Заседание № 66

14.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 562554-5 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за самовольную добычу янтаря, а также за сбыт незаконно добытого янтаря; внесён Калининградской областной Думой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5349 по 5698 из 8359
Переходим к рассмотрению вопросов под пунктами 37.1 и 37.2. Пункт 37.1 -        
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7.5 Кодекса           
Российской Федерации об административных правонарушениях". И пункт 37.2 -       
проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской            
Федерации об административных правонарушениях". По пункту 37.1 с докладом       
выступает Юрий Сергеевич Любимов, статс-секретарь - заместитель министра        
юстиции.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Сергеевич.                                                     
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это несложный         
законопроект - вносится изменение в статью 7.5 Кодекса об административных      
правонарушениях в части усиления административной ответственности за            
самовольную добычу янтаря и сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и      
переработанном виде.                                                            
                                                                                
Как известно, Калининградская область является мировым лидером по добыче        
этого солнечного камня - там добывается ежегодно около 340 тонн, но при этом    
область не является доминирующим центром по его обработке и продаже. Ежегодно   
из области нелегально вывозится около 60 тонн янтаря, и надо сказать, что,      
например, только за 2010 год были задержаны сотрудниками органов внутренних     
дел и привлечены к административной ответственности сто восемнадцать человек    
за это нарушение.                                                               
                                                                                
Как правило, наказание за такое нарушение назначается в виде штрафа, но         
существующий размер штрафа не стимулирует нарушителей к отказу от этого         
противоправного деяния. Обычно с протоколами об административных                
правонарушениях в суд представляются изъятые у правонарушителей инструменты и   
оборудование, которые были орудиями совершения административных                 
правонарушений. Вместе с тем эти инструменты и оборудование не могут быть       
конфискованы судом, поскольку санкция состоит только в административном         
штрафе. Для усиления ответственности за самовольную добычу янтаря и сбыт        
незаконно добытого янтаря законопроектом предлагается внести изменение в        
статью 7.5, устанавливающее в качестве дополнительного наказания конфискацию    
орудий совершения административного правонарушения.                             
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич, присаживайтесь.                  
                                                                                
Коллеги, по пункту 37.2 докладчик прислал в Думу письмо с просьбой              
рассмотреть законопроект без его участия, поэтому я предоставляю слово для      
содоклада по этим двум законопроектам Дмитрию Фёдоровичу Вяткину.               
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Указанные              
законопроекты разработаны в целях повышения эффективности борьбы, как сказал    
уже уважаемый докладчик, с незаконной добычей янтаря, усиления                  
ответственности за самовольную добычу и сбыт янтаря и направлен на              
предотвращение самовольной добычи янтаря на месторождениях, в местах выхода     
янтаря и на отработанных карьерах, а также на предотвращение незаконной         
деятельности по производству и торговле изделиями из него.                      
                                                                                
Комитет рассмотрел оба законопроекта, оба они являются концептуально            
обоснованными. Комитет выбрал законопроект, который предложен правительством,   
поскольку мы считаем, что он является более концептуально обоснованным и те     
формулировки, которые содержатся в этом законопроекте, потребуют меньше         
возможных поправок, чем те формулировки, которые предложены нашими              
многоуважаемыми коллегами из Калининградской областной Думы.                    
                                                                                
Следует ещё отметить, что 23 октября этого года был принят в первом чтении      
проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.7 и 8.28 Кодекса    
Российской Федерации об административных правонарушениях", внесённый            
Правительством Российской Федерации в целях реализации постановления            
Конституционного Суда от 25 апреля 2011 года № 6-П, согласно которому ряд       
норм, содержащихся в статьях 3.7 и 8.28 КоАП, признаны не соответствующими      
Конституции в той мере, в какой эти положения допускают в качестве              
административного наказания конфискацию орудия совершения административного     
правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, которое не          
привлекалось к административной ответственности. Рассматриваемый проект         
федерального закона, устанавливающий конфискацию оружия совершения              
административного правонарушения в качестве дополнительного вида наказания в    
полной мере соответствует указанной позиции Конституционного Суда Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству рекомендует проект федерального закона №         
155292-6, внесённый Правительством Российской Федерации, принять в первом       
чтении, а законопроект № 562554-5, который предложен нашими уважаемыми          
коллегами из Калининградской областной Думы, отклонить.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Брячак Михаил Васильевич.                                                       
                                                                                
БРЯЧАК М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
У меня вот какой вопрос, но он, скорее всего, к Юрию Сергеевичу, хотя было бы   
правильнее, если бы присутствовали здесь представители Калининградской          
области.                                                                        
                                                                                
Есть уже отработанные месторождения, карьеры, а учитывается ли возможность      
населения использовать уже оставленные, отработанные месторождения? Я           
понимаю, что этот вопрос не в рамках предлагаемого изменения, тем не менее      
этот вопрос важный, и хотелось бы услышать пояснения: имеет ли такое право      
население и распространяются ли санкции, которые мы сейчас усиливаем, на        
действия населения в отработанных, уже заброшенных месторождениях, карьерах?    
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Михаил Васильевич, спасибо вам за вопрос. Мне           
кажется, он не просто относится к предмету нашего сегодняшнего обсуждения, но   
он даже глубже, чем вы его сформулировали. У нас же речь идёт об увеличении     
санкций за незаконную добычу янтаря, поэтому, соответственно, если добыча       
незаконная, то, значит, ответственность наступает, если добыча законная,        
ответственность не наступает, санкция не применяется и орудия не изымаются.     
Порядок определения законности или незаконности добычи устанавливается          
природоресурсным законодательством. В отношении именно той ситуации, которую    
вы описали, просто нужно уточнить, будет ли являться такая добыча законной, а   
это уже, собственно, устанавливается не административным законодательством,     
Кодексом об административных правонарушениях, а тем законодательством,          
которое регулирует добычу янтаря. Если там нужно как-то подкрутить этот         
вопрос, то нужно обратиться, собственно, к этому законодательству.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Юрий Сергеевич, не секрет, что нелегальная добыча янтаря, которая сейчас        
наличествует в Калининградской области, приносит многомиллионные прибыли. Вот   
скажите, в качестве превентивной меры насколько будет эффективно вот то, что    
сейчас предлагается, - размер штрафа, так сказать, в несколько тысяч рублей,    
- чтобы эту деятельность каким-то образом пресечь?                              
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Дмитрий Иванович, спасибо вам за ваш вопрос, но ведь    
наш законопроект посвящён как раз не увеличению штрафа, а введению              
дополнительной санкции в виде конфискации орудия добычи. Поскольку орудие при   
подобных видах добычи может быть дорогостоящим, то есть его стоимость может     
превышать любой мыслимый размер предусмотренного административным               
законодательством штрафа, то как раз конфискация орудия преступления может      
быть наиболее дестимулирующей при подобных деяниях, поэтому как раз идеология   
этого законопроекта заключается в том, чтобы ударить по самому больному месту   
нарушителя - лишить его орудия производства, стоимость которого, как правило,   
может превышать даже максимальный размер штрафа, установленного для             
физических лиц.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Юрий Сергеевич, мы, как всегда, если есть проблема,       
начинаем бороться с последствиями, и главная мера - это усилить наказание. А    
причина на самом деле - я встречался с малыми предпринимателями                 
Калининградской области, задавал вопрос, почему так происходит, - в том, что    
в основном весь добываемый официально янтарь уходит на экспорт в Польшу, там    
перерабатывается и потом ввозится в ту же Калининградскую область в виде        
готовых изделий, поэтому люди в Калининграде возмущены тем, что                 
Калининградская область - как перевалочная база: деньги уходят в другие         
субъекты, янтарь уходит на экспорт, а на их территории происходит только        
добыча.                                                                         
                                                                                
Что касается самих орудий совершения правонарушения, то и сегодня есть факты,   
когда они просто уничтожаются. Но предприниматели намеренно идут на то, чтобы   
добывать янтарь нелегально, зная, что у них могут орудия уничтожить на месте:   
они понимают, что так они хотя бы могут выжить и сохранить свой малый бизнес.   
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, Ярослав Евгеньевич, за ваш вопрос. Ну, вы знаете, я-то   
как раз являюсь последовательным противником того, чтобы реагировать на         
социальную проблему увеличением санкций, понимая, что это далеко не всегда      
решает проблему. Если я правильно понял ваш вопрос, речь идёт о том, чтобы      
предложить, видимо, какие-то меры, которые позволили бы развивать обработку     
янтаря в Калининградской области. Мне неизвестно о каких-то ограничениях в      
этой части, о причинах, по которым предприниматели предпочитают                 
экспортировать этот добытый янтарь в Польшу, перерабатывать его там и потом     
уже ввозить в виде изделий в Калининградскую область, потому что, по идее, в    
Калининграде должно быть выгоднее перерабатывать янтарь, чем в Польше, но       
если эти причины есть, то давайте их вместе сформулируем и будем на них         
реагировать какими-то дополнительными актами, меняющими уже                     
социально-экономическое законодательство.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Юрий Сергеевич, вот объясните, пожалуйста, где граница между,       
допустим, прогулкой по берегу залива и нахождением какого-то количества         
камушков и добычей, о которой говорится в законе? Это что, в каких-то там       
килограммах, штуках определяется?                                               
                                                                                
И второй вопрос: скажите, на сколько всё-таки предполагаете увеличить именно    
штрафы?                                                                         
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Олег Анатольевич, за вопрос. Начну,            
наверное, со второго - в отношении штрафа. Мы штраф как раз не увеличиваем в    
этом законопроекте, мы вводим альтернативную санкцию, точнее дополнительную     
санкцию в виде конфискации орудий добычи.                                       
                                                                                
В части разграничения обычной прогулки по морскому берегу и добычи янтаря, о    
которой эта статья. Как я уже сказал, отвечая на первый вопрос, мы сейчас       
говорим о санкции за незаконную добычу, саму же границу между понятиями         
добычи и какого-то приобретения этих минералов для своих собственных нужд как   
раз определяет законодательство об использовании янтаря. Сейчас я, наверное,    
затруднился бы вот так с ходу назвать критерий, но я думаю, что он не           
количественный, он в способе добычи: если речь идёт о добыче с использованием   
специальных приспособлений, то это уже промышленная добыча, которая, будучи     
незаконной, наказывается, а в части сбора на берегу отдельных камушков - тут,   
наверное, речь о добыче не идёт. Ну, это можно уточнить просто по               
законодательству о добыче янтаря.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Москалькова Татьяна Николаевна.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. В альтернативном законопроекте, внесённом Калининградской     
областной Думой, предусмотрена не только конфискация оборудования, но и         
конфискация незаконно добытого янтаря. Будьте добры, скажите, пожалуйста,       
почему в правительственном законопроекте не предусмотрена такая мера, как       
изъятие незаконно добытого янтаря?                                              
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемая Татьяна Николаевна, знаете, я должен буду это           
уточнить. Думаю, что здесь техническая причина, вот мне так интуитивно          
кажется. Скорее всего, этот механизм предусмотрен общей нормой о самовольной    
добыче как предмете административного правонарушения, но давайте я уточню       
просто, и мы вам сообщим. Думаю, что здесь сугубо техническая причина, не       
смысловая.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо, Юрий Сергеевич, присаживайтесь.          
                                                                                
Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Есть, и несколько человек.     
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления.                                     
                                                                                
Коллеги, у меня просьба: у нас осталось десять минут до перерыва, если можно,   
учтите этот фактор.                                                             
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Юрий Сергеевич! Ну, вот для справки    
вам доложу, как человек, родившийся и выросший в Калининградской области:       
есть очень распространённый способ добычи янтаря - именно вот просто стоя на    
берегу и черпая сачком, особенно во время шторма, песок, поэтому напугать вот   
таких "специалистов" незаконной добычи янтаря тем, что вы отнимете у него       
сапоги и сачок, я думаю, вряд ли у вас получится.                               
                                                                                
То, что не усиливаются штрафные санкции... с одной стороны, я бы, пожалуй, с    
этим согласился, и вот почему. Я считаю, что наказание за эти                   
административные нарушения должно быть в виде общественных работ, как раз в     
этом есть большая потребность. Ну, не именно на берегу, хотя берег тоже можно   
чистить вот этим товарищам или господам. Можно чистить берег, а лучше           
закапывать вот те раны, которыми действительно покрыты уже целые районы. Если   
вы видели, коллеги, там просто вся земля в рытвинах и в шахтах, в каких-то      
ужасных рубцах, и закапывать их руками самих этих добытчиков - я считаю, это    
была бы хорошая и полезная мера воздействия, поэтому предлагаю вам подумать     
и, может быть, действительно во втором чтении принять такую поправку.           
                                                                                
И мне кажется, более чётким должен быть перечень тех предметов, которые могут   
быть конфискованы. Вот если сможете, ответьте: а, допустим, автомобиль, на      
котором человек приехал и вышел с сачком на берег залива, для того чтобы там    
несколько часов добывать янтарь, катер или лодка, на которой он приплыл, -      
это тоже орудия, которые могут быть конфискованы? Если мы оставим вопрос        
открытым, то здесь потом могут быть действительно какие-то последствия не       
очень желательные, потому что могут быть переборы или, вот как в данном         
случае, закон просто не будет действовать.                                      
                                                                                
Считаю, что, конечно, законопроект нужно принять в первом чтении, и наша        
фракция поддержит его, но вот эти вопросы, которые я обозначил, и               
предложения, которые наверняка ещё поступят от моих коллег, нужно обязательно   
рассмотреть подробно в виде поправок ко второму чтению.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Поневежский Владимир Александрович.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! И данный законопроект, внесённый    
Калининградской областной Думой, и предыдущий, предложенный Правительством      
Российской Федерации, направлены на усиление административной ответственности   
за самовольную добычу янтаря и сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном     
или переработанном виде. Действительно, отсутствие в статье 75 КоАП             
Российской Федерации такого вида административного наказания, как               
конфискация, позволяет выявленным правонарушителям в дальнейшем неоднократно    
использовать данные механизмы в целях самовольной добычи и сбора янтаря на      
месторождениях и тем самым наносить ущерб экономике Калининградской области,    
которая является мировым лидером по добыче янтаря.                              
                                                                                
Оба законопроекта разработаны в целях повышения эффективности борьбы с          
незаконной добычей янтаря, усиления ответственности за самовольную добычу и     
сбор янтаря и направлены на предотвращение самовольной добычи и сбора янтаря    
на месторождениях, в местах выхода янтаря и в отработанных карьерах, а также    
на предотвращение незаконной деятельности по производству и торговле            
изделиями из него, однако, по мнению фракции, редакция проекта, предложенного   
Правительством Российской Федерации, является наиболее приемлемой.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович.                          
                                                                                
Коллеги, завершим рассмотрение этого вопроса и сделаем перерыв. Нет             
возражений? Нет. Хорошо.                                                        
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Юрий Сергеевич, уважаемые        
депутаты! Во-первых, возмущение вызывает то, что ещё в прошлом созыве           
Калининградская областная Дума внесла проект закона, он пролежал несколько      
лет в комитете без движения, и только когда уже в этом созыве правительство     
внесло новый проект закона, наконец-то к проблеме вернулись и сейчас            
законопроект в первом чтении будет принят.                                      
                                                                                
Как депутат, который курирует Калининградскую область, знаю, насколько люди     
там чувствуют себя обиженными, оторванными от Центральной России, и я всегда    
говорю о том, что надо с особым трепетом и вниманием относиться к этому         
нашему субъекту Российской Федерации. Приграничные территории Польши или        
Литвы показывают совершенно другое отношение - они специально строят            
магазины, и люди предпочитают те же продовольственные товары закупать там, а    
не в магазинах в самой Калининградской области, потому что совершенно другое    
отношение. Таким образом Польша и Литва действуют в своих геополитических       
интересах.                                                                      
                                                                                
Продолжая мой вопрос, объясню, что я имел в виду. Сегодня янтарь официально     
добывает янтарный комбинат, практически 90 процентов янтаря вывозится в         
Польшу, и уже в городе Гданьске, который признан янтарной столицей,             
развивается обработка янтаря, там сосредоточены мастера. Потом готовая          
продукция, уже обработанный янтарь, изделия ввозятся обратно в ту же            
Калининградскую область. Наш малый бизнес загибается, наши мастера исчезают,    
люди вынуждены добывать янтарь нелегально. И в отсутствие сегодня нормы в       
административном кодексе о том, чтобы изымать орудие совершения                 
административного правонарушения, всё решается по-местному: орудие совершения   
административного правонарушения просто уничтожается на месте. Но ради          
сохранения своего бизнеса предприниматели намеренно идут на это, потому что у   
них другого выхода просто не остаётся.                                          
                                                                                
Задумайтесь над вопросом: неужели вы думаете, что нелегальная добыча янтаря     
не подконтрольна каким-либо структурам на местах? Конечно, это относительно     
условное понятие - незаконная добыча, поэтому надо упростить, дать              
возможности малому бизнесу в плане обработки и покупки добытого янтаря. Надо,   
чтобы это дальше развивалось и прогрессировало, надо помочь малому бизнесу,     
надо помочь тому, чтобы сохранялись наши мастера и чтобы янтарь поступал на     
российские рынки не из Польши, а непосредственно из нашей Калининградской       
области.                                                                        
                                                                                
В заключение ещё раз прошу обратить внимание на то, что Калининградская         
область - это особый регион, и мы должны с особой ответственностью, с особым    
вниманием и трепетом к нему относиться.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Представители президента, правительства желают выступить? Юрий Сергеевич,       
будете выступать с заключительным словом? Нет. Дмитрий Фёдорович? Тоже нет.     
                                                                                
Выносим законопроекты 37.1 и 37.2 на "час голосования".                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7598 по 7631 из 8359
Пункт 37.1, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7.5    
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
                                                                                
Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Пункт 37.2, проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 37.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              429 чел.95,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    429 чел.                                          
Не голосовало                  21 чел.4,7 %                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 37.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              190 чел.42,2 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    192 чел.                                          
Не голосовало                 258 чел.57,3 %                                    
                                                                                
Принимается законопроект, обозначенный под пунктом 37.1.                        
                                                                                
Спасибо.