Заседание № 57
О проекте федерального закона № 55989-5 "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 9. О проекте федерального закона "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия Васильевича Кулика. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! За установленное нашим Регламентом время замечаний, дополнений и предложений по данному законопроекту не поступило. Он прошёл юридическую и лингвистическую экспертизы. Прошу принять законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблиц нет, поэтому я имею возможность поставить законопроект на голосование во втором чтении. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 41 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 44 чел.9,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Пожалуйста, Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Подготовлены документы для принятия законопроекта в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения, уважаемые депутаты? Нет. В рамках "часа голосования" предлагаю проголосовать законопроект "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 41 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 47 чел.10,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 47
О проекте федерального закона № 55989-5 "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, рассматриваем пункт 17 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" также докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Дмитриевич Шаталов. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! В 1998 году, в условиях кризиса, был принят этот закон, который регулировал многие вопросы, в том числе статья 19 была посвящена экспорту драгоценных металлов и драгоценных камней. Сегодня эта статья с учётом последующих изменений ограничивает возможности экспорта платины и металлов платиновой группы, предписывая всем экспортёрам осуществлять экспортные операции исключительно через одного посредника - "Алмазювелирэкспорт". Подобных ограничений нет сегодня ни по драгоценным камням, ни по золоту, ни по другим драгоценным металлам, осталось ограничение только по платине. Понятно, что, с одной стороны, такой порядок нарушает антимонопольное законодательство, предписывая пользоваться (за комиссию, естественно) услугами одного-единственного посредника - федерального государственного унитарного предприятия, о котором я говорил, а с другой стороны, такой контроль является чрезмерным, поскольку в руках государства по-прежнему остаётся достаточно много инструментов, которыми оно может воспользоваться, в случае если нужно будет ограничить или иначе контролировать вывоз металлов платиновой группы, - это и специальные таможни, и приоритетное право приобретения у государства этих металлов. Поэтому мы полагаем, что для того, чтобы избежать конфликта, в том числе и с антимонопольным законодательством, надо отменить действие этой статьи, с чем правительство и обращается к вам. Просим поддержать наше предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич, присаживайтесь. С места с содокладом выступает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогом Геннадий Васильевич Кулик. Пожалуйста. Включите, пожалуйста, микрофон. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Комитет по бюджету и налогам рассмотрел эту инициативу правительства, считает её правильной и своевременной, особенно в условиях, когда крупным держателем этого ценного металла является Центральный банк, который выступает серьёзным игроком на рынке. Но то, что он должен каждую операцию осуществлять через единственного экспортёра, - это, на наш взгляд, противоречит и здравому смыслу, и закону о монополизме. Поэтому комитет единогласно поддержал это предложение правительства и просит принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть у депутатов Локотя, Коломейцева, Федоткина, Иванова и Паутова. Пожалуйста, включите микрофон депутату Локотю Анатолию Евгеньевичу. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Сергей Дмитриевич, здравый смысл, не на мой взгляд, а на взгляд многих руководителей западных держав, заключается в том, чтобы в условиях экономического кризиса повышать роль государства в регулировании рынка. Сегодня наше правительство предлагает абсолютно либеральный законопроект: снимаются последние, что называется, препоны, контроль государства за использованием, за продажей, вернее, оборотом вот этого драгоценного металла, не только драгоценного, но и необходимого в технических нуждах, очень важного. Казалось бы, надо повышать роль государства в контроле сегодня, в условиях экономического кризиса, потому что сегодня будут стремиться вложить деньги в эти самые металлы, в камни, а мы, наоборот, снимаем эти препоны и создаём условия для свободного оборота этого металла. Совершенно нелогично, на мой взгляд. Вот каково ваше мнение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Анатолий Евгеньевич, я хочу сказать, что правительство никоим образом не предлагает снижать контроль за оборотом этих металлов. Оно предлагает единственное: отменить единственного посредника, через которого можно осуществлять такие операции. Я подчёркиваю, что в руках государства остаётся достаточно жёсткий контроль, а также возможность в случае необходимости приобретать в монопольном порядке эти металлы у производителей. У нас сегодня два крупнейших поставщика на экспорт - это "Норильский никель" и Центральный банк. Ограничения, которые сегодня существуют, просто-напросто предписывают платить комиссию посреднику, и больше ничего. Подчёркиваю ещё раз, что в руках государства остаётся право приоритетного приобретения, специализированные таможенные пункты контроля и другие инструменты, на которые мы не покушаемся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Включите, пожалуйста, микрофон Коломейцеву Николаю Васильевичу для вопроса. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вы человек профессиональный, вот скажите, пожалуйста, как можно понять логику правительства? Вот Америка, которая должна 35 триллионов долларов, имеет в запасниках 8,5 тысячи тонн золота, европейские страны - от полутора до двух тысяч тонн золота, а в России сегодня, по официальным данным, чуть больше 400 тонн. Вы же предлагаете ещё больше либерализировать ситуацию с его распродажей и оставить Россию вообще на бобах. Мы и так уже на бобах. Кто инициатор этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Николай Васильевич. Я никак не могу согласиться с тем, что Россия на бобах, и ещё раз хочу подчеркнуть, что Госфонд драгоценных металлов и драгоценных камней России имеет право в случае необходимости приобретать эти металлы в первоочередном порядке, и если надо будет увеличить запасы, то никто не сможет экспортировать эти металлы за пределы России. Поэтому здесь никакой либерализации в этом плане не происходит. Подчёркиваю единственное: устраняется посредник, который не контрольными функциями занимается, а осуществляет именно технически эту операцию и получает за эту комиссию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Паутову Виктору Николаевичу. ПАУТОВ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Дмитриевич, скажите, пожалуйста, будут ли партнёры находиться в равных условиях в части права экспорта платины и металлов платиновой группы перед государством, или закон принимается только для устранения монополии на это? ШАТАЛОВ С. Д. Исключительно для устранения монопольного положения одного государственного унитарного предприятия. Все участники рынка обладают равными правами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Пожалуйста, включите микрофон депутату Федоткину Владимиру Николаевичу. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Дмитриевич, есть такая хорошая русская пословица: у семи нянек дитя без глазу. Вот в этом зале много раз поднимался вопрос о том, что объёмы экспортируемой нефти и газа у нас крайне велики, а в бюджет поступают буквально ручейки. Не раз эта информация здесь звучала и со стороны ваших коллег в правительстве, и со стороны депутатов. То есть у государства есть рычаги, но оно ими не пользуется. Вот в связи с этим у меня к вам вопрос: можете ли вы сейчас сказать под стенограмму, чтобы потом все мы могли на вас ссылаться официально, что принятие этого закона не повлияет, не повлечёт неконтролируемого вывоза драгметаллов и не приведёт к уменьшению поступлений средств в бюджет страны и в бюджеты всех уровней? Вот стенограмма ведётся... Да или нет? Скажите. ШАТАЛОВ С. Д. Да. ФЕДОТКИН В. Н. Что "да"?.. (Оживление в зале.) ШАТАЛОВ С. Д. Вы спросили, не приведёт ли, - не приведёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Сергей Дмитриевич. Пожалуйста, включите микрофон депутату Иванову Сергею Владимировичу. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Дмитриевич, я, конечно, понимаю, что есть законы, есть подзаконные акты, тем не менее, насколько мне известно, у нас в стране действует указ Президента Российской Федерации... Сергей Дмитриевич, вы меня слушаете? Слушаете. Насколько я понимаю, у нас в стране действует всё-таки ещё Указ Президента Российской Федерации "О видах продукции (работ, услуг) и отходах производства, свободная реализация которых запрещена". Драгоценные металлы в этом указе обозначены. Как коррелируют между собой этот указ, который действует, повторяю, и этот закон, который будет разрешать другим товарищам вывозить всё это, ну, не то чтобы бесконтрольно, но, как вы видите, не монопольно... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович, за ваш вопрос. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Это, конечно, потребует корректировки указа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. У меня есть записавшийся на выступление по ведению. Багаряков Алексей Владимирович. Включите, пожалуйста, микрофон. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Я бы тоже хотел вопрос задать, Сергей Дмитриевич, если позволите. Вот вы сказали, что долгое время работали два поставщика - это "Норильский никель" и Центральный банк - металла за границу и работал посредник. Можно ли выяснить следующее, сколько лет продолжалась такая работа, с посредником? Как я понимаю, это госкомпания, и та комиссия, которую платили и Центральный банк, и "Норильский никель", частная компания, шла в бюджет, скорее всего. То есть можно об итогах деятельности этой компании?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, вы задали... ШАТАЛОВ С. Д. Это не частная компания, это федеральное государственное унитарное предприятие, которое наделено правом хозяйственной деятельности, естественно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Я депутату Багарякову говорю: это был вопрос, а не выступление по ведению. Вы бы могли выступить, если не успели записаться на вопросы. Вопросы закончились, уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, Кармазина Раиса Васильевна. Включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я считаю, что этот закон правильный, потому что он даёт возможность увеличить налогооблагаемую прибыль там, где добывается этот металл, а именно там, где дышат газом, - в Норильске. Я считаю, его нужно принимать и ликвидировать эту монополию, потому что все те, кто торгует, они в Москве зарегистрированы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Уважаемые депутаты, вопросы все заданы, выступили также все. Есть ли желание у представителей правительства, президента выступить? Нет. Переходим к голосованию. Уважаемые депутаты, ставится на голосование законопроект "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Кто за то, чтобы принять законопроект? Прошу проголосовать в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 36 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 58 чел.12,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.