Заседание № 46
18.09.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 560860-5 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части расширения полномочий Правительства Российской Федерации по государственному регулированию цен).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3989 по 4586 из 6265
18-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Максим Станиславович Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, вот тот законопроект, который мы с вами только что закончили рассматривать, и ещё целый ряд законопроектов - никого не хотелось бы обвинять, но их обсуждение наглядно показывает, что у нас существует лобби ритейла. Никакие законы, которые позволяли бы урегулировать отношения государства и ритейла в части ужесточения в отношении торговых сетей, не работают. Вот, собственно говоря, и тот законопроект, который я имею честь вам представить, содержит в себе хоть слабенькую, но всё же важную норму: он даёт возможность государству сохранить для малоимущих граждан нашей страны возможность выживания. Если мы с вами определяем минимальный размер пенсии, минимальный размер оплаты труда, на которые в принципе существовать невозможно, то давайте хотя бы дадим возможность Правительству Российской Федерации обеспечить прожиточный минимум, тот самый, который мы с вами каждый год определяем, дадим возможность правительству регулировать цены на определённую группу товаров, потому что норма, которая сегодня действует, - 30 процентов на ограниченный перечень товаров - собственно говоря, ничего не решает, и ни разу ещё правительство этим не воспользовалось. Что, у нас не было роста цен на социально значимые товары в последние годы? Был! Но 29 процентов в месяц - серьёзная прибавка ритейлу и серьёзнейший удар по тем нашим малоимущим гражданам, которые, собственно говоря, пытаются как-то свести концы с концами и существовать в соответствии с тем уровнем потребительской корзины, который мы с вами устанавливаем в начале года, рассчитывая на тот минимальный размер оплаты труда, который мы с вами устанавливаем здесь, и на ту самую минимальную пенсию, которую фактически мы с вами тоже устанавливаем. Мы же с вами не предусматриваем возможности компенсации всех этих трёх составляющих, крайне важных для наименее защищённых слоёв населения, в размере 25-30 процентов? Нет, не предусматриваем. Мы с вами предусматриваем индексацию в размере инфляции, которая в принципе не превышает в последнее время 10 процентов. Поэтому суть законопроекта: снизить планку, когда правительство вправе - то есть не обязано, а вправе - установить временные меры по регулированию цен на определённые группы товаров до 10 процентов. Причём сделать это не в целом, не как средняя температура по больнице - допустим, цены в той или иной сети на определённый ассортимент товаров вдруг выросли на 30 или даже на 10 процентов, - а по каждому отдельно взятому виду товаров вводится, не обязательно вводится, а может быть введено специальное регулирование цен. Таким образом, мы даём возможность исполнительной власти сохранить своё лицо перед нашими малоимущими гражданами и дать им возможность выжить на те самые средства, которые мы с вами здесь устанавливаем. Или, может быть, есть другой вариант, если мы отклоняем наш законопроект, то тогда, наверное, при принятии бюджета мы с вами должны установить другие нормы в части минимального размера оплаты труда, минимальной пенсии и другой объём минимальной потребительской корзины. Но когда мы с вами будем принимать бюджет, нам будет сказано одно - что денег на это нет. Фракция ЛДПР предлагает вам принять, поддержать настоящий законопроект, который позволит нам с вами, ну, хотя бы не прятать глаза от избирателей в регионах, которые скажут: а вот вы, депутат, попробуйте прожить на мою пенсию, попробуйте прожить на мою зарплату. Тогда мы сможем сказать, что возможность прожить мы им предоставили, дав право исполнительной власти, правительству, вмешиваться в ситуацию и вводить регулирование цен на определённую группу товаров, которые необходимы для выживания - выживания, не проживания, речь не о налоге на особняки или на машины, а просто о выживании определённой группы граждан. К сожалению, та норма, которую мы с вами здесь принимали, думая, что она будет являться значимым каким-то фактором, сегодня не работает. В заключении комитета много слов по поводу того, чтобы не принимать настоящий законопроект. Я предлагаю вам не смотреть в бумажку, где за вас приняли решение, я предлагаю вам не вчитываться в придуманные основания для отклонения настоящего законопроекта - в связи с тем, что это не решает проблемы. У нас ни один закон не является панацеей, на что бы он ни был направлен, он ничего не решает - так что, давайте вообще ничего не будем принимать?.. Если мы с вами будем говорить, что когда-нибудь Государственная Дума рассмотрит и примет пакет законопроектов, которые когда-нибудь, может быть через двадцать - тридцать лет, решат эту проблему, - ну, вы знаете, наверное, тогда надо быть честными, прийти к своим избирателям и сказать: "Мы, наверное, сейчас ничего не будем делать, лет через двадцать разработаем, и тогда те из вас, кто выживет, возможно, будут получать ту пенсию, на которую можно будет прожить, те из вас, кто сможет каким-то образом выжить на тот минимальный размер оплаты труда, который сегодня установлен, будут жить достойно". Собственно говоря, мы хотим каким-то образом отрегулировать те сверхдоходы ритейла, которые на сегодняшний день есть, в ту сторону, чтобы хотя бы по определённой группе социально значимых товаров у нас существовала защита. На сегодняшний день её нет. Во всех цивилизованных странах существует целый ряд регулирующих норм. Я не говорю, что нам надо списать их, у нас они не будут работать, потому что у них это серьёзная выстроенная десятилетиями система, которая регулирует цены на социально значимые товары, и не дай бог там какой-нибудь ритейлер взвинтит цены на эти товары не то что на 10 процентов - на 3-4 процента, сразу включаются механизмы другого воздействия, и далеко не рыночные, поэтому не надо апеллировать к рынку: товарищу просто невыгодно будет поднимать цены на определённые группы товаров. У нас этого механизма нет, а ведь социально значимые товары - это товары повседневного спроса, которые продаются и покупаются регулярно, они составляют основу бизнеса практически любой торговой сети, и игра с ценами на эти товары происходит регулярно. Поэтому, если мы не можем обеспечить защиту, если мы не можем уйти от тех преференций, которые сегодня сложились в пользу ритейла, когда они накручивают, пропуская через огромное количество фирм-посредников, входящую стоимость товара, когда они устанавливают в торговых сетях входные билеты, что тоже сказывается на доходах ритейла, - если мы это не можем отрегулировать, давайте хотя бы сделаем минимальное: защитим наших малообеспеченных граждан хотя бы по определённой группе товаров - это, извините, не автомобили, не самолёты, не яхты-пароходы, а то, что необходимо для того, чтобы человек хоть как-то существовал, чтобы он мог хоть что-то надеть, покушать, чтобы не умереть с голоду. Вот только по этому виду товаров мы предлагаем дать право - не установить какими-то жёсткими прямыми нормами, что, может быть, и было бы правильно, а дать право правительству вмешиваться в эту ситуацию. Сегодня такое право как бы есть, но его как бы нет, потому что дураков в ритейле нет и они никогда не будут превышать те 30 процентов, когда государство вправе вмешаться: ну какая им разница - 29 с половиной процентов или 30 процентов, но юридического права вмешаться нет, хотя уже 5, 7, 10 процентов бьют по карману наших граждан. Вот попробуйте резко сократить свой, лично свой рацион питания на 30 процентов - многим из вас это не понравится. Попробуйте резко сократить на 30 процентов те расходы, которые вы ежедневно производите, вы почувствуете, что 30 процентов - это очень большая величина. Фракция ЛДПР убедительно просит вас в преддверии недели, когда вы поедете смотреть в глаза избирателям, объяснять им, что вы сделали для того, чтобы они смогли каким-то образом существовать в тех условиях, которые в стране могут наступить (уже все говорят о возможном кризисе), поддержать настоящий законопроект в первом чтении. Ко второму чтению, я думаю, мы отредактируем некоторые нормы, которые вызывают сомнения у некоторых рыночников, хотя, ещё раз обращаясь к нашим экономистам, скажу: на сегодняшний день в чистом виде рыночных отношений не существует ни в одной из экономик мира, везде существует механизм сдерживания, противовесов, везде государство выступает активным регулятором процесса, особенно в части, касаемой социальных обязательств государства. В преддверии рассмотрения бюджета на 2013 год, в преддверии кризиса, который, возможно, будет и в той или иной степени обязательно скажется и на нашей экономике, насколько глубоко - зависит от нас... задача правительства и нас с вами - чтобы он наименьшим образом сказался на нашей экономике. Так вот наш законопроект - одна из мер, чтобы этот кризис либо иная ситуация, которая будет складываться в экономике, не ударили самым страшным образом по наименее защищённым слоям граждан. Поэтому, уважаемые депутаты, прошу вас оторваться от бумажек, подумать о том, что вы сможете сказать своим избирателям, когда к ним приедете, особенно тем избирателям, которые тесно связаны с понятиями "минимальная потребительская корзина", "минимальный размер оплаты труда" и с тем самым прожиточным минимумом, который мы с вами будем определять. Подумайте, сможем ли мы с вами сделать прожиточный минимум действительно прожиточным минимумом, если мы не введём какие-то рычаги для того, чтобы остановить рост цен на те самые товары, которые будут учитываться при определении этого прожиточного минимума. Ещё раз фракция ЛДПР призывает депутатов поддержать настоящий законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается предоставить право Правительству Российской Федерации устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые промышленные товары. Данный механизм регулирования розничных цен должен будет применяться в случае, если рост цен на такие товары составит 10 и более процентов. Я абсолютно согласен с Максимом Станиславовичем и с его коллегами по части концепции данного законопроекта. Действительно, это очень важно и та тема, которая поднята этим законопроектом, очень актуальна сейчас, никаких выдуманных причин для отклонения данного законопроекта не было и нет. Давайте обратимся к фактам. Я хочу напомнить, что действующая норма 8-й статьи закона о торговле предусматривает ограничение розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров и эта мера будет применяться в том случае, если цены будут подниматься на 30 и более процентов. Хочу также напомнить, что, несмотря на нерыночность, далёкую от экономики данную меру правительство намеревалось применять только в самых исключительных случаях - для поддержки в первую очередь населения с низкими доходами, а также в целях пресечения возможных спекуляций на товарных рынках. В частности, подготовка предложения об установлении предельных розничных цен осуществлялась Минэкономразвития, и по результатам ежедневного мониторинга было выбрано двадцать четыре вида основных социально значимых товаров первой необходимости, по которым правительство вправе было применять такую норму. И слава богу, что оно до сих пор эту норму не применило, потому что не было оснований для того, чтобы эти цены повышались более чем на 30 процентов, и такой статистики, к счастью, не было. Законопроект, расширяя перечень товаров и оснований для замораживания розничных цен, в то же время вводит новый метод госрегулирования торговой деятельности - регулирование розничных цен. Это действительно было введено новым законом о торговле. Следует также отметить, что рост цен на 10 процентов, о чём говорят авторы законопроекта, может объясняться не только какими-то спекулятивными настроениями, для этого могут быть и объективные факторы, в том числе сезонное колебание цен, рост тарифов на транспорт и другие услуги, увеличение различных издержек предпринимателей. В связи с этим вероятность скачка цен, допустим, в неурожайный год или во время финансовой нестабильности значительно возрастает, поэтому без анализа причин роста цен вводить государственное регулирование цен только в каком-то одном сегменте экономически неоправданно. Мы говорим в данном случае о розничной торговле. И надо понимать, что при всём нашем... я думаю, мало кто будет с нами спорить: при всём негативном отношении к торговым сетям с точки зрения ведения торговой деятельности пострадают-то в основном не торговые сети, больше всего будут уязвлены средний, малый торговый бизнес и розничные рынки. Особенно критическая ситуация может сложиться в небольших городах и посёлках, где ассортимент товаров основывается как раз на перечне социально значимых товаров. Не получая никакой прибыли, магазины будут вынуждены закрываться, а жители будут лишены самых необходимых продовольственных и промышленных товаров. Если говорить о механизме совершенствования цен, то я, как один из авторов закона о торговле, хочу вам сказать, что закон вышел, к сожалению, извините за непарламентское слово, в кастрированном виде, и его надо, конечно, дорабатывать. И проблема повышения цен заключена не в этом, а в том, о чём сегодня говорили все выступающие, а именно: у нас нет демонополизации торговых сетей, у нас входные билеты, ретробонусы и другие дискриминационные механизмы применяют торговые сети, они устанавливают наценку к себестоимости товара иногда более 50 процентов, из-за чего товар очень сильно вырастает в цене. Мы предлагали правительству внести изменения в КоАП, чтобы в случае нарушения сетями норм закона приостанавливать действие разрешения на осуществление торговой деятельности до девяноста дней. К сожалению, нам не пошли навстречу, и в нынешнем варианте это всего лишь штраф, что не работает. Так вот, когда мы введём настоящие, жёсткие механизмы, чтобы обуздать в первую очередь торговые сети, тогда у нас не будут расти цены на товары так спекулятивно, как они растут. Законопроект в том варианте, который сегодня предлагается, комитет вынужден, к сожалению, отклонить. Кроме того, правительство дважды высказывало отрицательную позицию по данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Максим Станиславович, вы очень хорошо и грамотно выступили, я знаю, вы готовили этот законопроект очень тщательно, собрали большой статистический материал. Я хотел бы, чтобы вы на основе этого материала нашим уважаемым коллегам, кто в зале сидит и будет слушать обсуждение, сказали, вот за два года и девять месяцев действия закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности..." хотя бы раз статья 8 этого закона применялась Правительством Российской Федерации? Надо ли напоминать, о чём эта статья? О том, что правительство в случае роста цен в течение тридцати дней до 30 процентов включает механизм регулирования цен, устанавливает предельно ограниченные проценты. Вот на основе ваших данных скажите... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Сергей Николаевич, я не буду тут всех пугать статистикой, я могу сказать только, что ни разу данная статья не применялась Правительством Российской Федерации. А вот уровень цен... можно сказать, что у нас на 30 процентов цены не росли. Но вы же понимаете, что ритейл использует рост цен, вы посмотрите, на те товары, которые входят в перечень товаров повседневного спроса. Они растут регулярно, да, не на 30 процентов, но растут регулярно, но тем не менее мы не имеем на сегодняшний день механизмов компенсирования нашим гражданам роста этих цен. Грубо говоря, мы рассчитываем прожиточный минимум, когда принимаем закон "О минимальном размере оплаты труда" и "О потребительской корзине..." исходя из тех цен, которые есть, а вот компенсационных мер, кроме как связать рост цен с уровнем инфляции, у нас нет. Мы же не предлагаем в этом законопроекте рост цен связать с уровнем инфляции, мы предусматриваем достаточно серьёзный лаг и даём возможность, а не вводим ограничение. Но вопрос-то заключается в том... посчитайте, как растут эти цены. В среднем на эту группу товаров только за последний год по России цены выросли более чем на 30 процентов, и никаких мер со стороны правительства нет и не может быть, потому что ежемесячного роста цен по этим категориям нет. Но что такое 30 процентов в год для людей, живущих на грани прожиточного минимума? Я думаю, оценить это может каждый депутат без привлечения особой какой-то расчётной техники. Попробуйте сами сократить свои расходы на 30 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо. У меня вопрос Максиму Станиславовичу. Скажите, пожалуйста, а прямое регулирование цен, причём на самые необходимые товары, не приведёт к дефициту этих товаров? Не получится так, как было с гречкой не так давно, когда при ажиотажном спросе местные и региональные власти попытались контролировать, даже просто провести некий мониторинг в отношении цены на гречку, и закончилось это всё тем, что многие торговые предприятия, магазины просто взяли и сняли гречку с прилавков, ещё больше увеличив ажиотажный спрос? И не разорятся ли в результате прямого регулирования, установления минимальных цен мелкие и средние торговые предприятия? Не направлен ли этот закон как раз таки на защиту интересов крупных торговых сетей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Отвечаю коротко: не разорятся. Это первое. Второе. К производителям те цены, которые сегодня установлены торговыми сетями, никакого отношения не имеют, Дмитрий Фёдорович. Вы знаете, сколько стоит вырастить корову, кормить её, содержать весь год и сколько потом фермер получает за литр молока? 5 рублей. А сколько литр молока - это, собственно говоря, стоимость перевозки и упаковки данного молока - стоит в магазине? 30 рублей. То есть 25 рублей - это то, что собирает ритейл по дороге от производителя. И даже в этом случае не скажется, просто мы введём некую, извините, норму приличия для ритейла - не зарабатывать на самых бедных наших гражданах. А что касается гречки, то, во-первых, гречка сначала подорожала и исчезла с прилавков, и только потом мы ввели нормы регулирования. И кстати, после этого гречка появилась на прилавках. Во-вторых, у всех сетей основные денежные потоки связаны с товарами повседневного спроса, и смею вас заверить, никто не будет создавать искусственный дефицит, так сказать, на основе своего бизнеса. Кстати, во всех странах мира существуют нормы, которые регулируют определённые экономические взаимоотношения. Свободного рынка, кроме как у классиков и в научных теориях, сегодня не существует ни в одной стране мира, ну, если не брать Сомали, где свободный рынок привёл к пиратству, к захвату кораблей, потому что это самая выгодная экономика. Вот у нас сегодня в ритейле происходит практически то же самое, что в Сомали: мы дали огромные преференции торговому капиталу в ущерб реальному сектору экономики. И кроме этого закона надо принимать ещё целый пакет законов, которые будут связаны с ограничением рентабельности торгового капитала и в то же время с поддержкой реального сектора экономики, потому что сегодня, к сожалению, всё у нас стоит, извините меня, на руках, а не на ногах. Поэтому пора нашу экономику постепенно ставить на ноги и выполнять основную функцию государства - регулирование общественных и экономических отношений в стране, а не валить всё в одну кучу - на свободный рынок. Потому что сегодняшняя экономика свободного рынка приведёт, к сожалению, к коллапсу не только в экономике, но и в общественной жизни, в том числе в политической - к политическому коллапсу. Если вы хотите стабильных политических и экономических отношений, давайте будем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Виктор Фридрихович, я хотел бы сначала поблагодарить вас за то, что вы положительно отозвались в своём выступлении о данном законопроекте. Вы также сказали, что нет никаких оснований для его отклонения. Будем надеяться на то, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит сегодня наш законопроект. Но тем не менее, если каждый месяц цены на продукты первой необходимости будут расти минимум на 30 процентов, на сколько же вырастет рентабельность ритейла и может ли государство вмешаться, и если может, то каким образом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Во-первых, я сказал, что концептуально поддерживаю законопроект, и после этого я по пунктам перечислил, почему в том виде, в каком он предлагается авторами, он не может быть принят. Если мы говорим о том, что ежемесячно цены будут подниматься более чем на 30 процентов, то надо сказать, что государство и сегодня имеет право в рамках существующей редакции закона о торговой деятельности вмешаться и приостановить данный рост цен на социально значимые товары. Но при этом - я опять же об этом говорил - до сегодняшнего момента, несмотря на достаточно жёсткие кризисные явления, которые были и которые, возможно, нас ещё ожидают в будущем, повышения более чем на 30 процентов замечено не было. И я не очень согласен даже, так скажем, арифметически с тем, что сказал Максим Станиславович - что ритейлеры будут очень хитро поднимать всё время цены на 29,5 процента и тем самым уходить от такой нормы госрегулирования. Это неправильно по одной простой причине. Если вы возьмёте бумагу с ручкой и сами посчитаете, то вы увидите, что между восьмым и, скажем, сорок первым днём, если изначально в восьмой день цена была повышена больше, чем на 10 процентов, то на сорок первый день там уже будет за 40 процентов и получится в общей сложности больше 30 процентов - это очень просто, и государство... эту норму будет в состоянии применить любой экономист с минимальным образованием. Вот этот посыл о том, что ритейлеры всё время будут обманывать, не очень, так скажем, правильный, потому что эта норма работает так, что уйти от неё в случае повышения более чем на 30 процентов будет невозможно. И может быть, опять же не очень правильно то, что я вам скажу, но это лучше отражает ситуацию: слава богу, что ни разу этого не произошло, и не произошло именно потому, что более чем на 30 процентов цены не поднимались, а сейчас они стабилизированы. Если вы обращались к статистике, о которой Максим Станиславович упоминал, то должны были это увидеть. Вот у меня данные тоже на руках есть, и я повышения более чем на 30 процентов за последние два года не нашёл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я сразу могу сказать, что наша фракция решила поддержать данный законопроект, вернее, его концепцию, но по сути это, на мой взгляд, - это моя позиция, - всё-таки битьё по хвостам, потому что таким способом мы точно не сможем отследить повышение цен в каждой торговой точке, в каждом ларьке, в каждом магазине. Наша фракция уже не раз предлагала решить главный вопрос. Откуда идёт рост цен, всех цен? Конечно, от безудержного роста цен на энергоносители, прежде всего на электричество, на топливо, от роста транспортных тарифов. Вот какие цены нужно остановить, и наше предложение: остановить их рост на уровне инфляции, сделать это на уровне принимаемого как раз Государственной Думой индекса потребительских цен. Если мы принимаем рост инфляции 6-7 процентов на следующий год, то будьте любезны, господа монополисты, на этот процент плюс-минус дельта небольшая и повышайте свои тарифы - транспортные, на бензин, на солярку, - а потом... Действительно, невозможно, если рост тарифов на энергоносители 15, а то и 20 процентов, требовать от торговли роста цен не больше 10 процентов, согласитесь: делать так - значит вести к банкротству. Поэтому здесь я вынужден согласиться с содокладчиком и сказать, что концепция правильная, намерения благие, надо добиваться этого результата, но, на мой взгляд, не только и не столько именно этим путём. Тем более, я напомню, когда разрабатывался этот законопроект, решения о вступлении в ВТО не было. Сегодня, надеюсь, как раз те представители ВТО, которые из-за рубежа отслеживают рост цен в России, должны не позволять вот такого безудержного роста цен, на десятки процентов. Могу для примера сказать, что в Петербурге, в Ленинградской области такого роста цен точно не получится, особенно в приграничных областях. Просто там многие люди, очень многие ездят за покупками в соседнюю Финляндию: там и цены, к сожалению для нас, ниже, и качество выше, и поэтому у местных предпринимателей просто физически не получится взвинтить цены на 30 и больше процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, законопроект, который представил Максим Станиславович, очень интересен, и наша фракция его поддержит, потому что на самом деле что-то нужно делать в этой ситуации. Конечно, хорошо, когда у нас есть рыночные отношения и они позволяют саморегулироваться, но надо признать - и здесь я согласен со многими коллегами, - что нигде в мире такого нет, чтобы рынок сам всё выравнивал. Некоторые говорят, что нужно, например, увеличивать количество торговых площадей. Конечно, нужно, потому что наша обеспеченность торговыми площадями ниже, чем в других странах, но, к сожалению, даже там, где обеспеченность торговыми площадями выше, всё равно нет того, чтобы торговые сети сами автоматически снижали цены - только под воздействием либо жёсткого судебного преследования, либо жёстких законов, как, например, в романо-германской системе, и, как я понимаю, вот это предложение основано именно на том, что необходимо принять какое-то количество законов, которые будут ограничивать торговые сети в их деятельности. Нельзя не согласиться, конечно, с теми товарищами, которые говорят, что это полумера. Действительно, это полумера. Если мы ограничим рост цен, за этим действительно может последовать дефицит, но против этого тоже есть способы борьбы. Есть такое понятие, как "социальные договоры". Например, мы имеем какое-то муниципальное образование, в нём вполне возможно законодательно установить, чтобы магазину при его открытии вменялось в обязанность держать какой-то ассортимент товаров по определённым ценам, и эти цены... Почему именно 10 процентов? Действительно, если у нас инфляция 6 процентов, почему мы ставим ограничение 10 процентов? Почему не сказать, не ограничить официально процентом инфляции, например? А лучше вообще не устанавливать рост цен, лучше сделать так: открываешь магазин в муниципальном образовании - приходишь в мэрию, и тебе выдают договор социального партнёрства, где написано, что ты обязан иметь в ассортименте такое-то количество товаров по таким-то ценам, и будь добр, торгуй, пожалуйста. Иначе мы, конечно, рискуем нарваться именно на такие ситуации, о каких говорили коллеги: и ретробонусы, и обход товаров, и штрафы, и много, много, много есть разных уловок у торговых сетей, из-за которых, в общем-то, действительно... ну, будет не прямой, а скрытый рост цен. Мне кажется, законопроект сам по себе хорош, но ко второму чтению необходимо сделать поправки, которые обязывали бы торговые сети и муниципалитеты заключать договора социального партнёрства. Второе, что в договорах социального партнёрства должно быть. Для каждой торговой сети должен быть очень жёстко... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты, от фракции выступление. АБАЛАКОВ А. Н. ...должен быть выделен сегмент рынка. Вот, например, такая интересная ситуация. Не знаю, обратили ли вы на это внимание - когда были выборы во Франции, то одним из пунктов программы социалистов было: в города с населением менее тридцати тысяч человек не допускаются крупные торговые сети, то есть там именно мелкий бизнес развивают. Почему бы нам этого не сделать? И тогда ситуация была бы очень хорошая: есть местный малый бизнес, каждому предпринимателю какой-то сегмент рынка выделен, с каждым заключён договор социального партнёрства - и, пожалуйста, живите. То есть тогда малоимущие... И не будет ни десятипроцентного, ни тридцатипроцентного роста цен - совершенно бешеные какие-то цифры, которые относят нас к началу 90-х годов, - и тогда по какой-то группе товаров мы сможем очень спокойно держать жёсткие цены, не вводя карточки, потому что будет обязательный ассортимент, не будем бегать контролировать, решать, относительно какой базы считать рост цен. И тогда, в этом случае, мне кажется, действительно будет решена задача регулирования цен и будет решена задача обеспечения товарами в соответствии с социальными нормами. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают. Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, я не могу не отреагировать на выступление, на слова о том, что у нас количество торговых площадей маленькое. Это немножко не соответствует действительности, потому что в городах-миллионниках количество торговых площадей на душу населения превышает среднюю европейскую норму, а в городах Санкт-Петербурге и Москве превышает среднеевропейскую норму на душу населения более чем в два раза. Ну так вот у нас сложилось в стране. Вот мы говорим, что никакого лобби у ритейла нет. В то же время давайте посмотрим: у нас есть пусть не очень хорошее, пусть плохое, но регулирование, например, тарифов на услуги ЖКХ, у нас сегодня действует норма, что в год тарифы на услуги ЖКХ не могут расти более чем на 25 процентов, - согласитесь, какое-то регулирование есть. Есть у нас регулирование цен на энергоносители. Если мне не изменяет память, у нас целый ряд видных деятелей говорили о том, что мы в следующем году введём ограничения по естественным монополиям, по поставщикам, по энергоресурсам, что мы можем ограничить в том числе и уровень инфляции по году. В то же время для ритейла у нас действуют те же ограничения, что и для социально значимой группы товаров: рост цен может составлять в году 30 процентов и более. Как же так, товарищи, - как-то немножко не клеится, да? Вы посмотрите, вроде звучит хорошо: 30 процентов, 25 процентов, эти цифры рядом, но в одном месте - по году, а в другом месте - несколько другой срок. Мы предлагаем ввести - 10 процентов. То, что нормы не действуют... Ну, не действуют потому, что не дураки, наверное, ритейлом занимаются, наверное, им запаса хватает - 30 процентов. Это же совсем совесть надо потерять! Людям, наверное, совсем будет стыдно, если бабушка придёт за молоком, а цена на молоко выросла на 30 процентов. Наверное, просто никто это молоко покупать не будет, а перейдут на какие-то другие продукты. Говорить здесь о том, что у нас действует хорошая норма регулирования, а предлагается ввести какие-то запредельные нормы, 10 процентов, - это неправильно. Слабенький законопроект, слабенький, - но даже это не хотите принять! Слушайте, ну я не знаю, что должен был сделать ритейл, чтобы получить такие преференции, по сравнению даже с естественными монополиями! Если мы избирателей не боимся, давайте, что ли, Бога будем бояться, ну нельзя так над нашими гражданами издеваться! Мы устанавливаем потребительскую корзину и прожиточный минимум и говорим: слушай, парень, ты вот на это живи, а в принципе государство вмешается, но только тогда, когда цены по году вырастут более чем в три раза. Да он умрёт, он не доживёт до того момента, пока государство вмешается! Я не знаю, как ещё вас призывать, уважаемые депутаты, наверное, призывать вас должны те люди, которые за вас голосовали. Если мы этот маленький, слабый, дохлый шаг не можем сделать в отношении наших социально незащищённых граждан, я уже не знаю, о чём мы с вами здесь можем ещё говорить! Давайте дадим возможность правительству... Мы не говорим, что надо ввести фиксированные цены, мы не говорим, что надо вмешаться в обязательном порядке, не устанавливаем нормы прямого действия в законопроекте, мы даём право государству, Правительству Российской Федерации вмешаться в эту ситуацию, и даже в этом случае цены могут увеличиться в два раза до того момента, как государство вмешается. Мы не хотим дать право, когда цены вырастут, правительство скажет: нам Дума не дала... Вот кто здесь не первый год сидит, те, наверное, знают, как правительство умеет переводить стрелки на нас с вами, на представителей... Мы не депутаты, "депутат" - нерусское слово, мы представители этих людей, которые за нас голосовали, и поэтому давайте в первую очередь думать об интересах этих людей, которые голосовали за нас, чтобы не стыдно было смотреть им в глаза. Я уже не говорю о том, что можно взять калькулятор и посчитать, какие преимущества сегодня имеет ритейл. Поэтому всё хорошо, конечно, но говорить о том, что нет влияния на нас с вами этой структуры после того, что мы здесь услышали... у меня нет слов. Давайте будем голосовать, и тогда будет понятно, кто о ком и как думает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский. Микрофон, пожалуйста, включите. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Максим Станиславович, вы же умный человек и прекрасно знаете, что ни 10 процентами, ни 20 процентами мы эту проблему не решим. Мы уже много раз говорили, что единственная возможность этот вопрос решить - установить очень жёсткие законодательные нормы в рамках поправок к закону о регулировании торговой деятельности по отношению ко всем торгующим организациям, в частности к сетям, это то, о чём я говорил. Без этого никакие 10 процентов, 20 работать не будут. Это первое. Второе. Любой человек, не только имеющий базовое экономическое образование, должен понимать, что ограничения торговой наценки 10 процентами не может быть, пока минимальная торговая наценка у тех же торгующих организаций выше, то бишь 15 процентов. Это невозможно чисто экономически. И пока не будет работать закон, который возродит здоровую конкуренцию, пока мы не демонополизируем сети, - а это вопрос уже к Федеральной антимонопольной службе, как это сделать, мы такие предложения давали, я надеюсь, они будут в этом созыве поддержаны, - мы этот вопрос не решим. И третий момент, о котором вы неоднократно говорили и который очень важен, - это вопрос защиты малоимущих. Конечно, это очень важно, но мы почему-то забываем, что, кроме 10, 20, 30 процентов, защита малоимущих - это в принципе уровень поддержки субъектов Российской Федерации. И по основным группам товаров, по группам товаров питания, даже по детской одежде, вы это прекрасно знаете, это могут делать субъекты. Другой вопрос, какие у них будут дополнительные полномочия, какие у них будут на это деньги. Это тоже можно рассматривать и решать в пределах компетенции Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5058 по 5075 из 6265
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 06 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Результат: не принято Отклонён.