Заседание № 229
О проекте федерального закона № 559494-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алёны Васильевны Руденко. Пожалуйста. РУДЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В 2022 году был принят федеральный закон о государственной информационной системе - единой биометрической системе, который предусматривает, что вся биометрия должна храниться в единой защищённой государственной системе в целях надёжной защиты биометрических персональных данных граждан. До принятия указанного закона регулирование функционирования единой биометрической системы осуществлялось в соответствии со статьёй 14-1 Федерального закона "Об информации...". Законопроект, который сегодня вынесен на рассмотрение в первом чтении, разработан во исполнение поручения председателя правительства в целях приведения действующих федеральных законов в соответствие с положениями закона о биометрии. Предлагаемые изменения носят преимущественно юридико-технический характер и направлены на актуализацию наименования единой биометрической системы и корректировку действующих ссылок на закон о биометрии. Также законопроект уточняет положение, направленное на обеспечение исполнения банками обязанности по предоставлению клиентам возможности открывать счета (вклады) без личного присутствия после проведения идентификации с использованием биометрии через действующие каналы взаимодействия с клиентами. В частности, системно значимые банки будут обязаны обеспечивать удалённую идентификацию с ЕСИА и ЕБС как через сайт, так и через мобильное приложение, несистемные банки смогут выбрать, сайт и (или) мобильное приложение. Законопроект согласован со всеми заинтересованными ведомствами. Уважаемые коллеги, прошу поддержать и принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Антона Вадимовича Горелкина. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесённый правительством проект федерального закона. Мы его концептуально поддерживаем, но у нас есть ряд технических замечаний. Мы обращаем внимание, что отдельные положения нуждаются в юридико-технической и лингвостилистической корректировке. А в целом, уважаемые коллеги, мы поддерживаем законопроект. Он, ещё раз подчеркну, носит такой технический, даже технологический характер. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Топилин Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А. Вопрос официальному представителю. Уважаемая Алёна Васильевна, мы с вами обсуждали буквально на днях применительно к теме ограничения продаж различным категориям граждан действующие запреты, сейчас мы готовим ещё ряд других инициатив по этому поводу. Мы с вами обсуждали тему, связанную с продажей энергетиков детям, и вы предлагали как раз систему ЕСИА для контроля за этим процессом. Но мы выяснили, что законодательство не позволяет делать это функционально и организационно. Что-то вы предполагаете при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении учесть в нём, чтобы эта система заработала для контроля? РУДЕНКО А. В. Мы считаем, что вот тот законопроект, который мы сегодня рассматриваем, абсолютно технический, юридико-технический, он внесён в связи с принятием закона № 572-ФЗ. В законе № 572-ФЗ это возможно сделать, есть уже соответствующие технологии, они уже применяются, нужно просто необходимое оборудование, которое при считывании, например, вашего лица позволит ответить на вопрос, например, есть ли вам 18 лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемая Алёна Васильевна, законопроект предусматривает в том числе открытие кредита без очного присутствия клиента в банке, а мы знаем, что уровень мошенничества сейчас запредельный и биометрия не является абсолютной защитой. Предполагается ли в дальнейшем использовать дополнительные механизмы защиты клиентов от мошеннических действий? РУДЕНКО А. В. Мы в настоящее время активно взаимодействуем по этому вопросу с Банком России, прорабатываем соответствующие инициативы, но вместе с тем считаем, что всё-таки биометрические персональные данные - это очень высокий уровень защиты, поскольку достаточно точно возможно идентифицировать физическое лицо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемая Алёна Васильевна, в продолжение вопроса, только что заданного. Оптимизацию каких процессов между клиентами и банками предусматривает данный законопроект? Есть ли необходимость внедрять новые электронные системы идентификации клиентов кредитных организаций при ужасающем уровне мошенничества и воровства денежных средств со счетов граждан? Только в Омской области с начала года мошенники украли со счетов граждан, в том числе вынудив взять их кредиты, на сегодня уже более 900 миллионов рублей. Не упростит ли закон деятельность мошенникам? РУДЕНКО А. В. Спасибо огромное за вопрос. Мы всё-таки считаем, что именно биометрия позволит защитить наших граждан от мошенничества, потому что сейчас случаи мошеннических действий со счетами и со взятием кредитов на физические лица всё-таки не связаны с биометрической идентификацией, как раз наоборот. И она, наоборот, нам позволит пресечь такую практику. Но в этом законопроекте всё, что касается взаимодействия банков и биометрии, носит исключительно уточняющий характер, потому что на данный момент та формулировка, которую мы правим, вызвала дискуссии в правоприменительной практике, поскольку она толковалась неоднозначно: то есть всё-таки банки должны иметь и мобильное приложение, и сайт или допускается что-то одно из них? И мы просто уточняем, что системно значимые банки должны иметь и сайт, и мобильное приложение, не системно значимые - только мобильное приложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Алёна Васильевна, до вступления в силу 572-го федерального закона, за который, кстати, наша фракция не голосовала, биометрические данные собирались коммерческими субъектами: банками, медицинскими организациями, фитнес-клубами. На 2022 год банки собрали 60 миллионов образцов биометрических данных. Законом обязали все организации хранить биометрические данные в государственной информационной системе, убеждали нас, что она соответствует всей регуляторике в части защищённости, безопасности, которая выработана Федеральной службой безопасности. Вот я раньше задавала вопрос о том, что в 2022 году 14 компаний не смогли сохранить свою информацию, это и "Гемотест", и "Яндекс.Еда", и "Почта России", и "СДЭК", и "РИА Новости", - скажите, что изменилось с принятием этого закона? Прошло уже практически два года. Были ли за эти два года преступления, которые связаны с утечкой персональных данных, как были наказаны виновные, можете сказать? РУДЕНКО А. В. Сейчас рассматривается законопроект о биометрической системе, случаев утечки данных из единой биометрической системы у нас не установлено, у нас их нет. Вы, скорее всего, говорите об утечках просто персональных данных, в этих случаях действительно привлекаются к ответственности. На данный момент у нас таких случаев нет. И действительно, наша система максимально защищена с учётом новейших систем защиты информации и с участием в том числе ФСБ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Алёна Васильевна, ну, действительно, при принятии закона "О персональных данных" даже ФСБ была против, но тем не менее его продавили. Биометрические данные - это более чувствительные данные, и я сомневаюсь, что у нас в стране есть наши системы безопасности, которые могут обеспечить эту безопасность. А дистанционный допуск использования биометрических данных... Вот на данный момент без биометрических данных воруют с карт клиентов 16 миллиардов, по данным Центробанка. А так вы бандитам даёте полное основание скрутить, револьвер приставить к спине и снять всё, что есть у человека. Поэтому, мне кажется, здесь, ну, не совсем продумано или, может быть, продумано не теми людьми. С нашей точки зрения, это несвоевременный закон. РУДЕНКО А. В. Спасибо большое за вопрос, Николай Васильевич. Мы всё-таки считаем, что те преступные действия, о которых вы говорите, можно совершить в принципе и без биометрии различными способами, в том числе мошенническими. Да, я ещё раз повторю, у нас законопроект технический. Биометрия сейчас достаточно успешно применяется. На наш взгляд, она крайне важна в тех случаях, когда нет возможности физически посетить, например, банк. Это касается людей с ограниченными возможностями и так далее, то есть мы не должны и об этом тоже забывать. И я ещё раз повторю, как я уже говорила, на данный момент у нас таких негативных случаев или утечек именно биометрических персональных данных не зарегистрировано. Если появятся, не дай бог, такие случаи, мы, конечно, будем своевременно реагировать на них, в том числе, уважаемые коллеги, безусловно, во взаимодействии с вами. Мы обеспечиваем хранение этих данных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алёна Васильевна, не успел задать вопрос. Может быть, ответите в комментариях, насколько обязательно для граждан сдавать биометрию в тех банках, где у них счета? Вот от этого будет зависеть лично моё голосование: если обязательную процедуру вы предлагаете, то нет, сразу нет, какими бы благими намерениями это ни объяснялось. Что касается деятельности мошенников, здесь нужно фиксировать: службы безопасности банков абсолютно не работают, абсолютно устранились, силовые структуры просто не в силах что-то сделать с миллиардами звонков, а в результате у нескольких вот таких контролёров, ну, так грубо скажу, нянек люди, наши граждане, без денег, без миллиардов. Многомиллиардные суммы утекают! И если бы они просто утекали в карманы мошенников, но вы же понимаете, что основная масса этих мошенников сидит в Киеве, - и куда идут эти деньги? Вы понимаете, что происходит?! Так что это не мошенничество, очень опасные преступления совершаются каждый день. Я уверен, депутатам поступают такие звонки по причине того, что и наши данные утекают в эти базы. Придумываются всё время разные схемы и так далее, а банковская служба безопасности придумывает... да, она должна что-то придумывать, но она придумывает какие-то такие подходы, которые абсолютно точно не гарантируют поиск и наказание преступников. И у меня, знаете, только одно предложение. Коллеги-депутаты, Александр Дмитриевич, давайте так: если мошенники, воспользовавшись вот такими разными способами, лазейками, получили наши данные, ввели в заблуждение граждан, совершили преступление, возбуждено уголовное дело, то до окончания расследования, до нахождения этих преступников, до возвращения денег, значит, просто надо банкирам создать тоже такую неприятную историю: не возвращать им никаких кредитов, которые мошенническим путём оформлены на граждан, чтобы службы безопасности наконец заработали. Если рублём банки не будут наказаны так, как наказывают преступники миллионы наших сограждан, то они, естественно, и не будут ничего делать. Вот я предложил бы разработать такой законопроект, ну, чтобы взбодрить и как-то мотивировать службы безопасности банков и сами банки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкин Антон Вадимович, пожалуйста. ГОРЕЛКИН А. В. У меня нет вопросов к Алёне Васильевне, я лишь хочу отметить, что фракция, безусловно, поддержит во имя технологического прогресса этот законопроект. Единственно, в вопросах были подняты очень важные темы. Сегодня нет ни одного случая идентификации через биометрию, которую использовали бы мошенники, таких случаев нет в принципе - пока, потому что это дорого, тяжело, сложно. Но нам нужно развивать системы распознавания дипфейков, и ряд наших структур уже такие системы имеют, это АНО "Диалог", это Роскомнадзор. Безусловно, банки должны в это вкладывать, инвестировать, это, безусловно, ближайшее будущее. Тем не менее, уважаемые коллеги, предлагаю не путать мягкое с тёплым: утечки сегодня, к сожалению, происходят из коммерческого сектора, продолжают происходить, но это утечки не биометрические. Почему биометрия хранится сегодня именно в государственной системе? Государство более эффективно умеет это защищать, а бизнес, к сожалению, экономит на этом. И сегодня готовятся жёсткие поправки, которые будут исправлять эту ситуацию, - я всё-таки рассчитываю, что до конца года они будут приняты. Ну а фракция, ещё раз подчеркиваю, во имя технологического прогресса, безусловно, поддержит этот важный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Заключительное слово - докладчик, может быть, отреагируете на реплику? РУДЕНКО А. В. Да, если позволите, коллеги. Самый главный, наиважнейший принцип 572-го закона, о биометрии, - это право на её использование, это я отвечаю вот как раз на ваш вопрос. Безусловно, использование биометрии... мы последовательно при принятии любых законодательных решений в части внесения изменений в этот закон исходим из того, что биометрия может быть только правом, возможностью, создана она для удобства, для оказания вам услуг в удалённом формате. Безусловно, мы анализируем правоприменение, взаимодействуем с Центральным банком, и в настоящий момент Центральным банком прорабатываются меры реагирования как раз на все мошеннические действия, меры пресечения возможности взять кредит на третье лицо. Ещё, наверное, дополнительно хочу обратить внимание на то, что банки сами не накапливают биометрию, не хранят её, - вся биометрия хранится действительно только в нашей единой системе. Спасибо, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", пункт 21. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 29 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Решение принято.