Заседание № 241
01.07.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 561666-5 "О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5102 по 5286 из 9476
Переходим к последнему вопросу из этого перечня - проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Алексеевич Аристов. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данное соглашение было подписано 9 декабря в Москве. Документ относится как раз к пакету международных договоров Единого экономического пространства Россия - Белоруссия - Казахстан, тому пакету, документы из которого сегодня вы уже заслушивали. Соглашение направлено на обеспечение гарантированного и равного доступа к услугам по перевозке для товаропроизводителей и пассажиров в рамках Единого экономического пространства независимо от национальной принадлежности. Основные положения соглашения - это фиксация обязательств сторон обеспечить доступ к услугам железнодорожного транспорта для потребителей независимо от национальной принадлежности; определение укрупнённого перечня услуг, на которые распространяется сфера действия данного соглашения; закрепление основ тарифной политики в отношении услуг железнодорожного транспорта, регулируемой государством. Соглашением также предусматриваются обязательства для сторон по открытию доступа к услугам инфраструктуры для перевозчиков не позднее 2015 года. Несколько слов по укрупнённым позициям. По тарифной политике. В соглашении определено, что с 1 января 2013 года при перевозках грузов внутри ЕЭП, а также при перевозках грузов на территории ЕЭП или с территории ЕЭП применяются внутренние тарифы каждого государства - участника ЕЭП. В целях обеспечения равных тарифных условий для всех товаропроизводителей на территории ЕЭП в соглашении закреплена обязанность сторон по проведению унификации тарифов по всем видам сообщений. Срок унификации определён 1 января 2015 года. Начиная с этого времени внутренний тариф в каждом государстве будет единым. В соглашении фиксируются общие принципы формирования тарифов. Для оперативного реагирования на изменения мировой и внутренней конъюнктуры рынка с 2013 года государство при регулировании тарифов будет устанавливать допустимые пределы изменения ставок тарифов, вводится так называемый ценовой коридор внутри тарифа. В рамках этого ценового коридора организации железнодорожного транспорта будут вправе самостоятельно определять конкретные ставки тарифов в зависимости от конъюнктуры спроса, предъявляемых объёмов перевозок, руководствуясь при этом методикой, установленной национальным органом. С 1 января 2013 года прекращает существование ныне действующая система установления исключительных тарифов. Также с 1 января 2013 года стороны могут по согласованию с Комиссией Таможенного союза устанавливать исключительные тарифы для отдельных товаропроизводителей в случае невозможности предоставления им поддержки в иной форме. О доступе к инфраструктуре. В целях обеспечения экономической интеграции в сфере железнодорожного транспорта в соглашении закреплены обязательства сторон по открытию начиная с 1 января 2015 года равного доступа к инфраструктуре для всех перевозчиков государств Единого экономического пространства. Для этого до 2013 года должны быть разработаны единые правила доступа к инфраструктуре исходя из технологии работы железнодорожного транспорта, которые будут учитывать ряд основных принципов, в том числе равенство требований к перевозчикам, обеспечение перевозчиками надлежащего технического состояния железнодорожного подвижного состава, проведение в отношении перевозчиков единой ценовой политики, доступ к информации о перечне услуг и ряд иных. Реализация соглашения не повлечёт выделения дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации. Соглашение необходимо ратифицировать в силу того, что оно содержит ряд положений иных, чем в национальном законодательстве, в частности иные определения терминов, касающихся перевозчика, инфраструктуры, организации железнодорожного транспорта. Также предусмотрена новая форма обжалования действий перевозчиков в виде обращения в национальный антимонопольный орган, который вправе принять определённое решение либо обратиться в Комиссию Таможенного союза, которая может отменить ту или иную ценовую и тарифную политику перевозчика. В законодательстве Российской Федерации не определено право нынешних антимонопольных органов совершать такие действия, поэтому необходима ратификация. Ну и кроме того, в самом решении Межгоссовета предусмотрено, что соглашение должно быть ратифицировано. Поэтому соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 1995 года № 101-ФЗ. Просил бы вас поддержать. В рамках реализации данного соглашения будет подготовлен ряд нормативных актов, в том числе будут вноситься изменения в железнодорожное законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть письменное обращение комитета с просьбой, чтобы содоклад по этому вопросу сделал Александр Александрович Козловский. Нет возражений? Пожалуйста, Александр Александрович. КОЗЛОВСКИЙ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, совсем недавно, как вы помните, мы принимали в этом зале пакет документов о создании единого Таможенного союза, и на настоящий момент он действует. На сегодня рассматриваемый законопроект - последний из пакета законопроектов, посвящённых созданию Единого экономического пространства. Если сказать в двух словах, в чём суть законопроекта, - это обеспечение доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта любой из трёх сторон в каждой стране на условиях не менее благоприятных, чем условия для потребителей в данной конкретной стране, обеспечение баланса экономических интересов потребителей услуг железнодорожного транспорта и организаторов этих услуг и, наконец, обеспечение доступа организаций железнодорожного транспорта из одной страны в другую страну, а начиная с 2013 года - обеспечение общего использования всей инфраструктуры, полностью. При этом при транспортировке грузов из третьих стран в третьи страны все тарифы, как уже говорилось, будут согласовываться совместно. Комитет-соисполнитель и наш комитет, по делам СНГ, внимательно рассмотрели этот законопроект и рекомендуют его к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть два вопроса: депутат Ширшов и депутат Гартунг. Депутат Ширшов. ШИРШОВ К. В. Уважаемый Сергей Алексеевич, дайте, пожалуйста, если у вас есть информация, нам такую цифру: каков будет количественно общий подвижной состав всех национальных перевозчиков тех стран, которые входят в Таможенный союз? И второе. Ситуация, которая сейчас складывается на строительном рынке, а именно ситуация с цементом, очень напряжённая, мягко говоря. Так, на проходившем недавно в Санкт-Петербурге международном форуме в том числе собирались и производители цемента, и те, кто осуществляет большие поставки этого продукта. Цена на цемент за полтора месяца изменилась на 1 рубль 20 копеек: раньше он стоил 2 рубля 60 копеек, сейчас соответственно на 1 рубль 20 копеек дороже, причём за полтора месяца. И это обуславливается, как говорят, именно трудностями с... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Общий объём подвижного состава - порядка 750 тысяч вагонов, из них более 600 тысяч - это российские, точнее, структур, входящих в "Российские железные дороги", вернее, выделенных из неё, поскольку подвижной состав уже выведен из "РЖД". Но следует учитывать, что фактическое перемещение вагонного парка значительно больше, поскольку все страны СНГ и страны Балтии включены в единую систему пономерного учёта и используют подвижной состав бывшего Советского Союза. Что касается, я так понимаю, незавершённого вопроса о ценовой политике в части перевозки цемента, то на сегодняшний день у нас действует прейскурант 1001, касающийся грузовых перевозок, он определяет роды грузов, цену, расстояние, виды перевозок. Есть понятие исключительного тарифа, о котором я говорил, и в последующем на Едином экономическом пространстве исключительный тариф как таковой может применяться к конкретному товаропроизводителю или грузоотправителю, точнее, товаропроизводителю, поскольку это предусмотрено соглашением, но с учётом тех ограничений, которые я указал. Это и возможности Комиссии Таможенного союза, если одновременно нет национальной возможности предоставить преференции каким-то иным путём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Сергей Алексеевич, у меня такого же рода вопрос - дело в том, что не только цементники жалуются, но и машиностроители, в металлургической отрасли такие же проблемы. Сегодня при фактически избыточном наличии вагонов - и выпускаемых, и закупаемых вагонов - очень сложно организовать перевозки, потому что доступ к вагонам ограничен, особенно если это касается, например, экспорта: нужно заранее делать заявку, потом вагон может быть загружен, может отстоять и не получить разрешения на экспорт - и снова разгрузка. Вот что Минтранс собирается сделать в этом направлении, чтобы навести порядок в железнодорожных перевозках? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Определённая проблема связана с тем, что у нас с появлением собственников подвижного состава - это и две крупнейшие компании "Первая грузовая..." и "Вторая грузовая...", то есть вышедшие из "РЖД", и, по сути, более половины специализированного состава находится в целом в частных руках, в том числе и у товаропроизводителей, - произошла определённая децентрализация по перенаправления порожнего состава, и поэтому возникают определённые трудности. В целях упорядочения этой ситуации министерством подготовлен нормативный акт о перемещении порожних железнодорожных вагонов, порожнего состава. Я думаю, что будет выработан определённый, так сказать, подход к собственникам, в частности требования по перемещению порожнего парка, чтобы он заполнялся там, где реально можно получить груз. Что касается того, что сутки или сколько-то груз простоял и его не выпускали, это скорее не к вагонному парку относится, а к несвоевременному оформлению вывоза груза на экспорт, не в перевозчике дело. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, никто не настаивает на выступлении? Нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7020 по 7035 из 9476
Голосуется законопроект из пункта 23 нашего порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 18 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принято.