Заседание № 242
05.07.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 562230-5 "О ратификации Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2018 по 2282 из 7346
19-й вопрос. О проекте федерального закона "О ратификации Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним". Докладчик у нас тот же - Игорь Евгеньевич Манылов. Пожалуйста. МАНЫЛОВ И. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Как я уже сказал, продолжается формирование правовой базы работы Таможенного союза. И документ, который предлагается вашему вниманию, регулирует вопросы обращения в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и устанавливает особенности судопроизводства по ним. Данный договор подписан 9 декабря 2010 года на основании предложения, которое было внесено нами вместе с Министерством иностранных дел, этот договор был одобрен постановлением правительства 24 мая, представлен президенту для внесения в Государственную Думу и, соответственно, внесён. Договор устанавливает процессуальные особенности рассмотрения Судом ЕврАзЭС дел, связанных с обращением хозяйствующих субъектов, причём как государств - участников Таможенного союза, так и третьих стран. Суд ЕврАзЭС после вступления закона в силу будет рассматривать дела по двум категориям - об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза, о которой говорилось в предыдущем докладе, и об оспаривании действия либо бездействия комиссии. Основанием для оспаривания актов комиссии или отдельных положений этих актов будет являться их несоответствие международным договорам, заключённым в рамках Таможенного союза. В соответствии с данным договором заявления принимаются к рассмотрению Судом ЕврАзЭС только после предварительного обращения хозяйствующего субъекта в Комиссию Таможенного союза. Необходим двухмесячный срок для принятия комиссией мер для разрешения вопроса по поступившему обращению. Также предусмотрено, что действует институт апелляции в рамках комиссии: все судьи, кроме тех, кто рассматривал дело по существу, участвуют в работе Апелляционной палаты Суда ЕврАзЭС, принимают соответствующие решения. И также ещё одна новелла - это то, что высшие национальные судебные инстанции государств-участников имеют право обращаться с соответствующим запросом в Суд ЕврАзЭС, если есть основания полагать, что права и интересы, гарантированные международными договорами, заключёнными в рамках Таможенного союза, нарушены в рамках рассмотрения дел этими высшими судебными инстанциями. Поскольку договор предусматривает новый механизм защиты прав и законных интересов, он подлежит ратификации в соответствии с законом "О международных договорах...". Пакет необходимых документов представлен в рамках данного рассмотрения. Заключения все получены. Просим поддержать этот документ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Договор об обращении в Суд ЕврАзЭС направлен на конкретизацию и детализацию положений правовой базы Таможенного союза, максимизацию условий для деятельности Комиссии Таможенного союза, что полностью отвечает задачам российской внешней политики, нацеленной на углубление интеграционных процессов, активизацию всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в рамках данной интеграционной структуры. Как видно из договора, его участниками являются не только страны Таможенного союза, но и в целом государства - участники ЕврАзЭС. Договор обеспечивает принцип единообразного применения государствами - членами Таможенного союза международных договоров, заключённых в рамках Таможенного союза. Договор устанавливает процессуальные особенности рассмотрения Судом ЕврАзЭС дел по заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений, а также порядок обжалования решений Коллегии Суда ЕврАзЭС. Важно отметить, что действие актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений, признанных судом не соответствующими международным договорам, заключённым в рамках Таможенного союза, приостанавливается только с даты вступления в силу решения суда, а не с даты подачи заявления в суд. И главной задачей после этого является то, чтобы данный акт или его отдельные положения приводились в Комиссии Таможенного союза в соответствие с международными договорами, заключёнными в рамках Таможенного союза. При этом обязанностью суда не является рассмотрение требований о возмещении убытков или иных требований имущественного характера. В своём заключении на данный проект федерального закона правительство поддерживает внесённую инициативу. Комитет-соисполнитель - Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству также поддерживает данный законопроект. И мы все коллективно рекомендуем вам ратифицировать данный документ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Селезнёв, Федоткин, Останина и Москалькова. Пожалуйста, Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. У меня вопрос к представителю президента. Я тут читаю в части 4 статьи 11 предлагаемого к ратификации договора, что Суд ЕврАзЭС оставляет без рассмотрения требования о возмещении убытков или иные требования имущественного характера. Из этого - я, может быть, ошибаюсь - я делаю вывод, что, если в результате решения Комиссии Таможенного союза российские граждане или российские организации претерпят финансовые или имущественные потери, они будут лишены права на защиту своих финансовых интересов в суде. У меня вопрос: почему такое положение прописано в данном договоре, почему комитеты предлагают это ратифицировать? Или, может быть, вы нас успокоите, скажете честно, что если мы имеем контрольные пакеты и абсолютный контроль над таможенной комиссией, то всё будет нормально, всё будет в порядке? МАНЫЛОВ И. Е. Спасибо, Валерий Сергеевич. Вопрос на самом деле юридический, здесь нет какой-то хитрости. Комиссия Таможенного союза является, как я уже говорил, органом нормативного регулирования функционирования Таможенного союза. Та категория дел, которая касается конкретного возмещения убытков, пока изъята из её компетенции в данной версии договора, то есть это решается в рамках нормального судопроизводства. На данном этапе развития и Таможенного союза, и самой системы рассмотрения споров в его рамках основной акцент сделан на качестве нормативного регулирования, а не на разрешении материальных споров. Возможно, в будущем такие поправки придётся принимать. Когда данный институт станет крепко на ноги, так скажем, можно будет и серьёзные дела, наносящие ущерб кому-то из участников внешней торговли, выносить на рассмотрение комиссии. Но сегодня этого делать, на наш взгляд, категорически нельзя: и сам суд ещё очень слабый, его практически нет, он только формируется, и сама комиссия только набирает обороты. Поэтому мы считаем это преждевременным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня снова, поскольку я не получил ответа на предыдущий вопрос, к представителю президента такой же вопрос, поскольку здесь та же самая проблема. В документах записано: договором предусматривается механизм защиты хозяйствующих субъектов от действий или бездействия комиссии. Вот передают документы в суд - где конкретные критерии, по которым суд оценит и скажет, что надо было делать, а комиссия не сделала или что комиссия сделала, а тут не надо было принимать такие решения, нанесён определённый ущерб? Или может получиться так, грубо говоря: дали взятку кому-то там - приняли решение в чью-то пользу, не дали взятку - не приняли решение? То есть здесь коррупционное поле довольно большое. Ещё раз повторяю вопрос: по каким конкретным критериям устанавливают исключительность случая и определяют, где действие, а где бездействие? Нельзя это пускать на чьё-то усмотрение: нравится - не нравится, это не закон. МАНЫЛОВ И. Е. Владимир Николаевич, добрый... Хотел с вами ещё раз поздороваться. Я ещё раз хочу сказать, что компетенция определения исключительных случаев всё-таки за комиссией. И это касается случаев, когда срок вступления в силу решений комиссии будет укорочен. В данном же документе, вот который мы уже вторым рассматриваем, речь идёт о компетенции Суда ЕврАзЭС принимать решение по поводу законности или незаконности действий комиссии. Вопрос, который вы задаёте... Вот у нас есть нормативная база, на основании которой действует Таможенный союз и сама комиссия, - это примерно одиннадцать страниц только перечисления, это большая международная правовая база, в соответствии с которой и будет Суд ЕврАзЭС принимать решение, правильно ли действовала комиссия в данном случае или нет. Здесь пределов для усмотрения очень... то есть они очень жёсткие. Поэтому мы здесь не видим тех нарушений возможных и тем более коррупционных, о которых вы говорите. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. У меня тоже вопрос к представителю президента. Возникает ощущение, что механизм реализации заявленных целей - качество нормативных документов и соответствие законам или актам комиссии, - механизм реализации этих нормативных документов не соответствует статьям самого договора. Я возвращаюсь опять-таки к части 4 статьи 11, где говорится о том, что вопрос о возмещении потерь физическим лицам не регулируется данным договором. В таком случае могли бы вы привести статистику? А что послужило основанием для внесения сегодня в Думу законопроекта о ратификации данного договора? Какое из трёх государств Таможенного союза на сегодняшний день грешит вот этими нарушениями? И чьи производители пострадали более: российские, белорусские, с казахстанской стороны? Могли бы вы эту статистику привести? Сегодня... (Микрофон отключён.) МАНЫЛОВ И. Е. Да, спасибо, Нина Александровна, за вопрос. Я ещё раз повторю: здесь мы не видим каких-то подводных камней. Норма о том, что вопросы возмещения имущественного вреда не решаются на этой стадии Судом ЕврАзЭС, умышленно включена в статью 11, и это абсолютно правильно. Но само решение Суда ЕврАзЭС, скажем, о признании акта комиссии незаконным может быть использовано в рамках нормального судопроизводства, в том числе и в рамках национальных судебных систем, и международного судопроизводства. В этом плане мы нарушений не видим. Что касается того, почему мы именно сегодня внесли. Потому что полтора года уже комиссия работает, уже было несколько примеров таких нарушений. Я вам дам отдельно эту информацию сейчас подробнее, просто чтобы не задерживать время... Но здесь дело даже не в этом, не в том, что мы накопили большую статистику по нарушениям, а потом приняли решение о создании суда, - это превентивное решение. У нас в пакете, который мы готовили для развития Единого экономического пространства, формирование судебных институтов - это один из краеугольных камней. Мы считаем, что это нужно делать, наоборот, заранее и создавать базу, чтобы упредить и дать возможность участникам торговли иметь такой институт для защиты своих прав и интересов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня тоже будет вопрос к Игорю Евгеньевичу. Конечно, я полностью поддерживаю формирование принципиально нового правового института, и хорошо, что вы идёте действительно на упреждение, формируя новую судебную систему для рассмотрения именно вопросов, связанных с актами и действиями комиссии. Но скажите, пожалуйста, сегодня, пока не сформировалась законодательная база, каким законодательством должен руководствоваться суд, какого государства и по какой судебной процедуре, по какой законодательной процедуре, по какому законодательству нужно проводить процедуру суда? МАНЫЛОВ И. Е. В декабре прошлого года был принят основной документ - это статут суда, который определяет регламенты и порядок. Есть акты - я могу тоже эту информацию предоставить всем депутатам, - нормативная база, которая размещена и на сайте Министерства экономического развития, и в официальных информационных правовых системах, то есть это большой набор международных документов, которые регулируют эти вопросы. Плюс у нас есть уже принятый единый Таможенный кодекс, который определяет, по сути, всю материальную основу для разрешения споров в этой отрасли. И этим, конечно, всё не исчерпывается. Я думаю, что по мере развития Таможенного союза будут приниматься ещё акты наднационального характера и они будут судом использоваться при разрешении споров. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить? Селезнёв Валерий Сергеевич один записался. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Я с места, с вашего позволения, и очень коротко. Меня подкупил ответ на мои вопросы представителя президента - уважаемого господина Манылова, когда он честно - в двух словах, как я понял, - сказал, что мы на сегодняшний день создаём просто архитектуру будущего Таможенного союза, работа которого ещё далека от совершенства, законодательная база его ещё не определена, и вот этими договорами она определяется, помимо этого создаётся и закладывается будущее для Единого экономического пространства. Собственно говоря, мы были бы очень рады, если бы в рамках всего этого закладывался ещё и потенциал для будущего единого военно-политического пространства в рамках тех стран, которые мы сегодня объединяем, потому что последние события показывают, что фракция ЛДПР предвидит всё лучше других фракций в Госдуме и, голосуя против ратификации Договора СНВ-3 в полном составе, оказалась абсолютно права, потому что теперь видно, что никакие они нам не друзья. И на вчерашнем форуме в Сочи лишний раз это подтвердили переговоры с участием Президента Российской Федерации, которому фракция ЛДПР категорически рекомендовала не верить обещаниям наших американских коллег. В данном случае мы будем поддерживать эти договоры, которые способны начать формирование того таможенного и экономического пространства, которое в будущем может противопоставить себя таким образованиям, как Европейский союз с его единой валютой, едиными проблемами и едиными ответами на те вызовы, которые они воспринимают в качестве угроз, например, это касается системы ПРО, или составляют списки неугодных, которых они не хотят видеть на своей территории и в качестве владельцев счетов в своих банках. Мы будем голосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим 19-й вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7057 по 7074 из 7346
Пункт 19, проект федерального закона "О ратификации Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 47 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.