Заседание № 34
О проекте федерального закона № 56083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект принят нами в первом и во втором чтениях. Напомню, что законопроект из общего блока законопроектов антикоррупционного характера, внесённых Президентом Российской Федерации. Важнейшее направление данного законопроекта - это профилактика коррупционных правонарушений на уровне местного самоуправления, в избирательных комиссиях, также расширяется перечень НКО, в том числе политическими партиями, в управлении которыми могут принимать участие лица, замещающие государственные или муниципальные должности. Коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертные исследования, полностью подготовлен для принятия в третьем чтении. Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает данный законопроект и предлагает вам, уважаемые коллеги, поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем, окончательном чтении. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Есть ли желающие выступить по мотивам? Выборный Анатолий Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект, как мы уже убедились, содержит ряд новелл. Особенность и новизна новелл прежде всего в том, что мы получаем чёткие и ясные ответы на вопросы, связанные с компетенцией лиц, облечённых властными полномочиями. Например, как вы уже знаете, с принятием закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации приобретает ряд конкретных и определённых полномочий не только в части проведения проверки на предмет достоверности сведений, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, но и в части возможности применения мер ответственности к лицам, которые нарушают антикоррупционное законодательство, в том числе такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий. А лица, замещающие муниципальные должности, теперь обязаны размещать информацию о своих доходах и расходах на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет в установленном законом порядке. Конечно же, одна из знаковых новелл - это наделение должностных лиц правом участвовать в деятельности некоммерческих организаций и политических партий, тем самым мы разрешаем давно возникший спор: вправе или не вправе должностные лица участвовать в деятельности некоммерческих организаций и политических партий. Теперь ответ однозначный: вправе. Уже очевидно, что, наделяя лиц, которые обладают дискреционными полномочиями, таким правом, мы фактически закладываем крепкий фундамент для взаимного доверия между властью и обществом, на основе которого с учётом данных новелл и других, уже принятых, а также действующих антикоррупционных институтов процессы развития нашего государства в экономической, политической, социальной и других сферах не на словах, а на деле будут более устойчивыми и динамичными. Уважаемые коллеги, принимая во внимание, что рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование антикоррупционного законодательства, на повышение эффективности правоприменения, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за его принятие в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 17 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 32
О проекте федерального закона № 56083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 11-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции". Василий Иванович Пискарёв, пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции" был рассмотрен и принят нами в первом чтении 27 января этого года. Напомню, что это законопроект из общего списка антикоррупционных законопроектов, внесённый по инициативе Президента Российской Федерации. И важнейшая цель разработки этого законопроекта - профилактика коррупционных правонарушений, особенно в действиях органов местного самоуправления. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предложены таблица поправок № 1, рекомендованных Комитетом по безопасности и противодействию коррупции к принятию, которая включает пять поправок, и таблица поправок № 2, рекомендованных комитетом к отклонению, там одна поправка. Четыре поправки из таблицы поправок № 1 носят юридико-технический характер, а одна поправка содержит норму, согласно которой глава региона получает право обращаться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата выборного органа, выборного должностного лица не только в орган, уполномоченный принимать решения о прекращении полномочий, но также в суд. Эту поправку мы посчитали обоснованной и предлагаем её принять. Коллеги, прошу поддержать решение комитета, проголосовать за поправки и за принятие законопроекта во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть, извините. Включите режим записи. Покажите список. Третьяк Владислав Александрович, пожалуйста. ТРЕТЬЯК В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Василий Иванович, в статье 4 законопроекта пункт 3 части 1 статьи 17 предлагается изложить в редакции, в соответствии с которой гражданскому служащему запрещается "заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации...)...". У меня вопрос: относится ли к исключению участие в управлении спортивной общественной организацией? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Иванович, пожалуйста. Владислав Александрович, у нас сейчас процедура второго чтения - вы просто должны назвать ту поправку, с которой вы не согласны и которую предлагаете вынести на отдельное голосование. Я так понял, что пока таких предложений нет. Но на вопрос ответьте, Василий Иванович. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Я отвечу на вопрос. Поскольку законопроект даёт сегодня чиновникам всех уровней, начиная с государственных служащих высшего звена и заканчивая муниципальными служащими, право участвовать в работе НКО, некоммерческих организаций, список расширен - добавлены политические партии, теперь можно заниматься управлением политическими партиями, не говоря уже об общественных спортивных организациях, о чём вы спрашивали, Владислав Александрович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 50 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается. Есть вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 17 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 41 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается.
Заседание № 23
О проекте федерального закона № 56083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас на фиксированное время поставлен законопроект под пунктом 11 - мы можем его сейчас рассмотреть? Докладчик готов. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президентом Российской Федерации внесён проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции". Законопроект предлагает скорректировать восемь федеральных законов. Это законы, которые регулируют вопросы организации местного самоуправления, муниципальной службы, государственной гражданской службы, вопросы, связанные со статусом военнослужащих, лиц, которые служат в органах внутренних дел, вопросы, касающиеся организации работы избирательных комиссий на всех уровнях, предлагается также корректировка закона "О противодействии коррупции". Кроме того, уточняется правовой статус лиц, работающих в контрольно-счётных органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В законопроекте, который внёс президент, предлагается унифицировать требования, которые содержат ограничения, запреты, а также обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством. Так, лица, которые замещают муниципальные должности, должности муниципальной службы, обязаны предоставлять информацию о своих доходах и соблюдать целый ряд запретов и ограничений, таким образом, их правовой статус с точки зрения антикоррупционного законодательства становится аналогичным статусу государственных служащих. Устанавливается, что главы муниципальных образований информируют о своих доходах, а также по ряду других параметров высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и, по сути дела, становятся в этом отношении подконтрольны, естественно в соответствии с теми законами, которые будут приняты на уровне субъектов Российской Федерации и в которых процедура контроля будет уточнена. Здесь будет установлен, я бы сказал, более прямой контрольный механизм, так как высшее должностное лицо, по сути, отвечает за всё, что происходит на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, когда в результате возможных проверок будут выявлены какие-то нарушения антикоррупционного законодательства, высшее должностное лицо может обратиться в представительный орган местного самоуправления с предложением либо освободить от должности указанное должностное лицо, либо применить к нему иные меры дисциплинарной ответственности. В отношении так называемых сити-менеджеров, или глав местных администраций, будет возможно обратиться в судебный орган, потому что здесь уже другая процедура - не освобождение от должности, а досрочное расторжение заключённого контракта. Кроме того, корректируются отдельные положения действующего законодательства, связанные с ограничениями по участию в управлении некоммерческими организациями. Сейчас, вы знаете, для государственных гражданских служащих есть ряд запретов, они, в частности, не могут единолично управлять либо входить в коллегиальный орган управления общественной организации. Данные ограничения предлагается снять. Например, есть Ассоциация юристов России - абсолютно некоммерческая общественная организация, но с точки зрения действующего законодательства никто из государственных гражданских служащих, и я в том числе, не может входить в коллегиальный орган управления этой организации (я, естественно, и не вхожу). В принципе, как вы понимаете, в таком формате деятельности вряд ли можно найти хотя бы намёк на коррупционную составляющую. В отношении членов избирательных комиссий тоже корректируется ряд ограничений. Требования, аналогичные тем, что существуют сегодня в отношении государственных служащих, устанавливаются для членов только тех избирательных комиссий, которые являются юридическими лицами и действуют на постоянной основе. Члены таких избирательных комиссий тоже будут подпадать под ограничения, запреты и дополнительные обязательства, в том случае если они работают в комиссии на постоянной (штатной) основе. В отношении членов комиссий, которые работают там на непостоянной, на непрофессиональной основе, но имеют право решающего голоса, устанавливать аналогичные запреты было бы неправильно. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я изложил основные положения законопроекта, внесённого президентом, прошу вас поддержать эту инициативу и принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый нами законопроект - это очередной шаг в развитии антикоррупционного законодательства, он направлен на более эффективную реализацию положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 1 апреля прошлого года № 147. Гарри Владимирович в своём выступлении всесторонне и полно изложил суть законопроекта, мне хотелось бы ещё раз кратко, можно сказать, тезисно рассказать вам о предлагаемых новеллах. Основная цель представленного на рассмотрение законопроекта - это профилактика коррупционных правонарушений на уровне местного самоуправления. Коллеги, по статданным, которыми располагает Комитет по безопасности и противодействию коррупции, из общего количества дел, возбуждённых в отношении так называемых спецсубъектов, более половины - это дела, возбуждённые в отношении глав муниципальных образований, должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления. Это весьма и весьма значительные цифры, поэтому коррупция на муниципальном уровне - это то, что сегодня нас и избирателей не может не беспокоить. Наделение высших должностных лиц субъектов Федерации правом принимать решение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности в органах местного самоуправления, безусловно, будет способствовать оперативному выявлению нарушений антикоррупционного законодательства на местном уровне, а право главы региона принимать меры для досрочного прекращения полномочий должностного лица местного самоуправления обеспечит эффективную профилактику коррупционных правонарушений на уровне местного самоуправления. Кроме того, обязательная публикация сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет тоже станет важной профилактической антикоррупционной мерой, тем более что такой порядок давно уже действует: мы с вами представляем декларацию о доходах, расходах, имуществе, это также делают члены Совета Федерации, другие должностные лица, главы субъектов Федерации. Таким образом реализуется один из принципов противодействия коррупции - принцип публичности и открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Коллеги, совершенствование антикоррупционного законодательства происходит поэтапно. Инициативы выстраиваются в одну последовательную цепочку в рамках объявленной президентом борьбы с коррупцией. Каждый шаг должен быть выверенным, чтобы вовремя выявить коррупционера и перекрыть ему возможность действовать в других органах государственной власти и местного самоуправления. Вы помните, совсем недавно мы приняли в первом чтении проект закона, который предполагает создание реестра лиц, уволенных за нарушение антикоррупционного законодательства. Я полагаю, что те чиновники, которые будут уволены по представлениям глав субъектов Федерации, также будут пополнять реестр чиновников, совершивших коррупционные правонарушения, соответственно, предлагаемый сегодня к рассмотрению законопроект является важнейшей частью единой национальной системы противодействия коррупции. Расширение перечня некоммерческих организаций, в управлении которыми разрешается принимать участие должностным лицам всех уровней власти, в том числе возможность участвовать в управлении политической партией, общественной организацией, позволит этим лицам заниматься деятельностью по защите общественных интересов и будет способствовать более полной реализации прав и законных интересов граждан. Ещё одна очень важная новелла - уточнение статуса членов избирательных комиссий в части ограничений, запретов и обязательств, что позволит нам профилактировать возможные коррупционные правонарушения в деятельности избирательных комиссий и будет способствовать соблюдению избирательного законодательства. Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает данный законопроект и предлагает вам, уважаемые коллеги, принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня вопросы к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, я обратила внимание на два момента в вашем докладе. Вы сказали, что должностное лицо информирует высшее должностное лицо, то есть губернатора, если я правильно понимаю, и органы местного самоуправления тоже информируются. А эта информация будет напечатана в прессе, как информация из наших деклараций? Это должно быть сделано, по-моему. Законопроект действительно очень важный и своевременный, давно он уже нужен, но если такой нормы в нём нет, то всё будет происходить не совсем гласно, а значит, информацию опять будут каким-то образом скрывать. И ещё вы сказали: возможны проверки. Возможны или действительно будут проверки? МИНХ Г. В. Уважаемая Тамара Васильевна, безусловно, требование, о котором вы говорите, законопроектом предусмотрено. Информация о доходах и прочем, аналогично тому, как это делается в отношении государственных служащих и лиц, которые замещают госдолжности, будет размещаться в том числе и в сети Интернет, будет доступна широкому кругу общественности. Это первое. Второе, что касается возможности проверок. Вы знаете, каково количество государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, и плюс теперь ещё муниципальный уровень публичной власти - такое количество стопроцентных проверок ни одна проверяющая и надзорная система осилить не сможет, у нас тогда, наверное, полстраны должно работать в контрольных и проверочных органах. Проверки возможны, и, естественно, будет осуществляться или выборочная проверка, или проверка по каким-то другим параметрам - точно так же, как это делается сейчас в отношении государственных служащих, - либо по какой-то информации, которая будет появляться в СМИ или у соответствующих органов, либо другим образом, но повторю: тотального, стопроцентного проверочного механизма мы запустить - не знаю, к сожалению или к счастью - не можем объективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Вопрос Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, законопроектом предусматривается необходимость предоставления сведений имущественного характера для граждан, которые поступают в образовательные учреждения в области обеспечения безопасности, при этом для граждан, которые поступают в образовательные учреждения внутренних дел, это не предусматривается. Не могли бы вы пояснить, в связи с чем такое разделение? МИНХ Г. В. Разделение здесь, уважаемый Андрей Константинович, сделано исходя из того, что у нас разное законодательство разным образом регулирует правовой статус лиц, которые работают в органах безопасности, и лиц, которые проходят службу в органах внутренних дел. Посчитали, что применительно к тем, кто работает в органах государственной безопасности, всё-таки правовой режим в отношении той информации, которая связана с этими должностными лицами, приближается к режиму более жёсткой защиты персональных данных. У нас есть, вы знаете, разные уровни конфиденциальности информации, это касается раскрытия в том числе информации о доходах и других параметров, поэтому посчитали целесообразным продолжить вот эту линию - разная правовая защита информации в связи с разным правовым статусом. Таким образом, в отношении информации, касающейся лиц, которые поступают в образовательные учреждения в системе безопасности, ну, за исключением курсантов, действует один правовой режим, а если речь идёт о других вузах, подведомственных силовикам, - там немножко другой правовой статус. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к Василию Ивановичу. У нас принимается очень много законов, касающихся противодействия коррупции во власти, но власть у нас формируется в том числе и в результате выборов. Вот я хотел вам, как коллеге, задать вопрос. Как вы считаете, существует ли здесь коррупционная составляющая, не нужно ли этот момент тоже отрегулировать: например, сын главы муниципального района является заместителем председателя областной избирательной комиссии, а супруга брата руководителя регионального отделения политической партии является председателем городской избирательной комиссии? Не сводит ли это на нет все наши попытки, потуги ужесточить законодательство в сфере противодействия коррупции? И лично вы усматриваете ли здесь конфликт интересов и необходимость также этот вопрос отрегулировать? ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Александр Николаевич, за вопрос. Что касается ситуации, о которой вы говорите, - когда родственники работают в организации, где так или иначе они связаны друг с другом, - здесь можно говорить о наличии конфликта интересов между родственниками, а это сфера, которая регулируется другим законом. Закон запрещает конфликт интересов, о наличии такого конфликта необходимо заявить, поскольку если об этом не будет заявлено, то это будет относиться к нарушениям антикоррупционного законодательства со всеми последствиями, в том числе и с прекращением полномочий, о чём мы сегодня тоже говорим. Я готов внимательно изучить проблему, которую вы обозначили, мы рассмотрим её в комитете и дадим по ней исчерпывающий ответ и вас приглашаем на заседание комитета, если захотите - приходите. Мы дадим исчерпывающий ответ по всем этим вопросам, которые вас беспокоят. Я думаю, что здесь есть о чём поговорить, возможно, вы правы, действительно существует конфликт интересов, и надо его срочно устранять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, продолжим обсуждение в 12.30. Спасибо.
Вопрос задаёт Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, предлагается губернаторам регионов дать право проводить соответствующие проверки, их инициировать, но каков на сегодняшний день инструментальный набор и алгоритм проведения этих проверок, к сожалению, нигде не сказано. У нас даже прокуратура и другие правоохранительные органы не могут выявить имущество, которое находится за рубежом, и средства, которые находятся на зарубежных счетах, а у губернатора этих инструментов ещё меньше. Это первое. Второе, произвольность принятия решения. Он может принять решение о проверке соответствующего должностного лица, а может и не принять. Ну и соответственно, о качестве этой проверки тоже ничего не сказано. И последний момент: какая ответственность грозит губернатору, в случае если он эту проверку проведёт некачественно или не проведёт, несмотря на наличие достаточных оснований? МИНХ Г. В. Уважаемый Алексей Владимирович, здесь ситуация следующая. В настоящее время все проверочные мероприятия проводятся тем, используя вашу терминологию, инструментарием, который уже имеется. И в тех случаях, когда, по мнению губернатора, будет необходимо провести проверку, проверка будет проводиться силами тех структур, которые и сейчас обладают указанными полномочиями, в том числе и силами прокуратуры. Мы данным законопроектом, в случае если он станет законом, позволяем задействовать этот инструментарий для проверок. Повторяю, инструментарий тот же самый. Что касается эффективности. Ну, к сожалению, идеальных инструментов нет. Вы знаете, что и сейчас есть возможность попытаться спрятать, но напоминаю вам, что этот законопроект является, я бы сказал, десятым в целом блоке. Я хочу напомнить, что Президент Российской Федерации в течение последних двух созывов, пятого и шестого, внёс девять блоков законодательных инициатив, посвящённых борьбе с коррупцией. Мы эту работу ведём последовательно, поступательно, и вы знаете, что и борьба с офшоризацией, и борьба с хранением денег и ценностей в иностранных банках, находящихся за рубежом, и борьба с использованием иностранных финансовых инструментов, и целый ряд других инициатив, которые стали законами, направлены на то, чтобы минимизировать риски, о которых вы говорите. Повторю, что и эта инициатива является одним из таких шагов, направлена на корректировку законодательства на основании анализа правоприменительной практики. Что касается того, может или не может. Я уже Тамаре Васильевне отвечал на этот вопрос, это действительно вопрос, так сказать, усмотренческий, но это будет делаться не на основании каких-то задумок или придумок губернатора или высшего должностного лица, а на основании информации, которая имеется у соответствующих структур, или информации, на которую обращают внимание граждане, средства массовой информации. Этот инструментарий тоже законодательно уже закреплён, поэтому здесь мы просто говорим о том, что это зона ответственности губернатора. А что касается вопроса о том, какую он понесёт юридическую ответственность, - она уже предусмотрена действующим законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Вопрос Василию Ивановичу. Уважаемый Василий Иванович, у нас есть члены комиссии, которые работают на штатной основе, в штате, и члены комиссии, которые работают на общественных началах, - и тех, и других по закону мы заставляем отчитываться о доходах и об имуществе за себя и за членов семьи. В результате на основании этого отчёта мы получаем, так сказать, сведения о том, что они имеют и в каком количестве. Данным законопроектом предлагается лишать члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на штатной основе, полномочий члена комиссии за то, что его доходы не соответствуют его расходам, а вот если мы такое увидим у члена комиссии, который работает на внештатной основе, то он сможет остаться членом комиссии. И где же здесь, спрашивается, борьба с коррупцией, если мы видим, что он получает столько-то, а расходует в 10 раз больше, но никто в отношении его никаких мер принять не может, он так и остаётся работать в комиссии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Иванович, пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос. Конечно, степень, скажем так, общественной опасности нарушений того, кто обладает правом голоса, и того, кто им не обладает, разная, с учётом этого предусмотрена повышенная, скажем так, бдительность, повышенное внимание к имуществу тех, кто принимает ключевые решения по исполнению избирательного законодательства. Что касается тех, кто не обладает правом решающего голоса: если будут вскрываться подобные факты, такие как несоответствие доходов расходам, то и на этот случай есть своя форма реагирования, то есть они тоже могут быть объектами проверки. К примеру, те же органы внутренних дел могут заинтересоваться и провести проверку на предмет того, откуда у человека, не имеющего, скажем, достаточных доходов, существенные расходы. Поэтому я не вижу здесь никаких препятствий к тому, чтобы разобраться полностью как с этой категорией граждан, так и с той, которая не обладает правом решающего голоса, не является постоянным членом избирательной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, я думаю, здесь вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что ужесточать законы по этому направлению надо, но вот, единственно, хотелось бы ещё раз услышать, уточнить. Полномочия мы передаём губернатору, губернатор принимает решение. Вот вы показали алгоритм: предположим, информация, которая беспокоит общественность, появляется в средствах массовой информации (мы все прекрасно понимаем, как это делается, - идёт вброс информации в СМИ), и на этом основании губернатор может или принять, или не принять решение о проведении проверки. Как вы считаете, есть ли смысл, как говорится, более конкретно прописать ответственность губернатора за принимаемые решения, тем более если эти решения повлекли нежелательные последствия или, наоборот, не привели к нужным результатам? МИНХ Г. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, я повторю то, что уже говорил. На самом деле механизмы ответственности для высшего должностного лица сейчас есть: если его решения о проведении или непроведении проверки, о реагировании или нереагировании по результатам проверки будут носить признаки правонарушения, то, безусловно, это будет являться основанием для привлечения его к ответственности. Весь механизм, виды ответственности, вплоть до освобождения от должности по разным основаниям - в том числе, вы знаете, указом президента в связи с утратой доверия, - уже законодательно закреплены. Скажем так, мы практику, естественно, не имеем, не наработали, поэтому я не готов однозначно сказать, как это будет работать, но надо ужесточать меры ответственности, надо специально предусматривать ответственность за вот это правонарушение, признаки его описывать. Сейчас есть общий инструментарий: если есть признаки правонарушения, значит, механизмы ответственности должны работать. Если мы увидим повышенную общественную опасность или что этих правонарушений слишком много и не очень эффективно работают меры ответственности, тогда будем думать. Сейчас, мне кажется, это немного преждевременно. Теоретически, я соглашусь, такая проблема может возникнуть, но давайте будем решать проблемы по мере их возникновения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. У меня вопрос несколько философский. Уважаемый Гарри Владимирович, вызывает большое уважение озабоченность президента коррупцией на местном уровне, но, как известно, рыба гниёт с головы, и поэтому вопрос: не обеспокоен ли президент непринятием статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, которая предусматривает ответственность должностного лица, если его имущество превышает его доходы и он не может объяснить его происхождение? Убедиться в необходимости ратификации этой статьи можно, пролетев на президентском вертолёте над частными дворцами, окружающими столицу нашей Родины. Может, стоит подсказать президенту? Если своевременно внести в Думу такой законопроект, коррупция исчезнет и на местном уровне, уверяю вас! МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Владимирович, скорее, это выступление в защиту конкретной инициативы ваших коллег по фракции. Вы знаете, что эта проблема обсуждалась и что глава государства в курсе той инициативы, о которой вы говорите, но сейчас, мне кажется, нет смысла в рамках рассмотрения данной президентской инициативы заниматься агитацией, пропагандой вашей инициативы. Я бы ограничился таким комментарием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, уважаемые коллеги? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Валеев Эрнест Абдулович, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда поддерживала инициативы президента, направленные на совершенствование законодательства о противодействии коррупции, партия во всех своих предвыборных программах обозначала эту проблему как одну из важнейших. И я должен отметить, что только то, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" имела большинство в парламенте, позволило за короткий срок принять весь пакет антикоррупционных законов. Ранее, в 90-е годы, парламент трижды не сумел принять антикоррупционные законы в силу определённых причин. Что касается данного законопроекта. Принятие единых антикоррупционных стандартов в плане запретов и ограничений для всех - и для муниципальных, и для государственных служащих, и для замещающих отдельные должности - показало, что возникли проблемы в правоприменительной практике в отношении муниципальных органов. В законопроекте восполняется этот правовой пробел, устраняется это противоречие, появляется реальный механизм контроля за соответствием расходов доходам лиц, которые занимают муниципальные должности. Безусловно, это позволит реализовать на практике единство антикоррупционных стандартов и для государственных, и для муниципальных служащих. Кроме того, в законопроекте для лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, для муниципальных или государственных служащих расширяются возможности взаимодействия с общественными организациями, некоммерческими организациями, что, безусловно, решает задачу вовлечения граждан в управление обществом и поэтому тоже заслуживает всемерной поддержки. Что же касается юридико-технических поправок, которые предлагаются в законопроекте, то они позволяют конкретизировать основания для применения запретов и ограничений, исключают расширительное толкование, и в этом плане принятие закона будет способствовать установлению режима законности в борьбе с коррупцией. В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и предлагает его принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В связи с нацеленностью законопроекта на решение актуальных проблем в части контроля за имуществом госслужащих фракция ЛДПР, безусловно, поддерживает указанный законопроект, однако есть некоторые замечания, на которые я хотел бы обратить внимание, часть из них носит технический характер, но тем не менее о них хотелось бы сказать. Так, подпунктом "б" пункта 2 статьи 6 законопроекта предусматривается, что исключение в части представления сведений о своих доходах составляют граждане, призываемые на военную службу. Указание круга лиц, которые не должны представлять такие сведения, не вытекает из смысла статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции", регламентирующей требования по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Учитывая, что перечень лиц, которые должны представлять такие сведения, в статье 8 федерального закона является закрытым, на наш взгляд, нет необходимости указывать в данной статье тех, кто к этой категории не относится. Также законопроектом предлагается дополнить статью 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" частью 3, где указаны лица, на которых распространяется обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. При этом к лицам, наделённым указанной обязанностью, не отнесены лица, замещающие государственные и муниципальные должности, вместе с тем именно они выступают представителями нанимателя в отношениях с подчинёнными работниками. В связи с изложенным рекомендуется дополнить пункт 4 статьи 6 законопроекта, указав там также лиц, замещающих государственные и муниципальные должности. Резюмируя изложенное, считаю, что законопроект, ещё раз подчёркиваю, должен быть поддержан с учётом высказанных замечаний. Вместе с тем за последние пять лет нами, коллеги, был принят ряд фундаментальных законов по борьбе с коррупцией, главный смысл (или тренд) которых, на мой взгляд, заключается в том, что мы как бы говорим людям, гражданам, желающим занять государственные должности: вы должны на этой должности заниматься государевой службой, чиновник прежде всего является субъектом коррупции, и, если вы хотите зарабатывать деньги, вы можете идти в бизнес или заниматься индивидуальным предпринимательством. Но несмотря на принятые меры, российское антикоррупционное законодательство по-прежнему сложно считать эффективным по ряду обстоятельств. Я от фракции, Александр Дмитриевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЛУГОВОЙ А. К. Остаётся открытым вопрос о правовой оценке ряда деяний коррупционной направленности, которые уже давно криминализированы в зарубежных странах, но в России не считаются даже административным правонарушением. Вопросы, которые я хочу поднять, уже неоднократно обсуждались на разных площадках, в том числе и у нас, в Государственной Думе. В первую очередь я говорю об обещании и предложении взятки. Подписав соответствующую конвенцию ООН, Россия добровольно согласилась ввести ответственность за такого рода деяния, но фактически ничего не предприняла, хотя опасность этих деяний очевидна. Именно с обещания и предложения взятки начинается любой коррупционный сценарий, именно они являются началом коррупционной карьеры чиновника, и наша задача, как законодателей, пресечь данное поведение через установление ответственности. Сейчас ситуация абсурдна: обещание взятки признаётся приготовлением к преступлению, что наказуемо, только если это приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению, то есть к такому, за которое предусмотрено лишение свободы на срок от пяти лет и более. Что же касается коррупционных деяний, то за многие из них санкция не превышает пяти лет лишения свободы, а это означает, что предложение или обещание взятки ненаказуемо, - согласитесь, ситуация архиабсурдная! Необходимость введения уголовной ответственности за обещание и предложение взятки продиктована и другим юридическим парадоксом: в Уголовном кодексе обещание и предложение взятки является стадией преступления, а в КоАП - оконченным правонарушением, но только если оно совершается юридическим лицом. Таким образом, юридическое лицо за обещание дать взятку мы наказываем, а физическое лицо ни в коей мере. Убеждён, что для введения в Уголовный кодекс Российской Федерации нового состава преступления, касающегося обещания и предложения взятки, нет никаких существенных ограничений, тем более что во многих странах Западной Европы, Америки и у наших ближайших соседей это давно уже сделано. Способы предложения и обещания взятки являются здесь криминообразующими признаками активного и пассивного взяточничества в частном и публичном секторе. Мы с коллегами готовим такого рода законопроект, собираемся внести, и я предлагаю представителям всех фракций поддержать его на стадии подготовки. Кстати, хотел бы обратиться к Эрнесту Абдуловичу. Вы говорили о "ЕДИНОЙ РОССИИ", о борьбе с коррупцией. Я хочу сказать, что первый фундаментальный законопроект о борьбе с коррупцией, который привлёк внимание общественности, был внесён представителями не одной фракции, а, если не ошибаюсь, пятью депутатами из разных фракций, так что мы все заинтересованы в этой борьбе. Ещё на один парадокс хотел обратить внимание. Я считаю, что в ближайшее время должен быть решён вопрос об установлении уголовной ответственности за подделку документов финансовой отчётности. Как известно, именно это деяние является основой формирования серой, чёрной бухгалтерии, роста коррупции и отмывания преступных доходов. Несмотря на это, в Уголовном кодексе отсутствует ответственность за ведение чёрной бухгалтерии, которая является основным источником коррупции и взяточничества, - это тот самый инструмент, которым пользуются преступники. У нас предусмотрена ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, но это не позволяет полностью охватить весь масштаб деяний. В связи с этим возникает справедливый вопрос: почему в Уголовном кодексе нет нормы об ответственности за подделку документов финансовой отчётности, но, к примеру, есть специальная норма об ответственности за подделку документов на лекарства? Ведь это схожая история. Можно спросить: не имеет ли данное деяние более узкую сферу применения, чем фальсификация отчётности? Конечно да, но тем не менее именно это деяние криминализировано. С целью снять данные противоречия и одновременно выполнить международные антикоррупционные обязательства Российской Федерации мы в своих инициативах, о которых я говорил, предлагаем установить ответственность за такие деяния, ведь если мы решили участвовать в реализации антикоррупционной политики государства, то надо строить свою деятельность на принципах разумности и системности действующего законодательства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы знаете, с точки зрения реализации государственной антикоррупционной политики мы решили одну из главнейших стратегических задач - мы создали законодательные и организационные основы противодействия этому злу. В данном законопроекте речь идёт не о капитальном ремонте антикоррупционного законодательства, а о его тонкой настройке, его положения являются логическим развитием действующих антикоррупционных механизмов. Предлагаемые в законопроекте новеллы направлены на совершенствование антикоррупционного законодательства, на устранение существующих пробелов и, главное, на повышение эффективности правоприменения. Например, как уже докладывали, функцию контроля за доходами и расходами лиц, которые замещают муниципальные должности, предлагается возложить на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. На практике это означает следующее: в случае выявления фактов несоответствия расходов доходам или несоблюдения иных антикоррупционных механизмов руководитель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации обращается в полномочный орган или в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий этого нарушителя или о применении к нему иной меры дисциплинарного воздействия. Принятие этих и других предусмотренных в законопроекте новелл обусловлено многими причинами. Одна из главных - укрепить доверие граждан к власти не на словах, а на деле, и для этого необходимо сделать всё, чтобы действительно на государственной и муниципальной службе работали именно те, кто призван к служению и нашим гражданам, народу, и государству, и работали ответственно и профессионально. Ведь вспомните, именно об этом говорил Президент России в своём послании Федеральному Собранию и в конце 2015 года, и в конце прошлого года: обращая наше внимание на необходимость укрепления доверия и в целом на улучшение делового климата в стране, Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркнул, что без борьбы с коррупцией нельзя улучшить деловой климат, а для этого необходимо работать профессионально, серьёзно и ответственно. Уважаемые коллеги, таким образом, учитывая, что предлагаемые в законопроекте новеллы направлены на совершенствование антикоррупционного законодательства, устранение пробелов, которые в этой части имеются, а главное, на повышение эффективности правоприменения, я призываю всех, независимо от фракционной принадлежности, проголосовать за принятие данного законопроекта. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очень приятно, что за последние два созыва, если мне не изменяет память, это уже десятый пакет законопроектов, вносимых Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, усиливающих контроль за доходами и борьбу с коррупцией. Уверен, что если эта работа будет продолжена так же последовательно, то, казалось бы, неистребимое зло - коррупция - в России всё-таки будет искоренено. Пискарёв Василий Иванович сегодня уже широко осветил вопросы коррупции в МСУ, я хочу привести лишь несколько примеров по своему 212-му округу Санкт-Петербурга (уверен, что такая же ситуация и в других округах Санкт-Петербурга, граничащих с Ленинградской областью, а также в городе федерального значения Москве). Что происходит? На территории муниципальных образований даётся разрешение на строительство многоквартирных домов, и в результате мы наблюдаем, как на границах городов-субъектов Санкт-Петербурга, Москвы появляются целые микрорайоны, а иногда и города-спутники, при этом ни о какой инфраструктуре - садах, школах, поликлиниках, социальной инфраструктуре, - конечно же, речи не идёт. Кто-то получает сверхприбыль, а приграничные районы Петербурга и, думаю, Москвы получают многотысячные очереди в сады, школы, плюс возникает социальная напряжённость и, конечно же, не выполняются указы Президента Российской Федерации. Главы областей-субъектов очень ограничены в возможности влияния на глав муниципальных образований, а, возможно, иногда и заинтересованы - ведь поскольку идёт строительство, можно отчитаться, что область развивается, а мы потом удивляемся, откуда у простых муниципальных руководителей появляются дворцы и яхты. Считаю данный законопроект очень нужным и своевременным и прошу всех коллег его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щапов Михаил Викторович, пожалуйста. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В ситуации экономического спада коррупция являются ключевой проблемой для любого государства. Это явление оказывает прямое негативное и существенное влияние на снижение темпов роста экономики. Падает эффективность компаний, предприниматели лишаются стимулов к развитию, законопослушный бизнес ставится в неравные условия, деньги, полученные коррупционным путём, выводятся из страны - всё это в конечном итоге тормозит развитие экономики. Значительная часть коррупционного рынка находится на муниципальном уровне. Здесь сосредоточена масса коррупционноёмких полномочий: выделение земли, благоустройство, ЖКХ, - и здесь же соприкосновение бизнеса и власти достигает наибольших масштабов. Обсуждаемый сегодня законопроект расширяет до местного уровня ряд антикоррупционных практик, которые уже существуют на федеральном и региональном уровнях. Кроме этого, крайне важна инициатива по передаче главам регионов полномочий по контролю и обработке представленных муниципальными чиновниками сведений о доходах: глава региона должен иметь возможность напрямую привлекать к ответственности чиновников, открыто игнорирующих антикоррупционное законодательство. При этом важно отметить, что в законопроекте есть и страховка на случай злоупотребления со стороны губернаторов в виде судебного фильтра, который должен преодолеть глава региона, чтобы добиться увольнения муниципального чиновника. Таким образом, предлагается вполне сбалансированный механизм усиления контроля за муниципальным уровнем власти, не нарушающий самостоятельности местного самоуправления. В то же время обязанность по контролю за сведениями о доходах - это не только инструмент в руках главы региона, но и серьёзная ответственность: в глазах избирателей теперь губернатор полностью отвечает за местных чиновников. Таким образом, мы приводим правовую ситуацию к реальной: если объективно, то избиратели не сильно разбираются, где какой уровень власти, где полномочия мэра, где губернатора, практически в каждом регионе в понимании избирателя именно высшее должностное лицо субъекта Федерации - губернатор - отвечает за всю вертикаль власти на территории, и теперь избиратели смогут предъявлять совершенно законные требования своему губернатору в отношении местных чиновников, чья чистоплотность вызывает сомнения. Фракция КПРФ считает представленные изменения в федеральный закон важными и необходимыми и предлагает проголосовать за принятие законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у докладчика, у представителя президента, желание выступить с заключительным словом? Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Во-первых, большое всем спасибо за заинтересованность, за искренность - я это чувствую - при обсуждении вопросов борьбы с коррупцией. Коллеги Владимир Владимирович Бортко и Андрей Константинович Луговой, ваш более широкий взгляд на проблему борьбы с коррупцией с ориентиром на ваши инициативы, инициативы ваших коллег по партии, по фракции я тоже расцениваю не как попытку - немножко грубо скажу - присоседиться к инициативе президента, а как реальную, искреннюю озабоченность и желание активно участвовать в борьбе с этим социальным злом. Действительно, даже если мы будем - что практически невозможно - принимать идеальные законы, но потом на практике они будут искажаться, в том числе и из-за коррупционного правоприменения, или даже антиправоприменения, то, безусловно, у нас мало что получится, поэтому всем ещё раз большое спасибо! И спасибо за ту поддержку, которую я услышал во всех без исключения выступлениях депутатов Государственной Думы! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчику включите микрофон. ПИСКАРЁВ В. И. Я тоже хочу высказать слова благодарности всем, кто откликнулся, принял участие в обсуждении. Коллеги, мы готовы принять все поправки и предложения, чтобы ко второму чтению текст этого законопроекта был более совершенным. Всем большое спасибо! Прошу поддержать законопроект и проголосовать за его принятие в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 11 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 52 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.