Заседание № 242

05.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 562230-5 "О ратификации Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2018 по 2282 из 7346
19-й вопрос. О проекте федерального закона "О ратификации Договора об           
обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих            
субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях                   
судопроизводства по ним". Докладчик у нас тот же - Игорь Евгеньевич Манылов.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Как я уже       
сказал, продолжается формирование правовой базы работы Таможенного союза. И     
документ, который предлагается вашему вниманию, регулирует вопросы обращения    
в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по         
спорам в рамках Таможенного союза и устанавливает особенности                   
судопроизводства по ним. Данный договор подписан 9 декабря 2010 года на         
основании предложения, которое было внесено нами вместе с Министерством         
иностранных дел, этот договор был одобрен постановлением правительства 24       
мая, представлен президенту для внесения в Государственную Думу и,              
соответственно, внесён.                                                         
                                                                                
Договор устанавливает процессуальные особенности рассмотрения Судом ЕврАзЭС     
дел, связанных с обращением хозяйствующих субъектов, причём как государств -    
участников Таможенного союза, так и третьих стран. Суд ЕврАзЭС после            
вступления закона в силу будет рассматривать дела по двум категориям - об       
оспаривании актов Комиссии Таможенного союза, о которой говорилось в            
предыдущем докладе, и об оспаривании действия либо бездействия комиссии.        
Основанием для оспаривания актов комиссии или отдельных положений этих актов    
будет являться их несоответствие международным договорам, заключённым в         
рамках Таможенного союза. В соответствии с данным договором заявления           
принимаются к рассмотрению Судом ЕврАзЭС только после предварительного          
обращения хозяйствующего субъекта в Комиссию Таможенного союза. Необходим       
двухмесячный срок для принятия комиссией мер для разрешения вопроса по          
поступившему обращению. Также предусмотрено, что действует институт апелляции   
в рамках комиссии: все судьи, кроме тех, кто рассматривал дело по существу,     
участвуют в работе Апелляционной палаты Суда ЕврАзЭС, принимают                 
соответствующие решения.                                                        
                                                                                
И также ещё одна новелла - это то, что высшие национальные судебные инстанции   
государств-участников имеют право обращаться с соответствующим запросом в Суд   
ЕврАзЭС, если есть основания полагать, что права и интересы, гарантированные    
международными договорами, заключёнными в рамках Таможенного союза, нарушены    
в рамках рассмотрения дел этими высшими судебными инстанциями.                  
                                                                                
Поскольку договор предусматривает новый механизм защиты прав и законных         
интересов, он подлежит ратификации в соответствии с законом "О международных    
договорах...". Пакет необходимых документов представлен в рамках данного        
рассмотрения. Заключения все получены. Просим поддержать этот документ.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста.   
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Договор об    
обращении в Суд ЕврАзЭС направлен на конкретизацию и детализацию положений      
правовой базы Таможенного союза, максимизацию условий для деятельности          
Комиссии Таможенного союза, что полностью отвечает задачам российской внешней   
политики, нацеленной на углубление интеграционных процессов, активизацию        
всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в рамках данной интеграционной     
структуры.                                                                      
                                                                                
Как видно из договора, его участниками являются не только страны Таможенного    
союза, но и в целом государства - участники ЕврАзЭС. Договор обеспечивает       
принцип единообразного применения государствами - членами Таможенного союза     
международных договоров, заключённых в рамках Таможенного союза. Договор        
устанавливает процессуальные особенности рассмотрения Судом ЕврАзЭС дел по      
заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании актов Комиссии Таможенного    
союза или их отдельных положений, а также порядок обжалования решений           
Коллегии Суда ЕврАзЭС.                                                          
                                                                                
Важно отметить, что действие актов Комиссии Таможенного союза или их            
отдельных положений, признанных судом не соответствующими международным         
договорам, заключённым в рамках Таможенного союза, приостанавливается только    
с даты вступления в силу решения суда, а не с даты подачи заявления в суд. И    
главной задачей после этого является то, чтобы данный акт или его отдельные     
положения приводились в Комиссии Таможенного союза в соответствие с             
международными договорами, заключёнными в рамках Таможенного союза. При этом    
обязанностью суда не является рассмотрение требований о возмещении убытков      
или иных требований имущественного характера.                                   
                                                                                
В своём заключении на данный проект федерального закона правительство           
поддерживает внесённую инициативу. Комитет-соисполнитель - Комитет по           
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
также поддерживает данный законопроект. И мы все коллективно рекомендуем вам    
ратифицировать данный документ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Селезнёв, Федоткин, Останина и Москалькова.                   
                                                                                
Пожалуйста, Селезнёв.                                                           
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к представителю президента.                                       
                                                                                
Я тут читаю в части 4 статьи 11 предлагаемого к ратификации договора, что Суд   
ЕврАзЭС оставляет без рассмотрения требования о возмещении убытков или иные     
требования имущественного характера. Из этого - я, может быть, ошибаюсь - я     
делаю вывод, что, если в результате решения Комиссии Таможенного союза          
российские граждане или российские организации претерпят финансовые или         
имущественные потери, они будут лишены права на защиту своих финансовых         
интересов в суде. У меня вопрос: почему такое положение прописано в данном      
договоре, почему комитеты предлагают это ратифицировать? Или, может быть, вы    
нас успокоите, скажете честно, что если мы имеем контрольные пакеты и           
абсолютный контроль над таможенной комиссией, то всё будет нормально, всё       
будет в порядке?                                                                
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Спасибо, Валерий Сергеевич.                                       
                                                                                
Вопрос на самом деле юридический, здесь нет какой-то хитрости. Комиссия         
Таможенного союза является, как я уже говорил, органом нормативного             
регулирования функционирования Таможенного союза. Та категория дел, которая     
касается конкретного возмещения убытков, пока изъята из её компетенции в        
данной версии договора, то есть это решается в рамках нормального               
судопроизводства. На данном этапе развития и Таможенного союза, и самой         
системы рассмотрения споров в его рамках основной акцент сделан на качестве     
нормативного регулирования, а не на разрешении материальных споров. Возможно,   
в будущем такие поправки придётся принимать. Когда данный институт станет       
крепко на ноги, так скажем, можно будет и серьёзные дела, наносящие ущерб       
кому-то из участников внешней торговли, выносить на рассмотрение комиссии. Но   
сегодня этого делать, на наш взгляд, категорически нельзя: и сам суд ещё        
очень слабый, его практически нет, он только формируется, и сама комиссия       
только набирает обороты. Поэтому мы считаем это преждевременным.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня снова, поскольку я не получил ответа на предыдущий        
вопрос, к представителю президента такой же вопрос, поскольку здесь та же       
самая проблема. В документах записано: договором предусматривается механизм     
защиты хозяйствующих субъектов от действий или бездействия комиссии. Вот        
передают документы в суд - где конкретные критерии, по которым суд оценит и     
скажет, что надо было делать, а комиссия не сделала или что комиссия сделала,   
а тут не надо было принимать такие решения, нанесён определённый ущерб? Или     
может получиться так, грубо говоря: дали взятку кому-то там - приняли решение   
в чью-то пользу, не дали взятку - не приняли решение? То есть здесь             
коррупционное поле довольно большое. Ещё раз повторяю вопрос: по каким          
конкретным критериям устанавливают исключительность случая и определяют, где    
действие, а где бездействие? Нельзя это пускать на чьё-то усмотрение:           
нравится - не нравится, это не закон.                                           
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Владимир Николаевич, добрый... Хотел с вами ещё раз               
поздороваться.                                                                  
                                                                                
Я ещё раз хочу сказать, что компетенция определения исключительных случаев      
всё-таки за комиссией. И это касается случаев, когда срок вступления в силу     
решений комиссии будет укорочен. В данном же документе, вот который мы уже      
вторым рассматриваем, речь идёт о компетенции Суда ЕврАзЭС принимать решение    
по поводу законности или незаконности действий комиссии.                        
                                                                                
Вопрос, который вы задаёте... Вот у нас есть нормативная база, на основании     
которой действует Таможенный союз и сама комиссия, - это примерно одиннадцать   
страниц только перечисления, это большая международная правовая база, в         
соответствии с которой и будет Суд ЕврАзЭС принимать решение, правильно ли      
действовала комиссия в данном случае или нет. Здесь пределов для усмотрения     
очень... то есть они очень жёсткие. Поэтому мы здесь не видим тех нарушений     
возможных и тем более коррупционных, о которых вы говорите.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. У меня тоже вопрос к представителю президента.                   
                                                                                
Возникает ощущение, что механизм реализации заявленных целей - качество         
нормативных документов и соответствие законам или актам комиссии, - механизм    
реализации этих нормативных документов не соответствует статьям самого          
договора. Я возвращаюсь опять-таки к части 4 статьи 11, где говорится о том,    
что вопрос о возмещении потерь физическим лицам не регулируется данным          
договором. В таком случае могли бы вы привести статистику? А что послужило      
основанием для внесения сегодня в Думу законопроекта о ратификации данного      
договора? Какое из трёх государств Таможенного союза на сегодняшний день        
грешит вот этими нарушениями? И чьи производители пострадали более:             
российские, белорусские, с казахстанской стороны? Могли бы вы эту статистику    
привести? Сегодня... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Да, спасибо, Нина Александровна, за вопрос.                       
                                                                                
Я ещё раз повторю: здесь мы не видим каких-то подводных камней. Норма о том,    
что вопросы возмещения имущественного вреда не решаются на этой стадии Судом    
ЕврАзЭС, умышленно включена в статью 11, и это абсолютно правильно. Но само     
решение Суда ЕврАзЭС, скажем, о признании акта комиссии незаконным может быть   
использовано в рамках нормального судопроизводства, в том числе и в рамках      
национальных судебных систем, и международного судопроизводства. В этом плане   
мы нарушений не видим.                                                          
                                                                                
Что касается того, почему мы именно сегодня внесли. Потому что полтора года     
уже комиссия работает, уже было несколько примеров таких нарушений. Я вам дам   
отдельно эту информацию сейчас подробнее, просто чтобы не задерживать           
время... Но здесь дело даже не в этом, не в том, что мы накопили большую        
статистику по нарушениям, а потом приняли решение о создании суда, - это        
превентивное решение. У нас в пакете, который мы готовили для развития          
Единого экономического пространства, формирование судебных институтов - это     
один из краеугольных камней. Мы считаем, что это нужно делать, наоборот,        
заранее и создавать базу, чтобы упредить и дать возможность участникам          
торговли иметь такой институт для защиты своих прав и интересов.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна.                           
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
У меня тоже будет вопрос к Игорю Евгеньевичу. Конечно, я полностью              
поддерживаю формирование принципиально нового правового института, и хорошо,    
что вы идёте действительно на упреждение, формируя новую судебную систему для   
рассмотрения именно вопросов, связанных с актами и действиями комиссии. Но      
скажите, пожалуйста, сегодня, пока не сформировалась законодательная база,      
каким законодательством должен руководствоваться суд, какого государства и по   
какой судебной процедуре, по какой законодательной процедуре, по какому         
законодательству нужно проводить процедуру суда?                                
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. В декабре прошлого года был принят основной документ - это        
статут суда, который определяет регламенты и порядок. Есть акты - я могу тоже   
эту информацию предоставить всем депутатам, - нормативная база, которая         
размещена и на сайте Министерства экономического развития, и в официальных      
информационных правовых системах, то есть это большой набор международных       
документов, которые регулируют эти вопросы. Плюс у нас есть уже принятый        
единый Таможенный кодекс, который определяет, по сути, всю материальную         
основу для разрешения споров в этой отрасли. И этим, конечно, всё не            
исчерпывается. Я думаю, что по мере развития Таможенного союза будут            
приниматься ещё акты наднационального характера и они будут судом               
использоваться при разрешении споров.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить? Селезнёв Валерий         
Сергеевич один записался.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Я с места, с вашего позволения, и очень коротко.        
                                                                                
Меня подкупил ответ на мои вопросы представителя президента - уважаемого        
господина Манылова, когда он честно - в двух словах, как я понял, - сказал,     
что мы на сегодняшний день создаём просто архитектуру будущего Таможенного      
союза, работа которого ещё далека от совершенства, законодательная база его     
ещё не определена, и вот этими договорами она определяется, помимо этого        
создаётся и закладывается будущее для Единого экономического пространства.      
Собственно говоря, мы были бы очень рады, если бы в рамках всего этого          
закладывался ещё и потенциал для будущего единого военно-политического          
пространства в рамках тех стран, которые мы сегодня объединяем, потому что      
последние события показывают, что фракция ЛДПР предвидит всё лучше других       
фракций в Госдуме и, голосуя против ратификации Договора СНВ-3 в полном         
составе, оказалась абсолютно права, потому что теперь видно, что никакие они    
нам не друзья. И на вчерашнем форуме в Сочи лишний раз это подтвердили          
переговоры с участием Президента Российской Федерации, которому фракция ЛДПР    
категорически рекомендовала не верить обещаниям наших американских коллег.      
                                                                                
В данном случае мы будем поддерживать эти договоры, которые способны начать     
формирование того таможенного и экономического пространства, которое в          
будущем может противопоставить себя таким образованиям, как Европейский союз    
с его единой валютой, едиными проблемами и едиными ответами на те вызовы,       
которые они воспринимают в качестве угроз, например, это касается системы       
ПРО, или составляют списки неугодных, которых они не хотят видеть на своей      
территории и в качестве владельцев счетов в своих банках. Мы будем голосовать   
за.                                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим 19-й вопрос на "час голосования".                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7057 по 7074 из 7346
Пункт 19, проект федерального закона "О ратификации Договора об обращении в     
Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам    
в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним".             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.