Заседание № 174
19.12.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 558290-7 "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1757 по 1794 из 4716
2-й вопрос, о проекте федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации". Доклад Оксаны Викторовны Пушкиной. Пожалуйста. ПУШКИНА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги, президиум, Вячеслав Викторович! Проект федерального закона № 558290-7 "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации" направлен на развитие института уполномоченного по правам ребёнка на всех уровнях власти и внесён, я напомню, Президентом Российской Федерации. 13 ноября мы его приняли в первом чтении, 18 декабря, вчера, - во втором. Сегодня мы рекомендуем принять его в третьем чтении. Проект закона проработан очень хорошо, замечаний правового и юридико-технического характера по проекту федерального закона нет. Уважаемые коллеги, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять в третьем чтении проект федерального закона № 558290-7 "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации", 2-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 23 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Федеральный закон принимается единогласно.
Заседание № 173
18.12.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 558290-7 "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3788 по 3867 из 9138
37-й вопрос, проект федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации". Докладывает Оксана Викторовна Пушкина. ПУШКИНА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Иван Иванович, президиум! Напомню, что данный законопроект был внесён Президентом Российской Федерации и принят в первом чтении 13 ноября 2018 года. Мы в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей внимательно рассмотрели все поправки, поступившие к нам, и сформировали две таблицы: в таблице поправок, рекомендованных к принятию, 19 поправок и в таблице поправок, рекомендованных к отклонению, три поправки. В основном поправки носят лингвистический характер, есть только две поправки юридического характера. Концептуально все положения текста законопроекта, принятого в первом чтении, сохранены, нет никаких изменений в концепции. Замечаний правового и юридико-технического характера по проекту федерального закона не имеется. В связи с этим Комитет по вопросам семьи, женщин и детей просит вас утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Викторовна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 27 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Тоже нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 54 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 16 мин. 18 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ПУШКИНА О. В. Уважаемые коллеги, у меня большая просьба: в связи с тем, что законопроект долгожданный и он проработан, просьба включить его для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы на завтра, 19 декабря 2018 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 161
13.11.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 558290-7 "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2383 по 3073 из 6588
Уважаемые коллеги, далее мы рассматриваем три вопроса из блока законопроектов, инициированных президентом: 3-й вопрос - о проекте федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации", 4-й вопрос - о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации" и 5-й вопрос - о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодека Российской Федерации" (в части освобождения от государственной пошлины уполномоченного по правам ребёнка). С единым докладом по этим трём законопроектам выступит полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх, а затем будут содоклады по каждому из перечисленных законопроектов. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Президент внёс три законопроекта, которые Вячеслав Викторович назвал. Базовый, основной законопроект посвящён уполномоченному по правам ребёнка - институту, который, как вы знаете, создан на федеральном уровне, и сейчас во всех без исключения субъектах Российской Федерации такой институт имеется. В регионах он имеет разный правовой статус, и одна из основных задач, которая решается внесёнными законопроектами, - унифицировать подходы к формированию этого важнейшего инструмента, повышающего гарантии защиты прав детей. Вопросы защиты прав детей, защиты материнства постоянно под пристальным вниманием главы государства. Вы знаете, что в прошлом году был издан акт президента, которым было объявлено Десятилетие детства, и Правительство Российской Федерации в развитие этого указа утвердило план мероприятий, который включает в себя более 130 пунктов и содержит 15 разделов - различные меры, различные направления, которые обеспечивают дополнительные гарантии защиты прав детей. И одна из мер, которая также была предусмотрена в этих документах, - это совершенствование правового статуса института уполномоченных по правам ребёнка. Хочу вам напомнить, что 1 сентября 2009 года должность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка была учреждена. В этом же указе содержалась рекомендация органам государственной власти субъектов аналогичным образом учредить соответствующие должности в регионах. Практически, как я уже сказал, во всех регионах такие должности учреждены, но, повторю, статус их слегка отличается: где-то это самостоятельный институт, где-то эти полномочия выполняет уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, где-то приняты региональные законы, где-то правовой статус описывается в подзаконных актах, в актах глав соответствующих субъектов. Законопроект, о котором я сейчас докладываю, - "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации" - направлен на закрепление правового статуса уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, его основных задач и полномочий, а также на закрепление основы правового статуса уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации. Предусматривается, что основными направлениями деятельности уполномоченного на федеральном уровне являются обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализация и соблюдение прав и законных интересов детей в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, в деятельности должностных лиц. Также хочу отметить, что деятельность уполномоченного на федеральном уровне не подменяет и не исключает деятельность других институтов, которые эту тему обеспечивают, но дополняет существующие средства, которыми обеспечивается защита прав и законных интересов детей. Предусматривается, что уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации на срок пять лет, при этом устанавливается понятное и типичное ограничение - не более двух сроков подряд. Порядок назначения уполномоченных по правам ребёнка в субъектах должен будет устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Закрепляется, что вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решение влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Представленный законопроект определяет основные задачи, перечень полномочий уполномоченного как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Приведу некоторые примеры. В частности, предусматривается, что уполномоченный как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации будет иметь право рекомендовать субъектам права законодательной инициативы как на федеральном уровне, так и в субъектах вносить соответствующие изменения в законодательство, если, с точки зрения уполномоченных по правам ребёнка, это законодательство не обеспечивает надлежащей защиты прав и законных интересов детей. Предоставляется право на посещение органов, организаций, которые занимаются вопросами защиты прав детей, на посещение мест, в которых содержатся несовершеннолетние, приговорённые к лишению свободы, и других мест, где ограничивают свободу передвижения несовершеннолетних. Второй законопроект предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, уточняет действующее законодательство, закрепляет права уполномоченных с точки зрения процессуального законодательства. В частности, предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс положениями, которые освобождают уполномоченного от ответственности, если он отказывается давать показания по обстоятельствам, сведениям, которые стали ему известны в связи с исполнением должностных полномочий. В Кодекс административного судопроизводства вносятся изменения, закрепляющие право уполномоченных обращаться в суд с административными исковыми заявлениями в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. И в третьем законопроекте корректируется статья 333-36 части второй Налогового кодекса: предусматривается, что уполномоченный при президенте и уполномоченные в субъектах Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях, когда они обращаются с соответствующими исковыми заявлениями в органы судебной системы. Вот, уважаемые депутаты, новеллы, которые предлагаются президентом. Прошу вас поддержать их и проголосовать за все три законопроекта, принять их в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. По 3-му вопросу повестки дня, о проекте федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации", содоклад сделает Оксана Викторовна Пушкина. Пожалуйста, Оксана Викторовна. ПУШКИНА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, Вячеслав Викторович, уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Представитель президента подробно изложил суть законопроекта. От себя лично, как в прошлом уполномоченный по правам ребёнка в Московской области, хочу сказать, что законопроект очень нужный, актуальный и долгожданный. Именно об этом я говорила на заседании Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, именно эту мою позицию поддержали мои коллеги. И об этом же свидетельствуют отзывы: мы получили положительные отзывы по законопроекту из 58 регионов. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также дало положительное заключение. Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству концепция данного законопроекта поддерживается. В связи с этим Комитет по вопросам семьи, женщин и детей единогласно просит вас, рекомендует принять законопроект "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации" в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Викторовна. Коллеги, с учётом того что был один доклад по 3, 4 и 5-му вопросам, сейчас прозвучит содоклад по 4-му вопросу, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации". Содоклад сделает Ирина Викторовна Белых. Пожалуйста. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен законопроект о закреплении прав уполномоченных по правам ребёнка, реализуемых при осуществлении гражданского и административного судопроизводства. Ещё раз скажу, что данный законопроект внесён Президентом Российской Федерации в составе пакета законопроектов, посвящённых развитию института уполномоченного по правам ребёнка как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. О предлагаемых изменениях в Гражданский процессуальный кодекс и в Кодекс административного судопроизводства было сказано в докладе, я же, выступая от комитета, хочу обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, наделение уполномоченных по правам ребёнка свидетельским иммунитетом создаёт условия для выполнения ими публичных функций и возложенных на них государством задач, при этом в основном законопроекте отсутствует какое-либо указание на свидетельский иммунитет уполномоченного. Во-вторых, в основном законопроекте пунктом 4 части 1 статьи 6 уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка наделяется полномочием по обращению в суд с соответствующим административным исковым заявлением, а статья 14, устанавливающая полномочия уполномоченного по правам ребёнка в субъекте, такого полномочия не содержит. Во втором чтении необходимо откорректировать данные позиции. Законопроект о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс и в Кодекс об административном судопроизводстве, который обязателен для рассмотрения сегодня в связи с тем, что должен быть принят закон "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации", комитет, конечно же, рекомендует принять в первом чтении. В случае принятия этого законопроекта в первом чтении все необходимые корректировки можно провести во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 5-му вопросу, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", содоклад сделает Галина Иннокентьевна Данчикова. Пожалуйста. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект входит в пакет законопроектов, внесённых Президентом Российской Федерации. Предлагается внести изменение в пункт 1 статьи 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации - освободить уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка от уплаты государственной пошлины при совершении действий, предусмотренных Федеральным законом "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации". Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях реализации положений предыдущих проектов федеральных законов. Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 базового законопроекта уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка может обращаться в суд с административными исковыми заявлениями - рассматриваемым законопроектом предлагается установить, что при этом он освобождается от уплаты государственной пошлины. Аналогичная норма у нас уже существует, льгота в части освобождения от государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и к мировым судьям Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации уже закреплена в подпункте 16 пункта 1 статьи 333-36 Налогового кодекса Российской Федерации. Правительством Российской Федерации поддерживается данный законопроект. Счётная палата даёт положительное заключение. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеет. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы лучше останьтесь здесь, потому что, возможно, будут к вам, как к содокладчику, вопросы. Коллеги, пожалуйста, есть ли вопросы по законопроектам под пунктами 3, 4, 5? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, пункт 5 статьи 5 основного законопроекта предусматривает очень важное полномочие - участие по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей. Но если выполнять напрямую это полномочие, то получается, что уполномоченный по правам ребёнка может участвовать в любом деле, которое мало-мальски затрагивает интересы детей, то есть это и жилищные, и земельные споры, все семейные споры, это споры по наследованию и так далее, более половины споров. Может быть, всё-таки следует дать конкретный перечень дел, в судебном разбирательстве по которым уполномоченный вправе участвовать, например лишение родительских прав, принудительное направление несовершеннолетних в медицинские учреждения и так далее? МИНХ Г. В. Уважаемый Юрий Петрович, уважаемые депутаты! Здесь в законопроекте немножко другая логика построения перечисленных полномочий. Обратите внимание, что там, где говорится об административных процессуальных возможностях уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации, речь идёт об исковых требованиях в защиту неопределённого круга лиц. А вопрос, который вы задаёте, касается конкретных гражданских или административных дел, связанных с рассмотрением вопросов в части защиты прав и законных интересов конкретных несовершеннолетних. И вот здесь у нас была логика такая: уполномоченные по правам ребёнка в Российской Федерации должны иметь возможность сами анализировать ситуацию и вступать в такие правоотношения по вопросам, которые кажутся им наиболее значимыми. Здесь я предложил бы, может быть, следующую логику. Как вспоминают старожилы, когда в Новосибирске создавался филиал Академии наук, руководители решили предварительно не асфальтировать дорожки, по которым будут ходить люди: они оставили землю нетронутой, а потом заасфальтировали тропинки, которые люди протоптали. Вот здесь я предложил бы такую же логику: посмотреть, как будет работать этот институт, как будет применяться законодательство, а потом уже в случае необходимости внести какие-то корректировки. Пока у меня материала для какого-то более содержательного ответа, как вы понимаете, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Гарри Владимирович, в тексте основного законопроекта неоднократно встречается термин "дополнительный" применительно к уполномоченному по правам ребёнка, говорится, что это как бы дополнительный элемент в механизме гарантий защиты прав граждан. Термин "дополнительный" создаёт впечатление некой второстепенности данного института, хотя, на наш взгляд, он должен иметь самостоятельное значение и быть самостоятельным важным элементом в механизме защиты прав человека как в центре, так и в регионах. Есть ли смысл как-то переформатировать соответствующие статьи? МИНХ Г. В. Термин, на который вы ссылаетесь, Михаил Васильевич, не несёт в себе уничижительной или второстепенной характеристики в отношении уполномоченных по правам ребёнка, здесь речь идёт о том - я, кстати, говорил об этом в докладе, - что этот институт не подменяет собой другие органы, которые занимаются проблематикой защиты прав человека, в том числе защиты прав несовершеннолетних. По крайней мере, когда мы готовили эти законопроекты и потом, когда я уже дополнительно читал текст, который поступил в Государственную Думу, у меня какого-то негативного отношения к этому термину не возникло. Давайте посмотрим, но, скорее всего, это больше редакционная или вкусовая составляющая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Гарри Владимировичу, скорее три подвопроса. Первое. Гарри Владимирович, почему нельзя наделить напрямую правом законодательной инициативы данного уполномоченного, чтобы он не обращался, не просил, не убеждал, а мог напрямую выступать с законодательной инициативой? Второе. Может быть, даже стоит наделить его правом вето на определённые нормативные акты, которые выпускает правительство и которые касаются детей. И третье. Согласно законопроекту федеральный уполномоченный подотчётен Президенту Российской Федерации. Уполномоченный в субъекте представляет отчётный доклад и губернатору, и законодательному собранию (или другому законодательному органу региона). Почему не предусмотреть такую же норму и в отношении уполномоченного федерального, чтобы он в Государственную Думу ежегодно представлял доклад со своими предложениями? Ну и последний вопрос. Пять лет и два срока - не много ли это для такого довольно подвижного института и не приведёт ли это к тому, что уполномоченный превратится в очередного чиновника? МИНХ Г. В. Уважаемый Алексей Владимирович, готов ответить на ваши вопросы, каждый из которых является самостоятельным. Начну с последнего. Как я уже сказал, вводятся правила о назначении на пятилетний срок (или на срок четыре года, шесть лет - в разных субъектах возможна разная легислатура и высших должностных лиц, и представительных органов) и об установлении ограничения на занятие должности не более двух сроков подряд. Практика показала положительный характер таких ограничений. Что касается установления более коротких сроков, всё-таки не хотелось бы того, кто занимает эту должность - а это очень важная должность, - превращать в такого спринтера: отработал, допустим, трёх-четырёхлетний срок, а затем появляется новый человек, который по-новому строит систему в том или ином регионе или даже на федеральном уровне. Посмотрите на полномочия, которыми наделяется, например, уполномоченный при президенте, - это и методическая, и координационная деятельность, и конечно, здесь такая торопливость и рваный ритм, на мой взгляд, более опасны, чем те риски, о которых вы говорите. Что касается права законодательной инициативы, напоминаю вам, что соответствующая норма содержится в Конституции Российской Федерации. При этом если посмотреть на количество субъектов права законодательной инициативы - вы знаете, что в Российской Федерации их уже более 700. Для уполномоченного предлагается более мягкая компетенционная характеристика: он вправе направлять соответствующие предложения тем, кто имеет право вносить проекты законов как на федеральном, так и на региональном уровне, а эти органы уже принимают самостоятельное решение, готовы они согласиться с предложенной логикой или не готовы. Что касается разницы в подотчётности на федеральном и на региональном уровнях. С точки зрения федерального законодательства и с точки зрения полномочий Российской Федерации мы вправе более жёстко регулировать статус уполномоченного на федеральном уровне, здесь действует логика, которая уже сложилась: это лицо, подотчётное президенту, поэтому закреплять представление доклада палате как некую форму подотчётности, наверное, неправильно. Материалы, в том числе доклад, будут публиковаться в "Российской газете", официально размещаться на соответствующих интернет-ресурсах, и эту информацию депутаты всегда смогут получить, как и любой другой заинтересованный орган. Ну а что касается уровня регионов, так как у нас федеративное государство, мы посчитали правильным оставить решение этого вопроса на усмотрение самих субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, один из вопросов, с которым я недавно обращался к уполномоченному по правам ребёнка Анне Кузнецовой, связан с вопиющим случаем. В Одинцовском районе проживает семья - мать-одиночка и ребёнок-инвалид, из-за того что их соседи не оплатили услуги ЖКХ, управляющая компания перекрыла канализацию, все нечистоты разлились в квартире этой семьи, жизнь в квартире стала невозможной. Я направил запросы в контролирующие инстанции, в прокуратуру, губернатору и уполномоченному по правам ребёнка Кузнецовой. От неё пришёл ответ, где сказано, что она мой запрос перенаправила по компетенции и что данные вопросы решаются в рамках гражданско-правовых отношений, то есть необходимо подавать в суд на эту управляющую компанию. Мы можем себе представить, насколько трудно матери-одиночке с ребёнком-инвалидом заниматься судебными тяжбами. Правильно ли я понимаю, что поправки... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте минуту для завершения вопроса. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Правильно ли я понимаю, что в случае принятия закона у уполномоченного появится возможность подавать иск в суд только в защиту неопределённого круга лиц, а в конкретном случае помощь оказана быть не может, в том числе в связи с тем, что недостаточно ресурсов и недостаточно полномочий? МИНХ Г. В. Если кратко ответить, то да. Но это не вопрос нехватки ресурсов или полномочий. Я всё-таки не рассматриваю уполномоченных по правам ребёнка как институт, который обращается в суды по каждому конкретному делу. Если вернуться к вопросу, который задавал Михаил Васильевич Емельянов, всё-таки это дополнительный инструмент. У нас есть механизмы защиты прав человека и гражданина, в том числе несовершеннолетних детей, и, безусловно, они все должны работать. Мне кажется, нельзя уполномоченных по правам ребёнка превращать в институт, который по каждому, пусть даже очень тревожному, очень резонансному случаю обращается в суд: у них немножко другой статус и немножко другая роль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить по вопросам 3, 4, 5? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит данный пакет законопроектов, но при этом, мы хотим обратить внимание, у нас были и остаются определённые замечания и пожелания к работе всех уполномоченных. Есть конституционная должность - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, и мы считаем, что необходимо наделить его правом законодательной инициативы, об этом Татьяна Николаевна Москалькова неоднократно заявляла с трибуны Государственной Думы. В России существует и такой институт, как уполномоченный по правам ребёнка, до недавнего времени эту должность занимал Павел Астахов. Обращения к нему получали продолжение в виде получения нами писем, где он даже не имел возможности подписаться, там стояло факсимиле, то есть, видимо, даже не было времени подписать подготовленное аппаратом письмо. Что касается Анны Кузнецовой, здесь более плотное взаимодействие, но мы понимаем, что её полномочия ограниченны. Мы считаем, что необходимо и дальше совершенствовать законодательную базу, и поддерживаем предложение относительно того, чтобы, может быть, проводить в Государственной Думе встречи в рамках "правительственного часа" или других подобных мероприятий, чтобы был не просто доклад, который готовят в основном специалисты, эксперты, сотрудники аппарата, а живая беседа, позволяющая вскрывать существующие проблемы и ставить острые вопросы, с которыми наше общество постоянно сталкивается. Кстати, недавний громкий случай: в Интернете распространялись ролики, как группа подростков избивает девушку. Это произошло в Мурманской области, мы направили туда соответствующий запрос и получили ответ, что большинство подростков, которые запечатлены в этих роликах, стоят на учёте, но должной профилактической работы с ними не проводилось. В связи с этим были предприняты соответствующие шаги прокуратурой. Также у нас существует уполномоченный по защите прав предпринимателей - в данном случае речь идёт о Титове. Чем он запомнился? Была проведена экономическая амнистия по отдельным статьям в самом начале, когда институт этого уполномоченного только появился. Далее, предпринимались попытки вернуть наших предпринимателей в Россию, им была дана гарантия неприкосновенности - некоторые вернулись. Ну и он принимал участие в президентской избирательной кампании со своей стратегией экономического роста. Что же касается обращений в его адрес с просьбой о защите в конкретных случаях, мы видим, что всё это превращается в простую пересылку наших обращений, а мы и самостоятельно, без посредников можем направлять в таком случае свои обращения. Мы поддерживаем данные законопроекты, но считаем, что необходимо всё-таки совершенствовать законодательную базу, чтобы эффективнее работали занимающие эти должности... Ещё буквально одна минута. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НИЛОВ Я. Е. ...и оказывалась в том числе адресная помощь. Наше предложение изложено, и соответствующие поправки мы ко второму чтению подготовим, даже, может быть, совместно с коммунистами: депутат Куринный говорил о необходимости обязательного отчёта уполномоченных перед парламентом Российской Федерации. Кроме того, надо подумать, как не допускать банальной пересылки наших обращений или обращений граждан, направленных в адрес уполномоченного по правам ребёнка или по защите прав предпринимателей, потому что подобная практика только порождает дополнительный бюрократический механизм и не приносит результатов, ожидавшихся при внесении соответствующих законопроектов, которые мы несколько лет назад в Государственной Думе обсуждали, вводя тот же институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит законопроект в первом чтении, хотя сразу могу сказать, что, ещё в бытность депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области, я всегда голосовал против введения подобных должностей - разного рода уполномоченных: по правам ребёнка, по противодействию коррупции, по защите прав предпринимателей и тому подобных. Почему? Потому что каких-либо реальных механизмов воздействия у этих уполномоченных не было, все они превращались в элементарных почтальонов. Вот вроде бы уполномоченный по правам ребёнка, но всё, что он может сделать, - это просто переслать обращение по проблеме в прокуратуру, судебным приставам либо в какой-нибудь другой федеральный орган, и всё. Это просто дополнительная почтовая инстанция, полномочий для выполнения каких-либо действий не имеется. Плюс механизм назначения - я к Гарри Владимировичу обращаюсь - уполномоченных предусматривает выбор их, как правило, из числа лиц, подконтрольных исполнительной власти. Естественно, губернатор не будет предлагать на эту должность человека, который потом будет ему сворачивать кровь, настаивая на решение проблем детей. Естественно, это будет какой-нибудь дежурный штатный общественник, который просто займёт на пять лет эту должность, пять лет будет получать высокую зарплату, положенные все привилегии и заниматься вот такой пересылкой, ну и иногда отмечаться на разного рода межрегиональных и международных мероприятиях. Чем кардинально отличается данный законопроект, основной в этом пакете? Вот как раз правом обращаться в суд для защиты прав неопределённого круга лиц - это, на мой взгляд, очень существенное право, пока толком не реализованное в российском законодательстве, это весьма эффективный механизм, естественно, если он будет работать, как и, на мой взгляд, необоснованно исключённое в отдельных видах гражданского производства представление интересов несовершеннолетних или семей, где есть несовершеннолетние граждане. Почему? Да потому, что эти отдельные, казалось бы, рядовые вопросы представляют собой системные проблемы, которые требуют решения, в том числе выхода в Конституционный Суд, потому что в Конституционный Суд можно выйти и через, скажем так, суд общей юрисдикции по вопросу о применении или неприменении разного рода наших законодательных решений и других нормативных правовых актов, которые издаются органами власти. Вот только что наш коллега из фракции ЛДПР говорил о заглушках, которые управляющие компании устанавливают, чтобы блокировать канализацию, и порой семьи с детьми, которые не могут по объективным причинам оплатить коммунальные услуги, оказываются в ситуации, когда вода подаётся, а нечистоты и помои девать некуда. Там дети живут, но управляющая компания действует по постановлению № 354, она права, соответственно, никто в данной ситуации не виноват. Я уже не говорю про вытекающее отсюда несоблюдение санитарных норм... Прошу добавить - я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. И выход в данном случае в суд, в том числе от имени уполномоченного, который систематизирует эти вопросы, на мой взгляд, будет эффективным, может быть, более эффективным механизмом решения проблемы, как и право законодательной инициативы, которое, кстати, во многих регионах уполномоченным по правам ребёнка уже дано. Было бы правильно, наверное, такое же право предоставить - пускай это потребует внесения изменений в Конституцию - и уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, чтобы уполномоченный мог не просить, не убеждать орган в целом (что, сами понимаете, тоже не совсем правильно) или какого-то отдельного депутата, а сам, пользуясь этим правом, по системным вопросам вносить предложения. По поводу того, что прописывается пять лет и два срока. Опять же, на мой взгляд, это довольно приличный срок, который не то чтобы позволяет сделать работу системной, но в определённом смысле расслабляет назначенного человека. Вот аппарат, вот люди, вот бумаги, вот системная работа и всё, что с этим связано, - и исчезает живое инициативное звено, которое обычно в общественных организациях есть. В этом смысле, на мой взгляд, было бы эффективно назначать уполномоченного, советуясь, учитывая мнение как раз общественных организаций, которые каждый день сталкиваются с проблемами детей, каждый день эти проблемы изучают и в своём составе имеют неравнодушных, порой очень беспокойных и не совсем удобных для региональной власти людей. Вот тоже классический пример: во многих регионах, думаю, есть ситуации, когда дети с орфанными и другими заболеваниями не получают лекарственных препаратов, есть многочисленные решения судов, даже в богатых регионах типа Татарстана уже есть исполнительные листы на 250 миллионов рублей, в которых требуют обеспечить ребёнка необходимым лекарственным препаратом, однако республика, к сожалению, не исполняет этих решений. Письма идут, в том числе к депутатам из других областей, мы обращаемся к уполномоченным по правам ребёнка, но всё, что делают уполномоченные, - это точно так же опять отправляют в прокуратуру, отправляют судебным приставам, и всё это идёт по кругу, возвращается. Возвращаясь всё-таки к этой новелле - к наделению правом обращаться в суд от неопределённого круга лиц с административными исками и, возможно, если будут поправки, в рамках гражданского судопроизводства от того или иного лица, скажу, что это важное, на наш взгляд, нововведение, которое заслуживает поддержки. Может быть, было бы правильно наделить точно таким же полномочием и депутатов Государственной Думы, ведь каждый из здесь сидящих - это маленький... даже не маленький, это большой уполномоченный и по правам всех граждан, и по правам детей, и по правам предпринимателей. То есть эти комплексные полномочия, эти возможности - право обращаться в суд - должны быть даны и депутатам Государственной Думы, и депутатам законодательных (представительных) органов субъектов, как представителям народа, точно так же это право, на мой взгляд, должно быть предоставлено. Понятно, что это, может быть, увеличит количество судов, но у нас правовое государство, и, я думаю, если представители народа в лице депутатов Государственной Думы, в лице депутатов законодательных собраний регионов получат это право, эффективная защита прав наших граждан, в том числе несовершеннолетних, будет дополнительным подспорьем, скажем так, в нашей работе. Фракция КПРФ поддержит законопроект в первом чтении и предложит свои поправки, о которых я уже говорил, в том числе задавая по этому поводу вопросы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Окунева Ольга Владимировна. ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Много раз с этой трибуны говорилось, что дети - наиболее уязвимая категория, наиболее беззащитная категория, дети постоянно сталкиваются с трудностями, которые приносят им современное поведение общества, современные информационные коммуникации. И президент, внося основной законопроект и два сопутствующих законопроекта в первый год Десятилетия детства, делает акцент - для органов государственной власти, для органов местного самоуправления, для региональных органов, для гражданского общества - на том, что права детей не должны нарушаться. В числе полномочий, которыми будет наделён уполномоченный по правам ребёнка, есть право на проведение профилактической работы - очень важно предупреждать беззаконие, в случае нарушения прав детей своевременно реагировать, эффективно реагировать. Мы знаем из практики работы в наших регионах, как действуют институты уполномоченных по правам ребёнка: многое зависит от профессионализма людей, работающих в регионах; очень важно их взаимодействие с институтом уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Это поможет выстроить систему отношений, которая в рамках межведомственного контроля позволит более эффективно работать, в том числе на основе принятых нами и вами законов, а фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" постоянно работает над совершенствованием законодательства в сфере защиты прав детей. По инициативе депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" создаются рабочие группы, которыми анализируется действующее законодательство, и такая совместная работа позволит нам ещё более эффективно защищать права детей, повышать ответственность тех, кто нарушает права детей, препятствовать беззаконию. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает все три законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Прежде всего, я, конечно, очень рад единодушному положительному отношению и поддержке, которую высказали все без исключения выступавшие, и даже по контексту вопросов было понятно, что депутатский корпус единодушен с точки зрения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, детей. И второе. Мы, безусловно, все предложения, и те, которые сейчас прозвучали, и те, которые обретут форму уже в виде поправок к законопроектам, будем внимательно анализировать. При этом всё-таки я хотел бы ещё раз вас сориентировать, что это институт, который не призван подменять собой иные органы государственной власти, в частности те же органы прокуратуры, должностных лиц, ежедневно занимающихся вопросами, которые здесь прозвучали. Нам не нужны какая-то ненужная конкуренция, пересечение полномочий, у нас система должна быть всё-таки, извините за тавтологию, системной. Спасибо ещё раз за поддержку, и прошу всех проголосовать за три законопроекта, внесённых Президентом Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово, содокладчики? Оксана Викторовна Пушкина, есть желание? Нет. Ирина Викторовна Белых? Нет. Галина Иннокентьевна Данчикова? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации", первое чтение, 3-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 00 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации", 4-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 39 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", 5-й вопрос. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 14 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги!