Заседание № 226

10.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 558513-8 "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов взаимодействия представительного органа муниципального образования и местной администрации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1880 по 1975 из 7652
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37         
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации". Доклад Алексея Николаевича Диденко.                      
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной       
политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР.                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вчера во втором чтении       
довольно предметно обменялись мнениями, в том числе и по существу. Приняли      
вчера проект во втором чтении, он прошёл юридико-техническую и                  
лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Госдумы замечаний   
не имеется. Комитет просит поддержать позицию о принятии его в третьем          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть.     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, вчера действительно была довольно бурная      
дискуссия по данному законопроекту. Я напомню, что он делает, ну, такой         
небольшой шаг вперёд, шажок вперёд, в плане того, чтобы органы местного         
самоуправления, представительные органы местного самоуправления влияли,         
согласовывали некоторых лиц местных администраций. По большому счёту,           
абсолютно верное решение. И если мы возьмём историю Российской Федерации, то    
10-15 лет назад такие механизмы существовали, наверное, в большинстве наших     
региональных парламентов, ну и, соответственно, в представительных органах      
местного самоуправления. Это нормально, это правильно, когда депутаты, люди,    
избранные народом, участвуют в формировании соответствующих исполнительных      
органов, которые реализуют ту или иную политику. После этого обнаружилось,      
что в законах нет прямого указания на это, начались представления               
прокуратуры. Ну и, собственно, вся эта практика как на региональном уровне,     
так и на уровне местного самоуправления была свёрнута.                          
                                                                                
Но сегодня наступает новый этап. Я напомню, что три года назад мы с вами        
вернулись к концепции единой публичной власти на территории Российской          
Федерации. И в этой связи возвращение к общим принципам построения этой самой   
власти и взаимодействия различных её ветвей, законодательной, исполнительной,   
вполне уместно. Государственная Дума согласует часть представителей             
Правительства Российской Федерации, вице-премьеров соответствующих и отвечает   
за их работу. Региональные парламенты должны в точно таком же порядке... не     
право получить, как сегодня, а обязанность им необходимо вменить, чтобы они     
точно так же согласовывали или назначали напрямую на ключевые должности         
заместителей губернатора, каких-то региональных министров, потому что это       
совершенно правильно.                                                           
                                                                                
Я напомню, что мы это право дали в рамках такого вот баланса интересов, но      
этим правом воспользовались очень немногие из региональных парламентов, не      
больше десяти по всей стране. А это значит, что взаимодействие между органами   
исполнительной и законодательной власти сегодня недостаточно эффективное, и,    
соответственно, решения недостаточно комплексные принимаются. В этой связи      
наши поправки были направлены на то, чтобы сделать обязательной процедуру       
согласования замов губернатора, ну, или министров, которых они на своём         
региональном уровне посчитают необходимым согласовывать, точно так же, как и    
процедуру согласования замов мэров соответствующих городов или глав             
администраций каких-то его территориальных подразделений. Опять же, не          
вдаваясь в подробности конкретных должностей, это предлагалось определить на    
уровне региональных законов и на уровне уставов соответствующих муниципальных   
образований. К сожалению, это предложение отвергнуто.                           
                                                                                
Я абсолютно убеждён, что мы к этому вернёмся, причём вернёмся очень скоро,      
потому что выстраивать эту систему, выстраивать единые принципы построения      
нашей власти, начиная от Государственной Думы и заканчивая сегодня местным      
самоуправлением, правильно и необходимо, так как в этом случае возникает и      
повышается ответственность представительных органов, в этом случае люди,        
которые избирают своих депутатов - а, к сожалению, в некоторых муниципальных    
образованиях избирать напрямую главу исполнительной власти они не могут, -      
получают реальные механизмы влияния на свою собственную жизнь, на реализацию    
каких-то важных для них проблем, ну и вообще на возможность участвовать в       
управлении государством и своим муниципальным образованием.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона    
"О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах       
организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 8.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 03 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении единогласно.                                       
                                                                                

Заседание № 225

09.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 558513-8 "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов взаимодействия представительного органа муниципального образования и местной администрации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5048 по 5307 из 7155
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37        
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации". Доклад Алексея Николаевича Диденко.                      
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект         
принят вами 29 мая 2024 года в первом чтении. Суть его касается уточнений       
полномочий представительного органа муниципального образования в части          
формирования местных администраций: заместителей главы администрации,           
отраслевых руководителей и территориальных руководителей внутри                 
администраций. Ко второму чтению поступило четыре поправки, все они             
рекомендованы комитетом к отклонению, включены в таблицу поправок № 2.          
Таблицы поправок, рекомендованных к принятию, не имеется.                       
                                                                                
Просьба утвердить таблицу, текст проекта во втором чтении и принять             
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Комитет     
рекомендует их отклонить.                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1 и 2.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 1 и 2.                                           
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование таблица поправок, за исключением поправок 1    
и 2.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Теперь по 1-й и 2-й одновременно, да?                                           
                                                                                
Куринный, пожалуйста.                                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. По очереди.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются поправки,        
которые фактически делают универсальным, предлагают сделать универсальным       
механизм согласования некоторых должностных лиц, в местной администрации в      
данном случае, с местным представительным органом. Это как раз поправка 1. То   
есть не право, не возможность, предусмотренная региональным законом, а именно   
чтобы назначение некоторых должностных лиц происходило в обязательном           
порядке. Вот эти должные лица, их круг и сам вариант согласования либо          
утверждения, как угодно это можно будет называть, будут определяться тоже как   
раз региональным законом и соответствующим нормативным актом                    
представительного органа местного самоуправления, и чтобы эта процедура была    
обязательной. У нас на сегодня есть, к сожалению, такой разрыв, когда мэры      
городов, они же сити-менеджеры, назначаются неизвестно откуда, неизвестно       
как, и они далеки не только от проблем простых жителей, но порой и от самого    
главного представительного органа - наших городских дум, районных советов и     
тому подобного. Поэтому предлагается сделать этот механизм таким же, как и в    
Государственной Думе, - обязательным, чтобы ряд должностных лиц, как            
посчитают в данном случае депутаты региональных заксобраний либо                
муниципальных органов, согласовывался, утверждался, как они тоже посчитают,     
силами соответствующего представительного органа. Этот порядок будет единым -   
от Государственной Думы (ну, вторую поправку чуть позже представлю) до          
органов местного самоуправления.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, проектом   
закона предлагается всё-таки инвариантный подход: в случае если предусмотрено   
уставом, законом субъекта, то местная Дума обладает правом назначать            
отдельных заместителей главы администрации или отраслевых, профильных, и        
территориальных заместителей главы администрации. Аналогия с Госдумой здесь     
не может быть применена: Госдума - федеральный орган государственной власти,    
конституционный орган...                                                        
                                                                                
Что касается системы организации органов власти местного самоуправления после   
1 июля 2020 года в единой системе публичной власти, то в соответствии с         
Конституцией, 72-я статья, она относится к предметам совместного ведения,       
регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного       
самоуправления...", и вот в рамках этих общих принципов мы даём субъектам       
Федерации и отдельным муниципалитетам опцию беспрецедентную, потому что         
такого никогда не было, чтобы на субъектовом уровне или уставном уровне было    
предусмотрено право местной Думы назначать отдельных заместителей главы         
администрации и территориальных, функциональных замов. Эта норма взята из       
нормы об организации законодательных (представительных) и исполнительных        
органов субъектов Российской Федерации в единой системе публичной власти, наш   
новый, 414-й закон, в соответствии с которым также уставом субъекта Федерации   
может быть установлено право законодательного органа назначать отдельных        
заместителей главы, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации,    
отдельных заместителей, также профильных, территориальных.                      
                                                                                
В связи с этим считаем, что данная новелла является прогрессивной. А какая      
конкретно форма назначения заместителей главы - должны определить               
региональные депутаты в субъектовом законе и местные депутаты                   
квалифицированным большинством в уставах муниципальных образований. Мы им       
такое право выбора даём.                                                        
                                                                                
Не поддерживается.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование поправка 1. Комитет предлагает отклонить.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     85 чел.                                          
Не голосовало                 365 чел.81,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, по поправке 2 - Куринный.                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, продолжая тему, в отношении слов "впервые",   
"беспрецедентно" я поспорил бы. Дело в том, что подобные нормы действовали, и   
в уставах действовали, и в соответствующих законах регионов действовали. Но     
усилиями и нашими (в кавычках) или наших предшественников, и прокуратуры,       
которая не увидела прямых, скажем так, оснований для подобного рода             
согласований, они были отменены практически везде.                              
                                                                                
Я напомню, мы вернули региональным органам, в данном случае законодательным,    
право - ещё раз скажу, такое же, как предлагается этим законопроектом, -        
согласовывать некоторых замов, которых они захотят. Но по факту этим правом     
воспользовались единицы: если я не ошибаюсь, то ли пять, то ли шесть            
регионов, то есть, по большому счёту, никакого развития это не получило. И      
если по местному самоуправлению можно говорить о том, что местное               
самоуправление вроде как отдельно, то здесь уровень государственной власти,     
соответственно, предложение для наших законодательных органов регионов          
сделать эту процедуру обязательной - согласование некоторых замов либо          
некоторых представителей местных исполнительных органов, высших                 
исполнительных органов через Законодательное Собрание.                          
                                                                                
Процедура вполне понятная, процедура вполне справедливая, аналогичная тому,     
что происходит в Государственной Думе. Ведь наши коллеги в регионах точно так   
же перед населением отвечают за то, что делает их правительство,                
возглавляемое или не возглавляемое губернатором, там, в зависимости от          
модели, как это устроено, - было бы правильно дать им возможность (не только    
право, которым сегодня большинство из них не воспользовалось), обязанность      
согласовывать конкретных заместителей, например председателя правительства      
регионального либо конкретных отраслевых министров наиболее важных, каких -     
опять же они решат, установят в своих нормативных актах, которые примут на      
региональном уровне.                                                            
                                                                                
Правильная единая система публичной власти, Алексей Николаевич, повторяю,       
публичной, там же у нас и федеральная, и региональная, и, по сути,              
муниципальная власть - единые принципы, единый подход, единая                   
ответственность, а не так, как сегодня происходит. Госдума вроде утверждает,    
Госдума вроде бы отвечает за того, кого назначает и кто реализует политику      
государства, а вот региональные власти этого не хотят. И там некоторые          
губернаторы волюнтаризмом, извините за выражение, занимаются. Я уж не говорю    
про мэров, которых избирает комиссия из пяти-шести человек, в                   
представительных органах их утверждает, и потом они вообще ни от кого не        
зависят. Я уж не говорю про заместителей, которых они назначают и которые       
потом реализуют какие-то их планы или какую-то их программу. Государственная    
власть, местное самоуправление: принципы должны быть едины - формирование и     
ответственность соответствующие.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо.                                                          
                                                                                
Я повторю, что впервые беспрецедентная норма закреплена в федеральном законе,   
до этого в федеральном законодательстве не было предусмотрено право местных     
Дум назначать отдельных заместителей глав администраций. То есть этот факт      
абсолютно беспрецедентен, повторяю ещё раз.                                     
                                                                                
Что касается системы органов государственной власти в субъекте Федерации, в     
соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации после 1 июля 2020   
года в единой системе публичной власти формирование системы органов относится   
к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской     
Федерации. В нашем федеральном законе № 414-ФЗ, которым в регионах              
регулируется система организации власти, законодательных, исполнительных        
органов, их взаимные полномочия, возможные форматы на основе общих, а не        
конкретных, единых для всех общих принципов, а не конкретных моделей            
отправления этой публичной власти, тоже содержится вариативность подхода -      
это право, а не обязанность субъектов. До принятия 414-го закона в отдельных    
уставах, конституциях субъектов Федерации, ещё до закрепления в федеральном     
законодательстве, такие полномочия у региональных законодательных собраний      
действительно были в отношении структуры правительства, субъектовой             
администрации или по назначению отдельных министров или отдельных               
заместителей главы администрации. Подобные прецеденты и эпизоды действительно   
встречались, точно так же как и в органах местного самоуправления, в уставах    
иногда подобные полномочия были, но на федеральном уровне они своего            
закрепления не находили.                                                        
                                                                                
С учётом этого считаем, что подход, когда законодательный (представительный)    
орган субъекта Федерации обладает правом, а не обязан назначать отдельных       
министров, отдельных заместителей главы администрации, является более гибким,   
что соответствует и организации единой системы публичной власти в               
федеративном государстве, которым наша страна является в соответствии с         
Конституцией. И именно эта субъектовая особенность и отнесение к предметам      
совместного ведения формирования региональных органов власти такой подход       
оправдывают: хотят - принимают подобную модель, не хотят - предусматривают в    
конституции, в уставе другую модель. Это право, а не обязанность субъектов.     
                                                                                
Поправка не поддерживается.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 2. Комитет рекомендует к отклонению.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.16,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     77 чел.                                          
Не голосовало                 373 чел.82,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят единогласно.                                                             
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, прошу включить рассмотрение       
законопроекта в третьем чтении в порядок работы Госдумы на завтра, 10 июля.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Включаем.                   

Заседание № 216

29.05.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 558513-8 "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов взаимодействия представительного органа муниципального образования и местной администрации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2536 по 3044 из 5883
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37       
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации". Докладывает Геннадий Олегович Панин.                     
                                                                                
ПАНИН Г. О. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект            
разработан в целях совершенствования механизмов взаимодействия                  
представительного органа муниципального образования и местной администрации.    
Реализация принципа "единство систем публичной власти" предусматривает          
унификацию основных моделей организации взаимодействия органов публичной        
власти. Применительно к местному уровню власти это означает эффективное         
взаимодействие представительных органов муниципального образования и местных    
администраций на основе сбалансированной системы сдержек и противовесов.        
                                                                                
Вы знаете, уважаемые коллеги, что в соответствии с Конституцией Российской      
Федерации Совет Федерации, Государственная Дума принимают участие в             
формировании Правительства Российской Федерации. Федеральным законом № 414-ФЗ   
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской         
Федерации" предусмотрена возможность участия законодательного органа субъекта   
в формировании высшего исполнительного органа региона. Однако применительно к   
органам местного самоуправления на федеральном уровне отсутствует нормативный   
правовой акт, представляющий представительному органу муниципального            
образования право каким-либо образом участвовать в формировании местной         
администрации как исполнительно-распорядительного органа.                       
                                                                                
В связи с этим по аналогии с вышеуказанными нормами предлагается внести         
изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации          
местного самоуправления...", прямо устанавливающие возможность закрепления в    
уставе муниципального образования (в соответствии с законом субъекта            
Российской Федерации) права представительного органа муниципального             
образования на участие в формировании местной администрации.                    
                                                                                
Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Олегович.                               
                                                                                
С содокладом выступает Роман Валерьевич Любарский.                              
                                                                                
ЛЮБАРСКИЙ Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчиком достаточно подробно     
изложена суть законопроекта. Реализация нововведений повысит эффективность      
взаимодействия представительного органа муниципального образования и местной    
администрации, а также обеспечит наиболее сбалансированный, взвешенный подход   
в осуществлении деятельности по реализации вопросов местного значения,          
повысит уровень ответственности за принимаемые решения.                         
                                                                                
Правительство Российской Федерации данный проект закона также поддерживает.     
                                                                                
На основании изложенного Комитет по региональной политике и местному            
самоуправлению рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Роман Валерьевич.                                
                                                                                
Коллеги, есть вопросы.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Конечно, хороший шаг, но вот он какой-то половинчатый.           
Смотрите, у нас есть право на бесплатную медицину, но оно не реализуется, вот   
точно так же мы сейчас заложим возможность, право для местных                   
представительных органов участвовать в формировании исполнительного органа      
власти, но они им не воспользуются, потому что мы же им оставляем выбор.        
Может быть, нам всё-таки императивную норму установить, что они обязаны         
участвовать в этом, чтобы связь с народом была прямая, чтобы народ принимал     
участие в формировании исполнительного органа полностью, как это происходит,    
например, в Государственной Думе?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Панину включите микрофон.                        
                                                                                
ПАНИН Г. О. Спасибо, Андрей Анатольевич, за вопрос, в котором я услышал ещё и   
предложение. Ну, мы действительно делаем такой планомерный переход к этому,     
первый шаг. Мы получили, в общем-то, не все положительные отзывы субъектов      
Российской Федерации. С учётом того что страна достаточно большая, было         
принято решение выйти с инициативой о том, чтобы дать такую возможность, но     
при этом не только на усмотрение органов муниципальной власти принятием         
изменений в устав, но и в соответствии с законом субъекта Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня к представителю комитета вопрос.                          
                                                                                
Много ли регионов воспользовались правом, которое им даёт на сегодня новый      
закон, и включили в процедуру назначения каких-нибудь заместителей              
губернаторов согласование с депутатским корпусом? Скажите, какова статистика,   
чтобы мы оценили перспективы этого законопроекта?                               
                                                                                
На наш взгляд, расширять сегодня полномочия законодательной власти надо,        
участие её в назначении - это критически важный вариант, и Госдума здесь        
является хорошим примером. Но, к большому сожалению, местные начальники не      
очень любят, когда в их дела кто-то пытается вторгаться, ну, я условно говорю   
"их дела", естественно, это дела не их, это публичные дела. Вот какова          
практика хотя бы первого уровня - по региональным парламентам?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ЛЮБАРСКИЙ Р. В. Спасибо большое за вопрос. Если смотреть по данному             
законопроекту, то подавляющее большинство - и исполнительный орган, высшее      
должностное лицо, и парламенты регионов - дали положительные заключения. Я      
понимаю... Я не могу вам дать точную статистику по поводу того, насколько       
реализуются полномочия, которые уже были закреплены законом. Я могу в данном    
случае только по своему региону сказать, по Нижегородской области: у нас эта    
процедура проходит, все заместители губернатора проходят через утверждение в    
парламенте. И насколько я знаю, где-то, ну, точно больше половины регионов,     
допустим, ПФО...                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛЮБАРСКИЙ Р. В. Проведём, да, отдельно дадим. По Ульяновской области, кстати,   
отрицательный отзыв, если интересно.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к разработчикам.                                    
                                                                                
Вот в тексте прямо написано: "...принимать участие в формировании местной       
администрации, в том числе в утверждении или согласовании..." и далее по        
тексту. Означает ли это, что каждого специалиста местной администрации будет    
согласовывать представительный орган? Или, может быть, надо уточнить этот       
текст?                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала депутат Панин, потом представитель комитета.      
                                                                                
Депутату Панину включите микрофон.                                              
                                                                                
ПАНИН Г. О. Спасибо, Федот Семёнович, за вопрос. Ну, в законопроекте чётко      
указано наше предложение дать полномочия представительным органам власти        
утверждать или согласовывать назначение на должность заместителей главы         
администрации, также руководителей отраслевых (функциональных) и                
территориальных органов местной администрации.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЛЮБАРСКИЙ Р. В. В принципе Геннадий Олегович уже ответил на вопрос. Да, у нас   
сейчас, пока органы представительной власти по закону участвуют только в        
конкурсной комиссии, которая выбирает главу администрации, там половина         
состава - из местной Думы. Соответственно, данный законопроект расширяет:       
глава и заместители.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Геннадий Олегович, ну, насколько я понимаю, ранее в некоторых муниципальных     
образованиях были такие полномочия предусмотрены, но Верховный Суд принял       
решение, признал это незаконным, так как в 131-м федеральном законе это не      
было прописано. Насколько я понимаю, мы сейчас это исправляем.                  
                                                                                
Но я всё-таки хотел бы вернуться к следующему. Вопрос мой заключается в чём?    
Мы даём право. Я понимаю, что это их право - ввести или не ввести, но если мы   
говорим уже о принципах, подходах к формированию органов власти, если мы        
говорим про муниципальные органы власти, а муниципальный орган власти - это     
тот орган власти, который находится ближе всего к народу, ну, так, может        
быть, нам более чёткие и ясные процедуры прописывать? Не могут, а обязаны это   
сделать. И чтобы местные депутаты согласовывали как можно больше чиновников.    
Вот всё-таки давайте подумаем, более, как говорится, конкретно пропишем. Я      
уже не говорю о том, что, может быть, пришла пора подумать, пообсуждать         
вопрос возврата прямых выборов?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Панину включите микрофон.                        
                                                                                
ПАНИН Г. О. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за ваш вопрос. Вы абсолютно правы,     
мы данным законопроектом устраняем пробел и даём такую возможность местным      
органам власти. При этом говорить о том, чтобы, например, обязать... Ну, этот   
вопрос уже второй раз звучит, мне очень приятно, что наш законопроект вызвал    
такое широкое обсуждение, дискуссию. Пожалуйста, вы можете подготовить свои     
поправки ко второму чтению, мы на заседании комитета рассмотрим их с вашим      
участием и примем решение ко второму чтению.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Новиков Владимир Михайлович.                                                    
                                                                                
НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Ну, я, наверное, усилю этот вопрос, потому что при существующей системе         
назначения глав местных администраций, глав муниципальных образований, а не     
выборности, наверное, эту процедуру нужно проводить. Действующее                
законодательство позволяет в уставы муниципальных образований вносить такую     
возможность, но этим мы облегчаем. Всё-таки, коллеги, я предлагаю ко второму    
чтению рассмотреть норму не о праве, а об обязанности данного решения, иначе    
этот закон, ну, теряет смысл.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Михайлович, услышали ваше предложение и автор,   
и профильный комитет.                                                           
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня не вопрос, а тоже мнение, предложение, здесь оно звучало в адрес         
разработчиков. Я готов внести поправку, о которой шла речь, я тоже считаю,      
что здесь должна быть императивная норма, а не диспозитивная. Я думаю, как у    
нас в Конституции записано в отношении формирования правительства, так по       
аналогии должно быть записано и в отношении формирования представительного      
органа местного самоуправления, местной администрации. Не возможность, а        
обязанность - на самом деле нужно внести такую норму в устав муниципального     
образования, для того чтобы представительный орган участвовал в формировании    
органа исполнительного.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Метшин Айдар Раисович, пожалуйста.                                              
                                                                                
МЕТШИН А. Р. Ну, я повторюсь уже, поскольку предыдущие коллеги именно об этом   
сказали и в форме мнения, и в форме вопроса. Обязательность нормы - я тоже      
хотел сказать об этом.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Многие уже задали мой вопрос, но я хочу задать ещё один вопрос.   
Скажите, пожалуйста, - это обращение к Геннадию Олеговичу - не приведёт ли      
предлагаемое в законопроекте назначение на должности заместителей главы         
администрации на основании усложнённой процедуры, скажем так, конкурса к        
обратному эффекту, к ограничению круга лиц, претендующих на данные должности,   
что впоследствии скажется на качестве работы?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадию Олеговичу Панину включите микрофон.              
                                                                                
ПАНИН Г. О. Михаил Сергеевич, кандидатуры на должности заместителей главы       
местной администрации предлагает глава администрации. Вот в соответствии с      
предложенным законопроектом он вносит своё предложение на утверждение,          
согласование в представительный орган власти, в данном случае в совет           
депутатов, и они либо утверждают, согласовывают, либо отклоняют, после чего     
должно поступить другое предложение от главы местной администрации. Я не вижу   
здесь проблем с тем, чтобы... пересечения с конкурсом.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ЛЮБАРСКИЙ Р. В. Я тоже хотел добавить, квалификационные требования к            
претенденту не меняются, уровень образования, опыт, стаж - ничто не влияет,     
это скорее такое политическое согласование.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алёхин Андрей Анатольевич.                                                      
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Геннадий Олегович, очевидно, что представленный законопроект          
необходимо поддерживать, но как вы смотрите на то, чтобы не только              
предоставить представительному органу муниципального образования право          
принимать участие в формировании местной администрации, как предусматривает     
законопроект, но и оставить за представительным органом муниципального          
образования окончательное решение о вынесении предупреждения, выговора, об      
отрешении от должности главы муниципального образования по представлению        
губернатора, а не как сейчас в принятом в первом чтении законопроекте о         
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
части приведения отдельных законодательных актов в соответствие с положениями   
Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в          
субъектах Российской Федерации", который даёт право именно губернатору          
объявлять предупреждение, выговор и отрешение от должности главы                
муниципального образования?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Панину включите микрофон.                        
                                                                                
ПАНИН Г. О. Я считаю, что действующая норма вполне достаточна для принятия      
решения об отрешении главы местной администрации, об отставке.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Роман Валерьевич, спасибо, присаживайтесь.                                      
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фадина Оксана Николаевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
ФАДИНА О. Н. Уважаемые коллеги, на самом деле сегодня предложений прозвучало    
весьма много. Мы обсуждали законопроект с авторами аналогично. Я думаю, что,    
если будет такая необходимость, Геннадий Олегович даже может собрать            
желающих, прежде чем вообще формировать поправки. Прежде чем заявлять           
замечания, обратите внимание, что норма на самом деле не такая уж простая и     
не все предложения - я внимательно сегодня слушала - можно прописать,           
поскольку есть нюансы, связанные с Трудовым кодексом. Давайте будем крайне      
осторожными.                                                                    
                                                                                
А вообще, норма нужная, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект поддерживает и     
будет голосовать за этот законопроект.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
Три минуты, Алексей Владимирович, там ещё желающие выступить есть.              
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, мы тоже будем поддерживать данный             
законопроект, но мы всё-таки за расширение полномочий законодательных органов   
власти в целом. Если нам на уровне Государственной Думы такое право дано в      
новой редакции Конституции, значит, логично, чтобы такое же право было и у      
региональных парламентов, даже не то что право, а обязанность губернаторов      
согласовывать соответствующих ключевых замов (ну, там в уставе они              
разберутся, кого согласовывать, кого не согласовывать). Это первый момент.      
                                                                                
И второй момент. На уровне местного самоуправления это тоже надо делать,        
потому что существующий механизм назначения глав администраций, глав            
муниципальных образований фактически оторван зачастую от мнения людей. Если     
депутатов люди избирают реально, то, к сожалению, в большинстве даже крупных    
наших городов главы фактически назначаются, то есть спускается кандидатура,     
депутаты подняли один раз руки, согласовали после конкурсной комиссии, на       
этом всё закончилось. Про ответственность я уже не говорю. Повышать             
ответственность, значимость законодательного органа - он главный орган -        
надо. И на уровне субъектов Российской Федерации, я думаю, надо будет в виде    
поправок внести изменения, предложить соответствующие поправки (мы это          
сделаем) к 414-му федеральному закону об основах организации публичной          
власти, чтобы согласование было не прерогативой и не желанием того или иного    
начальника, губернатора, руководителя, а чтобы это было обязанностью. Точно     
так же это надо сделать и в уставах муниципальных образований, тем более что    
многие из них, несмотря на решение Верховного Суда, до сих пор эту процедуру,   
ну, в качестве рекомендательной, какой-то консультативной проводят,             
согласуют. Люди должны знать, кто ими управляет, кто отвечает за конкретное     
направление, будь то ЖКХ, будь то дороги, чтобы там не появлялось случайных     
персонажей, которых привезли за тридевять земель непонятно откуда и про         
профессиональные качества, умения которых никто ничего не знает, я имею в       
виду избирателей, прежде всего горожан, жителей конкретных регионов, о          
которых мы говорим.                                                             
                                                                                
Мы, безусловно, поддержим и предложим необходимые поправки. Повторяю, что       
согласование ряда ключевых позиций на уровне региона и ряда ключевых позиций    
на уровне муниципального образования должно быть сделано. Плюс к этому ещё      
раз хочу напомнить, что та муниципальная реформа, которая сформировала          
огромное количество городских округов и муниципальных округов, оставила на      
огромной территории, там, по 15, 20, 30 депутатов. И вот тот администратор,     
который назначается в конкретное поселение, населённый пункт, его кандидатура   
тоже должна согласовываться, чтобы мы понимали и люди понимали, кто это         
такой, откуда он взялся, этот человек, который там выполняет функции            
формально администратора, вроде как сотрудника администрации, а по факту он     
вершитель судеб на этой территории, от него зависит практически всё.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, это, конечно, очень системный вопрос, и в     
принципе-то единомыслие есть, но здесь важно, учитывая, что предстоит второе    
чтение, отметить несколько моментов.                                            
                                                                                
Вообще, кадровый вопрос на уровне местной власти сегодня является самым         
болезненным для управленческой структуры в нашей стране. Здесь есть две точки   
зрения: одни говорят, что кадров нет, значит, их надо всевозможными             
конкурсами подбадривать, искать, там, с лупой, с увеличительным стеклом,        
бегать разыскивать и так далее, а другие считают, что кадры есть, но им ходу    
не дают. А что им не даёт ходу, этим кадрам, на местном уровне? А вот как раз   
кулуарность в вопросах, связанных с назначением, ну, не только мэра... Мэра -   
понятно: есть системная позиция, мы с ней не согласны, но тем не менее по       
сути назначение мэров сегодня происходит, хоть их и избирают в городских        
собраниях. А вот когда он назначает замов... я уже приводил примеры с этой      
трибуны, как у нас назначают замов. Вот у нас на Урале есть города, где замы    
по ЖКХ не имеют... вообще ни одного человека с инженерным образованием нет в    
администрации, например. Так происходит почему? Потому, что это делается        
втихаря, вот мэр, которого назначили, начинает формировать лояльную команду.    
Так мы приходим к тому, что у нас коммуналкой руководят люди из полиции, а      
образованием - бухгалтеры, сидят считают со всеми вытекающими отсюда            
последствиями.                                                                  
                                                                                
Конечно, то, что сейчас предлагается, то, что этот вопрос будет вынесен на      
публичное обсуждение, - безусловный плюс, ну, все, по сути, поддержали эту      
точку зрения. Но очень важно, как это будет делаться, понимаете? Вот мы,        
например, стоим на позиции, что должен быть предоставлен свободный выбор,       
открытое обсуждение в чётко ограниченных направлениях, поэтому данная норма     
обязательно должна сопровождаться нашей законотворческой деятельностью в        
плане установления ограничений и стандартов по кадровой политике на местном     
уровне, на уровне местного самоуправления. Мы об этом уже говорили, но, к       
сожалению, вопрос не двигается. Да, норму, которую мы сейчас обсуждаем, мы      
поддерживаем. Будет правильно, если хотя бы депутаты перед всем народом, на     
весь город или муниципальное образование будут обсуждать кандидатуры,           
публично называть их недостатки и достоинства, обсуждать их биографии,          
трудовой путь, их профессиональные возможности. Но очень важно, чтобы этот      
процесс у нас сопровождался ещё и поправками в законодательство,                
регулирующими кадровую политику, потому что там сегодня ограничения, я уже      
говорил об этом, самые общие. То есть для того, чтобы стать заместителем мэра   
по ЖКХ, достаточно иметь высшее образование в лучшем случае, и всё. Но это      
никуда не годится, потому что профессионализм требуется всё-таки другого        
уровня в местном самоуправлении.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузьмин Михаил Владимирович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, посчитал необходимым для себя поучаствовать в этом       
обсуждении, как глава города в 1991-2001 годах, первый глава города             
Ставрополя.                                                                     
                                                                                
Вообще, что касается понятия "мэр", это тоже уставное понятие. Ну, понятие      
"мэр", знаете, оно какое-то такое... есть понятие "глава администрации" -       
менеджер. Мы вот перепутали всё на свете! Смотрите, мы совсем недавно           
отмечали День местного самоуправления. Проезжаю по своему региону,              
Ставропольскому краю: в городах, в округах отмечают администрации, собираются   
и празднуют, то есть администрация празднует День местного самоуправления.      
Подождите, это народный день, это день тех людей, которые обеспечивают своё     
представительство, формируя думы, парламенты!                                   
                                                                                
В 96-м году, с принятием первого закона об основах местного самоуправления,     
мы приняли в городе решение и, конечно же, дали право на согласование           
кандидатур заместителей. Сейчас, с принятием этого решения, появится право в    
соответствии с законом расширить в уставе муниципального образования перечень   
должностей, кандидатуры на которые согласуются. Не надо публично: это право     
муниципалитета - определить порядок уставными нормами. Но это крайне важная     
процедура, и мы с вами недавно только, обсуждая назначение министров,           
обсуждая этот вопрос, говорили прежде всего о солидарной ответственности, и в   
том законе, который мы сегодня обсуждаем, самое основное, на мой взгляд, то,    
что мы расширяем и даём ответственность депутатам. Приезжаешь сегодня в         
теруправления, на территории теруправлений - нет там сегодня главы, нет там     
бюджета, это теруправление округа. А депутат или директор школы защищён         
руководителем теруправления, где-то его и не видно. Я считаю, что благодаря     
назначению мы даём возможность населению спросить больше и с депутата,          
который дал возможность согласования того или иного представителя               
администрации округа, города или какого-то иного образования в соответствии с   
законодательством.                                                              
                                                                                
Так что, на мой взгляд, ценный, крайне необходимый сегодня законопроект для     
обеспечения больших прав населения по взаимодействию с администрациями.         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алёхин Андрей Анатольевич.                                                      
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
АЛЁХИН А. А. Уважаемые депутаты, ну, действительно, предложенный механизм       
формирования местной администрации через представительный орган                 
муниципального образования необходимо поддержать. Но в то же время мы должны    
сделать так, чтобы депутаты сами определяли, отрешать от должности или          
привлекать к административной ответственности, к дисциплинарной                 
ответственности главу района. Я, к сожалению, на свой вопрос ответа не          
получил. В соответствии с проектом закона, который комитет лоббирует и          
проводит сегодня, - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации" (в части приведения отдельных законодательных актов в     
соответствие с положениями Федерального закона "Об общих принципах              
организации публичной власти в субъектах Российской Федерации") право           
отрешения от должности, привлечения, предупреждения, вынесения выговора         
отдали губернатору. Но депутаты лучше знают, как работает глава. Ну, в          
принципе, как сегодня финансируется местное самоуправление, мы знаем, можно     
при желании любого главу подвести под увольнение, под дисциплинарную            
ответственность и так далее.                                                    
                                                                                
Во втором чтении необходимо эти механизмы предусмотреть - я, по крайней мере,   
такую поправку буду готовить.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Олегович, будете выступать с заключительным словом?                    
                                                                                
Депутату Панину включите микрофон.                                              
                                                                                
ПАНИН Г. О. Коллеги, я прежде всего хотел всех поблагодарить за достаточно      
высокий интерес к нашему законопроекту и в целом за его поддержку в первом      
чтении. Конечно, все те предложения, которые будут с вашей стороны направлены   
на рассмотрение комитета ко второму чтению, мы внимательно вместе с вами        
изучим, проработаем и подготовим к рассмотрению во втором чтении.               
                                                                                
А я хотел бы ещё сказать буквально несколько слов по поводу выступления         
Андрея Анатольевича от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Значит, по поводу      
квалификации, есть Федеральный закон "О муниципальной службе...", в котором     
чётко установлены квалификационные требования. Если вы считаете, что на         
территории, которую вы представляете, в общем-то, некомпетентные люди           
попадают на должности заместителей глав администрации, мы с вами можем          
поработать над этим законом, внеся туда определённые поправки.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Роман Валерьевич, будете выступать? Нет.                                        
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.