Заседание № 269

16.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 561736-6 "О внесении изменений в статьи 346-12 и 346-13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся условий применения упрощённой системы налогообложения; внесён депутатами Государственной Думы А. Д. Крутовым, И. Д. Грачёвым, О. Г. Дмитриевой, М. В. Емельяновым, Н. Р. Петуховой, Д. В. Ушаковым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3411 по 3691 из 4893
Следующие - два альтернативных законопроекта. Пункт 18.1, проект федерального   
закона "О внесении изменений в статьи 346-12 и 346-13 части второй Налогового   
кодекса Российской Федерации". Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева.         
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Предлагается законопроект,     
которым вносятся изменения в закон об упрощённой системе налогообложения для    
малого бизнеса и увеличиваются пределы для перехода на упрощённую систему       
налогообложения. В данный момент пределами для перехода на упрощённую систему   
являются размеры оборота - 60 миллионов рублей и стоимости основных фондов -    
100 миллионов рублей. В нашем законопроекте предлагается увеличить предел по    
обороту до 200 миллионов рублей и ограничение по стоимости основных фондов до   
300 миллионов рублей.                                                           
                                                                                
Возникает вопрос: зачем и почему предлагается именно данный законопроект и      
именно такие пределы по выручке, по обороту и по стоимости основных фондов?     
Дело в том, что по нашему законодательству все малые и средние предприятия      
делятся на три категории: малые предприятия - микропредприятия, где до          
пятнадцати человек работающих, малые предприятия с количеством занятых от       
пятнадцати до ста человек и средние предприятия с количеством занятых от ста    
до двухсот пятидесяти. Ограничение по обороту для микропредприятий - 120        
миллионов рублей, для малых предприятий - от 120 миллионов до 800 миллионов и   
для средних предприятий - от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей. Ну вот       
такие критерии по обороту, но фактически статистика всегда приводит данные в    
зависимости от численности занятых. Как правило, в последнее время рапортуют    
об относительно успешном увеличении количества малых предприятий, но если мы    
поднимем статистику, то выясним, что растёт у нас только число                  
микропредприятий - малых предприятий, которые относятся к самым маленьким,      
где до 15 человек занятых и средний оборот 5 миллионов рублей, то есть это      
мельчайший бизнес. Что касается, собственно малых предприятий, то их из 2       
миллионов малых и микропредприятий всего 235 тысяч и их количество не растёт,   
а падает. А что касается средних предприятий, то за последние пять лет их       
количество вообще уменьшилось в 2 раза и с точки зрения численности, и с        
точки зрения оборота.                                                           
                                                                                
Если бы те, кто отвечает за экономическую политику, проанализировали            
статистику по малым предприятиям, микропредприятиям и средним предприятиям,     
они бы поняли, что вся политика заключается в том, чтобы никогда не дать        
малому бизнесу подняться, чтобы микропредприятия оставались                     
микропредприятиями и никогда не стали малыми, чтобы малые предприятия никогда   
не доросли до средних и чтобы количество средних предприятий уменьшалось и      
уменьшалось. Собственно говоря, это мы и видим по данным статистики.            
                                                                                
Что это значит с точки зрения отраслей? Опять же обратимся к статистике.        
Микропредприятия - это в основном предприятия торговли и общественного          
питания, а также следующий сектор - сектор рантье: те, кто занят на рынке       
недвижимости и фактически создаёт условия, сдаёт в аренду имущественные         
комплексы реально работающим малым предприятиям. А вот у средних предприятий    
совершенно другая структура - это реально работающие предприятия. Основная их   
часть - это обрабатывающие предприятия, далее идут предприятия сельского        
хозяйства, и только потом - предприятия в области торговли и общественного      
питания. Мы считаем принципиально важным поддержать именно эту часть малых      
предприятий - реально работающие малые предприятия, у которых средний оборот    
66 миллионов рублей, именно тех, кто растёт и приближается к средним. Таким     
образом, это будет поддержка тех отраслей, которые, мы считаем, нуждаются в     
поддержке, - через поддержку малых предприятий в области промышленности,        
строительства и, возможно, транспорта и связи.                                  
                                                                                
И ещё. Я не думаю, что сейчас коллеги готовы выслушать - тем более что нет в    
зале очень уважаемого мной эксперта Бориса Сергеевича Кашина, который был бы    
в состоянии оценить тот расчёт, который мы сделали, - почему мы выбрали         
предел именно 200 миллионов. Дело в том, что мы внимательно проанализировали    
распределение, ну, математическое распределение малых предприятий и по          
обороту, и по средней численности и методом мультилогистических                 
сплайн-функций определили, что оптимальной точкой, которая является             
критической для перехода к устойчивому развитию малого предприятия, является    
оборот 200 миллионов плюс-минус 15 миллионов, поэтому здесь вполне точный       
расчёт. Хотя, судя по шуму в зале, мало кто будет разбираться и анализировать   
наш расчёт по мультилогистическим кривым с использованием сплайн-функций. Тем   
более вряд ли это сделает правительство, коль скоро оно даже не смогло          
должным образом проанализировать статистику, которая делит все предприятия на   
малые, средние и микропредприятия.                                              
                                                                                
Таким образом, если мы хотим, чтобы малый бизнес рос, а не задавливался         
обратно в зону микропредприятий и исключительно торговли, прошу поддержать      
наш законопроект.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альтернативный законопроект - пункт 18.2 повестки дня, проект федерального      
закона "О внесении изменения в статью 346-13 части второй Налогового кодекса    
Российской Федерации". Докладывает Андрей Викторович Руденко.                   
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Добрый вечер, коллеги! Я постараюсь покороче, Оксана Генриховна   
уже раскрыла эту тему достаточно подробно.                                      
                                                                                
Наш законопроект направлен на то же самое, только в немножко более              
укороченном варианте. Мы предлагаем всё-таки увеличить для субъектов            
хозяйственной деятельности, применяющих упрощённую систему налогообложения,     
предельный размер доходной части с 60 миллионов до 120 миллионов рублей. Я не   
буду отнимать у вас много времени, но хочу сказать, что в апреле этого года     
прошло большое заседание под руководством президента Владимира Владимировича    
Путина - может, кто-то смотрел, - на котором обсуждались вопросы развития       
малого предпринимательства. Дело в том, что эти вопросы актуальны, но, к        
сожалению, до настоящего момента правительство не внесло в Государственную      
Думу ни одного законопроекта, который стимулировал бы развитие объектов         
малого предпринимательства, в том числе применяющих упрощённую систему          
налогообложения. Как предприниматель в прошлом - у меня были предприятия, в     
том числе применявшие упрощённую систему налогообложения, - хочу обратить       
внимание на следующее. Что делает любой предприниматель, когда у него хорошо    
идёт бизнес и доход достигает определённой черты, к примеру 60 миллионов        
рублей? Он просто открывает второе предприятие. Почему? Потому что, если        
доход превышает 60 миллионов рублей, нужно переходить на обычную систему        
налогообложения, а это НДС, налог на прибыль организаций и так далее, и тому    
подобное, то есть с УСН, когда платишь налог 6 процентов или до 15 процентов    
при режиме "доходы минус расходы", нужно перейти на обычную систему             
налогообложения, и многие предприятия это не стимулируют.                       
                                                                                
Я бы коллегам, вот так живо обсуждающим эти вопросы, порекомендовал: ещё в      
очень старые времена был такой замечательный журналист Владимир Цветов -        
почитайте его книгу "Пятнадцатый камень сада Рёандзи". Цветов очень долго       
работал в Японии, он был известным журналистом-международником. Я в молодости   
прочитал эту книгу и получил представление о том, как работает экономика        
Японии. Возьмём, допустим, концерн "Тойота": вы знаете, что там существует      
только сборка? Собирают машины из деталей, которые делают малые предприятия.    
И вот Цветов приводит пример: какое-то малое предприятие изготавливает фары,    
какое-то - подшипники, какое-то - колёса, ну и так далее. Это чёткая,           
отлаженная система малых предприятий, которая обеспечивает логистику и          
поставку на этот завод на сборку хороших, добросовестно сделанных,              
качественных запчастей, причём каждое малое предприятие отвечает за свою        
продукцию: не дай бог какую-то фару произвести с дефектом - только              
качественную!                                                                   
                                                                                
Мы свою экономику так же должны строить: мы должны сделать так, чтобы наши      
малые предприятия больше приносили в экономику. Вы поверьте, упрощённая         
система налогообложения... Вы должны понимать, куда идут доходы от применения   
упрощённой системы, - они идут в региональные бюджеты. Вот, допустим,           
Краснодарский край, который я представляю: у нас доходная часть бюджета на      
40-45 процентов сформирована за счёт поступлений по НДФЛ и практически 10-12    
процентов - это налоги, которые даёт малый бизнес. Вы должны понимать: то,      
что мы предлагаем, не меняет ни налоговую базу, ни наши бюджеты - мы просто     
даём право предприятиям, применяющим упрощённую систему налогообложения,        
работать, повышать доходы и добросовестно платить налоги.                       
                                                                                
Я вот немного разочарован заключением правительства, если честно, я так и не    
понял статистику из ответа Приходько, сейчас зачитаю: "По данным налоговой      
статистики за 2013 год, из 2 миллионов 480 тысяч организаций и индивидуальных   
предпринимателей, применяющих УСН, доход до 20 миллионов рублей получили 2      
миллиона 370 тысяч, или 95,6 процента налогоплательщиков, а доход до 50         
миллионов рублей - 2 миллиона 460 тысяч предприятий, или 99,2 процента". Ну,    
что-то с математикой в правительстве не очень... Думаю, что малые предприятия   
лучше им скажут, как считать проценты и как считать доходы. Вы видите           
статистику: даже из приведённых цифр ясно, что на грани - до 50 миллионов       
рублей доходов - почти 2,5 миллиона предпринимателей, если взять с них хотя     
бы 6 процентов налог - посмотрите, сколько поступит в региональные бюджеты.     
                                                                                
Спасибо, коллеги, за внимание.                                                  
                                                                                
Прошу вас поддержать наш законопроект.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, вопросы по двум докладам. Вопросов нет.                    
                                                                                
А, прошу прощения, Андрей Михайлович, я вас чуть не лишил слова.                
                                                                                
Содоклад делает Андрей Михайлович Макаров.                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
В принципе этого можно было ожидать, ну и по семь минут на двоих, а мне пять    
- это несправедливо.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, как писал Марк Твен, существует несколько видов лжи: есть    
простая ложь, есть клятвопреступление и есть главный вид лжи, называется он     
статистика, поэтому я благодарен Оксане Генриховне, которая сразу сослалась     
на статистические данные.                                                       
                                                                                
Благодарен я и депутату Руденко, который вспомнил, что в бюджете                
Краснодарского края доходы от УСН в принципе имеют какое-то значение. Вообще    
хотелось бы предложить, чтобы, когда предлагают какие-то льготы, их всегда      
предлагали из своего, а не из чужого кармана (это так, для чистоты              
отношений). Я бы ещё понял, если бы предложение было за счёт федерального       
бюджета, а то за счёт региональных! Как только мы начинаем обсуждать бюджет,    
все приходят и говорят: бедные региональные бюджеты, а ведь это не просто       
льгота - это льгота, которая приводит к возникновению выпадающих доходов        
региональных бюджетов. И правительство вам написало: когда вносите такие        
законопроекты, надо хотя бы просчитывать последствия.                           
                                                                                
А вот теперь возвращаемся к статистике - кстати, я благодарен Оксане            
Генриховне: что такое метод мультилогистических не помню каких функций, я,      
честно говоря, не знаю, но это придаёт теме такой научный характер, что даже    
моё выступление обретает какой-то научный смысл, такое ощущение, что я          
выступаю на учёном совете, - давайте посмотрим, кого этот налог реально         
касается. Итак, я беру данные за 2013 год - могу взять за 2012-й, давайте за    
2012-й возьмём, нам же тут про 2012 год говорили, поэтому давайте про 2012      
год поговорим, а потом по каждому - и до нынешнего.                             
                                                                                
Итак, информация об индивидуальных предпринимателях, которые работают по УСН,   
с предельным размером доходов до 60 миллионов рублей. Сколько же из них имеют   
доход от нуля до 10 миллионов рублей? 94 процента всех индивидуальных           
предпринимателей. Сколько из них имеют доход от 10 миллионов до 30 миллионов    
рублей? Ещё 4 процента, итого 98 процентов. Сколько имеют доход от 30           
миллионов до 60 миллионов рублей? 2 процента. Могу дать разбивку дальше, при    
этом хочу подчеркнуть, что цифры остаются абсолютно стабильными на протяжении   
каждого года с 2012-го, о котором вы говорите.                                  
                                                                                
Может быть, другая ситуация у организаций, которые работают в этом режиме       
налогообложения? Давайте посмотрим. Да, действительно, цифры поменялись:        
доходы от нуля до 10 миллионов - это 80 процентов, от 10 миллионов до 30        
миллионов - 14 процентов, итого - 94 процента, то есть предприятий с доходами   
от 30 миллионов до 60 миллионов - 6 процентов. Могу даже назвать цифру, о       
которой вы так беспокоитесь, - это 11 тысяч 711 предприятий (это опять-таки     
для чистоты отношений), их доходы, повторяю, находятся в интервале от 30        
миллионов до 60 миллионов. Вот эта граница, предел, когда говорят: немедленно   
перейдём, - сколько это?.. А вот если мы дадим возможность увеличить сумму...   
Вот давайте забудем на секунду о рублёвом курсе: 60 миллионов рублей - это      
совсем недавно было 2 миллиона долларов, и нам говорят, что доход в 2           
миллиона долларов - это и есть малый бизнес, по которому надо устанавливать     
ставку в размере либо 1 процента при режиме "доходы минус расходы", либо 6      
процентов от всего того, что идёт! Коллеги, ну тогда вам надо договориться      
друг с другом, ведь, когда вы предлагаете нам ввести по НДФЛ не плоскую, а      
иную шкалу, вы предлагаете эти же самые доходы облагать по ставке 50            
процентов. Ну так вы определитесь между собой, что вы хотите - поддержать       
малый бизнес или таким путём у них забрать больше доходов? И то и другое        
будет понятно, но, когда в одном сознании возникает сразу две прямо             
противоположные идеи, это означает на самом деле, что надо идти в комитет по    
здравоохранению, это, мне кажется, уже вопрос не налоговой политики, а          
исключительно - у нас действительно с этим очень много проблем - медицинского   
обслуживания населения.                                                         
                                                                                
Комитет по бюджету, поскольку не может не замечать раздвоения сознания по       
очевидному вопросу, предлагает оба законопроекта отклонить. Хотя мы прекрасно   
понимаем, что по мере приближения к выборам, до которых остаётся совсем         
немного времени, подобные законопроекты будут появляться вновь и вновь, нам     
будут предлагать очередные цифры, и эти цифры будут круглые: 100, 200, 500      
миллионов, миллиард и так далее - у кого на что рука поднимется. К сожалению,   
мы такой логикой руководствоваться не можем, поэтому предлагаем отклонить оба   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли какие-то вопросы? Есть. Прошу записаться.                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Вопрос Оксане Генриховне.                                                       
                                                                                
Без сомнения, фракция ЛДПР считает, что малый бизнес должен быть в фокусе       
внимания, и мы благодарны, что подобные законопроекты коллеги вносят: это ещё   
одна возможность поговорить на эту тему.                                        
                                                                                
Вместе с тем вопрос такой. Учитывая, что всё-таки диапазон оборота очень        
большой - от 1 миллиона рублей до 150 миллионов, - не считаете ли вы, что       
вообще пора пересмотреть подход и перестать латать, скажем так, тришкин         
кафтан в виде Налогового кодекса, что нужно подойти системно, разделив по       
микроорганизациям, по патентам, вменённому доходу и упрощёнке? То есть, может   
быть, пришло время системно решить этот вопрос?                                 
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я с вами согласна, потому что у нас и в сознании абсолютная     
путаница. Вот Андрей Михайлович приводил статистику по числу предприятий        
индивидуальных предпринимателей. Так вот у нас из более чем 2 миллионов малых   
предприятий 1 миллион 800 - это микропредприятия и только 235 тысяч - это       
действительно малые предприятия, но именно они, вот эти малые предприятия,      
которых, повторяю, всего 235 тысяч (это фактически 10 процентов от общего       
числа), дают 75 процентов оборота, и там 75 процентов численности. Вот,         
собственно говоря, для кого предлагается наша норма, а у них уже средний        
оборот - 66 миллионов. Конечно, у нас в законодательстве о малом и среднем      
предпринимательстве уже утверждена градация по обороту для микропредприятий,    
для малых предприятий и для средних предприятий, но в налоговом                 
законодательстве это пока никакого отражения не нашло, а на самом деле это      
нужно, потому что у нас весь малый бизнес загоняется именно в микробизнес, а    
это не малый бизнес, микробизнес - это организация численностью до пятнадцати   
человек, и у них действительно средний оборот - 5 миллионов, и большая их       
часть, если посмотреть распределение, вообще с нулевыми балансами, то есть      
так называемый первый горб в распределении (это математическая кривая) около    
нулевых балансов.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, давайте сделаем паузу, проголосуем, а потом продолжим.                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3975 по 4506 из 4893
Продолжаем обсуждение двух альтернативных законопроектов, пункты 18.1 и 18.2.   
Вопрос задаёт Максим Александрович Щепинов.                                     
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Оксане Генриховне.                                              
                                                                                
Уважаемая Оксана Генриховна, скажите, пожалуйста, какова в итоге финансовая     
ёмкость вашего законопроекта, то есть каковы будут объёмы выпадающих доходов    
бюджетов разных уровней, если он пройдёт и станет законом?                      
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я хочу уточнить: дело в том, что здесь речь не идёт об          
освобождении от налогообложения, просто большее количество организаций - как    
правило, это организации - сможет перейти с общего режима налогообложения на    
упрощённый, и эффект от этого в основном будет даже не с точки зрения           
уменьшения налогового пресса, а с точки зрения экономии затрат на               
бухгалтерский учёт, администрирование и так далее.                              
                                                                                
Мы оцениваем, что максимальное выпадение доходов по субъектам Федерации может   
составить до 10 миллиардов рублей, выпадение доходов по федеральному бюджету    
совершенно минимальное по налогу на прибыль - в пределах 500 миллионов          
рублей. Вот таковы примерные оценки.                                            
                                                                                
Нужно чётко понимать, что не все предприятия с оборотом до 200 миллионов        
рублей будут переходить на упрощёнку. Основное ограничение - это отсутствие     
возможности зачёта входящего НДС. К этому типу предприятий относятся в          
основном предприятия обрабатывающей промышленности и транспортные               
организации, и они могут испытывать проблемы со встраиванием в                  
технологическую цепочку. Таким образом, это будет основное ограничение для      
предприятий этого типа с оборотом от 60 до 200 миллионов рублей для перехода    
на упрощённую систему.                                                          
                                                                                
Но здесь опять же соизмерьте 10 миллиардов возможных выпадающих доходов -       
действительно должна быть компенсация - и 50 миллиардов, которые закачали в     
Агентство кредитных гарантий якобы для помощи в переходе от малого к среднему   
бизнесу именно тех предприятий, о которых я сейчас говорю. Так зачем нужны 50   
миллиардов на депозитах в банке якобы для помощи малым предприятиям? Не лучше   
ли использовать даже вот эти средства для компенсации выпадающих доходов        
субъектам, а средства оставить у самих малых предприятий, которые их будут      
использовать в том числе и на инвестиционные цели? При росте активов у них      
появятся залоги, под которые они могут брать кредиты.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Андрею Михайловичу хотел бы вопрос задать.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович готов ответить.                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Замечательно.                                                      
                                                                                
Уважаемый Андрей Михайлович, вы начали своё выступление с упоминания Сэмюэла    
Клеменса, больше известного как Марк Твен, и сказали, что со статистики,        
которая является одним из видов лжи, начала своё выступление Оксана             
Генриховна, а потом привели какие-то свои статистические данные, которые        
опровергали данные Оксаны Генриховны. Вот мне интересно, какие из этих данных   
являются лживыми? Или, может быть, Марк Твен что-то другое имел в виду?         
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Я должен сказать, что во времена Марка Твена   
столь изощрённой статистики ещё не было, поэтому я думаю, что он не имел в      
виду ни Оксану Генриховну, ни меня.                                             
                                                                                
Что касается моих данных, это данные налоговой службы о том, какая категория    
сколько платит, и я могу дать эти данные по каждой области, по каждой области   
могу привести количество предприятий. В отличие от Оксаны Генриховны, которая   
может говорить, что там выпадающие доходы будут, к примеру, 500 миллионов, а    
там только 10 миллиардов... Проблема ведь не в том, что мы даём или не даём,    
а в том, сколько может воспользоваться. Так вот я могу абсолютно ответственно   
сказать, что объём средств, которые мы недополучили в связи с уходом в эту      
зону тех, кто сегодня находится на общем режиме, - а это ведь вопрос            
увеличения, это касается не только тех, кто сможет больше заработать, но и      
тех, кто с общего режима уйдёт, - составит не менее 150 миллиардов рублей.      
Это по самым скромным расчётам, которые основаны на той отчётности, которую     
ежегодно представляют налоговые органы. И вот за эту статистику я отвечаю, в    
отличие от Марка Твена - у него было просто общее соображение.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Андрей Викторович, вопрос вам: почему цифра "120"? Я с вами      
концептуально абсолютно согласен - малый бизнес нужно обязательно               
поддерживать и эту планку нужно поднимать, - но вы же видите, как бурно и       
негативно реагирует Андрей Михайлович в ответ на такое законотворчество,        
наверняка на заседании комитета тоже были бурные баталии. Может быть,           
потихоньку, постепенно нужно было действовать - до 70, до 80 миллионов? Это     
более реально провести через Думу.                                              
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Дмитрий Иванович, за такой короткий вопрос. Я думаю,     
Андрей Михайлович ответил в своём выступлении очень коротко. Когда Центробанк   
повышал цену за доллар с 30 до 60 рублей, он нас не спрашивал, повысил в 2      
раза, и всё. Таким образом, правительство уже приняло антикризисные меры, и     
мы тоже принимаем такие же антикризисные меры, адекватные: у нас было 60        
миллионов - теперь в такой же пропорции предлагаем цифру "120" установить.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Андрей Михайлович, мы спорим на федеральном уровне, и нам все     
проблемы масштабно представляются, а есть регионы, в которых этот малый и       
микробизнес задыхается, в реальности он не развивается, его душат постоянно.    
Скажите, как отнеслись регионы к этим проектам законов?                         
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Регионы - чтобы вы просто понимали - сегодня получили право       
реального снижения налогов - это те решения, которые мы с вами предлагали, и    
вот это право регионов было поддержано. Естественно, против того, что           
предлагается сегодня, регионы категорически возражают по одной простой          
причине: я назвал цифру выпадающих доходов - это выпадающие доходы регионов,    
это выпадающие доходы не федерального бюджета. В данном случае мы как раз и     
говорим о том, что если нужно регулировать вопросы, связанные с доходной        
частью регионов, то давайте отдадим им это право. Когда мы начинаем говорить    
об агентствах и так далее, припутывая к абсолютно ясной теме всё то, что к      
этой теме не имеет совершенно никакого отношения, мы должны иметь в виду то,    
что с этой трибуны уже звучало много раз, и то, с чем всегда соглашалась        
Государственная Дума: давайте вообще прекратим регулировать с помощью           
Налогового кодекса региональные и местные налоги, те налоги, которые            
зачисляются в региональные и местные бюджеты. Давайте прекратим регулировать    
это с этой трибуны, давайте отдадим им эту возможность - они лучше знают,       
кому какую льготу давать, они лучше нас с вами знают, где и какую ставку        
устанавливать, они лучше знают, какие виды предпринимательской деятельности     
надо поддерживать, а какие в принципе для них не имеют значения, и пусть        
каждый регион у себя это сделает сам. А мы с вами должны обеспечить регионам    
следующую поддержку - это то, что сказал президент в своём послании: если       
регионы снижают ставку, для того чтобы развивался бизнес, то это не должно      
учитываться в их налоговом, бюджетном потенциале, то есть мы не должны          
допустить, что на размер того повышения, которое у них за счёт этого            
происходит, мы с вами будем снижать помощь из федерального бюджета. Вот это и   
есть единственно возможная ответственная политика и единственно возможная       
ответственная позиция, когда мы говорим о налоговом законодательстве в          
отношении регионов.                                                             
                                                                                
Напомню, во время обсуждения бюджета все говорят, мол, давайте поможем          
регионам, а сегодня нам предлагается снять неизвестно какую сумму - я,          
правда, назвал границы этой суммы, хотя это не предельные границы - с           
региональных бюджетов. И вот мне очень хотелось бы, чтобы на самом деле         
авторы этих законопроектов встали бы в тех регионах, откуда они избирались, и   
сказали: мол, мы предлагаем из вашего кармана взять деньги и поддержать, как    
я вам уже показал, в одном случае 2 процента предприятий, а в другом - 4        
процента предприятий. Вот здесь задавался вопрос: может, начнём с малого? -     
да ни с чего не надо начинать! Я повторяю: от 94 до 98 процентов предприятий    
сегодня имеют оборот от нуля до 10 миллионов, поэтому данный закон не имеет     
никакого права на существование, это просто предвыборный лозунг! Это касается   
обоих законопроектов.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Разные мы слышали выступления, разной степени накала, разной   
аргументации, слушаешь одного коллегу - всё понятно, слушаешь другого - тоже    
вроде бы всё аргументированно, поэтому мне кажется, что эта тема из того        
разряда, когда чем больше слушаешь, тем больше сомневаешься. Тем не менее       
полагаю, что нынешнее обсуждение было небесполезным, поскольку опять же         
стакан или наполовину полон, или наполовину пуст - надо с разных сторон         
подходить к тому, чего мы хотим: экономить бюджетные средства (особенно для     
регионов) или развивать малое предпринимательство, поэтому нам всегда нужно     
достигать определённых компромиссов.                                            
                                                                                
Буквально вчера мы проголосовали во втором чтении за непростой и весьма         
сомнительный законопроект относительно предоставления возможности               
микрофинансовым организациям получать кредиты больше, чем раньше, - от 1 до 3   
миллионов рублей для индивидуальных предпринимателей малого и среднего          
бизнеса, - при том что Сергей Михайлович Катасонов, если очень коротко,         
говорил о том, что мы просто выстроили какое-то подобие пирамиды, которая в     
конечном счёте может просто рухнуть, но только позже, поскольку мы увеличили    
лимиты (может, немножко по-другому это было сказано). Вот в связи с этим я      
полагаю, что вне зависимости от результатов голосования эту тему нужно          
обсуждать, потому что поступать кудринскими методами, а именно не выпускать     
деньги... Мы это проходили в последние если не десятилетия, то годы и           
понимаем, что это неплохо - деньги экономить, но, для того чтобы страна         
двигалась вперёд, нужен экономический рост, нужно экономическое развитие.       
Много раз, в том числе в этом зале, говорилось, что залогом успеха является     
развитие малого и среднего бизнеса, и ряд инициатив наших коллег как раз        
свидетельствует об этом. Насколько удачны эти предложения, не знаю - вам        
оценивать, но мне кажется, что воля и желание авторов этих законопроектов       
направлены на то, чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. В     
этой сфере до сих пор всё крайне сложно, и вообще не очень понятно, зачем       
сейчас начинают бизнесом заниматься, особенно беря кредиты в валюте, когда      
непонятно, что будет через полгода с курсом доллара (он может быть ещё хуже     
для них) и как эти деньги отдавать.                                             
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит оба законопроекта, и, повторяю, если    
ни один законопроект не наберёт необходимого количества голосов, призываю эту   
тему не бросать, потому что она связана с развитием предпринимательства, а      
другого пути двигаться вперёд нам не дано.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня очень   
много ораторов было на этой трибуне и в зале, и я хочу сказать, что все, кто    
выступал сегодня, вообще, были отчасти правы. Я хочу сказать, что и Андрей      
Михайлович прав в том, что начинать надо с правды, - он очень яркую             
ассоциацию про статистику привёл. Я тоже считаю, что для того, чтобы            
понимать, где мы находимся, начать надо с правды, а правда заключается в том,   
что при той экономической концепции, которую мы имеем, малый бизнес в России    
никогда не будет составлять долю 50 процентов ВВП, и всё, что дальше            
произносится, вообще не имеет значения при таких выводах.                       
                                                                                
Задача малого бизнеса в данной ситуации - это предоставлять рабочие места, и    
если мы с вами посмотрим статистику западных государств, Японии, Америки, то    
увидим, что там-то их основная задача как раз в создании занятости, и мы тоже   
должны ставить такую задачу. Вот мы сегодня говорим о 10 процентах, которые     
они дают в консолидированный бюджет, но это тоже не самое главное. Самое        
главное, что в 2016 году мы будем иметь незанятых людей, людей, которые не      
будут знать, на что кормить свои семьи, и придут к нам, к государству, с        
протянутой рукой. Нам необходимо всё-таки чётко определить приоритеты, о чём    
всегда говорит наш президент, тогда мы лучше это будем понимать.                
                                                                                
Я не случайно предложил авторам законопроектов, может быть, поставить вопрос    
о системности подхода, о чём я неоднократно говорил. У нас есть законы о        
конкуренции, о малом бизнесе, есть налоговое законодательство, и как-то         
странно, что у нас эти законы не пересекаются: у налоговой - свои критерии, у   
минэка - свои. А фактически, конечно, нужно признать, что есть разница между    
вот этими живопырками, которые имеют оборот в 1 миллион рублей в год, и         
предприятиями, которые имеют 60 и пусть 100 миллионов, - это совершенно         
разные компании. Конечно, одним из этапов решения этого вопроса могло бы быть   
внедрение патентной системы - и такой закон фракция ЛДПР вносила - для          
ооошек, то есть мы смогли бы отсечь все эти маленькие предприятия, которые      
вынуждены сегодня работать по упрощёнке, чтобы справиться с бухгалтерским       
учётом, если бы мы этот закон приняли. Мы должны принять закон об отмене        
бухгалтерского учёта для всех спецрежимов, этот бухгалтерский учёт не имеет     
никакого здравого смысла... (Микрофон отключён.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Ну, две можно было бы.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две добавьте, пожалуйста.                                 
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Попробую уложиться в минуту.                                    
                                                                                
Никакого смысла бухгалтерский учёт для спецрежимов не имеет, потому что у нас   
налогообложение идёт по налоговым формам и бухучёт нужен только тем             
учредителям, которые и так его будут вести. Конечно, если бы мы системно        
определили параметры с точки зрения экономики, определили критерии малых и      
микропредприятий, формы вменённого дохода, патента и не делили бы               
индивидуальных предпринимателей и ооошек - вот это был бы первый этап           
системного подхода. А следующее - это упрощёнка. И вот дальше я хочу            
перейти...                                                                      
                                                                                
Андрей Викторович, вы тоже много говорили правды, вы тоже молодец. Вы           
прочитали заключение правительства, а я прочитаю заключение бюджетного          
комитета. Там интересно написано: при упрощёнке не платится налог на прибыль,   
не платится НДФЛ, не платится налог на имущество и не платится НДС. Вот я       
хочу сказать: ну хорошо, в правительстве, мы поняли, не специалисты, но         
здесь-то мы работаем нормально! Что такое разница между доходами и расходами?   
Формально здесь речь идёт о налоге на прибыль. Дальше. Как это НДФЛ не          
платится? НДФЛ платится! Как это не платится налог на имущество? Мы же с вами   
отменили... По кадастровой стоимости всё платится! Остался фактически только    
НДС. Однако это написано в заключении нашего органа, мы это пишем! Я думаю,     
что всё-таки мы поверхностно проскакиваем по этим темам.                        
                                                                                
И всё-таки я благодарен авторам за то, что они поднимают эту тему: она не       
только имеет право на жизнь - это надо решать, это уже наболело. Малый бизнес   
- это не продукт, это занятость, давайте системно подходить! У фракции ЛДПР     
определён подход, мы близки с "эсэрами" в этом - давайте объединимся и в        
конце концов перестанем латать дыры, сделаем нормальный Налоговый кодекс для    
малого бизнеса! (Аплодисменты.)                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Виктор Владимирович Климов.                                                     
                                                                                
КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, тема, предложенная сегодня авторами законопроекта,           
популярна уже лет десять как, особенно среди тех, кто, в общем, не потрудился   
посмотреть реальную статистику Федеральной налоговой службы, о которой          
сегодня Андрей Михайлович говорил. Действительно, единицы процентов субъектов   
малого предпринимательства достигают вот этого самого потолка, и в этом         
смысле само по себе увеличение потолка, строго говоря, ничего не даст и не      
является достаточно обоснованным. Это первое.                                   
                                                                                
Второе. Андрей Викторович сегодня обсуждал оптимизацию, говорил, что, когда у   
малого бизнеса увеличивается и достигает определённого предела оборот,          
открывают второе предприятие. В реальной жизни оптимизация есть, но она         
происходит по другим причинам, не из-за объёма оборота - в среде малых          
предпринимателей она происходит по разным формам занятости, производства,       
владения имуществом. Как правило, у предприятия, которое чуть больше, чем       
микро, есть все эти формы, и они используются законно, совершенно легально      
для различных видов деятельности. Где-то, например, сосредотачиваются           
трудовые ресурсы, и там, где деятельность наиболее подвержена                   
налогообложению, происходит оптимизация, а вовсе не по обороту.                 
                                                                                
Наконец, третье. Мы беспокоимся о производственных предприятиях. Одна из        
проблем, которая тоже никак не решается этим законопроектом, - это проблема,    
связанная с невозможностью встраивания в производственные цепочки, но это       
проблема не потолка, это проблема того, что есть спецрежимы, упрощёнка, когда   
субъекты не являются плательщиками НДС, однако к производственным               
предприятиям с серьёзным оборотом это не имеет никакого отношения.              
                                                                                
Про либерализацию налогов для малого бизнеса говорить, безусловно, можно и      
нужно, это нужно обсуждать, и многие выступавшие это отметили, но только        
давайте всё-таки делать это ответственно и компетентно. А вот данный            
законопроект, наверное, не тот случай.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                     
                                                                                
Вы знаете, когда я до 2013 года в течение нескольких лет отстаивала повышение   
предела дохода с 20 миллионов до 60 миллионов рублей - а это был наш            
законопроект, который, естественно, долго-долго мариновался, а потом приняли    
закон от правящей партии, но в течение нескольких лет как раз был установлен    
этот предел, 60 миллионов, - мои оппоненты говорили с тем же пафосом все те     
же самые слова.                                                                 
                                                                                
А теперь если мы пафос оставим и посмотрим реальные расчёты, то увидим, что     
максимальное число предприятий, которые могут перейти с упрощённого на общий    
режим, - 6 тысяч, то есть оборот в пределах 600 миллиардов рублей. Не может     
быть выпадения из бюджетов 150 миллиардов рублей, это из области фантастики,    
поскольку не могло быть такого, чтобы предприятия заплатили 33 процента от      
оборота, такого не бывает! Поэтому не надо, в общем, демагогии, не надо         
вводить в заблуждение, бросаясь цифрами, взятыми с потолка, не платили          
никогда эти предприятия 33 процента с оборота! Наша оценка достаточно           
правильная: максимальное выпадение доходов может составить около 10             
миллиардов рублей.                                                              
                                                                                
По поводу того, как отнеслись к законопроектам субъекты Федерации, тоже         
неправильная информация: поступило четыре отзыва - два "за", два "против".      
Соответственно, позиции субъектов, они и за, и против, поделились поровну.      
                                                                                
Я полагаю, что обоснование дано вполне чёткое. Действительно, проблема у        
малых предприятий, у тех, кто выше среднего по обороту, а средний оборот у      
малых предприятий без микро - 66 миллионов рублей, именно там наибольшие        
проблемы сейчас. Эти предприятия не растут ни по обороту, ни по числу           
организаций такого типа, предлагаемые варианты их поддержки - кредиты,          
которые не доходят, Агентство кредитных гарантий и прочее - не работают,        
самый эффективный вариант - это налоговая поддержка, поскольку она доходит      
автоматически.                                                                  
                                                                                
Мы предлагаем наш законопроект поддержать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Спасибо всем коллегам, принявшим участие в обсуждении двух столь                
замечательных законопроектов. И я всё-таки хочу напомнить, что в России         
определённый кризис, хочу сказать, что, если почти год назад доллар стоил 30    
рублей, теперь он на бирже торгуется под 70, евро - почти под 80, точнее, 78,   
цена нефти упала. Дело в том, что предприятия, применяющие упрощённое           
налогообложение, платят налог с оборота. Я знаю много предпринимателей, малые   
предприятия, которые реализуют свою продукцию с привязкой к долларовому         
эквиваленту. Если предприниматель раньше реализовывал, допустим, метр кабеля    
за 10 долларов и это было 300 рублей, то теперь - 700 рублей, соответственно,   
повысились обороты, в итоге он должен будет выйти из системы упрощённого        
налогообложения. Многим это невыгодно, потому что малые предприятия не сдают    
балансы - у них есть годовая отчётность, это упрощает работу: заплатил          
квартальные налоги по ставке 6 процентов или по ставке при режиме "доходы       
минус расходы" - и живи спокойно.                                               
                                                                                
Хотел бы обратить внимание: не понял, при чём здесь НДФЛ. НДФЛ платится на      
всех предприятиях одинаково. Хочу, коллеги, провести маленький ликбез,          
почитайте внимательно про упрощённую систему налогообложения. Предприятия,      
применяющие упрощённую систему налогообложения, имеют право засчитывать в       
счёт НДФЛ затраты, которые у них идут на налоги - не на НДФЛ, а на налоги,      
которые идут сверху, до 50 процентов налогов, которые они уплачивают. То есть   
предприятие может воспользоваться льготой и заплатить 3 процента, понимаете в   
чём дело? Это стимулирует предприятия к развитию, к росту и так далее.          
                                                                                
Я не зря заострил внимание на том, что президент сказал: давайте будем          
стимулировать малый бизнес. Вот Сергей Евгеньевич присутствовал на этом         
заседании, руководители фракций все присутствовали, многие председатели         
комитетов, губернаторы. Так давайте последовательно реализовывать политику в    
отношении, во-первых, того, что сказал президент о стимулировании малого        
предпринимательства, а во-вторых, по антикризисному плану правительства,        
который, к сожалению, это не предусматривает.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров.                                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич.                             
                                                                                
Как предложила Оксана Генриховна, без демагогии. Итак, без демагогии, я хочу    
опять вспомнить Марка Твена, его блестящий рассказ "Укрощение велосипеда":      
некоторые утверждают, что, когда учишься кататься на велосипеде, очень          
приятно падать на подстеленную соломку, но всё-таки на инструктора падать       
приятнее. Почему я вспомнил про инструктора? Потому что, как я понимаю, всё     
лучшее, что есть в нашем налоговом, а равно и в другом законодательстве,        
конечно, взято из предложений Оксаны Генриховны: она предлагает, потом мы это   
творчески перерабатываем и, естественно, учитываем. Поэтому я хотел бы          
выразить огромную признательность Оксане Генриховне, я надеюсь, что она и       
дальше будет снабжать нас такими же идеями.                                     
                                                                                
Теперь по поводу того, какие всё-таки будут у нас потери. Когда Оксана          
Генриховна говорит о количестве предприятий, она говорит о тех, которые         
сейчас находятся на упрощённом режиме, а я говорю о предприятиях, которые в     
настоящее время находятся на общем режиме, но в пределах вот этой суммы, и      
там цифра уже возрастает на порядки - вот о чём идёт речь. На самом деле вот    
это как раз и есть вопрос о том, на что падать лучше - на инструктора или на    
соломку. В данном случае возможности выбора у регионов не будет: авторы         
законопроекта предлагают просто отобрать у них деньги и оставить жить так,      
как они смогут.                                                                 
                                                                                
Теперь по поводу заявления Сергея Михайловича Катасонова. Я всегда отношусь к   
нему с огромным уважением, но когда он предлагает просто взять и отменить       
бухгалтерский учёт... Напомню, что, если предприятия выходят за рамки           
установленных параметров, они по закону должны перейти на обычный налоговый     
режим. Как это можно сделать, если ты не ведёшь бухгалтерский учёт? То есть     
если мы предлагаем просто сказать: ребята, делайте всё что хотите, - это ведь   
очень близко к предложению, которое мы только что услышали, к предложению       
считать, что, оказывается, увеличение оборотов следует за ростом курса          
доллара к рублю. Так кого мы тогда хотим поддержать? Мы хотим поддержать тех,   
кто с двумя сумками едет в Турцию, там что-то покупает, возвращается сюда и     
продаёт? Да. Но, коллеги, смею надеяться, что в ближайшее время с двумя         
сумками в Турцию поедет людей гораздо меньше, поэтому и поддержка, которая      
предлагается, в данном случае просто не требуется.                              
                                                                                
А вот когда мы говорим о реальном бизнесе, давайте говорить о реальной          
поддержке. Вот совершенно справедливо реальный представитель бизнеса,           
человек, который защищает бизнес, депутат Климов здесь говорил: проблема не в   
пороге суммы дохода. Мы прекрасно знаем, что такое для малого бизнеса           
получить кредиты, - вот для этого и нужно агентство. Мы прекрасно знаем, что    
надо оградить малый бизнес от проверок - это то, что говорит президент. Он      
прекрасно знает, какое административное давление идёт со всех сторон на малый   
бизнес. Вот от этого надо малый бизнес освобождать, если мы хотим ему реально   
помочь, потому что если мы снизим ему налоги, как хотим, к нему тут же придут   
санинспектор, пожарный инспектор и скажут: тебе снизили налоги, теперь ты нам   
отстёгивать будешь больше.                                                      
                                                                                
А мы по-прежнему говорим: "Да нет, давайте снижать налоги". Мы только что       
услышали, что это самая эффективная форма поддержки, - нет, налоговая           
поддержка не является самой эффективной формой. Самая эффективная форма - это   
когда государство защищает бизнесмена, который честно платит налоги, и не       
даёт его конкурентам, которые не платят налоги, с ним нечестно конкурировать.   
Вот это и есть главная поддержка, которую мы должны обеспечить.                 
                                                                                
А вот теперь возникает следующий вопрос. Оксана Генриховна говорила о том,      
что написали регионы, - так регионы уже устали, Оксана Генриховна, писать на    
эту тему, потому что это какой - двадцатый, тридцатый законопроект с одними и   
теми же предложениями? Регионы требуют одного - мы говорили об этом, когда      
обсуждали бюджетную политику, когда обсуждали налоговую политику вот в этом     
самом зале, - они говорят: перестаньте вмешиваться в наши доходы, отдайте эту   
тему нам! Но вот Оксана Генриховна, которую, строго говоря, как мы уже          
выяснили, нужно благодарить за все наши достижения, считает, что она лучше      
регионов знает, как это сделать. Комитет не смог согласиться с этой позицией,   
потому что при всём глубочайшем уважении к Оксане Генриховне мы всё-таки        
считаем, что, наверное, в регионах тоже работают люди, которые что-то           
понимают. Вот исходя из этого мы и предложили законопроекты отклонить.          
                                                                                
Единственное, что хочу сказать: я прекрасно понимаю, что мы сейчас отклоним     
законопроекты, но пройдёт неделя, и их снова внесут - немножко поменяются       
цифры. И то же самое будет по подоходному налогу, поэтому когда нам будут       
предлагать прогрессивную шкалу подоходного налога, я напомню вам, коллеги,      
какую ставку подоходного налога вы хотите в связи с сегодняшним налогом брать   
с представителей того самого бизнеса, который вы сегодня называете малым, -     
потом они станут кровопийцами и вы предложите брать с них 50 процентов.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Могу предположить, что инструктор, который учил вас кататься на велосипеде,     
был женщиной. (Смех в зале.) Так? Сознайтесь! А могло бы оказаться иначе, и     
вы бы совсем иначе говорили.                                                    
                                                                                
Коллеги, я благодарю всех за глубокую, я бы даже сказал, яркую дискуссию по     
этим двум важным альтернативным законопроектам. Кстати, дискуссия ещё и         
существенно обогатила Год литературы - я имею в виду такое яркое обсуждение     
творчества Марка Твена. Спасибо вам всем большое.                               
                                                                                
Ну а теперь давайте всё-таки проголосуем два законопроекта. Первый - под        
пунктом 18.1.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Результаты не показывайте.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Второй - законопроект под пунктом 18.2.                                         
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Результаты не показывайте.                                                      
                                                                                
Теперь покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 18.1.       
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              183 чел.40,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    183 чел.                                          
Не голосовало                 267 чел.59,3 %                                    
                                                                                
183 голоса "за".                                                                
                                                                                
Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 18.2.              
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              187 чел.41,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    188 чел.                                          
Не голосовало                 262 чел.58,2 %                                    
                                                                                
187 голосов "за".                                                               
                                                                                
Законопроект под пунктом 18.1 отклоняется.                                      
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект под пунктом 18.2.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              201 чел.44,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.55,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.