Заседание № 15
20.03.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 559836-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия" (в целях усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2608 по 2856 из 5832
10-й пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия". Андрей Константинович Луговой, пожалуйста. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, предлагается к рассмотрению проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия", внесённый Белгородской областной Думой. Разработчики законопроекта обуславливают необходимость внесения данных норм серьёзным количеством общественно опасных деяний, совершённых с использованием оружия. По представленным сведениям, органами внутренних дел Белгородской области к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, было привлечено более тысячи восьмисот граждан, владеющих оружием, при этом решение об аннулировании разрешений на хранение и ношение оружия было принято только в отношении ста девяноста шести граждан. Учитывая изложенное, субъект права законодательной инициативы считает, что установленных Федеральным законом "Об оружии" обстоятельств, служащих основанием для отказа в выдаче лицензии, недостаточно, и предлагает включить в их перечень наличие заключения о невозможности допуска к обращению с оружием в связи с повышенной опасностью, нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности. Комитет по безопасности и противодействию коррупции отмечает следующее. Первое. Статьёй 13 Федерального закона "Об оружии" предусмотрено уже достаточно оснований для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам Российской Федерации, что направленно на ограничение допуска к обращению с оружием лиц, действия которых способны создать повышенную опасность нарушения прав и свобод граждан, угрозу общественной безопасности. Второе. Статья 26 этого же закона предусматривает ряд обстоятельств, при наличии которых лицензия на приобретение оружия аннулируется органами, её выдавшими, а также по решению суда. В случае же выявления нарушения гражданином установленных Федеральным законом "Об оружии" и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются органом внутренних дел. Кроме того, статья 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает не только наложение административного штрафа, но и лишение права на приобретение и хранение оружия. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает целый комплекс мер, направленных на ограничение допуска к обращению с оружием лиц в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан. Кроме того, отсутствие в предлагаемых изменениях критериев определения повышенной опасности нарушения прав и свобод граждан, возникновения угрозы общественной безопасности в отношении отдельных граждан в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" может быть отнесено к коррупциогенным факторам. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции считает, что изложенные обстоятельства не позволяют принять данный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Имеются ли у депутатов вопросы к Андрею Константиновичу? Вопросов нет. Спасибо, Андрей Константинович. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Есть. Давайте запишемся. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сергей Владимирович Маринин, пожалуйста. МАРИНИН С. В. ЛДПР всегда выступала за свободное приобретение оружия гражданами, поскольку считает, что полиция не всегда справляется со своими обязанностями по охране граждан - растёт число случаев грабежей и насилия. Однако приобретать оружие должны абсолютно здоровые, уравновешенные и законопослушные граждане, и если гражданин без особых оснований применил оружие, систематически нарушает закон "Об оружии" и тем самым создаёт угрозу общественной безопасности, то, естественно, он не должен иметь право на приобретение оружия и его должны такого права лишать. В связи с этим фракция ЛДПР предлагает поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Геннадий Владимирович Гудков. ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я позволил себе выйти и изложить точку зрения фракции на этот законопроект по одной простой причине. Обратите внимание - мы с вами сегодня рассматриваем четыре законопроекта, касающиеся оборота оружия. Есть две полярные точки зрения: одна точка зрения - всем разрешить (об этом будут следующие законопроекты) и другая точка зрения, которую мы сейчас рассматриваем, - по большому счёту, запрещать всем тем, кому мы желаем запретить. Безусловно, этот законопроект нельзя поддерживать, и мы его не будем поддерживать, соглашаемся в данном случае с точкой зрения правительства, хотя понятно, так сказать, желание ограничить всякую возможность нахождения оружия в ненадёжных руках. Но опять-таки этот законопроект даёт лишь одно право - право милицейской бюрократии решать, кому давать, а кому не давать. Что у нас творится с нашей бюрократией, и не только милицейской, мы с вами прекрасно знаем. Об уровне коррупции в нашей стране говорить уже даже как-то неприлично с этой трибуны - он запредельный, и какие бы полномочия мы с вами нашей исполнительной власти ни давали, всё оканчивается одним - увеличением уровня коррупции, размеров взяток и так далее, и тому подобное. Мы с вами четыре года назад приняли закон о борьбе с коррупцией - кончилось тем, что за четыре года размер средней взятки, если верить Департаменту экономической безопасности, вырос в шесть раз: вот поборолись с коррупцией! Сейчас дадим очередное полномочие - опять всё будет решаться на оперативном уровне, будут там какие-то страшные оперативные материалы по поводу связей с Антантой или с Госдепом, и на основании этих материалов будут, естественно, ограничивать всех в использовании обычного гражданского маломощного оружия или даже охотничьего. Но есть ещё одна проблема, которая, совершенно очевидно, сегодня здесь возникает и наверняка станет предметом дебатов в этом зале, - это свободное ношение гражданами оружия (этот законопроект стоит дальше в повестке дня). Это говорит о том, что у нас... в Багдаде, так сказать, не всё спокойно. В нашей стране постоянно возникает такая тема: раз государство десятилетиями не может обеспечить безопасность граждан, дайте гражданам возможность обеспечить эту безопасность самим. Конечно, это утопия, это иллюзия, наличие оружия в кармане вовсе не означает безопасность, поскольку безопасность - это и чётко работающая правоохранительная система, это и независимая судебная система, и многие другие компоненты, которые мы с вами все вместе, находясь здесь, в высшем законодательном органе власти страны, так и не смогли за эти годы создать или нам не дали их создать, потому что кто-то заинтересован в том, чтобы в стране был бардак, коррупционный бардак, поскольку в мутной воде, как вы знаете, ловится очень крупная рыба. Когда наши граждане опять поднимают вопрос о свободном ношении оружия, это говорит только о том, что вот та реформа МВД, к которой мы с вами имеем некоторое отношение, поскольку принимали здесь закон "О полиции"... Помните, мы здесь говорили, что фактически не будет никакой реформы, мы, оппозиция, говорили, что не будет никакого результата, что мы, по сути дела, накачиваем полномочиями бюрократически и очень нечестно работающий орган, и всё это кончится большой бедой и компрометацией самой идеи президента о реформе МВД. Вот мы с вами и получили - уже анекдот ходит: всем, как говорится, залечь на дно, всем опасаться - в отдел "Дальний" завезли бутылки шампанского с широким горлышком, это уже такой анекдот по Сети ходит. Это о чём говорит? О том, что реформа провалилась, граждане до сих пор не получают никакой нормальной, полноценной, полновесной защиты от преступных посягательств. И вот сейчас у нас с вами четыре вопроса, которые касаются оборота оружия, причём один из них действительно, по сути дела, направлен на то, чтобы у каждого в кармане был пистолет, и он бы сам решал вопрос своей безопасности, раз государство расписывается в беспомощности, не способно решить этот вопрос. А чем обеспечивается безопасность? Вот мы проводили социологический опрос. Оказалось, что только десять - двенадцать миллионов российских граждан в случае снятия всех барьеров готовы купить пистолет и положить его в карман, жить с ним и самим обороняться. А остальные как? Как будут поступать женщины, домохозяйки, пожилые люди, пенсионеры и так далее? И мы с вами сегодня ответственны за то, что происходит в стране. Правосудия у нас нет - к сожалению, часть судебной системы превратилась просто в обычный придаток исполнительной власти, и как не превратиться, если исполнительная власть по Конституции назначает руководство судей, и потом они, естественно, не выполняют уже требования закона, не осуществляют правосудие, не служат закону, а служат тем, кто их назначил. То же самое касается МВД. Как мы можем обеспечить безопасность граждан, если ключевой орган правоохранительный, который у нас есть и который, по большому счёту, мы сейчас начали очень щедро содержать (расходы на МВД и заработная плата там выросли кратно), оказывается, не способен ни провести нормальной, качественной, вменяемой аттестации кадров, ни сформировать нормальные подразделения на местах, он не способен обеспечить внутренний контроль. При этом мы отказываемся от контроля парламентского, считаем анафемой. Вам, кстати говоря, уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", тоже отказано в таком доверии. Мы отказываемся от реальных полномочий - от общественного контроля, мы отказываемся от всего! У нас сегодня и СМИ в ручном режиме управляются либо всякими "Газпром-Медиа...", либо империями ковальчуков, либо губернаторами на местах, и, по большому счёту, ни о каких независимых СМИ, которые бичевали бы это всё, даже речь не идёт. У нас вон один депутат Хинштейн, слава богу, ещё как-то борется с коррупцией в верхах, по крайней мере готовит разоблачительные материалы, в том числе о том, что происходит в МВД. Вот сегодняшняя статья говорит о том, что МВД неискоренимо больно, и болезнь неизлечима, то есть лечить нельзя, там уже четвёртая стадия рака, который метастазами пронизал все подразделения органов внутренних дел. И мы с вами сейчас вот будем обсуждать эти четыре законопроекта об оружии, а нам надо совершенно о другом говорить. Почему у нас до сих пор нет нормального МВД? Почему у нас нет независимого и честного суда? Почему у нас не нормальное следствие, а «ЗАО "Следствие"» с расценками, которые не выдержат даже многие люди состоятельные? Там такие сейчас цены, что нам, депутатам, вообще туда лучше не обращаться, у нас всё равно денег не хватит ни на открытие дела, ни на закрытие дела. Дорогие товарищи, вот эта ситуация с оружием, как лакмусовая бумажка, проявляет все те болезни, которыми страдает наше общество. Да, это вроде бы, казалось, малозначимый законопроект, и последующие тоже технические, но закон "Об оружии" является одним из самых популярных с точки зрения его правки, мы в комитете по безопасности рассматриваем огромное количество поправок, которые каждый месяц поступают к этому закону. Это говорит о том, что граждане страны, депутаты различных уровней, органы власти различных уровней обеспокоены ситуацией с безопасностью в стране, вот и всё. И мы с вами, к сожалению, сегодня не можем дать внятный ответ на вопрос, что Государственная Дума, депутаты, политические партии готовы сделать для того, чтобы обеспечить элементарную безопасность наших граждан, чтобы граждане, провожая детей в школу, знали твёрдо, что дети вернутся из школы, чтобы, отправляя детей учиться в институт или в колледж, мы точно знали, что они не станут жертвами милицейского произвола или произвола со стороны иных правоохранительных органов, что им не подбросят наркотики. Совсем недавно опубликовали опять-таки статистику. Вот мы говорим, говорим, говорим, говорим, а статистика милицейская о чём свидетельствует? Что палочная система остаётся. Вот сегодня статья - группа милиционеров (полицейские теперь) арестована за то, что они провоцировали преступления, создавали преступления, потом "героически" разоблачали, получали, так сказать, соответствующие дивиденды, звания и прочее, и прочее, и прочее. Вот она, правоохранительная система! А мы с вами сегодня будем отказывать нашим гражданам в праве на оружие. Дорогие товарищи, конечно, мы не будем препятствовать прохождению этого законопроекта, но мы с вами должны поднять здесь серьёзнейшие, концептуальные вопросы. Почему у нас до сих пор не работает МВД так, как должно работать? Почему мы отказываемся сделать суд независимым? Почему мы сами себе не даём возможности контролировать те органы, которые допускают вот эти самые чудовищные, варварские правонарушения и преступления? Почему мы не даём возможности развивать в стране гражданское общество с его ответственностью и механизмами гражданского контроля? И в этом, уважаемые коллеги, в том числе и наша с вами вина. Завершая своё выступление, я просто хочу призвать Государственную Думу, руководство Государственной Думы: может быть, эти законы тоже имеют значение, но это - мелкотемье, а нам с вами нужно обсуждать такие законы, которые из года в год ждут рассмотрения, - и закон о парламентском контроле, который готов, и пересматривать закон о парламентском расследовании, чтобы мы могли быть органом власти, а не приложением к канцелярии, к какому-то там министерству или ведомству правительства. Вот эти ключевые вопросы, включая вопрос о гражданском контроле, должны быть вынесены на повестку дня, должны быть в первую очередь рассмотрены Государственной Думой, и тогда мы с вами, как депутаты, будем не просто статистами в этом процессе, не просто мальчиками для битья и стрелочниками, а мы с вами будем органом власти, ответственным за принятие политических решений, к чему я вас и призываю. А законопроект, конечно, мы поддерживать в этом варианте не будем, но тема, к сожалению, останется актуальной до тех пор, пока мы не наведём порядок в стране и в ней не будет безопасности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступать представители президента и правительства? Андрей Константинович Луговой. Нет? Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4974 по 4992 из 5832
Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 29 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 64 чел. Не голосовало 386 чел.85,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.