Заседание № 46
10.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 56046-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение правил проезда перекрёстков, а также правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3303 по 3501 из 5647
Пункт 19. О проекте закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". У нас есть письмо представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Виктора Леонидовича Евтухова, который просит рассмотреть вопрос без своего участия. Также докладывает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вот чем больше мы работаем над законопроектами, направленными на ужесточение административных наказаний, - и мы правильно отмечаем это обстоятельство, - тем рельефнее формируется вопрос: а готовы ли органы власти, в том числе и на местах, к осуществлению этой самой власти? Ведь власть должна осуществляться не столько в силу грубого принуждения, сколько в силу непосредственного её востребования и восприятия, так скажем, гражданином. То есть власти должно быть столько, насколько это нужно. Почему я начал свое выступление с этих тезисов? А потому, что рассматриваемая инициатива Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, хотя и затрагивает вопросы увеличения административной ответственности за нарушение правил проезда перекрестков и правил расположения транспортных средств, по сути, затрагивает проблему взаимоотношений между обществом и государством, между народом и властью, между гражданами и должностными лицами. Вот, уважаемые коллеги, мы недавно, в июне прошлого года, повысили, и довольно серьёзно, штрафы как за правонарушения, подобные указанным в законопроекте Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, так и в целом по главе 12 за правонарушения в области дорожного движения, но поскольку нет серьёзных обоснований и данных о неэффективности действующих норм и нет убеждённости в том, что новые меры решат проблему, то нет и возможности поддержать подобное предложение. Нам представляется, что авторы в некоторой степени заблуждаются, полагая, что распространённость обсуждаемых правонарушений связана с малым размером штрафов в отношении водителей транспортных средств. Я не оправдываю нисколько хамское поведение водителей на дорогах, умышленное невыполнение ими требований Правил дорожного движения, таким водителям, конечно, не должно быть поблажек, но в отношении всё-таки подавляющего числа водителей следует признать наличие целого ряда объективных факторов, которые, по большому счёту, от них не зависят. Мы создали неограниченные возможности для владения транспортными средствами, но в полном объёме не обеспечили решение таких вопросов, как где их ставить, хранить и как ими пользоваться. Большинство автодорог и даже железнодорожные пути пересекаются в одной точке, а это заторы в сотни автомашин. Подготовка водителей не обеспечивает не только формирование культуры поведения, но и достаточных технических знаний и знания Правил дорожного движения. При этом удостоверения водителей получают без особых затруднений, хотя человек управляет ведь не только транспортным средством, но и источником повышенной опасности, о чём свидетельствует наше действующее гражданское законодательство. Я не буду это развивать и объяснять эти факторы, вы и сами, уважаемые депутаты, их знаете, но мы видим, что, по сути, подобные законодательные предложения перелагают издержки управления и действия органов власти на рядовых граждан. То есть отчасти мы сами провоцируем ситуацию, а от других требуем неукоснительного исполнения. А некоторые ситуации мы вообще довели почти до абсурда, могу даже привести пример. Мы почему-то даже не замечанием, но прибытие чиновника на автомобиле из своей квартиры или дома на работу или на службу превращено в выполнение неотложного служебного задания. Об этом свидетельствуют даже наши нормативные документы. Не верите? Могу доказать. Возьмите хотя бы один такой документ, который называется "Правила дорожного движения...", и посмотрите. Москва утром и вечером просто светится от проблесковых маяков, установленных на автомобилях. У нас что, каждый день война или землетрясение? Наверное, нет. Просто должностные лица передвигаются на работу и с работы домой или ещё куда-либо. Да, по пункту 3.1 "Правил дорожного движения..." маячок может быть включён, но заметьте, как здесь записано: только для выполнения неотложного служебного задания. А ведь это видят и другие. В чём же тут тогда пример? И поэтому, уважаемые коллеги, я предлагаю: давайте сначала подадим пример гражданам, устранив все препятствия, которые от них не зависят, а потом потребуем строгого соблюдения правил и законов, а сегодня пока рассматриваемый законопроект отклоним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Федоткин и депутат Драпеко. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Александр Петрович, то, что проблема есть, я думаю, вы отрицать не будете, - именно и хамский проезд перекрёстков, и создание аварийных ситуаций из-за целенаправленного нарушения правил. Вы не видели, такой плакат был перекинут у нас через улицу Горького, по-моему, и на окружной: купишь такую-то иномарку - получишь права в подарок? И в журнале "Автомобилист", по-моему, тоже было: купишь, и идёт перечень иномарок, - получишь права в подарок. Вы снова предлагаете отвергнуть предложение, которое внёс депутат, но вы что-то взамен предложите. Что-то делать-то надо?! Ведь нарушения приобрели буквально страшный характер. Предложите что-то другое, что-то посильнее, но смотреть, как гибнут люди... наверное, не для этого мы избраны депутатами. А у человека, видимо, уже так накипело, что он вынужден к нам за помощью обращаться, ибо на месте не хватает сил с этим справиться. Внаглую просто ездят! Я думаю, надо или принимать, или что-то лучше предложить, а так просто отвергать - это... (Микрофон отключён.) МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, если уж так вот получилось, что я выступаю без докладчика... Считаем нецелесообразным поддерживать такую инициативу. Я тогда попрошу ознакомиться с пояснительной запиской, которую предложили авторы законопроекта. Представьте себе, что мы на сто с лишним миллионов человек сегодня возложим совершенно немотивированную ответственность. В прошлом году только сделали определённый пресс, нужно было бы, вообще-то, и обобщить практику, посмотреть, насколько это действует или почему не действует, а где это действует, а где не действует и тоже почему, а вот тогда можно изучать вопросы. А просто так вот, знаете, голословно, возлагать и ещё одну усиленную дубинку на плечи наших граждан - это, я считаю, совершенно неправильный подход, потому что мы всё-таки с вами должны идти последовательно. Вспомните, когда мы в прошлый раз, в июне прошлого года, принимали законопроект, усиливающий ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения, мы ведь почти целый год изучали общественное мнение, законопроект был внесён за полтора года до его рассмотрения. Внесли все эти поправки, замечания - и мы с вами его приняли. Давайте дадим устояться этому закону, а не будем накладывать на недействующую норму ещё одну норму, тем самым мы тогда вообще дезавуируем ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Александр Петрович, я с глубоким удовлетворением выслушала вашу речь в защиту рядовых автолюбителей, но здесь, в этом законе, есть норма, которая, как мне представляется, будет правильной. Нашими нынешними правилами предусмотрено лишение прав на срок от четырёх до шести месяцев за однократное пересечение... вот как бы по встречной полосе, да? Автор предлагает как раз смягчение наказания: в первый раз штрафовать, а лишать прав только в случае повторного нарушения. Может быть, эту норму можно было бы использовать для совершенствования административного кодекса? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Елена Григорьевна, вы знаете, нарушения правил дорожного движения, они разные - и по своей сложности, и по различному влиянию на ситуацию безопасности. Прямо скажем: нехорошо не пристёгиваться ремнём безопасности, но если вы не пристегнулись, то это остаётся вашей проблемой. Но если вы выехали на встречную полосу, если превысили скорость движения и тому подобное, то это становится проблемой общей, потому что, как я сказал в своём содокладе, машина - это ещё и источник повышенной опасности. И заметьте: за один неправильный поворот машины можно убить много больше людей, чем даже из боевого пистолета. И поэтому я считаю, что законодатель правильно говорит. Встречная полоса, двойная полоса, - это бетонная стена, за которую переезжать нельзя, и тут нужно сразу наказывать, и наказывать без всякой альтернативы. У нас ведь, знаете, даже уже анекдот сложили про Россию, что в России двойная полоса должна быть ещё и высотой в один метр. Вот ведь в чём на сегодня дело. Мы полагаем, что такие подходы вполне оправданны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть желающие выступить? Драганов хочет выступить. Вопрос? Я прошу всё-таки поднимать руку. Валерий Гаврилович, ну, задавайте вопрос. ДРАГАНОВ В. Г. Извините, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Петрович! Не подумайте, что всуе пришла эта идея, но на самом деле термин "автолюбитель", по-моему, не соответствует сегодняшним социальным, экономическим и даже правовым требованиям времени. Мы говорим "водитель служебного автомобиля" или "водитель грузовика", но мы не говорим "трамваелюбитель" или "троллейбусолюбитель". Мы говорим "пассажир". Может быть, заслуживает внимания (скорее всего, это не предмет данного закона), чтобы в будущем ваш комитет и другие комитеты подумали о замене этого термина "автолюбитель"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Валерий Гаврилович, вы знаете, я в своём выступлении ни разу не употребил слово "автолюбитель". Я только говорил: водитель, или участник дорожного движения, или владелец транспортного средства. Другого у нас на самом деле нет. А то, что мы говорим "автолюбитель" и другое, - это всё дело вкуса, так же как сегодня, например, идёт сводка, и на высоких уровнях говорят: на автодорогах убито столько-то, ранено столько-то. Да не убиты и не ранены, а погибли и получили телесные повреждения, вот и всё. А "убиты и ранены" - это уже термины войны или чего-либо другого. Поэтому здесь я согласен, что отказываться нам в своей жизни и в работе надо от этих терминов, потому что на сегодня всё-таки у нас нет тех удостоверений водителя, которые раньше были. Действительно, были автолюбители и были профессиональные водители, и даже было удостоверение шофёра-профессионала, и там был указан класс: 3, 2, 1-й. Сейчас просто категории. Ну а так в целом я с вами согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, ответы на вопросы даны. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть желающие выступить? Нет. Представители правительства и президента тоже не настаивают. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Комитет возражает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 24 сек.) Проголосовало за 46 чел.10,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 47 чел. Не голосовало 403 чел.89,6% Результат: не принято Отклоняется законопроект.