Заседание № 185

24.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 558199-6 "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2037 по 2378 из 6291
11-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О международном           
медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Николая             
Николаевича Гончара.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона   
"О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации" подготовлен во исполнение            
поручения Президента Российской Федерации от 12 апреля 2012 года. Указанным     
поручением предусматривается разработать законопроект о создании на             
территории столицы Российской Федерации - города федерального значения Москвы   
международного медицинского кластера, обладающего специальным правовым          
режимом функционирования и структурно включающего в себя лечебные,              
образовательные и научные направления деятельности. Предполагается, что на      
территории международного медицинского кластера будут оказывать                 
высокотехнологичную медицинскую помощь, проводить научные исследования,         
осуществлять образовательную деятельность в области охраны здоровья граждан,    
создавать новые лекарственные препараты, производить медицинские изделия, а     
также развивать международное сотрудничество в указанных сферах. С этой целью   
правительство Москвы определит земельные участки, в границах которых будет      
осуществляться данная деятельность. Кроме того, на данной территории будет      
применяться специальный правовой режим, характеризующийся, как                  
предполагается, следующими особенностями, и это главная, стержневая часть       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Первое. В соответствии с законопроектом на территории кластера предполагается   
признание разрешительной документации, выданной уполномоченными органами и      
организациями иностранного государства иностранным юридическим лицам и          
индивидуальным предпринимателям, которые будут включены в реестр иностранных    
организаций - участников проекта.                                               
                                                                                
Второе. Предусматривается признание документов об образовании и допуске к       
профессиональной деятельности, выданных уполномоченными органами и              
организациями иностранного государства иностранным же гражданам -               
специалистам, привлекаемым участниками проекта для осуществления трудовой       
деятельности в целях реализации проекта.                                        
                                                                                
Третье. Предусматривается возможность использования медицинских изделий и       
медицинских препаратов, зарегистрированных как в Российской Федерации, так и    
в иностранных государствах и применяемых в стране регистрации, а также          
клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания              
медицинской помощи, применяемых в иностранном государстве, в котором            
участнику проекта была выдана разрешительная документация на осуществление      
соответствующей медицинской деятельности.                                       
                                                                                
Кроме того, законопроектом предусматриваются возможность привлечения для        
осуществления трудовой деятельности иностранных специалистов, а также           
определяются особенности технического регулирования, обеспечения                
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и регулирования            
градостроительной деятельности на территории международного медицинского        
кластера.                                                                       
                                                                                
В целом предлагаемое правовое регулирование в данной части аналогично           
правовому регулированию указанных вопросов, предусмотренному 244-м              
Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".                        
                                                                                
Для управления кластером и обеспечения его функционирования предполагается      
создание правительством Москвы управляющей компании в организационно-правовой   
форме фонда в соответствии с законом "О некоммерческих организациях".           
Проектом федерального закона устанавливаются полномочия органов управления      
управляющей компании, а именно наблюдательного совета, правления,               
генерального директора, а также экспертного совета. В частности, высшим         
органом управления управляющей компании будет являться наблюдательный совет,    
который будет осуществлять общее руководство и координацию деятельности         
участников проекта, контроль за деятельностью управляющей компании. Также       
наблюдательный совет будет назначать на должность и освобождать от должности    
членов правления, которое будет являться коллегиальным исполнительным органом   
управляющей компании. Правление будет возглавлять генеральный директор          
управляющей компании.                                                           
                                                                                
Законопроектом предусматривается создание в структуре управляющей компании      
кластера постоянно действующего консультативного органа - экспертного совета,   
который будет осуществлять экспертизу проектов, соответствующих направлениям    
деятельности кластера, представляемых юридическими лицами и индивидуальными     
предпринимателями, претендующими на получение статуса участника проекта.        
                                                                                
Также в соответствии с теми положениями, о которых я только что сказал,         
законопроектом предусматривается внесение в некоторые федеральные законы        
изменений, связанных с особенностями регулирования отдельных отношений на       
территории кластера.                                                            
                                                                                
В заключение хотелось бы отметить, что принятие представленного законопроекта   
и создание международного медицинского кластера позволит, с точки зрения        
авторов, привлечь в Россию передовые медицинские технологии и стандарты,        
объединить усилия государства и частного бизнеса для интенсивного развития      
медицины, научных исследований и образования в области охраны здоровья.         
                                                                                
Законопроект концептуально поддерживается Правительством Российской             
Федерации, Комитетом Государственной Думы по экономической политике,            
инновационному развитию и предпринимательству. Имеющиеся замечания могут        
быть, с точки зрения авторов, учтены при подготовке законопроекта ко второму    
чтению.                                                                         
                                                                                
В связи с изложенным прошу вас поддержать законопроект и принять его в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич.                              
                                                                                
Елена Владимировна Панина, пожалуйста.                                          
                                                                                
ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы    
по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству        
рассмотрел представленный проект федерального закона и отмечает его             
своевременность и актуальность.                                                 
                                                                                
Законопроектом предлагается создание международного медицинского кластера,      
представляющего собой высокотехнологичную медицинскую площадку с современным    
оборудованием, где наряду с российскими известными специалистами в сфере        
медицины будут работать иностранные специалисты из известных медицинских        
центров, куда наши граждане зачастую обращаются за консультациями или ездят     
на лечение. Теперь появится возможность оказывать такие услуги                  
непосредственно в рамках международного медицинского кластера.                  
                                                                                
Важнейшим является тот факт, что эта деятельность будет достаточно прозрачна:   
законопроектом предусматривается специальный реестр участников, в том числе     
иностранных участников, с которым каждый сможет ознакомиться, высказать         
соображения и так далее. Очень важным моментом является и то, что в             
медицинском кластере предполагается переобучение, переквалификация              
работников, в том числе российских работников, будет осуществляться обмен       
передовыми медицинскими технологиями. Ну и ещё важнейший вопрос - это то, что   
предполагается разработка лекарственных средств, и это особенно актуально с     
учётом необходимости импортозамещения, особенно в нашей ситуации с              
лекарственным обеспечением.                                                     
                                                                                
Комитет поддерживает представленный законопроект. Имеются замечания, которые    
не меняют концепции и могут быть доработаны при подготовке ко второму чтению.   
                                                                                
И также я хотела бы отразить позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": данный            
законопроект поддерживается фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Николаевич, у меня вопрос. Скажите, пожалуйста, а что физически будет   
находиться на территории вот этого кластера - новые учреждения                  
здравоохранения или офисы уже существующих учреждений? Это первая часть         
вопроса.                                                                        
                                                                                
И вторая. Если меры, которые предложены законопроектом в отношении кластера,    
хороши - а очевидно, что они хороши и правильны, - то почему эти меры           
являются плохими в отношении учреждений здравоохранения, находящихся на всей    
территории Российской Федерации, поскольку законом, так сказать, не             
предполагается их использования нигде, кроме как на территории кластера? Или    
же на других территориях не нужно привлекать новые современные технологии,      
лекарственные средства - там уже всё в порядке? (Аплодисменты.)                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Это хороший        
вопрос, и время дало на него хороший ответ. Не случайно создаются особые        
экономические зоны - так почему бы не сделать то же самое по всей стране? А     
потому, что для привлечения иностранных специалистов, использования             
современных лекарственных средств, соответствующего технологического            
оборудования в общем случае в соответствии с нашим законодательством нужно      
пройти столько процедур, что на практике это приведёт к тому, что               
соответствующий экономический эффект получить будет невозможно. В результате    
к нам сюда, в Россию, приезжает специалист, консультирует, говорит, что всё     
просто, но так как в России этого сделать нельзя, то вот, пожалуйста, чекаут    
в Израиле или в соответствующей клинике в Германии - в результате мы ежегодно   
теряем 5 миллиардов долларов, потому что там все эти бесконечные процедуры      
согласования не нужны. Кто прежде всего был противником принятия данного        
законопроекта? Те, кто даёт разрешение в этой бесконечной цепочке, именно они   
и выступают против, потому что если через систему, грубо говоря, "одного        
окна" - а управляющая компания и есть это "одно окно" - можно будет решать      
эти вопросы быстро, то вам всем без исключения понятно, чего лишатся            
участники цепочки выдачи разрешений.                                            
                                                                                
Теперь ещё одно. Создание таких кластеров практикуется, и это не новость в      
мировой практике, опыт их работы показывает успешность такого способа решения   
проблемы.                                                                       
                                                                                
Почему мы не можем сейчас и сразу упростить какие-то позиции? Мы их пока        
просто до конца не знаем, мы апробируем эту схему на примере кластера, мы,      
надеемся, привлечём соответствующие средства не федерального бюджета, а         
инвесторов - насколько это актуально для нас сейчас, не мне вам рассказывать.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Николай Николаевич, и первая часть вопроса: что   
будет на территории кластера?                                                   
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Я просто перечислю всё, что будет на территории кластера:          
площадь кластера - 71 гектар, общая площадь зданий кластера - 490 тысяч         
квадратных метров, флагманский клинико-диагностический центр с                  
многопрофильным стационаром на 300 коек... (Микрофон отключён.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть это новые учреждения здравоохранения, это не      
офисы существующих учреждений на других территориях, а совершенно новые         
учреждения, так? Спасибо.                                                       
                                                                                
Владимир Романович Родин.                                                       
                                                                                
РОДИН В. Р., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Николай Николаевич, хотелось бы услышать комментарий в отношении степени        
доступности услуг в этом кластере: не обсуждаем ли мы сегодня создание некого   
элитного медицинского учреждения?                                               
                                                                                
И второе: если он всё-таки рассчитан на обслуживание и рядовых россиян, то      
каков примерный уровень цен, которые закладывали при расчёте эффективности      
деятельности подобного кластера?                                                
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Медицинское обслуживание в подобном кластере - это недешёвое       
удовольствие. Конечно, будет обозначен определённый госзаказ, который будет     
доведён до участников проекта через управляющую компанию (хочу подчеркнуть,     
что руководить управляющей компанией будет высший орган исполнительной власти   
города Москвы - правительство города Москвы), но в любом случае это будет       
значительно дешевле, чем стоимость такой же услуги, предоставляемой на          
территории Германии или Израиля. На сегодня наши граждане туда едут, платят     
деньги там, а не в бюджет Российской Федерации в конечном счёте.                
                                                                                
Общие затраты: федеральный бюджет не будет тратить на это деньги,               
предполагается привлечение средств инвесторов на сумму от 70 до 80 миллиардов   
рублей.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. Николай Николаевич, вырисовывается, что это будет "Сколково-2",     
только в медицинской сфере, а мы ещё по "Сколково-1" не подвели никаких         
итогов, это абсолютно закрытая структура. Не получится ли у нас то же самое и   
здесь?                                                                          
                                                                                
И второе. Вы не посылали на экспертизу в Академию наук вот этот проект? Вы      
говорите, что всё это за счёт инвесторов, - да одной земли там сколько! - но    
не получится ли, что это делается за счёт институтов медицинского профиля       
Российской академии наук? Схема, так сказать, повторяет уже пройденное.         
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Как я уже сказал, схема действительно во многом повторяет 244-й    
закон, посвящённый центру "Сколково". Пока, как вы совершенно справедливо       
заметили, у нас нет оснований говорить, что этот проект не состоялся. Вы        
говорите, что мы не знаем, каковы итоги, - так почему же вы говорите, что там   
всё плохо? Я не разделяю эту точку зрения.                                      
                                                                                
Далее. Никаких земельных участков ни у каких академических институтов мы не     
забираем, это, как я сказал, участок в Коммунарке площадью 71 гектар.           
Повторяю, в данном случае конкурентами, которые могут говорить о том, что их    
интересы задеваются, являются именно те медицинские фирмы, которые на           
сегодняшний день с удовольствием получают деньги российских граждан, но         
аналогичного уровня медицинская помощь в Российской Федерации, к величайшему    
сожалению, не оказывается.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Николай Николаевич, вы сказали, что в кластере будут             
использоваться, применяться самые новые медицинские технологии, при этом        
отметили, что это будет весьма недёшево, в общем-то. Строиться это будет        
здесь, в Москве, - конечно, здесь это нужно, но ведь страна большая, есть ещё   
и Зауралье. Мы живём в Европе, но есть и азиатская часть страны -               
соответственно, не было бы разумным разместить такой же центр за Уралом,        
допустим в городе Новосибирске, где уже существует мощный исследовательский     
комплекс Академгородка, функционирует великолепная клиника Мешалкина? Ну,       
людям будет просто далеко добираться оттуда - страна огромная! Важно,           
наверное, диверсифицировать, подойти к решению этого вопроса здраво. Мы опять   
сосредотачиваем всё здесь, опять не берём за основу то, что уже есть, а         
создаём с нуля новое "Сколково". Прокомментируйте, пожалуйста.                  
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Ну, вам значительно проще. Для меня поручение президента - это     
документ, который и я, и наша фракция призваны выполнять. В поручении указан    
конкретный регион - столица Российской Федерации город Москва, но это не        
единственный регион, в котором планируется это сделать, похожий проект будет    
реализовываться на территории города Владивостока (остров Русский), и           
наверняка вы об этом тоже знаете.                                               
                                                                                
На что хочу ещё раз обратить внимание? До Москвы из любой точки Российской      
Федерации значительно ближе, чем до Германии, а мы планируем создать            
альтернативу именно иностранным организациям, оказывающим услуги российским     
гражданам. Я называл сумму, которую мы теряем ежегодно: 5 миллиардов            
долларов.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, я абсолютно не удовлетворён тем ответом,          
который вы дали на абсолютно верный вопрос нашего уважаемого спикера. Вы        
говорите, что привлечь в наши медицинские учреждения иностранных специалистов   
сейчас очень сложно, технологии внедрить очень сложно, мешают определённые      
административные барьеры и нормы законодательства - ну давайте отменим эти      
барьеры, всё в наших руках, предлагайте! Но вы же говорите, что для всей        
медицины Российской Федерации... Пусть все медицинские организации корячатся,   
так сказать, по тем законам, которые мешают работать, - центр Бакулева,         
например, пусть работает по этим законам - и медицина у нас не развивается, а   
мы создадим такой междусобойчик для своих, и там всё будет хорошо. Это такое    
4-е управление Минздрава, только для новой элиты, да? Вот это логика вашего     
законопроекта? Давайте отменим ограничения по внедрению новых технологий и по   
привлечению специалистов для всей медицины, а то получается: везде суббота, а   
тут у нас четверг.                                                              
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Ну, у каждого свой календарь.                                      
                                                                                
Итак, первое. Проектом предусматривается, что до 5 тысяч человек ежедневно      
обращается за амбулаторной помощью - естественно, после того, как он будет      
реализован, - и работает стационар на 920 коек. Это, естественно, расчёты. Я    
могу перечислить - к сожалению, в прошлый раз у меня отключился микрофон, -     
если Сергей Евгеньевич позволит, все объекты, которые планируется создать на    
территории кластера: кроме флагманского клинико-диагностического центра, а      
это два корпуса, исследовательский центр, медицинский колледж, онкологический   
центр мощностью 200 коек и так далее.                                           
                                                                                
Далее - давайте изменим законодательство. Ну давайте мы его будем менять,       
посмотрев, что покажет работа медицинского кластера, сделав выводы о том, что   
нужно изменить в наших конкретных условиях, что будет препятствовать или        
способствовать развитию оказания подобного рода высокотехнологичной             
медицинской помощи на территории Российской Федерации. В каждой стране своё     
законодательство, и если, скажем, в Дубае пришлось в результате                 
функционирования кластера изменить законодательство одним образом, то в         
Малайзии - другим. Давайте посмотрим! Это вовсе не означает, что не нужно       
создавать такой кластер, пока мы не изменим наше законодательство, - давайте    
будем менять законодательство, изучая опыт работы.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, то есть вы сейчас закладываете в      
законопроекте меры поддержки, но вы ещё не знаете, будут они способствовать     
или препятствовать развитию, так я понимаю ваш ответ.                           
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. К сожалению, я, видимо... Мы считаем, что эти меры будут           
способствовать, мы так считаем на основании заключения специалистов - прошу     
прощения, я отвечу Сергею Евгеньевичу, - на основании тех расчётов, которые у   
нас есть. И когда готовилось поручение Президента Российской Федерации, эти     
расчёты там тоже присутствовали.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ещё много вопросов. Давайте сделаем перерыв, потом продолжим.          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3742 по 3803 из 6291
Коллеги, у нас до перерыва ещё есть несколько минут, которые мы можем           
эффективно использовать, продолжив обсуждение 11-го вопроса.                    
                                                                                
По докладу и содокладу вопрос задаёт Николай Васильевич Коломейцев.             
                                                                                
Николай Васильевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А Николай Николаевич здесь?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Здесь, здесь, здесь, он как раз ждал вашего вопроса.      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Николаевич, ну, бесспорно, похвально         
желание 5 миллиардов долларов, почти 200 миллиардов рублей, перевести в         
Москву, но вот проверка Счётной палатой "Роснано" выявила в том числе           
нарушения и в "Сколково", причём нарушения парадоксального характера: скажем,   
для своей науки денег нет, а через "Сколково" 3 миллиарда американский          
университет ни за что получает! Скажите, пожалуйста, каким образом вы           
собираетесь решать вот такие вопросы? Разговоры о прозрачности звучали при      
создании и "Роснано", и "Сколково", но прозрачности до конца, к сожалению,      
даже Счётная палата не увидела.                                                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Николай Васильевич, ничего не могу сказать про           
"Роснано", потому что этим не занимался, а если я не занимался и не получал     
материалов, то какие-то заявления чисто политического плана, как это иногда     
бывает, делать не буду. Если дать поручение Счётной палате, она обязательно     
проверит те вопросы, которые вас беспокоят. Это первое.                         
                                                                                
Теперь второе. Никаких параллелей здесь нет, и я хотел бы, чтобы было           
всё-таки понятно, о чём идёт речь. Нет необходимости принимать законопроект     
для того, чтобы московское правительство выделило земельный участок, это его    
компетенция, и оно это может сделать самостоятельно, как и решить многие        
другие вопросы.                                                                 
                                                                                
Далее. Нашими, ну, скажем так, оппонентами являются вовсе не те научные         
организации, которые оказывают медицинские услуги, речь просто идёт о тех       
услугах, которые в нашей стране не оказываются. И дело даже не столько в        
иностранных конкурентах, речь идёт прежде всего о тех, кто даёт разрешение      
или не даёт разрешение, и, как говорят, - редчайший случай! - это связано с     
теми самыми коррупционными проявлениями, о которых вы говорите. Говорят, что    
такие вещи бывают, и говорят, что люди - не только производители лекарств       
иностранного производства, но и наши разработчики, скажем, в вопросах ядерной   
медицины - ходят и годами не могут добиться ничего, поэтому и предлагается      
найти такую апробированную форму, которая в мире уже себя зарекомендовала, и    
дать возможность на ограниченной территории применять специальный режим, с      
тем чтобы обойти эти административные барьеры. Те, кто в этом зале              
представляет, о каком масштабе средств идёт речь, могут представить степень     
яростности сопротивления этих структур и этих людей. Не сомневаюсь, что         
представители этих органов пробежали у нас по Государственной Думе не по        
одному кругу, - это серьёзнейшая борьба.                                        
                                                                                
Теперь дальше, что касается прозрачности. Те замечания, которые были по         
"Сколково", по 244-му закону, учтены, и именно поэтому так подробно в           
законопроекте прописаны все функции... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, полминуты.                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. ...все функции и наблюдательного совета, и управляющей компании,   
и прямое обязательство правительства города Москвы контролировать эти           
структуры, в том числе с учётом возможностей, которые у правительства есть.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3829 по 4337 из 6291
11-й вопрос продолжаем рассматривать. Ответы на вопросы.                        
                                                                                
Николай Николаевич, пожалуйста, на трибуну.                                     
                                                                                
Александр Леонидович Романович. Временно отсутствует.                           
                                                                                
Дорофеев Сергей Борисович.                                                      
                                                                                
ДОРОФЕЕВ С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, первую часть моего вопроса Сергей Евгеньевич      
уже задал. Насколько я понял, это будет новое медицинское подразделение, и я,   
как член профильного комитета, всегда с удовольствием воспринимаю появление     
новых медицинских учреждений, но возникает несколько вопросов.                  
                                                                                
Первое. Как будет обеспечиваться доступность медицинской помощи? Будет ли это   
в рамках системы обязательного медицинского страхования или будет бюджетное     
финансирование, а может, это будет на платной основе?                           
                                                                                
Второе. У нас действительно появилось в стране много кластеров: есть            
фармацевтические кластеры, есть медицинские. Может быть, тогда те               
преференции, которые заложены для этого кластера, распространить и на           
остальные медицинские кластеры? А мнение Министерства здравоохранения по        
этому поводу было учтено? Странно, что наш профильный комитет не участвовал в   
обсуждении.                                                                     
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Начну со второго: может быть. Если данный законопроект будет       
принят в первом чтении, потом, конечно, предстоит сложное обсуждение во         
втором чтении, принятие в третьем, и вполне возможно, что даже самый первый     
опыт реализации позволит сделать то, о чём вы сейчас сказали.                   
                                                                                
Что касается мнения Министерства здравоохранения. Есть положительный отзыв      
Правительства Российской Федерации. В правительстве этот вопрос неоднократно    
обсуждался, было заседание комиссии, вносились самые разные предложения, в      
том числе представители одного из министерств предлагали всё это осуществить,   
но только в отношении государств - участников Таможенного союза, ну, понятно    
почему. Я не знаю, как, допустим, в Белоруссии, есть ли серьёзный прорыв в      
области здравоохранения, но нам хотелось бы, чтобы те возможности, которые      
предоставляют, скажем, клиники Австрии, реализовывались здесь, у нас, и         
необязательно только в этом международном кластере. Все предложения, которые    
поступят, будут рассмотрены самым тщательным образом. Мы, как авторы,           
обязательно поддержим интересные предложения.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич.                              
                                                                                
Виталий Сергеевич Золочевский.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, вы прекрасно знаете, что иностранные              
специалисты не могут заниматься медицинской деятельностью на территории         
Российской Федерации, не получив сертификата Росздравнадзора, однако по         
данному законопроекту это становится возможным. Как вы относитесь к ситуации,   
когда некоторые товарищи, которые будут приезжать из иностранных государств     
(предположим, из многоуважаемого мною государства Чад), будут лечить наших      
граждан, граждан других государств, в общем, заниматься здесь медицинской       
деятельностью?                                                                  
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Структура системы управления кластером, изложенная в проекте       
закона, предусматривает наличие наблюдательного совета, утверждаемого           
правительством города Москвы, в котором есть структуры, специализирующиеся на   
здравоохранении. И что касается государства Чад: если там будет положительный   
опыт лечения лихорадки Эбола и если вообще это станет проблемой, тогда да, в    
настоящее же время об этом речь не идёт, поэтому утрировать не стоит. Но нам    
хорошо известно, куда в основном ездят и где тратят деньги наши граждане.       
Включение в реестр участников проекта будет осуществляться наблюдательным       
советом с привлечением экспертного совета, в котором будут компетентнейшие      
специалисты.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Николай Николаевич, всё-таки я просил бы, чтобы вы     
ещё раз уточнили, каковы затраты. Вы сами понимаете, что бюджетная ситуация у   
нас сложная, денег практически не хватает, поэтому всё-таки хотя бы             
приблизительно скажите, сколько денег потребуется на создание вот этого         
медицинского кластера? Я почему спросил? Помните, сколько шума было, когда вы   
просили деньги на "Сколково"? Огромные деньги! А потом мы узнали, что только    
на дорогу потратили столько денег, что можно было покрыть её не асфальтом, а    
чёрной икрой - деньги сумасшедшие! Меня очень волнует стоимость этой            
программы, потому что на здравоохранение мы сокращаем расходы, и вы это         
знаете. И как будет осуществляться контроль, чтобы эти деньги не ушли в         
карманы кому-нибудь и чтобы не построили обычную, заурядную больницу? Сколько   
стоит и как будем контролировать?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич.                           
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Федеральному бюджету это не будет стоить ни единой копейки. Все    
деньги на создание инфраструктурных объектов и транспортных связей с городом    
будут выделены из городского бюджета Москвы, к тому же в этом районе в 2017     
году предполагается строительство станции метро. Общая стоимость затрат,        
которые будут прикрываться за счёт иностранных инвесторов, составит 70-80       
миллиардов рублей. Таковы наши расчёты, и мы будем стремиться создать           
механизм привлечения этих средств.                                              
                                                                                
И если у меня есть время, я хочу сказать следующее. Не стоит думать, что        
самые высокие достижения принадлежат исключительно странам развитой западной    
демократии. Скажем, после того как стало известно о создании такого кластера,   
к нам приехали специалисты из Турции, представители компании, которая           
приобрела в Дубне у наших учёных разработки, и они не могли пробить их через    
нашу систему регистрации. Так вот, они эти разработки купили, освоили и         
сейчас просят разрешения принять в этом участие - речь идёт о ядерной           
медицине, - с тем чтобы работать по той самой упрощённой схеме, альтернативой   
которой является только ну абсолютный тупик!                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, ну, вообще-то, на мой первый вопрос вы            
ответили, ответьте и на второй: а не подпадает ли предмет данного               
законопроекта под действие закона "Об особых экономических зонах..."? Может,    
и не надо было огород городить? И сразу следующий вопрос: а какие льготы        
будут предусмотрены по налогам на имущество, на землю, на прибыль? Вот          
пятилетняя отсрочка, как для особых экономических зон, будет ли?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич.                           
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Ответ первый: не подпадает, аналогий нет. Ответ второй: никаких    
налоговых льгот не предусматривается.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич, вы обладаете информацией, которую мы, к сожалению, не       
смогли найти в тех документах, которые были розданы. Если говорить о самом      
законопроекте, то там достаточно подробно описывается процедура управления -    
наблюдательный совет, правление, генеральный директор - и указывается           
перечень законов, которые не будут действовать на этой территории, начиная от   
тех, предметами которых являются пожарная безопасность и                        
санитарно-эпидемиологическое состояние, и заканчивая Трудовым кодексом. Вы же   
нам говорите о каком-то онкологическом центре, о каком-то универсальном         
комплексе и так далее. У нас нет такой информации, поэтому такой вопрос:        
скажите, вот вы упомянули эту цифру, 5 миллиардов, - если её принять за 100     
процентов, то как она распределяется по структуре заболеваний, с которыми       
наши граждане выезжают на лечение в другие страны? Можете ли вы нам сейчас      
хотя бы примерно рассказать, что там будет, так сказать, что за универсальные   
койки?                                                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Итак, 5 миллиардов долларов - это экспертная оценка, но она        
занижена.                                                                       
                                                                                
Дальше. В тексте законопроекта нельзя указать конкретные объёмы, площадь        
зданий и сооружений, в тексте законопроекта сказано, что эту задачу должно      
решать в пределах полномочий, предусмотренных законопроектом, правительство     
города Москвы.                                                                  
                                                                                
Теперь о том, что будет конкретно. Вот Сергей Евгеньевич задал мне вопрос,      
видимо, я не смог на него ответить, и я повторю: общая площадь кластера - 490   
тысяч квадратных метров, на этой территории будут построены два                 
клинико-диагностических центра с многопрофильным стационаром, один на 300       
коек, второй на 150 коек, онкологический центр на 200 коек, реабилитационный    
центр на 100 коек, перинатальный центр и детский стационар на 100 коек и так    
далее. Но как вы понимаете, это планы. Предполагается, что срок реализации      
этого проекта составит семь-восемь лет, но, повторяю, если мы примем решение,   
то есть закон, завтра - это будет один срок, а если мы будем его                
согласовывать в течение, скажем, полутора лет, то плюс полтора года.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич.                              
                                                                                
Вопросы исчерпаны. Есть ли желающие выступить? Есть.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Золочевский Виталий Сергеевич.                                                  
                                                                                
Виталий Сергеевич, вы от фракции? Поставьте семь минут.                         
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, уважаемые коллеги.                                   
                                                                                
Интересный законопроект, уважаемый Николай Николаевич. Значит, что в первую     
очередь меня смутило? Самый весомый аргумент, который вы смогли предъявить, -   
это то, что вы выполняете указ Президента Российской Федерации. Это, конечно,   
серьёзный аргумент, и, безусловно, он для всех, для многих из нас является      
ключевым, но, как мы знаем, указы Президента Российской Федерации тоже          
периодически плохо исполняют. Я считаю, что данный законопроект является        
сырейшим, и для меня сегодня очень странно, что молчит "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну      
хорошо, вас, коллега, я могу понять, но есть же Общероссийский народный         
фронт, здесь есть и его представители, наверняка есть и врачи по профессии, -   
я, например, не медработник по образованию, но и то способен понять, что        
представляет собой этот законопроект.                                           
                                                                                
Вы говорите о размещении в Коммунарке, но не предусмотрено даже проведение      
общественных слушаний о размещении данного центра на территории Коммунарки,     
это просто предусмотрено исключительно данным законопроектом - 71 гектар! Вы    
говорите, что другие регионы России не подходят для этого, - я возражаю: до     
Коммунарки нам тоже долго ехать, давайте доедем до Коммунарки! Проще,           
по-моему, до Санкт-Петербурга сейчас долететь, чем доехать куда-либо из         
центра Москвы! Регионы России не развиты - надо развивать в первую очередь      
их!                                                                             
                                                                                
Говоря о том, чтобы разместить в Москве такой мощнейший центр, давайте          
обратимся к ситуации в медицине, которая сложилась в Москве. Москва у нас       
имеет обширную сеть городских лечебных заведений - на территории города         
находятся 52 городские больницы и 227 городских поликлиник, - и вот             
заместитель мэра Москвы по вопросам соцразвития Леонид Печатников сообщил,      
что административно-управленческий аппарат медицинских учреждений Москвы        
будет сокращён в три раза вследствие их реорганизации, что поставлена задача    
по созданию до конца 2014 года 47 амбулаторно-поликлинических объединений для   
взрослых и так далее, и так далее, что реформа проводится для улучшения         
качества обслуживания в поликлиниках.                                           
                                                                                
Стало ли лучше качество обслуживания? Скажите, пожалуйста, Николай              
Николаевич, ходите ли вы в московские поликлиники? Я хожу! Восемь минут - это   
вот норма для обслуживания любого пациента у любого врача в московской          
поликлинике на сегодняшний день! Что можно сделать за восемь минут?!            
Например, приходит онкологический больной, у него проблема, ему не с кем её     
обсудить, а его гонят оттуда, из поликлиники, ему приходится уходить, потому    
что у врача норматив - восемь минут, и он в обиде на врача пишет жалобу, а с    
врачей снимают зарплату.                                                        
                                                                                
Сейчас идёт жесточайшее сокращение медицинского персонала, в частности в        
городе Москве, который вы представляете в Государственной Думе, поэтому         
наверняка об этом знаете. В частности, сокращены должности санитарок в          
московских медицинских учреждениях, должности старших медицинских сестёр, а     
старшая медсестра - это начальник отдела, грубо говоря, то есть сейчас все      
медсёстры полностью предоставлены сами себе. И каким будет у нас, интересно,    
кадровый потенциал в итоге принятия данного законопроекта?!                     
                                                                                
Для развития данного медицинского центра - я не хочу говорить слово             
"кластер", потому что кластером его назвали, чтобы можно было как можно         
большее количество денег под него выбить, это медицинский центр, причём         
экспериментальный, - будут непонятно кем внесены 70-80 миллиардов рублей, и я   
прошу в заключительном слове обозначить, кто эти инвесторы, кто будет           
инвестировать эти 70-80 миллиардов, какие привилегии они получат, какие         
преимущества и чем в итоге будет обязана Российская Федерация, или город        
Москва, или данный центр?                                                       
                                                                                
Мы с вами видим, что по данному законопроекту медицинской деятельностью на      
территории данного медицинского центра будут иметь право заниматься             
иностранные специалисты, у которых есть всего лишь подтверждающие документы,    
и не от структур Российской Федерации или города Москвы, а от тех иностранных   
государств, которые они представляют. То есть, как я уже сказал, приедет        
специалист из уважаемого государства Чад с неким дипломом, аттестатом и         
какой-то лицензией и получит возможность вести медицинскую деятельность, и не   
просто вести, а экспериментировать над нашими гражданами, которые будут там     
проходить лечение в стационарах.                                                
                                                                                
И это касается не только медицинских специалистов, это касается также и         
лекарств, потому что по данному законопроекту в том числе можно использовать    
без контроля наших государственных служб лекарства, которые произведены в       
иностранных государствах. Вы представляете, некое иностранное государство в     
соответствии со своими какими-то нормами производит лекарство, и его начинают   
испытывать на наших гражданах?! И в результате это будет потом лоббироваться,   
чтобы это всё вводилось. Да, может быть, всё будет проще, но где общественное   
обсуждение?! Разве хватит семи минут, чтобы обсудить такой законопроект?! Где   
парламентские слушания? Где мнения профильных комитетов? Председатель           
Комитета по охране здоровья Калашников болен, лежит после операции на           
больничной койке и не может высказать свои веские замечания. Общественные       
слушания провели? Нет! Где позиция Российской академии наук, спросили у неё,    
нужен нам такой медицинский кластер? Где позиция Российской академии            
медицинских наук? Где все вот эти замечания, которые мы хотели бы сегодня       
видеть?                                                                         
                                                                                
Сегодня мы видим сырой законопроект, и я буду убеждать и коллег из фракции      
ЛДПР, и всех остальных коллег его не принимать, отложить и, возможно,           
пересмотреть, потому что данный законопроект не соответствует тем               
требованиям, которым должен соответствовать такой серьёзный документ. И вы      
легко можете это увидеть - вот, пожалуйста, статья 4, пункт 2: "Управляющая     
компания осуществляет методическое, организационное, экспертно-аналитическое    
и информационное сопровождение развития Международного медицинского             
кластера". Далее, пункт 4: "Финансовое обеспечение деятельности управляющей     
компании осуществляется за счёт собственных средств управляющей компании,       
средств бюджета субъекта Российской Федерации" и так далее. То есть опять       
Москва будет финансировать этот практически международный проект!               
                                                                                
Данным законопроектом предусмотрено, что лишь генеральный директор данного      
кластера будет принимать решения о сотрудничестве с теми или иными              
международными организациями, не Министерство иностранных дел, не               
Министерство здравоохранения, а некий наблюдательный совет, координирующий      
данную деятельность, в который непонятно кто будет входить, - мы с вами об      
этом не узнаем, это будет решать непосредственно организация! - будет решать,   
с какой страной им сотрудничать.                                                
                                                                                
У нас есть профильные ведомства, и я прошу их внимательно отнестись к данному   
законопроекту и проработать... (Микрофон отключён. Аплодисменты.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Сергеевич.                               
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Конечно, надо приветствовать   
любой шаг в плане оздоровления нашего народа, но я хочу, чтобы вы вспомнили,    
как год назад мы рассматривали бюджет на 2014 год и на два ближайших года: по   
разделу "Здравоохранение" мы сократили на 6 миллиардов рублей финансирование    
первичной медико-санитарной помощи, мы сократили почти что в два раза           
финансирование высокотехнологичных методов лечения, мы сократили почти что в    
два раза финансирование по подпрограмме "Охрана здоровья матери и ребёнка",     
мы сократили на 6 миллиардов финансирование профилактики, то есть по всем       
направлениям. Была очень хорошая записка комитета по здравоохранению, где с     
очень большой тревогой говорилось о том, что нельзя идти по такому пути и при   
этом говорить о здоровой нации! Некоторые говорят, что регионы теперь эти       
функции выполняют. Скажите, есть у нас хоть один депутат, у кого в регионе      
меньше двухсот фельдшерско-акушерских пунктов за последние два-три года         
сократили? Нет! То есть фактически негде померить давление, негде поставить     
капельницу, негде сделать укол.                                                 
                                                                                
В той же Рязанской области, да и везде значительно сокращается количество       
роддомов, за 70-80 километров надо везти женщину рожать, и уже есть ряд         
случаев, когда потеряли и женщину, и ребёнка. К сожалению, к специалистам       
приходится ехать за 170 километров, я уже говорил об этом, - врачей не          
хватает. Вот буквально три дня назад выступал министр здравоохранения           
Московской области: тысяч врачей не хватает только в Подмосковье! То есть там   
не то что высокотехнологичной помощи, никакой не получают, потому что нет       
врачей, и это Подмосковье, Московская область!                                  
                                                                                
И когда мы говорим о здравоохранении, конечно, меня больше всего интересует     
здравоохранение именно для народа, чтобы можно было получить первичную          
помощь, первичную диагностику, а не доводить болезнь до такого состояния,       
когда нужна будет уже специальная, какая-то узкопрофильная клиника, которую     
можно найти только в Москве и за рубежом. В соответствии с данным проектом,     
боюсь, у нас с вами получится медицинский кластер для богатых или для очень     
богатых. Они туда попадут, мы их вылечим, но пока мы вылечим одного богатого,   
мы потеряем сто простых людей! Я думаю, это неравноценная замена. Я с           
большим удовольствием потратил бы это время на обсуждение вопроса, как надо     
поднять в целом медицину для простого народа, а не для избранных. Мне           
кажется, данный законопроект всё-таки направлен на лечение избранных.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Мы начали с Николаем Николаевичем дискуссию, но я, к            
сожалению, не услышал ответа на вопрос о структуре заболеваний. Я понимаю,      
что Николай Николаевич, наверное, больше специалист в области межбюджетных      
отношений, чем в области здравоохранения, в своём выступлении он ссылался на    
какие-то внутренние документы, которыми он владеет, но это меня, наоборот,      
разубеждает, а не убеждает в необходимости вот того закона, о концепции         
которого он говорил.                                                            
                                                                                
Вот смотрите, если мы почитаем то, что буквально написано в этом проекте        
федерального закона, - фактически вы создаёте бизнес-инкубатор, чтобы           
привлечь сюда иностранных специалистов. Как вы определили, что там будет        
онкодиспансер, будут заниматься какими-то детскими заболеваниями? Значит, у     
вас уже есть структура, под эту структуру вы уже определяетесь, каких           
специалистов и из каких стран вы хотите привлечь. Это немного                   
взаимоисключающие положения, то есть, с одной стороны, вы хотите создать        
бизнес-инкубатор, куда приедут по заявкам именно те люди, которые докажут       
правлению, наблюдательному совету, что они обладают соответствующими            
лицензиями, навыками и так далее, с другой стороны, мы должны лечить тех, чьи   
5 миллиардов мы теряем! Так что входит в структуру этих 5 миллиардов, какие     
заболевания? Вы так и не сказали, может быть, скажете в заключительном слове.   
А если структура по заболеваниям ясна, то, наверное, надо плясать-то от         
печки, нужно тогда заниматься этими заболеваниями, нужно привлекать ведущие     
институты, НИИ и с ними определять, что нужно, чтобы мы продвинулись вперёд в   
лечении этих заболеваний. А у нас, к сожалению, сегодня этого нет.              
                                                                                
Если бы здесь у нас присутствовали специалисты, которые могли бы объяснить,     
что мы хотим... Мы хотим получить более высокое качество обслуживания? Я        
думаю, что если бы мы вложили средства в те НИИ, которые сегодня уже            
существуют, не важно, на старых площадях или что-то ещё достроим, мы,           
конечно, реально продвинулись бы вперёд намного быстрее и дальше, потому что    
там у нас есть специалисты, которые быстро обучатся, работая с теми             
иностранными специалистами, которых вы хотите туда приглашать.                  
                                                                                
Ну а когда мы говорим о том, что там нет федеральных бюджетных средств, то,     
конечно, мы лукавим, ну лукавим мы, Николай Николаевич! 71 гектар - это         
земля, стоимость которой в соответствии с кадастром составляет определённую     
существенную сумму. Коммуникации, особый порядок подключения к тепло-,          
электро- и водоснабжению - что это значит? Это значит, что ни за что платить    
не будут, а это ведь тоже средства, причём средства граждан! Когда мы           
принимаем такие решения, когда мы тратим колоссальные ресурсы, то это уже       
предмет для обсуждения в бюджетном комитете, потому что речь идёт об            
обсуждении эффективности использования средств. Да, поручение президента надо   
выполнять, только выполнять его можно по-разному, и я считаю, моя точка         
зрения имеет право на существование.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Уважаемый Николай   
Николаевич, ответ на мой вопрос вы закончили словами о том, что мы с вами       
живём по разным календарям. Ну, наверное, мы с вами живём по разным             
календарям, но плохо не то, что мы с вами так живём, а то, что московская       
элита и все остальные тоже живут по разным календарям, в разных измерениях и,   
может быть, даже в разных странах. Ну элита всегда получала услуги лучшие,      
чем остальной народ: в советское время это было 4-е Главное управление при      
Минздраве СССР, элита лечилась там, сейчас у нас элита другая - элита           
компрадорская, элита прозападная, московская элита давно уже тесно связана с    
Западом и по бизнесу, и по образу жизни, и по времяпровождению, и по            
получению услуг, в том числе и медицинских. Да, вы правы, они ездят лечиться    
туда, но, наверное, им уже стало лень туда летать, некогда, не хотят летать,    
- значит, надо здесь создать анклав, где они могли бы лечиться, но мне          
непонятно, почему для такой забавы московской элиты надо давать такие льготы,   
надо делать изъятия из нашего законодательства.                                 
                                                                                
Когда делаются определённые изъятия, всегда возникает тот вопрос, который вам   
задал Сергей Евгеньевич Нарышкин: а почему бы не создать для всей медицины      
такие условия, которые вы предлагаете сделать для иностранцев? Ну давайте мы    
всей медицине дадим те же льготы, те же возможности, которые даются вашему      
кластеру, давайте нашим ведущим медицинским центрам дадим те льготы и те        
возможности, которые вы предоставляете этим законом ещё не созданному           
учреждению! Но в том и состоит специфика отношения нынешней элиты к людям,      
что на людей-то им наплевать: пусть где-нибудь в Гукове Ростовской области      
люди умирают от наркологических заболеваний и никакой реальной помощи они не    
получат, главное, чтобы те люди, которые составляют московскую элиту, не        
летали за рубеж, а вот здесь, под боком, в Коммунарке, лечились! То есть        
создаётся некое государство в государстве со своей сферой обслуживания: свои    
рестораны, свои салоны красоты, свои школы с иностранными преподавателями, а    
теперь будут и свои больницы - вот смысл этого законопроекта, и не более.       
                                                                                
Никаких высоких технологий не будет, никакого трансфера технологий не будет,    
приедут квалифицированные иностранные специалисты, которые будут лечить узкий   
круг людей за большие деньги. Будут новые технологии, но эти технологии не      
станут достоянием россиян, российских научных центров, российских медицинских   
учреждений, они будут использоваться опять же для лечения узкой компрадорской   
прослойки московской элиты. Вот смысл этого законопроекта, и, естественно,      
такой закон мы поддерживать не будем!                                           
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мне сложно         
комментировать первое выступление, выступление представителя фракции ЛДПР, -    
я обязательно запрошу информацию у господина Печатникова о том, что он вам      
сказал или написал по поводу ликвидации института медсестёр и прочих            
кошмаров, чего на самом деле, конечно, в нашем городе нет.                      
                                                                                
Смысл этого закона - дать возможность привлекать в Российскую Федерацию, в      
данном случае в международный кластер, который планируется разместить в         
Москве, те достижения медицинской науки, которые уже есть, на разработку        
которых уже потрачены деньги, и делать это, не привлекая средства               
федерального бюджета, а действительно привлекая частично средства московского   
городского бюджета. У фракции ЛДПР в новом составе Московской городской Думы    
есть депутат, и он может отследить, как и что будет происходить, он один, но    
этого достаточно.                                                               
                                                                                
Теперь о том, что касается земли. Это не федеральная собственность, коллеги.    
Я помню, какие были дебаты по поводу земли в Коммунарке, и один из наших        
коллег в Совете Федерации этот вопрос тоже остро ставил, тем не менее мы с      
вами приняли закон, сейчас это земля субъекта Российской Федерации, а значит,   
и те средства, о которых вы говорите, опосредованно тоже средства бюджета       
субъекта Российской Федерации, часть его имущественного комплекса.              
                                                                                
Дальше. На самом деле это обязательно нужно сделать. Мы создали автомобильный   
кластер в Калужской области, по этому поводу была масса дебатов, но сегодня     
это работающая структура, и это не единственный пример в стране. Думаю, что     
принять этот законопроект исключительно важно, хотя, конечно, он нуждается в    
доработке, и мы будем это делать. Заключение Правительства Российской           
Федерации - а на заседании комиссии присутствовали представители в том числе    
и Министерства экономического развития, и Министерства здравоохранения, и       
другие специалисты - положительное, правда, есть замечания, но мы их            
обязательно учтём.                                                              
                                                                                
И хочу сказать последнее, о тех самых кошмарах, о которых рассказывали, - что   
это будет для богатых. Да, действительно, это будут так называемые рыночные     
цены, но налоги, которые будут уплачены, пойдут и в московский городской        
бюджет, и в федеральный бюджет, и это тоже важно. Лучше, чтобы это пошло в      
бюджет нашей страны, чем в бюджет Австрийской Республики, Федеративной          
Республики Германия или Государства Израиль. Мне кажется, что это               
существенно.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, я хочу попросить вас, чтобы вы        
всё-таки подумали о необходимости элементов системности в связи с этим          
законопроектом. Что касается меня, я этот законопроект поддержу, но хотел бы    
вам напомнить историю создания системы свободных экономических зон: тогда       
законодатели начали с того, что приняли системный закон, механизмы которого в   
равной степени действуют по отношению ко всем созданным потом свободным         
экономическим зонам. Поэтому я вас прошу подумать и об этом, ладно?             
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Обязательно. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Думайте. Спасибо.                                         
                                                                                
Елена Владимировна Панина.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ПАНИНА Е. В. Уважаемые коллеги, дискуссия очень бурная развернулась, она        
всегда у нас приобретает такой характер, когда речь идёт о медицине, о          
здоровье. Вот Николай Николаевич уже привёл пример: действительно, есть         
автомобильные кластеры, есть кластеры научные, физико-технической               
направленности, с привлечением иностранных специалистов в том числе. Это        
вызывало такие бурные дебаты вначале, когда кластеры создавались, но сейчас     
уже не вызывает, потому что эта схема работает.                                 
                                                                                
Я, Сергей Евгеньевич, абсолютно с вами согласна: это, может быть,               
планировалось как пилотный проект, хотя это и не прозвучало, а должно быть      
всё-таки системой. Мы вообще должны иметь сеть медицинских кластеров в целом    
по стране, как точки роста, распространения передовых технологий, повышения     
квалификации, разработки лекарственных средств, а не только медицинского        
обслуживания.                                                                   
                                                                                
Поэтому у меня просьба поддержать этот законопроект с учётом того, что авторы   
и наш профильный комитет доработают его ко второму чтению.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поддержим, поддержим. Спасибо.                            
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5168 по 5184 из 6291
11-й вопрос, проект федерального закона "О международном медицинском кластере   
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.53,3 %                                    
Проголосовало против           74 чел.16,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.                                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5453 по 5461 из 6291
ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Тимченко по карточке Валеева.                                                   
                                                                                
Депутаты Карпов, Валеев, Гольдштейн и Зубицкий по вопросу 11 повестки дня       
голосовали за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.