Заседание № 230
О проекте федерального закона № 557735-7 "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Павел Михайлович Федяев, пожалуйста. ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет рекомендует его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пушкарёв Владимир Александрович, пожалуйста. ПУШКАРЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В данном законопроекте появилась важная оговорка: россияне в этом случае продолжат ездить по дорогам и дорожным сооружениям бесплатно - не по понтонным или ледовым переправам, а по современным, качественным, безопасным и круглогодичным дорогам, платить будет только бизнес в лице недропользователей, которые чаще всего осуществляют перевозку техники, труб, аппаратуры, необходимых добывающим компаниям для обустройства месторождений. Здесь вводятся дополнительные механизмы в сфере государственно-частного партнёрства с целью строительства автомобильных дорог на Крайнем Севере. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Спорный законопроект. Безусловно, как сейчас сказал представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ", нужно добывающим компаниям дать возможность строить дороги к своим месторождениям, но в этом законопроекте немножко шире расписано. Например, если вы реконструируете какой-то участок действующей дороги и сделаете там инженерные сооружения, то вся дорога станет платной - почувствуйте разницу, что называется! Мало того, сегодня это предлагается сделать только в районах Крайнего Севера, но где гарантии, что завтра это не распространится на другие территории Российской Федерации? На наш взгляд, проблема действительно есть, надо дать возможность добывающим компаниям строить инфраструктуру, но надо делать это по-другому, не за счёт дорог общего пользования. И то, что здесь заложено, что граждане будут ездить бесплатно... ну да, граждане-то будут ездить бесплатно, только вот продукты и всё, что необходимо им для жизни, будут возить по этой же дороге платно. Поэтому, коллеги, наша фракция за этот закон голосовать не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу напомнить вам, как проходило у нас первое чтение по данному законопроекту. Мы задавали вопрос Правительству Российской Федерации, которое выступило с инициативой принятия данного законопроекта и пришло, в частности, к нам на заседание комитета. Нам рассказывали о реализации, в частности, одного из строительных проектов, моста (я уже не помню территорию), говорили, что сейчас люди пользуются понтоном, это действительно достаточно дорогое удовольствие, а после постройки этого моста с элементами государственно-частного партнёрства всё будет гораздо проще, граждане платить ни за что не будут. На вопрос, который мы задавали в комитете и здесь, на заседании, при рассмотрении в первом чтении, касается ли это только этого проекта или это касается в целом Крайнего Севера, естественно, был ответ, что это касается всего Крайнего Севера. Коллеги, хочется напомнить всем, я думаю, что все это, конечно, знают: Крайний Север - это у нас практически около 60 процентов территории. Что мы делаем данным законопроектом? Мы данным законопроектом расписываемся в том, что у Российской Федерации нет денежных средств, для того чтобы строить дороги, - вот под чем мы расписываемся, принимая данный законопроект! Вот сейчас коллега из "ЕДИНОЙ РОССИИ" сказал о том, что будет платить только бизнес. Да, будет платить только бизнес, но представляете, какой хороший толчок мы даём для бизнеса тем, кто специализируется на строительстве платных дорог? То есть ты видишь, что где-то есть нефтебаза, строишь там платную дорогу - и у тебя есть гарантированный трафик, который обеспечивает тебя, бизнес на ближайшие 100-150 лет, собственно говоря, на столько, сколько это месторождение будет работать. А где выдержки в этом законе, которые будут указывать, что это касается только нефтяников? Ну, нефтяники - это понятно: энергоносители, топливо, которое сразу вырастет в цене, потому что мы не будем строить бесплатные дороги общего пользования. А где, извините, написано, что за это не будут платить те, кто доставляет продукты: хлеб и другие продукты питания? Где это написано? Где некое изъятие в тексте данного законопроекта? Нет этого изъятия! Поэтому мы сейчас можем смело готовить 60 процентов территории Российской Федерации к мысли о том, что, мол, друзья, дорог у вас не будет, будут появляться платные участки. И то, что в связи с этим сейчас вырастут цены на продукты, вырастут цены на энергоносители, ну вот это Государственная Дума, собственно говоря, сегодняшним законопроектом позволила. Коллеги, мы же помимо общения здесь, в зале, ещё общаемся, как говорится, кулуарно, в хорошем смысле этого слова, и я знаю, что многие коллеги из партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже не поддерживают данный законопроект. Многие из вас уже пообщались в своих субъектах и знают, какой рост уровня социальной напряжённости вызовет начало реализации этих проектов. Жалко, что нет кнопки, чтобы проголосовать категорически против, потому что фракция ЛДПР будет голосовать именно так против данного законопроекта, и мы призываем всех голосовать против. Это серьёзный фактор, который показывает, что мы расписываемся в слабости как государство. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не могу согласиться с коллегой из "ЕДИНОЙ РОССИИ", который говорил о том, как хорошо на Крайнем Севере будут функционировать дороги и что все они станут бесплатными. С чего это вдруг они станут бесплатными? Во-первых, я хотела бы вам напомнить, что это более 60, около 70 процентов территории Российской Федерации. Во-вторых, хотела бы вам напомнить, что мы этим законом сами же нарушаем те нормативы, которые были установлены ранее, а суть этих нормативов в том, что мы не можем сделать дорогу платной, если нет альтернативы - если нет бесплатной дороги. В данном случае альтернативы нет, поэтому будет только платная дорога. Мы считаем, что этот законопроект пролоббирован структурами, которые близки к власти, поэтому поддерживать такой законопроект просто нельзя, невозможно и, я бы даже сказала, преступно. Далее, ещё одно соображение по этому законопроекту, так скажем, спорное, кому-то нравится, кому-то - нет, тем не менее оно есть: нефтегазовые компании, которые строят дороги там, просто хотят вернуть деньги, вложенные в строительство этих дорог. Мы разве не можем строить дороги на бюджетные средства? Вполне можем! Давайте посмотрим профицит бюджета, давайте посмотрим Фонд национального благосостояния: 9 процентов ВВП в 2020 году он будет составлять, это наши резервы, 1,5-2 триллиона рублей, мы можем всё, что сверх 7 процентов, тратить (тем более что мы сегодня говорили о межбюджетных отношениях) - вот где надо искать источник средств для строительства дорог в том числе. Кстати, хочу вам сказать, что совсем недавно, вчера, Комитет по бюджету и налогам снёс поправки в Бюджетный кодекс, которыми предлагалось направлять средства ФНБ свыше 7 процентов на экспортные кредиты, - то есть монополии тянут свои жадные руки к резервам нашей страны! Вот этому надо категорически препятствовать! Эти резервы могут пойти как раз на строительство дорог. Да, уступки по этому закону есть: разрешили легковым автомобилям, по постановлению правительства можно и автобусы пустить бесплатно по этим дорогам, но это опять-таки полумера - почему? Потому что легковых автомобилей там гораздо меньше, чем грузовых, и грузы пойдут по этим дорогам. Поэтому хотелось бы знать, какие вообще льготы получит и эта часть транспорта, так как это жизнеобеспечивающие грузы для северных территорий. Фракция КПРФ будет голосовать категорически против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 16. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 17 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 78 чел.17,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 557735-7 "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда; принят в первом чтении 5 февраля 2019 года с наименованием "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
34-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Павел Михайлович Федяев. ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Поступило 26 поправок, из них были сформированы две таблицы: 13 поправок в таблице поправок, рекомендованных к принятию, 13 - на отклонение. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 08 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 36 чел.8,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 34 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 58 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 37 чел.8,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается законопроект. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении 24 июля, в среду на следующей неделе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 183
О проекте федерального закона № 557735-7 "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра транспорта Иннокентия Сергеевича Алафинова. Пожалуйста. АЛАФИНОВ И. С., представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации. Необходимость разработки законопроекта вызвана тем, что строительство ряда автомобильных дорог за счёт бюджетных ассигнований в районах Крайнего Севера затруднительно даже в долгосрочной перспективе по причине недостаточной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Кроме того, достаточно большая часть такой инфраструктуры используется для извлечения минерально-сырьевых ресурсов, которые там расположены. Дальнейшее развитие Севера также сдерживается нехваткой инфраструктуры. В указанной ситуации приоритетной формой реализации подобных проектов является государственно-частное партнёрство, реализуемое путём строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе. Однако положения действующего федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности..." содержат требования об обязательном наличии альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования при принятии решения об использовании такой дороги на платной основе. Внесение соответствующих изменений в упомянутую статью 37 исключит обязательное требование наличия альтернативного проезда в подобных ситуациях и позволит решить проблему отсутствия автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за счёт привлечения частных инвестиций для их строительства. Хотелось бы также отметить, что в целях обеспечения интересов населения в законопроекте предлагается закрепить условия об обязательности бесплатного проезда по таким дорогам легковых автомобилей в случае, если дороги не имеют альтернативы. Таким образом, в данном случае альтернатива для граждан Российской Федерации обеспечивается за счёт бесплатности данного проезда. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством субъект Российской Федерации обязан установить методику расчёта платы за проезд, а также максимальный размер такой платы. Льготы за проезд уже установлены действующим федеральным законом, а именно к льготным категориям относятся: транспорт общего пользования; специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, которые используются пожарной охраной, полицией, скорой медицинской помощью, аварийно-спасательными службами, военной автомобильной инспекцией; транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозку почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающие почтовые отправления и денежные средства. Также могут быть установлены иные категории по решению соответствующего субъекта Российской Федерации. Реализация закона после его принятия не повлечёт увеличения цен на перевозку грузов и, как следствие, повышения цен на товары. Это обусловлено тем, что перевозка грузов в условиях отсутствия автомобильных дорог в таких районах осуществляется либо иными видами транспорта, либо через частные наплавные мосты и частные автозимники, где производится сбор платы. Таким образом, субъекты предпринимательства получат ранее отсутствовавшую возможность круглогодичного доступа к соответствующим рынкам и к соответствующим населённым пунктам. Необходимо отметить, что нормы данного законопроекта не будут распространяться на существующие дороги, предусмотрено, что после вступления закона в силу они будут распространяться только на вновь построенные дороги. Ещё раз хочу отметить, что движение легковых автомобилей по таким дорогам будет осуществляться в бесплатном режиме, это предусмотрено нормами законопроекта. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Юрьевича Тена, пожалуйста. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Иннокентий Сергеевич достаточно подробно изложил концепцию данного законопроекта. Хочется остановиться на нескольких реперных точках. Комитет по транспорту и строительству рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Цель данного законопроекта, как уже было сказано, - создание условий для повышения уровня транспортной доступности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за счёт строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций. Законопроектом предусматривается закрепление для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исключения из общего правила об обеспечении альтернативного проезда в отношении платных автодорог или платных участков, расположенных вне населённых пунктов. Уважаемые коллеги, комитет поддерживает концепцию законопроекта по следующим причинам. Первое. Из-за отсутствия дорог с твёрдым покрытием порядка 10 процентов жителей страны в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не обеспечены круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности расположены, я напомню, на территории 21 субъекта Российской Федерации, они занимают примерно 70 процентов территории нашей страны. В частности, мы с коллегами представляем Иркутскую область, у нас в Иркутской области к районам Крайнего Севера относятся два города - Братск и Усть-Илимск, - а также девять муниципальных районов. При этом ряд муниципальных районов, такие как Бодайбинский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, в которых проживает около 45 тысяч граждан, в весенне-осенний период остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. И мы, уважаемые коллеги, прекрасно понимаем, что 45 тысяч человек во время ледохода живут просто-напросто на островах, - люди живут на острове! В случае принятия рассматриваемого законопроекта будет создана возможность для реализации проектов, связывающих с опорной дорожной сетью районы, где целые поколения граждан выросли в ожидании строительства современных дорог и мостовых сооружений. Второй момент. Законопроектом предусматривается - первый заместитель министра транспорта уже об этом сказал, - что для легкового транспорта проезд по таким дорогам будет бесплатным. Третий момент. Действие закона будет распространяться только на новые дороги, мосты и иные объекты. Таким образом, цель законопроекта соответствует задачам Транспортной стратегии Российской Федерации в части обеспечения транспортной доступности населённых пунктов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Законопроект с замечаниями поддержали комитеты-соисполнители - Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Комитет по обороне, имеются предложения у Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. По мнению Комитета по транспорту и строительству, имеющиеся замечания требуют обсуждения, по результатам которого текст законопроекта будет доработан ко второму чтению. Потребность в таких объектах на Севере существует уже десятилетия, и новые нормы позволят ускорить развитие инфраструктуры за счёт повышения эффективности использования механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнёрства. Безусловно, эта инициатива пойдёт на пользу людям, проживающим на территориях Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а мы с вами, уважаемые коллеги, понимаем, что жизнь наших людей должна становиться лучше и комфортнее. С учётом изложенного Комитет по транспорту и строительству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Иннокентий Сергеевич, вам вопросы. Готов ли Минтранс представить методику расчёта тарифов - сколько это будет стоить для грузоперевозчиков, коль скоро это ложится на их карман, - и где экономика процесса, то есть во сколько это обходится сейчас, в отсутствие моста, и как это будет бить по карману грузоперевозчиков? И какова оценка регулирующего воздействия (когда этот мост будет уже готов)? Какие-то цифры вы готовы представить нам? АЛАФИНОВ И. С. Александр Сергеевич, спасибо за вопросы. Что касается федеральных дорог, соответствующая методика определения максимального размера платы и механизма её взимания есть. Мы считаем, что регионы могут воспользоваться ею как методическим материалом при написании конкретной методики для принятия в регионе. Хочется отметить, что мы провели анализ ряда проектов, которые уже подготовлены субъектами Российской Федерации. Приведу один пример: в ЯНАО есть частный наплавной мост, уже коллегами подготовлен проект концессионного соглашения - обеспечивается двукратное снижение стоимости проезда для грузовых автомобилей, при этом легковой автомобиль сейчас платит там 100 рублей, а законопроектом предусмотрено для легковых автомобилей движение по мосту - не по наплавному мосту, а по нормальному техническому сооружению со сроком службы более 50 лет - бесплатно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю правительства вопрос. Было очень много сказано и во время выступления представителя комитета, и во время вашего выступления, но, к сожалению, я этого не нашёл в законопроекте. Возникает вопрос: мы даём право на строительство платной дороги только в тех случаях, если нет никакой дороги, или всё-таки есть возможность использовать эту норму для реконструкции действующей дороги, например для строительства какого-то сооружения? Фактически мы лишаем альтернативности в этой ситуации... Это очень серьёзный вопрос, и хотелось бы... Я думаю, комитет отреагирует на это, но мне хотелось бы понимать позицию правительства по этому вопросу. Представителю комитета хотелось бы сказать: заострите внимание в ответе на мой вопрос именно на этой позиции. АЛАФИНОВ И. С. Спасибо большое за вопрос. Статья 2 законопроекта прямо предусматривает, что этот закон не применяется в отношении автомобильных дорог или участков автомобильных дорог, построенных и введённых в эксплуатацию до дня вступления его в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Иннокентий Сергеевич, по окупаемости вопрос. Известное шоссе через Химки, по оценкам специалистов, может быть окуплено, учитывая очень интенсивный график, лет так через семнадцать с момента его ввода в эксплуатацию. В данном законопроекте речь идёт об очень редконаселённых местностях, а поскольку мы - совершенно правильно - отсекаем ещё и личный транспорт, оставляя только грузоперевозки, наверное, сроки окупаемости уходят лет так на 200-250 вперёд. В связи с этим возникает вопрос: а стоит ли оно того и насколько рационально в принципе принятие данного решения, если мы понимаем, что экономически речь идёт о параметрах, находящихся далеко за горизонтом? АЛАФИНОВ И. С. Олег Васильевич, спасибо за вопрос. При разработке этого законопроекта мы вели плотную работу с 23 регионами, расположенными как раз на Крайнем Севере, у нас есть информация о 22 проектах, в которых есть заинтересованность и по которым есть финансовые модели, - да, срок окупаемости там будет не 15-17 лет, как правило, в концессионных проектах по федеральным дорогам срок окупаемости от 23 до 32 лет (ну, я просто фактические цифры называю), и те проекты, которые мы проанализировали, показывают, что в этих пределах они окупаемы, опять же с учётом бесплатности инфраструктуры для граждан, о чём я говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шойгу Лариса Кужугетовна, пожалуйста. ШОЙГУ Л. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иннокентий Сергеевич, у меня несколько вопросов к вам. Законопроект весьма спорный и вызывает, естественно, ряд вопросов, что вы почувствовали по количеству записавшихся, в частности вот такие вопросы. Данным законопроектом, вводя безальтернативные платные дороги, вы ставите в особые условия районы Крайнего Севера, а по сути, его жителей - чем вызвано такое отношение к жителям Крайнего Севера? Было ли при разработке данного законопроекта учтено влияние этого закона (при условии его принятия) на стоимость жизни в плане создания ещё больших трудностей для жителей Крайнего Севера в части поездок в районные центры для получения разного рода услуг, особенно медицинского характера? Какое влияние может оказать данный закон на развитие малого и среднего бизнеса в этих районах? Рассматривались ли вами какие-то другие варианты решения вопроса о строительстве моста через реку Пур? И последнее: проводилась ли экспертиза данного законопроекта на коррупциогенность? АЛАФИНОВ И. С. Спасибо большое за вопросы, Лариса Кужугетовна. Действительно, когда мы рассматривали этот законопроект, мы исходили из того, что во всех остальных регионах России все легковые автомобили платят за проезд, - это касается и М-4 "Дон", и дороги М-11, и будущей центральной кольцевой автомобильной дороги. У гражданина есть альтернатива, он может выбрать: либо бесплатно проехать, либо заплатить, проехав по платной дороге. В данном законопроекте мы как раз попытались учесть несколько факторов. Фактор номер один - это возможность создания инфраструктуры, которая будет работать в круглогодичном цикле, то есть не будет перерывов на ледостав и, собственно говоря, весенних перерывов в переправе через реки. Более того, поскольку в районах Крайнего Севера достаточно большое количество грузовых автомобилей обслуживает интересы добытчиков минерально-сырьевой базы, они, по сути, и будут источником окупания этих инвестиций. Что касается малого и среднего бизнеса и непосредственно того примера, о котором я говорил и который вы упомянули, - моста через реку Пур. Я уже отмечал, что на сегодняшний день малый и средний бизнес, перевозя товары народного потребления практически круглый год, за исключением трёх месяцев (три месяца в году там нет переправы), платит определённые деньги, вся эта информация в виде таблички у меня есть. Так вот в финансовой модели предусмотрено, что для грузовых автомобилей, которые используются субъектами малого и среднего бизнеса, тариф будет снижен на 50 процентов, то есть доставка станет дешевле. Мне кажется, что наличия возможности круглогодичного доступа к социальным объектам и использования личного транспорта для этого доступа, а также льгот, которые уже предоставлены законом (это и медицинская служба, и пожарная охрана, и доставка пенсий почтой), достаточно для того, чтобы, наоборот, изменить ситуацию, которая сейчас есть на Крайнем Севере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Иннокентий Сергеевич, задача развития транспортной инфраструктуры, наверное, для России вообще первостепенная в глобальном смысле, и двигаться надо в разных направлениях, использовать и бюджетные, и внебюджетные средства. У меня вопрос следующий. Вот в обосновании речь шла о строительстве моста. Скажите, делалась ли вашей структурой, вашим министерством, оценка: в случае если закон будет принят, о каких объёмах частных средств можно вести речь? Я думаю, речь же идёт не только о том, чтобы этот мост построить, вы же говорите и о текущих вопросах: где-то есть только зимники и так далее. Сколько средств частный капитал реально может вложить в Север при наличии данного закона? АЛАФИНОВ И. С. Сергей Михайлович, спасибо большое за вопрос. Мы, обсуждая с регионами данный законопроект, действительно запросили у них информацию о количестве и объёме стоимости таких проектов. Десять регионов представили достаточно проработанные проекты в разной степени готовности, общий объём возможных частных инвестиций - порядка 400 миллиардов рублей. Все эти проекты мы обсуждали, в том числе когда рассматривали вопрос с представителями комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иннокентий Сергеевич, что понимается под отдельным искусственным сооружением в проектируемой части 1-1 статьи 37 закона? Возможно, необходимо уточнение данного понятия в федеральном законе. АЛАФИНОВ И. С. Спасибо за вопрос, Дмитрий Викторович. Здесь понимается следующее. Когда та или иная водная преграда, попросту сказать - река, не имеет мостового сооружения, зимой используется автозимник, летом используется частная переправа, какой-то частный наплавной мост. Имеется в виду как раз строительство капиталоёмкого сооружения в виде мостового сооружения с круглогодичной доступностью. Бывает, что есть подходящая региональная дорога к водному объекту, есть дорога, которая начинается на другом берегу, но отсутствует искусственное сооружение. Мы, таким образом (в случае если строительство не было начато до принятия данного проекта закона), позволяем его создать на платной основе с привлечением частных инвестиций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иннокентий Сергеевич, как вы относитесь к заключению профильного комитета? Сергей Юрьевич скромно умолчал о последнем предложении пятого абзаца снизу: "Предлагаемая редакция вообще исключает возможность движения по таким дорогам легковых автомобилей". Это первое. И второе. Вы же, вероятно, лучше меня знаете, что сказки ваши или ваших предшественников про "Платон" закончились следующим: за три года "Платон" собрал 57 миллиардов рублей, а 39 миллиардов досталось известным братьям. Не кажется ли вам, что вам надо изучить опыт Китая, который в год строит 30 тысяч километров дорог, а мы в России - около 800 километров. Может, всё-таки их метода более правильная, чем ваша метода в части доступности дорог? Ваш пример с М-4 крайне отрицательный, вы плохо информированы. АЛАФИНОВ И. С. Николай Васильевич, если позволите, отвечу на первую часть вашего вопроса - касательно редакционных правок, которые можно сделать во втором чтении. Мы действительно обсуждали редакции первого пункта, есть разные его прочтения, но абсолютно официально заявляю, на что направлен законопроект. Здесь написано так: "Решение об использовании автомобильной дороги... на платной основе... для проезда транспортных средств, за исключением легковых автомобилей". Если есть предложения по редакционной правке ко второму чтению, естественно, правительство будет поддерживать их учёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Данчикова Галина Иннокентьевна. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к авторам проекта. Понятно, что для того, чтобы обеспечивать доступность в районах Крайнего Севера, необходимо использовать различные формы и различные источники, однако возникает такой вопрос: не получится ли, что появятся определённые сложности и трудности для нашего населения, жителей Крайнего Севера? Я хочу привести пример: у нас построили к причалу частную дорогу, поставили шлагбаум и, по сути, закрыли проезд для населения, лишили возможности пользоваться переправой, в итоге руководство правительства республики вынуждено было построить альтернативную дорогу. Это первый вопрос. И второй вопрос касается расценок, которые существуют. Может быть, авторы опровергнут эти данные, но сейчас я получила информацию в виде таблицы расценок по мосту, указанному в пояснительной записке: для большегрузных машин по расценкам, которые вот сейчас у меня на руках, 900 тысяч рублей будет стоить поездка в одну сторону через мост, указанный в пояснительной записке. Можете ли вы сказать, кто будет контролировать эти расценки? АЛАФИНОВ И. С. Спасибо большое, Галина Иннокентьевна, за вопрос. Ну, вы абсолютно правильно задали вопрос: да, частный бизнес сейчас не ограничен в том, чтобы построить частную дорогу и начать взимать за проезд по ней плату, при этом у региона, у главы региона, который подотчётен своим избирателям, общается с парламентом региона, возможности сделать это нет. Мне кажется, что, дав такую возможность, мы избежали бы как раз ситуации, когда некая частная компания, взяв в аренду тот или иной земельный участок, действует монопольно, без связи с регионом. Я ещё раз отмечу, что по закону в обязанности региона входит установить не только максимальный размер платы и перечень льготников (а это могут быть не только перечисленные в законопроекте категории), но и методику взимания платы, расчёт по такой методике, то есть это будет полностью подконтрольно, и до принятия решения о введении такой платы опубликовать эти документы, показать их обществу, показать, как будет развиваться этот объект инфраструктуры. Что касается таблицы, ну, у нас данные несколько разнятся. Возьмём тридцатитонный автомобиль - стоимость движения по переправе для него составляет 38 тысяч рублей, столько берёт частная компания, это конкретный пример. Тарифы по тому проекту, который подготовил регион, будут снижены в 2 раза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, если взять в целом территории, которые подпадут под действие закона, - районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, - то получится практически одна треть Российской Федерации (в том числе и мои территории - Ямал, Югра, Тюменская область - почти полностью подпадут под действие данного закона), а мы все понимаем, что живём в едином федеративном государстве - Российской Федерации. И вопрос у меня будет к представителю Комитета по транспорту и строительству. Сергей Юрьевич, скажите, поднимался ли на заседании комитета, тем более что комитету предстоит работать над законопроектом и во втором, и в третьем чтении, следующий вопрос. Вот нам представитель министерства пояснил, что субъекты Российской Федерации сами будут разрабатывать методики, заниматься вопросами тарифа, ценообразования. По сути дела, получается, что у нас снова нет единого подхода ко всем российским регионам и жители опять будут видеть, что на одной территории большой тариф, на другой территории маленький тариф. Наверное, всё-таки это неправильно. Вот, на ваш взгляд, как депутата и представителя комитета, каким может быть решение этого вопроса, чтобы методика и тарифы всё-таки были едиными на всей территории Российской Федерации? ТЕН С. Ю. Спасибо за вопрос. На самом деле такая методика есть, правительство такую методику утвердило, и я думаю, что все регионы должны придерживаться той методики, которая существует на федеральном уровне. Такая методика у нас в стране есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Иннокентию Сергеевичу. Скажите, Иннокентий Сергеевич, будут ли такие дороги реально доступны для владельцев легковых автомобилей? Не станут ли они дорогами только для бизнеса? Ведь известно: если дорога построена, скажем, для горно-обогатительного комбината, ехать по ней на легковой машине, по существу, невозможно из-за несоблюдения требований к безопасности движения. Это первое. И второй вопрос. Бесплатный проезд будет только для лиц, постоянно проживающих на этой территории, или и для транзитных водителей, которые владеют легковым автотранспортом? АЛАФИНОВ И. С. Действительно, на сегодняшний день есть ряд технологических дорог, которые создаются предприятиями, добывающими минерально-сырьевые ресурсы и на которые другие автомобили не допускаются по причине того, что эти дороги создаются по требованиям, отличным от требований к дорогам общего пользования. Как раз наличие в законопроекте такого положения означает, что автомобильная дорога или искусственное сооружение строится по всем соответствующим СНиПам и ГОСТам для автомобильных дорог общего пользования, ограничение доступа к которым законодательно запрещено. Если такие факты будут, у нас есть специальная служба - Ространснадзор, которая будет, естественно, это выявлять. Это ответ на первый вопрос. Ответ на второй вопрос. Законопроект предусматривает, что независимо от места регистрации легкового автомобиля движение по таким дорогам осуществляется на бесплатной основе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иннокентий Сергеевич, нет ли опасения, что ситуация будет развиваться следующим образом? Возьмём Ненецкий автономный округ, где в Заполярном районе давно начали строить дорогу в сторону Республики Коми, жители с нетерпением ждут, когда же будет сообщение о её открытии. Условно, нефтяная компания вложит деньги, построит, на первоначальном этапе разрешат в соответствии с законом гражданам ездить бесплатно, а большегрузному транспорту - за плату по определённому тарифу, что в конечном счёте, конечно, будет влиять на стоимость товаров, которые будут продаваться в Ненецком автономном округе. Государство скажет: "Ну дорога же есть, поэтому нам нет смысла строить альтернативную". А со временем встанет вопрос о том, что граждане начали самостоятельно в большом количестве возить для себя товары, и начнут вводить какие-либо заградительные меры, в том числе финансового характера, обременительного характера. В итоге всё это ляжет на плечи простых граждан, дороги бесплатной не будет и государство как бы вопрос решит. Нет ли опасения, что вот так будет развиваться ситуация конкретно в Ненецком автономном округе? АЛАФИНОВ И. С. Спасибо большое за вопрос. Действительно, эта дорога строится довольно давно, я помню, что услышал о ней лет пятнадцать назад. Там ещё более 80 километров абсолютно чистой земли, никакой дороги нет. При тех объёмах финансирования, которые выделяются на эту дорогу, она будет строиться, наверное, ещё долго. Мы говорим о том, что, в случае если это новое строительство, объект может быть построен на платной основе, при этом, вы правильно отметили, легковой транспорт будет передвигаться бесплатно. Собственно говоря, у правительства нет никаких задач по обременению или наложению каких-либо запретов на перевозку тех или иных личных вещей, товаров для личного пользования на легковых автомобилях по этой инфраструктуре. Мы говорим о том, что наличие такой автомобильной дороги в том числе выгодно крупным предприятиям, разрабатывающим те или иные месторождения. На сегодняшний день они не вкладываются в такую инфраструктуру, они строят технологические дороги, на которые, наоборот, не пускают граждан, проживающих на этих территориях. И мы говорим, что как раз за счёт взимания платы с таких пользователей эта дорога может быть создана быстрее и, собственно говоря, окупятся инвестиции, которые в неё вложены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю правительства. Да, безусловно, частично озабоченность уже была выражена в других вопросах депутатов, но всё-таки вновь о тарифах. Вот вы сейчас рассказывали о методиках - да, методика существует, но "гладко было на бумаге, да помешали всем овраги". Не появится ли непреодолимое и твёрдое, устойчивое желание возвратить деньги, которые были потрачены на дороги, и возложить тарифы на тех, кто не освобождён от уплаты, например на владельцев гужевого транспорта, оленьих упряжек, собачьих упряжек, велосипедистов, мотоциклистов, таксистов и так далее? Не получится ли, что будет желание, непреодолимое и жгучее, обложить такими тарифами тех, кто не освобождён от уплаты, а альтернативы у них не будет? АЛАФИНОВ И. С. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. В комитете по транспорту мы как раз обсуждали в том числе вопрос о том, чтобы внести как минимум ещё одну категорию владельцев транспортных средств - мотоциклистов, добавить легковые автомобили, а также прописать иные виды транспорта, которые имеют допуск к проезду по дорогам общего пользования и которые принадлежат гражданам или не принадлежат, но относятся к специальным категориям (есть определённые категории транспортных средств). Мы договорились, что в рамках процедуры второго чтения опасение, которое вами высказано, обсудим и доработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иннокентий Сергеевич, у нас в Якутии много частных, ведомственных, или, как вы сказали, технологических дорог, они не соответствуют требованиям, предъявляемым к дорогам общего пользования, эксплуатируют их те, кто построил, - интересно, они учитывают, окупая эту дорогу, прибыль, которую они получают, извлекая полезные ископаемые?.. Но у меня другой вопрос. Вы в своём выступлении сказали, что речь идёт о дорогах общего пользования, то есть о требованиях, которые предъявляются к дорогам общего пользования, - а кто будет их эксплуатировать, то есть кто будет собирать деньги, когда они вступят в строй? АЛАФИНОВ И. С. Федот Семёнович, спасибо за вопрос. В настоящее время в Российской Федерации есть два принципа сбора платы. Первый принцип - такая плата собирается в бюджет субъекта Российской Федерации и субъект Российской Федерации ежегодно выплачивает, осуществляет возврат инвестиций за определённый промежуток времени частному инвестору. Второй принцип - плата собирается напрямую частным инвестором на дороге. В таких случаях, как правило, устанавливается норма: если сбор превышает порог, определённый решением субъекта Российской Федерации о заключении соглашения о частных инвестициях, то либо понижается тариф, либо сверхдоход перечисляется в доход соответствующего бюджета, в данном случае бюджета субъекта. На федеральном уровне такие инструменты есть, мы ими пользуемся. Я знаю, что субъекты, в которых достаточно развито государственно-частное партнёрство в автодорожной сфере, также таким инструментарием пользуются. Мы, как министерство транспорта, готовы обеспечить работу с субъектами, показать эти механизмы и показать, как они работают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иннокентий Сергеевич, скажите, пожалуйста, за чей счёт будут отбиваться деньги, которые инвесторы будут вкладывать в строительство дорог? Они будут строиться там, где практически нет крупного бизнеса, там, где в лучшем случае есть средние предприятия, в основном малый бизнес, и использование представителями малого бизнеса этих дорог разорит абсолютное большинство предпринимателей. Прокомментируйте, пожалуйста. АЛАФИНОВ И. С. Валентина Николаевна, как я уже отмечал, мы говорим о создании новой инфраструктуры. Если такой инфраструктуры не было, малый бизнес ею и не пользовался. Более того, никакой частный инвестор не придёт в проект, который нацелен на извлечение доходов только с малого и среднего бизнеса, наиболее флуктуационного в своём развитии: сегодня он есть, завтра он чуть затухает по причине снижения покупательной способности, потом развивается. И проекты, которые мы рассмотрели, касаются как раз тех дорог, которыми будет пользоваться крупный бизнес, - этот перечень у меня есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иннокентий Сергеевич, следующий вопрос: почему предлагаемый вами законопроект относится только к автомобильным дорогам или участкам автомобильных дорог, построенным и введённым в эксплуатацию со дня вступления в силу закона? В районах Крайнего Севера уже существуют платные дороги? Если да, это, по моему мнению, ставит в неравные условия граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и имеющих легковой автотранспорт. АЛАФИНОВ И. С. Спасибо за вопрос, Михаил Сергеевич. Информации о наличии на Крайнем Севере платных региональных дорог, которые не имеют альтернативного проезда, у министерства транспорта нет. Это запрещено законодательством Российской Федерации, и, если такие случаи вам известны, я прошу вас нам, как министерству транспорта, о них сообщить. Мы даём право, как я уже говорил, по новому строительству, по новым дорогам. Ещё раз подчеркну: если существует региональная дорога пятой, четвёртой, третьей - не важно какой - категории, законопроект не предусматривает возможности перевода её в платные даже путём реконструкции. Если этот объект был создан и введён в эксплуатацию до принятия закона, он останется бесплатным: граждане им уже пользовались, на его создание организациями и гражданами были уплачены налоги. Законопроект не предусматривает перевода таких объектов на платную основу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Иннокентий Сергеевич, возвращаясь к вопросу о ценообразовании: вы прекрасно помните, какой скандал был в связи со стоимостью проезда по платной Ленинградке, а тут Крайний Север - себестоимость дорог в разы больше. Из вашего выступления и из выступления представителя комитета я не услышал, как и кто будет регулировать стоимость проезда по таким частным дорогам. АЛАФИНОВ И. С. Игорь Андреевич, спасибо за вопрос. Действительно, был вопрос, связанный с проездом по М-11, он как раз заключался в том, что тариф уже был установлен концессионным соглашением, но при этом методика, которую должно было разработать Министерство транспорта и принять правительство, ещё не вышла. В короткие сроки такая методика определения максимального размера платы и методика расчёта размера платы Правительством Российской Федерации были утверждены, на сегодняшний день они распространяются на все федеральные платные дороги. Исходя из норм уже существующего законодательства до принятия решений о переводе вновь созданного объекта автомобильной инфраструктуры на платную основу такие же две методики - и методика определения максимального размера платы, и методика расчёта размера платы - должны быть утверждены соответствующим регионом, субъектом Российской Федерации единомоментно. Более того, скажу, что федеральная методика тоже подразумевает разный размер платы по времени года, по времени суток. Собственно говоря, такая методология может быть применена субъектами и при утверждении своих методик, и мне кажется, что как раз здесь субъекты могут ориентироваться на Правительство Российской Федерации в части как раз установления таких механизмов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Синяговский Владимир Ильич. СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, извините, почему-то не удалось записаться на вопрос. Уважаемый Иннокентий Сергеевич, я представляю комитет по транспорту. Вопрос много обсуждался, конечно, я убеждён, что по этой теме надо принимать решение, но... Я представляю южную территорию, вот сейчас вернулся оттуда, встречался с избирателями, с депутатами - там уже об этом говорят. Всё-таки я считаю, что необходимо больше заниматься информированием населения, обсуждать эту тему с местными товарищами. Вот возникают вопросы о бесплатном проезде грузовиков, которые находятся в личной собственности, в частной, на которых люди зарабатывают, ну и много других вопросов, которые надо сегодня обсуждать, потому что волнения уже пошли. АЛАФИНОВ И. С. Принимается. Информационное обеспечение, конечно, за министерством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пушкарёв Владимир Александрович, пожалуйста. ПУШКАРЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня большинство транспортных схем Арктической зоны временные и зависят от климатических условий. Изменить эту ситуацию призван рассматриваемый законопроект. Как депутат от Ямало-Ненецкого автономного округа, хочу сообщить, что данного решения ждут многие жители Крайнего Севера. Люди проживают в сложных климатических условиях и труднодоступных местах, приходится пользоваться платными паромными переправами, а жители многих населённых пунктов используют только так называемые зимники или же воздушный транспорт. Действующее законодательство запрещает применение любых форм платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда, и если для большинства регионов Российской Федерации это является выполнимым условием, то обеспечить повсеместный бесплатный проезд в Арктической зоне невозможно. На территории продолжают свою деятельность платные сезонные и небезопасные понтонные и паромные переправы - это единственный способ преодоления крупных водных преград. Строительство постоянных мостовых переходов, на которые есть спрос инвесторов, остаётся нереализованным. Приведу конкретный пример: с вводом в эксплуатацию магистрального газопровода "Заполярье - Пурпе" масштабный импульс получила добыча углеводородов на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецком автономном округе, при этом дорога к полуострову с 70-х годов прошлого века остановилась на станции Коротчаево у реки Пур, что почти в 300 километрах от мест добычи крупных месторождений Гыданского полуострова, а за рекой постоянно проживает более 34 тысяч жителей в таких крупных муниципальных образованиях, как Тазовский и Красноселькупский районы и посёлок Уренгой. Таким образом, данный законопроект решает следующие вопросы: во-первых, для жителей - это строительство мостов вместо платных переправ, причём бесплатным останется проезд для легковых автомобилей и транспорта экстренных служб; во-вторых, для бизнеса - это постоянный проезд, не зависящий от времени года, при этом цена за проезд уменьшится по сравнению с ценой за паромную переправу; в-третьих, страна приобретёт новые инвестиции и частное софинансирование важнейших инфраструктурных проектов. Надо сказать, что строительство через реку Пур запланировано и имеются необходимые инвесторы. Такое строительство окупится за счёт взимания платы с крупного бизнеса по перевозке грузов для промышленных объектов. Коллеги, расширяя сферу применения механизмов государственно-частного партнёрства и упрощая порядок заключения концессий, мы сможем улучшить условия жизни на Крайнем Севере. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. По количеству вопросов, заданных сегодня докладчикам, можно говорить о том, что эта проблема действительно волнует и депутатов, и наших избирателей. Я не случайно задал вопрос о сумме - сколько средств можно было бы привлечь, по данным министерства, в дорожную отрасль. И я так понимаю, что Иннокентий Сергеевич назвал цифру "400" в первом приближении, но это при отсутствии закона, при проработке, а реально, я думаю, при внедрении данного закона сегодня мы можем привлечь около 1 триллиона рублей, то есть это практически годовой бюджет дорожной отрасли. Это колоссальная сумма, которая в принципе, если данный закон не будет работать, либо просто уйдёт в офшоры, либо будет использована, скажем так, путём приобретения каких-то средств для личного потребления тех, кто сегодня получает эти колоссальные деньги. Но вопрос в другом. Первое, нам надо решить вопрос привлечения этих средств. Второе, нам нужны дороги. И самое главное, третье, нам нужно, чтобы этот закон заработал так, чтобы граждане - не важно, какой у них транспорт, про легковой-то мы услышали, но есть и грузовой транспорт, - и те, кто на этом берегу, и те, кто на другом берегу, не пострадали. Можно ли этого добиться? Реально-то, оказывается, можно. Сегодня де-факто такие переправы существуют и колоссальные деньги, которые платят, закладываются в себестоимость продукции. И кстати, государство никоим образом повлиять на стоимость переправы не может, потому что запретить строить нельзя, а если частник переправу построил, то может назначить любую стоимость. В случае государственно-частного партнёрства влияние государства на все процессы, в том числе даже на тариф, чтобы проезд был бесплатный, огромное. Иннокентий Сергеевич, вы посмотрите, у нас в других министерствах существует практика участия государства в эксплуатационных затратах, в частности, сегодня благодаря этому развивается солнечная энергетика, при этом тариф для населения такой же. Если вы именно в таком аспекте возьмёте это под контроль: чтобы не увеличивалась стоимость продукции, чтобы не увеличивалась стоимость проезда - и будете выделять на компенсацию бюджетные средства (пусть это будет, там, 10 миллиардов, но привлечь удастся триллион), тогда, я считаю, будет решена колоссальная задача. Но для этого надо работать. В первом чтении мы не видим, что будет именно так, но посылы, основы для этого есть. И можно, вообще, рассматривать это как пилотный проект и дальше распространить его на другие территории, если вы с этой задачей справитесь. То есть это касается не только Севера, здесь важен принцип - принцип экономии капитальных расходов государства за счёт эксплуатационных затрат и государственно-частного партнёрства. Вперёд! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Иннокентий Сергеевич! Для начала хочу вернуться к заседанию Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, на котором мы рассматривали данный законопроект. На заседании присутствовали члены Совета Федерации, потому что этот законопроект детально прорабатывался именно в Совете Федерации, именно туда, наверное, принесли какие-то цифры, какие-то экономические раскладки, мотивации, которые позволили Совету Федерации понять экономику всего вопроса. Но когда шло заседание Комитета по транспорту и строительству, увы, мы цифр практически не видели и не слышали, то есть мы не понимаем, как складывается экономика всего этого вопроса. Цифры, какие примерно будут затраты на реализацию данного проекта, тарифы, прозвучали только сейчас. Что касается методики расчёта тарифов. Я не просто так задал этот вопрос. Запросите стенограмму заседания нашего комитета - на заседании комитета был задан вопрос о том, какова же будет методика расчёта тарифа, и, насколько я помню, Евгений Сергеевич Москвичёв, председатель комитета, сказал, что правительство должно будет подготовить данную методику и показать Комитету Государственной Думы по транспорту и строительству, чтобы мы чётко понимали, какие это будут цифры. Говорить о том, что этим будет заниматься регион, что у региона есть соответствующие методики, он воспользуется какими-то моделями... знаете, эти времена, по-моему, уже прошли. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, что Государственная Дума принимает закон, несёт за него полную ответственность, а регион потом говорит: слушайте, а что вы хотите, это депутаты Государственной Думы принимают такие законы, а мы вынуждены здесь их исполнять! Вот чтобы такого не было, фракция ЛДПР готова будет поддержать во втором чтении, в третьем чтении данный законопроект, только если вы принесёте и покажете все эти методики в Государственной Думе. Кем они будут созданы, Правительством Российской Федерации или регионом, - это вопрос второй, главное - принесите и покажите, как это будет рассчитываться. Что хотелось бы ещё понимать? Ну, мы понимаем, что те же самые грузоперевозчики, грузовые автомобили могут иметь разную тоннажность - свыше 12 тонн, меньше 12 тонн. Вот коллеги сегодня высказывали опасения на предмет того, что люди, исходя из того что для грузоперевозок будет рассчитан определённый тариф (и он, естественно, будет рассчитан), начнут перевозить товары любыми другими способами, чтобы избежать этих платежей. Ну вы же знаете, наш человеческий ум хитрый! Вот почему мы должны исключить возможность закручивать гайки, чтобы в ближайшее время, в ближайшей перспективе, как только проект будет реализован, не начали какие-то "каблучки" - ну, знаете автомобиль "москвич", - какие-то лёгкие "газельки" обкладывать данью. Я от фракции, Александр Дмитриевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - от фракции. СТАРОВОЙТОВ А. С. Понимания этого у нас на данный момент тоже пока нет. И в целом давайте посмотрим на текст законопроекта. Данный законопроект касается только одного проекта строительства моста через реку или в целом всего Крайнего Севера? Естественно, он касается всего Крайнего Севера, тем не менее цифры, которые вы даже сегодня на заседании Государственной Думы приводите, относятся только к одному проекту. А сколько ещё на Крайнем Севере нереализованных проектов? И люди сидят ждут, что Федерация обратит на них внимание, построит мосты, дороги, а мы говорим: слушайте, у нас денег-то нет, нет денег, поэтому теперь мы пойдём по пути государственно-частного партнёрства и будем строить вам платные дороги и платные мосты. Например, в Астраханской области, от которой я выдвигался и работал в прошлом созыве, огромное количество муниципальных образований - Олег Васильевич Шеин не даст соврать, - которые и сейчас используют исключительно понтонные мосты, для того чтобы можно было попасть на материковую часть Астраханской области, на материковую часть России. Они тоже ждут, когда появится что-то в виде моста, в виде какой-то дороги, чтобы можно было беспрепятственно круглый год ездить. Мы сейчас, получается, этим законопроектом расписываемся в собственном бессилии, говорим: друзья, ну нет у нас денег, нет денег, поэтому давайте мы пойдём по алгоритму строительства платных участков дорог! Мне кажется, это неправильно. Должна быть отдельная федеральная целевая программа, которая должна будет объединить все проблемные участки, будь то Крайний Север или любой другой регион Российской Федерации. Мы чётко должны понимать, где у нас проблемные участки и сколько нужно выделять в рамках этой программы денег каждый год, чтобы Федерация вкладывала их в государственно-частное партнёрство. Может быть, это совсем неплохой формат - ГЧП, концессия и так далее, и тому подобное, но давайте вспомним, как у нас камеры видеофиксации работают. Государство, в частности Росавтодор, предоставляет свою инфраструктуру, для того чтобы можно было разместить камеры видеофиксации, далее штраф делится на две части (ну, более-менее понятная методика): одна идёт концессионеру, другая идёт государству, как владельцу дороги. А почему здесь мы предоставляем всю инфраструктуру? Мост строится - это 300 миллиардов, 400 миллиардов или больше. Почему государство не будет зарабатывать на плате за проезд по тарифу? Государственно-частное партнёрство в таком формате нам кажется более понятным и гораздо более доступным. Ещё раз подчёркиваю, фракция ЛДПР готова будет во втором и в третьем чтениях поддержать данный законопроект, но только в том случае, если в ответ на все вопросы, которые сейчас были подняты, которые сегодня коллеги из всех фракций задавали, вы предложите какие-то более прозрачные, более понятные алгоритмы. Пока мы воздержимся от голосования. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, от фракции. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот странное у нас правительство или докладчики от правительства. Для чего вообще в любом государстве правительство? Для решения проблем. Ну даже если вы либералы, читайте Джефферсона, он говорил, что могущество любого государства зависит от деятельной промышленности, сельского хозяйства и свободы передвижения людей и товаров, а это подразумевает расширение сети дорог. Если посмотреть, что происходит у нас... Я вам рекомендую к завтрашнему "правительственному часу" обязательно подготовить для своего министра ответ на вопрос: что мы получили от системы "Платон"? Всем вам говорю: ГК "Автодор" имеет всего 1 тысячу километров платных дорог, известные концессионеры - 53 тысячи километров. И если вы посмотрите, сколько собрали одни и вторые и особенно сколько из собранного потратили на развитие инфраструктуры, то увидите, где эффективность - в частном или в государственном в данной ситуации, понимаете? Это первое. Второе. К сожалению, получается, что вы создаёте все условия для грабежа собственного населения. Вот если посмотреть, во сколько раз правительство увеличило штрафы для населения, во сколько раз увеличили тарифы, и параллельно с этим посмотреть, как же увеличиваются доходы граждан, то можно заплакать всем сразу и хором, понимаете? С моей точки зрения, данный законопроект в принципе, даже по заключению профильного комитета, лишает легковые автомобили вообще права ездить по этим дорогам - это в тексте так написано! - и всякое изменение будет изменением концепции законопроекта. Я вам объясню: в первом чтении мы с вами принимаем концепцию, то есть кому можно, кому нельзя и кто за скобками. В данном тексте, по сути, вы написали, что легковые автомобили вообще не рассматриваются как субъекты езды по этим северным дорогам. Вы поймите, у нас страна северная, у нас две трети территории в той или иной степени относятся к северным территориям! Вы затрагиваете очень серьёзный спектр вопросов, и я вас уверяю... Вот давайте посмотрим, как у нас реализуются всевозможные реформы. Нам здесь с этой трибуны пели такие соловьиные песни про мусорную реформу. Все сейчас работали в округах - какой вопрос был первым, если вы проводили приём? Приходили люди и говорили: слушайте, до Нового года всё убирали, вывозили вовремя, сейчас уже месяц всё завалено мусором и ничего не вывозится, а плату за вывоз мусора подняли в несколько раз. Точно так же и здесь. Я вас уверяю, принятие этого закона, даже с изменениями, приведёт к тому, что ушлые люди, аффилированные с определёнными властными структурами, обязательно то, что ещё вчера было доступным для всех, сделают платным и начнут собирать, как Остап Ибрагимович, деньги там, где вчера не собирали. Вот это самое первое, что случится, понимаете? Вы поймите, у нас самая страшная проблема в правительстве - это отсутствие ответственности и контроля за исполнением принятых решений. Ну, я вам самые, скажем так, большие примеры приведу. Было 11 указов, десять не выполнено - кто пострадал? Никто. А указы-то были правильными. Сейчас есть один большой указ, но я уверен уже сегодня, что с такими подходами, какие предлагает правительство, он не будет выполнен. Мне кажется, любое решение предполагает предварительный анализ ситуации и анализ того, как же у других. Посмотрите, китайцы что творят: 30 тысяч километров высококачественных дорог делают в год. Ну используйте их методы! У нас ведь богатая страна! А вы предлагаете всё грабить - вывозить, грабить - вывозить и с людей собирать. Людям уже голову нельзя поднять. Побыли бы вы на приёме! Я такого тяжёлого приёма за всё время депутатства не видел: 29 групп пришли и все от произвола стонут, понимаете? От поборов стонут! А вы дальше предлагаете частно-государственное партнёрство. Пора государственно-частное делать, понимаете? Но только задача государства - контролировать. Я вообще с улыбкой слушаю людей, которые говорят, что государство хуже. Да у государства самые дешёвые деньги, у государства весь аппарат насилия, но только надо знать систему и использовать её на благо государства, а не для набивания своих карманов! Мы не можем поддерживать законопроекты, которые коренным образом ущемляют интересы избирателей, да ещё и такие некачественные, если судить по отзывам. Надо качественнее выполнять свою работу! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, от фракции. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле достаточно сложный законопроект. У нас во фракции была сложная дискуссия, и я скажу, что наша фракция не готова поддержать этот законопроект по следующим причинам. Первое. Сегодня докладчик, представитель правительства, говорил о том, что нужно дать возможность в регионах, где нет никаких дорог, строить частные дороги, - мы с этим согласны, мы это поддерживаем. Мало того, там, где есть добывающие компании, которым крайне необходимы специальные дороги, например для использования транспорта повышенной грузоподъёмности, можно дать возможность построить такую дорогу, они будут её использовать, плюс она будет использоваться ещё и гражданами - бесплатно, подчёркиваю! Это хорошая идея, но вы опровергли эту позицию, сказав, что если частная компания будет строить дорогу общего пользования, то она должна соответствовать всем требованиям закона, а стало быть, требования, касающиеся ограничения по нагрузке на ось, тоже на неё будут распространяться. Вы противоречите сами себе! У меня сразу возник вопрос: а для чего тогда вы даёте частным компаниям такое право - строить дороги, вводить на них плату за проезд? При этом сразу же аргумент, который использовали, приводили в защиту этого законопроекта, опровергаете, говоря, мол, нет, если частная компания, та же "АЛРОСА", например, построит дорогу, для того чтобы использовать машины грузоподъёмностью 60 тонн, она не сможет их использовать, потому что, если она построит дорогу общего пользования, там будет ограничение нагрузки на ось. Это первое замечание. Второе. Очень смущает такая приписка в статье 1, в последнем абзаце: "...а также если участком такой автомобильной дороги является отдельное искусственное сооружение". Как может быть истолкована эта фраза? Была бесплатная дорога, была понтонная переправа, берут строят мост, и вся дорога становится платной, никакой альтернативы нет - как в этой ситуации быть? А если это мост через дорогу, просто мост через овраг? Была дорога, ну вот шла по оврагу, а потом мост построили - и всё, вся дорога стала платная, всё в соответствии с законом. Где альтернатива? Альтернативы нет. Хотя она была! Да, было неудобно, но было бесплатно, понимаете? То есть, получается, заявленные цели, которые вы здесь озвучили, не подтверждаются текстом законопроекта, вот в чём вопрос-то! Мало того, 21 вопрос был задан вам, большинство - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вы обратили внимание? А знаете, с чем это связано, о чём это говорит? Это говорит о том, что даже члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вам не доверяют, потому что то, что вы говорите здесь, не будет соответствовать практике применения этого закона, и потом всем нам, и в том числе членам фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", придётся краснеть перед своими избирателями. Они же задают вопросы, они говорят: "Вы сейчас для Крайнего Севера принимаете решение, а потом на юге тихо, маленькой поправочкой, распространите - и это будет дальше использоваться в любой точке Российской Федерации". Ну так у нас и проходят поправки! Помните закон о закупках отдельными видами юридических лиц? По поручению президента распространили процедуру электронных торгов, а во втором чтении незаметно воткнули поправочку, которой вывели из-под действия этого закона закупки у взаимозависимых лиц на триллионы рублей, вот так незаметно, понимаете, да? Мы боимся, что это будет из той же оперы, та же самая история. Если бы у нас было больше доверия к Правительству Российской Федерации, то, наверное, можно было бы поверить и на слово, что во втором чтении под присмотром нашего профильного комитета вы всё поправите и к третьему чтению выйдет закон... Может, так оно и будет, ну, тогда мы посмотрим другой текст. Но, хочу сказать, тогда этот текст должен быть не из двух статей, не на одной страничке, а гораздо больше, и тогда это будет совсем другой закон и по нему можно будет принимать решение. Сейчас наша фракция голосовать за такой законопроект не готова. Хотя, честно скажу, лично моя позиция: там, где нет вообще никаких дорог, нужно дать возможность частным компаниям строить дороги, я с этим согласен, но в тексте законопроекта этого нет, а мы голосуем не за идею, которую вы озвучиваете здесь с трибуны, а за текст проекта закона. И самое главное, мы потом будем отвечать за то, как будет применяться этот закон, коллеги, именно за это мы будем отвечать - не за то, что сказал представитель правительства здесь, а за то, как закон будет применяться, граждане с нас потом спросят. Вы с этим сталкиваетесь и сейчас: выезжаете в регионы - вам кучу вопросов задают, правильно? Какие сладкие речи вам представитель правительства здесь поёт, когда требует поддержать тот или иной проект закона!.. Вы его поддерживаете, а потом вам приходится краснеть перед избирателями. Чтобы нам не пришлось краснеть перед избирателями, давайте заставим правительство более качественно работать. Этот законопроект мы не поддерживаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, нас пытаются убедить принять этот закон одним аргументом - о том, что через реку Пур на Ямале нужен мост. С этим никто не спорит, но, мне кажется, это можно решить не законопроектом. У меня на севере Свердловской области, в Серовском районе, в деревне Филькино, мост размыло, и теперь люди вместо пяти минут, как раньше, три или четыре часа идут десять километров через лес, по зимнику, по болоту, уклоняясь от волков, и никому нет дела до этого, администрация Серова говорит, мол, дорого мост восстанавливать, ходите так - давайте тоже закон примем для деревни Филькино! Но ведь странно будет звучать такое предложение, правда? Мы прекрасно понимаем, что там, где нет дорог вообще, наверное, надо строить, в том числе за счёт частного инвестора, лишь бы они там появились. Но этот закон демотивирует региональные власти вообще заниматься строительством дорог: всегда можно концессионера притащить, сделать платную дорогу, поставить шлагбаум. И подтверждение того, что завтра это экстраполируется на всю Россию, по сути, уже есть: вчера у нас во фракции была встреча с руководством Министерства транспорта, и ответ на этот вопрос в письменном виде у нас есть - действие этого закона может распространяться на 60 процентов территорий Российской Федерации, которые можно отнести к Крайнему Северу или к территориям с низкой плотностью железных дорог, то есть мы принимаем закон не для строительства моста на реке Пур на Ямале, мы принимаем для 60 процентов территорий Российской Федерации. При этом фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" принципиально выступает против платных дорог в отсутствие альтернативы. Я напомню историю, которая произошла год назад в Ростовской области, когда два населённых пункта, село Самарское и посёлок Опорный, были отрезаны, жители потеряли возможность бесплатно ездить в Ростов, - коллеги из Ростова не дадут соврать, была такая ситуация, - потому что альтернативная дорога была только на картах, в реальности её не было. Люди платили 50 рублей в одну сторону, а учитывая, что практически всё население этих населённых пунктов работает в Ростове, они каждый день туда и обратно ездили, по 100 рублей в день платили, 500 рублей в неделю - выходило несколько тысяч в месяц. Что тогда сделали? Пришлось всем подключаться, всем навалиться, был народный сход, была встреча с Росавтодором, депутаты от партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" активное участие в этом принимали - в итоге мы добились... Им не обнулили плату, потому что по закону это сделать, оказывается, нельзя, но сделали 50 копеек - минимальную плату установили. Ну хоть какое-то решение проблемы. Если мы примем этот закон, у нас завтра такие проблемы будут в каждом регионе, и в каждом регионе нам придётся разбираться с населёнными пунктами, жителям которых придётся платить за то, чтобы выехать из них. Как можно голосовать за такой непроработанный законопроект, слушая обещания правительства, что ко второму чтению он будет идеальный, я не понимаю. У нас во фракции свободное голосование - лично я буду голосовать против. Коллеги, нельзя принимать закон в таком виде. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович, с места. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, если вернуться даже к пояснительной записке, можно увидеть там замечательную фразу: "От результатов деятельности добывающих компаний на Севере России в значительной мере зависит доходная часть федерального бюджета". Да, хорошая фраза, понятно, что добывающие компании - нефтедобывающие, газодобывающие - работают там уже не первый год. Мой избирательный округ - это в том числе территории Ямало-Ненецкого автономного округа и, как и у многих коллег, не только территории Крайнего Севера, но и приравненные к ним местности. И возникает объективный вопрос: а что же раньше было на реке Пур? Так вот раньше там работали - и сегодня продолжают работать - два понтона, а в зимний период там ледовая переправа. Тарифы, о которых сегодня было сказано, действительно очень высокие, они очень больно бьют по конечному потребителю - по гражданам России. Да, конечно, если удастся сделать всё для того, чтобы снизить стоимость перевозки, в том числе переправы, это будет хорошо, но где гарантия, что завтра водители легковушек, которые не платят, не должны будут за это платить? Давайте посмотрим: а могло бы государство само построить этот мост, который бесплатно обошёлся бы гражданам, в том числе тем, кто перевозит грузы? Возникает странная ситуация: через реку Пур идёт дорога Новый Уренгой - Коротчаево - Тазовский, и вот после Коротчаева и после реки Пур начинается дорога, которая принадлежит предприятиям "Газпрома", то есть фактически это дорога, которой нет альтернативы, в том числе дороги, которая находится в муниципальной собственности, но машины ездят, ездят бесплатно, и никто не поднимает вопрос о том, чтобы эту дорогу сделать платной. Так что, наверное, надо в комплексе смотреть всё решение этой ситуации. Если мы говорим про регионы, то надо сказать, что, конечно, регионы давно построили бы мост через реку Пур, но они его не строят. Говорится о том, что у них денег нет, - а откуда у них деньги появятся, если мы сначала 1 процент налога на прибыль у них изымаем, а это миллиарды и миллиарды, потом налог на движимое имущество у них изъяли? Конечно, этих денег не будет. На мой взгляд, регионы могли бы самостоятельно профинансировать и построить эту дорогу, которая очень нужна, в том числе профинансировать строительство мостовой переправы через реку Пур, по которой на Север идёт оборудование, это дорога для освоения новых месторождений компании "ЛУКОЙЛ" и для завода "Арктик СПГ-2", строящегося на Гыданском полуострове. Так что, наверное, всё-таки государство должно более активно в этом процессе участвовать. На моей памяти нет, я не помню ни одного проекта ГЧП, который не потребовал бы в будущем новых денег государства, - рано или поздно этот мост снова ляжет на бюджет, потребуются затраты на ремонт, и кто опять понесёт издержки? Опять наш российский налогоплательщик. На мой взгляд, законопроект нужно продумать, нужна единая методика по всей Российской Федерации - страна единая, и федеративное устройство ещё раз это подчёркивает. Надо ещё раз внимательно рассмотреть, подумать при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении и изучить, как это скажется на других регионах России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Говорят, у Сталина был план строительства железной дороги через Норильск, через всю Арктику, через Якутск в Магадан и в Америку. Я к тому, что Север нельзя осваивать, нельзя обустраивать, нельзя развивать без дорог, все мы это понимаем, но сейчас мы обсуждаем строительство платных, частных дорог на Севере - насколько это правильно? Давайте посмотрим, какой у нас в Якутии опыт строительства и эксплуатации этих самых частных дорог. Сразу на память приходит случай, когда в 2015 году в Ленинском районе Якутии на частной дороге "Сургутнефтегаза" местный житель, которому охранники компании "Сургутнефтегаз" запретили ехать по технологической дороге Витим - Талакан, открыл стрельбу: он просто не выдержал, нервы у человека не выдержали; жители нескольких посёлков Ленинского района были лишены права свободно передвигаться по территории России; всё это вылилось в открытый конфликт, в решении которого были задействованы руководство республики и, конечно, руководство компании "Сургутнефтегаз". Впоследствии дорога стала платной для перевозчиков товаров, в том числе продуктов питания, - то есть цены на прилавках взлетели - а пропуска для легковых автомобилей стали выдаваться только избранным, только своим. Хочу, чтобы каждый присутствующий депутат понял, что каждый пятый у нас в стране живёт за чертой бедности, а Север у нас вообще нищий, пора это признать. Люди оттуда мечтают уехать - это тоже надо признать, - но у них нет для этого средств, нет возможностей, нет дорог, а разрешить строить платные дороги - это значит обдирать и без того нищее население. Если "Сургутнефтегаз" собирает последние копейки с местных жителей, что уже говорить о других компаниях, которые придут и будут строить эти так называемые платные дороги?.. Добывающие компании, мне кажется, обязаны выполнять помимо основной деятельности социальные функции, предоставлять и без того малочисленному населению возможность пользоваться построенной "дорогой жизни". Кажется, мы начинаем забывать про социальные обязанности, про социальную ориентированность добывающих компаний, и неудивительно, что они травят наши реки, убивают дороги. А теперь они ещё будут собирать деньги с населения. Мы категорически против данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Пожалуйста. Микрофон включите в правительственной ложе. АЛАФИНОВ И. С. Буквально коротко. Прозвучал ряд действительно важных вещей. Хотелось бы сказать, что законопроект направлен не на создание частных дорог, которые и так уже создаются, а как раз на создание государственной инфраструктуры субъектов, которые могут регулировать тарифообразование, имеют право в соответствии с действующим законодательством субсидировать такие тарифы по тем категориям граждан, которые будут платить, и полностью быть владельцами этой дороги и отвечать за всё, что на ней происходит. Что касается технических требований, то, действительно, дороги общего пользования... Есть ГОСТы и нормативы, которые устанавливают минимально допустимые требования, если в рамках частного проекта строится автомобильная дорога или искусственное сооружение с повышенными прочностными характеристиками, что необходимо как раз для перевозок продукции нефтяных и газовых компаний, то законодательство этого не запрещает. И ещё раз напомню: мы обсуждаем не конкретный законопроект под конкретный субъект - есть 22 проекта в 10 субъектах Российской Федерации, которые мы за это время обсудили с субъектами. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 16 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 40 чел.8,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.