Заседание № 337
26.01.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 559100-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за пропаганду закиси азота).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1707 по 1800 из 6149
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки, законопроекта второго чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за пропаганду закиси азота). Пожалуйста, Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данным проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за пропаганду закиси азота. Мы его приняли в первом чтении 9 декабря. Поступило три поправки, которые сведены в таблицу № 1. Поправками 1 и 2 приводятся в соответствие положения проектируемой статьи 6.13-1 Кодекса об административных правонарушениях и Федерального закона "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации", который вступил в силу 1 января 2021 года. Поправка 3 исключает внесение изменений в часть 1 статьи 23.1 КоАП, так как рассмотрение дел по новой статье будет относиться к компетенции судей и без внесения данных изменений. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует принять таблицу поправок № 1, а также рассматриваемый законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 (в этой таблице три поправки, комитет предлагает поддержать) есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 50 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение, 5-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 26 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона подготовлен к третьему чтению, все экспертизы пройдены. Прошу рассмотреть сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет возражений. Принимается ваше предложение, Николай Гаврилович. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам в процедуре третьего чтения? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение, 5-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 31 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 329
09.12.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 559100-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за пропаганду либо незаконную рекламу закиси азота).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4169 по 4815 из 7659
Коллеги, у нас 35-й и 36-й вопросы взаимосвязаны, и тот и другой касается закиси азота. Нет возражений, если мы их рассмотрим с одним докладом - если надо, докладчику добавим время - и двумя содокладами? Нет возражений. Тогда мы так и поступим. Я называю законопроекты. 35-й вопрос, проект федерального закона "О мерах, направленных на недопущение использования (потребления) физическими лицами закиси азота и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". И 36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Наталья Васильевна Костенко. Пожалуйста. КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Попытки ограничить распространение закиси азота, известной также как веселящий газ, в нашей стране предпринимаются с 90-х годов. В 1996 году Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздраве включил этот газ в список одурманивающих веществ. Однако данное решение носило рекомендательный характер и с момента ликвидации самого комитета потеряло силу. Широкое внимание общественности к данной проблеме, а именно к нецелевому употреблению в нашей стране закиси азота, было привлечено в 2012 году, когда одновременно в ряде городов России были зафиксированы случаи гибели молодых людей. Однако вторая попытка урегулировать данный вопрос письмами Роспотребнадзора также не имела нужного эффекта, поскольку суды отказывали контролирующим органам на основании того, что законодательство никаких оснований для этого не содержит. Не скрою, что взяться за разработку как раз таки законодательных оснований для ограничения нецелевого употребления закиси азота в 2017 году меня побудила очередная череда резонансных смертей молодых людей, рядом с телами которых находили баллоны с закисью азота. Погрузившись в проблему, мы увидели, что рынок продажи этого смертельно опасного газа за эти годы не только расширился, но и приобрёл все признаки индустрии. На первом этапе распространение закиси азота велось в основном среди посетителей ночных клубов и дискотек. Как правило, продажа осуществлялась с припаркованных рядом автомобилей, в багажниках которых лежали баллоны, сам газ упаковывался продавцами в воздушные шарики. Сегодня важнейшей силой продвижения этого опасного товара стал Интернет, а основными потребителями - молодёжь и подростки. Закись азота на огромном количестве сайтов пропагандируется продавцами как безвредное средство для релакса и прямо измеряется не баллонами и не литрами, а шариками. Например, баллон 2 литра - это 50-70 шариков, 5 литров - это 100-120 шаров. При этом шарики можно приобрести тут же или получить в подарок к покупке. Поставщиками гарантируется круглосуточная бесплатная доставка в самые короткие сроки - от 30 минут до часа. С помощью Интернета препарат стало легко приобрести любому подростку, не выходя из дома, в любом объёме: от 8 граммов (в упаковке 10 баллончиков), чтобы ни одна мама не смогла обнаружить, до 10 литров. Стоит это удовольствие от 500 рублей до 2,5 тысячи рублей. Организаторы вечеринок и различных торжеств сегодня также включают вдыхание закиси азота в официальное меню праздника наряду с шампанским. Что важно знать о закиси азота? Существует три вида закиси азота: медицинская, пищевая и техническая. Сегодня ограничено распространение только медицинской, используемой, как правило, в качестве наркоза, хотя составы всех трёх видов закиси азота идентичны. Газ широко используется в различных отраслях народного хозяйства - в процессе разработки законопроекта нам пришлось привлечь порядка 20 ведомств к этой работе, - и в этом состояла основная сложность выработки путей регулирования данной сферы, поскольку нужно было ограничить его нецелевое использование, не навредив законному применению. Согласно исследованию Пермской государственной фармацевтической академии Министерства здравоохранения, проведённому ещё в 2013 году, вдыхание закиси азота в небольших количествах приводит к состоянию эйфории и сопровождается беспричинным смехом и галлюцинациями. Однако, согласно заключению экспертов, эта эйфория и смех могут закончиться необратимыми последствиями для жизни и здоровья человека: нарушением ритма сердца, недостаточностью кровообращения, угнетением дыхания, острой гипоксией и смертью. Особую опасность вызывает такое свойство газа, как отсутствие запаха; это приводит к тому, что потребляющий его человек лишён возможности контролировать своё состояние и реакцию организма на препарат, что часто приводит к передозировке или летальному исходу. Также закись азота достаточно быстро, в течение нескольких минут, выводится из организма, что делает невозможным её обнаружение в биологических пробах. В таких условиях вероятностный вывод о наступлении смерти человека от употребления закиси азота можно сделать только при наличии дополнительных свидетельств этого, к примеру при изъятии с места происшествия ёмкости, содержащей данный газ, как это произошло в случае гибели четырёх студентов, в 2017-м и в 2020 году, в Москве. Продавцы на некоторых сайтах пропагандируют закись азота как альтернативу алкоголю или лёгким наркотикам - эффект тот же, но, если сесть за руль, ни алкотестер, ни анализ крови ничего не покажут. Это приводит к тому, что молодёжь садится за руль и попадает в смертельные аварии. Последний такой случай произошёл в 2019 году на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, тогда погибли два человека, и СМИ распространили запись с камер наружного видеонаблюдения, где видно, что перед поездкой водитель употребляет закись азота. Ввиду этих свойств, а также факта массового распространения закиси азота путём фасовки в шарики оценить реальный масштаб гибели людей от этого препарата невозможно. При этом нужно понимать, что зафиксированы и случаи отравления закисью азота, которые привели не к смерти, а к инвалидизации молодых людей. Мы предлагаем запретить продажу физлицам закиси азота для целей, не связанных с медпомощью или предпринимательской деятельностью, а также рекламу и пропаганду употребления закиси азота. Думаю, этих выводов достаточно, чтобы наконец принять решение, которое созрело ещё в 90-е годы. Сейчас, когда наша молодёжь в период пандемии имеет много свободного времени из-за сокращения досуговых мероприятий и введения дистанционного обучения, я думаю, принять такое решение самое время. В завершение... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте три минуты. (Шум в зале.) Наталья Васильевна, а по 36-му вопросу вы нам... КОСТЕНКО Н. В. Сейчас я коротко скажу по КоАП. Коллеги, второй законопроект является законопроектом-спутником. Первым законопроектом мы вносим изменения, ну, собственно, прописываем вот этот запрет и также устанавливаем запрет на рекламу закиси азота, а вторым - вносим поправки в КоАП, тоже запрещающие пропаганду закиси азота. Когда мы изучали проблему с закисью азота, больше всего меня задела наглость продавцов: они не только вводят людей в заблуждение, говоря, что это безопасный газ, но ещё и следят за нашей с вами работой. В последнее время на всех таких сайтах появился раздел "Законность", где они пишут, что всё легально, а если, мол, кто-то задаёт вам вопросы, почитайте закон и ответьте этим людям, не бойтесь отстаивать свои права. Я считаю, эту наглость можно только штрафами ограничить. Мы предлагаем штраф для физлиц - до 2 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц - до 20 тысяч рублей, для юрлиц - от 50 до 150 тысяч рублей плюс для предпринимателей ещё приостановление деятельности на срок до 30 дней в качестве дополнительной меры воздействия. Коллеги, в завершение хотела бы поблагодарить тех, кто помогал в этой работе, правительство, которое дважды поддержало нашу законодательную инициативу, администрацию президента, которая помогает нам сейчас с доработкой законопроекта ко второму чтению. Да, законопроект несовершенен, но я думаю, что мы сможем завершить эту работу. И также спасибо руководителям обеих палат парламента, которые придали стимул нашей совместной работе. Прошу поддержать. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна, за очень подробный доклад. По первому законопроекту с содокладом выступает Николай Васильевич Говорин. ГОВОРИН Н. В. Уважаемые коллеги, в своём докладе Наталья Васильевна раскрыла основные положения этого законопроекта, показала социальную значимость проблемы. Комитет по охране здоровья 4 декабря принял решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. В Российской Федерации на самом деле есть многочисленные факты нецелевого распространения, а также потребления закиси азота посредством вдыхания, что представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. Употребление веселящего газа может привести к возникновению психической зависимости, что очень важно учитывать. При немедицинском применении закиси азота возникают спутанность сознания и психомоторное возбуждение, появляются различные галлюцинации, нередко развивается острая гипоксия мозга с риском развития органического поражения мозга и других жизненно важных органов. Учитывая масштабы производства и ввоза к нам закиси азота из различных стран - более 58 тонн доставляется этого зелья в страну, и часть потенциально может использоваться для нецелевого потребления в качестве именно одурманивающего средства, - необходимо, конечно, принимать дополнительные меры по установлению контроля за оборотом закиси азота. В целях недопущения потребления гражданами закиси азота предлагается запретить продажу веселящего газа физическим лицам в случаях, не связанных с медицинским вмешательством, медицинской помощью и предпринимательской деятельностью, а также запретить пропаганду употребления закиси азота. По законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, которые необходимо учесть при доработке проекта федерального закона ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по охране здоровья, безусловно, поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении рассматриваемый проект федерального закона. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. С содокладом по второму законопроекту, вопросу 36 порядка работы, выступает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! После основных докладов, которые были сделаны нашими коллегами, я думаю, Комитету по государственному строительству и законодательству добавить особо нечего, потому что концепция понятная, необходимость принятия всем ясна, продиктована прежде всего заботой о жизни и здоровье наших людей - это самое основное, я думаю, все вы прекрасно понимаете. Комитет имеет свои замечания по законопроекту, но они не носят концептуального характера, и я думаю, что ко второму чтению общими усилиями законопроект будет приведён в соответствие и представлен на наше рассмотрение для принятия решения. Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует принять данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шперов Павел Валентинович, пожалуйста. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к докладчику. Уважаемая Наталья Васильевна, вот в законопроекте написано: пропаганда закиси азота. А как вообще это расшифровывается, пропаганда закиси азота? Я понимаю, там, пропаганда потребления, причём потребления в определённом виде, но пропаганда закиси... Это всего лишь химическое вещество, его нельзя ни пропагандировать, ни каким-то другим образом афишировать. То есть насколько точная формулировка? Ну и второй вопрос возникает по поводу ввоза. Мы прекрасно знаем из курса школьной химии о том, что закись азота можно производить и в домашних условиях из вполне, скажем так, бытовых веществ. Как с этим будет происходить борьба? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне Костенко включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. Ну, вообще, я не знаю, что вы читаете... Вот передо мной текст лежит: "пропаганда употребления закиси азота, то есть распространение информации о безвредности использования (потребления) физическими лицами закиси азота в целях изменения состояния организма... не связанного с медицинским вмешательством...". Ну, то есть вы почитайте внимательно законопроект. А случаи производства закиси азота в домашних условиях нам неизвестны. Мне кажется, это невозможно в принципе. Если вы сможете, давайте рассмотрим ваш опыт и внесём соответствующие изменения в закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемая Наталья Васильевна, сегодня 54-м вопросом мы также будем рассматривать установление ответственности за склонение в сети Интернет к потреблению наркотических средств. Учитываете ли вы, ваш законопроект, санкции за склонение к потреблению закиси азота в том числе через Интернет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. У нас в законопроекте идёт запрет рекламы и пропаганды в том числе в сети Интернет. Но я согласна с вами, что это очень важное направление, мы рассмотрим его в рамках разработки законопроекта ко второму чтению. Я, когда выступала, забыла сказать, что вот эти продавцы сегодня переориентировались: те, кто продавал закись азота, сейчас продают и другие вещества, которые предназначены для помощи, например, сердечникам, но перерабатываются в новые наркотики. То есть эти люди не остановятся, и тут необходима работа именно с пропагандой: в прямом эфире размещаются ролики, в которых показано, что люди потребляют это, комментируют, агитируют, - это нужно безусловно прекращать, нужно максимально использовать все законодательные рычаги, которые у нас есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые Николай Гаврилович и Николай Васильевич! Вот вы два практика - один лечил, работал в наркологии, второй на всех уровнях боролся с этим злом. Скажите, пожалуйста, вы действительно считаете, что вот этим законом, административным штрафом можно это пресечь? И вот то, что здесь сегодня происходит, можно же в Интернете смотреть. Вы дали в своих выступлениях и докладах полную инструкцию о пользе этого дела и как это применять даже в домашних условиях. Можно ли вас всех привлечь по этому закону, если он будет принят? Как вы считаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Ну, вообще-то, есть доля истины, в том, что вы говорите. Наверное, у кого в голове что построено, то и будут применять. Но я вам хочу сказать другое. Вот на протяжении последних двух лет, до начала эпидемии, которая нас поставила в такие рамки, у нас в комитете действует рабочая группа по совершенствованию законодательства по психотропным и наркотическим веществам, я её возглавляю, в ней более 50 человек из разных структур, в их числе не только люди в погонах и медики, но и представители общественных организаций. Люди как бы бьют в набат, в колокола, говорят: "Начните хоть с чего-то, давайте хоть что-то мы начнём делать!" Я считаю, что шаг, который сегодня... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БРЫКИН Н. Г. Да. Ну, абсолютно с вами согласен, начать вот эту историю... Но ко второму чтению я бы посмотрел правоприменительную практику. Вообще-то, с моей точки зрения, нужно вводить уголовную ответственность за эти вещи, потому что это здоровье людей прежде всего. Это главное. Я вот так вам ответил бы на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, есть что добавить? Депутату Говорину включите микрофон. ГОВОРИН Н. В. Да. Спасибо. Уважаемый Николай Васильевич, работа над этим законопроектом вскрыла, по существу, знаете, как гнойник, большую проблему использования разного рода одурманивающих веществ. И в настоящее время мы, понятно, с одной стороны, должны достаточно быстро поставить вот такой заслон на пути распространения и использования закиси азота, потому что от этого реально гибнут люди, но, с другой стороны, нам необходимо разработать целую систему нормативно-правового регулирования в сфере использования одурманивающих средств в широком контексте, чтобы это был целостный и системный закон, который позволит создать новый перечень одурманивающих средств, определить их нормативное регулирование, чтобы мы могли жёстко регулировать эти виды, в том числе, естественно, через блокирование рекламы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне ещё раз включите. БРЫКИН Н. Г. Извините, я вот правоту действительно... Давайте объективно говорить, а не о том, кто в какой фракции и партии. Вот Николай Васильевич Коломейцев абсолютно прав. Допустим, я, как правоприменитель, в разных спецслужбах находился и могу сказать: когда есть какая-то вилка, послабления, то есть если чуть-чуть нас накажут, тогда мы поработаем, а если что, мы отмажемся... Извините, конечно, за нелитературную такую речь. Нам действительно нужно посмотреть эти моменты, усилить, ответственность должна быть действительно адекватной тому злу, которое эти люди причиняют. Это же не люди, это нелюди! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Березин Никита Владимирович, пожалуйста. БЕРЕЗИН Н. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчикам. Учитывая химический состав закиси азота в существующем виде, не получится ли так, что после принятия закона продавцы и производители изменят химический состав и будет как с законом о снюсах. Пока мы будем принимать законопроект в первом, втором и третьем чтениях, это будет бег на месте, то есть каждый раз мы будем добавлять норму, чтобы привлечь к ответственности и продавцов, и производителей (я думаю, производители тоже заинтересованы в реализации азота, потому что на том, что покупается, на наркотиках все зарабатывают). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Васильевна Костенко, пожалуйста. КОСТЕНКО Н. В. Ну, состав закиси азота будет сложно изменить, потому что это газ, который производится промышленным способом по техническим условиям и предполагает целевое использование этого вещества, так что здесь как бы опасений не может быть. Но вы правы, так происходит и может происходить с другими, даже не одурманивающими веществами, с химическими веществами, потому что, по сути, любое химическое вещество может стать одурманивающим, если его с таким прицелом использовать. И я согласна и поднимала этот вопрос, когда мы рассматривали закон о никотиновых конфетах и снюсах. Вот это как раз пример того, что нужен системный подход. В этом законопроекте мы пока делаем вот такой робкий шаг в этом направлении, мы прописываем, что запрещается пропаганда и иных химических веществ, направленных на изменение состояния человека. Пока мы ещё обсуждаем, но предполагаем, что было бы правильно ко второму чтению установить некий список таких веществ, которые правительство сможет при появлении на рынке туда оперативно добавлять. Но главное - запретить пропаганду этого через Интернет, который сейчас является первым проводником этой гадости, для наших детей в первую очередь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня к Наталье Васильевне вопрос. Наталья Васильевна, вот зачем собаке рубить хвост по чуть-чуть? Вот есть закись, завтра... да уже сегодня нюхают некоторые люди газ, который используется для подогрева консервов, послезавтра появится ещё какое-нибудь химическое вещество. Может быть, пропишем универсальную норму: газообразные вещества, обладающие... и включённые в специальный список, запрещены, и реклама их запрещена - чтобы не возвращаться к этому каждый раз, не вносить новый законопроект, не обсуждать его героически здесь, в стенах Государственной Думы, не тратить время. Просто надо сделать точно так, как и было предложено на заседании нашего профильного комитета, по охране здоровья. В принципе можно ваш законопроект переформатировать в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. Я уже сказала, что у нас в законопроекте такая норма содержится. Если она будет согласована ко второму чтению правительством и администрацией президента, мы готовы, собственно, такой подход и предлагать. Но мы говорим не только о газообразных веществах, мы говорим вообще о веществах, которые можно лизать, нюхать, вдыхать и так далее и тому подобное. Мы как раз такой подход и пропагандируем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Алексей Владимирович, я добавлю. Конечно, разумны абсолютно ваши мысли. Я вот вижу эту историю следующим образом. Рабочая группа у нас работает, и, наверное, в рамках концепции возможно что-то добавить, но параллельно нам, наверное, нужно будет подготовить (я готов с вами вместе, с кем-то ещё) запросы правоприменителям: что же всё-таки сегодня, кроме того, о чём мы говорим, используется, - это дополнительно ускорит процесс. Я вижу такое вот решение, если не возражаете. Это было бы правильным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Наталья Васильевна, вы в своём выступлении сказали, что тема эта не новая, в середине 2000-х было положено начало, потом в 2012 году к этому возвращались, то есть уже больше десяти лет эта тема существует, и, видимо, вы ей занимаетесь уже не первый год. Вопрос вот какой. Вот вы оценили фактически жизнь наших детей, молодёжи в 2 тысячи рублей штрафа и сами сказали в своём выступлении, что продавец продаёт этот шарик или пузырёк за сумму от 500 рублей до 2,5 тысячи рублей. Ну, действительно, коллеги правильно сделали замечание: неужели 2 тысячи рублей кого-то остановят? А речь идёт реально о жизни и здоровье. То есть в других случаях уголовное наказание до 10 лет тюрьмы, а тут 2 тысячи рублей - не кажется ли вам, что это просто несоизмеримые понятия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Васильевна Костенко, пожалуйста. КОСТЕНКО Н. В. Ну, во-первых, 2 тысячи рублей - это для физлиц, то есть если дядя Вася какой-то к сельской дискотеке подъехал с баллоном и накачивает шарики. А для других продавцов, как я сказала, для ИП - до 20 тысяч, для юридических лиц, которые на сайтах продают, - до 150 тысяч с остановкой их деятельности на 30 суток. Во-вторых, наш законопроект предусматривает и уголовную ответственность. Есть статья 238 "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", которая тоже предполагает в принципе достаточно серьёзные санкции, можете почитать её. Если потребуется и продавцы не остановятся, мы готовы вносить более серьёзные санкции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста. МОЛЯКОВ И. Ю. Наталья Васильевна, относительно пропаганды. Ну, в западных фильмах: "Синий бархат" или "Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера, посмотрите, ясно показано действие закиси азота. С какой зверюгой мы имеем дело? Со стремлением не просто к удовольствию, которое сейчас воспитывается на всех уровнях в нашем обществе у молодёжи, а к удовольствию на халяву: вдохнул - и хорошо. Я ещё раз повторяю вопрос. Действительно, 2 тысячи с физлица, 150 тысяч с юридического лица - это мало. Видимо, проблема и с наркотиками, и с веселящим газом зашла настолько далеко, что необходимо принять меры, подумав над которыми, человек просто содрогнётся. Иначе просто мы вымрем, потому что следующее поколение будет жить на веселящем газе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, фактически это не вопрос, а выступление и предложение. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих. Есть? А, извините. Вас пытались закрыть там. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Так, у нас по несколько записавшихся от фракции. Коллеги, я думаю, по одному достаточно. Вот Натаров Сергей Васильевич первый выступит, он первый руку поднял. Пожалуйста, Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Безусловно, законопроект очень актуален. Фракция ЛДПР поддержит его, включится в разработку поправок ко второму чтению. Мы и на заседании комитета рассматривали этот законопроект, было очень много вопросов, и хотелось бы выработать такие формулировки - сегодня коллеги из нашей фракции и из других фракций поднимали эти вопросы, - которые не давали бы возможности в дальнейшем искать какие-то пути и пробелы в законодательстве. И конечно же, что касается широты регулирования, мы считаем, что это должно быть именно в данном законопроекте. Зачем нам думать о том, чтобы указать другие химические вещества в других законопроектах, когда мы способны ко второму чтению внести такие поправки, которые расширили бы в том числе и наказание за рекламу и за оборот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Менделевич Борис Давыдович. МЕНДЕЛЕВИЧ Б. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает, что данный законопроект направлен на сохранение здоровья и жизни граждан, прежде всего нашей молодёжи. Запретив пропаганду немедицинского использования закиси азота (как некоторые пытаются представить, безвредного развлечения), мы значительно сократим распространение и потребление этого газа в немедицинских целях в подростковой и молодёжной среде. Случаи отравления, а также гибели детей и подростков, отравившихся закисью азота, вызывают широкий общественный резонанс, но, как правило, привлечь к ответственности продавцов веселящего газа в силу отсутствия законодательного запрета для правоохранительных органов в настоящее время не представляется возможным. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что сохранение здоровья и жизни граждан является приоритетным направлением политики, проводимой нашей фракцией, и поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Давыдович. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Правильно обозначенная тема без правильно выработанного механизма пресечения только узаконивает порок. Вам же вот в инструкции Наталья Васильевна сказала: 50 шариков в одном баллоне, то есть одна пятидесятая одного баллона уже позволяет человеку распространять это на миллионы... Вы поймите, жёсткая норма играет профилактическую роль! Если привлекли, например, десяток человек, тогда всем остальным уже не захочется. А в данной ситуации мягкость предлагаемых норм, по нашему мнению, только узаконит этот порок и не решит проблему, которая действительно существует. У нас уже есть две стратегии по борьбе с наркоманией, а наркомания приобрела угрожающие размеры. Я вот не зря апеллировал к двум профессионалам - один лечил, второй ловил, - они ведь понимают эту проблему глубже всех нас, вместе взятых, и прекрасно знают, что лечить и ловить наркомана бесполезно, потому что, если он один раз попробовал, это уже в подсознании, вы можете ему кровь почистить, но он захочет опять получить удовольствие. Поэтому нам надо зреть в корень и законы принимать, которые пресекают это на корню. А в данной ситуации, с моей точки зрения, наше заседание подпадает под закон: те, кто нас смотрит, получили инструкцию - и как в домашних условиях действовать, и как в фабричных условиях, и как распространить, и как к дискотеке подвезти. Уважаемые товарищи, нам надо более серьёзно подходить к решению серьёзнейших проблем. А так, вы обозначили, а в законопроекте решения проблемы нет. Мы как бы пошумели, пошумели, и всё уйдёт в небеса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я тоже считаю, что мы сегодня только обозначаем проблему, но нужно обязательно заявить о том, что во втором и в третьем чтениях ответственность будет повышена многократно, потому что, если оставить в таком виде, я согласен, это в какой-то мере даже хуже, чем ничего. Почему хуже? Устанавливая такие смешные денежные штрафы, мы заявляем, что да, эта деятельность запрещена, но видите, с минимальной ответственностью - в несколько тысяч, когда доходы сотни миллионов. Нельзя принимать такие законы, если они распространяются на такую смертоносную деятельность, на такой бизнес на крови. Я считаю, что только уголовная ответственность должна быть по этим статьям, да, пусть будет штраф, но статья уголовная, хотя бы так. Дальше. Конечно, нужно вводить конфискацию. Почему тот деятель, который привозит на машине этот баллон и эти шарики, не лишается средства совершения преступления? Когда мы наконец начнём их бить, что называется, не по хвостам, а по средствам производства? И лаборатории, и помещения, и баллоны, и конвейерные технологии - всё нужно конфисковывать как минимум. А для разработчиков, для вот этих химиков и физиков (в кавычках) должна быть очень строгая ответственность, и тем более для инвесторов, для тех, кто придумывает новые схемы, формулы и так далее - вплоть до высшей меры. Вот это творчество должно быть наказано самым строгим образом. И ещё одно, коллеги. Здесь задали вопрос: а что делать с теми, кто точно будет искать другие препараты, газы, схемы и так далее? Я считаю, нам нужно в этом исключительном случае, что называется, распространить закон в обратную сторону. То есть когда мы выясним, что разработали что-то новое, и примем соответствующий закон, мы должны будем его распространить и на тех, кто попадётся на том, что торговал, зарабатывал какие-то сверхприбыли, распространяя наркотическое, в общем-то, вещество, в отсутствие этого закона. Вот в этом случае, я считаю, они будут знать, что, что бы они ни изобретали, рано или поздно это вещество будет признано наркотиком... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Завершили? НИЛОВ О. А. Они должны нести за это ответственность как за распространение наркотиков. Пусть это через год, через два выяснится, но ответственность на них будет распространяться в полной мере. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Тоже нет. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Наталья Васильевна? Пожалуйста, депутату Костенко включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. Спасибо большое за активное участие в дискуссии. И я призываю не только призывать авторов к каким-то действиям, но и самим активно участвовать в этой работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Говорин? Нет. Николай Гаврилович Брыкин? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О мерах, направленных на недопущение использования (потребления) физическими лицами закиси азота и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 35-й вопрос порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 18 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 36-й вопрос порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 48 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.