Заседание № 203
10.12.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 561128-6 "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в части, касающейся участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в формировании судейского корпуса федеральных судов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6178 по 6391 из 6871
24-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Докладывает Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" внесён в Государственную Думу 4 июля 2014 года Парламентом Республики Северная Осетия - Алания. Законопроект направлен на увеличение роли законодательных органов власти субъектов Российской Федерации в назначении судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, за исключением судей Верховного Суда Российской Федерации, судей арбитражных судов округов, специализированных арбитражных судов. Законопроектом предусматривается внесение изменения в пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учётом мнения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем согласно статье 71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства и установления системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, реализация закреплённого пунктом 2 статьи 128 Конституции Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации назначать судей федеральных судов не может быть обусловлена мнением субъекта Российской Федерации о назначении конкретного лица на должность судьи. Иное означало бы сужение компетентности Российской Федерации в решении вопросов, отнесённых к её ведению статьёй 71 Конституции Российской Федерации, а также ограничение предусмотренного статьями 83 и 128 Конституции Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении от 4 декабря 2003 года по запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 6 и пунктов 6 и 7 статьи 6-1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" отметил, что вопрос о разграничении компетенции в области установления судебной системы в Российской Федерации однозначно решён Конституцией Российской Федерации, не предполагающей в этой области делегирования полномочий Российской Федерации её субъектам. Конституционный Суд также указал, что в настоящее время законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены федеральным законодателем полномочиями по назначению представителей общественности в квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, на которые в том числе возложена обязанность давать заключения о рекомендациях на должности судей. Верховный Суд Российской Федерации возражает против концепции законопроекта, указывая на то, что вопрос о конституционности участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процедуре назначения судей федеральных судов неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, правовая позиция которого состоит в том, что правом, но не обязанностью федерального законодателя является возможность установления определённых форм участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в формировании корпуса судей федеральных судов. Правовое управление Аппарата Госдумы возражает против концепции законопроекта. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Владимир Александрович, я не был на заседании комитета, но вот вы сейчас сказали, что много нарушений с точки зрения юридической, - всё-таки объяснили ли авторы законопроекта, чем вызвано его внесение, ведь мы видим, что этот законопроект противоречит и тому, и другому. Было ли по этому поводу обсуждение? ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Заседание комитета было, но представители Парламента Республики Северная Осетия на нём не присутствовали, хотя их приглашали. Но насколько нам известно, - ну, это их мнение, хотя это противоречит Конституции Российской Федерации, - Парламент Республики Северная Осетия - Алания считает, что необходимо согласовывать назначение судей с заксобраниями регионов, субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Владимир Александрович, всё, что вы сейчас доложили, конечно, понятно и верно, действительно, нарушать закон, а тем более Конституцию никому права не дано. Но если быть строго объективным, надо сказать, что сегодня судебная система - это государство в государстве. Я основываюсь на обращениях тех граждан, которые сегодня находятся в местах лишения свободы, но они абсолютно незаконно осуждены, и доказать, что эти люди незаконно осуждённые, невозможно. Система, я скажу так, работает просто отвратительно, а отсюда возникает этот вопрос и на местах, и, в частности, в республике, которая вышла с данным предложением. Очевидно, нам необходимо посмотреть всё-таки, как решить данную проблему, и, скорее всего, надо перейти на бывшую советскую систему и избирать судей, вот это будет, наверное, правильно. Ваша точка зрения по данному вопросу? ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Я считаю, что мы это уже прошли, выборы судей, и я не скажу, что выборы судей всегда заканчивались успехом в том плане, что избирали именно то лицо, которое не совершало либо судебных ошибок, либо других каких-либо должностных проступков, либо преступлений. Это во-первых. Во-вторых, в отношении тех нарушений, о которых вы говорите. Ну, скорее всего, да, они имеются, но мы считаем и юристы считают, что если приговор вступил в законную силу и он не отменён, то, значит, человек осуждён законно. И говорить о том, что масса людей находится в местах лишения свободы незаконно, - ну, это по крайней мере, я считаю, легкомысленно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Несмотря на то что это конец дня и мы заканчиваем заседание, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может не высказаться, не сказать, что законопроект этот необычайно важный. Конечно, с формальной точки зрения кое-что, и весьма серьёзное, нарушено, но это ещё один очередной сигнал, что у нас судебная система серьёзно болеет. Вот Николай Фёдорович Рябов, так сказать, с одного боку посмотрел на проблему, мы смотрим немножко по-другому. Фракция считает, что то, что сделал президент, реорганизовав Верховный Суд Российской Федерации, - это был правильный, сильный ход, и как-то сейчас за Верховный Суд Российской Федерации во главе с его председателем мы спокойны: мы видим жёсткий отбор, мы видим внимательное отношение к судебным решениям и чувствуем пока, по крайней мере до сегодняшнего дня, объективность. Но то, что творится на уровне субъектов и на районном уровне, когда судьи по одним и тем же ситуациям принимают разные решения, когда они находятся, как мы говорим, вне закона, когда они не зависят ни от кого, - речь идёт о том, что они делают что хотят и их невозможно привлечь ни к чему, - это совершенно ненормально! Поэтому были предложения избирать судей, было предложение, по-моему, от представителя правительства в высших судебных инстанциях дать Государственной Думе, то есть нам с вами, возможность в вопиющих ситуациях судей отзывать, были и другие предложения, то есть с этим надо что-то делать. Судьи в субъектах очень часто чувствуют себя безнаказанными, творят беспредел, а некоторые из нас, к сожалению, говорят, что они занимаются, так сказать, судебным оцениванием, и страдают все, особенно рядовые граждане. Мы видим, что Парламент Республики Северная Осетия - Алания обеспокоен такой ситуацией, и мы понимаем, что там люди, болеющие за дело, они, внося подобные законопроекты, сигнализируя нам, что решения, ставящие судей в какие-то рамки, необходимо принимать. Я не хочу очернять всех судей низшего звена, но, к сожалению, фактов беспредела судей очень много, такие сигналы поступают. И наша фракция, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", считает, что в этой ситуации нужно что-то менять. Возможно, это будет следующий шаг, предложенный президентом, может быть, это будет какая-то другая инициатива, но оставлять ту ситуацию, которая есть сейчас, ту болезнь, которой поражена судебная система на районном, областном, республиканском уровнях, не представляется возможным! Мы будем голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я всё-таки вынужден отреагировать на заявление, что, если суд, судья принял решение и оно не опротестовано, то есть вроде бы изменения решения нет, значит, человек, получивший такой-то срок, находится в заключении законно. А я готов доказать, что это не всегда так. Почему? Вот конкретные примеры. Дмитрий Гранев из Нижнего Новгорода, осуждён незаконно. Доказать свою невиновность не имеет никакой возможности, потому что судебная система у нас работает по принципу "Ворон ворону глаз не выклюет". Никак не хотят разбираться! Совершенно незнакомый мне на сегодняшний день человек - Евгений Виноградов, глава администрации города Вязники Владимирской области, который в возрасте 68 лет находится в местах лишения свободы, срок - 8 лет тюрьмы строгого режима. Я уже говорил с нашей высокой трибуны об этом факте. Совершенно ничего не доказано! Почему я утверждаю, что не доказано? Я обращался к судьям, которые работают по этой статье уже много лет, они посмотрели решение суда и сказали, что невозможно судить по этим документам. То есть человек совершенно невиновен! Я обращался к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, в частности по этим двум фактам, - ответ: "Вы, господа депутаты, не имеете права вмешиваться в судебную систему, и не лезьте не в своё дело!" Получается, депутат ниже по рангу, чем судья, понимаете?! Кто-то где-то его назначил, и всё - не лезь! Мы не лезем в судебные решения, мы просим разобраться в конкретных делах, повторяю: разобраться! Вот сегодня я обращаюсь к председателю Верховного Суда товарищу Лебедеву: разберитесь по этим двум делам! А для того чтобы судебная система всё-таки работала исправно... наверное, только выборная система судей восстановит правопорядок в этой системе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 46 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.