Заседание № 102
О проекте федерального закона № 561409-6 "О внесении изменений в статьи 16 и 23-1 Федерального закона "О ветеранах" (в части предоставления дополнительных мер социальной поддержки ветеранам боевых действий из числа лиц, обслуживавших воинские части Вооружённых Сил СССР и Вооружённых Сил Российской Федерации, находившихся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, а также лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 23-1 Федерального закона "О ветеранах". Коллеги, Николай Васильевич Коломейцев попросил, чтобы этот законопроект доложил другой автор законопроекта - Владимир Георгиевич Поздняков. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Владимир Георгиевич. ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, товарищи! Сегодня рассматривается законопроект, который был внесён 4 июля 2014 года и только сегодня дошёл до рассмотрения, "О внесении изменений в статьи 16 и 23-1 Федерального закона "О ветеранах". В действующем Федеральном законе "О ветеранах" предусмотрено шесть категорий ветеранов боевых действий, и в соответствии со статьёй 16 этого закона указанные категории имеют право на социальную поддержку в разном объёме. Первые четыре категории имеют право на более или менее значительный объём мер, у пятой гораздо меньший объём, а вот шестая категория, о которой я сегодня говорю, - лица, направленные на работу в Афганистан в период с 1978 по 1989 год, отработавшие там установленный срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам, - имеют право на чисто символические меры социальной поддержки, такие как преимущественное обеспечение путёвками в санатории при наличии медицинских показаний, преимущество при приёме в садоводческие некоммерческие объединения, преимущество при установке квартирных телефонов, использование ежегодного отпуска в удобное время. Я сам "афганец", специалистом там работал, и я должен сказать, что это практически не выполнялось или уже не используется. Большинство лиц, работавших в воюющем Афганистане, достигло возраста 60-70 лет и старше: 18 февраля исполнилось 29 лет со дня вывода войск из Афганистана плюс ещё десять лет, то есть это уже довольно пожилые люди. Указанные преимущества при обеспечении путёвками в санатории (которые выделяются крайне редко и крайне мало, получить их практически невозможно: в первую очередь их получают участники и инвалиды войны, а вот нашей категории достаётся меньше), при приёме в садоводческие товарищества, кооперативы и при установке квартирных телефонов (сейчас при наличии мобильных они уже неактуальны) носят формальный характер. Представители большинства - да, собственно, всех общественных организаций ветеранов, которые работали в период боевых действий в Афганистане, - ставят вопрос об устранении сложившейся несправедливости и предоставлении им реальных мер социальной поддержки. Вольнонаёмные служащие Советской Армии направлялись в Афганистан комиссариатами по линии Министерства обороны СССР для работы на должностях по штатному расписанию в конкретных воинских частях, находившихся в Афганистане. По прибытии туда они зачислялись приказами, давали присягу, что отражено в их трудовых книжках. Работать приходилось в условиях воюющей страны, передвигаться по обстреливаемым дорогам в составе автоколонн, перевозивших снаряды и военную технику. Медсёстры, фельдшеры, парикмахеры, преподаватели учебных заведений и многие другие жили так же, как солдаты и офицеры в советских гарнизонах, в тех же условиях, обстреливались душманами с гор. В июне 1986 года в Баграме был расстрелян артиллерийский склад, то же самое произошло в Пули-Хумри в августе того же года, погибло много людей, в том числе наёмного персонала. Мои коллеги, с которыми мы вместе работали в Афганистане (я имею в виду советников), тоже погибли: при передвижении на БТР подорвались на мине. При обстреле ооновского городка в Афганистане многие получили серьёзные ранения. Такая же ситуация и с лётчиками, и с членами экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полёты в период ведения боевых действий в Афганистане. Они обслуживали как гражданских людей, которые перелетали на этих самолётах, так и воинские части. И вот установленные меры социальной поддержки этих ветеранов, участников боевых действий, зачастую одинаково рисковавших своей жизнью и здоровьем, воевавших в Афганистане вместе со всеми, в настоящее время практически не действуют. В нашем законопроекте предлагается устранить сложившийся дисбаланс, подготовить и предоставить реальные меры социальной защиты. Тем более, что люди, которые там работали в тесном контакте с местным населением, они, естественно, заболевали, и очень много людей, вернувшись из Афганистана, привезли с собой букет различных болезней, и сегодня уже очень много потерь, много заболевших и умерших. В законопроекте, чтобы устранить этот дисбаланс, предлагается несколько мер, и я зачитаю позицию из финансово-экономического обоснования: компенсация за предоставление льгот в виде оплаты 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; льготы по обеспечению протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями; ежемесячные денежные выплаты в сумме 1200 рублей. Тут имеется дальше расчёт по каждой позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд. ПОЗДНЯКОВ В. Г. Одну цифру назову: всего, по нашим расчётам, в 2018 году расходы составят 320 миллионов рублей. Мы предлагаем провести это через органы Пенсионного фонда за счёт средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду в порядке трансферта в виде субвенций в порядке, определённом в пункте 7 статьи 23-1 Федерального закона "О ветеранах". Я закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Владимир Иванович Мельник. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович и уважаемые коллеги! Безусловно, никто не вправе отменять или умалять заслуги граждан, которые трудились во время афганских событий, с 1979 по 1989 год: медицинских работников, строителей, бухгалтеров, официанток, поваров, парикмахеров, продавцов, технического персонала и людей других профессий. Комитет отмечает, что в статье 16 Федерального закона "О ветеранах" для каждой категории ветеранов боевых действий установлен свой объём мер социальной поддержки. При этом максимальный объём мер поддержки установлен для военнослужащих и работников Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации, направленных в другие государства органами государственной власти СССР и Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении ими служебных обязанностей. Авторы законопроекта предлагают, не меняя условий отнесения названных гражданских лиц к определённой категории ветеранов боевых действий, предоставить им меры социальной поддержки, аналогичные мерам социальной поддержки, предусмотренным для ветеранов боевых действий из числа военнослужащих. Комитет обращает внимание, что направлялись гражданские лица в Республику Афганистан на добровольной основе на должности, не связанные с прохождением военной службы, и они не являлись военнослужащими. Было бы правильным исходить из того, что в период нахождения в Республике Афганистан они фактически обслуживали воинские части, принимавшие участие в боевых действиях на территории данного государства, то есть были заняты на работах по обеспечению деятельности воинских формирований на условиях трудового договора. Авторы законопроекта в пояснительной записке к законопроекту отмечают, что указанным категориям граждан оказываются чисто символические меры социальной поддержки, которые носят формальный и несущественный характер. Комитет обращает внимание, что начиная с 1983 года до вступления в силу Федерального закона "О ветеранах" реализация льгот данной категории граждан осуществлялась на основании нормативных правовых актов правительства Союза Советских Социалистических Республик при предъявлении соответствующего свидетельства о праве на льготы и удостоверения, впоследствии все нормы постановлений советского периода были отражены в статье 16 Федерального закона "О ветеранах", они не претерпели никаких существенных законодательных изменений со времени вступления в силу указанного закона, с 1995 года. В связи с этим заявления, что они были лишены льгот или что нужно устранить сложившуюся в отношении них несправедливость, комитет считает некорректными. Установленные в Федеральном законе "О ветеранах" различия в основаниях для отнесения лиц, находившихся на территории других государств, к ветеранам боевых действий в зависимости от выполняемой ими работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основаны на объективных обстоятельствах, важности и сложности выполняемых задач, а также условий их выполнения, поэтому не могут рассматриваться как ущемляющие права граждан. Законопроектом также предлагается в отношении названных категорий лиц ввести ежемесячную денежную выплату. Комитет отмечает, что в соответствии с федеральным законом от 22 августа 2004 года ежемесячная денежная выплата была введена взамен ранее предоставляемых льгот в натуральной форме. Для данной категории граждан такая замена не производилась, поскольку в перечне ранее предоставляемых мер социальной поддержки не было таких мер, которые в последующем могли бы быть заменены ежемесячной денежной выплатой. Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности не поддерживают концепцию законопроекта. Правительство Российской Федерации законопроект также не поддерживает. Комитет не поддерживает концепцию законопроекта и предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо Коллеги, будут ли вопросы? Есть желающие. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Владимир Иванович, все категории лиц, о которых сказано в законе, призывались через военные комиссариаты, прикомандировывались к воинским частям и, как следствие, обязательно принимали присягу. Как вы считаете, это не достаточное основание для того, чтобы всё-таки с учётом принятия впоследствии 122-го закона, который в принципе секвестировал большую часть тех льгот, и времени, которое прошло... всё же любой закон со временем требует коррекции. И в данном случае - если вы пояснительную записку прочитали, то знаете - большинство из них фактически воевало. Может, всё-таки согласиться и скорректировать эти льготы? МЕЛЬНИК В. И. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Дело в том, что одного условия - того, что они призывались и давали присягу, - недостаточно, нужно письменное подтверждение, что они принимали участие в боевых действиях. Если гражданские лица имеют доказательство того, что непосредственно принимали участие в боевых действиях, они в полной мере получают социальную поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хотел бы пояснить один момент: присягу никто из них не давал, присягу давали только военнослужащие, и в боевых действиях принимали участие военнослужащие. И, Владимир Георгиевич, я хотел бы, чтобы вы уточнили, как это с этической точки зрения - приравнивать к военнослужащим гражданский персонал? Я знаю, чем они там занимались и как отмечались, а военнослужащие там воевали. Этическая сторона как здесь присутствует? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Позднякову включите микрофон. ПОЗДНЯКОВ В. Г. Ну, по поводу этической стороны. Воюющая страна, и в это время мы там жили, мы, гражданские лица, допустим, не были под прикрытием военнослужащих, мы передвигались самостоятельно на шурави-джипах - таких небольших машинах, "ГАЗ-69". Единственное, что у нас было с собой, - это макаров и автомат, да переводчики наши из Средней Азии. Всё, что мы пережили... Конечно, ехали по собственному желанию, безусловно, не было приказов, но ведь нужно было этим делом тоже заниматься. Кстати (я беру свою категорию), после ухода советских войск из Афганистана ещё долгое время то руководство Афганистана держало оборону, с "Талибаном" воевали и сумели отстоять, и сегодня, по имеющимся у нас сведениям, афганцы с благодарностью относятся к шурави - советским людям, которые в то время, не воюя, выполняли свой интернациональный долг. Мы готовили молодёжь к восприятию новой жизни, партийные советники работали со взрослым населением, были военные советники, советники ХАДа и Царандой (КГБ и МВД), специалисты строили дороги, ремонтировали арыки и так далее, то есть мы выполняли немалую работу. Всего было 156 человек, сейчас в живых осталось меньше 120, и многие болеют теми заболеваниями, которыми там заразились: гепатитом, желтухой. Один пример: Каверзнев, ведущий программы "Международная панорама", пробыл в Афганистане несколько дней, заболел и умер уже здесь от заболевания крови, неизвестного нам в то время. И среди нас тоже такие смерти были. Мы просим установить выплаты и льготы не аналогичные, не такие же, а частичные: если ветеран получает порядка 3,7 тысячи рублей, то мы просим 1,2 тысячи рублей, льготы по оплате всего 50 процентов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы просим 20-й и 22-й вопросы перенести на более поздний срок без указания даты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Да не факт, что мы до них сегодня доберёмся. Хорошо, спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Три минуты поставьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот в воскресенье, если кто имел возможность, мог посмотреть документальный фильм Андрея Кондрашова, сопредседателя избирательного штаба действующего президента, как раз об Афганистане. Он там провёл примерно неделю, снимал, что было, как было, каково отношение афганцев к разным ситуациям, в том числе к людям той категории, о которой говорится в законопроекте. У меня три брата прошли Афганистан, причём "афганский Сталинград" и всё остальное, и я знаю, что это. Но участью военных всегда было защищать Родину и погибать, а у гражданских - ещё более сложная задача, особенно в условиях войны. Почему? Именно от результатов их работы зависит, останется потом позитивное или негативное отношение к стране. И меня очень порадовало то, что афганцы, уже сумевшие проанализировать более чем десятилетнее присутствие натовцев на своей территории, как раз выказывали сомнение. Да, они были разочарованы предательством Горбачёва, Шеварднадзе, тогдашнего руководства, когда, уходя, дали, с моей точки зрения, умышленные команды по обстрелу кишлаков. Это вредительство было! С моей точки зрения, надо, не умаляя заслуг военных, - я преклоняюсь перед любым человеком, который выбрал профессией служение своей стране, - не лишать гражданских лиц мотива для работы в условиях будущих конфликтов, которые, к сожалению, неизбежны. Скажем, сегодня в той же Сирии находится большая группа наших гражданских лиц, которые обеспечивают и военные городки, которые обеспечивают интересы нашей страны на других направлениях, и, с моей точки зрения, устаревшие положения законов неминуемо должны пересматриваться, потому что, когда закон принимался, не было 122-го закона, который, в общем-то, секвестировал большую часть льгот. Много возникает вопросов - вы посмотрите: если раньше путёвку можно было брать каждый год, то сегодня в силу 122-го закона - раз в пять лет, если домашний телефон раньше был привилегией, то сегодня он в принципе никому не нужен, потому что мобильный телефон всё заменил. Я вас попросил бы подходить более объективно, мы с вами пытаемся слишком радикально относиться к инициативам, которые, с моей точки зрения, вообще-то, заслуживают большего внимания и коррекции. Поэтому я прошу вас законопроект в первом чтении поддержать, а ко второму чтению скорректировать адекватно, не умаляя достоинств военных. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Павлова Ольга Ивановна. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Авторы законопроекта, по сути, хотят приравнять к лицам, имеющим статус ветерана боевых действий, гражданских лиц, обслуживавших воинские части Вооружённых Сил СССР и Вооружённых Сил Российской Федерации. Безусловно, предоставление мер социальной поддержки лицам, принимавшим участие в боевых действиях, признание их заслуг - дело правильное и справедливое. Участие советских войск в афганской войне - особая веха в истории нашей Родины. В течение десяти лет в этой горячей точке земного шара, по различным данным, побывало от 620 тысяч до 3 миллионов наших военнослужащих, погибло 15 тысяч, было ранено более 54 тысяч. Несмотря на то что действовать приходилось в тяжёлых условиях высокогорья, при пятидесятиградусной жаре и острой нехватке воды, личный состав проявлял высокие боевые качества. Война в Афганистане дала советским воинам фактически первый в мире опыт подготовки и ведения боевых операций столь значительного масштаба в условиях высокогорья. Хочу особо подчеркнуть, уважаемые коллеги, что именно воины-интернационалисты первыми в мире бросили вызов международному терроризму и навсегда остались верными воинской присяге, именно эти люди каждый день рисковали своей жизнью, здоровьем, самоотверженно исполняли свой долг перед Родиной. Вместе с тем не могу не сказать ещё и о том, что против наших соотечественников в Афганистане воевали практически регулярные части, которые были подготовлены военными инструкторами из числа советников США и Великобритании, тренировались в лагерях Пакистана и Шотландии. Задачи перед этими бандформированиями были очень серьёзные: уничтожение легитимной власти, дестабилизация ситуации в стране. Эта операция, одна из самых засекреченных, называлась "Циклон". В 1987 году США потратили на ведение этой операции и подготовку этих бандформирований более 630 миллионов долларов. Именно такую карту наши зарубежные партнёры хотели разыграть и в Сирии. Сегодня мы все отдаём дань глубокого уважения солдатам, офицерам, сержантам, генералам, которые проявили стойкость и мужество и с честью выполнили поставленную командованием задачу, и, безусловно, всегда помним тех, кто ценой собственной жизни исполнил свой долг перед Родиной. Люди, получив боевой приказ, выполняли задание, не задумываясь о том, вернутся они с него или нет. За боевые заслуги в Афганистане только орденом Красной Звезды награждены 54 тысячи военнослужащих. Я горжусь своим земляком из Татарстана Иваном Михайловичем Егоровым, разведчиком, первым из солдат получившим этот орден. Возвращаясь к нашему законопроекту, хочу сказать, что предлагаемые авторами подходы по приравниванию мер социальной поддержки для ветеранов боевых действий и мер социальной поддержки для лиц, направленных на работу в Афганистан в период ведения там боевых действий, но не принимавших участия непосредственно в самих боевых действиях, не соответствуют концепции и идеологии Федерального закона "О ветеранах" и противоречат балансу социальных гарантий для ветеранов, объём которых установлен для каждой категории ветеранов с учётом их заслуг перед Отечеством. Руководствуясь именно такими убеждениями и доводами, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Ивановна. Полномочные представители президента и правительства будут выступать? Докладчик, Владимир Георгиевич? Депутату Позднякову включите микрофон. ПОЗДНЯКОВ В. Г. Первую часть я слушал с таким удовлетворением, я представлял моих коллег, с которыми мы вместе приезжали в воинские части, чтобы получить там сахар, тушёнку, и всегда они на нас смотрели немного с робостью и с таким сожалением: как же вы там живёте, как вы можете? Но мы гордость испытывали, потому что мы тоже делали часть дела, которое нужно было нашей стране. Коллеги, мы не просим приравнять, мы говорим о том, чтобы группе людей, которым сегодня очень тяжело, помочь с лекарствами, чтобы они могли их приобрести, помочь с оплатой жилья, помочь протезами - вот какие меры. А вот сравнивать, приравнивать... Мы же гораздо меньшие средства тратим, надо хотя бы что-нибудь сделать для этих людей! Я об этом прошу, я к вашим сердцам обращаюсь: помогите тем людям, которым плохо сегодня, плохо! У меня разные сведения по поводу количества людей, которым требуется помощь: 30 тысяч, 10 тысяч... Мы ко второму чтению подберём через общественную организацию данные, сколько у них на учёте этих людей, внесём и подсчитаем, сколько потребуется средств, но пока, по нашим расчётам, нужно всего 320 миллионов рублей в год, это очень небольшие деньги. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович, будете выступать? Депутату Мельнику включите микрофон. МЕЛЬНИК В. И. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, мы, конечно, уважаем гражданских людей, которые трудились в Афганистане, но сам закон "О ветеранах" - это сбалансированная система, где для каждой категории граждан за их заслуги перед Отечеством устанавливаются определённые меры социальной поддержки. И приравнять - это всё-таки уравнивание... Уравнивать официантку, которая в офицерском кафе работала, и офицера или солдата, у которого по 20, по 40 боевых операций, мы никак не можем. Комитет предлагает отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 44 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.