Заседание № 157

25.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 560057-7 "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014-2020 годов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2802 по 3159 из 6357
Коллеги, 20-й и 21-й вопросы рассматриваем с одним докладом и одним             
содокладом. 20-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения   
о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия    
- Литва" на период 2014-2020 годов". И 21-й вопрос, проект федерального         
закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы        
приграничного сотрудничества "Россия - Эстония" на период 2014-2020 годов".     
Докладывает Азер Муталимович Талыбов.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАЛЫБОВ А. М. На ваше рассмотрение выносятся проекты двух федеральных законов   
о ратификации соглашений о приграничном сотрудничестве с Эстонией и Литвой на   
период 2014-2020 годов. Программа приграничного сотрудничества России с         
государствами - членами ЕС, в том числе с Эстонией и Литвой, является           
продолжением успешного опыта сотрудничества в рамках предыдущего программного   
периода, напомню, с 2007 по 2013 год. В соответствии с распоряжениями           
правительства были подписаны соглашения: в декабре 2016 года подписано          
соглашение о приграничном сотрудничестве России и Эстонии, соглашение о         
сотрудничестве между Россией и Литвой было подписано 29 декабря 2017 года в     
Москве.                                                                         
                                                                                
Доля участия Российской Федерации в финансировании программ приграничного       
сотрудничества с Эстонией составит 8 миллионов 403 тысячи 762 евро, с Литвой    
- 8 миллионов 504 тысячи 428 евро. В 2018 году на данные программы              
потребуется перечислить 9,4 миллиона евро. Подчеркну, что санкции               
Европейского союза - то, о чём мы говорили при рассмотрении предыдущего         
соглашения, - введённые против России в 2014 году, не коснулись программ        
приграничного сотрудничества. Финансирование участия Российской Федерации в     
программах приграничного сотрудничества также запланировано за счёт средств,    
предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год по    
подразделу "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела     
"Общегосударственные вопросы".                                                  
                                                                                
В рамках программы стороны совместно определяют приоритетные направления        
деятельности, по которым происходит отбор проектов. Направления реализации      
программы соответствуют также положениям Стратегии социально-экономического     
развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. Каждый    
проект получит финансирование в рамках программы, и туда должно быть вложено    
не менее 10 процентов собственных средств партнёров проекта от каждой           
стороны, такая схема подтверждает серьёзность намерений по эффективной          
реализации проекта и финансовую состоятельность участников программы.           
                                                                                
В качестве примера могу привести успешные проекты прошлого программного         
периода, мы эти примеры уже рассматривали в том числе в рамках работы в         
комитете, говорили о них: проведена комплексная реконструкция                   
контрольно-пропускного пункта Ивангород - Нарва, проведена реконструкция        
Ивангородской крепости, на эти проекты у муниципалитетов не хватало             
собственных средств. Это хорошие примеры реализации инфраструктурных            
проектов, социально значимых проектов.                                          
                                                                                
Следует также отметить, что соглашения содержат нормы, регламентирующие         
доступ к государственным закупкам иностранных лиц. Это потребует внесения       
изменений в ряд нормативных правовых актов об осуществлении закупок,            
соответствующий проект постановления уже подготовлен и направлен в              
Минэкономразвития на межведомственное согласование. Сразу предвижу вопрос по    
поводу того, каким образом данный механизм будет реализован. Так вот,           
предоставление партнёрам программ соответствующего режима будет проводиться     
на основании заключения, которое будет готовить Министерство промышленности и   
торговли. Порядок подготовки этого заключения сейчас будет определён            
Министерством экономического развития и Минпромторгом.                          
                                                                                
Поскольку соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные                 
законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а"         
пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах..." оно       
подлежит ратификации. Ратификация соглашения обеспечит исполнение принятых      
Российской Федерацией обязательств.                                             
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Светлана Сергеевна Журова.                               
                                                                                
ЖУРОВА С. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мне радостно           
констатировать, выступая в очередной раз с этой трибуны от имени комитета,      
который, несомненно, рассмотрел ратификацию обоих соглашений, что принятый      
закон "Об основах приграничного сотрудничества" даёт возможность нашим          
регионам участвовать в программах, в которых они не участвовали раньше.         
Просто перечислю субъекты, которые за последнее время получили такую            
возможность: Калининградская, Псковская, Ленинградская области,                 
Санкт-Петербург. Мы понимаем, что эти программы очень важны для этих            
субъектов, - вы помните, что пять программ нами уже были приняты, это           
программы сотрудничества с Юго-Восточной Финляндией, с Латвией, с Польшей,      
это программа "Корарктик", - и поэтому мы с вами уже очень многое сделали,      
осталось ещё эти два соглашения ратифицировать.                                 
                                                                                
Хочу сказать, что некоторые люди даже на местах заблуждаются, считают, что      
якобы деньги идут только из Евросоюза, - это неправда, и мы этим соглашением    
как раз ещё раз подтверждаем, что наш взнос в эту программу тоже есть. И даже   
в отношении названных докладчиком программ по реставрации объектов (например,   
в том же Ивангороде) у некоторых людей складывалось впечатление, что это было   
сделано только за деньги Евросоюза, - ничего подобного, по этой программе       
предусмотрены общие взносы, и на какие-то объекты действительно идут деньги     
Евросоюза, но на другие программы будут идти деньги только России, потому что   
это общий котёл, это общий бюджет.                                              
                                                                                
Мы заинтересованы в развитии добрососедских отношений с жителями приграничных   
территорий. Люди общаются, и на уровне не политиков, а обычных людей эти        
отношения очень близкие, очень плотные, и никакие санкции не могут этому        
помешать. Поэтому Комитет по международным делам просит вас принять эти два     
законопроекта, поддержать ратификации.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Сергеевна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Прежде всего, Азер Муталимович, хотел бы уточнить, на что конкретно уже пошли   
деньги, связанные с осуществлением программ сотрудничества с Эстонией и         
Литвой? Во-вторых, хотел бы задать вопрос, есть ли у вас какая-либо             
координация, какой-либо интерес к координации работы с объединениями            
соотечественников, российских соотечественников, которые действуют в Литве и    
Эстонии и, конечно, чрезвычайно внимательно следят за любыми действиями         
Российской Федерации, связанными с сотрудничеством с этими странами?            
                                                                                
У меня ещё один вопрос к уважаемой Светлане Сергеевне: в статье 11.1            
соглашений о сотрудничестве - что с Литвой, что с Эстонией - записано, что      
каждая из сторон может приостановить действие настоящего соглашения при         
несоблюдении одной из сторон международного правового обязательства             
относительно соблюдения прав человека, принципов демократии и верховенства      
права, - я правильно понимаю, что Комитет по международным делам считает, что   
в Эстонии всё нормально с правами человека?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала Азер Муталимович. Пожалуйста.                     
                                                                                
ТАЛЫБОВ А. М. Спасибо большое. Как я уже говорил, в рамках этих соглашений      
действуют правила, в соответствии с которыми финансируются те или иные          
мероприятия, и большая часть из них направлена на решение вопросов              
социального характера, инфраструктурного характера. Так же, как я говорил       
касательно предыдущей программы, средства пошли на решение вопросов             
трансграничного характера, вопросов повышения доступности регионов, на          
развитие транспортных, коммуникационных систем, на развитие                     
предпринимательского климата, на развитие предпринимательства, малого и         
среднего бизнеса, поддержку образовательных, научно-исследовательских работ,    
а также на финансирование вопросов гуманитарного сотрудничества, улучшения      
управления границами, когда речь идёт о создании и реконструкции пунктов        
пропуска, о создании соответствующей инфраструктуры. У нас есть перечень этих   
проектов, он достаточно большой, с ним можно ознакомиться, мы его передадим,    
проекты направлены на решение ровно тех задач, о которых я сказал.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлане Сергеевне Журовой включите микрофон.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё вопрос про соотечественников. Пожалуйста, Азер        
Муталимович.                                                                    
                                                                                
ТАЛЫБОВ А. М. Что касается этого направления, мы работаем при плотной           
координации действий с Министерством иностранных дел, мы активно сотрудничаем   
в рамках принимаемых решений. Что касается работы с соотечественниками, это     
отдельное направление, за него ответственно Министерство иностранных дел,       
которое через Россотрудничество реализует соответствующую политику.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлане Сергеевне Журовой включите микрофон.             
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Сергеевна.                                                 
                                                                                
ЖУРОВА С. С. Хочу ответить на вопрос так: конечно, есть политические            
разногласия, есть политическая повестка. Мы сейчас говорим о приграничном       
сотрудничестве - если мы нашим гражданам не будем демонстрировать, что на       
этом направлении есть взаимодействие, есть отношения, есть работа с             
соотечественниками, если не будем разделять эти темы вот в той ситуации,        
которая сложилась и с санкциями, и с отношениями с Евросоюзом, мы никогда не    
сделаем никаких шагов вперёд. Поэтому очень хорошо, что мы сейчас               
рассматриваем эти программы, демонстрируя нашу заботу о гражданах, показывая,   
что мы таким образом (может быть, опосредованно) защищаем их права в том        
числе на получение определённого доступа к культурным ценностям, к              
инфраструктуре, к совместной инфраструктуре, которую мы создаём и с Литвой, и   
с Эстонией, и с Латвией. В этом отношении это, наоборот, хорошие шаги,          
демонстрирующие лояльное отношение с нашей стороны. Политики должны делать      
свои политические заявления на политических аренах, а это соглашение имеет      
больше экономический характер и человеческий характер.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Есть желающие.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович. С места?                                          
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Да, с места.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты.                                               
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Если вы помните, мы действительно уже обсуждали подобные соглашения с     
Латвией, с Польшей: не знаю, как насчёт Польши, но что касается Латвии, у       
меня и тогда были серьёзные сомнения в том, надо ли ратифицировать. Есть        
только одно, что можно сказать в пользу ратификации, - это то, что сами         
соглашения уже давно реализуются без всякой ратификации, с 2014 года, и         
почему-то только сейчас, в 2018 году, мы озаботились тем, что надо их           
ратифицировать.                                                                 
                                                                                
А теперь по существу этих соглашений, по крайней мере, по соглашению с          
Эстонией. Я представляю здесь по меньшей мере 20 тысяч избирателей Эстонии,     
поскольку они приписаны к моему Сочинскому избирательному округу, и я был в     
Эстонии до того, как мне запретили в прошлом году поездки в Эстонию сроком на   
пять лет без всякого объяснения причин.                                         
                                                                                
Так вот, первое, хочу заметить, что из того, что было сказано официальным       
представителем правительства, следует, что они вообще не ставят перед собой     
задачи в рамках этих соглашений каким-то образом учитывать мнение               
соотечественников или привлекать их к выполнению данных программ. И об этом     
совершенно точно говорят наши соотечественники, у меня есть на этот счёт        
сообщения от наших координационных советов в Эстонии: они все интересуются,     
что же, собственно, происходит, что будет делаться и могут ли они как-то в      
этом поучаствовать, если так много говорится о том, что это нужно для них.      
Ничего подобного не происходит!                                                 
                                                                                
А теперь второе. Я не очень понимаю ответ уважаемого представителя Комитета     
по международным делам: в обоих соглашениях есть тот пункт, о котором я         
сказал, но почему-то Светлана Сергеевна всё это отнесла на счёт политизации.    
Если это политизация, то зачем в соглашениях об этом сказано - о правах         
человека и обо всём остальном? Я утверждаю, что в Эстонии права человека        
нарушаются, и это является полным основанием для приостановления действия       
данного соглашения. Я не говорю сейчас о Литве, потому что количество           
иноязычных там существенно меньше и там нет, например, "неграждан", а в         
Эстонии они есть, и то, что вы от этого уходите постоянно в Комитете по         
международным делам, мне кажется, просто стыдно!                                
                                                                                
Вот такое моё мнение.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яхнюк Сергей Васильевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемые сегодня программы   
"Россия - Эстония" и "Россия - Литва" направлены на реализацию совместных       
приграничных проектов Ленинградской, Псковской, Калининградской областей и      
ряда уездов Литовской Республики и Эстонской Республики. Непосредственным       
эффектом от ратификации данных соглашений станет улучшение инвестиционного      
климата регионов, что позволит решить ряд чувствительных вопросов               
регионального значения. Ожидается, что результатом продолжения сотрудничества   
станет подъём экономического потенциала приграничных областей, увеличение       
туристического и торгового интереса граждан обеих стран на взаимной основе.     
Несмотря на непростую внешнеполитическую ситуацию, сотрудничество в             
приграничных регионах России и Европейского союза остаётся ключевым             
приоритетом стратегического взаимодействия нашей страны и европейского          
сообщества.                                                                     
                                                                                
Я представляю в Государственной Думе Кингисеппский избирательный округ          
Ленинградской области, который в силу своего приграничного положения тесно      
связан с Эстонией экономическими и культурными узами. И это не просто слова,    
это подтверждает сама жизнь двух городов-соседей - Ивангорода и Нарвы. Между    
этими городами, которые разделены русско-эстонской границей, расположен         
действующий пешеходный переход, который объединяет жителей приграничных         
городов. Этим пешеходным переходом ежедневно пользуются сотни россиян и         
эстонцев, создавая тем самым единое культурное пространство на территории       
Ивангорода и Нарвы. Они вместе отмечают праздники, участвуют в спортивных       
соревнованиях, и порой одни и те же люди могут представлять команду как         
России, так и Эстонии. Для Ленинградской области, как и для других              
приграничных областей, задействованных в подобных международных программах      
ЕС, чрезвычайно важно наращивать объёмы такого сотрудничества, так как оно      
дополнительно стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, повышение         
уровня жизни населения, научный и технологический прогресс.                     
                                                                                
Опыт реализации программ приграничного сотрудничества России и Европейского     
союза 2007-2013 годов показал эффективность данного инструмента в вопросах      
оперативного решения общих проблем приграничных территорий. В рамках            
приграничного сотрудничества России и ЕС проводилась работа по меньшей мере     
по 200 регулярным проектам и 50 крупномасштабным. Среди них можно отметить      
обустройство государственной границы, как уже было сказано; в сфере экологии    
- проект устойчивого экономического и экологического развития региона           
Чудского озера, строительство очистных сооружений и систем водоснабжения на     
приграничных территориях Калининградской области и Литвы; в сфере туризма и     
культуры - реконструкцию Малого порохового амбара, об этом уже говорили, и      
Четвероугольной крепости. Это является первоочередным показателем того, что     
наши страны могут, должны и будут работать вместе, добиваясь новых успехов.     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию международных соглашений по    
программам "Россия - Литва" и "Россия - Эстония" и будет голосовать за          
принятие законов.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Азер Муталимович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом.     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАЛЫБОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы просто прокомментировать то, что    
сказал Константин Фёдорович. Я напомню, что программы приграничного             
сотрудничества с Эстонией и Литвой являются продолжением успешного              
сотрудничества в предыдущий период - с 2007 по 2013 год, и часть проектов,      
которые сейчас находятся в стадии реализации, это как раз те самые проекты,     
которые были начаты ещё в тот период. К этому добавляются проекты, которые      
будут реализованы в рамках этого, нового соглашения, они сейчас находятся       
только в пуле рассмотрения, то есть идёт их отбор. После соответствующей        
ратификации и внесения Российской Федерацией своего взноса... Опять же          
напомню, что по двум этим соглашениям на 33 миллиона евро будут                 
профинансированы российские проекты. Мы считаем это очень важным инструментом   
непосредственно социально-экономического развития самих территорий,             
обеспечивающим возможность выстраивать соответствующую политику в этих          
регионах, решать совместные задачи.                                             
                                                                                
А относительно учёта мнения наших соотечественников, проживающих на этих        
территориях, хочу отметить, что в соответствии с правилами, которые также       
установлены в рамках соглашений, проекты реализуются на основании участия       
российского представительства, поэтому у нас будет возможность корректировать   
участие в данных проектах. Исходя из необходимости выстраивания такой           
политики мы будем учитывать это в своей работе.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Сергеевна, будете выступать? Нет.                                      
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации      
Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного                
сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014-2020 годов", 20-й вопрос         
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения    
о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия    
- Эстония" на период 2014-2020 годов", 21-й вопрос.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.