Заседание № 70
15.01.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 563450-5 "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об исключении из перечня объектов налогообложения отдельных транспортных средств).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3626 по 4025 из 5473
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается освободить от транспортного налога владельцев транспортных средств, которые получили транспортные средства с двигателем объёмом до 100 лошадиных сил через органы соцзащиты, а также транспортные средства, которые зарегистрированы на инвалида либо на ребёнка-инвалида, с двигателем объёмом до 150 лошадиных сил. Уважаемые коллеги, в последнее время очень много и очень широко обсуждались вопросы о социальной защите детей-инвалидов как в нашей стране, так и не в нашей стране. При этом хочу обратить внимание на то, что не все дети-инвалиды являются сиротами, очень многие дети-инвалиды находятся в своих семьях, но, как правило, это неполные семьи, потому что если рождается ребёнок-инвалид, то 95 процентов мужчин уходят из семьи. Фактически 95 процентов семей, где растут дети-инвалиды, - это неполные семьи, и поэтому ребёнка-инвалида, как правило, тянет и с медицинской точки зрения, и с материальной точки зрения мать и её ближайшие родственники, и одним из важнейших вопросов является наличие транспортного средства, возможность обслуживания этого транспортного средства, потому что реабилитация ребёнка-инвалида - медицинская реабилитация и социальная - во многом зависит от его мобильности. Это касается не только детей-инвалидов, но и инвалидов вообще. Сейчас предлагается много законопроектов - и от правительства, и от президента, и от депутатов, - но, как правило, они достаточно дорогие, затратные, а данный законопроект недорогой: предлагается льгота по транспортному налогу. Я предлагаю всем депутатам Государственной Думы проголосовать за него, когда будет объявлен "час голосования", а средствам массовой информации - уделить этому законопроекту хотя бы десятую долю того внимания, которое они уделили "закону Димы Яковлева", и посмотреть, как мы реально думаем об обеспечении будущего наших детей, в том числе и детей-инвалидов, в нашей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Николаевича Гончара. Николай Николаевич, это 8-й вопрос повестки, вы содокладчик. Борис Сергеевич вас отвлёк, но, думаю, он сделал это не умышленно. Пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается исключить из объектов налогообложения транспортным налогом легковые автомобили, зарегистрированные на инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Данный законопроект рассмотрен, его не поддерживают Правительство Российской Федерации и ГПУ Президента Российской Федерации в своих заключениях. Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Пожалуйста, прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Александрович Крупенников, пожалуйста. КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. У меня вопрос к Оксане Генриховне. Оксана Генриховна, скажите, пожалуйста, а чем обусловлена вот эта цифра - 150 лошадиных сил? Допустим, Московская городская Дума недавно ввела ограничение по автомобилям, зарегистрированным на инвалидов Москвы, с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил. Просто всегда возникает вопрос: какая связь между тем, что инвалид имеет льготу на транспортный налог, и лошадиными силами? Допустим, вот большая машина "форд мондео", двухлитровая, - 140 лошадиных сил, а "шкода октавия", двигатель объёмом 1,8 литра - 152 лошадиные силы. Вот где логика-то? Не очень понимаю, не до конца. И вопрос к Николаю Николаевичу: а по какой причине решили отклонить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Что касается законопроекта, здесь несколько по градаций по количеству лошадиных сил: первое - легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты, - это, как правило, автомобили, которые переоборудованы под нужды инвалида, с ручным управлением, и те, которые выдаются ещё пока через органы соцзащиты инвалидам, вставшим на очередь до января 2005 года, и имеют мощность двигателя до 100 лошадиных сил, - а также легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил, это примерно средний, что ли, класс автомобилей. Если во втором чтении у наших коллег будут возражения именно по количеству лошадиных сил, по мощности двигателя автомобилей, то мы согласны этот вопрос - о мощности двигателя - рассмотреть отдельно и, естественно, будем готовы увеличить этот размер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По второй части вопроса: Правительство Российской Федерации, давая отрицательное заключение и не поддерживая данный законопроект, совершенно обоснованно обращает внимание на то, что это вопрос компетенции субъектов Российской Федерации, то есть они, субъекты Российской Федерации, устанавливают обоснованные ставки, и они же устанавливают льготы по этому налогу, в том числе и для инвалидов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Николай Николаевич, а комитет не рассматривал возможность того, чтобы хотя бы на процент олигархам поднять налог? Этого с лихвой хватило бы на компенсации инвалидам! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Николай Васильевич, как только вы мне дадите список тех олигархов, которые готовы поддержать предложение господина Баффетта и иных американских миллиардеров, на которых вы ссылались сегодня в своём выступлении, мы обязательно от имени комитета выйдем с этим предложением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Николай Николаевич, с учётом вашего "пролетарского происхождения" я всё-таки услышал ответ, почему отклоняется законопроект: оказывается, это прерогатива региональных властей. Оксана Генриховна, а вы что на это тогда скажете - почему вы с этим предложением выходите? Каким образом мы будем настаивать на том, чтобы эта норма была принята всё-таки Государственной Думой, а не региональными властями? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, это федеральный налог - есть соответствующая глава Налогового кодекса, и мы вполне имеем право принять общую льготу по налогу, которая распространится на все субъекты Федерации. Что касается выпадения доходов, то общие расходы на реализацию этого закона составляют 245 миллионов рублей. Вы прекрасно знаете, что бывают погрешности при расчёте федерального бюджета: каждый раз ошибка составляет когда 1 триллион рублей, когда 2,5 триллиона рублей, понятно, что 245 миллионов рублей - это вообще ничтожная сумма в пределах погрешности расчёта бюджета, это неотличимая величина при расчёте бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Мы неоднократно обсуждали вопрос о том, что если доходы поступают в бюджет субъекта Российской Федерации, то и льготы по этому источнику доходов должен устанавливать субъект Российской Федерации. Позиция правильная, но и Оксана Генриховна права: в данном случае сумма относительно небольшая. Тем не менее это позиция. Субъекты Российской Федерации, которые так же внимательны к нуждам инвалидов, проживающих на этих территориях и пользующихся специальными техническими средствами, как и мы, и я думаю, это делают и будут делать дальше - это их компетенция, это их право, и это будут их решениия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемая Оксана Генриховна, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Он касается облегчения жизни, участи наших граждан, которые обладают маломобильными возможностями. Я напомню, что летом Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. И недавно произошёл случай, когда инвалида, которого никто не сопровождал в автобусе и у которого не было возможности оплатить билет, выкинули как собачонку на улицу, на мороз, потом ему сделали операцию, ампутировав конечности, после чего этот инвалид умер. Вот как реализуется защита прав инвалидов сегодня в нашей стране! Учитывая позицию комитета, я так полагаю, что и этот законопроект принят не будет, к большому нашему сожалению. Я хочу напомнить, что ЛДПР вообще выступает за отмену транспортного налога как такового. На последней встрече с президентом Путиным делегацией ЛДПР было передано обращение Федерации автовладельцев России за отмену губительного транспортного налога, под которым подписались более ста тысяч граждан. Кроме того, на рассмотрении Государственной Думы находится проект закона, внесённый фракцией ЛДПР, касающийся так называемого сезонного транспортного налога, потому что есть транспортные средства, которые используются только лишь в сезон, например мотоциклы. Зимой на мотоцикле никто не ездит, но налог взимается полностью, и наши граждане на определённый период вынуждены снимать с учёта свои транспортные средства, а потом, когда начинают использовать, опять ставят их на учёт, то есть это лишние время, силы, деньги и ненужная суета. Учитывая то, что здесь заложена идея, направленная на защиту граждан с маломобильными возможностями, и что данный законопроект мы рассматриваем как социально ориентированный, фракция ЛДПР будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот мизерность суммы, которую назвала Оксана Генриховна, и даже декларации государственных чиновников и депутатов... Вот это всё говорит о цинизме, который царит в комитете по бюджету. Мне кажется, этот вопрос вообще даже не стоит рассмотрения! Потому что вот, например, господин Полонский, который украл, как утверждают дольщики, миллиарды в Москве и сегодня просит политического убежища в Камбодже, пообещал семизвёздный отель построить и уже каждому из моряков заплатил, наверное, треть той суммы, которая нужна для реализации этих льгот для инвалидов. Ну что же мы за социальное государство такое?! Я к фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обращаюсь: я внимательным образом читаю все послания президента - с красным, жёлтым или зелёным карандашом, всегда подчёркиваю, читаю предвыборные выступления, поэтому знаю и ваши, и наши программные цели, вот и вы почитайте свои предвыборные манифесты - у вас же там написаны правильные вещи, но когда я смотрю обоснования непринятия вот таких законов, думаю, что вы или даже не читали, что вы в своих документах провозглашали людям, или у вас просто вредители сидят в комитете по бюджету, которые вредят имиджу! Да я на вашем месте вот такие законы на раз-два принимал бы и кричал бы больше, чем жёлтая пресса кричала по закону, которого у нас вообще нет в перечне, - мы не рассматривали никакого "закона Димы Яковлева", там совсем другое название! С моей точки зрения, нам с вами надо проявить политическую волю и принять этот закон просто из принципа, чтобы доказать, что вы действительно заботитесь об инвалидах, потому что инвалидов, дорогие вы мои, лишили почти всех льгот. Раньше была у обществ слепых, глухонемых возможность иметь специальные предприятия, если численность инвалидов там была более 50 процентов, они имели серьёзные льготы, и они производили, кстати, нужную продукцию, а теперь большая часть такой продукции завозится из Китая. Мы, конечно же, поддержим этот законопроект, но я прошу: уважаемые коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вы у себя на заседании рассмотрите такое поведение, когда по 200 миллионов... Вот Чубайс, который обещал по две "Волги" на ваучер, уже три года подряд декларирует доходы в 250 миллионов, даже в 260, - вот у него ваучеры сработали. Ну давайте мы деньги в размере одного дохода Чубайса отдадим из бюджета инвалидам - не обеднеет бюджет! А регионы, из которых, подчёркиваю, семьдесят три являются дотационными, откуда возьмут, если вы шестьдесят девять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Сергеевич Селезнёв. Микрофон включите. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо большое. Я скажу лишь несколько слов, потому что достаточно подробно осветил позицию фракции ЛДПР мой коллега Ярослав Евгеньевич Нилов. Я ещё раз повторю, что при голосовании мы, фракция ЛДПР, безусловно, будем поддерживать этот законопроект. И очень тягостно, что Комитет по бюджету и налогам в силу каких-то невидимых нам причин не поддерживает данный законопроект, потому что для нашего бюджета решение этого вопроса яйца выеденного не стоит! С учётом того, что по логике вещей автомобиль для инвалидов, для очень многих категорий инвалидов, является в прямом смысле единственным средством передвижения, а не роскошью, необходимо освобождать от налога вне зависимости от количества лошадиных сил все транспортные средства, которые находятся у инвалидов. И мне хотелось бы добавить, что по логике вещей - это я обращаюсь к авторам, я не успел просто задать вопрос, но думаю, что авторы законопроекта разделят мою точку зрения, - надо освобождать от транспортного налога не только те автомобили, которые находятся у физических лиц во владении, а и все транспортные средства, которые находятся на балансах у юридических лиц, обслуживающих инвалидов, а также у общественных инвалидных организаций. Ещё раз выражаю надежду на разумность наших коллег по депутатскому корпусу, на то, что мы проявим политическое мужество, какую-то социальную ответственность и всё-таки проголосуем за этот минизаконопроект, который тем не менее будет максимально полезен инвалидам, а их у нас тринадцать с половиной миллионов человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Николай Николаевич Гончар, я ещё раз обращаюсь именно к вам, поскольку вы защищаете позицию об отклонении этого законопроекта. Многие выступившие передо мной уже обосновали, почему всё-таки необходимо принять этот закон, просто напоминаю вам: может быть, регионы поддержали бы предложение, которое сегодня мы обсуждаем, потому что действительно - только что назвали цифру - шестьдесят девять полномочий мы передали, а деньгами не подкрепили. И напоминаю ещё одну цифру, просто для вашего, так скажем, понимания, хотя вы прекрасно об этом знаете: если на общее образование в этом году из федерального бюджета выделяется 98 миллиардов, то на будущий год регионам выделено будет на 30 миллиардов меньше. То есть, другими словами, мы с каждым годом всё меньше и меньше средств выделяем регионам, а полномочий желаем им прибавить, чтобы они решали социальные вопросы, которые ставят перед региональными правительствами, да и перед нами наши граждане. Я прошу всё-таки "ЕДИНУЮ РОССИЮ" тоже проголосовать за не столь большие затраты из государственного бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Георгиевич Швецов. ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, действующие положения пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса устанавливают, что не являются объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты. Из данной нормы права видно, что законодатель стремился реально обеспечить социальную защиту и поддержку наиболее незащищённой и зачастую малообеспеченной категории налогоплательщиков - инвалидов - путём выведения принадлежащих им транспортных средств из-под режима обложения транспортным налогом. Однако совершенно очевидно, что цель правового регулирования не достигается в отдельных случаях, а это свидетельствует о неэффективности выбранных ограничений, в частности - только до 100 лошадиных сил. В связи с этим в целях усиления мер социальной поддержки инвалидов проектом федерального закона оправданно предлагается исключить из объектов налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, используемые инвалидами. При этом возражения Правительства Российской Федерации со ссылкой на предоставленную субъектам Российской Федерации возможность существенного снижения налоговых ставок невозможно принять: как ранее было отмечено, из пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса следует абсолютно определённая законодательная цель - полное освобождение от налогообложения транспортным налогом инвалидов вне зависимости от того, на какой территории они проживают, в каком регионе они находятся. Таким образом, считаю абсолютно целесообразным принятие данного закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Не выступают. Оксана Генриховна Дмитриева? Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к представителям "ЕДИНОЙ РОССИИ": я призываю вас проголосовать за данный законопроект, потому что нельзя, чтобы в течение долгих лет фракция большинства в Государственной Думе не имела собственной политической воли. Совершенно очевидно, что данный закон нужен, профинансирован он может быть и не хватает только... почему-то всё время отрицательные заключения правительства, может быть, сейчас оно было бы иное. Я призываю всё-таки депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" проявить собственную политическую волю, потому что вы - народные избранники, вы понимаете, что данный закон нужен, что профинансирован он может быть, что здесь нет речи ни о каком популизме и что решение нужно принять. И ещё, по поводу финансовых аналогий. Каждый раз при корректировке бюджета бездумно вбрасываются и принимаются без всякого финансового обоснования, без всяких расчётов предложения о трате огромных финансовых средств. Только в этом году при корректировке бюджета было принято решение направить в фонд прямых инвестиций 62 миллиарда рублей, - 62 миллиарда рублей! - а здесь речь идёт о 245 миллионах! Причём решили направить более 60 миллиардов рублей туда, где, как стало очевидно в прошлом году, средства лежат на депозитах в банках, ни на какие инвестиции они направлены не были. Нам надо всё-таки действовать как народным избранникам, мудро и взвешенно, и моё заключительное слово обращено именно к депутатам от "ЕДИНОЙ РОССИИ": предлагаю вам проголосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич, вы будете выступать? Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Когда вы называете цифру "245 миллионов", то вы говорите о той цифре, которая на сегодняшний день фигурирует в расчётах. Я хочу напомнить, что лет десять назад в этом зале мы голосовали за предоставление льгот жителям так называемых чернобыльских зон в части приобретения автомобильного транспорта, а потом выяснилось, что каждый третий "мерседес", ввезённый на территорию Российской Федерации, был оформлен на жителей этих зон, у которых были соответствующие льготы. Хочу ещё раз подчеркнуть - и эта формулировка находится в документах, розданных вам, - что речь идёт о выводе из объектов налогообложения транспортным налогом легковых автомобилей, зарегистрированных на инвалидов. Правительство не исключает того - и мы поддерживаем эту точку зрения, - что завтра, после принятия этого решения, на инвалидов будет зарегистрировано достаточно много автомобилей, а эта категория достаточно распространённая. Мы хотим сделать ещё одну дыру в налогообложении? Наша фракция осознанно будет голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4497 по 4513 из 5473
8-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 54 сек.) Проголосовало за 206 чел.45,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 206 чел. Не голосовало 244 чел.54,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.