отношения с Финляндской Республикой, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года главами правительств Российской Федерации и Финляндской Республики, Владимиром Владимировичем Путиным и Ванханеном, 27 мая 2010 года в городе Лаппеенранта Финляндской Республики подписан новый договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала. Новый договор также предусматривает срок действия пятьдесят лет. Договор определяет границы арендуемой территории, общие права и обязанности сторон, условия судоходства по каналу, в том числе порядок лоцманской и ледокольной проводки, порядок применения законодательства на арендуемой территории, условия пребывания обслуживающего персонала и другие вопросы. В соответствии с договором финляндская сторона ежегодно выплачивает российской стороне арендную плату, состоящую из двух частей: постоянная - 1 миллион 220 тысяч евро и переменная - 0,18 евро на каждую единицу валовой вместимости прошедших по каналу судов, после того как проход за навигацию превысит 1,5 миллиона единиц в целом. Арендная плата направляется на финансовое обеспечение расходов Российской Федерации. Договор содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности в отношении условий судоходства, порядка строительства на арендуемой территории, порядка пропуска обслуживающего персонала, условий освобождения от таможенных платежей и законодательства, действующего на арендуемой территории. В связи с этим договор подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Кроме того, ратификация предусмотрена статьёй 20 самого договора. Выполнение договора аренды будет обеспечиваться Правительством Российской Федерации через уполномоченного Российской Федерации. Вступление в силу договора аренды позволит получить также и косвенный экономический эффект в виде формирования долгосрочных стабильных условий для роста объёма перевозок по каналу, по которому, как я сказал, почти 50 процентов судов проходят под российским флагом, обеспечения Финляндией надёжной эксплуатации гидротехнических сооружений и других объектов инфраструктуры российской части Сайменского канала, повышения значимости канала после вступления Российской Федерации в ВТО и открытия внутренних водных путей для судов под флагом иностранного государства. Реализация соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и каких-либо дополнительных затрат. Финляндская Республика ратифицировала данный договор 4 февраля этого года. Прошу вас поддержать проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по транспорту Сергея Николаевича Шишкарёва. ШИШКАРЁВ С. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Сергей Алексеевич, уважаемые коллеги! Существо вопроса, связанного с ратификацией Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал, обстоятельно изложено в докладе, который вы только что слышали. Учитывая совпадение наших позиций, не вижу смысла повторять или конкретизировать отдельные положения. Хочу лишь добавить, что на законопроект получено заключение Комитета по международным делам, поддерживающее принятие законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера по законопроекту не имеет. Отмеченные редакционные неточности в тексте договора могут быть и, на наш взгляд, должны быть исправлены путём обмена нотами между сторонами после ратификации договора. С учётом изложенного Комитет по транспорту своим решением рекомендует ратифицировать указанный договор. Прошу нашу позицию поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы. Федоткин, Плетнёва и Селезнёв. Всех я увидел? Всех. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос, Сергей Алексеевич, к вам. У этого закона есть две стороны: первая - если Россия берёт в аренду у Финляндии её часть канала со всеми экономическими преимуществами для России, вторая - то, что предлагаете вы, то есть Финляндия берёт в аренду нашу часть канала со всеми экономическими преимуществами. Скажите, пожалуйста, вот чисто экономически, если бы Россия взяла финскую часть канала в аренду, что мы выиграли бы, какие деньги? И в сравнении с тем, когда мы отдаём свою часть, - где выгода больше? Мы всё время говорим о нехватке денег, давайте посчитаем, какой вариант для нас более предпочтителен сегодня - отдавать или брать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. Микрофон включите, пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Спасибо за вопрос. Прежде чем приступать к новому договору, эксперты разного уровня в течение почти года просчитывали экономическую составляющую нескольких вариантов дальнейшего развития событий. Первый - это при раздельной эксплуатации канала, то есть если забрать у них свою часть и её самостоятельно эксплуатировать, второй вариант - сдать в аренду, как вот сейчас предлагается, третий вариант - возможно, попросить у Финляндии, причём Финляндия такого желания не высказывала никогда, и забрать у них свою часть. И ещё несколько иных смежных вариантов анализировалось. Следует учитывать главную составляющую - канал планово убыточный, если так можно выразиться, Финляндская Республика ежегодно в своём бюджете закладывает до 10 миллионов евро на обеспечение содержания гидротехнических сооружений и минимизацию тарифов на проход по каналу. Делает это Финляндия в первую очередь потому, что мультипликативный эффект для неё больше, поскольку обеспечиваются рабочие места в Финляндии, обеспечивается озёрная часть Финляндии грузами, и, соответственно, оттуда уже идут определённые поступления в финляндский бюджет. Для нас выгоды непосредственно с точки зрения экономики нет, поскольку мы только используем канал как водную артерию для прохода наших судов. Поэтому экономический эффект категорично не в пользу Российской Федерации в этом случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу. (Федоткин задавал подобный вопрос, вот почему мы в одной фракции находимся, у меня сразу же возник такой вопрос.) Почему в 62-м году был заключён договор между СССР и Финляндией - это понятно: 62-й год - ещё не так много времени прошло после войны, были выгоды, вероятно. Но хотелось бы узнать, сегодня всё-таки сколько Финляндия имеет, какой доход от использования своей части и нашей этого канала. У нас очень много грузов переправляется через этот канал, и грузов, и пассажиров. Это одна из самых удобных артерий, которая связывает Финляндию с Россией. Я не говорю, что не надо заключать никаких договоров, но всё-таки интересно, какой же доход имеет Финляндия. Я не верю в то, что Финляндия вкладывала много, а получала мало. Ни одно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич, может быть, вы расширите ответ. АРИСТОВ С. А. Да, я немножко, может быть, расширю ответ, хотя начну с того же самого - с того, что 10 миллионов евро ежегодно из бюджета Финляндии выделяется на содержание канала. Это прямой ответ на вопрос о доходной составляющей. Следует учитывать, что и канал, построенный изначально в 1856 году на средства финляндской автономии в составе Российской Империи, и канал, построенный к 1968 году, полностью построен на деньги Финляндии, Советский Союз и Российская Федерация на сегодняшний день денег в эту часть не вкладывали. Сегодня Финляндия получает доходную составляющую от общего мультипликативного подхода, от наличия рабочих мест, озёрная Финляндия живёт, собственно говоря, за счёт того, что работает Сайменский канал. С этой точки зрения общий подсчёт средств нами, наверное, не может быть осуществлён, потому что он определяется наличием рабочих мест, отсутствием социальной напряжённости в этом регионе и другими побочными эффектами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Алексеевич, у меня вопрос такой. В вашем докладе говорилось об улучшении наших добрососедских отношений с Финляндией. Вот в чём это выражается, собственно говоря? Может быть, в отношении к тем бабушкам, которых финны высылают, несмотря на то что бабушки умирающие? Может быть, в отношении к тем детям, которых приходится перевозить через финско-российскую границу, и финским же дипломатам содействовать в этом? Может быть, в том, что русские дома поджигают в последнее время и приходит в парламент партия русофобская "Истинные финны"? Вот вы можете дать гарантию, что "Истинные финны" не придут завтра к власти в Финляндии и последствия этого договора не будут плачевны для нас с геополитической точки зрения? И почему мы не можем найти на обслуживание этого канала 10 миллионов долларов? Мы 10 миллиардов евро обещаем Евросоюзу, а 10 миллионов не можем найти! Спасибо. АРИСТОВ С. А. Ну, в первую очередь я, конечно, не могу ни за какую иностранную партию поручиться, что она не предпримет те или иные политические действия. Мы говорим о добрососедских отношениях между государствами на фоне общих политических установок, которые сегодня у нас есть. Я думаю, что ответы на вопросы, касающиеся бабушек, детей и всех остальных, неоднократно давали и Президент России, и председатель правительства, во время встреч со своими коллегами на разных уровнях, в том числе системных встреч, которые происходят между Россией и Финляндией на площадке как Российской Федерации, так и Финляндии. И естественно, общий подход между нашими двумя государствами определяется значительным увеличением и товарооборота, и в иных вопросах, которые мы вместе с Финляндией решаем на площадке Евросоюза. Я думаю, что это тоже является основанием говорить о наличии наших добрососедских отношений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Федоткин и Селезнёв. Всех я заметил? Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. С места. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Алексеевич, вы знаете, я не очень-то поверил вашему выступлению, хотя по своей идеологии закон, наверное, надо принимать, но по обоснованию он какой-то у вас хитро запутанный. Никогда я не поверю, что Финляндия, как развитая капиталистическая страна, берёт что-то себе в убыток. Да, те деньги, которые выделяются из бюджета Финляндии, наверное, полностью налогами от рабочих мест, от прохождения тех или иных пароходов и кораблей по каналу, может быть, и не обеспечены, не возвращаются эти деньги, но если посмотреть на ту прибыль, которую получают финские предприниматели и решают вопросы модернизации, о которой мы больше говорим, ничего не делая, социальной сферы, о которой мы больше говорим, ничего не делая, экономические вопросы, она многократно превышает расходы финского бюджета. Вот полуправда всегда хуже неправды. И второй момент. Мы знаем, что в Прибалтике на нашей границе сосредоточена колоссальная натовская группировка, по своей мощи и мобильности сильнее, чем группировка на границах с Западной Европой. Ну, не дай бог что-то случится, поскольку у нас уже иностранный капитал скупил и предприятия, и различные сферы экономики, и Финляндия скажет: нельзя использовать канал для решения ваших национальных вопросов. Мы, отдав эту часть, будем просто связаны по рукам и ногам, и потери будут намного больше, чем те деньги, которые, как вы говорите, мы якобы получим от аренды. Вот я хотел бы просто попросить: в будущем не надо говорить нам, что капиталисты берут себе в убыток, делая большой подарок нашей России. Никто нам подарок такой не сделает. Вот в то, что сдерут с нас три шкуры, - в это я поверю. Всё-таки закон должен приниматься, когда депутаты имеют полную информацию, а не так - выгодную для одной стороны и непонятную для другой. Не должно быть этого в стенах нашей Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. Сергей Алексеевич, докладчик, историческую справочку нам по этому каналу дал, но хотелось бы немножечко в своём выступлении вернуться в историю. Непосредственно перед советско-финской войной финны использовали данный канал в качестве заграждения: были построены плотины, чтобы обеспечить затопление территории, прилегающей к каналу, если советские войска прорвут линию Маннергейма. Эти территории были затоплены, но Красную Армию это не остановило. Вот такие исторические справки надо давать. Канал был построен в 1845-1856 годах в Великом княжестве Финляндском, которое тогда входило в состав Российской Империи, строительство канала обошлось дороже, чем годовой бюджет Финляндии, - около 3 миллионов рублей по тем деньгам. Это было крупнейшее строительство того времени. Так вот, у меня возникает очень много вопросов по данной ратификации. Первый вопрос. В ратифицируемом договоре предусмотрена, но отсутствует карта с изображением границ арендуемой территории. Указанная карта отсутствовала и в пакете документов, направленных в Правовое управление для проведения экспертизы, о чём скромно в своём содокладе пытался сказать председатель комитета, что, дескать, есть некие неточности юридико-технического характера. Но мы не можем оценить степень этих неточностей, потому что, не имея на сегодняшний день на руках приложения в виде карты границ арендуемых территорий, - на пятьдесят лет, не на год мы отдаём эти территории! - мы не можем увидеть, как проходит граница арендуемой территории, соответственно, мы не можем сделать вывод о том, какие земли российские мы отдаём в столь долгосрочную аренду. Вопрос второй, который уже поднимался коллегой-коммунистом, - это вопрос о возможности вхождения Финляндии в состав НАТО. Он уже поднимался, пока эта страна не входит в состав Североатлантического альянса, но это не значит, что она туда не войдёт. Действительно, там стоит достаточно большая группировка, под боком - может быть, следует, прежде чем ратифицировать данное соглашение, подумать о том, чтобы внести в договор в качестве условия ускоренной процедуры денонсации договора участие Финляндии в НАТО? Какие-то рычаги ведь должны быть! И экономическая составляющая, возвращаюсь опять к экономической составляющей. Я повторю, что так и не услышал ответа на свой вопрос: неужели мы не можем, ради того чтобы оставить столь важную геополитическую территорию в своём ведении, полностью под своей юрисдикцией, не отдавая её никому на пятьдесят лет, тем более не очень дружественной к нам на сегодняшний день стране, Финляндии, - и недружественные отношения там всё нарастают и нарастают, далее я об этом немножечко скажу - найти 10 миллионов евро для содержания этого канала? Более того, с точки зрения экономики это будут не просто деньги, выброшенные на ветер, надо подсчитать всё ещё раз, потому что альтернативные способы транзита тех грузов, которые идут сейчас через Сайменский канал... а там в основном идут финские грузы, что позволяет объединять территорию Финляндии, давая ей выход к европейским странам и на внутренний рынок России. Соответственно, я думаю, что финны, если бы они не были заинтересованы в столь эффективном канале, они уже сейчас прогоняли бы свои грузы альтернативными видами транспорта, в том числе железнодорожным. Ещё раз повторю: мы 10 миллиардов евро обещаем в помощь Евросоюзу, а здесь речь идёт о сумме в тысячу раз меньшей, но мы не можем поставить перед Минфином вопрос о том, чтобы Минфин дал деньги на содержание этого канала! Теперь о том, что касается русофобских отношений. Я вам могу зачитать даже те оценки, которые дают сами финские эксперты, в том числе священники. Священник и общественный деятель Юха Молари утверждает, что русофобия становится практически государственной политикой Финляндии. Цитата: "Русофобия в Финляндии - это широкая проблема, это доказывают многочисленные академические научные исследования. Две главные причины нелюбви к русским: политическая пропаганда, гласящая, что финны создавали своё государство именно против России, и зависть: Россия - богатая страна, там много ресурсов. Существует системная русофобия финской лютеранской церкви". На этом фоне действительно неудивительно то, что происходит сейчас. Существует специальный русофобский канал в финских СМИ, на котором постоянно говорится о России исключительно плохо, говорится, что в России аварии, радиация, убийства, матери похищают и убивают своих детей, населению внушается ненависть к русским, покупающим недвижимость в Финляндии. На этом фоне идут погромы, идут поджоги русской недвижимости, принадлежащей русским, и автомашин, ведётся всяческое вытеснение и притеснение интересов русских. Поэтому мы, фракция ЛДПР, считаем, что ратификация такого рода соглашения - это необдуманный шаг, в частности МИДа, и будем голосовать против данного законопроекта, данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Косачёв Константин Иосифович. КОСАЧЁВ К. И. Спасибо, Борис Вячеславович. Я попросил слово как председатель комитета-соисполнителя. Для справки: вот то, что сейчас говорил представитель ЛДПР, про отсутствие карты в пакете документов, не соответствует действительности. В изначальном пакете документов карта на самом деле отсутствовала, поэтому при рассмотрении этого вопроса мы делали специальный, дополнительный запрос и официально все документы, включая карты, получили, они находятся в этом пакете документов. Это первое. Второе. Хотел бы фракции КПРФ, которая сейчас задаёт вопросы, напомнить, что это второе пятидесятилетнее соглашение, первое заключалось ещё Советским Союзом на значительно менее выгодных - я совершенно ответственно это говорю - для нашей страны условиях, тогда оно было санкционировано Политбюро ЦК КПСС. Тогда дело закончилось тем, что сборы с наших судов за проход по этому каналу, арендованному финнами, превышали наши доходы от аренды Сайменского канала - вот что было сделано в том варианте соглашения, и это совершенно точно исправлено в нынешнем варианте. Ну и, наконец, третье. Не могу не высказать слов глубочайшего несогласия с тем, что Финляндию обозначают в качестве... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Мы обсудили 14-й вопрос. Выносим его на "час голосования". Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6685 по 6702 из 7873
Ратификация. Пункт 14, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 57 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается.