Заседание № 210
О проекте федерального закона № 562854-6 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся минимальной численности групп граждан, имеющих право выступать с правотворческой инициативой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, на сегодняшний день статья 26 под названием "Правотворческая инициатива граждан" звучит следующим образом: "С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом..." Уважаемые коллеги, численность избирателей в разных, так сказать, муниципальных образованиях разнится, бывает, даже в тысячи раз: например, в городе Новосибирске, где проживает более 1 миллиона избирателей, 3 процента равно почти 35 тысячам человек, в то же время, например, в Лянинском сельском поселении Здвинского района Новосибирской области проживает менее 1 тысячи избирателей, и там 3 процента составят всего 25 человек - разница видна невооружённым глазом. Но если собрать инициативную группу даже в количестве 1 тысячи или 2 тысяч человек не составит, в общем-то, проблемы, то собрать 35 тысяч человек - это уже серьёзная-серьёзная проблема, которая означает, что населению крупных городов путь к правотворческой инициативе может быть закрыт по воле представительного органа. Наш законопроект предлагает установить следующие нормы: для сельского поселения - 3 процента от числа жителей, обладающих избирательным правом; для городского поселения - 2,5 процента; для городского округа с численностью избирателей не более 100 тысяч человек, а также для муниципального района и внутригородского района - 2 процента; для городского округа с численностью избирателей более 100 тысяч человек, а также для городского округа с внутригородским делением, внутригородской территории города федерального значения - 1 процент. Эта градация позволит гарантировать населению любых по численности муниципальных образований на равных основаниях участвовать в правотворческой деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович. С содокладом выступает Виктор Филиппович Шрейдер. ШРЕЙДЕР В. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 26 федерального закона № 131-ФЗ, установив для различных видов муниципальных образований дифференцированную минимальную численность инициативной группы граждан, которая может выступить с правотворческой инициативой. Согласно действующей градации федерального закона № 131-ФЗ с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, при этом минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования. То есть, иными словами, муниципальное образование самостоятельно определяет процент от числа избирателей, необходимый для образования инициативной группы, поэтому те доводы, которые привёл докладчик, на наш взгляд, необоснованны. Таким образом, предлагаемая автором инициатива является избыточной, так как может быть реализована муниципалитетами с учётом имеющейся нормативно-правовой базы самостоятельно, следовательно, необходимости в дополнительном правовом регулировании данной ситуации нет. Учитывая изложенное, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления концепцию не поддерживает и предлагает законопроект отклонить. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не поддерживает данную инициативу и также предлагает её отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Филиппович. Есть ли вопросы, коллеги? Рябов Николай Фёдорович, и ещё есть желающие. Тогда включите режим записи на вопросы. Покажите список. Родин Владимир Романович. РОДИН В. Р., фракция КПРФ. Вопрос к Виктору Филипповичу. Всё-таки хотел бы получить разъяснение. Ссылка на то, что муниципальное образование может самостоятельно регулировать эту норму, не выдерживает критики, поскольку закон позволяет в этой части муниципальному образованию фактически поставить преграду, а законопроект, который сегодня вносится, предлагает эту преграду ликвидировать и сделать разумным ограничение численности инициативной группы граждан. Мне хотелось бы понять, вот поясните хотя бы пример, который был приведён, - что численность инициативной группы может быть не менее 35 тысяч, ведь если муниципалитет не захочет это менять, а чаще всего так и случается, то никакой инициативной группе не удастся преодолеть этот барьер. ШРЕЙДЕР В. Ф. Повторяю, никакого противоречия комитет не видит по одной простой причине: муниципалитету самому дано право определять процентное соотношение инициативной группы и числа избирателей, это абсолютно демократичная норма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович Рябов, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Виктор Филиппович, собственно, депутат Родин задал практически тот же вопрос, и я должен с вами не согласиться. Вы правы со своей, так скажем, точки зрения: действительно, это было бы так, если бы разумно и рационально подошли руководители муниципалитетов и приняли бы решение о снижении не до 3 процентов, а, скажем, до 0,3 процента, но в реальной жизни этого не происходит, почему и родился данный законопроект. Как выйти из данной ситуации, чтобы эта норма удовлетворяла всех - и граждан муниципалитета, чтобы они могли собрать инициативную группу, и всё-таки руководство муниципального района? ШРЕЙДЕР В. Ф. Уважаемые коллеги, я думаю, мы всё же должны доверять избирателям своим, жителям нашей страны, и, если законом установлена определённая самостоятельность для принятия тех или иных решений, жители должны этим пользоваться. И не доверять им, на мой взгляд, нелогично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Мархаев. Других рук я не вижу. Включите микрофон депутату Мархаеву. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В последнее время понятие общих принципов, заложенное в статье 72 Конституции Российской Федерации, благодаря нашей законодательной политике уже давно перестало пониматься в буквальном значении. Обратите внимание на 131-й закон - это же, по сути, готовый устав для любого муниципального образования, мы с вами уже давно отошли от того, чтобы оставлять хоть какой-то минимальный нормотворческий люфт для органов местного самоуправления. Если такая политика имеет место быть, то предлагаемая законодательная инициатива полностью ей соответствует. С другой стороны, нашим гражданам необходимо предоставить конституционные гарантии реализации принципа непосредственного народовластия. Если мы поддержим предлагаемый законопроект, снизим минимальный порог по численности граждан для внесения правотворческой инициативы, то местное самоуправление ещё на шаг станет ближе к самоуправляемости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович, будете ещё раз выступать? Депутату Савельеву включите микрофон. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, простой пример: есть интернет-ресурс "Российская общественная инициатива", посредством которого граждане Российской Федерации могут выдвигать различные инициативы или голосовать за них, - данный механизм, по сути, очень близок к правотворческой инициативе. Так вот, для того чтобы инициатива начала рассматриваться на федеральном уровне, нужно собрать всего 100 тысяч голосов, причём эту цифру, напоминаю вам, предложил президент Владимир Владимирович Путин. То есть на федеральном уровне нужно собрать менее 0,1 процента голосов в поддержку инициативы, и она будет рассмотрена, на муниципальном же уровне установлен порог в 33 раза выше, чем на федеральном, - ну, как-то это странно. Ну и у Виктора Филипповича хотел узнать (он был мэром города Омска): вот скажите, Виктор Филиппович, у вас в Омске какой порог на местном уровне установлен? Ответьте нам, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шрейдеру включите микрофон, пожалуйста. ШРЕЙДЕР В. Ф. Ответ простой. На самом деле ещё раз хочу повторить: почему у нас вот такое тотальное недоверие к позиции избирателей? Ну дали мы им право самостоятельно определяться, так давайте позволим им этим правом воспользоваться! В Омске порог установлен 0,1 процента, это для сведения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 19 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 201
О проекте федерального закона № 562854-6 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся минимальной численности групп граждан, имеющих право выступать с правотворческой инициативой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЩЕПИНОВ М. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я прошу 62-й вопрос повестки в связи с командировкой докладчика перенести на декабрь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте перенесём, нет возражений? Спасибо.