Заседание № 244
О проекте федерального закона № 563272-7 "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за посредничество в организации незаконной миграции).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Ирина Викторовна Белых, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект, направленный на совершенствование правоприменительной практики в сфере миграционных правонарушений, прошёл все необходимые экспертизы, и Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Каминский Александр Викторович, пожалуйста. А, ошибочно? Власов Василий Максимович. ВЛАСОВ В. М. Уважаемые коллеги, конечно же, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но я, как депутат Государственной Думы, избранный от города-героя Москвы, хотел бы обратить внимание моих коллег из города Москвы, и одномандатников, и списочников, на ситуацию, которая сейчас складывается, так сказать, с разносчиками мигрантов - торгово-ярмарочными комплексами "Москва", "Садовод", "Южные ворота", это просто бич на сегодняшний день. Огромное количество москвичей жалуется на то, что ближайшие к этим торговым центрам дома оккупировали мигранты. В то же самое время, когда я приезжаю туда с рейдом, случается следующее. Я приезжаю на окраину города Москвы, в район Выхино-Жулебино, выхожу из метро и вижу огромное количество нелегальных мигрантов, которые торгуют ворованными мобильными телефонами, китайскими подделками мобильных телефонов. Как честный гражданин, я обращаюсь в полицию по телефонному номеру. Буквально через пять минут после моего звонка всех мигрантов как метлой сметает. Где-то минут через двадцать приезжают сотрудники полиции, удивлённо на меня смотрят и говорят: "Так никого же нету! Что же вы, Василий Максимович, зря обращаетесь-то?" Я, конечно, понимаю, что на сегодняшний день этот законопроект, эти предложения правильные, нам нужно наводить порядок, мы действительно должны наказывать людей, которые, пользуясь своим служебным положением, каким-то образом пытаются легализовать пребывание тех, кто сюда приезжает из различных бывших советских республик, но мы также должны понимать, что некоторые на этом зарабатывают. Недавно в средствах массовой информации была статья по поводу того, что два товарища из Самарской области заработали 13 миллионов рублей, легализовав 2,5 тысячи мигрантов, которые прибыли из ближайшего зарубежья. Это, я считаю, недопустимо. И конечно, в городе Москве мы тоже такую работу должны проводить: искать вот такие "резиновые" квартиры и компании, в которых мигрантов оформляют якобы по трудовым договорам, а по факту они работают непонятно где, всё-таки почаще устраивать рейды вот по таким рыночным комплексам. Я также считаю, что - на политической десятиминутке я уже об этом сказал - сотрудники Росгвардии должны находиться в таких местах, как, например, торговый комплекс "Садовод", и следить за порядком, потому что, к сожалению, миграционная ситуация и, конечно же, ситуация с криминогенностью оставляют желать лучшего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Белых Ирина Викторовна. БЕЛЫХ И. В. Извините, Александр Дмитриевич, я просто хотела отметить, что этот законопроект был внесён именно Московской городской Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 7 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 41 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 563272-7 "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за посредничество в организации незаконной миграции; принят в первом чтении 15 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Ирина Викторовна Белых, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование правоприменительной практики в сфере миграционных правонарушений. По результатам подготовки ко второму чтению было получено три поправки, две из них включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и одна поправка - в таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению. Первая поправка из таблицы поправок № 1 связана со сменой наименования законопроекта, поскольку предлагаемыми к принятию поправками из текста законопроекта был исключён проектируемый состав "посредничество в организации незаконной миграции", соответственно, были исключены корреспондирующие изменения в части закрепления данного состава за дознанием в статье 150. Вместе с тем подследственность по уголовным делам было предложено закрепить в статье 151 УПК за дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности в части, касающейся преступлений, выявленных органами ФСБ. Второй поправкой предлагается установить повышенную ответственность за организацию незаконной миграции, совершённую с использованием своего служебного положения, - за такие деяния будет предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. И по поводу поправки из таблицы поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Так как в итоговой редакции из текста законопроекта было исключено положение, которым предусматривался специальный состав за посредничество, поправка, в которой предлагалось лишение свободы на срок до пяти лет по этой статье, является неактуальной. Комитет предлагает поддержать таблицы поправок № 1 и № 2 и в случае согласия проголосовать за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 02 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 28 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 51 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 210
О проекте федерального закона № 563272-7 "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за посредничество в организации незаконной миграции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает представитель Московской городской Думы Инна Юрьевна Святенко. СВЯТЕНКО И. Ю., представитель Московской городской Думы. Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Предлагается усилить уголовную ответственность за организацию незаконной миграции для лиц, которые совершают преступления, используя своё служебное положение. В существующей статье 322-1 Уголовного кодекса сейчас устанавливается ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного поезда через территорию Российской Федерации. Часть вторая указанной статьи предусматривает только два квалифицирующих признака - это совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и совершение деяния в целях совершения иного преступления на территории Российской Федерации. Законопроектом предлагается усилить данную часть новым квалифицирующим признаком: совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения. Практика применения статьи 322-1 показывает, что в организации незаконной миграции значительную роль играют именно противоправные действия должностных лиц, примерами таких действий могут служить приём поддельных документов, поданных для получения патентов, выдача разрешения на временное проживание и иных разрешений, сокрытие факта незаконного пересечения мигрантом границ, иногда и намеренное непроведение проверок в местах массового пребывания иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации. Во всех указанных случаях именно действия должностных лиц становятся тем решающим обстоятельством, после которого мигрант остаётся на территории Российской Федерации вопреки требованиям федерального законодательства, и даже вполне возможно, что преступный замысел может окончательно реализоваться именно по той причине, что должностные лица закрывали на это глаза. Важно отметить, что должностные лица осуществляют свои служебные обязанности именно от имени государства, поэтому нарушение ими установленного законодательством порядка управления должно повлечь за собой более жёсткое наказание, что мы и предлагаем. Рассматриваемое предложение получило поддержку Правительства Российской Федерации, комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства. Также были получены заключения Верховного Суда и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Законопроектом также предлагается ввести уголовную ответственность за посредничество в незаконном получении документов, необходимых для въезда, пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства. Предлагаемый состав нового правонарушения позволяет привлекать к ответственности фирмы (иногда это бывают посреднические компании), которые под видом оказания консультационных услуг в сфере миграции, за плату конечно же, предоставляют мигрантам фиктивные документы, полученные с нарушением установленных законом процедур. Хочу отметить, что по смыслу статьи 327 Уголовного кодекса такие документы не являются поддельными, а являются именно фиктивными. Принятие законопроекта обусловлено правоприменительной практикой и позволит повысить эффективность применения миграционного законодательства. В заключение я хотела бы привести несколько цифр, полученных после обращения к базе ГАС "Правосудие": только за четыре месяца 2019 года общее количество уголовных дел, возбуждённых по 322-й статье, на территории города Москвы составило 29, из них семь было сразу прекращено, до суда доведено ноль дел. Мы с вами с учётом этих цифр прекрасно видим, что данная статья не работает в конкретном случае - в случае посредничества и оказания псевдоконсультационных услуг, объявления о которых мы видим иногда в метрополитене: "Быстрая регистрация мигрантов"; это действительно не подпадает под действие статьи 322 Уголовного кодекса. Уверена, что данные изменения позволят обеспечить неотвратимость наказания на территории Российской Федерации. Уважаемые коллеги, прошу поддержать законодательную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Инна Юрьевна, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству выступит Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, коллеги, доброго всем дня! Законопроектом предлагается внести изменения в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Напомню, что объектами преступления являются режим государственной границы Российской Федерации, установленный порядок въезда на территорию Российской Федерации и выезда из неё, а также порядок пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Предлагается дополнить часть вторую статьи 322-1 Уголовного кодекса новым квалифицирующим признаком: совершение преступления "лицом с использованием своего служебного положения". Таким образом, рассматриваемые деяния будут отнесены к категории тяжких преступлений и будут наказываться в соответствии с санкцией, предусмотренной действующей частью второй статьи 322-1, - до семи лет лишения свободы. Комитетом запрошена статистика, и, по данным МВД России, количество зарегистрированных преступлений по статье 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет: в 2017 году - больше тысячи, 1239, из которых 799 раскрыто, или 64 процента; в 2018 году - 1007, из которых только 62 процента раскрыто. Тем не менее есть ещё одна статистика, которая была запрошена в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, и вот она наиболее ярко подтверждает необходимость внесения изменений в данную часть, потому как начиная с 2014 года идёт уменьшение, явное уменьшение количества преступлений по части первой данной статьи, а вот по части второй - увеличение количества почти на 70 процентов. Вот такой анализ правоприменительной практики позволяет действительно прийти к выводу о необходимости корректировки законодательства в данной сфере, в том числе о необходимости усиления уголовной ответственности. Законопроектом предусмотрено в том числе внесение корреспондирующего изменения в 150-ю статью Уголовно-процессуального кодекса. Авторы предлагают дополнить данную статью указанием на часть третью статьи 322-1 Уголовного кодекса, предусматривающую ответственность за посредничество в незаконном получении документов, в качестве максимального наказания предлагается установить срок лишения свободы - до трёх лет. В целом концепция законопроекта поддерживается с учётом следующих замечаний. Верховный Суд Российской Федерации указал на нецелесообразность установления ответственности за посредничество, так как осуществившие посредничество в незаконном получении документов, необходимых для совершения незаконной миграции, в соответствии с положениями Общей части УК РФ могут быть привлечены к ответственности по части пятой статьи 33 Уголовного кодекса. Аналогичное замечание высказало Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учёта высказанных замечаний, а также при учёте предложения о корректировке подследственности по уголовным делам данной категории, то есть дознание предлагается проводить пограничным органам ФСБ России, а в случае выявления правонарушений - органам ФСБ. Указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы, уже две руки появилось. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Инна Юрьевна, вы сказали, что консультативные услуги в сфере миграции являются в том числе коррупционными, - не стоит ли ко второму чтению добавить статью о необходимости лицензирования данных услуг, чтобы убрать с рынка миграционных процессов все недобросовестные компании? СВЯТЕНКО И. Ю. Спасибо за вопрос. Уважаемый Виктор Петрович, дело в том, что ситуация с консультационными услугами неоднозначная, потому что люди, которые приезжают на территорию Российской Федерации, не зная иногда, куда обратиться за консультацией, а просто понимая, что здесь есть возможность заработать средства на свою семью и не умереть с голода, конечно же, прежде всего либо обращаются к своим соотечественникам, либо ищут тех, кто может им в этом помочь. Вопрос только в том, кто им помогает. С одной стороны, консультационные услуги могут оказывать грамотные юристы, которые подскажут правильный адрес, сошлются на законодательство Российской Федерации, и человек согласно законам Российской Федерации выполнит все требования, необходимые для пребывания на территории Российской Федерации. С другой стороны, есть те - и мы делаем акцент, внося изменения в законодательство, именно на этих людях, - кто говорит, мол, вы к нам обратитесь, заплатите нам деньги, а мы вам сразу принесём, например, справку из медицинского учреждения, причём подлинную справку, но вам тем не менее совсем не обязательно сдавать анализы, проходить медицинское обследование. И мы прекрасно понимаем вот ту национальную угрозу, которая существует, поэтому, считаю, ваше предложение достойно внимания, и в случае принятия законопроекта в первом чтении мы обязательно обратим на это внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Уважаемые коллеги, давайте не будем забывать, что мы вносим изменения в Уголовный кодекс, а что касается предложения, прозвучавшего из зала, это, возможно, новый законопроект, который будем рассматривать в этом зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Инна Юрьевна, актуальность данного законопроекта, безусловно, на сегодняшний день крайне высока. По оценкам экспертов, 80 процентов преступлений, совершённых мигрантами, - это тяжкие, насильственные и умышленные преступления; до 20 процентов преступлений в сфере экономической деятельности и в сфере незаконного оборота наркотиков - это преступления, также совершаемые мигрантами, при этом исследователи отмечают высокую латентность противоправной деятельности мигрантов. То есть можно констатировать, что лица, являющиеся пособниками осуществления незаконной миграции, по сути, способствуют росту числа преступлений, совершаемых нелегальными мигрантами. В связи с этим возникает вопрос: насколько предусмотренные штрафы или риски несения ответственности в виде исправительных работ способны поставить заслон деятельности таких специалистов (в кавычках) в области организации нелегальной миграции? Ведь их доходы могут весьма существенно превосходить вышеуказанные риски. СВЯТЕНКО И. Ю. Спасибо за вопрос. Дмитрий Иванович, мы именно потому и предлагаем ввести термин "посредник", что до суда (Ирина Викторовна уже сослалась в своём содокладе на те цифры, которые существуют), к сожалению, данные уголовные дела часто даже не доходят, а рассыпаются. В суде, мы видим, приговоров весьма немного, и именно поэтому мы эту статью и предлагаем принять: те мигранты, кто совершает те или иные деяния, несут ответственность, в случае административного наказания происходит в том числе их депортация, в случае совершения уголовного преступления - лишение свободы, а вот посредники, к сожалению, ходят на свободе и, как вы правильно сказали, зарабатывают хорошие деньги. Предлагаем и настаиваем на том, чтобы данный законопроект был принят, это очень важно для судебной системы, с тем чтобы доводить такие дела до конца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон Белых. БЕЛЫХ И. В. Дмитрий Иванович, и всё-таки я хотела бы обратить внимание, что термин "посредник" был очень тщательно разобран, рассмотрен на заседании комитета, и это именно то, что не поддерживается Верховным Судом, потому что нельзя вводить новые термины только потому, что правоприменение с учётом уже существующих статей не срабатывает. Я уже упомянула статью 33 Уголовного кодекса, где есть и соучастники, и исполнители, и организаторы, и подстрекатели, и пособники, то есть общий перечень тех, кто может быть привлечён к уголовной ответственности. Итак, комитет предлагает поддержать концепцию данного законопроекта в части, касающейся действительно наказания, большего наказания (это новая часть статьи) тех должностных лиц, которые используют своё служебное положение. А что касается нового термина, в этой части существуют замечания, которые, собственно, ко второму чтению и будут учтены, если законопроект будет принят в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К. Уважаемая Ирина Викторовна, уважаемая Инна Юрьевна! Безусловно, вопрос очень важный, надо наказывать за подобного рода деяния, а то мы тут дуем на хамон с пармезаном, пытаясь запретить людям ввозить для личного потребления данные продукты, но забываем, что проблема незаконной миграции - это проблема национальной безопасности. Собственно говоря, вопрос следующий: сколько болезней нам завезли незаконные мигранты, которые покупали эти справки, когда закон не работал? Надеюсь, после принятия этого закона мы сможем привлекать к ответственности этих посредников. Между тем "благодаря" действиям этих посредников возможны и особо тяжкие последствия - это эпидемии, которые могут унести сотни, а может быть, и тысячи жизней. Поэтому, может быть, есть смысл ужесточить наказание по данной статье? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Единственно, если мы с вами принимаем данный законопроект в первом чтении, мы будем дальше работать, Иван Константинович, над поправками. А в этой ситуации, вы знаете, каждый депутат Государственной Думы имеет право высказать свою точку зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Тогда обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 28 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.