Заседание № 163

15.11.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 560581-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2221 по 2360 из 5143
19-й пункт, проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации    
к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их    
багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о        
перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к        
Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года".         
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя   
министра транспорта Сергея Алексеевича Аристова.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляемый              
законопроект разработан с целью присоединения к названному протоколу 2002       
года. Сама Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа была     
принята в 1974 году, вступила в силу в 1987 году, Советский Союз к этой         
конвенции присоединился, и к ней ещё был протокол 1976 года, к которому         
Советский Союз тоже присоединился, а Россия, как его правопреемник, участвует   
в этой конвенции. Положения конвенции определяют ответственность перевозчика    
в международной перевозке морем пассажиров и их багажа. Протокол 2002 года, в   
котором пересматривается Афинская конвенция, был принят в Лондоне на площадке   
Международной морской организации 1 ноября 2002 года, вступил в силу 23         
апреля 2014 года. В настоящий момент в протоколе 2002 года участвуют 28         
государств, тоннаж которых составляет почти половину мирового.                  
                                                                                
Протокол 2002 года вносит кардинальные изменения в содержание конвенции:        
введено обязательное страхование пассажиров на судне, повышена                  
ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира;     
установлены пределы ответственности по каждому конкретному инциденту; введено   
требование для перевозчиков иметь страховое покрытие, финансовое обеспечение;   
включены положения о запрете государством-участником использовать суда,         
которые не имеют подобного рода финансового обеспечения; включён пункт,         
позволяющий государству-участнику регулировать в соответствии с конкретными     
положениями национального законодательства пределы ответственности в            
отношении перевозчиков; исключена ответственность перевозчиков, если инцидент   
произошёл в силу непреодолимых обстоятельств в виде войны, военных действий,    
гражданской войны, восстаний, - соответственно, это документ совершенно         
новый.                                                                          
                                                                                
Протокол 2002 года предусматривает денонсацию государством, присоединившимся    
к нему, самой Афинской конвенции и протокола к ней 1976 года. Внесение          
дополнительных изменений в наше национальное законодательство не требуется,     
поскольку в Кодексе торгового мореплавания прямо предусмотрено, что при         
наличии международного договора применяются нормы международного договора.      
Содержание законопроекта не противоречит Конституции, нашим международным       
обязательствам и соответствует международной практике по тем вопросам,          
которые регулируются.                                                           
                                                                                
Присоединение должно осуществляться на основании федерального закона по         
следующим основаниям. Протокол 2002 года содержит правила иные, чем             
предусмотренные действующим российским законодательством, в частности           
относительно страхования и формы ответственности перевозчиков. Кроме того,      
поскольку происходит денонсация конвенции, это решение тоже необходимо          
принять в форме федерального закона в соответствии с законом № 101-ФЗ "О        
международных договорах Российской Федерации".                                  
                                                                                
Иногда задают следующий вопрос: разве не странно, что мы присоединяемся к       
протоколу и одновременно денонсируем саму конвенцию, к которой он               
принимается? Ну, видимо, разработчикам в своё время нужно было назвать этот     
документ новой конвенцией о перевозке, но назвали, к сожалению, вот так.        
Международная морская организация предусмотрела, что будет именно такое         
название, несмотря на то что нужно денонсировать Афинскую конвенцию, причём     
это напрямую прописано в протоколе. И те 28 государств, которые на              
сегодняшний день участвуют, присоединились, выполняли свои национальные         
процедуры в отношении документа с точно таким же названием, как и у нас. С      
юридической точки зрения, может быть, это несколько неудачно, но это так.       
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Антона Юрьевича Морозова.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по международным     
делам рассмотрел проект федерального закона "О присоединении Российской         
Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем          
пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской    
конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976   
года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974         
года". Эта конвенция является одним из наиболее значимых международных          
многосторонних договоров, принятых в рамках Международной морской организации   
- межправительственной организации, имеющей статус специализированного          
учреждения ООН, деятельность которой направлена на повышение безопасности       
морского судоходства и предотвращение загрязнения судами окружающей среды.      
Основная цель конвенции заключается в определении ответственности перевозчика   
в международной морской перевозке пассажиров и их багажа. Как сказал            
докладчик, изменения вносятся с целью обеспечения повышенной компенсации,       
введения строгой ответственности, установления упрощённой процедуры для         
обновления предельных сумм, а также обеспечения обязательного страхования в     
пользу пассажиров.                                                              
                                                                                
В настоящее время пассажирские суда, которые ходят под российским флагом,       
должны иметь на борту свидетельство о наличии обязательного финансового         
обеспечения гражданской ответственности, необходимое для входа в порт или       
выхода из порта, расположенного на территории государства - участника           
протокола 2002 года. Такими государствами на сегодняшний день являются          
Греция, Дания, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция и другие, то есть         
государства, с которыми функционируют круизно-паромные линии из российских      
портов. Положения конвенции, изменённой протоколом 2002 года, применяются к     
судам государств-участников, к зарегистрированным в таком государстве судам,    
а также в тех случаях, когда договор морской перевозки пассажиров заключён      
государством - участником конвенции или место отправления (назначения)          
находится в таком государстве.                                                  
                                                                                
Мы в Комитете по международным делам оценили внешнеполитический эффект от       
присоединения Российской Федерации к данному протоколу и считаем, что это       
позволит нашей стране стать участницей одного из наиболее актуальных            
международных документов, определяющих ответственность перевозчиков за ущерб,   
причинённый пассажирам и их багажу при международных морских перевозках.        
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по международным делам просит поддержать данный    
проект федерального закона.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет.                                                           
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 19.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.