Заседание № 261
О проекте федерального закона № 559740-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения понятия преступления небольшой тяжести и наделение в связи с этим судов дополнительными полномочиями).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. 2-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрея Геннадьевича Назарова. Пожалуйста. НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагается рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который был внесён в Государственную Думу 7 июня этого года Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым в целях дальнейшего совершенствования уголовного законодательства. К третьему чтению Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний лингвистического и юридико-технического характера не имеет. Комитет предлагает Государственной Думе принять проект закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Нет. Присаживайтесь. Куликов Александр Дмитриевич по мотивам. Выносим 2-й вопрос на "час голосования".
Уважаемые депутаты, пункт 2, законопроект третьего чтения. Сначала я предоставляю слово Александру Дмитриевичу Куликову - выступление по мотивам от фракции. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я должен сказать, что предлагаемый законопроект, устанавливающий институт принудительного труда, серьёзно противоречит действующей Конституции Российской Федерации, статья 37, часть 2, которая своей прямой нормой запрещает принудительный труд на территории Российской Федерации. И в силу этого нам необходимо, используя соответствующую процедуру, вернуть законопроект в первое чтение и отклонить, снять с рассмотрения. Это первое. Второе. Даже если бы он не противоречил Конституции Российской Федерации, то и по другим основаниям фракция КПРФ не могла бы и не будет за него голосовать, поскольку этот законопроект сам по себе коррупционноёмкий: образует в судебной системе новые коррупционные ниши и возможности для коррупционных действий. Кроме того, в этом законопроекте абсолютно, на наш взгляд, бессмысленно вводится право судей менять категорию преступления - от тяжкой к менее тяжкой и так далее - исходя из собственных, субъективных предпочтений, что на самом деле не влечёт необходимого объективного и справедливого решения вопроса при вынесении наказания. И третье. Совершенно очевидно, что этим законопроектом вводится, узаконивается в Российской Федерации право на рабский труд. По этим основаниям Компартия Российской Федерации голосовать за него не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция. Ставится на голосование данный законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 57 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 259
О проекте федерального закона № 559740-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения понятия преступления небольшой тяжести и наделение в связи с этим судов дополнительными полномочиями).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 16, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрея Геннадьевича Назарова. Пожалуйста. НАЗАРОВ А. Г. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, предлагается рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесённый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым 7 июня 2011 года в целях дальнейшего совершенствования уголовного законодательства. Напомню, что в первом чтении он был принят Государственной Думой 6 сентября. Ко второму чтению в комитет поступила восемьдесят одна поправка, из которых шестьдесят одна предлагается к принятию, двадцать - к отклонению. Отмечу, что в таблице 1 находится шестьдесят поправок, и одна поправка, рекомендованная к принятию, предлагается вашему вниманию в виде отдельной таблицы, она касается статьи 144 Уголовного кодекса Российской Федерации в части защиты журналистов от насилия. Законопроект полностью подготовлен к принятию во втором чтении. Предлагаем его принять с учётом поправок таблицы 1 во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В таблице 1 шестьдесят поправок, нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 28 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принято. В таблице 2 двадцать поправок, нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 59 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Принято. И поправка депутата Плигина, о которой Андрей Геннадьевич уже тоже сказал. Нет необходимости её обсудить? Нет. Ставится на голосование поправка депутата Плигина. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 30 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принято. И выносим 16-й вопрос на "час голосования".
Переходим к пункту 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Второе чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 15 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 52 чел.11,6 % Воздержалось 32 чел.7,1 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 246
О проекте федерального закона № 559740-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения понятия преступления небольшой тяжести и наделение в связи с этим судов дополнительными полномочиями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы переходим к законопроектам первого чтения. Блок "Государственное строительство и конституционные права граждан". Пункт 13 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации, "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Это один из законопроектов наряду с другими, которые вносились главой государства в Государственную Думу и направлены на дальнейшее совершенствование уголовного законодательства. С точки зрения развития уголовного законодательства, безусловно, те новеллы, которые предлагаются в данном законопроекте, они идут в той же логике, на которую обращал внимание глава государства и в своих посланиях, и в выступлениях: что существующее уголовное законодательство не до конца выполняет те задачи, которые в нём заявлены, продекларированы. С одной стороны, мы идём на то, чтобы ужесточить наказание по целому ряду составов, которые являются наиболее общественно опасными, это связано и с защитой половой неприкосновенности несовершеннолетних, и с целым рядом других ужесточающих наказание новелл, которые мы уже с вами принимали. Одновременно с этим всё-таки необходимо сделать наш уголовно-правовой карательный механизм более гибким, более адекватным, чтобы не превращать его исключительно в такой примитивный маховик уголовно-правовой репрессии. В связи с этим вашему вниманию я хочу представить ряд новелл, которые содержатся в данном законопроекте. Первый блок изменений направлен на уточнение понятий категорий преступлений. В настоящее время существуют градации определённые, они изложены в Общей части Уголовного кодекса, и предлагается уточнённая градация. К категории преступлений небольшой тяжести предлагается отнести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предлагается установить максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более трёх лет, в настоящее время этот срок максимальный предусмотрен не более двух лет. К преступлениям средней тяжести предлагается отнести умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, превышает три года лишения свободы. В настоящее время по неосторожным деяниям максимальное наказание превышает два года лишения свободы. Кроме того, в целях индивидуализации наказания предлагается наделить суд полномочием при наличии смягчающих обстоятельств и при отсутствии отягчающих обстоятельств изменять категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления. В настоящее время такой возможности у суда нет. Второе - введение дополнительных элементов, альтернативных мер наказания, не связанных с изоляцией человека от общества. Предлагается новый вид наказания - принудительные работы. Принудительные работы предлагаются как альтернатива сегодняшнему лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также за совершение некоторых тяжких преступлений впервые. Отбытие такого вида наказания, как принудительные работы, предлагается в специально создаваемых исправительных центрах. Принудительные работы предлагается назначать на срок от двух месяцев до пяти лет. Введение этого нового вида наказания планируется с 2013 года. Соответственно, и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой, которая так и называется "Исполнение наказания в виде принудительных работ". Кроме того, предлагается уточнить механизм применения, вернее, назначения такого вида наказания, как исправительные работы. В настоящее время исправительные работы назначаются осуждённым, которые имеют основное место работы. Предлагается это уточнить, и исправительные работы суд теперь будет вправе назначать также и осуждённым, которые не имеют основного места работы. Предлагается, чтобы осуждённые, которые имеют основное место работы, отбывали наказание в виде исправработ по основному месту работы. Предлагается повысить более чем в два раза срок отбытия обязательных работ: сейчас - 200 часов, предлагается эту планку поднять до 480 часов. Далее. Предлагается дополнить статью 56 Уголовного кодекса Российской Федерации положением, согласно которому наказание в виде лишения свободы может быть назначено осуждённому, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств. Кроме того, предлагается и целый ряд изменений, направленных на смягчение уголовной ответственности. Предлагается установить возможность освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях экономической направленности. Эта мера применяется только в отношении такого лица, которое полностью возместило нанесённый ущерб и, кроме того, перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причинённого ущерба. Важной новеллой является возможность отсрочки наказания больным наркоманией. Эта мера вводится в отношении лиц, которые впервые совершили преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков. В тех случаях, когда подобного рода лица изъявляют желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания такого курса лечения, но срок, на который такая отсрочка может быть предоставлена судом, не должен превышать восьми лет. Четвёртый блок изменений направлен на декриминализацию целого ряда деяний. Предлагается такие составы, как клевета (статья 129), клевета в отношении судьи (статья 298) и оскорбление (статья 130), декриминализировать и предусмотреть, чтобы ответственность за эти деяния предусматривалась в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. На наш взгляд, степень общественной опасности этих деяний вполне адекватно будет компенсироваться наказанием в рамках Кодекса об административных правонарушениях. И вы знаете, что очень часто и отдельные депутаты также являются субъектами рассмотрения дел подобного рода категорий. Предлагается также декриминализировать такое деяние, как контрабанда (статья 188). Хочу вам напомнить, что в целом ряде стран с развитыми правовыми системами контрабанда не является уголовно наказуемым деянием в отношении тех товаров, которые не запрещены к обороту, потому что основная цель контрабанды такого рода товаров - это уклонение от уплаты таможенных платежей. И соответственно предлагается уточнить формулировку статьи 194 Уголовного кодекса, чтобы предусмотреть ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Контрабанда же товаров, которые ограничены либо вовсе изъяты и запрещены к обороту, потому что, безусловно, продолжают оставаться, с нашей точки зрения, общественно опасными, является преступлением. Но в любом случае это, конечно же, не преступления в сфере экономической деятельности, а преступления, которые направлены против общественной безопасности. И с учётом этого корректируется соответствующим образом статья 226-1 Уголовного кодекса. В некоторых составах предлагается декриминализировать так называемые неквалифицированные действия, то есть те действия, которые предусмотрены частями первыми соответствующих норм Уголовного кодекса. Это часть первая статьи 136 "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина", часть первая статьи 165 "Причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием" (при отсутствии признаков хищения), а также часть первая статьи 191 "Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга". Соответствующие изменения вносятся и в Уголовно-исполнительный кодекс, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Предлагаемые новеллы, на наш взгляд, позволят судам более гибко реагировать на эти правонарушения и избирать ту меру наказания, которая позволит более эффективно реализовывать цели и задачи уголовного законодательства, для того чтобы обеспечить перевоспитание лиц, которые осуждаются за соответствующие уголовно наказуемые деяния, и для того чтобы не создавать дополнительную нагрузку на наши исправительные учреждения, которые, как вы знаете, и так достаточно перегружены и в целом, конечно же, не всегда справляются с теми задачами, которые перед ними стоят. Уважаемые депутаты, вот основные новеллы. Прошу вас поддержать инициативу президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович, присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрея Геннадьевича Назарова. НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! 8 июня 2011 года в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поступил законопроект, инициированный Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Данный законопроект направлен на дальнейшее совершенствование уголовного законодательства и является по своей значимости и масштабности, наверное, одним из самых серьёзных за последние годы: предлагается внести поправки в двести тридцать семь из трёхсот шестидесяти статей Уголовного кодекса. В дополнение к сказанному основным докладчиком хочу подчеркнуть основные моменты. По семи статьям, которые Гарри Владимирович перечислил, снижаются максимальные сроки лишения свободы, это в основном статьи экономической направленности, в девяти - увеличиваются, это такие статьи, как, например, "Неоказание помощи больному", "Нарушение правил охраны труда" и прочие. Декриминализируется четыре состава Особенной части - это клевета, оскорбление, контрабанда, клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя - путём перевода их в Кодекс об административных правонарушениях. Существенной новеллой данного законопроекта является изменение статьи 15 Уголовного кодекса "Категории преступлений". К категории преступлений небольшой тяжести сегодня относятся преступления умышленные и неосторожные, а к категории преступлений средней тяжести - неосторожные деяния, по ним сегодня предусматривается до двух лет, предлагается сделать до трёх лет, что, соответственно, изменит ситуацию и переведёт в КоАП сто двадцать две статьи Уголовного кодекса, такие преступления станут квалифицироваться как неосторожные деяния. Это коснётся ста шестидесяти шести составов из категории средней тяжести. Также предлагается предоставить право суду понизить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну, если нет отягчающих обстоятельств и с учётом степени общественной опасности. Изменения коснулись главы о видах наказаний. По штрафам. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется другим наказанием за исключением лишения свободы, но теперь уже не только в пределах санкций соответствующей статьи, как сегодня предусмотрено действующим уголовным законодательством. По обязательным работам верхний предел увеличивается вдвое - с двухсот сорока часов до четырёхсот восьмидесяти. Исправительные работы предлагается назначать не только осуждённым, не имеющим основного места работы, но теперь и тем, у кого такое рабочее место есть. Принципиальным моментом в данном законопроекте является то, что в сто восемьдесят восемь статей вводится такое наказание, как принудительные работы сроком от двух месяцев до пяти лет. Это будет существенной альтернативой основному виду наказания - лишению свободы. За преступления небольшой или средней тяжести, а также за некоторые тяжкие преступления могут присуждать принудительные работы. Осуждённые лица будут отбывать это наказание в специально созданных исправительных центрах начиная с 1 января 2013 года. Соответствующий режим применения принудительных работ предусмотрен новой главой Уголовно-исполнительного кодекса - 8-1. Вводится запрет назначать наказание в виде лишения свободы лицам, впервые совершившим преступление небольшой тяжести, если, конечно, нет отягчающих обстоятельств. В рамках продолжения гуманизации уголовной политики, начатой президентом, предлагается дополнить кодекс новой статьёй - 76-1, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо полностью возместило ущерб и заплатило в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере. Также предлагается дополнить кодекс статьёй 82-1, согласно которой лицам, больным наркоманией, изъявившим желание добровольно пройти курс лечения, может быть предоставлена отсрочка на время лечения, но не более чем на восемь лет. Уважаемые коллеги, на законопроект поступили положительные отзывы Правительства Российской Федерации, Верховного Суда. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет. Комитет-соисполнитель - Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи - концепцию также поддерживает. В связи с изложенным Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь на трибуне, пожалуйста. Есть вопросы у депутатов. Надо записаться - много рук. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Десять вопросов. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". По карточке Зубова - Лекарева Вера Александровна. Андрей Геннадьевич, у меня к вам вопрос. Скажите, отразится ли это на уже осуждённых правонарушителях и, если да, будет ли пересмотр дел? И как суды на это отреагируют? И у меня вопрос к Гарри Владимировичу. Вот речь идёт о наркотической зависимости, об отсрочке наказания на восемь лет. Скажите, пожалуйста, предусматривается ли дополнительный штат? Кто будет осуществлять контроль, кто будет тратить деньги - региональные, федеральный бюджеты? Какова эффективность этого закона? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. НАЗАРОВ А. Г. Вера Александровна, спасибо. На самом деле вопрос, который вы затронули, важный. В действующем Уголовном кодексе предусмотрены при любом смягчении наказания обратные силы, и, соответственно, суды должны пересматривать наказание тем, кто по данным составам был осуждён. Но с учётом того что те изменения в сторону гуманизации, которые в последние годы мы с вами внесли, добавили достаточно большую нагрузку на суды и сегодня суды не справляются, до второго чтения мы планируем провести консультации, нужны ли изменения в действующий Уголовный кодекс в связи с этим, или всё-таки оставим как есть, и тогда придётся пересматривать наказание всем тем, кто будет иметь такое желание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Локоть Анатолий... А, Гарри Владимирович, пожалуйста. Извините. МИНХ Г. В. Спасибо, Олег Викторович. Было два вопроса, второй был адресован мне. Контроль за подобными лицами - осуждёнными, больными наркоманией, - будет осуществлять уголовно-исполнительная инспекция - это Федеральная служба исполнения наказаний, подведомственная Минюсту, - по месту проживания этих лиц. По расчётам, которые были представлены Министерством юстиции, потребуются дополнительно порядка девяноста сотрудников этих инспекций и дополнительные расходы в сумме порядка 56 миллионов рублей в год. Эти расходы будут запланированы, они будут реализовываться через финансирование системы Министерства юстиции. В тех случаях, когда указанные лица будут уклоняться от этого лечения или ещё каким-то образом вести себя неадекватно, по представлению контролирующего органа суд может назначить реализацию реального отбытия наказания - в виде лишения свободы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Гарри Владимирович, вот хотелось бы понять, под эту либерализацию подпадает ли категория взяточников, коррупционеров? Ну, например, человек брал взятки на протяжении скольких-то лет, попался на одной взятке и возместил её, последнюю, в полном соответствии с требованием закона. На него распространится вот эта либерализация? Вот это первая часть вопроса. Вторая. Предполагается, что будут отбывать трудовое наказание в созданных исправительных центрах. Хотелось бы понять, что это такое, то есть что предполагается создать? Что за исправительные центры и чем они будут отличаться от известных ИТУ, ЛТП? Это что-то новое у нас, какое-то новое направление в исправительной системе. И сколько это будет стоить Российской Федерации? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович, отвечайте. МИНХ Г. В. Что касается первой части вопроса. Для того чтобы ответить на этот вопрос, я ещё раз хочу вернуться к той мысли, которую я высказал в самом начале своего выступления, о том, что у нас... я бы даже не стал употреблять так однозначно термин "гуманизация", потому что мы идём одновременно по двум направлениям: с одной стороны, мы ужесточаем наказание по целому ряду составов преступлений, с другой стороны, мы стараемся сделать систему наказания более гибкой, более адекватной, учитываем и степень общественной опасности, и личность правонарушителя и даём тем самым возможность судам применять - если использовать медицинскую аналогию - более качественное и рецептурно более взвешенное лечение (в кавычках, конечно) для исправления этих лиц. В целом, что касается всех преступлений экономической направленности, безусловно, в этом отношении вектор данного законопроекта абсолютно однозначно направлен в эту сторону. Но повторяю, здесь я рассматривал бы это как соотношение общего и специального: общий вектор - в отношении всех видов экономических преступлений, а специальный - то, что мы с вами уже приняли, - это ужесточение наказания в отношении тех лиц, о которых вы задавали вопрос. Что касается бюджетных расходов и того, что из себя будут представлять эти центры, для того чтобы не пересказывать те материалы, которые у вас имеются, я просто обратил бы внимание на финансово-экономическое обоснование к проекту данного закона и те расчёты, которые здесь изложены. Напомню, что штатная численность такого центра - это тридцать единиц, лимит наполнения - до двухсот человек и затраты на создание одного исправительного центра в зависимости от территории и ряда других обстоятельств, ну, приблизительно, если округлить, - около 70 миллионов рублей в год. На первоначальном этапе планируется тридцать таких центров. Вот таковы количественные параметры тех расходов и тех дополнительных штатных единиц, которые предполагаются при реализации данных новелл: тридцать центров, тридцать единиц и порядка 70 миллионов рублей на один центр. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Геннадьевич хотел что-то добавить. НАЗАРОВ А. Г. Анатолий Евгеньевич, добавлю, что в целом на реализацию данного закона - вот всё, о чём Гарри Владимирович сказал, - в совокупности расходы составят 8 миллиардов 725 миллионов. На это есть чуть больше года - на создание таких исправительных центров. Предполагается, что исправительный центр состоит из общежитий, где есть особый распорядок, но при этом люди, находящиеся там... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для ответа. НАЗАРОВ А. Г. ...работают на предприятии любой формы собственности, то есть они утром выходят, восьмичасовой рабочий день работают и возвращаются сюда, в это общежитие, для того чтобы проживать. Если человек идёт на исправление, по решению администрации он может с семьёй жить отдельно и приходить регистрироваться в исправительный центр. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, у меня два вопроса. Первый. Почему в отличие от инвалидов первой и второй групп, которые согласно законопроекту не привлекаются к принудительному труду, для инвалидов третьей группы такая мера не предусмотрена? Я просто хочу обратить ваше внимание, что инвалиды третьей группы, хотя и имеют физические ограничения меньше, чем первой и второй, но тем не менее официально признаются государством как лица, ограниченные по возможностям здоровья. Может быть, стоит рассмотреть этот вопрос и присовокупить третью группу к этой категории, которая не привлекается? И второй вопрос. Не создаём ли мы данным законопроектом некий такой рай для тех, кто выбрал для себя изначально блатную романтику и как страховку будет выбирать путь сначала сесть на наркотик, для того чтобы потом восемь лет лечиться? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, здесь я хотел бы просто обратить внимание на логику этого нового вида наказания - принудительных работ. То есть смысл того вопроса, который вы задаёте, - это обеспечение дополнительной защиты лиц, которые являются инвалидами третьей группы. Но здесь альтернатива очень простая: либо лишение свободы, либо принудительные работы, поэтому если идти по логике того вопроса, который вы задаёте, и той мысли, которую вы высказываете, то мы инвалидам третьей группы сделаем хуже, если воспользуемся вашим предложением. Здесь, наоборот, мы исходим из того, что у лиц, которые являются инвалидами третьей группы, есть возможность трудиться и суд, учитывая личность осуждённого, может применить такой вид наказания, как принудительные работы, это лицо будет находиться вот в том режиме, о котором уже говорил содокладчик, Андрей Геннадьевич, и не будет находиться в местах лишения свободы. Мне кажется, это гораздо более гуманно по отношению к этим категориям граждан. И второй вопрос. Ну, я, честно сказать, не очень понимаю его логику: как можно выбрать блатную романтику, сесть на иглу, получить до восьми лет отсрочки от исполнения реального наказания в виде лишения свободы... Ну, мне действительно трудно понять, потому что я не очень понимаю логику блатной романтики, по крайней мере в том варианте, как вы мне задали вопрос. Я здесь не вижу ни блатной романтики, ни какой-либо логики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте, Андрей Геннадьевич. НАЗАРОВ А. Г. Необходимо подчеркнуть, что все вот эти послабления, которые предусмотрены законопроектом, могут касаться лиц, только впервые совершивших преступление, поэтому ни о каких рецидивистах речи идти не может. Это первое. И второе, что касается отсрочки для больных наркоманией. Это только по тем трём статьям Уголовного кодекса, которые предусмотрены за потребление и сбыт наркотиков в небольших размерах. Поэтому это касается только бытовых наркоманов, это никак не может распространяться на другие статьи Уголовного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Только что был ответ. Вернее, задавал вопрос Селезнёв, на него был дан ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Депутат Коломейцев Виктор Андреевич. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Гарри Владимирович, вот в финансово-экономическом обосновании к законопроекту сказано, что для организации исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста потребуется бюджетных денег ни много ни мало 6 миллиардов рублей и в расчёте на одного подследственного в год 240 тысяч, а в последующие годы - по 84 тысячи рублей ежегодно. Вот рассматривался ли вопрос, нельзя ли за счёт самих, так сказать, подследственных, а не за счёт бюджета решать эту проблему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Нет, так вопрос, конечно же, не рассматривался, исходя из очень простой логики: это те меры, которые применяет государство к лицам, осуждённым за совершение тех или иных правонарушений. Ну, домашний арест - это не наказание, это мера пресечения в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, поэтому здесь все меры как обеспечительного, так и принудительного характера по своей природе могут быть возложены только на бюджет. Исходя из иной логики мы можем ситуацию довести до абсурда, когда кто-то будет себе заказывать наручники, условно говорю, фирмы "Версаче", соответствующие браслеты, кто-то - фабрики "Большевичка" и так далее. Я, конечно, утрирую, довожу до абсурда, но общий подход такой: это меры, применяемые государством, это меры, которые государство финансирует за свой счёт. Кроме того, хотел бы обратить внимание, здесь мы не вводим этот вид - домашний арест, - мы с вами его уже ввели, мы сейчас просто даём новую редакцию соответствующей статьи Уголовно-исполнительного кодекса... Уголовно-процессуального кодекса, извините. И поэтому меры финансового характера, объём финансирования не в чистом виде вытекает из тех новелл, которые в данном законопроекте, это подсчитано на круг с учётом уже действующей редакции законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Будьте добры, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Законопроектом вводится очень полезная, на мой взгляд, статья об уголовной ответственности за незаконный оборот специальных средств, предназначенных для несанкционированной прослушки и наружки. Скажите, пожалуйста, перечень этих средств кто определяет? Это новая статья 138-1 Уголовного кодекса. Кто определяет перечень техники, предназначенной для негласного получения информации? Каким актом это будет определяться? И второй вопрос: в государственных или в частных клиниках должны лечиться наркоманы? И на что будут потрачены 8 миллиардов рублей, предусмотренные в заключении правительства?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, понятно, да? Пожалуйста. НАЗАРОВ А. Г. Что касается перечня специальных технических средств, которые предлагается выделить в отдельный состав, то это будет определено постановлением правительства, таким подзаконным актом будет определён перечень, ну, в общем, традиционно так это и делается. Что касается тех средств, которые выделяются на создание условий для такой меры наказания, как принудительные работы, то это как раз на те тридцать центров, вот Гарри Владимирович говорил, где штатная численность людей, находящихся там, не должна превышать двести человек. То есть это по сути такие общежития, где есть особые условия пребывания. Также это на инспекции на персонал, который будет, скажем, поддерживать порядок, ну и на прочее. Для всего этого подсчитано, что в среднем один центр будет обходиться в 70 миллионов рублей, в условиях Севера и приравненных местностях - чуть дороже, в Центральной России - чуть дешевле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Гарри Владимирович, в этом зале не раз звучали слова о том, что, для того чтобы получить деньги из бюджета - или бюджетный кредит, или прямое финансирование, - нередко нужно дать откат, то есть дать чиновникам определённую сумму из тех бюджетных денег, которые получали. Тем самым наносится экономический ущерб огромный. В связи с этим вопрос: если это зафиксировано, то обе стороны будут наказывать - кто давал и кто брал? А если они захотят откупиться, ну, так решат, тогда в какой степени они будут деньги возмещать - каждый по 100 процентов или по 50 или как между собой договорятся и с чиновником? Как этот механизм будет реализовываться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Владимир Николаевич, здесь ответ очень простой, и я об этом говорил. Те лица, которые совершают преступления экономической направленности (а тот пример, который вы приводите, подходит под эти категории дел), могут быть освобождены от отбытия наказания в том случае, во-первых, если они полностью возместят ущерб, если такой возник. Это первая часть, и она не самая большая, и здесь уже суд будет определять конкретный размер конкретного возмещения. А во-вторых, каждый из них - не пополам, не в пропорции, - каждый из них ещё и в пятикратном размере уплатит в федеральный бюджет сумму того самого предмета, взятки, о которой вы говорили. В пятикратном размере каждый, если, конечно, там не было добровольного отказа. И одна из сторон, вы знаете, освобождается, если сообщила, причём понятно, какая сторона, о том, что с неё вымогают взятку. А в тех случаях, когда обе стороны являются осуждёнными, мы получаем десятикратный размер и полное возмещение ущерба. То есть мы получаем плюс одиннадцатикратный, теряем единичку, а получаем одиннадцатикратный плюс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Пономарёв Илья Владимирович. ПОНОМАРЁВ И. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Гарри Владимирович, у меня вопрос конкретно по статье 146, это о нарушении авторских прав. Администрация президента, вы, когда были в правительстве, в общем, сделали довольно много для того, чтобы уровень пиратства у нас в стране снизился. И результаты вполне конкретные: за пять лет у нас снижение примерно на 20 процентов. Это один из самых лучших в мире сценариев. И появились такие компании, как 1С, ABBYY и другие, которые являются уже международными лидерами. Примерно 65 процентов всех преступлений в этой сфере идут как уголовные преследования, в то же самое время до реальных сроков заключения доходит, по статистике Верховного Суда, 1 процент по части второй статьи 146 и 3 процента по части третьей, и в основном это рецидивы. У нас есть большое опасение, что если исправительные работы будут заменены принудительными, то есть пойдёт административный принцип, то все эти преступления не будут должным образом расследоваться и ... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. МИНХ Г. В. Ну, здесь, Илья Владимирович, я не уверен, что будет очень точным утверждение, что административный принцип, потому что если сравнивать исправительные работы, принудительные работы, обязательные работы, то при всём их разнообразии и различном механизме их реализации это всё уголовные виды наказания, то есть это всё меры уголовной ответственности. И поэтому в данном случае мы, в общем-то, ничего радикального не привносим. Просто вы сами называли цифры реальных сроков лишения свободы, которые, можно сказать, являются скорее статпогрешностью, чем реально применяемым видом наказания, поэтому, может быть, принудительные работы, ну, так мягко было сказано, что это такое своеобразное общежитие, но это будет общежитие с достаточно серьёзным исправительно-правовым режимом, и, возможно, это будет той самой мерой, когда суд понимает, что сажать так называемого беловортничкового преступника в реальные места лишения свободы - это может из него сделать ещё более опасного преступника в его дальнейшей жизни из-за тех навыков, которые он может там приобрести. А вот когда он будет в таком режиме, без отрыва от семьи, то, возможно, это его каким-то образом развернёт лицом в сторону тех норм, которые государством презюмируются, поддерживаются, в том числе и через уголовно-правовые механизмы. Поэтому это не административное, а по-прежнему уголовное мероприятие, уголовное наказание. Ну, мне кажется, что с точки зрения персонального состава правонарушителей в этой сфере всё-таки это более такая разумная мера, которая позволит, может быть, обеспечить их перевоспитание, чем реальное лишение свободы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, у меня вопрос: вот почему в настоящем законопроекте мы как-то по отдельным статьям вводим лечение для наркоманов, а по другим статьям, если совершено преступление наркоманами, мы их лечить не будем? И почему мы так дискриминируем больных с тяжёлой формой алкоголизма? Ведь это признано и врачи, наверное, подтвердят, если они у нас тут есть в зале, Белякова, правда, что-то я не вижу, что тяжёлая форма алкоголизма вполне сопоставима по всем тем процессам и зависимости именно с наркоманией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков будет отвечать? РОХМИСТРОВ М. С. Гарри Владимировичу вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Депутат Беляков - детский врач, хоть он и с проблемой алкоголизма знаком и борется, я думаю, с точки зрения депутатской деятельности. Но логика тех новелл, о которых мы сегодня говорим, состоит в том - и Андрей Геннадьевич уже о них упомянул, когда отвечал на вопрос коллеги из фракции ЛДПР, депутата Селезнёва, - что там речь идёт о тех лицах, которые страдают наркоманией и совершают преступления в сфере незаконного оборота наркотических веществ. То есть здесь абсолютно жёсткая привязка: это те лица, которые употребляют наркотики и, естественно, при себе их имеют. В момент их задержания с этим наркотическим веществом они являются лицами, подлежащими уголовному наказанию и подпадают вот под те меры, которые мы предлагаем. Речь не идёт о том, что наркоман совершил преступление иное - против личности, против общественного строя или какое-то корыстное, может быть, преступление. Здесь мы исходим ровно из такой логики: это не имеет причинно-следственной связи с тем, что он, находясь вот в таком нездоровом состоянии, занимался поиском, потреблением наркотических веществ, он совершал иные общественно опасные деяния, уголовно наказуемые, и поэтому будет отвечать за эти уголовно наказуемые деяния, которые напрямую не связаны с его вот этой болезненной наркотической зависимостью, с поиском соответствующих наркотических средств. В отношении иной категории, о которой вы говорили, - лиц, страдающих тяжёлыми формами алкогольной зависимости, - тоже такие меры мы не предполагаем. Здесь абсолютно чёткая ориентация на наркотическую зависимость, на нахождение у лица соответствующих наркотиков. Если у него будет в кармане бутылка водки, как вы понимаете, это не будет являться уголовно наказуемым деянием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Я вижу двух желающих выступить от фракции КПРФ, одного от ЛДПР, одного от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и одного от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Я думаю, что правильно будет дать возможность выступить по одному представителю от каждой фракции. Пожалуйста, кто будет выступать от КПРФ? Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, на мой взгляд, уголовное законодательство - это достаточно хрупкое законодательство, это тонкая материя, к реформированию и изменению которой надо относиться весьма осторожно, во всяком случае, понимать, ради чего это делается, какие цели преследуются, и попробовать просчитать, что же реально может получиться в результате этих изменений. И уж вообще нельзя, мне кажется, вносить многофункциональные изменения. Посмотрите, что пытаются сделать данным законопроектом? Здесь пытаются... преступления задевают и сферу экономическую, здесь речь идёт и о наркотиках, и так далее, и так далее. На самом деле очень опасно вот так делать, потому что могут проскользнуть ошибки, можно не заметить какие-то неточности, и это может иметь фатальный характер. То есть мы пытаемся создать некую вот такую конструкцию законодательную, которая, вообще-то говоря, к жизни неизвестно какое отношение будет иметь, а хотелось бы, чтобы законопроект звучал конкретно, точно и было понятно, что получится в результате. Я не зря спросил о том, распространится ли либерализация, заложенная в данном законопроекте, на взяточников и коррупционеров. Ну, Гарри Владимирович со свойственной ему деликатностью достаточно пространно отвечал на данный вопрос, и, как я понял, ответ его следующего характера. С одной стороны, мы законодательство изменяем - ужесточаем, безусловно, наказание за данные деяния, опасные деяния. Я хочу напомнить, что Президент Российской Федерации призвал нещадно выжигать, что называется, калёным железом подобные преступления, неизбежность наказания должна быть для вот этих взяточников и коррупционеров. А с другой стороны, мы для них создаём условия, когда эти ребята... ну, попался первый раз - вроде как погладили тебя по головке и сказали: мы тебя отпустим. Вы знаете, вот в подобном подходе, мне кажется, проявляется весь дуализм сегодняшней власти: с одной стороны, ужесточаем, а с другой стороны, создаём условия, механизмы, как эти ужесточения обойти стороной. Этот дуализм, он очень опасен. Тогда в чём же смысл этого призыва к борьбе с коррупцией, с экономическими преступлениями? Тогда не надо призывать, потому что смысла в этом никакого нет. Это первое. Второе - экономика данных мероприятий. Предполагается создать сеть учреждений, тридцать. Речь идёт о том, что тридцать учреждений на всю Россию за один год предстоит создать. Я понял из экономического обоснования, что 8 миллиардов рублей предполагают затратить на это. Ну, извините, они как-то должны себя оправдать, эти деньги, они должны как-то вернуться. Речь идёт о том, что они будут работать. Где они будут работать? Звучит интересный ответ, вы послушайте, о чём вы говорите: они будут работать на предприятиях любой формы собственности, которые, я так полагаю, расположены здесь, рядом, в этом регионе, в этой области, в этом районе. А если безработица? На каких стройках капитализма они будут работать, если стройки стоят, не работают? А если кризис опять? Куда мы вот с этой рабочей силой, где они трудовое исправление будут проходить? Вы будете возить их из европейской части в Сибирь, в Тюменскую область на нефтегазопромыслы? Ну, я не знаю, что из этого получится, то есть это, вообще говоря, сомнительное, мне кажется, какое-то предположение, к жизни опять же не имеющее никакого отношения. В целом законопроект вызывает двойственное впечатление. Ну, наверное, надо за какие-то вещи наказание либерализировать, наверное, надо где-то и смягчать, но надо понимать, что за этим следует, и, безусловно, нельзя одной рукой ужесточать, а другой это ужесточение полностью нивелировать. На наш взгляд, голосовать за данный законопроект в данном случае ни в коем случае нельзя, потому что он приведёт к непредсказуемым последствиям, если будет принят и начнёт, не дай бог, действовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемые депутаты! Вынужден согласиться с мнением фракции КПРФ, что всё сваливать в одну кучу, наверное, неправильно, тем более что по результатам последних исследований социологов 59 процентов граждан считают главной проблемой нашего общества алкоголизм и наркоманию. Мне кажется, что эта проблема заслуживает всё-таки отдельного рассмотрения. Нужно ли решать все те проблемы, которые в настоящем законопроекте отражены? Нужно. В чём-то решаются эти проблемы? Да, в чём-то решаются, но как бы чуть-чуть: чуть-чуть полечим здесь, чуть-чуть полечим это, чуть-чуть полечим то. Но ведь каждая проблема может быть решена только при комплексном подходе и рассмотрении со всех сторон, потому что нельзя рассматривать отдельно алкоголизм, нельзя рассматривать отдельно наркоманию, нельзя отдельно смотреть на наркомана, который просто попался с героином в кармане, и на наркомана, который попался при совершении преступления. Ведь, так или иначе, у нас большинство преступлений в обществе совершается либо в состоянии наркотического, либо в состоянии алкогольного опьянения. И самое страшное, что при этом гибнут дети. Вспомните это лето: отец убивает ребёнка, мать убивает, ещё что-то происходит - тяжелейшие преступления совершаются и в том, и в другом случае, и это действительно волнует общество. Почему мы вот так, по ходу, где-то, говорим: "А вот здесь давайте будем лечить"? Ведь есть же и мировая практика, и заявления, наверное, большинства научного сообщества, что и алкоголизм, и наркомания лечатся исключительно методом принудительного лечения. У нас в законопроекте этого нет, мы занимаемся тем, что где-то либерализируем, устанавливаем нормы чуть-чуть помягче, где-то чуть-чуть построже, но ведь не решаем проблему в корне. Наверное, было бы правильнее взять проблему наркомании и рассматривать её со всех сторон вместе с проблемой алкоголизма, начинать решать её комплексно: ввести направление, создать какие-то специализированные центры, где будут проходить лечение (не дома под присмотром, присмотр тоже бывает разный, а действительно в специализированных учреждениях) те, кто нуждается в данном лечении. Потому что сегодня огромное количество методик и в любой газете можно прочитать, что за пятнадцать минут доктор приедет и навсегда избавит вас хоть от табакокурения, хоть от алкоголизма - от чего угодно. Тоже своего рода лечение, прошёл курс за пятнадцать минут, а справку нарисуют, что ты полгода лечился. Эту проблему надо, конечно, рассматривать, в любом случае мы вернёмся к этому вопросу и будем рассматривать проблему комплексно, поэтому, наверное, надо сразу подходить так, чтобы не в кучу всё сваливать, а решать. Ещё одна проблема, которая здесь была поднята, - это клевета. Ну, действительно надо провести либерализацию в том числе и в отношении клеветы, и в отношении оскорбления, но, с другой стороны, есть же некоторые составы этих вроде бы не самых тяжких преступлений, когда это превращается действительно в серьёзное преступление: если это спланированная травля (неважно кого - человека, организации), когда существует чёткий план, как, где и кого оболгать с целью получения в том числе и коммерческой выгоды, что мы наблюдали неоднократно. Эта кампания зачастую является первой фазой так называемого рейдерского захвата, и в этом зачастую участвуют в том числе и государственные служащие. И есть факты (были ещё сотрудники милиции, не полиции пока, видимо, ещё не дошло до прессы, до средств массовой информации, хотя, может быть, уже есть факты), когда как первая фаза рейдерского захвата, то есть тяжелейшего преступления, используется именно клевета с привлечением, например, средств массовой информации. Может быть, в этой части и не надо было бы декриминализировать подобный состав, а нужно было сохранить его в каком-то таком качестве. Что касается взяток, это действительно проблема, коррупция - это вторая проблема после наркомании и алкоголизма. И есть же хороший опыт, когда мы рассматривали пакетные законопроекты в части коррупции. Сегодня можно констатировать, что в этой части успехов нет. И наверное, нам с вами надо проработать совместно, всем вместе какое-то заключение, провести исследование в части того, как работает законопроект, и также комплексно, пакетным соглашением вносить изменения, потому что, если у человека и насморк, и пневмония, и при этом ещё и ноги сломаны, то, если мы всё по очереди будем лечить, больной умрёт. Надо лечить сразу все заболевания, одновременно, а не ждать, когда насморк вылечим, потом пневмонию, а потом будем ноги заново ломать и снова их собирать. Вот это, к сожалению, проблема нашей законотворческой деятельности. Мне кажется, что необходимо подобные законопроекты всё-таки не валить в одну кучу, а пытаться найти комплексные, пакетные решения. То есть необходимо решать проблему, анализировать, как работает нынешнее законодательство, и предлагать комплексное решение этой проблемы. Пока успехов нет, мы чуть-чуть где-то что-то подправляем, где-то что-то ужесточаем, что-то либерализируем, но пока успехов нет, поэтому говорить о том, что настоящий законопроект сделает какой-то революционный прорыв в этой области, наверное, не стоит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вяткин, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну, в данном законопроекте не идёт речь о либерализации, о смягчении, речь идёт о гуманизации, это всё-таки несколько разные вещи. И вот те выступления, которые сейчас прозвучали... создаётся такое впечатление, что просто придраться не к чему. Кому-то не нравится декриминализация клеветы и оскорбления, хотя наши коллеги, допустим, из фракции ЛДПР, наоборот, выступали за то, чтобы исключить всяческую ответственность за подобные деяния, в том числе и гражданско-правовую, для отдельных категорий наших граждан. Нашим товарищам из КПРФ не нравится то, что закон касается большого количества статей, хотя это естественно, потому что такие вещи, как гуманизация, касаются целого ряда деяний, которые являются преступлениями небольшой или средней тяжести. Наша фракция, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", будет поддерживать данный законопроект по следующим основаниям. Прежде всего, рассматривая данный законопроект, данную президентскую инициативу, мы говорим о том, что сейчас формируется внятная, обоснованная и чётко направленная уголовно-правовая политика, это выражается, как справедливо отметил Гарри Владимирович в своём докладе, в двух направлениях. С одной стороны, происходит ужесточение наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления, особо опасные преступления, которые имеют большой общественный резонанс. И это осуществляется, мы уже приняли закон, который ужесточил ответственность за коррупционные преступления, поддержали президентскую законодательную инициативу, которая усиливает ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, и ещё будем такой законопроект рассматривать. С другой стороны, для тех граждан, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести, совершили впервые, либо если имеются смягчающие обстоятельства, естественно, мы должны определить специальный или особый правовой режим. Главная цель гуманизации - это перестать плодить новых преступников. Какими средствами это достигается? Первое: более широко применяются наказания, которые не связаны с реальным лишением свободы, но тем не менее связаны, как предлагается в данном законопроекте, с контролем со стороны органов, исполняющих наказание, за теми, к кому это наказание применяется, путём создания специальных центров. Второе: расширяются пределы судейского усмотрения при назначении наказаний. Всех под одну гребёнку стричь, естественно, невозможно. Есть люди, которые раскаиваются, они совершили преступление впервые, у них есть шанс. Декриминализируется ряд деяний, одновременно вводится уголовная ответственность за те деяния, которые ранее не были уголовно наказуемыми. Кроме того, введено новое наказание - принудительные работы, на это надо обратить особое внимание. Действительно, труд перевоспитывает, с этим трудно спорить, труд применялся для исправления, для возвращения людей оступившихся к нормальной жизни в течение многих-многих лет, и эта практика должна быть продолжена, вернее, возобновлена. За всеми этими сухими юридическими терминами, которые есть в законопроекте и которые, наверное, непонятны большинству наших сограждан, стоят судьбы наших же сограждан, которые совершили преступление впервые, оступились, раскаялись. У них должен быть шанс на возвращение к нормальной жизни, у них должен быть шанс на получение работы. Очень многие безработные совершают преступления, и даже если они получают условное наказание, то работу не находят, не встают на путь исправления, не получают шанс в жизни. Вне всякого сомнения, мы должны дать шанс, чтобы отказались от употребления наркотиков на максимально длительный срок те, кто хотел бы это сделать. Поэтому я призываю коллег поддержать указанный законопроект, принять его в первом чтении и не отбирать у наших сограждан, которые могут вернуться в нормальную жизнь, вот этот самый шанс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Москалькова Татьяна Николаевна, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект в первом чтении, потому что мы поддерживаем курс на либерализацию и гуманизацию уголовной политики Российской Федерации. В нашей стране до сих пор работает, так сказать, прижилась пословица "от тюрьмы да сумы не зарекайся", потому что человек не чувствует себя вполне защищённым от возможной расправы, в том числе и с помощью уголовно-исполнительной системы. Президент этим очередным пакетом законопроектов не просто вводит новый подход к уголовной политике, но пытается изменить вообще облик России, которая до сих пор изобилует тюрьмами и колониями, переполненными СИЗО, отличается ужасными условиями этапирования, незащищённостью или неполной защищённостью осуждённых, изолированных от общества. Я не соглашусь здесь с коллегами Локотем и Рохмистровым в отношении ненужности дифференциации уголовного законодательства. Напротив, дифференцировать наказание и подходы в зависимости от содержания преступления и личности преступника очень важно, это суть современного уголовного законодательства, к которому мы стремимся. И введение альтернативных наказаний, и снижение по ряду преступлений предела наказания - очень важный плюс, позитив данного законопроекта, который ставит барьер перед процессами десоциализации людей, совершивших преступление в экономической сфере. Они отличаются от тех, кто совершает преступления против личности, и подход к ним должен быть другой. Но в этом законопроекте мы как раз не видим в полной мере той дифференциации, которую ожидаем. Посмотрите на цифры: на каждые сто тысяч населения в России совершается шестнадцать убийств, в Соединённых Штатах Америки девять, на Западе одно. Эти цифры заставляют нас задуматься о том, что наша уголовная политика не в полной мере адекватна реалиям сегодняшнего дня, и мы ожидаем в этой части ужесточения наказаний. Помимо позитивных положений этого законопроекта, которые здесь были достаточно подробно освещены докладчиками, два момента очень сильно обеспокоили депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Первый - это подходы к преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, и вот такой как бы change, обмен: понуждение лечиться через освобождение от уголовной ответственности за ряд преступлений. При этом непонятно, где будет это лечение, скорее всего, в коммерческих структурах, и мы знаем, что нет гарантий того, что справки о том, что человек вылечился, не будут куплены. Это очень большой подарок наркодельцам, которые вовлекают нашу молодёжь в преступления, именно освобождение от уголовной ответственности в таком виде будет создавать ещё больше условий, детерминировать вовлечение молодёжи в преступления: мол, тебе всё равно ничего не будет, ты не сядешь, совершай. А что это? Это распространение, сбыт наркотиков. Очень важно было бы сочетать принудительное лечение с наказанием, но с последующим послаблением и возможностью освобождения от наказания. И наконец, второй момент - это изменения в статью 146, где говорится о контрафакте. Вся общественность, связанная с производством в сфере компьютерных технологий, крайне обеспокоена этими изменениями. Сегодня для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности за компьютерное пиратство, достаточно изъять диски, компьютерную продукцию на 50 тысяч рублей. Мы понимаем, что всю партию никогда невозможно изъять, изымается только часть её, - и предлагается поднять эту сумму, сумму ущерба до 250 тысяч! Случаев изъятия такой крупной партии практически нет, и мы можем сделать шаг назад, отказаться от тех успехов, которых добились в области борьбы с компьютерным пиратством и защиты авторских прав. Вот такой подход, внесение таких изменений в статью 146 существенно изменяет возможности сбора доказательной базы, в том числе с использованием оперативно-розыскных средств, методов. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит в первом чтении этот законопроект, сформулирует поправки и оставляет за собой право воздержаться от голосования во втором чтении, если они не будут учтены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. По ведению - Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Олег Викторович, при обсуждении этих двух очень важных законопроектов упущено два важных экономических момента. Я поднимал руку, когда записывались. Просил бы дать мне три минуты, чтобы эти два момента огласить коллегам до голосования, хотя бы три минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите трёхминутный режим для депутата Федоткина. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я не случайно спросил Гарри Владимировича, кто будет отвечать, когда дают взятку, берут взятку и наносят экономический ущерб. Представьте: малый бизнес, бизнесмен пришёл, чтобы получить кредит в 1 миллион рублей. Ему говорят: 20 процентов откат. Он говорит: ну куда мне деться, что делать, ладно, я отдам. Отдал 20 процентов, 800 тысяч осталось на развитие. Их поймали. Чиновник платит 5 миллионов, и бизнесмен (малый бизнес) платит 5 миллионов, но у него таких денег нет, потому он и пришёл просить. Ну, после этого случая на нём, на этом малом бизнесе можно поставить крест, он прекращает существование. Поэтому я считаю, в законе - Гарри Владимирович, отвлекают вас - было бы правильно записать, что штраф в пяти-, десяти-, пятнадцатикратном размере должен платить тот, кто требует эту взятку, а не тот, кто вынужден её давать, потому что он без этих денег вообще не может развиваться. Теперь о крупном бизнесе. Воруют, скажем, 100 миллионов, 200 миллионов. Десять раз украл - не попался, на одиннадцатый раз попался. Ну что для него пять раз отдать? Он пять раз отдаст, а ещё пять раз то, что он украл, как говорится, у него в кармане останется. Не случайно поэтому наша фракция всё время говорит: надо не штрафом в пятикратном размере наказывать тех, кто ворует по-крупному, а конфискацией имущества, иначе этот закон не будет работать. И последнее. Я, когда готовился к этому выступлению - у меня оно было больше, - в журнале "Финансовый контроль" нашёл комментарии одного известного человека к этому законопроекту, и вот что он сказал, я цитирую: "Досрочное освобождение осуждённых за экономические преступления позволит разгрузить тюрьмы и снизить затраты на их содержание". Вот, наверное, в этом и есть главный смысл данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, есть необходимость в заключительном слове? Пожалуйста. МИНХ Г. В. Спасибо большое, Олег Викторович. Я хотел поблагодарить за обсуждение, оно показало, что все без исключения политические партии, представленные в парламенте, действительно заинтересованы и болеют за ситуацию в нашей стране, но здесь - конечно, я понимаю: в силу политической логики, политических же процессов - вынуждены говорить многие вещи, которые с точки зрения обычного здравого смысла и логики с трудом могут быть поддержаны. Конечно, можно, как коллега Рохмистров говорит, взять да придумать одну законодательную таблетку от всех социальных и иных болезней. Конечно, это, наверное, хорошее предложение, но оно немножко попахивает теми самыми вещами, о которых он же и говорил, когда люди, не очень этически корректные, предлагают лечение всех болезней за десять - пятнадцать минут. Не надо нам тоже идти по этому пути. Хочу вас проинформировать, что, безусловно, все институты государственной власти, и Дума в том числе, работают последовательно, чётко анализируя, постепенно решая те проблемы, которые возникают перед нашим обществом, перед государством, перед нашими гражданами. И естественно, что всё это делается на основе тщательного анализа. И то, что мы сегодня предлагаем корректировку уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, это только один из шагов наряду с иными мерами комплексного характера. Поэтому здесь не надо ждать чуда, здесь не надо ждать революции, здесь надо строго, последовательно, постепенно решать, повторю, те проблемы, лечить те болячки, которые возникают в нашем обществе. Ещё раз всем спасибо. И я думаю, что мы будем так же сообща двигаться дальше, несмотря на политические перипетии, которые нас всех не должны лишать ни логики, ни объективности, ни здравого смысла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комитет настаивает на... Включите микрофон Назарову. НАЗАРОВ А. Г. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, от имени комитета спасибо всем за активное участие. Хотелось бы сказать о том, что данный законопроект очень важный и своевременный, тщательно проработанный, он составляет сто восемьдесят три страницы. Очень жаль, что фракция критикует нас за то, что там что-то не соответствует... Например, я хотел сказать о таком очень важном направлении, как коррупция. В данном случае законопроект не предусматривает прекращение уголовных дел против коррупционеров, перечисляются только те статьи, которые касаются преступлений экономической направленности, составы которых предусматривают, например, незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность. Ничего другого, каких-то взяток и прочего, здесь нет. Ранее мы с вами приняли уже закон, который сегодня действует, и там очень большие, кратные штрафы для тех людей, которые попадаются на получении взяток. Уважаемые коллеги, до второго чтения ещё есть время, присоединяйтесь, но давайте договоримся, чтобы вы всё-таки, прежде чем так говорить и критиковать, законопроект почитали, ознакомились с ним. Спасибо всем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выносим 13-й пункт повестки дня на "час голосования" и
Пункт 13, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 32 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 48 чел.10,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принято.